Научная статья на тему 'Социально-психологический анализ симулякров в сми'

Социально-психологический анализ симулякров в сми Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
880
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / MASS MEDIA / ПСИХОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ / PSYCHOLOGY OF JOURNALISM / СИМУЛЯКР / SIMULACRUM / СОЦИАЛЬНО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL INFLUENCE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Тузова Ольга Николаевна, Тузова Анастасия Павловна

В данной статье поднимается проблема социально-психологического влияния на человека через создание симулякров в СМИ. Раскрывается содержание и суть симулякра в СМИ. Приводятся примеры социально-психологического влияния на аудиторию из отечественных источников средств массовой информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PSYCHOLOGICAL ANALYSIS OF SIMULACRUMS IN THE MASS MEDIA

This article raises the problem of social and psychological influence on a person through the creation of simulacra in the media. The article reveals the content and essence of the simulacrum in the media. Examples of social and psychological influence on the audience from domestic sources of mass media are given.

Текст научной работы на тему «Социально-психологический анализ симулякров в сми»

Психология

УДК: 316.6

кандидат психологических наук Тузова Ольга Николаевна

Мурманский арктический государственный университет (г. Мурманск); студентка 4 курса Тузова Анастасия Павловна

Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций Санкт-Петербургского государственного университета (г. Санкт-Петербург)

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СИМУЛЯКРОВ В СМИ

Аннотация. В данной статье поднимается проблема социально-психологического влияния на человека через создание симулякров в СМИ. Раскрывается содержание и суть симулякра в СМИ. Приводятся примеры социально-психологического влияния на аудиторию из отечественных источников средств массовой информации.

Ключевые слова: средства массовой информации, психология журналистики, симулякр, социально -психологическое влияние.

Annotation. This article raises the problem of social and psychological influence on a person through the creation of simulacra in the media. The article reveals the content and essence of the simulacrum in the media. Examples of social and psychological influence on the audience from domestic sources of mass media are given.

Keywords: mass media, psychology of journalism, simulacrum, social and psychological influence.

Введение. В эру постправды объективные данные фундаментальной реальности отходят для потребителей информации на второй план, уступая место воззваниям к эмоциям. В этих условиях реальные факты постепенно подменяются симулякрами — копиями, не имеющими на самом деле оригинала. Симулякры порождают собственную действительность, в которой становится невозможно отличить правду от вымысла. Средства массовой информации также участвуют в этом процессе. Определённые издания публикуют фальшивые новости с целью прибыли или пропаганды, другие СМИ распространяют их, принимая за правду. Современный человек потребляет информацию практически непрерывно, и зачастую для него оказывается невозможным сориентироваться и разобраться в этом потоке.

Актуальность выбранной темы обусловлена особой необходимостью в понимании правдивости или ложности предоставляемой СМИ информации.

Изучением симулякров занимались такие философы, как Ж. Батай, Ж. Бодрийяр, Ж. Делёз. Проблема психологии лжи, психологии ее влияния на человека разрабатывалась такими психологами как О. Фрай, Р. Чалдини, П. Экман, С. Б. Уолтерс, Е. Спирица, С. И. Симоненко и др. Несмотря на интерес современных исследователей к данной теме, мало изученной остаётся практическая сторона этого вопроса. На сегодняшний день в психологии журналистики существует не так много работ, посвящённых изучению фальшивых новостей как симулякров. Данный факт позволил сформулировать цель данного исследования: провести социально-психологический анализ симулякров в российских СМИ.

Для достижения данной цели был сформулирован ряд задач:

1. Изучить содержание понятия «симулякр» в специальной литературе;

2. Определить значение фальшивой новости как симулякра;

3. Проанализировать способы создания симулякров в российских СМИ;

4. Описать методы психологического воздействия при предоставлении СМИ ложной информации на конкретных примерах.

Объектом представленного исследования являются симулякры в СМИ.

Предметом данной работы являются симулякры в СМИ как фактор социально-психологического влияния.

Использовались следующие методы: теоретический анализ литературы по проблеме исследования; мониторинг; работа с первоисточниками; контент-анализ.

В качестве эмпирического материала были использованы материалы СМИ за 2017 год: «RTVi», «Russia Today», «Рен ТВ», «Лента.ру», «РИА Новости».

Изложение основного материала статьи. Прежде чем рассматривать данное понятие, необходимо сформировать единое семантическое пространство в плане его понимания.

В различных словарях под симулякром понимается «термин философии постмодернизма, в онтологической проекции фиксирующий способ осуществления событийности, который реализуется в акте семиозиса и не имеет иной формы бытия, помимо перцептивно-символической; в гносеологической своей проекции используется для обозначения внепонятийного средства фиксации трансгрессивного опыта».

Иными словами, симулякр — семиотический знак, выдаваемый за копию объекта, не существующего в объективной реальности.

Впервые термин «симулякр» в современном значении ввел Жорж Батай. Прежде, в частности в трудах Платона, под ним подразумевалась любая репрезентация; это слово использовалось в значении копии, действительно имеющей оригинал в реальности.

В диалоге «Государство» Платон через миф о пещере поясняет суть учения об идеях. Пещера, в которой люди закованы так, что сидят лицом к стене и спиной к просвету, является аллегорией на физический мир. Вне пещеры, перед просветом, другие люди проносят вещи, однако узники видят только их тени, которые принимают за сами вещи. В философии Платона все объекты чувственной действительности — копии идей, которые люди принимают за оригинал. Вследствие этого, копии элементов реальности — картины, скульптуры — понимаются как копии копий и воспринимаются как симулякры.

На сегодняшний день понятие «симулякр» употребляется в том значении, в каком его употреблял Жан Бодрийяр: «псевдовещь, замещающая «агонизирующую реальность» постреальностью посредством симуляции».

В основной части трактата «Симулякры и симуляция» Ж. Бодрийяр говорит о «прецессии симулякров». Это явление он понимает как метод, с помощью которого симулякр предвосхищает реальность, становится первостепенным. Симулякров в нашей жизни становится столько, что символы и знаки оказываются более значимыми, чем смыслы, которые они должны подразумевать.

По Ж. Бодрийяру, образ развивается поэтапно. На первой стадии это доброкачественная копия, достоверно отображающая действительность. На второй — злокачественная копия, которая «маскирует и искажает фундаментальную реальность». К таким копиям можно отнести отредактированные фотографии или вырванные из контекста цитаты, причём важной составляющей является искажение смысла оригинала. Третья стадия характеризуется отсутствием в реальности объекта копирования. Знак маскирует не реальность, а её отсутствие. Примером такого образа могут служить текстовые материалы о событиях, которых не было, но которые могли бы повлиять на реальное положение дел. Последняя, четвёртая стадия — чистая симуляция, где симулякр является «собственным симулякром в чистом виде». Он не опирается на объективную действительность, а создаёт свою, становится отправной точкой собственной фиктивной реальности, которую Ж. Бодрийяр называет гиперреальностью. О. А. Печенкина определяет её как особый «мир моделей и симулякров, никак не соотносимых с реальностью, но воспринимаемых гораздо реальнее, чем сама реальность, — этот мир, который основывается лишь только на самом себе».

Этим процессом управляет симуляция, выдавая ничто за нечто стирая границы между правдой и вымыслом. Симулякры — результат симуляции, порождаемой гиперреальностью «при помощи моделей реального, не имеющих собственных истоков и реальности».

Важную роль в процессе создания симулякров играют средства массовой информации. Симуляция, производимая массмедиа, более гибкая, но столь же эффективная. В современном мире уже нельзя полагаться на свидетельства очевидцев, фото- и видеоподтверждения, поскольку они могут оказаться частью симуляции и, более того, делать её более правдоподобной.

В. А. Сидоров подчёркивает роль СМИ в формировании картины действительности, говоря об общественных институтах в связи с проецированием их в медиа. В статье «Социальные институты как медийная проекция» на примере панк-молебна «PussyRiot» в храме Христа Спасителя в 2012 году показано, как изображение реальности, данное вне контекста и в иной системе ценностей, искажает её видение, в частности меняет облик церкви в глазах читателей.

Проведённое В. А. Сидоровым, Н. Л. Ивановым, О. В. Корженевой, К. Р Нигматуллиной исследование ценностей, демонстрируемых в материалах СМИ по вопросу акции группы «PussyRiot» проводилось с точки зрения политики, религии и культуры. Анализ консервативно-православных и либеральных изданий, позиции которых в этой сфере можно считать полярными, показал, что ценностные суждения, основанные на религии, в представлены в материалах СМИ обоих направлений в меньшей степени по сравнению с политическими и культурологическими высказываниями. Журналист зачастую стремится не столько показать реальную ситуацию, сколько обозначить свою позицию, высказать собственное мнение, которое по определению субъективно и, следовательно, не может достаточно достоверно отражать объективную реальность.

Из этого автор заключает, что массмедиа не только ретранслируют социальные смыслы, но и продуцируют новые. СМИ «начинает структурировать культурное пространство в понятиях медийной реальности», то есть, по сути, создаёт гиперреальность.

Ж. Бодрийяр также подчёркивает роль СМИ в информационных войнах, которые всегда основываются на симуляции. Смысл этих войн заключается в распространении ложной информации с целью оговорить противника, и главным оружиям здесь являются СМИ, которые эту информацию транслируют.

Фальшивые новости (фейки) — это информационная мистификация или распространение ложной информации в медиа с целью введения в заблуждение, для извлечения финансовой или политической выгоды. Фейки также могут создаваться с другими намерениями или ненамеренно, например, при тиражировании информации из непроверенных источников.

Фальшивая новость не обязательно является симулякром, поэтому возникает необходимость определить, когда она становится элементом симуляции. Если «определить» значит найти предел, границу, отделить от прочего, важно сказать о том, какие фейки симулякрами не являются. Условно фейки можно классифицировать по трём группам:

1. Сатирические новости;

2. «Жёлтые» новости;

3. Новость-симулякр.

Сатирическая новость — это информация о явлениях реальности, полностью или частично выдуманная, которая, тем не менее, преподносится в СМИ как настоящий журналистский материал. Такие новости носят юмористический характер. Некоторые исследователи предлагают разделять фейк и сатиру, однако по факту сатирическая новость является именно фальшивой, поддельной. Тем не менее, её нельзя назвать симулякром, поскольку она не призвана подменять реальность вымыслом, а напротив, зачастую привлекает внимание к реальной проблеме. Также сатирическая новость может выполнять исключительно рекреационную функцию. В любом случае, её особенность в том, что она не притворяется реальной, правдивой. Такие новости могут публиковаться в специальных изданиях, таких как американский «The Onion» или российский портал «Лапша», для них часто характерны гиперболизация и абсурд. Они не скрывают, что описываемого объекта нет в реальности, то есть не выдают себя за его копию, а значит, не являются симулякрами.

По многим признакам фейки схожи с «жёлтой» прессой:

1. Высокий тираж: фальшивая новость не имеет смысла, если недостаточно распространяется и не оказывает влияния на восприятие массами людей реальности; обычно фейк публикуется в одном сетевом источнике и копируется множеством СМИ.

2. Практически полное отсутствие аналитических и публицистических материалов: обычно фейки это именно новости, констатация некого «факта».

3. Выделяющиеся заголовки: используются для привлечения внимания.

4. Значительное количество иллюстраций: обусловлено необходимостью убеждения в достоверности фальшивого факта.

При этом большинство «жёлтых» новостей, например, сплетни о знаменитостях, очевидно ложные. Они создаются по принципу кликбейтинга, присущая им сенсационность используется лишь для привлечения большего количества читателей («кликов») и, следовательно, большей прибыли. Иными словами, авторы в таких случаях преследуют исключительно цель финансовой выгоды, правдоподобность и доверие аудитории не имеет для них значения, и такие фейки нельзя отнести к симулякрам.

Е. А. Сазонов классифицирует «жёлтые» издания следующим образом:

1. «Промежуточные» издания, склоняющиеся к качественной прессе и имеющие некоторые признаки «жёлтой»;

2. Бульварные издания. По сравнению с «промежуточными» они больше направлены на извлечение прибыли;

3. Собственно «жёлтые», для которых характерны все типоформирующие черты «жёлтой» прессы, выделяются сенсационностью;

4. Полупорнографические и порнографические издания.

Среди этих типов публикация фейков-симулякров наиболее вероятна в «промежуточных» изданиях.

Для фейка-симулякра характерна правдоподобность. Поэтому он обычно создаётся на основе реальных событий и первоисточников (фото- и видеоматериалов, цитат). Кроме того, информация в новости может быть в целом достоверной, но поданной так, что реальная картина искажается: этому способствует, к примеру, умалчивание. Больше всего читатель доверяет фейкам, опубликованным в авторитетных источниках.

Этот феномен связан с тем, что основой любого журналистского материала является факт. Выделяют два класса фактов:

1. Объективные, существующие вне зависимости от человеческого сознания;

2. Гносеологические, представляющие собой «отражение в человеческом сознании объективных фактов»; к ним относятся знания, научные сведения, факты искусства и публицистические».

Журналист обычно работает с фактом социальным, имеющим отношение к различным сферам общественной жизни. Социальный факт относят к классу объективных, независимых от человеческого сознания. В процессе подготовки журналистского материала он подвергается анализу и становится публицистическим фактом, который уже является гносеологическим. В этот момент, на этапе анализа, объективный факт может приобретать некоторые черты, не соответствующие реальности.

М. Н. Ким отмечает, что журналистский факт не равен объекту, который он описывает, социологическому факту. Кроме того, «факты не только отбираются и подвергаются определенной оценке, но и сравниваются и сопоставляются с другими сведениями», «вскрываются его социально-политические, экономические, идеологические и иные значения».

Симулякры в СМИ тесно связаны с политической пропагандой. В частности, во время избирательной кампании в США в 2016 году появилось множество фальшивых новостей о Хиллари Клинтон, из-за которых, как считают некоторые аналитики, она потерпела поражение на выборах.

В процессе конвергенции массмедиа и их проникновения в интернет социальные сети начинают играть важную роль в информационном пространстве. СМИ зачастую ссылаются на посты в Facebook и Twitter как на первоисточник, и нередко это способствует распространению фальшивых новостей. Во время президентских выборов в США пользователи Facebook сделали больше репостов фейков, чем достоверных новостей, поскольку информация, оказавшаяся ложной, была более ожидаемой.

Резюмируя, можно отметить, что фальшивая новость может считаться симулякром, если она способна искажать представление об объективной реальности. Иными словами, ложная информация тогда становится фейком-симулякром, когда она скрывает свою ложность.

Сатирические новости, а также «жёлтые» новости, созданные с целью извлечения прибыли и выполняющие рекреационную функцию, не являются симулякрами, поскольку не соответствуют этому критерию и, по сути, не скрывают своей ложности.

Причина появления такого количества фейков заключается в публикации непроверенной информации. Кроме того, СМИ обычно стремятся выложить новость как можно раньше.

Таким образом, при создании симулякров в СМИ могут использоваться такие способы, как монтаж, освещение событий и цитирование вне контекста, ложная трактовка событий и материалов.

Социально - психологический анализ симулякров в СМИ позволяет увидеть оказываемое психологическое воздействие на аудиторию.

Рекламодатели, продавцы, а также и средства массовой информации используют существующие стереотипы и создают новые в целях влияния на потребителя. Например, во многих новостях о женщине, отрезавшей голову воспитанницы, упоминалось о том, что она исповедует ислам. Обычно не указывалось, что её преступление имело некий религиозный смысл, однако стереотипное мнение о мусульманах в России способствовало разжиганию исламофобии.

Также примечательно, что более привлекательной человеку кажется запрещённая информация. Вследствие этого материалы, подверженные цензуре, кажутся более важными, чем те, что находятся в свободном доступе.

Ещё одним важным фактором психологического влияния является необходимость в социальном доказательстве. Человек часто склонен делать то, что делает большинство. По этому принципу работает закадровый смех в телешоу: если многие находят что-то смешным, значит, это действительно смешно. В данном случае включается эффект группового давления.

Наиболее эффективно и часто используются в СМИ такие методы психологического воздействия, как убеждение, внушение и манипуляция. Обычно они применяются в комплексе, а иногда при помощи вспомогательных методов: например, заражение, просьба, принуждение. Чтобы избегать этого влияния, необходимо видеть и различать попытки воздействия.

Рассмотрим методы воздействия в фейках российских СМИ.

Некоторые фальшивые новости публикуются СМИ ненамеренно, поэтому в таких случаях сложно говорить о психологическом воздействии, поскольку издания и не преследовали цели за счёт них на что-то повлиять. Однако источник ложной информации, намеренно способствовавший её распространению, может решать таким способом какие-либо задачи.

Например, феминистки, участвовавшие в акции 8 марта и подделавшие снимок, объясняют свои действия так: «Мы молодцы! В положительном или отрицательном контексте — неважно — вы продолжаете говорить слово „феминистки" и сейчас». Девушки используют метод самопродвижения, создавая громкую новость для того, чтобы быть услышанными.

Томмасо Дебенедетти, ставший источником фейков о смерти Светланы Алексиевич, делает подобное не впервые. Прежде он создавал фейковые аккаунты президента Афганистана, премьер-министра Италии, публиковал сообщения о смерти Фиделя Кастро, Михаила Горбачёва и Джоан Роулинг.

Дебенедетти утверждает, что его акции направлены на СМИ, а не на читателя: он обращает внимание, что медиа должны внимательнее относиться к выпускаемой ими информации.

В новости «Дональд Трамп не пожал руку Ангеле Меркель» на портале «Russia Today» уже в заголовке констатируется не какое-либо действие, а его отсутствие, из-за чего создаётся ощущение необходимости и важности этого действия. Не сразу уточняется, при каких обстоятельствах действие не было совершено, что заставляет предположить, будто оно не совершалось вообще.

Новость содержит пересказ тридцатисекундной видеозаписи, прикреплённой к сообщению. Видео повторяет текст вплоть до ремарки «Трамп молчит», которая дублирует изображение. Таким образом, молчание Трампа, которое, по сути, также является не действием, а отсутствием действия, фиксируется в сообщении трижды: в тексте новости и два раза на видеозаписи — в виде изображения и текста.

Иными словами, в сообщении описывается событие реальности, при котором акцентируется внимание на бездействии Трампа. Так, без какой-либо аргументации, аудитории внушается мысль о холодных отношениях между Трампом и Меркель.

В новости «Рен ТВ» о предполагаемом террористе текст также дублирует представленные изображения: подчёркивается, что он носит бороду и «на нем была мусульманская шапочка». Вместо верного названия «тюбетейка» автор предпочитает упомянуть, в какой среде принято носить этот головной убор. Тем самым он отсылает к образу мусульманина в контексте теракта, вследствие чего у читателя возникает ассоциация с террористами-смертниками. Далее высказывается предположение, что мужчина так оделся, чтобы «ввести в заблуждение следствие». Эти слова представлены как косвенная цитата «правоохранителей», возможно, с целью придать им веса через ссылку на более авторитетный источник. Каким образом такая одежда может ввести следствие в заблуждение, не поясняется.

В последнем абзаце автор переходит к констатации неподтверждённых фактов. «Предполагаемый террорист» становится просто «террористом», а его действия описываются как нечто известное, хотя на видео подтверждения этому описанию нет. Ничто не указывает на то, что это лишь возможный вариант развития событий, нет даже вводных слов «возможно», «вероятно».

Аудитории внушается не только мысль о том, что мужчина действительно подозревается в проведении теракта, но и передаётся неприязнь к нему, из-за которой проще поверить, что герой новости действительно террорист. Следовательно, автор текста использует такие методы воздействия, как внушение и заражение.

В материале «Ленты.ру» автор пытается передать читателю чувство жалости к бездомным. С этой целью он подробно рассказывает об их жизни: о «работах», которые им приходится выполнять, о том, кем они были до того, как потеряли жильё. При этом подчёркивается, что в этом нет их вины.

Последний абзац текста посвящён проблеме участия в конкурсе Юлии Самойловой, хотя данный факт не имеет прямого отношения к теме материала. Таким способом, через апелляцию к последнему и наиболее актуальному на данный момент конфликту, усугубляется непростое отношение к Украине, которое способствует доверию к негативной информации о стране.

Поскольку материал взывает к чувствам, автор текста также использует не только метод внушения, но и заражения.

Выводы. Таким образом, анализ различных фальшивых новостей, созданных с разными целями и посредством разных методов, позволяет выявить некоторые закономерности и предположить, что наиболее распространёнными методами психологического воздействия симулякров в СМИ являются внушение и заражение.

Проведенный контент - анализ некоторых российских СМИ за 2017 год: «RTVi», «Russia Today», «Рен ТВ», «Лента.ру», «РИА Новости», показал, что в настоящее время фальшивые новости действительно могут являть собой инструмент конструирования гиперреальности. Их фактическая основа вкупе с использованием журналистами методов психологического воздействия позволяет создавать материалы, кажущиеся правдоподобными и потому способные влиять на общественное мнение.

Очевидна необходимость в формировании у современного потребителя новостей критического отношения к предоставляемой массмедиа информации, умении отличать ложь от правды и защищаться от психологического влияния.

Литература:

1. Безруков А. Н. Симулякр как новая модель художественного текста // European Social Science Journal. 2014.

2. Брайант Дж., Томпсон С. Основы воздействия СМИ. - М.: Вильямс, 2004. - 425 с.

3. Бодрийяр Ж. Войны в Заливе не было. М., 2016.

4. Бодрийяр Ж. Дух терроризма. М., 2016.

5. Бодрийяр Ж. Общество потребления. М., 2006.

6. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция. Тула, 2013.

7. Новейший философский словарь. Под ред. Грицанова А. А. Минск, 2003.

8. Делёз Ж. Платон и симулякр. 1969.

9. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. СПб, 2001.

10. Караяни А. Г. Слухи как средство информационно-психологического противодействия // Психологический журнал. - 2003. - Т. 24. - № 6. - С. 47-54.

11. Ким М. Н. Основы творческой деятельности журналиста. СПб., 2011.

12. Ким М. Н. Технология создания журналистского произведения. СПб., 2001.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Лагутина О. В. Массовая, «жёлтая», бульварная пресса: к вопросу разграничения понятий // Известия ЮЗГУ. Серия Лингвистика и педагогика. 2013. № 2. С. 7-15.

14. Сидоров В. А. Социальные институты как медийная проекция. // Гуманитарный вектор. 2014. № 2 (38). С. 36-43.

15. Социология журналистики. Под ред. Корконосенко С. Г. М., 2004.

16. Маньковская Н. Б. Эстетика постмодерна. СПб., 2000.

17. Печенкина О. А. Этика симулякров Жана Бодрийяра. Тула, 2011.

18. Сокал А., Брикмон Ж. Интеллектуальные уловки. Критика философии постмодерна. М., 2002.

19. Столяреню Л.Д. Важнейшие элементы психологического воздействия (и сопротивления ему)// Элитариум. - 2010. - 22 ноября

20. Журналистика и социология. Под ред. И. Ф. Фомичевой. М., 1995.

21. Чалдини Р. Психология влияния. М., 1993.

22. Ямпольский М. Темнота и различие (по поводу эссе Жиля Делёза «Платон и симулякр») // Новое литературное обозрение, 1993, № 5.

23. Mark Poster. Jean Baudlliard. Selected Writings. Cambridge, 1988.

Психология

УДК:159.98

магистрант ИПиО Файзулина Зиля Фирдусовна

Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Казань); кандидат педагогических наук, доцент Муртазина Эльмира Ильдусовна

Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Казань)

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ В

ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация. Статья посвящена исследованию эмоционального интеллекта и копинг-стратегий в юношеском возрасте. Выявлены различия по показателям эмоционального интеллекта и способам совладающего поведения у студентов психологической и музыкальной специализации по показателям «эмоциональная осведомленность» и «эмпатия», по копинг-стратегиям «конфронтационный копинг», «самоконтроль», «планирование решения проблемы», «положительная переоценка». Полученные данные могут быть использованы для работы психологов со студентами Вузов, колледжей и общеобразовательных школах.

Ключевые слова: юношеский возраст, эмоциональный интеллект, копинг-стратегии.

Annotation. The article is devoted to the study of emotional intelligence and coping strategies in adolescence. Differences in the indicators of emotional intelligence and methods of coping behavior among students of psychological and musical specialization in terms of "emotional awareness" and "empathy" indicators, on coping strategies "confrontational copying", "self-control", "problem solving planning", "positive reassessment". The obtained data can be used for the work of psychologists with students of universities, colleges and general schools.

Keywords: adolescence, emotional intellect, coping strategies.

Введение. Юношеский возраст - это период поиска своего места в мире, где немаловажную роль играют процессы самосознания и самоопределения. Возрастает значимость, умение понимать, управлять своими и чужими эмоциями, способность к бескорыстному самопожертвованию. Это период формирования социальной зрелости [1, 2].

Данному возрасту характерна особая чувствительность, которая оказывается наиболее уязвима перед жизненными трудностями [2, 3]. Не обладая в полной мере жизненными навыками, юноши и девушки испытывают трудности в использовании эффективных механизмов психологической защиты [4, 5]. В связи с этим эмоциональный интеллект и копинг-стратегии являются значительными психологическими явлениями в жизни студентов юношеского возраста, необходимыми для успешной социализации. К данным психологическим конструктам формируется высокий научный интерес [6, 7, 8]. Так, изучением эмоционального интеллекта и копинг-стратегиями занимались следующие исследователи: Д.Гоулман, Д.Мэйер, П.Саловей, С.К. Нартова-Бочавер [9, 10]. Копинг-стратегии, как объект научного исследования находились в сфере интересов Т.Л.Крюкова, З.Х.Сиерральта [10, 11] и другие. В связи с выше изложенным, актуальной является проблема рассмотрения эмоционального интеллекта и способов преодоления жизненных трудностей, а именно выбора копинг-стратегий как механизма, который позволяет адаптироваться к изменяющимся социальным условиям.

Формулировка цели статьи. Цель данного исследования заключалась в исследовании особенностей эмоционального интеллекта и копинг-стратегий в юношеском возрасте. Мы предположили, что существуют различия в особенностях эмоционального интеллекта и копинг-стратегий у студентов музыкантов и психологов юношеского возраста.

Изложение основного материала статьи. Для исследования взаимосвязи эмоционального интеллекта и копинг-стратегий в юношеском возрасте среди студентов музыкантов и писхологов были использованы следующие методики: 1) «Уровень эмоционального интеллекта» (LEI - Level of Emotional Intelligence) (Беляев С.А., Янович А.И., Мазуров М.И.); 2) " Тест на определение эмоционального интеллекта" Н. Холла; 3) «Способы совладающего поведения Р. Лазаруса.

Выборка представлена юношеским возрастом в следующем соотношении: 50 музыкантов, обучающихся в Казанском музыкальном колледже им. И.В.Аухадеева, и 50 студентов психологов Казанского (Приволжского) Федерального университета. Средний возраст испытуемых - 18-20 лет.

На рисунке 1 представлены результаты исследования эмоционального интеллекта с помощью методики Н. Холла на выборке музыкантов и психологов юношеского возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.