Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОСЛЕДСТВИЙ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ ПОСЛЕДНИХ ДЕСЯТИЛЕТИЙ И СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ В РА'

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОСЛЕДСТВИЙ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ ПОСЛЕДНИХ ДЕСЯТИЛЕТИЙ И СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ В РА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
21
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экстремальные ситуации / военно-политические / социально-психологические изменения / ПТСР / векторы развития. / extreme situations / military-political / socio-psychological changes / PTSD / vectors of development.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — М П. Мкртумян

В статье обсуждаются разнообразные военно-политические, экономические и психологические проблемы, бездарность управленческих и руководящих структур, а также их последствия, которые возникли в РА в результате развала СССР. Годами продолжавшиеся военно-политические и социально-психологические неблагоприятные изменения в РА привели к различным психофизиологическим новообразованиям у многих людей. В результате многостороннего психологического анализа раскрываются проблемы, возникшие в связи с нерешенным вопросом НКР. Военно-политические, социально-экономические и психологические потрясения для многих людей закончились тяжелыми последствиями в виде ПТСР* и нарушений нормального функционирования всех систем организма. В связи с возникшими новыми реалиями в мировом и региональном развитии, а также в результате научного анализа, предлагается новый подход к психологической науке и новые решения для этих проблем. Предлагаются вектор развития предмета «Психология», отбор кадров, сферы теоретического и практического развития, а также актуальность и приоритетность решения существующих задач. Автор статьи, не претендуя на новаторство, приглашает ведущих специалистов и заинтересованные организации армянской школы прикладной психологии для обсуждения и поиска совместных решений данной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL-POLITICAL ANALYSIS OF THE CONSEQUENCES OF MILITARY-POLITICAL CHANGES IN THE LAST DECADE AND CONTEMPORARY ISSUES OF APPLIED PSYCHOLOGY IN ARMENIA

The article discusses various military-political, economic, and psychological problems, as well as the incompetence of management and leadership structures, and their consequences that have arisen in Armenia as a result of the collapse of the USSR. Years of ongoing military-political and socio-psychological adverse changes in Armenia have led to various psychophysiological formations in many people. Through a multidimensional psychological analysis, the problems arising from the unresolved issue of Nagorno-Karabakh (NK) are revealed. Military-political, socio-economic, and psychological upheavals have 261 resulted in severe consequences for many people in the form of PTSD and disruptions in the normal functioning of all body systems. In light of the emerging new realities in global and regional development, as well as through scientific analysis, a new approach to psychological science and new solutions to these problems are proposed. The article presents vectors for the development of the field of “Psychology,” the selection of personnel, areas of theoretical and practical development, as well as the relevance and priority of solving existing problems. The author of the article, without claiming to be innovative, invites leading specialists and interested organizations in the Armenian school of applied psychology to discuss and find joint solutions to this problem.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОСЛЕДСТВИЙ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ ПОСЛЕДНИХ ДЕСЯТИЛЕТИЙ И СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ В РА»

БО! 10.24412/с1-37233-2024-2-251-261

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОСЛЕДСТВИЙ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ ПОСЛЕДНИХ ДЕСЯТИЛЕТИЙ И СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ В РА

М.П. Мкртумян

Армянский государственный педагогический университет имени Х. Абовяна (АГПУ)

[email protected] АННОТАЦИЯ

В статье обсуждаются разнообразные военно-политические, экономические и психологические проблемы, бездарность управленческих и руководящих структур, а также их последствия, которые возникли в РА в результате развала СССР. Годами продолжавшиеся военно-политические и социально-психологические неблагоприятные изменения в РА привели к различным психофизиологическим новообразованиям у многих людей. В результате многостороннего психологического анализа раскрываются проблемы, возникшие в связи с нерешенным вопросом НКР. Военно-политические, социально-экономические и психологические потрясения для многих людей закончились тяжелыми последствиями в виде ПТСР* и нарушений нормального функционирования всех систем организма. В связи с возникшими новыми реалиями в мировом и региональном развитии, а также в результате научного анализа, предлагается новый подход к психологической науке и новые решения для этих проблем. Предлагаются вектор развития предмета «Психология», отбор кадров, сферы теоретического и практического развития, а также актуальность и приоритетность решения существующих задач. Автор статьи, не претендуя на новаторство, приглашает ведущих специалистов и заинтересованные организации армянской школы прикладной психологии для обсуждения и поиска совместных решений данной проблемы.

Ключевые слова: экстремальные ситуации, военно-политические, социально-психологические изменения, ПТСР, векторы развития.

* Посттравматическое стрессовое расстройство.

После развала СССР народ Армении оказался в новых условиях военно-политической и социально-психологической действительности, к которым не был готов. Многие люди оказались в беспомощном состоянии, так как массово возникли новые нерешенные проблемы, тяжесть которых, в первую очередь, очень болезненно почувствовали обычные люди [1, 5, 9]. По всей республике происходили новые, порой непонятные, изменения. Еще в конце 80-х гг. прошлого века в Республике произошло мощное землетрясение, которое уничтожило почти треть всей полезной территории, экономику и жилищный фонд республики. Погибло более 25 тысяч людей, многие получили тяжелые ранения, другие остались без крова. Долгое время народ Армении находился в подавленном состоянии. Почти отсутствовала психологическая помощь, люди были расстеряны и оказались в нищете. Параллельно с происходящим, началась война между Арменией и Азербайджаном, в Республику хлынул поток беженцев. Долгое время в стране царила нищета, давила изоляция от внешнего мира. Это продолжалось до конца 90-х гг. и начала XXI века.

Среди перечисленных катастроф и катаклизмов, пожалуй, самые ощутимые социально-психологические последствия оставила война. Действительность такова, что люди в течение долгих десятилетий, находясь в экстремальных условиях и лишенные элементарных удобств жизнедеятельности, постоянно находились под влиянием мощного стресса и угроз.

Актуальность проблемы становится важной тем, что для многих людей военно-политические, социально-экономические и психологические потрясения заканчивались тяжелыми последствиями в виде посттравматических стрессовых расстройств и нарушений нормального функционирования всех систем организма. В результате посттравматических формирований у многих людей до сих пор наблюдаются потери общего и психического здоровья, обострение чувства потери психологической безопасности [1, 6, 8, 10, 11]. Как показывает анализ специальной литературы, человеческий организм, долгое время находясь в неблагоприятных условиях жизнедеятельности и в условиях выживания, исчерпывает свои внутренние ресурсы, психофизиологические возможности организма [3, 5, 6, 7, 8].

С точки зрения психогигиены, для профилактики негативных последствий предполагаемых факторов необходимо опережать события. С целью профилактики социальных катастроф и психологических преобразований у людей необходимо многогранное изучение происходящего вокруг,

а также разработка необходимых психологических средств противостояния. Психологи должны действовать заблаговременно, предвидя все предстоящие бедствия и катастрофы. В зависимости от характера и сути происходящего, должен менятся весь спектор предстоящих работ. Это - проблемы войны и ее последствия (раненые, ампутированные вследствие войны, их семьи, пленные солдаты, беженцы, люди, нуждающиеся в психологической помощи и т.д.)

Основная цель раборы - путем многосторонного анализа раскрыть суть основных проблем нынешней военно-политической и социально-психологической обстановки, сгруппировать их по определенным характерео-логическим признакам и, соответственно, определить направление и характер необходимых психологических работ.

Анализ специальной литературы и результаты наших исследований последних десятилетий показывают, что мир стал более хрупким, и люди во всех регионах земного шара остро нуждаются в психологическом комфорте и безопасности. Происходящие события становятся страшными и невыносимыми для многих неподготовленных и неинформированных людей. Это происходит потому, что они оказываются в зависимом положении от ситуации и обстоятельств настолько же, насколько они беспомощны в измененных, незнакомых и неудобных для них условиях. Эти условия включают насильственную миграцию и ситуации, следующие после катастроф и военных событий, где существует дефицит времени и информации, а также отсутствие многосторонней личной, физической и психологической подготовленности, неспособность использовать средства выживания и многое другое [1, 2, 4, 8].

При таком образе жизни люди часто находятся в состоянии постоянной нестабильности, психологический стресс становится постоянным спутником, и они чувствуют неуверенность в завтрашнем дне, что может привести к утрате чувства психологической безопасности. В таких случаях тревожность, страх и стресс становятся постоянными спутниками человека [1, 11]. С другой стороны, люди, находящиеся длительное время (десятилетиями) в условиях социально-психологического напряжения, утрачивают много ценных качеств, которые они наследовали от родителей или приобрели в течение жизни. Потеря чувства безопасности, социального комфорта и психологического равновесия делает человека тревожным, испытывающим

боязнь и чрезмерно чувствительным к стрессовым факторам и болезням, и т.д. Эти и другие признаки физических и психологических расстройств могут быть классифицированы как посттравматическое стрессовое расстройство [6, 8, 10].

Напряженная обстановка в республике является постоянной, и это продолжается годами. В некотором смысле жизнь в таких условиях стала обыденной. За несколько десятилетий такой жизни прошли несколько поколений, и «это стало нормой». В течение многих лет во всей стране постоянно существует социально-политическая, психологическая напряженность, беспокойство, страх о возможности новой войны и потере многих жизни. Долгое пребывание в таких условиях среди многих людей порождает пессимистические настроения и сомнения в отношении настоящего и будущего, что вынуждает многих эмигрировать за границу. Анализ военно-политических и социально-психологических ситуаций последних десятилетий показывает, что, в связи с постоянными изменениями в военно-политической и социально-психологической обстановке в стране среди многих людей наблюдается процесс искажения моральных ценностей и безразличного отношения к родине и национальным ценностям, а также к событиям вокруг них. Из-за изменения ценностей произошли изменения в менталитете поколений, в стандартах жизни, образе мышления и т.д. Вдобавок ко всему этому, вопрос Арцаха остается нерешенным. Еще одним важным обстоятельством является то, что в этой постоянно изменяющейся социально-политической суете мы не успеваем или не можем в полной мере освоить новые социально-политические и экономические правила и закономерности, не можем достаточно овладеть необходимыми знаниями, навыками и умениями для анализа кризисных ситуаций и прогнозирования будущих изменений, которые могут оказаться жизненно важными. Изнурительная борьба с последствиями упомянутых проблем лишь усиливает их число, и многие из них остаются нерешенными.

Существует еще один не менее важный аспект проблемы: за последние десятилетия население республики, не преодолев старых проблем, сталкивалась с новыми, что со временем вылилось в разные нарушения психики, формирующие определенные осадочные явления. Если оценить общую военно-политическую и социально-экономическую ситуацию, а также морально-психологическую обстановку в республике и настроение людей,

можно сказать, что они не отличаются позитивом. Как показывают теоретические данные и исследования прошлых лет, у людей наблюдается посттравматическое стрессовое состояние (ПТСС), апатия, неуверенность и постоянное подавленное состояние [1, 5, 10]. Поэтому необходимо разрабатывать новые методы и подходы для преодоления этих и предстоящих других угроз опасностей.

1. Необходимо полностью пересмотреть форму и содержание обучения предмета психологии. Необходимо сориентироваться по существующим проблемам и вероятным развитием современных психологических наук, учитывая региональную и мировую социально-политическую, психологическую обстановку и тенденции ее развития. До сих пор вузовское преподавание в основном ориентируется на опыте ведущих университетов Российской Федерации. Многие методы и технологии преподавания остались давно неизменными. Кроме того, развитие вузовского образования часто шло, не всегда соответствуя текущим потребностям и требованиям. Не говоря о том, что изменения и реформы в системе образования были медленными и не всегда эффективными. Десятилетиями накапливались нерешенные проблемы, и если какие-то из них решались, то это носило эпизодический характер. Мы считаем, что следует более подробно обсудить эти нерешенные проблемы за предстоящим круглым столом.

2. Важным аспектом является отбор кадров и обеспечение необходимыми условиями, которые соответствовали бы современным требованиям социальных потребностей и нужд людей. Это включает в себя отбор студентов, аспирантов, а также набор опытных преподавателей, ученых и практиков, специалистов в различных областях наук. Очевидно, что все это невозможно реализовать без современных аудиторий, научных и учебных лабораторий, необходимых баз для проведения продуктивной научно-практической работы. Кроме того, не менее важен пересмотр финансирования этих процессов и вопросов, касающихся оплаты труда ученых, профессоров и преподавателей.

3. Следует обеспечить периодическую переподготовку всех специалистов и содействие обмену опытом между специалистами из передовых университетов, лабораторий и психологических центров страны. При нали-

чии возможности, такой обмен опытом может осуществляться также с зарубежными коллегами в рамках обменных программ или соблюдением установленных норм.

4. Учитывая особенности существующих психологических проблем в стране и в регионе, в целом, следует уделять должное внимание формам и содержанию, а также методикам преподавания необходимых теоретических и практических предметов, научных дисциплин, а также формам проведения семинарских и лабораторных занятий, оценке контрольных и экзаменационных материалов.

5. Для изучения и понимания научных и прикладных особенностей последних событий в Армении и для накопления научно-практического опыта предлагается ученым и руководителям тем исследований, работающим с аспирантами, акцентировать внимание на проблемах, связанных с войной, беженцами, семьями, потерявшими близких, пленными и без вести пропавшими. Также следует изучать общие проблемы людей, пострадавших от войны и насильственного переселения. Для углубления научно-практических знаний и навыков студентов и аспирантов рекомендуется организовать практику и научные исследования в местах скопления беженцев.

6. С учетом современных тенденций в развитии военно-политических, экономических и межэтнических отношений в регионе, а также учитывая морально-психологическое состояние граждан внутри страны, необходимо акцентировать внимание на процессе преподавания предметов и научных дисциплин, которые способствуют формированию необходимого мышления и высокой культуры здорового образа жизни. Это также поможет создать предпосылки для формирования у молодежи психофизиологических основ здорового образа жизни. Мы уверены, что такой подход будет способствовать формированию всесторонне развитых и здоровых граждан, которые могут быть надежной базой для вооруженных сил. В гражданском обществе это также способствует предотвращению пессимистических и депрессивных настроений, повышению концентрации, солидарности и уверенности в себе. Люди, обладающие здоровым образом мышления, способными к самостоятельности и саморазвитию, с легкостью могут преодолевать жизненные трудности и сотрудничать с разными слоями общества. Самоорганизация и самоконтроль каждого гражданина создадут возможности для общества успешно преодолевать вызовы, с которыми оно сталкивается.

7. Учитывая наши современные геополитические реалии и послевоенные социально-психологические условия, крайне важно разрабатывать и внедрять многосторонние программы, способствующие формированию нового мышления и созданию поколения свободно мыслящих и независимых граждан. Мы можем обратиться к опыту, накопленному немецкими психологами после Второй мировой войны, которые разработали программы для помощи людям в преодолении травм и чувства утраты и вины. Эти программы должны быть ориентированы на актуальные потребности и требования нашего времени. Они должны помочь участникам стать полноценными членами общества, с уверенностью противостоять будущим опасностям и угрозам. Разработка таких программ и их успешная реализация могут содействовать формированию стойкого, устойчивого общества и способствовать долгосрочному развитию страны.

8. Последние десятилетия ознаменовались для нашего народа значительными геополитическими, экономическими и культурными событиями. Воспоминания о тех событиях, которые привели к значительным изменениям в жизни людей, остались в их памяти, и они либо преобразили свою жизнь, либо потеряли много ценного. Это включает в себя природные и антропогенные катастрофы, военные столкновения, экономические кризисы, социально-экономические проблемы, насильственную миграцию ар-цахского народа и многое другое. Война, продолжительностью 44 дня, и ее социально-психологические последствия оставили глубокий след в памяти людей и стали нерешенной психологической проблемой. Однако одним из самых разрушительных событий была война и насильственная миграция, которая вынудила людей покинуть свои родные дома и оставить прошлое.

Последствия этой миграции будут влиять на образ жизни и качества жизни будущих поколений. Важно предотвратить всевозможные последствия войны и миграции, включая потери, страдания раненых, пленных, пропавших без вести солдат, проблемы беженцев, детей, родственников и близких. Психологи в нашей стране должны уделять особое внимание этим проблемам и работать над их решением, чтобы помочь людям справиться с последствиями войны и миграции.

9. Послевоенные, пораженческие настроения в обществе, особенно среди молодых людей, действительно стали массовым явлением. Эти настроения проявляются в безразличии, неуверенности в себе и подозрительности

по отношению к различным институтам, включая армию, правительство и общество в целом. Безответственность, отчуждение и негативное отношение к государству и будущему страны сильно затрудняют социальную интеграцию и могут привести к долгосрочным проблемам. Существуют несколько причин для подобных настроений. Одна из важных причин заключается в упущении со стороны психологов и специалистов по работе с обществом, которые не смогли предоставить необходимую поддержку и сопровождение для людей, переживших тяжелые времена военных конфликтов и миграции.

Кроме того, в условиях информационной эры, доступ к разнообразным источникам информации, включая фейковые новости и манипулятив-ные средства массовой информации, стал легким. Это может вносить путаницу в сознание людей и ослаблять их способность критически мыслить и анализировать информацию. Очень важно обучать население навыкам критической оценки информации и развивать медиа-грамотность, чтобы предотвратить распространение дезинформации и ложной информации. Таким образом, поддержка психологического здоровья населения и развитие информационной грамотности становятся важными задачами для общества и правительства в целях преодоления послевоенных пораженческих настроений и обеспечения стабильности и развития страны.

В современном информационном мире, где доступ к разнообразным данным и новостям легко получить, недостаток моральных и культурных ориентиров может привести к хаосу и негативным последствиям как для отдельных людей, так и для общества в целом.

Также важно понимать, что враги и оппоненты могут использовать слабости и недостатки внутри общества в своих интересах, в том числе с помощью информационной войны и манипуляций. Важной задачей для психологов и общества, в целом, является развитие информационной грамотности и критического мышления среди граждан. Это включает в себя способность анализировать источники информации, определять их достоверность и релевантность, а также различать между объективной информацией и манипулятивными сообщениями.

Психологи и образовательные учреждения могут играть важную роль в обучении населения этим навыкам. Это поможет укрепить культуру информационного обращения и сделать общество менее уязвимым к манипуляциям и дезинформации.

Кроме того, работа с молодежью и воспитание моральных ценностей, этики и ответственности в использовании информации также может быть важной составляющей в подготовке следующего поколения к более осознанному и ответственному обращению с информацией.

10. Проблема миграции и адаптации к новой среде действительно очень важна, особенно в контексте конфликтов и военных действий, которые могут вынудить людей покидать свои дома и переселяться в другие регионы или страны. В таких ситуациях, когда люди оказываются в изоляции и теряют связь с родиной и близкими, их психологическое состояние может стать очень уязвимым.

Психологи могут сыграть важную роль в помощи мигрантам адаптироваться к новой среде и преодолеть возникающие психологические трудности. Это может включать в себя предоставление психологической поддержки, консультирование по вопросам адаптации, разработку программ по снятию стресса и тренингов по управлению эмоциями. Также важно помнить о социокультурных различиях и особенностях мигрантов, которые могут влиять на их адаптацию. Психологи должны учитывать эти различия в своей работе. Сотрудничество и диалог между психологами, общественными организациями и государственными институтами также может способствовать более эффективной помощи мигрантам и интеграции их в новое общество. Касательно вопроса мира и соседства, конечно, диалог и урегулирование конфликтов на дипломатическом и политическом уровне имеют огромное значение. Психологи также могут участвовать в миротворческих усилиях, помогая людям разрешать конфликты и находить пути к сотрудничеству и миру. Это требует сложной и долгосрочной работы, но мир и сотрудничество всегда ценны и желанны для благополучия людей и общества.

ЛИТЕРАТУРА

1. ЦЦрити1]шЬ 1ТЛ. Uрmш^шрq-¿qЬшdшtfш]^Ь ^рш^^ш^ЬЬр^ hnqhpшЬnLp]nLЬ: ДшпШЬш^шЬ ЛЬпЬшр^, Ър., 2021, 316 Ь2:

2. ЦЦрити1]шЬ Л. V. Ршдшиш^шЬ qnр&nЬЬhр^ шqqhgnLp]nLЬp ип^прп^ЬЬр^ hnqh-ршЬш^шЬ шЬ^шш^п^шЬ ^рш: 22 Ч-ии Ч-^тш^ррш^шЬ U^2шqqш]^Ь ЧЬЬт-рпЬ, ^^шш^шЬ ^п^п^шЬпъ, Ър., 2014, 94-99:

3. ЦЦрити1]шЬ Л. У. ^ш^шЬш^ш^д tfшрmшhрш4tрUhр^U шЬЗф hш^шqqtfшU hn-qhpшUш^шU шnшUЛUшhшш^nLp]nLUUhpp // «РшЬрЬр ЪрЬшЬ^ hшtfшLuшршU^: Ф^|^ипфш]пър]пШ и hnqhpшUnLp]nLU», 131.4. Ър., 2010, 44-49:

4. ШритиТ/шЬ Л. У. Ушmhршqtfш^шU и uшhJшUшJhрЛ. mhqшhшU4ш&Uhр^ ung^шL-hnqhpшUш^шU ^РШ^Ш^ЬП^Ш^ШЬ ш2^шшшЬриЬр^ шnшUЛUшhшш^nLp]nLUUhрp: 22 шnnq2шщшhnl.p]шU иш^шршртрръи, ЧПЬФЬРШЬ-и^ ЬрцрЬЬр^ йщп^ш&пь Ър., 1995, Ь2. 56-67:

5. Кадыров Р.В. Посттравматическое стрессовое расстройство (РТББ). СПб.: «Речь», 2012, 442 с. СС. 42-45.

6. Калшед Д. Внутренний мир травмы: архетипические защиты личностного духа. М.: «Академический Проект», 2007. 368с. С. 74.

7. Малкина-Пых И.Г. Экстремальные ситуации. М.: «Эксмо», 2006. 960с. СС. 409412.

8. Мкртумян М.П., Аванесян ГМ. Разработка оздоровительных мероприятий для населения пострадавшего от землетрясения / В сб. Физическая подготовленность. М., 1990. СС. 68-79.

9. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. СПб: «Питер», 2001. 272с. СС. 50-54.

10. Тарабрина Н.В. Психология посттравматического стресса: теория и практика. Институт психологии РАН, 2009. 304с. СС. 14-16.

SOCIAL-POLITICAL ANALYSIS OF THE CONSEQUENCES OF MILITARY-POLITICAL CHANGES IN THE LAST DECADE AND CONTEMPORARY ISSUES OF APPLIED PSYCHOLOGY IN ARMENIA

M. Mkrtumyan

Armenian State Pedagogical University named after Kh. Abovyan (ASPU)

ABSTRACT

The article discusses various military-political, economic, and psychological problems, as well as the incompetence of management and leadership structures, and their consequences that have arisen in Armenia as a result of the collapse of the USSR. Years of ongoing military-political and socio-psychological adverse changes in Armenia have led to various psychophysiological formations in many people. Through a multidimensional psychological analysis, the problems arising from the unresolved issue of Nagorno-Karabakh (NK) are revealed. Military-political, socio-economic, and psychological upheavals have

resulted in severe consequences for many people in the form of PTSD and disruptions in the normal functioning of all body systems. In light of the emerging new realities in global and regional development, as well as through scientific analysis, a new approach to psychological science and new solutions to these problems are proposed. The article presents vectors for the development of the field of "Psychology," the selection of personnel, areas of theoretical and practical development, as well as the relevance and priority of solving existing problems. The author of the article, without claiming to be innovative, invites leading specialists and interested organizations in the Armenian school of applied psychology to discuss and find joint solutions to this problem.

Keywords: extreme situations, military-political, socio-psychological changes, PTSD, vectors of development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.