ИЗВЕСТИЯ ВЕЛИКОЛУКСКОЙ ГСХА 2019 №1
УДК 005. 32
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ СЕТИ «АПТЕКА НЕВИС»
Алла Борисовна Малышева1, ст. преподаватель Валерия Викторовна Малышева2, обучающаяся
1 ФГБОУВО «Великолукская государственная сельскохозяйственная академия», Россия, г. Великие Луки
2 ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», Россия, г. Санкт-Петербург
В настоящее время понятию «социально-психологический климат» как одному из показателей, влияющих на эффективность работы организации, уделяется большое значение, так как от сплоченной работы всего коллектива, ориентированной на выполнение общей цели, зависит эффективность работы организации в целом.
Благоприятный социально-психологический климат способствует устойчивому психологическому настрою работников и определяет отношение членов коллектива друг к другу, к своему труду и ко всем формам жизнедеятельности.
В статье раскрыто понятие «социально-психологический климат». Согласно учению В.М. Шепеля, раскрыты характеристики трех климатических зон отношений между людьми, таких как социальный климат, моральный климат, психологический климат.
На примере сети «Аптека Невис» показан социально-психологический климат фармацевтической компании. Раскрыты положительные аспекты социально-психологического климата компании, закономерности социально-психологических методов.
В условиях рыночной экономики руководитель любой коммерческой организации, в том числе и сети «Аптека Невис», должен особое внимание уделять созданию благоприятного социально-психологического климата, способствующего эффективной работе организации.
В статье показаны основные методы управления социально-психологическим климатом сети «Аптека Невис». Приведены методы мотивации сотрудников компании, к которым относятся карьерный рост, материальная мотивация, социальные гарантии, внутрисе-тевое обучение. Руководством аптеки большое значение уделяется подбору сотрудников, обладающих не только определенными знаниями, но и наделенных определенными качествами, такими как коммуникабельность и отзывчивость.
Создание благоприятного социально-психологического климата в сети «Аптека Невис» способствует развитию благоприятных условий жизнедеятельности компании, достижению положительных результатов производственной деятельности.
Ключевые слова: социальный климат, моральный климат, психологический климат, социально-психологический климат.
Важнейшим источником плодотворной работы любой организации является ее коллектив. В связи с этим качественное управление человеческими ресурсами и создание комфортного социально-психологи-
ческого климата являются фактором роста производительности труда и эффективности работы организации в целом.
Одной из динамично развивающихся сетей аптек в Северо-
Западном регионе является сеть «Аптека Невис», в которой работает более 2000 сотрудников. В связи с этим создание оптимального социально-психологического климата в коллективе для руководства компании является одним из факторов успешного развития в рыночных условиях, а значит, и эффективности работы в целом.
Понятие «социально-психологический климат», как показано в работе С. Михайлова, было раскрыто доктором философских наук Виктором Максимовичем Шепелем [4]. По определению В.М. Шепеля, психологический климат - это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей.
В.М. Шепель считал, что климат отношений между людьми состоит из трех климатических зон: социальный климат, моральный климат, психологический климат [1].
Для социальной зоны характерно соблюдение всех конституционных прав и обязанностей работников как граждан данной страны.
Моральная зона ориентирована на принятие работником определенных моральных ценностей, характерных для данной организации.
Психологическая зона рассматривает неофициальные отношения, которые складываются между работниками, находящимися в непосредственном контакте друг с другом.
Социально-психологический климат включает комплекс различных характеристик и измеряется системой показателей, на основании
которых возможно оценить его уровень и состояние [5].
Различают благоприятный и неблагоприятный социально-
психологический климат.
Неблагоприятный социально-психологический климат характеризует неудовлетворенность деловыми и эмоциональными отношениями членов коллектива между собой и отрицательно влияет на результативность их совместного труда, индивидуальную работоспособность [4].
Благоприятный социально-психологический климат положительно влияет на производительность труда и является одним из важных и главных факторов коллективной деятельности предприятия. Поэтому профессиональные межличностные отношения, сплоченность участников коллектива, проявление симпатий сотрудников друг к другу, желание находиться в коллективе являются главными условиями в организационной деятельности любого предприятия, в том числе и в сети «Аптека Невис».
Благоприятный социально-психологический климат сети «Аптека Невис» основывается на следующих характеристиках:
- информирование сотрудников о целях и задачах, стоящих перед ними для выполнения совместной работы. Передача в данном случае поддерживается вертикальной системой информации и включает в себя регулярные отчеты, текстовую информацию и наличие единой компьютерной сети;
- доброжелательные отношения между всеми участниками коллектива;
ИЗВЕСТИЯ ВЕЛИКОЛУКСКОИ ГСХА 2019 №1
- умение работников в межличностных конфликтах находить оптимальные варианты их разрешения;
- построение доверительных отношений между сотрудниками;
- субсидиарная ответственность каждого члена коллектива за проделанную работу;
сплоченность коллектива [3].
Особое внимание для поддержания благоприятного социально-психологического климата уделяют таким свойствам личности как коммуникабельность, организованность, трудолюбие, вежливость, пунктуальность, тактичность, а также инициативность.
Руководство сети «Аптека Невис» для создания благоприятного социально-психологического климата базируется на использовании закономерностей социологии и психологии.
Управлять социально-психологическим климатом - это значит управлять человеком в коллективе, его отношениями с людьми, создавать для каждого благоприятные условия на работе и в быту, воздействовать на факторы, которые этот климат формируют [2].
Выявлено, что в сети компании «Аптека Невис» создаются благоприятные условия для труда и отдыха сотрудников внутри коллектива.
Одним из благоприятных факторов является фактор трудоустройства. Сеть аптек находится на территории г. Санкт-Петербурга, Ленинградской, Новгородской, Псковской областей и Республики Карелия, в связи с этим специалисты, получившие образование и желающие работать в данной компании, имеют возможность работать в пяти субъектах Российской Федерации.
Материальная мотивация сотрудников заложена в начислении заработной платы, которая состоит из окладной части и премиальных. По уровню заработной платы среди служащих аптек компания занимает одну из ведущих позиций.
Сотрудники компании имеют возможность карьерного роста. Образовательная структура сети «Аптека Невис» приведена на рисунке 1.
0 17,00%
I незаконченное
высшее
среднее специальное
Рисунок 1 - Структура уровня образования сотрудников сети «Аптека Невис» В настоящее время сотрудники, получившие среднее профессиональное образование и работающие в сети «Аптека Невис», составляют более 50%. Фармацевтические должности в аптечных организациях занимают провизоры или фармацевты. Сотрудники аптеки проходят обязательное постдипломное образование, оплачиваемое организацией, а также имеют право на получение оплачиваемого отпуска при получении высшего образования.
Все работники компании имеют все социальные гарантии. Компания также оплачивает оформление личной медицинской книжки и прохождение медицинского осмотра.
Большое внимание в аптечной сети уделяется подбору персонала. Заведующие аптекой, принимая на работу сотрудника, оценивают не только его профессионализм, но и такие качества как коммуникабельность, отзывчивость. Создание в кол-
лективе доброжелательной, доверительной атмосферы способствует сплоченности коллектива, а значит, его эффективной работе.
Положительное влияние оказывает сменный график работы -2 через 2, с 09.00 до 21.00, что дает возможность сотрудникам восстановить силы в выходные дни.
В аптеках в основном работают женщины. Мужчины составляют менее 1%. Средний возраст сотрудников - 35-40 лет. В зависимости от проходимости, в смену работают от 2 до 5 сотрудников. На сегодняшний день текучесть кадров составляет 0,15%, что является крайне низким показателем для фармрынка.
На социально-психологический климат внутри коллектива большое значение оказывает корпоративная жизнь, позволяющая сплотить сотрудников компании для повышения эффективности их работы. Для сети «Аптека Невис» характерно регулярное проведение тренингов, обучающих мероприятий, семинаров и
конференций; проведение ежеквартальных конкурсов от производителей и руководства сети, где в качестве приза можно получить: путешествия по России, зарубежные поездки, прогулки на яхте, участие в спортивно-развлекательных мероприятиях и др. Проводятся корпоративные праздники и мероприятия, способствующие сплочению сотрудников.
В условиях рыночной экономики руководитель любой коммерческой организации, в том числе и сети «Аптека Невис», должен особое внимание уделять созданию благоприятного социально-психологического климата, способствующего эффективной работе организации.
Уделяя большое значение созданию благоприятного социально-психологического климата, руководство сети «Аптека Невис» способствует: развитию благоприятных условий жизнедеятельности компании; достижению положительных результатов производственной деятельности.
Библиографический список
1. Антонова Н.В. Социально-психологический климат в организациях с различным типом корпоративной культуры [Электронный ресурс] / Н.В. Антонова // Национальный исследовательский университет. Высшая школа экономики. - Режим доступа: http://psviournals.ru/files/64956/8 Antonova.PDF, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
2. Егорова Л.С. Управление социально-психологическим климатом на предприятиях / Л.С. Егорова, Н.Ю. Челнокова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. - 2008. - №2. - С. 161-168.
3. Кифа Л.Л. Социально-психологические факторы эффективного труда работников [Электронный ресурс] / Л.Л. Кифа, Е.В. Ерзамаева // Современные научные исследования и инновации: электронный науч.-практ. журн. - 2018. - Режим доступа: http://web.snauka.ru/lssues/2016/12/76526, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
4. Михайлов С. Социально-психологический климат производственной организации в различных социально-экономических условиях / С. Михайлов // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2013. - №1 (25).
5. Показатели социально-психологического климата [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://psvllst.net/socpsv/00041.htm, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус.
E-mail: alla.schatz@yandex.ru
182112 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Ленина д. 2, ФГБОУ ВО Великолукская ГСХА
Тел.: (81153) 7-17-72