удк 316.35 социально-психологический аспект
работы кураторов со студенческой группой
social and Psychological Aspects of Supervisor-Student Group Interactions
Т. И. Рогозина - доцент кафедры философии и психологии Омского юридического института, кандидат психологических наук
T. i. Rogozina - Associate Professor of the Department of Philosophy and Psychology at Omsk Law Institute, PhD
Аннотация. Статья посвящена проблемам кураторской службы в вузе, функциям куратора, проблемам формирования студенческой группы в коллектив.
The article discusses university supervisor service, supervisor's mission, transforming a student group into a collective.
Ключевые слова: куратор, содержание деятельности, поддерживающий подход, адаптация. Supervisor, outline of responsibilities, supportive approach, adaptation.
Свойственная рынку конкуренция между образовательными учреждениями заставляет повышать качество работы. Доминирующей целью для вуза, как и любой другой организации, является ориентация на результат. В самом простом изложении ориентация на результат представляет собой отношение того, что получено на выходе, к тому, что вложено на входе (в соответствии с неким заданным стандартом). Так как высшее учебное заведение как организация ориентировано на человеческие ресурсы, то предполагается при оценке эффективности, как один из ее аспектов, анализ личностного и профессионального роста студента, который должен осуществляться в соответствии с поддерживающим подходом (предполагается переключение основного внимания с контроля над студентами на активную поддержку их роста). Перспективы реализации поддерживающего подхода в вузе имеются, так как наряду с преподавательским составом создана и функционирует кураторская служба.
Однако существует много неразрешенных вопросов, наиболее существенные из которых сле-
дующие: что такое психологическая служба, какова ее структура, каким целям она служит, что является ее предметом и продуктом.
Г. М. Грановская под психологической службой понимает такую специально организованную систему психологического обеспечения процесса образования, которая является идеологом, организатором процесса развития личности будущего специалиста1. Куратор - это опекун, попечитель, а кураторство - это должность, звание, призвание. Служба - это польза, деятельность, жизнь для других, полезное дело2.
Одним из главных направлений в работе куратора является реализация индивидуального подхода по отношению к студентам на основе психологических исследований и наблюдений3. деятельность куратора подчинена общим целям обучения и воспитания будущих специалистов в вузе, организации успешного выполнения конкретных учебных и воспитательных задач, стоящих перед студенческой группой.
деятельность любого должностного лица всегда регламентируется правами и обязанно-
1 См.: Грановская С. М. Элементы практической психологии. Л. : ЛГУ, 1988. 560 с.
2 См.: Рогозина Т. И. Психологический аспект работы кураторов со студенческой группой // Актуальные проблемы высшего гум. образ. и восп. в Сибири. Омск : ОГИ, 2006.
3 См.: Рогозина Т. И. Актуальные проблемы кураторской службы в психологической работе со студенческой группой. Учебно-методическое обеспечение профессиональной образовательной программы лингвистического вуза : сб. науч. статей. Омск : Омский ин-т иностр. яз., 2007.
Вестник Омского юридического института. 2011. № 4 (17)
стями. Распространяется это правило и на работу куратора академической группы. Основываясь на направленности содержания действий, задачи, стоящие перед кураторами, можно классифицировать следующим образом.
Информационные функциональные задачи. В их содержание входит ознакомление студентов с историей возникновения, деятельностью и перспективами развития вуза, профилем кафедр, традициями института, со структурой учебного процесса в вузе и его отличиями от обучения в школе, с режимом труда и отдыха, организацией самостоятельной работы, а также со структурой и деятельностью студенческих органов самоуправления.
Интеграционные функциональные задачи имеют большое значение в основном на первых двух курсах, когда куратор решает основную психологическую задачу - объединение студентов в единый работоспособный коллектив. С этой целью куратор организует мероприятия, вокруг которых можно объединить всю группу студентов, т. е. от сложившихся стихийно микроколлективов переходить к организации коллектива группы. При демократическом стиле деятельности куратора и правильном подборе перспективных дел академическая группа сравнительно быстро поднимается до высшей стадии развития коллектива. К данной группе задач относятся также оказание помощи активу, поднятие его авторитета в глазах всего коллектива.
Организационные функциональные задачи предполагают регулярную организацию и проведение различного рода воспитательных и культурно-массовых мероприятий.
Планово-отчетные функциональные задачи направлены на своевременную разработку и составление перспективного плана работы группы на весь срок обучения или на каждый учебный курс, а также текущих планов на семестр, анализ состояния воспитательной работы и выявления тенденций развития коллектива.
Управленческие задачи:
- планирование и организация воспитательной работы в группах с учетом особенностей коллектива группы;
- создание воспитательной среды и повышение мотивации обучающихся;
- контроль за учебной деятельностью, посещаемостью занятий студентами;
4 См.: Грановская С. М. Указ. соч.
- ведение необходимой документации;
- участие в семинарах, административных и методических совещаниях.
Коммуникативные задачи:
- помощь в установлении и регулировании межличностных отношений в группе;
- помощь учащимся в адаптации в группе, вузе;
- поддержание благоприятного психологического климата в коллективе;
- построение оптимальных взаимоотношений «преподаватель-студент», «вуз-родители», «родители-студенты».
Диагностические задачи:
- выявление наиболее системных проблем для исследования;
- изучение личностных особенностей студента для реализации индивидуального подхода;
- фиксация его стремления к самореализации;
- накопление полученных результатов, их систематизация и анализ4.
Организацию жизни студенческого коллектива, направленную на формирование будущего специалиста, невозможно осуществить без всестороннего изучения каждого студента и группы в целом. Поэтому изучение особенностей академической группы справедливо считается исходным этапом в организации коллектива и создании четкой системы учебно-воспитательной работы. Следовательно, изучение студентов - это не самоцель, а необходимое условие правильного выбора соответствующих форм, методов и приемов организации деятельности кураторской службы в каждый конкретный период учебы.
Основываясь на вышесказанном, можно сформулировать основные правила, которых следует придерживаться при изучении личности студента и особенностей студенческой группы:
1) изучать студента необходимо в процессе деятельности (учении, общественных делах);
2) изучать студента надо в коллективе академической группы и в других коллективах, членом которых студент становится в связи с избираемым видом внеаудиторных занятий. Особое внимание должно быть обращено на отношение к коллективу и систему межличностных взаимоотношений;
3) организация изучения, выбор методов и методик изучения личности, соблюдение педа-
гогической этики должны быть такими, чтобы у студента возникла положительная ответная реакция - желание раскрыть свою личность, провести самоанализ качеств личности, дать им объективную самооценку, исходя из требований избранной профессии;
4) программу изучения студентов необходимо составлять с учетом профессиограммы будущей специальности.
При благоприятном положении человека в системе взаимоотношений коллектив выступает как фактор развития личности. Куратор должен быть в курсе динамики групповых процессов и таким образом ею управлять, чтобы эффективность влияния коллектива на студента и эффективность работы всей группы в целом была наибольшей. При этом в первую очередь надо уметь управлять теми групповыми процессами, которые формируют самооценку студента.
Студенческий коллектив проходит в своем развитии ряд стадий.
Первая стадия сопоставляется с тем периодом адаптации, когда первокурсники усваивают нормы и традиции жизни в вузе. Привыкание студента затрудняется, прежде всего, несовпадением способов преподавания в средней школе и в вузе. Недостаточное понимание лекций, излагаемых в иной манере, чем в школе, отсутствие ежедневного контроля вначале могут отрицательно влиять на успеваемость, посещаемость, самочувствие студентов и нередко ведут к разочарованию и потере уверенности в своих силах. Приспособление замедляет и смена бытовых условий, поэтому особо трудна адаптация для иногородних студентов. Общение в новом коллективе также нередко приводит к определенным психологическим трудностям, одна из которых - нарастание напряженности в отношениях и конфликты. Для этой стадии характерен повышенный уровень тревожности, который может осложнять общение с преподавателями и сокурсниками.
Эти травмирующие факторы разрушают оптимальное распределение функций психики и понижают тем самым вероятность преодоления препятствий. На данной стадии работа кураторов должна быть направлена на обеспечение процессов адаптации: поддержание адекватной самооценки, регуляцию уровня тревожности, создание эмоционального положительного фона общения, профилактику и снижение конфликтности.
Вторая стадия характеризуется сложившимся общественным мнением, опираясь на которое
коллектив может решать свои проблемы и самостоятельно, поэтому чем лучше психологический климат в группе, тем выше ее члены оценивают друг друга и тем эффективнее их взаимовлияние. Формальная учебная группа разделяется на несколько неформальных группировок, со своим лидером каждая. Куратор должен выделить ту, которая в большей степени воплощает ценности и нормы вуза, и способствовать росту ее авторитета, участвовать в динамике групповых процессов, используя адаптивный подход.
Студенты желают скорее изучать дисциплины, прямо связанные с их будущей профессией, но на этой стадии, как правило, идет блок общих дисциплин, что, на наш взгляд, снижает активизацию интереса и внимания. Поэтому необходимо усиление мотивации. Полезно своевременно обратить внимание студентов на то, что многие из них ориентированы на репродукцию. такая ориентация не может сформировать из них творческих работников, следовательно, нужно менять установки на формы учебы. На этой стадии актуальна работа, направленная на изучение и формирование благоприятного психологического климата (направленность, организованность, активность, сплоченность, интегра-тивность, референтность), мотивационной сферы, креативности.
И, наконец, на третьей стадии каждый член студенческого коллектива не только принимает групповые нормы, но и становится выразителем общественного мнения (с тем условием, что две предыдущие стадии были успешны).
На старших курсах роль кураторов радикально меняется. В этот период важна переориентация куратора на проблемы профессионального самоопределения и организацию самостоятельной научной и практической работы студента, обучение профессиональной этике работы в коллективе. На этой стадии значима роль куратора в ускоренной социальной и профессиональной адаптации студента как будущего специалиста.
таким образом, мы считаем, что эти проблемы являются актуальными для кураторской работы по поэтапному формированию эффективного студенческого коллектива, превращению его в такую общность, где достигнута согласованность действий и осуществляется сознательная взаимопомощь в достижении общей цели получения знаний и реализации общих интересов, где каждый ощущает гордость за выбор профессии, за свой вуз.