Научная статья на тему 'Социально-психологические особенности людей, имеющих намерение начать свой бизнес'

Социально-психологические особенности людей, имеющих намерение начать свой бизнес Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
721
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ / ЦЕННОСТИ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ / INDIVIDUAL SOCIAL CAPITAL / ECONOMIC ATTITUDES / VALUES / ENTREPRENEURS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Корсун Олеся Викторовна

В данной работе представлены результаты исследования различий в показателях индивидуального социального капитала, базовых ценностей и экономических установок у респондентов, имеющих намерение начать свой бизнес в течение двух ближайших лет (N = 269), и эквивалентной группы людей без данного намерения (N = 270), проведенного в Центральном и Северо-Кавказском федеральных округах РФ. Цель исследования заключалась в выявлении социально-психологических особенностей людей, имеющих намерение начать свой бизнес. Для сбора эмпирических данных был использован опросник, специально разработанный сотрудниками международной лаборатории социокультурных исследований в 2012 г. и содержащий в себе вопросы относительно базовых ценностей, экономических установок и социального капитала респондентов. В итоге проведенного исследования были выявлены ключевые различия в структуре индивидуального социального капитала у людей с намерением открыть бизнес и без данного намерения в Центральном и Северо-Кавказском федеральных округах, их базовых ценностях и экономических установках. Полученные результаты позволили прийти к выводу о том, что ндивидуальный социальный капитал связан с возникновением намерения к открытию собственного бизнеса. У намеревающихся открыть собственный бизнес респондентов обнаружены высокие показатели выраженности таких ценностей, как: «Самостоятельность поступков», «Достижения» и «Стимуляции», в то время как у респондентов, не намеревающихся открыть бизнес, на первый план выходят ценности: «Чувство долга», «Межличностная конформность» и «Скромность». С точки зрения практической значимости, интересной представляется перспектива дальнейших исследований с целью поиска ответа на вопрос, являются ли данные различия между этими двумя группами неизменными или же можно при определенных условиях менять установки и ценности респондентов, тем самым способствовать росту числа людей, намеревающихся начать предпринимательскую деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Корсун Олеся Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social-psychological characteristics of people with the intention of starting a business

This survey was conducted at the study of the social-psychological characteristics of people with the intention of starting business. The study included respondents from Central and North Caucasus regions. The study puts forward two hypotheses: (1) individual social capital mediates the emergence of intention to start own business; (2) dominance of individual values as «Independence of acts», «Achievements» and «Stimulations» over «Call of duty», «Interpersonal conformity» and «Modesty» is associated with intentions to start own business. Both research hypotheses were confirmed. It was shown that individual social capital affects the appearance of the intention to start a business. In addition, people who intend to start their own business are identified by high values such as «Independent actions», «Achievements» and «Stimulation», while the respondents do not intend to open a business indicates the priority such values as «Call of duty», «Interpersonal conformity» and «Modesty». Economic views, also has an impact on the occurrence of intent to start a business. Respondents intending to go into business are more inclined to «saving behavior» and are more loyal to credit; they are more prone to risks. In addition, respondents intending to open a business more often agree with the fact that their life depends on them, thus confirming the data on differences in their values. Namely, individuals with the intention of starting business more focusing on «Independent actions» and «Achievements» more than those who did not intend to open business. In further studies, it would be interesting to see which of the respondents actually managed to open their own business, and then identify the social-psychological characteristics, which are allowing not only being intent for starting business but also transforming this intent in the real life

Текст научной работы на тему «Социально-психологические особенности людей, имеющих намерение начать свой бизнес»

Организационная психология. 2014. Т. 4. № 2. С. 57-78

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ

www.orgpsyjournal.hse.ru

Социально-психологические особенности людей, имеющих намерение начать свой бизнес1

КОРСУН Олеся Викторовна

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия

В данной работе представлены результаты исследования различий в показателях индивидуального социального капитала, базовых ценностей и экономических установок у респондентов, имеющих намерение начать свой бизнес в течение двух ближайших лет (N = 269), и эквивалентной группы — людей без данного намерения (N = 270), проведенного в Центральном и Северо-Кавказском федеральных округах РФ. Цель исследования заключалась в выявлении социально-психологических особенностей людей, имеющих намерение начать свой бизнес. Для сбора эмпирических данных был использован опросник, специально разработанный сотрудниками международной лаборатории социокультурных исследований в 2012 г. и содержащий в себе вопросы относительно базовых ценностей, экономических установок и социального капитала респондентов. В итоге проведенного исследования были выявлены ключевые различия в структуре индивидуального социального капитала у людей с намерением открыть бизнес и без данного намерения в Центральном и СевероКавказском федеральных округах, их базовых ценностях и экономических установках. Полученные результаты позволили прийти к выводу о том, что ндивидуальный социальный капитал связан с возникновением намерения к открытию собственного бизнеса. У намеревающихся открыть собственный бизнес респондентов обнаружены высокие показатели выраженности таких ценностей, как: «Самостоятельность поступков», «Достижения» и «Стимуляции», в то время как у респондентов, не намеревающихся открыть бизнес, на первый план выходят ценности: «Чувство долга», «Межличностная конформность» и «Скромность». С точки зрения практической значимости, интересной представляется перспектива дальнейших исследований с целью поиска ответа на вопрос, являются ли данные различия между этими двумя группами неизменными или же можно при определенных условиях менять установки и ценности респондентов, тем самым способствовать росту числа людей, намеревающихся начать предпринимательскую деятельность.

Ключевые слова: индивидуальный социальный капитал, экономические установки, ценности, предприниматели.

Введение

В современном мире не приходится лишний раз говорить о необходимости и важности предпринимательской деятельности как для отдельных индивидов, так и для общества в целом. В связи с неоднозначной ситуацией на рынке труда государственные предприятия по-

1 В статье использованы результаты, полученные при поддержке Программы фундаментальных исследований

НИУ ВШЭ (проект № 92.0)

Адрес: 101000, Россия, Москва, ул. Мясницкая, 20. E-mail: [email protected]

57

Организационная психология. 2014. Т. 4. № 2.

www.orgpsyjournal.hse.ru

рой не могут обеспечить общество не только достаточным количеством рабочих мест, но и инноваций. Именно поэтому малые и средние предприятия вносят значимый вклад в развитие экономики различных стран и способствуют появлению новых рабочих мест, адаптируя имеющиеся и создавая новые инновационные технологии (Carree, Thunk, 2003). Что касается влияния предпринимательской деятельности на отдельных субъектов, то наличие собственного бизнеса может способствовать улучшению психологического состояния в силу того, что свое дело позволяет раскрыть весь имеющийся потенциал человека и позволяет ему самовыразиться. Кроме того, собственное дело позволяет управлять своей карьерой и заработком (Gelderen et al., 2008).

Таким образом, в настоящее время многие люди задумываются о том, чтобы открыть собственный бизнес, однако далеко не у каждого мысль становится намерением к данному действию. Следовательно, можно сделать предположение о том, что существуют некоторые признаки, по которым люди отличаются друг от друга, и именно эти различия опосредуют возникновение намерения к открытию собственного бизнеса. В таком случае встает вопрос: «Какие социально-психологические характеристики свойственны людям, намеревающимся начать собственный бизнес?». Почему именно социально-психологические, а не экономические, как утверждают некоторые ученые? На данный вопрос ответ достаточно прост. Существует множество исследований, посвященных влиянию окружающей среды на экономическое поведение и возникновение намерения к открытию собственного бизнеса, в которых показано, что такие факторы, как демографические особенности и культурные нормы, оказывают скорее косвенное, нежели прямое влияние на данные действия (Shapero, Sokol, 1982). Так, только у одного человека из многих, живущих на определенной территории и в сходных условиях жизни, возникает намерение начать свой бизнес. Исходя из вышеизложенного возникает очередной вопрос: «Что именно в социально-психологических характеристиках данного человека отличает его от тех, у кого нет намерения открыть бизнес?». Не секрет, что люди, открывающие собственный бизнес, обладают определенными ценностями и уровнем социальной поддержки, позволяющими им вести рискованные операции и добавляющими уверенности. В данном исследовании внимание сконцентрировано на таких социально-психологических переменных, как индивидуальный социальный капитал и ценности индивидов, как двух наиболее важных и значимых особенностях, отличающих людей с намерением открыть бизнес от тех, у кого его нет.

На общественном уровне индивидуальный социальный капитал связывается с таким феноменом, как доверие к окружающим, иными словами, данный конструкт способен повысить уровень доверия субъекта не только к близким, но и к людям в целом, что приводит к росту индивидуальной экономической активности. На уровне отдельной личности индивидуальный социальный капитал позволяет ей идентифицироваться с определенными группами и отвечает за становление социальной идентичности. Стоит заметить, что формирование социальной идентичности оказывает положительное влияние на экономическую активность. Так, по мнению Д. Тейлора, социальная идентичность включает в себя как этнический, так и гражданский и культурный компоненты. Правильная гражданская идентичность приводит к формированию осмысленного и позитивного взаимодействия со средой (Taylor, 2002). Следовательно, индивид не только не боится рисков, но и позитивно относится к изменениям в своем окружении и к бизнес-инновациям.

Что же касается ценностей, то данная переменная также оказывает сильное влияние на формирование намерения к открытию бизнеса. Психологическая и эмоциональная поддержка близких, соответствие осуществляемой деятельности внутренним принципам и нормам

58

Организационная психология. 2014. Т. 4. №2.

www.orgpsyjournal.hse.ru

субъекта — все это может приводить к возникновению обсуждаемого намерения. Индивид действует в соответствии с имеющимися взглядами, формирующимися именно благодаря своим базовым ценностям. Так, люди для кого важны стабильность, одобрение со стороны большинства, конформность, в меньшей степени демонстрируют возникновение намерения начать собственный бизнес, чем те, для кого важны достижения и постоянное стремление к риску и самостоятельности (Linan, Chen, 2009). На основании всего вышеизложенного можно выдвинуть следующее теоретическое предположение: существуют определенные различия в таких социально-психологических характеристиках людей, намеревающихся и не намеревающихся открыть собственный бизнес, как индивидуальный социальный капитал и базовые ценности.

Индивидуальный социальный капитал как предиктор намерения к открытию бизнеса

Социальный капитал — один из широко известных конструктов, используемых для анализа экономического поведения индивида. На сегодня существует множество определений понятия «социальный капитал». В нашем исследовании социальный капитал рассматривается как совокупность реально существующих или потенциально возможных ресурсов, связанных с обладанием устойчивой социальной сетью, состоящей из знакомств и личного признания (Радаев, 2002). Социальный капитал можно также рассматривать как цепь устойчивых отношений, способствующих мобилизации различных, как материальных, так и социальных ресурсов, с целью решения поставленных задач. Социальный капитал определяет положение человека в обществе, его репутацию, связи, статус (Ушно, 2007). Современное положение вещей на экономическом рынке позволяет разрабатывать новые модели поведения при использовании социального капитала. Социальный капитал является тем ресурсом, который имеет особое значение на первоначальных ступенях формирования намерения к предпринимательской деятельности (Goethner et al., 2012). По мнению П. Девидсона и Б. Хо-нига (Davidsson, Honig, 2003), социальный капитал позволяет начинающим предпринимателям обрести широкую систему координат, расширяющую мировоззрение индивида.

Социальный капитал — это явление, наблюдаемое только при групповом взаимодействии, оно возможно лишь в условиях материального или символического обмена ценными ресурсами, как на уровне отдельного индивида, так и на уровне общества. Социальный капитал выполняет множество важных экономических функций, благодаря регулированию транзакционных издержек в экономике, формированию активной политической деятельности субъектов и сохранению высокого уровня удовлетворенности жизнью в обществе. В данном исследовании в фокусе внимания оказывается та функция социального капитала, которая формирует у членов общества активную экономическую позицию. Кроме того, для нас важна также и взаимосвязь социального капитала с индивидуально-личностными особенностями субъектов. Особого внимания заслуживает факт влияния социального капитала на индивида. Так, восприятие субъектом общности социального капитала может провоцировать у него рост экономической активности и ориентации на успех и достижения (Kilkenni, Nalbarte, Besser, 1999). В исследовании, проведенном М. Килкенни и коллегами, подтверждается данный тезис. М. Килкенни изучал роль социального капитала, а именно воспринимаемой поддержки местного сообщества и внутренней поддержки, в 800 маленьких фирмах в 30 городах и влияния данных факторов на представления сотрудников об успехе их фирм (Kilkenni, Nalbarte, Besser, 1999).

59

Организационная психология. 2014. Т. 4. №2.

www.orgpsyjournal.hse.ru

Данная работа опирается на представление о том, что существует как индивидуальный (личный), так и коллективный социальный капитал. Если в первом случае мы имеем дело с отдельным субъектом, то во втором — с обществом в целом. Ключевым различием между данными видами социального капитала является то, что личный социальный капитал обуславливается контекстуально, не зависимо от ценностей в обществе и уровня доверия, в то время как для коллективного социального капитала необходимо наличие специфических для определенного общества норм, ценностей и морали. В данной работе основное внимание уделено индивидуальному социальному капиталу как предиктору намерения к предпринимательской деятельности (Демкив, 2004).

Достаточный объем индивидуального социального капитала влияет на способность индивидуумов к созданию необходимых для успешной профессиональной деятельности сетей, а также повышает уровень доверия к обществу. Й. Шул и коллеги (Schul et al., 2008) говорят о том, что чувство доверия приводит к росту чувства безопасности, что, по нашему мнению, может привести к росту экономической активности. По мнению же Ф. Сабатини (Sabatini, 2009), повышение чувства безопасности приводит к предсказуемости поведения субъектов и провоцирует у них снижение экономического контроля, что может приводить к стимуляции транзакций. Личные сети субъекта служат механизмом снижения социальных транзакционных издержек, или, проще говоря, имеющиеся личные связи позволяют респондентам мобилизовать наличные социальные и материальные ресурсы (Демкив, 2004). Кроме того, важной для индивида оказывается социальная поддержка и защищенность. Так, в условиях, когда субъекты ощущают поддержку со стороны своих близких или друзей, они ведут себя более активно и готовы идти на риски, необходимые при ведении бизнеса.

Стоит отметить, что важность индивидуального социального капитала обусловливается не только возможностью использования ценных ресурсов, но и рядом других, не менее важных функций. Так, по мнению Дж. Коулмэна (Coleman, 1988), индивидуальный социальный капитал позволяет людям работать вместе и делает их деятельность более эффективной. П. Дасгупта (Dasgupta, 1999) говорит о том, что данный факт связан с общим уровнем доверия субъекта к окружающим. Так, индивидуальный социальный капитал можно рассматривать как сумму взаимных выгод от доверия индивидуумов друг к другу и совместной деятельности (Paldam, 2000). Исторические исследования, проведенные в Италии, свидетельствуют в пользу данного предположения. Ученые выяснили, что благодаря добровольным организациям, таким как церковь, предприниматели могли заводить необходимые знакомства, тем самым расширяя социальные сети и увеличивая объем индивидуального социального капитала (Paldam, 2000). Расширение социальных сетей способствует изменениям не только в экономических установках и привычках людей, но и приводит к изменению экономического, потребительского поведения. При повышении уровня доверия к окружающим можно наблюдать склонность к рискам, а также более активную экономическую позицию, обуславливающуюся доверием к государству. Ф. Сабатини (Sabatini, 2009) подтверждает, что совместная деятельность и общение с близкими людьми вызывают рост доверия к обществу в целом, что, в свою очередь, приводит к повышению экономической активности личности.

Особого внимания заслуживает связь индивидуального социального капитала со здоровьем респондентов, а также косвенное влияние данных факторов на активность предпринимательской деятельности. С. Ферландер (Ferlander, 2007) утверждает, что высокий объем индивидуального социального капитала влияет на эмоциональное и психическое здоровье индивидуумов. Общение с соседями и членами семьи является немаловажной частью индивидуального социального капитала, направленной на эмоциональную поддержку человека (Lin, 2001). Наличие тесных связей с друзьями и семьей приводит к снижению стрессов и

60

Организационная психология. 2014. Т. 4. №2.

www.orgpsyjournal.hse.ru

нервозности, что повышает способность субъекта к созданию новых социальных сетей и построению собственной эффективной деятельности. Кроме того, при наличии достаточно доверительных отношений с близкими обнаруживается рост активности, в том числе и экономической, люди становятся более открытыми для нового опыта, и их склонность к рискам повышается, что в целом приводит к росту предпринимательской активности.

Таким образом, определив понятие «индивидуальный социальный капитал» и обозначив его значимость для возникновения намерения к открытию бизнеса, мы можем выдвинуть первую гипотезу исследования. Гипотеза H1: Индивидуальный социальный капитал связан с возникновением намерения начать собственный бизнес.

Ценности и предпринимательская активность

Наряду с таким явлением, как индивидуальный социальный капитал, ценности субъектов также влияют на возникновение намерения к открытию бизнеса. В данном исследовании под ценностями будут пониматься те познанные потребности личности, которые зависят непосредственно от культурной среды, социального окружения и менталитета общества, в котором личность живет (Schwartz et аЦ 2011). Индивидуальные ценности могут проявляться в различных аспектах жизнедеятельности личности, как в ее манере взаимодействовать с людьми, так и в экономическом поведении и особенностях характера и установок.

Одним из важнейших факторов возникновения намерения начать собственный бизнес, является установка личности относительно того, будет ли данный тип деятельности (предпринимательской) личностно и социально желательным (Goethner, 2012). Это те ожидания и представления, которые формируются у субъекта благодаря имеющимся у него ценностям и убеждениям (Goethner, 2012). Л. Колверид выяснил, что намерение открыть собственный бизнес связано с воспринимаемым поведенческим контролем субъекта. Исследователь обнаружил, что частота возникновения намерения к предпринимательской деятельности не обусловливается гендерными различиями субъектов, а связана с их установками и ценностями (Kolverid, 1996). Так, особую роль играют социальные ценности и убеждения субъектов. Например, в случае если кто-то из близкого окружения индивида поддерживает идею предпринимательской деятельности или же сам занимается ею, то человек будет чувствовать большую склонность к данному типу деятельности (Chen еt al., 1998). Описание индивидуального социального капитала в литературе может служить подтверждением данного высказывания; социальные нормы и индивидуальные намерения оказывают положительное влияние на восприятие привлекательности предпринимательской деятельности (Cooper, 1993).

Личный опыт также влияет на возникновение намерения к открытию собственного бизнеса. К. Колинс с коллегами (Collins at. al., 2004) утверждают, что индивидуальные ценности и личностные черты влияют на предрасположенность субъектов к предпринимательской активности. Учеными получено достаточное количество данных о положительных связях между личностными чертами и намерениями к открытию бизнеса (Sanchez, 2011). Личностные черты субъектов рассматриваются как динамические структуры, которые можно изменять, улучшать и усиливать (Baum, Locke, 2004). Возникновение намерения к открытию собственного бизнеса, по мнению Дж. Баум и Е. Локка, связано с наличием или целенаправленном развитии у субъекта определенных черт, которые связаны с задачами предпринимательства (Baum, Locke, 2004). Кроме того, намерение открыть собственный бизнес может возникать благодаря таким факторам, как потребности, ценности, привычки и верования (Bird, 1988). В частности, данные факторы принято обозначать как «мотивационное прошлое» побужда-

61

Организационная психология. 2014. Т. 4. № 2.

www.orgpsyjournal.hse.ru

ющее субъектов к созданию собственного бизнеса (Ajzen, 1991).

Не стоит забывать о важности образования и профессиональной подготовки. Так, на возникновение намерения к предпринимательской деятельности влияет факт прохождения образовательных курсов по созданию собственного бизнеса и, как следствие, формирование в ходе обучения определенного образа мышления и взгляда на мир (Finisterra do Pa^o, 2011). Следует помнить, что предпринимательское намерение - это особое умственное состояние, направляющее ум и внимание индивида к конкретному объекту (Bird, 1989). Значимость индивидуально-личностных ценностей для возникновения намерения к открытию собственного бизнеса широко обсуждается Ш. Шварцем и коллегами (Finisterra do Pafo еt al., 2011). Н. Крюгер с коллегами отмечают, что субъектов с намерением открыть собственный бизнес отличает высокая уверенность в себе и лидерский потенциал (Krueger et al., 2000).

Немаловажным фактором при становлении предпринимательского намерения является наличие собственного бизнеса у кого-то из членов семьи субъекта. Дж. Чуа и коллеги (Chua et al., 1999) выяснили, что наличие собственного дела у одного из членов семьи играют важную роль в формировании убеждений относительно предпринимательской деятельности. Так, если у одного из родителей есть собственный успешный бизнес, то данный факт может служить положительным примером для создания собственного дела детьми. Однако стоит учитывать и тот факт, что далеко не всегда наследование семейного бизнеса является достаточным мотивом для формирования намерения к предпринимательской деятельности. Т. Зелвегер отмечает, что при вступлении детей в семейный бизнес может иметь место отказ от предпринимательской деятельности, связанный с отсутствием достаточной уверенности в себе и собственных силах для продолжения дела и решения имеющихся в фирме проблем (Zellweger, 2008). В таких случаях на передний план выступает важность использования имеющегося индивидуального социального капитала. Хорошо развитые сети субъекта могут позволить ему обрести необходимую уверенность в себе и поддержку для продолжения предпринимательской деятельности или начала собственного дела.

Ш. Шварц с соавторами разработал теорию, описывающую ценностно-мотивационную структуру личности как состоящую из 19 блоков индивидуально-личностных ценностей: самостоятельность мыслей и поступков; стимуляции; гедонизм; достижения; доминирование; ресурсы; репутация; личностная и общественная безопасность; традиция; конформизм как общественный, так и по отношению к правилам; скромность; забота о других и природе; толерантность; забота и чувство долга. Выявленные ценности объединяются в четыре противоположные позиции: Сохранение — Открытость изменениям, с одной стороны, и Самоопределение — Самоутверждение, с другой стороны (Schwartz et а1, 2011). Конечно, далеко не все из выявленных ценностей положительно связаны с формированием индивидуального социального капитала, а также с экономическим поведением и установками респондентов, и далеко не каждая из них может привести к желанию открыть собственный бизнес. Так, конформизм, забота о природе и скромность могут препятствовать этому. Однако мы предполагаем, что данный теоретический конструкт позволит определить наиболее значимые различия в ценностях людей с намерением открыть бизнес и без него.

Таким образом, на основании анализа литературы была выдвинута вторая гипотеза исследования. Гипотеза Н2: доминирование таких индивидуальных ценностей, как «Достижение», «Стимуляция» и «Чувство долга», над такими ценностями, как «Скромность», «Межличностный конформизм» и «Безопасность», связано с формированием намерения открыть собственный бизнес.

62

Организационная психология. 2014. Т. 4. № 2.

www.orgpsyjournal.hse.ru

Методика

Участники исследования. Общая выборка нашего исследования (N = 539 чел.) была разделена на две подвыборки: a) респонденты с намерением открыть собственный бизнес (N = 269) и b) респонденты без такого намерения (N = 270). В таблице 1 представлены характеристики обеих групп.

Таблица 1. Характеристика выборки исследования

Подвыборки Регион N Пол муж/жен (%) Возраст

Намеревающиеся открыть бизнес (N = 269) Центральный ФО 155 60/39 Me=31

Северокавказский ФО 114 54/46 Me=30

Не намеревающиеся открыть бизнес (N = 270) Центральный ФО 163 53/47 Me=31

Северокавказский ФО 107 51/49 Me=29

Итого 539 55/45 Me=30

Инструментарий исследования. Для оценки индивидуального социального капитала использовались следующие показатели.

Плотность семейных отношений. Респондентам давался список родственников (родители, дети старше 18 лет, дяди и тети, двоюродные дяди и тети и т.д.), после чего просили ответить на вопросы о том, как часто они контактировали с этими группами людей в течение последних четырех недель. Для ответа использовалась 4-балльная шкала (от 1 — «Три и более раз за последний месяц», до 4 — «У меня нет таких ныне живущих родственников»). Более подробно см. Приложение 1.

Плотность дружеских отношений. В данном случае респонденты отвечали на вопрос о том, сколько коллег по работе они могут назвать своими друзьями, и есть ли они вообще, т.е. было необходимо указать их количество (см. Приложение 2).

Членство в формальных группах. Для определения показателя социального капитала по данному параметру респондентам предлагалось ответить на вопрос о том, насколько часто они участвуют в деятельности различных клубов или сообществ (например, политические партии и профсоюзы или спортивные общества, клубы по интересам). Для оценки каждого из утверждений использовалась 5-балльная шкала, где 1 — «Никогда не принимал участие в их деятельности», 5 — «Принимал(а) участие четыре и более раз за последний месяц» (см. Приложение 3).

Ресурсы семейных отношений и ресурсы дружеских отношений. Для измерения данных показателей респондент отвечал на вопрос о том, сколько родственников и друзей смогут дать ему совет при возникновении каких-либо юридических или бюрократических проблем, сколько из них работают в муниципальных или каких-либо других органах власти (было необходимо в каждом из столбцов — для родственников и друзей — указать их количество). Более подробно см. Приложение 4.

Все вышеописанные показатели позволяют понять, насколько респондент может использовать свои дружеские и родственные связи для достижения поставленных целей, а именно — начать свой бизнес. Насколько членство в формальных и неформальных группах позволит ему привлекать необходимые ресурсы для развития своей предпринимательской деятельности.

Оценка индивидуальных базовых ценностей респондентов осуществлялась с помощью методики, содержащей вопросы о личных убеждениях респондентов. Методика Ш. Шварца состоит из перечня 57 ценностей, которые объединены в 19 блоков индивидуально-лич-

63

Организационная психология. 2014. Т. 4. № 2.

www.orgpsyjournal.hse.ru

ностных ценностей, таких как: самостоятельность мыслей и поступков; стимуляции; гедонизм; достижения; доминирование; ресурсы; репутация; личностная и общественная безопасность; традиция; конформизм — как общественный, так и по отношению к правилам; скромность; забота о других и природе; толерантность; забота и чувство долга (Schwartz et а1, 2011). Так, для расчета показателей индивидуальных ценностей респондентам задавались вопросы о том, насколько для них важна та или иная ценность (для ответа использовалась 7-бальная шкала от 1 — «совершенно не согласен», до 7 — «совершенно согласен»).

Для оценки экономических установок респондентам предлагался опросник, содержащий вопросы типа: «Чувствуете ли Вы, что можете принимать важные решения, способные изменить течение Вашей жизни?» (для оценки данного утверждения использовалось пять вариантов ответов, где 1 — «совсем ничего не могу сделать, чтобы изменить что-то в жизни», 5 — «совершенно уверен(а), что могу изменить жизнь»). Задавался также вопрос: «В течение последних 12 месяцев насколько часто Вы предпринимали действия с целью повлиять на местные органы власти или на политических лидеров, например, подписывали петиции, подавали заявления, требования, ходили на демонстрации?» (для ответа предлагалась пятибалльная шкала, где 1 — «ни разу», 5 — «много раз, более пяти»). Для более детальной информации см. Приложение 5.

Способы обработки данных. Для выявления статистически значимых различий между двумя группами был использован t-критерий Стьюдента. Для выявления существенности различий между группой «предпринимателей» и «эквивалентной» группой использовался критерий Колмогорова — Смирнова.

Результаты исследования

В процессе исследования было проведено сопоставление показателей между двумя эквивалентными группами респондентов: а) намеревающихся открыть собственный бизнес в течение ближайших 2-х лет и б) не намеревающихся открывать бизнес. Важно заметить, что все респонденты являлись жителями двух различных регионов России. Респонденты, намеревающиеся открыть бизнес, были объединены в одну группу (N = 269). Вторую группу составили люди с эквивалентными демографическими и социальными характеристиками, но не имеющими желания открыть собственный бизнес (N = 270). В процессе анализа данных были получены сведения о различиях в индивидуальном социальном капитале у людей, намеревающихся и не намеревающихся открыть бизнес групп, кроме того, выявились различия в базовых ценностях и экономических установках у представителей двух сравниваемых групп.

На начальном этапе анализа данных с помощью t-критерия сопоставлялись средние значения показателей индивидуального социального капитала (табл. 1). Средние значения по показателям индивидуального социального капитала, ценностей и экономических установок рассчитывались как среднее по всем вопросам каждого блока. В группу с условным названием «предприниматели» было включено 260 респондентов с намерением открыть бизнес, в «эквивалентную группу» численностью в 269 респондентов вошли респонденты со сходными по сравнению с «предпринимателями» ценностями, индивидуальным социальным капиталом, но без намерения открыть бизнес. Для оценки различий использовались пяти- и четырёх-балльные шкалы, а также открытые вопросы, где респондентам предлагалось свободно записать свой ответ.

64

Организационная психология. 2014. Т. 4. № 2.

www.orgpsyjournal.hse.ru

Таблица 2. Средние значения по показателям индивидуального социального капитала в двух группах

Показатели индивидуального социальный капитал Средние значения в группе «Предприниматели» Стандартное отклонение Средние значения по эквивалентной группе Стандартное отклонение Значение t-критерия d-Коэна

Плотность семейных отношений 2.90 .71 2.71 .81 2.888 .252

Плотность дружеских отношений 4.92 6.79 3.65 4.22 2.610** .247

Членство в формальных группах 1.47 .62 1.23 .42 5.176*** .477

Ресурсы семейных отношений 1.09 .96 .84 .89 3.133*** .272

Ресурсы дружеских отношений .94 .96 .69 .89 3.104** .270

Примечание. * р < 0,05; ** р < 0,01; *** р < 0,001.

Таблица 2 показывает, что далеко не по всем показателям измерения индивидуально социального капитала предприниматели отличаются от эквивалентной группы. Важно заметить, что наиболее значимыми оказались различия по показателям «ресурсы семейных отношений», «плотность дружеских отношений», «ресурсы дружеских отношений» и «членство в формальных группах». Следовательно, можно заключить, что респонденты с намерением открыть бизнес придают большее значение индивидуальному социальному капиталу и чаще используют его. Более того, результаты говорят о том, что респонденты без намерения открыть собственный бизнес не только в меньшей степени используют ресурсы семейных и дружеских отношений, но и не очень заботятся об их плотности. Далее нами проводился анализ и сопоставление ценностей у респондентов с намерением открыть бизнес и без него (табл. 3).

Таблица 3. Средние значения выраженности ценностей в двух группах

Ценности (по Ш. Шварцу)

Средние значения в группе «Предприниматели»

_ Средние зна- _

Стандарт- Стандарт-

чения по эк- Значение

ное откло- „ ное откло-

вивалентнои t-критерия

нение нение

группе

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

d-Коэна

Самостоятельность — мысли

Самостоятельность — поступки

Стимуляции

Гедонизм

Достижения

Власть — доминирование Власть — ресурсы Репутация

Безопасность — личная Безопасность — общественная Традиция

Конформизм — правила Конформизм — межличностный Скромность

Универсализм — забота о других Универсализм — забота о природе Универсализм — толерантность Благожелательность — забота Благожелательность — чувство долга

4.34 .57 4.27

4.44 .57 4.29

3.88 .76 3.65

4.05 .76 3.98

4.10 .68 3.91

3.17 1.12 3.18

3.67 .91 3.70

4.50 .67 4.46

4.26 .60 4.42

4.36 .65 4.27

3.92 .71 3.98

3.57 .90 3.70

3.55 .84 3.73

3.56 .78 3.75

4.11 .67 4.09

3.64 .78 3.74

3.71 .80 3.84

4.54 .52 4.49

4.57 .50 4.48

.57 1.430 .123

.56 2.954** .255

.76 3.465*** .299

.89 1.051 .091

.72 3.063** .265

1.14 -.120 -.010

.94 -.364 -.031

.61 .752 .065

.53 -3.256*** -.283

.73 1.446 .126

.76 -1.013 -.088

.84 -1.752 -.152

.74 -2.535* -.221

.73 -2.909** -.252

.66 .212 .018

.78 -1.527 -.132

.75 -1.809 -.156

.58 1.215 .105

.57 1.992* .174

Примечание. * р < 0,05; ** р < 0,01; *** р < 0,001.

Из таблицы 3 видно, что значимые различия обнаружились не по всем индивидуальным ценностям. Так, наиболее значимые различия наблюдаются относительно таких ценностей, как: «Стимуляции» и «Личная безопасность», на втором месте по величине различий располагаются ценности «Самостоятельность поступков», «Достижения» и «Скромность», после

65

Организационная психология. 2014. Т. 4. № 4.

www.orgpsyjournal.hse.ru

чего «Межличностный конформизм», «Личная безопасность» и «Чувство долга». Важно отметить, что показатели самостоятельности поступков, стимуляций и достижений оказались выше у респондентов с намерением открыть собственный бизнес, у группы без данного намерения преобладали межличностная конформность, скромность, личная безопасность и чувство долга. Такие ценности, как забота об окружающих, приверженность традициям и репутация, ресурсы — не имеют значимых различий в двух сравниваемых группах. Далее нами проводился анализ существенности различий между экономическими установками респондентов с намерение открыть бизнес и без него (табл. 4).

Таблица 4. Средние значения по показателям экономического поведения и установок в двух группах

Вопросы Средние значения в группе «Предприниматели» Средние значения в эквивалентной группе Значение критерия Колмогорова-Смирнова

Установка на сберегающее поведение 3,13 2,38 6.448***

Приемлемость кредитов 2,68 1,79 8.802***

Предпочтение экономического равенства 7,78 7,07 2.900**

Приемлемость конкуренции 4,09 4,74 -2.591**

Ответственность за собственную жизнь 3,49 3,03 4.208***

Вера в собственные силы и значимость 1,75 1,48 3.743***

Экономическая самостоятельность 1,44 1,29 2.186*

Удовлетворенность жизнью 3,87 3,58 2.209*

Инициатива на рабочем месте 3,89 3,59 3.345***

Примечание. * р < 0,05; ** р < 0,01; *** р < 0,001;

В Таблице 4 представлены сведения о значимых различиях в экономическом поведении и установках у «предпринимателей» и «эквивалентной группы». Важно отметить, что показатели, обладающие наибольшей значимостью, тесно перекликаются с теми индивидуальными ценностями, по которым, ранее были обнаружены наибольшие различия, а именно: «Стимуляции», «Личная безопасность», «Достижения» и «Самостоятельность действий». Обратившись к результатам Таблицы 4, можно также заметить, что респонденты с намерением открыть собственный бизнес, в большей степени удовлетворены своей жизнью и полагают, что они в состоянии принимать решения, способные повлиять как на их собственную, так и общественную жизнь. Следует также подчеркнуть, что люди не намеревающиеся открыть собственный бизнес, менее склонны к сберегающему поведению, для них не так важен высокий заработок. Таким образом, можно провести некоторые параллели между экономическими установками респондентов и их индивидуальными ценностями. Приемлемость сбережения денежных средств и получения кредитов в банках можно сопоставить с ценностью «Стимуляции», так как стимуляции можно понимать не только как стремление к новизне, но и как открытость имеющемуся опыту. Что касается ценностей «Достижения» и «Самостоятельность поступков», то здесь также наблюдается определенная связь с экономическими установками, отвечающими за удовлетворенность жизнью и веру в свои силы и значимость. Такая базовая ценность, как «Личная безопасность» проявляется в том, что респонденты не намеревающиеся открыть бизнес, не склонны к рискам и предпочитают стабильность в работе, для них характерны невысокая важность больших заработков и низкие требования к будущему или имеющемуся месту работы.

66

Организационная психология. 2014. Т. 4. № 2.

www.orgpsyjournal.hse.ru

Обсуждение результатов

Переходя к интерпретации полученных данных, следует отметить, что по мере их анализа было обнаружено множество статистически значимых различий между сравниваемыми (подвыборками) группами респондентов как в показателях индивидуального социального капитала, так и в ценностях и экономических установках. В частности, были обнаружены значимые различия в показателях плотности дружеских отношений и членства в формальных группах. Респонденты, желающие открыть собственный бизнес, в большей мере, чем те, у кого намерение не возникало, ориентированы на расширение круга своего общения и деловых знакомств. Данный фактор может быть объяснен в рамках концепции П. Дасгуп-та, утверждающего, что наличие тесных дружеских и родственных отношений приводят к общему росту доверия индивида к окружающему миру (Dasgupta, 1999). Исследования, проведенные Ф. Сабатини, также свидетельствуют в пользу данного фактора. Автор доказал, что совместная деятельность индивидов и тесное общение с окружающими приводят к росту внутригруппового доверия и косвенно влияет на рост их экономической активности (Sabatini, 2009). В связи с этим, можно говорить о том, что полученные в нашем исследовании результаты в очередной раз подтверждают эти точки зрения. Респонденты с намерением открыть бизнес чаще используют ресурсы, доступные им благодаря широкой сети индивидуального социального капитала. Использование ресурсов семейных отношений позволяют таким индивидам поддерживать свое эмоциональное и физическое здоровье на должном уровне, а поддержка и одобрение близких влияют на их склонность к рискам. У них возникает желание и возможность внедрять новые идеи в свою жизнь и заниматься новыми типами деятельности (Ferlander, 2007). Членство в формальных организациях также приводит к росту экономической активности, исследования М. Палдама (Paldam, 2000) подтверждают данное предположение. Так, ученый выявил, что членство в различных формальных организациях, в том числе частое посещение церковных служб, позволяет расширять сети индивидуального социального капитала, тем самым приводя к изменениям экономических установок. Он утверждает, что индивидуальный социальный капитал — это объединительный инструмент, который позволяет использовать ресурсы отношений на основе взаимодействия людей (Paldam, 2000). Люди с намерением открыть собственный бизнес в большей мере заинтересованы в членстве в различного рода группах и клубах, так как они извлекают из этого определенные выгоды. Так, членство в формальной организации приводит к росту индивидуального социального капитала личности, а также, благодаря общению с различными людьми влияет на ее экономические установки и потребительское поведение. Таким образом, полученные нами результаты свидетельствуют в пользу того, что респонденты с намерением открыть собственный бизнес в большей степени заинтересованы в использовании всех возможностей в реализации своих намерений и планов, нежели те, кто не стремится открыть свой бизнес, по крайней мере, в ближайшее время.

Однако не только индивидуальный социальный капитал сам по себе оказывается тесно связанным с возникновением намерения к открытию собственного бизнеса. Полученные нами данные подтвердили выдвинутую гипотезу о том, что респонденты с намерением открыть бизнес отличаются от респондентов без данного намерения более высокими показателями выраженности таких ценностей, как: «Стимуляции», «Достижения» и «Самостоятельность поступков», и низкими — ценностей «Конформность», «Скромность» и «Чувство долга». Эти результаты хорошо соотносятся с исследованиями Н. Крюгера и др. (Krueger et al., 2000), в которых было обнаружено, что людей, намеревавшихся открыть бизнес, отлича-

67

Организационная психология. 2014. Т. 4. № 2.

www.orgpsyjournal.hse.ru

ют высокая уверенность в себе и своих действиях, а также лидерский потенциал. Вероятно, столь значимые различия в показателях базовых ценностей респондентов соотносятся с тем фактом, что люди с намерением открыть собственный бизнес могли целенаправленно развивать в себе определенные личностные черты, необходимые им для успешного решения задач предпринимательства (Baum, Locke, 2004). Преобладание таких ценностей, как «Скромность», «Чувство долга» и «Конформность» не позволяет людям выйти за границы определенных социальных рамок, сдерживает их, тем самым подавляя возникновение намерения к открытию бизнеса. Вероятнее всего, такие люди просто не верят в собственные силы, поэтому даже не задумываются о том, чтобы стать частными предпринимателями.

Выше нами уже обсуждалась значимость семейной и дружеской поддержки при возникновении намерения к открытию бизнеса. Широкий круг знакомств позволяет использовать множество общественных ресурсов, например, каналов обмена информацией, для успешной предпринимательской деятельности. Дж. Баум и Е. Локке утверждают, что личностные черты субъектов, формирующиеся на основе базовых ценностей и установок, являются динамическими структурами, которые могут меняться при наличии определенных средовых условий (Baum, Locke, 2004). Интересным оказывается факт, что для респондентов с наличием намерения к открытию бизнеса выявлено преобладание склонности к сберегающему поведению и приемлемость кредитов. Кроме того, данная группа респондентов в большей мере соглашаются с утверждением, что их жизнь зависит от них самих, а не от внешних обстоятельств, и они сильнее верят в себя и свои силы, чем люди без намерения открыть бизнес. Полученные данные подтверждаются различиями в ценностях индивидов и их социальном капитале. Возможно, благодаря наличию широких дружеских и родственных связей, основанных на взаимном доверии и поддержке, респонденты, намеревающиеся открыть бизнес уверенней в себе. Так, например, исследования М. Гётнера говорят о том, что на возникновение намерения открыть бизнес могут влиять такие факторы, как социальная желательность данной деятельности и личностные установки и ожидания субъекта, которые формируются, как правило, во время общения с близкими родственниками и друзьями (Goethner, 2012). Более того, склонность к сберегающему поведению и одобрение кредитов говорят о том, что респонденты с намерением открыть бизнес в большей мере склонны к рискам, чем те, респонденты кто не одобряет данные виды экономического поведения и не намеревается становиться предпринимателем. Такие ценности, как «Самостоятельность поступков» и «Достижения», вероятнее всего, оказывают влияние на формирование склонности к рискам, а те, в свою очередь, возможно, оказывают влияние на появление новых ценностей. Кроме того, наши данные говорят о том, что респонденты с намерением открыть бизнес проявляют большую инициативность на рабочем месте, чем те, кто не обладает данным намерением. Эти результаты соотносятся с обнаруженными различиями в ценностях между двумя подвыборками. Как уже было отмечено, респонденты не намеревающиеся открыть собственный бизнес, чаще имели более высокие показатели по таким ценностям, как «Скромность», «Межличностная конформность». Интересным представляется тот факт, что для респондентов без намерения открыть собственный бизнес важным оказалось не только наличие конкуренции на рабочем месте, но и разница в доходах сотрудников (она должна быть и не обязательно маленькой). Более того, респонденты без намерения открыть бизнес менее удовлетворены своей жизнью и в меньшей степени экономически самостоятельны, чем субъекты с намерением открыть собственный бизнес. Данный факт может быть объяснен тем, что у респондентов, не имеющих намерения открыть бизнес, недостаточно информации о том, что такое предпринимательская деятельность, какова ее структура и какие черты необходимы для успешного ее осуществления. Отсутствие достаточной поддержки со стороны друзей и семьи, малый

68

Организационная психология. 2014. Т. 4. № 2.

www.orgpsyjournal.hse.ru

объем сетей социального капитала не позволяют субъектам использовать все имеющиеся ресурсы для развития собственного дела. Вероятнее всего, ключевая разница заключается в том, что респонденты с намерением открыть бизнес рассматривают предпринимательскую деятельность не как средство заработка, а как платформу для достижения новых вершин и совершенствования жизни, как своей, так и окружающих. В то время как у респондентов, не намеревающихся открыть бизнес, трудовая деятельность центрируется на желании иметь достаточный заработок. Именно поэтому люди концентрируются на работе, не вступают в достаточное количество формальных и неформальных групп, способных повысить их склонность к рискам, изменить экономические установки, ценности и дать новые знания для формирования свежих и креативных идей.

Выводы

1. В результате проведенного исследования были выявлены ключевые различия в структуре индивидуального социального капитала у людей с намерением открыть бизнес и без данного намерения в Центральном и Северо-Кавказском федеральных округах, их базовых ценностях и экономических установках. Было доказано, что индивидуальный социальный капитал связан с возникновением намерения открыть свой бизнес, т.е. подтвердилась первая из выдвинутых гипотез. Полученные результаты позволяют предположить, что членство в формальных группах, а также использование семейных и дружеских ресурсов могут повлиять на возникновение намерения к открытию бизнеса.

2. Было обнаружено, что у людей, намеревающихся открыть бизнес, преобладают такие ценности, как: «Самостоятельность поступков», «Достижения» и «Стимуляции», в то время как у респондентов не намеревающихся открыть бизнес, на первый план выходят ценности: «Чувство долга», «Межличностная конформность» и «Скромность». Следовательно, вторая выдвинутая нами гипотеза также нашла свое подтверждение.

3. Установлено, что экономические представления также связаны с возникновением намерения к открытию бизнеса. Респонденты, намеревающиеся заняться предпринимательской деятельностью, в большей мере склонны к сберегающему поведению и лояльны к кредитам, они более склонны к рискам. Кроме того, респонденты намеревающиеся открыть бизнес, чаще соглашались с тем, что их жизнь зависит от них самих, тем самым подтверждая данные о различиях в ценностях респондентов, а именно: индивиды с намерением открыть бизнес ценят «Самостоятельность поступков» и «Достижения» выше, чем те, кто не намеревался открыть бизнес.

Литература

Демкив, О. (2004). Социальный капитал: теоретические основания исследования и операциональные параметры. Социология: теория, методы, маркетинг, 4. 99-111.

Ушно, С.В. (2007). Фактор символического капитала в современном предпринимательстве.

Культура народов Причерноморья, 120, 150-152.

Радаев, В.В. (2002). Понятие капитала, формы капиталов и их конвертация. Экономическая социология. Электронный журнал, 3(4), 20-32. URL: www.ecsoc.msses.ru (дата обращения 05.09.2013).

Ajzen, I. (1991). The theory of planned behavior. Organizational Behavior and Human Decision Pro-

69

Организационная психология. 2014. Т. 4. № 2.

www.orgpsyjournal.hse.ru

cesses, 50(2), 179-211.

Baum, J.R., Locke, E.A. (2004). The relationship of entrepreneurial traits, skill, and motivation to subsequent venture growth. Journ. Appl. Psychol., 89(4), 587-598.

Bird, B.J. (1988). Implementing entrepreneurial ideas: the case for intention. Academy of Management Review, 13(3), 442-453.

Bird, B.J. (1989). Entrepreneurial behavior. Glenview, IL: Scott Foresman.

Carree, M.A., Thurik, A.R. (2003). The impact of entrepreneurship on economic growth. Open Access publications from Maastricht University, 27, 38-84.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Chua, J.H., Chrisman, J.J., Sharma, P. (1999). Defining the family business by behavior. Entrepreneurship Theory & Practice, 23 (4), 19-39.

Chen, C.C., Greene, P.G., Crick, A. (1998). Does entrepreneurial self-efficacy distinguish entrepreneurs from managers? Journal of Business Venturing, 13 (4), 295-316.

Collins, C.J., Hanges, P., & Locke, E.A. (2004). The relationship of need for achievement to entrepreneurship: a meta-analysis. Human Performance, 17, 95-117.

Cooper, A.C. (1993). Challenges in predicting new firm performance. Journal of Business Venturing, 8(3), 241-253.

Coleman, J.S. (1988). Supplement: Organizations and Institutions. Sociological and Economic Approaches to the Analysis of Social Structure, 94, 95-120.

Dasgupta, P. (2002). Economic progress and the idea of social capital. In P. Dasgupta and I. Serageldin (eds.). Social Capital: a multifaced perspective (424). World Bank, Washington DC.

Davidsson, P., Honig, B. (2003). The role of social and human capital among nascent entrepreneurs. Journal of Business Venturing, 18, 301-331.

Ferlander, S. (2007). The Importance of Different Forms of Social Capital for Health. Acta Sociologica, 50(2), 115-128.

Finisterra do Paco, A-M., Ferreira, J., Raposo, M., Rodrigues, R., Dinis, A. (2011). Behaviours and entrepreneurial intention: Empirical findings about secondary students. Journal of International Entrepreneurship, 9, 20-38.

Gelderen, M., Brand, M., Praag, M., Bodewes, W., Poutsma, E., Gils, A. (2008). Explaining entrepreneurial intentions by means of the theory of planned behavior. Career Development International, 13(6), 538-559.

Goethner, M. (2012). Scientists’ transition to academic entrepreneurship: Economic and psychological determinants. Journal of Economic Psychology, 33(3), 628-641.

Kilkenny, M., Nalbarte, L., Besser, T. (1999). Reciprocated community support and small town - small business success. Entrepreneurship and Regional Development, 11, 231-246.

Kolvereid, L. (1996) Organizational employment versus self-employment: reasons for career choice intentions. Entrepreneurship Theory and Practice, 20(3), 23-31.

Krueger Jr., N.F., Reilly, M.D., Carsrud, A.L. (2000). Competing models of entrepreneurial intentions. Journal of Business Venturing, 15(5-6), 411.

Linan, F., Chen, Y.W. (2009). Development and cross-cultural application of a specific instrument to measure entrepreneurial intentions. Entrepreneurship Theory and Practice, 33(3), 593-617.

Lin, N. (2001). Social Capital: A Theory of Social Structure and Action. Cambridge University Press.

Lin, F., Urbano, D., Guerrerob, M. (2011). Regional variations in entrepreneurial cognitions: Startup intentions of university students in Spain. Entrepreneurship & Regional Development, 23(3-4), 187-215.

Paldam, M. (2000). Social Capital: One or Many? Definition and Measurement. Journal of Economic Surveys, 14(5), 629-654.

Piurko, Y., Schwartz, S., Davidov, E. (2012). Basic personal values and the meaning of left-right politi-

70

Организационная психология. 2014. Т. 4. № 2.

www.orgpsyjournal.hse.ru

cal orientations in 20 countries. Political Psychology, 32 (2), 537-561.

Sabatini, F. (2009). Does social capital create trust? Evidence from a community of entrepreneurs. AIC-CON Working Papers, 58, 24-49.

Sanchez J.C. (2011). University training for entrepreneurial competencies: Its impact on intention of venture creation. International Entrepreneurship and Management Journal, 7(2), 239-254.

Schul, Y., Mayo, R., Burnstein, E. (2008). The Value of Distrust. Journal of Experimental Social Psychology, 44, 1293-1302.

Schwartz, S., Cieciuh, J., Vecchione, M., Davidov, E., Fischer, R., Beierlein, C., Ramos, A., Verkasalo, M., Lonnqvist, J., Demirutku, K., Dirilen-Gumus, O., Konty, M. (2012). Refining the theory of basic individual values. Journal of Personality and Social Psychology, 103(4), 663-688.

Schwartz, S.H., Caprara, G.V., & Vecchione, M. (2010). Basic personal values, core political values, and voting: A longitudinal study. Political Psychology, 31, 421-452.

Shapero, A., and Sokol, L. (1982). The Social Dimensions of Entrepreneurship. In C. Kent, D. Sexton, and K.H. Vesper (eds.). The Encyclopedia of Entrepreneurship. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall. 72-90.

Taylor, D. (2002). The Quest for Identity. From minority groups to Generation Xers. Praeger

Zellweger, T.M., Astrachan, J.H. (2008). On the emotional value of owning a firm. Family Business Review, 21 (4), 347-363.

Zellweger, T., Sieger, P., Halter, F. (2010). Should I stay or should I go? Career choice intentions of students with family business background. Journal of Business Venturing, 26(5), 521-536.

71

Организационная психология. 2014. Т. 4. № 2.

www.orgpsyjournal.hse.ru

Приложение 1.

Вопросы для оценки индивидуального социального капитала респондентов

(плотность семейных отношений)

В6. Сейчас я зачитаю список родственников, которые, возможно, у Вас есть, а Вы скажите, как часто Вы контактировали с ними за последние четыре недели. Я имею в виду личное общение, по телефону или по электронной почте. Для ответа воспользуйтесь этой карточкой. Итак, как часто за последние четыре недели Вы общались с:

3 и более раз за последний месяц 1-2 раза за последний месяц Ни разу за последний месяц У меня нет таких ныне живущих родственников Затрудняюсь ответить

1) Родителями 1 2 3 4 (9)

2) С кем-либо из Ваших взрослых детей от 18 лет и старше 1 2 3 4 (9)

3) С кем-либо из Ваших взрослых братьев и сестёр старше 18 лет 1 2 3 4 (9)

4) С кем-либо из Ваших дядьёв или тёток 1 2 3 4 (9)

5) С кем-либо из Ваших двоюродных братьев или сестёр 1 2 3 4 (9)

6) С другими родственниками, кроме несовершеннолетних детей 1 2 3 4 (9)

Приложение 2.

Оценка индивидуального социального капитала (плотность дружеских отношений)

B7. Сейчас я бы хотел(а) спросить Вас о людях, с которыми Вы работаете и которые не являются членами Вашей семьи или родственниками. Скольких из них Вы считаете Вашими друзьями?

_______ Количество друзей на работе

(0) Нет друзей среди коллег по работе

B8. А скольких из людей, живущих с Вами по соседству, Вы считаете друзьями?

_______ Количество друзей среди людей, живущих по соседству

(0) Нет друзей среди людей, живущих по соседству

B9. А сколько у Вас еще друзей? Не считайте тех, которых Вы уже назвали - коллег по работе, соседей или членов Вашей семьи.

_______ Количество друзей

_____(0)________Нет других друзей______________________________________________

72

Организационная психология. 2014. Т. 4. № 2.

www.orgpsyjournal.hse.ru

Приложение 3.

Вопросы для оценки индивидуального социального капитала (членство в формальных группах)

E3. В свое свободное время люди иногда принимают участие в деятельности различных организаций, таких как спортивные общества, клубы по интересам, религиозные организации, политические партии и т.д. Насколько часто Вы участвуете в деятельности таких организаций? Для ответа воспользуйтесь этой карточкой.

5 я

I ^

в

2 « я s

д1 я § я § И S ^ м-я о 3 а в Я

V :,s 2 s

ни tf

v i=t ^ я

(Г) tj

О CJ- 2 5 «

2S ® 5 о о-5|

8 2* 2 § Щ

а я 2 5 и

2 аз о

Ом 2 В

18 s -

§ I

I S

8 § !

1 я 5 8°

I® § и

Сн Я

В

1) Политические партии, профсоюзы, профессиональные ассоциации 1 2 3 4 5 9

2) Церковь, религиозные, благотворительные организации 1 2 3 4 5 9

3) Спортивные общества, клубы по различным интересам 1 2 3 4 5 9

4) Гражданские ассоциации, общественные организации 1 2 3 4 5 9

Приложение 4.

Вопросы для оценки индивидуального социального капитала

(ресурсы семейных и дружеских отношений)

B10. Сколько членов Вашей семьи: (зачитайте вопрос из таблицы ниже и отметьте один ответ в первой клетке в колонке вWa)

А сколько ваших друзей: (зачитайте тот же вопрос из таблицы ниже и отметьте один ответ в первой клетке в колонке в10Ь)

Дальше продолжайте спрашивать по каждому вопросу - сначала о членах семьи, потом о друзьях.Если «нисколько» в каком-либо пункте, запишите «0». если не может назвать точно, постарайтесь получить хотя бы примерный ответ. если не может посчитать вообще, то поставьте «999»

B10a B10b

Сколько Сколько

членов Ваших

__________________________________________________________________Вашей семьи друзей

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) Смогут дать Вам совет при возникновении каких-либо юридических или бюрократических проблем ------ ----------

2) Смогут помочь Вам или другому члену Вашей семьи найти работу

3) Имеют возможность нанимать людей, заключать контракты, брать на работу сотрудников? ------ ----------

4) Работают в муниципальных или каких-либо других органах власти?

5) Разбираются в финансовых вопросах — таких как налоги, субсидии, социальная

поддержка, пенсионное страхование? ------ -----------

6) Зарабатывают более 50’000 рублей ежемесячно?

УТОЧНИТЕ: Нас не интересует, кто именно из них столько зарабатывает, а только примерное количество таких людей_____________________________________________________

73

Организационная психология. 2014. Т. 4. № 2.

www.orgpsyjournal.hse.ru

Приложение 5.

Вопросы для оценки экономических установок респондентов

D8. Для каждого из действий, которые я сейчас зачитаю, пожалуйста, скажите мне, насколько вероятно, что Вы в течение ближайших двух лет это сделаете?

Точно не буду делать это Маловероятно, что сделаю это Может быть, сделаю это, может быть, нет Вероятно, сделаю это Точно сделаю это Затруд- няюсь ответить (отказ)

1. Будете сберегать часть заработной платы на банковском депозите 2. Возьмете кредит, чтобы открыть свое дело, как только у Вас появится такой шанс 1 1 2 2 3 3 4 4 5 5 (9) (9)

D9. А сейчас я хотел(а) бы узнать насколько Вы согласны или не согласны с рядом утверж-

дений. Для ответа используйте, пожалуйста, эти карточки. На карточках Вы видите 10-балльную шкалу, где «1» означает, что Вы полностью согласны с точкой зрения слева, «10» означает, что Вы полностью согласны с точкой зрения справа. Вы также можете выбрать любую точку шкалы между ними.

Левый полюс

Разница в доходах не должна быть очень большой.

Больше предприятий и отраслей должно находиться в частной собственности.

Государство должно нести больше ответственности за то, чтобы все граждане были обеспечены. конкуренция — это хорошо. Она стимулирует людей напряженно работать и развивать новые идеи. Тяжелая и упорная работа обычно ведет к успеху в жизни.

1---2---3---4---5---6---7---8---9---10

1---2---3---4---5---6---7---8---9---10

1---2---3---4---5---6---7---8---9---10

1---2---3---4---5---6---7---8---9---10

1---2---3---4---5---6---7---8---9---10

Затруд.

Правый полюс Тот, кто больше работает, должен получать больше. Больше предприятий и отраслей отве- тить 99

должно находиться в государственной собственности. Люди сами должны нести больше 99

ответственности за то, чтобы себя обеспечивать. 99

Конкуренция вредна. Она пробуждает в людях их худшие черты. Тяжелая и упорная работа обычно 99

не приносит успеха, скорее к этому ведут удача и связи. 99

Чувствуете ли Вы, что можете принимать важные решения, способные изменить течение Вашей жизни?

1. Я совсем ничего не могу сделать, чтобы изменить что-то в жизни

2. В целом я мало что могу изменить в жизни

3. Иногда я чувствую, что могу изменить что-то в жизни

4. В большинстве случаев я могу изменить что-то в жизни

5. Я совершенно уверен(а), что могу сделать мою жизнь такой, какой захочу

________(9)___Затрудняюсь ответить___________________________________________________________________

E2-3. Как Вы думаете, насколько Вы можете повлиять на жизнь Вашего города/деревни, чтобы она стала лучше?___________________________________________________________

1. Не могу повлиять

2. Незначительное влияние

3. Некоторое влияние

4. Значительное влияние

5. Очень сильное влияние

(9) Затрудняюсь ответить

74

Организационная психология. 2014. Т. 4. № 2.

www.orgpsyjournal.hse.ru

E2-4. В течение последних 12 месяцев насколько часто Вы предпринимали действия с целью повлиять на местные органы власти или на политических лидеров, например, подписывали петиции, подавали заявления, требования, ходили на демонстрации?

1. Ни разу

2. Один раз

3. 2-3 раза

4. 4-5 раз

5. Много раз - более 5

(9) Затрудняюсь ответить

Сейчас я зачитаю Вам несколько утверждений, а Вы скажите, насколько Вы согласны или не согласны с каждым из них. Для ответа используйте, пожалуйста, шкалу на карточке.

Полностью не согласен Не согласен Частично не согласен Где-то посередине между согласен и не согласен Частично согласен Согласен Полностью согласен Затрудняюсь ответить

1. В целом, моя жизнь близка к идеалу 1 2 3 4 5 6 7 (9)

2. У меня отличные условия жизни 1 2 3 4 5 6 7 (9)

3. Я доволен(-льна) своей жизнью 1 2 3 4 5 6 7 (9)

4. У меня уже есть все, что я считаю наиболее важным в жизни 1 2 3 4 5 6 7 (9)

5. Если бы я мог(-ла) прожить свою жизнь заново, я бы почти ничего не изменил(-ла) 1 2 3 4 5 6 7 (9)

75

Organizational Psychology - Russia. 2014. Vol. 4. No 2.

www.orgpsyjournal.hse.ru

Social-psychological characteristics of people with the intention of starting a business

Olesia KORSUN

National Research University Higher School of Economics, Moscow, Russia

Abstract. This survey was conducted at the study of the social-psychological characteristics of people with the intention of starting business. The study included respondents from Central and North Caucasus regions. The study puts forward two hypotheses: (1) individual social capital mediates the emergence of intention to start own business; (2) dominance of individual values as «Independence of acts», «Achievements» and «Stimulations» over «Call of duty», «Interpersonal conformity» and «Modesty» is associated with intentions to start own business. Both research hypotheses were confirmed. It was shown that individual social capital affects the appearance of the intention to start a business. In addition, people who intend to start their own business are identified by high values such as «Independent actions», «Achievements» and «Stimulation», while the respondents do not intend to open a business indicates the priority such values as «Call of duty», «Interpersonal conformity» and «Modesty». Economic views, also has an impact on the occurrence of intent to start a business. Respondents intending to go into business are more inclined to «saving behavior» and are more loyal to credit; they are more prone to risks. In addition, respondents intending to open a business more often agree with the fact that their life depends on them, thus confirming the data on differences in their values. Namely, individuals with the intention of starting business more focusing on «Independent actions» and «Achievements» more than those who did not intend to open business. In further studies, it would be interesting to see which of the respondents actually managed to open their own business, and then identify the social-psychological characteristics, which are allowing not only being intent for starting business but also transforming this intent in the real life.

Keywords: individual social capital, economic attitudes, values, entrepreneurs.

References

Ajzen, I. (1991). The theory of planned behavior. Organizational Behavior and Human Decision Processes, 50(2), 179-211.

Baum, J.R., Locke, E.A. (2004). The relationship of entrepreneurial traits, skill, and motivation to subsequent venture growth. Journ. Appl. Psychol., 89(4), 587-598.

Bird, B.J. (1988). Implementing entrepreneurial ideas: the case for intention. Academy of Management Review, 13(3), 442-453.

Bird, B.J. (1989). Entrepreneurial behavior. Glenview, IL: Scott Foresman.

Carree, M.A., Thurik, A.R. (2003). The impact of entrepreneurship on economic growth. Open Access publications from Maastricht University, 27, 38-84.

Chen, C.C., Greene, P.G., Crick, A. (1998). Does entrepreneurial self-efficacy distinguish entrepreneurs from managers? Journal of Business Venturing, 13 (4), 295-316.

Chua, J.H., Chrisman, J.J., Sharma, P. (1999). Defining the family business by behavior. Entrepreneurship Theory & Practice, 23 (4), 19-39.

Coleman, J.S. (1988). Supplement: Organizations and Institutions. Sociological and Economic Ap-

Address: 20, Myasnitskaya Str., 101000 Moscow, Russia.

E-mail: [email protected]

76

Organizational Psychology - Russia. 2014. Vol. 4. No 2.

www.orgpsyjournal.hse.ru

proaches to the Analysis of Social Structure, 94, 95-120.

Collins, C.J., Hanges, P., & Locke, E.A. (2004). The relationship of need for achievement to entrepreneurship: a meta-analysis. Human Performance, 17, 95-117.

Cooper, A.C. (1993). Challenges in predicting new firm performance. Journal of Business Venturing, 8(3), 241-253.

Dasgupta, P. (2002). Economic progress and the idea of social capital. In P. Dasgupta and I. Serageldin (eds.). Social Capital: a multifaced perspective (424). World Bank, Washington DC.

Davidsson, P., Honig, B. (2003). The role of social and human capital among nascent entrepreneurs. Journal of Business Venturing, 18, 301-331.

Demkiv, O. (2004). Social'nyj kapital: teoreticheskie osnovanija issledovanija i operacional'nye param-etry [Social capital: the theoretical foundations of research and operational parameters]. Sociologija: teorija, metody, marketing, 4. 99-111.

Ferlander, S. (2007). The Importance of Different Forms of Social Capital for Health. Acta Sociologica, 50(2), 115-128.

Finisterra do Paco, A-M., Ferreira, J., Raposo, M., Rodrigues, R., Dinis, A. (2011). Behaviours and entrepreneurial intention: Empirical findings about secondary students. Journal of International Entrepreneurship, 9, 20-38.

Gelderen, M., Brand, M., Praag, M., Bodewes, W., Poutsma, E., Gils, A. (2008). Explaining entrepreneurial intentions by means of the theory of planned behavior. Career Development International, 13(6), 538-559.

Goethner, M. (2012). Scientists’ transition to academic entrepreneurship: Economic and psychological determinants. Journal of Economic Psychology, 33(3), 628-641.

Kilkenny, M., Nalbarte, L., Besser, T. (1999). Reciprocated community support and small town - small business success. Entrepreneurship and Regional Development, 11, 231-246.

Kolvereid, L. (1996) Organizational employment versus self-employment: reasons for career choice intentions. Entrepreneurship Theory and Practice, 20(3), 23-31.

Krueger Jr., N.F., Reilly, M.D., Carsrud, A.L. (2000). Competing models of entrepreneurial intentions. Journal of Business Venturing, 15(5-6), 411.

Lin, F., Urbano, D., Guerrerob, M. (2011). Regional variations in entrepreneurial cognitions: Start-up intentions of university students in Spain. Entrepreneurship & Regional Development, 23(3-4), 187-215.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Lin, N. (2001). Social Capital: A Theory of Social Structure and Action. Cambridge University Press.

Linan, F., Chen, Y.W. (2009). Development and cross-cultural application of a specific instrument to measure entrepreneurial intentions. Entrepreneurship Theory and Practice, 33(3), 593-617.

Paldam, M. (2000). Social Capital: One or Many? Definition and Measurement. Journal of Economic Surveys, 14(5), 629-654.

Piurko, Y., Schwartz, S., Davidov, E. (2012). Basic personal values and the meaning of left-right political orientations in 20 countries. Political Psychology, 32 (2), 537-561.

Radaev, V.V. (2002). Ponjatie kapitala, formy kapitalov i ih konvertacija [The concept of capital, forms of capital and their conversion].Jekonomicheskaja sociologija. Jelektronnyjzhurnal, 3(4), 20-32. URL: www.ecsoc.msses.ru (data obrashhenija 05.09.2013).

Sabatini, F. (2009). Does social capital create trust? Evidence from a community of entrepreneurs. AIC-CON Working Papers, 58, 24-49.

Sanchez J.C. (2011). University training for entrepreneurial competencies: Its impact on intention of venture creation. International Entrepreneurship and Management Journal, 7(2), 239-254.

Schul, Y., Mayo, R., Burnstein, E. (2008). The Value of Distrust. Journal of Experimental Social Psychology, 44, 1293-1302.

Schwartz, S., Cieciuh, J., Vecchione, M., Davidov, E., Fischer, R., Beierlein, C., Ramos, A., Verkasalo, M., Lonn-qvist, J., Demirutku, K., Dirilen-Gumus, O., Konty, M. (2012). Refining the theory of basic individual values. Journal of Personality and Social Psychology, 103(4), 663-688.

77

Organizational Psychology - Russia. 2014. Vol. 4. No 2.

www.orgpsyjournal.hse.ru

Schwartz, S.H., Caprara, G.V., & Vecchione, M. (2010). Basic personal values, core political values, and voting: A longitudinal study. Political Psychology, 31, 421-452.

Shapero, A., and Sokol, L. (1982). The Social Dimensions of Entrepreneurship. In C. Kent, D. Sexton, and K.H. Vesper (eds.). The Encyclopedia of Entrepreneurship. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall. 72-90.

Taylor, D. (2002). The Quest for Identity. From minority groups to Generation Xers. Praeger.

Ushno, S.V. (2007). Faktor simvolicheskogo kapitala v sovremennom predprinimatel’stve [Factor of symbolic capital in the modern enterprise]. Kul'tura narodovPrichernomorja, 120, 150-152.

Zellweger, T., Sieger, P., Halter, F. (2010). Should I stay or should I go? Career choice intentions of students with family business background. Journal of Business Venturing, 26(5), 521-536.

Zellweger, T.M., Astrachan, J.H. (2008). On the emotional value of owning a firm. Family Business Review, 21 (4), 347-363.

78

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.