Научная статья на тему 'Социально-психологические особенности личности осужденного за нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека'

Социально-психологические особенности личности осужденного за нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
258
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ НЕОСТОРОЖНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ (ДТП) / САМООТНОШЕНИЕ НЕОСТОРОЖНЫХ ПРЕСТУПНИКОВ / ЗАЩИТНАЯ СФЕРА ПОВЕДЕНИЯ / ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ НЕОСТОРОЖНЫХ ПРЕСТУПНИКОВ / ПОТРЕБНОСТНАЯ СФЕРА НЕОСТОРОЖНЫХ ПРЕСТУПНИКОВ / PSYCHOLOGY OF CARELESS CRIMINALITY / ROAD AND TRANSPORT INCIDENTS / THE SELF-ATTITUDE OF CARELESS CRIMINALS / PROTACTIVE SPHERE OF BEHAVIOUR / FEATURE OF DIALOGUE OF CARELESS CRIMINALS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Молоствов А. В.

в статье анализируется психологический механизм связи потребностей, лежащих в основе поведения неосторожных преступников, с особенностями их общения, самоотношения и защитной сферы. В статье выявлено, что многие причины неосторожных преступлений, связанных с нарушением водителями правил дорожного движения (ПДД) лежат в области подсознательного регулирования их поведения, направленного на реализацию потребностей в самопринятии, самоуважении, через уважение и эмоционально значимое общениес другими людьми. Неосторожное поведение таких водителей на дороге есть способ замещения данных неудовлетворенных потребностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

in article the psychological mechanism of communication of need of careless criminals underlying behaviour with features of their dialogue, the self-attitude and protective sphere is analyzed. In article it is revealed, that many reasons of the careless crimes connected to infringement by drivers of rules of traffic lay in the field of subconscious regulation of their behaviour directed on realization of needs for self-acceptance, self-esteem, through respect and emotionally significant dialogue with other people. And the careless behaviour of such drivers on road is a way of replacement of the given unsatisfied needs.

Текст научной работы на тему «Социально-психологические особенности личности осужденного за нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека»

Социально-психологические особенности личности осужденного за нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека

А.В. Молоствов

Аннотация: в статье анализируется психологический механизм связи потребностей, лежащих в основе поведения неосторожных преступников, с особенностями их общения, самоотношения и защитной сферы. В статье выявлено, что многие причины неосторожных преступлений, связанных с нарушением водителями правил дорожного движения (ПДД) лежат в области подсознательного регулирования их поведения, направленного на реализацию потребностей в самопринятии, самоуважении, через уважение и эмоционально значимое общение с другими людьми. Неосторожное поведение таких водителей на дороге есть способ замещения данных неудовлетворенных потребностей. Ключевые слова: психология неосторожной преступности, дорожно-транспортные происшествия (ДТП), самоотношение неосторожных преступников, защитная сфера поведения, особенности общения неосторожных преступников, потребностная сфера неосторожных преступников.

Summary: in article the psychological mechanism of communication of need of careless criminals underlying behaviour with features of their dialogue, the self-attitude and protective sphere is analyzed. In article it is revealed, that many reasons

of the careless crimes connected to infringement by drivers of rules of traffic lay in the field of subconscious regulation of their behaviour directed on realization of needs for self-acceptance, self-esteem, through respect and emotionally significant dialogue with other people. And the careless behaviour of such drivers on road is a way of replacement of the given unsatisfied needs.

Keywords: psychology of careless criminality, road and transport incidents, the self-attitude of careless criminals, protective sphere of behaviour, feature of dialogue of careless criminals.

Статистика количества людей пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях заставляет обратить пристальное внимание на изучение причин дорожных аварий и их профилактику. Так, в ДТП по статистике за последние 10 лет, ежегодно погибает около 30 тысяч и получает ранения 250 тысяч человек. Отдельной строкой в официальной статистике аварийности являются аварии, произошедшие по вине водителей, находившихся в состоянии опьянения.1

Неудовлетворительные водительские навыки, нарушение правил дорожного движения и особенности индивидуального стиля управления транспортным

1Официальный сайт ГИБДД МВД России http://www.gibdd.ru/news/main/920100114_report.

средством становятся основной причиной аварий.2

Изучение внутренних психологических факторов, которые обусловливают неосторожное управление автотранспортом (нарушение правил дорожного движения, управление транспортом в состоянии алкогольного опьянения), на наш взгляд, способно дать понимание психологического основания для построения программ повышения безопасности дорожного движения.

Одним из путей получения информации о личностных особенностях водителей, предрасположенных к опасному вождению и возможному наступлению тяжелых последствий такого вождения, является изучение личности осужденных за автотранспортные преступления. Изучение психологических характеристик личности преступников, совершивших дорожно-транспортные преступления по неосторожности, - одно из актуальных направлений изучения в криминологии и юридической психологии. Проведенные с помощью психологического инструментария (тест ММИЛ) под руководством Ю.М. Антоняна исследования личности неосторожных преступников на примере осужденных, совершивших ДТП, показали, что отличительная от осужденных других категорий и право-послушных граждан их психологическая особенность - высокая тревожность.3 Однако, по мнению авторов данных исследований, эмпирической психологической информации о личности неосторожных преступников еще явно недо-

статочно, что препятствует познанию внутренних, субъективных механизмов неосторожного преступного поведения. Современная криминология исходит из того, что неосторожность слагается из различного уровня особенностей поведения и их комбинаций, а у неосторожных преступников имеются особенности в интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферах.4

Для изучения социально-психологических особенностей личности нарушителей правил дорожного движения, чьи нарушения повлекли причинение тяжкого вреда здоровью человека по неосторожности, нами была обследована выборка осужденных, отбывающих наказание по ст. 264 в колонии-поселении. Всего на этапе пилотажного исследования было обследовано 57 осужденных мужчин (15 человек осуждены по ч.1 ст. 264 УК РФ, 24 человека - ч. 2 ст. 264 УК РФ, 15 человек -по части 3 ст. 264 УК РФ и 3 человека по части 4 ст. 264 УК РФ). Сравнительный анализ социально-психологических портретов личности осужденных, совершивших ДТП в состоянии алкогольного опьянения и в трезвом виде, не проводился из-за малого размера выборки, и является перспективным этапом продолжения данного исследования.

При проведении текущего этапа нашего исследования мы ставили себе задачу выявить личностные особенности, специфические для осужденных за нарушения правил дорожного движения (ст. 264 УК РФ) и определить роль этих

2 Официальный сайт ГИБДД МВД России http://www.gibdd.ru/news/main/920100114_герогй

3 См.: там же.

4 См.: Антонян Ю.М., Голубев В.П. и др. Некоторые отличительные психологические особенности личности неосторожных преступников//Личность преступников и индивидуальное воздействие на них: тр. ВНИИ МВД СССР, 1989 С. 10-17.

особенностей в генезе совершенного преступления. Осужденные по ст. 264 УК РФ совершили свое преступление по неосторожности. Именно неосторожность лежит в основе причинного комплекса автодорожных аварий. В связи с этим для нас весьма интересным становится профиль личностных особенностей неосторожного (не мотивированного на преступление) преступника. Для сравнительной характеристики в этом случае целесообразно использовать выборку осужденных, совершивших преступления мотивированно.

Так, в качестве сравнительной группы нами использовалась выборка осужденных (100 человек), отбывающих наказания по ст. 209 (Бандитизм), и ст. 210 (Организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней)) УК РФ. Таким образом, нами обследованы и сравнены две полярные группы испытуемых, совершивших преступления. С одной стороны, это лица совершившие преступления немотивированно (не задававшиеся сознательно целью получения выгоды от наступления последствий преступного деяния), с другой стороны - это лица, заранее мотивированные на преступное поведение (сознательно планировавшие, готовившие преступление и ожидавшие выгодных для себя последствий от него).

При планировании эмпирического исследования мы предполагали, что неосторожных преступников, совершивших ДТП, отличают специфические особенности характеризующие личность, как сознательные проявления, так и факторы их подсознания. Поэтому в тестовую батарею мы включили наряду с многофакторным личностным опросником Р. Кеттела (16 РР С), методику

LSI Р. Плутчика, Г. Келлермана, Г. Конте в адаптации Л. Гребенникова для определения типов психологических защит и опросник МИС (Методика исследования самоотношения) С.Р. Пантелеева, В.В. Столина. Изучение особенностей общения испытуемых проводилось с помощью Опросника межличностных отношений (ОМО) в адаптации А.А. Рукавишникова.

Социально-демографические характеристики обследованных выборок, такие как возраст, образование, при имеющихся объемах выборок значимо не различаются.

Так, средний возраст осужденных за неосторожные преступления - 37 лет, средний возраст участников ОПГ -35 лет (табл. 1).

Можно отметить, что в выборке осужденных за неосторожные преступления средний возраст несколько выше, но при значительной дисперсии. То есть выборка менее однородна по возрастному признаку (вероятность совершить ДТП велика для представителей всех возрастов). Для нашего исследования, скорее, более показательными должны стать возраст начала активного управления автомобилем, стаж вождения, возраст начала обучения вождению. Данные вопросы включены нами в анкету для использования на расширенной выборке осужденных.

Образовательный уровень (табл. 2) осужденных, совершивших неосторожные преступления, несколько выше, в первую очередь за счет среднего профессионального образования.

Среди прочих вопросов в анкету нами были включены вопросы о дефицитах испытываемых респондентами в детстве. Картина дефицитов характе-

Таблица 2.

Уровень образования обследованных осужденных, %

Таблица 1.

Средний возраст обследованных осужденных

Неосторожные преступники (ст. 264 УК РФ) Участники организованных преступных групп (ст. 209, 210 УК РФ)

Ср. Дисп. Выборка чел. Ср. Дисп. Выборка, чел.

Возраст 37,68 11,48 57 35,42 7,68 100

Неосторожные преступники (ст. 264 УК РФ) Участники организованных преступных групп (ст. 209,210 УК РФ)

Среднее образование 42 % 51 %

Среднее проф. образование 42 % 26 %

Высшее образование 16 % 14 %

ризует структуру характерных для человека потребностей.

Очень показательна, на наш взгляд, комбинация выраженных пиков дефицитов у осужденных за неосторожные преступления. Ярко выраженными дефицитами у них являются дефицит личного пространства, острых ощущений и общения с близкими. При этом дефициты материального плана (питания, одежды,

книг] у данных испытуемых не выражены, в отличие от осужденных - участников организованных преступных групп (ОПГ). Интересно также сочетание отсутствия дефицита внимания с ярко выраженным дефицитом общения с близкими (рис. 1 ].

По нашему мнению, подобная картина актуальных не удовлетворенных в детстве потребностей может объяснять-

Рис. 1. Структура дефицитов, испытываемых обследуемыми в детстве

ся тем, что, будучи детьми, эти испытуемые испытывали гиперопеку близких взрослых, одновременно обесценивающих личность ребенка. Значит, родители, а скорее мать (табл. 3) баловали ребенка, обеспечивали его материальные запросы, проявляя к нему повышенное внимание, лишая автономии (личного пространства) и возможности доказать себе собственную самоценность и зна-

и возможность быть принятыми,. то есть родители отказывали детям в желании и необходимости взрослеть.

Таким образом, можно предположить, что автомобиль для данных испытуемых - это не роскошь, не просто средство передвижения, это то самое желаемое личное пространство, в которое никто не заберется и не обесценит хозяина. В качестве иллюстрации достаточно вспомнить иногда навязчивую

чимость в ситуациях требующих ответственности, решительности. Разрешение подобных ситуаций, несущих личностный вызов, рождает массу интенсивных переживаний. Этих-то эмоций и были лишены респонденты. Получая огромное количество опекающего внимания и контроля, данные испытуемые не получали возможность доверительно, на равных общаться с близкими людьми

склонность к украшательству салона, а также желание многих автовладельцев с помощью сплошного тонирования стекол машины вообще отгородить личное пространство автомобиля от доступа извне. Автомобиль может являться также инструментом, позволяющим его владельцу делать себе и преодолевать вызовы, получая от этого острые ощущения.

Рассматривая структуру дефицитов, испытываемых в детстве осужденными -

Таблица 3. Главная роль в детском воспитании обследованных осужденных*

Неосторожные преступники (ст. 264 УК РФ) Участники организованных преступных групп (ст. 209,210 УК РФ)

Воспитывался преимущественно матерью 63 % 74 %

Воспитывался преимущественно отцом 37 % 39 %

Воспитывался преимущественно бабушкой 21 % 18 %

Воспитывался преимущественно дедушкой 0 % 5 %

Воспитывался преимущественно тетей 0 % 1 %

Воспитывался преимущественно дядей 0 % 2 %

Воспитывался преимущественно другим человеком 5 % 6 %

* в анкете допускался выбор нескольких вариантов ответа

Неосторожные преступники (ст. 264 УК РФ)

Участники организованных преступных групп (ст. 209, 210 УК РФ)

Ce Cw Де Aw

Шкалы опросника ОМО

Рис. 2. Особенности общения испытуемых

Iw

участниками организованных преступных групп (рис. 2], можно отметить, что для них так же, как и для неосторожных преступников, характерны дефициты острых ощущений и общения с близкими. Однако эти дефициты сочетаются с дефицитом внимания и наличием материальных дефицитов (питания, игрушек, книг, одежды]. Можно предположить, что осужденные, совершившие преступления в составе ОПГ, воспитывались в психологически неблагополучных семьях в условиях недостатка внимания и заботы (материального обеспечения] со стороны взрослых. Преступление для них может стать инструментом удовлетворения именно материальных потребностей и получения атрибутов материального достатка, которые обеспечивают желаемое внимание других людей.

Рассмотрим подробнее особенности межличностного общения испытуемых из обеих групп (рис. 2].

Осужденных, совершивших ДТП, характеризуют такие особенности общения, как ожидание от других людей желания устанавливать с ними близкие эмоциональные отношения, желание контролировать других людей в обще-

нии и не допускать контроля над собой, а также высокая потребность включаться в общение. Осужденных - членов ОПГ характеризует единственное и ярко выраженное стремление в общении контролировать других людей. Мы видим, что общение осужденных за ДТП построено вокруг желания быть эмоционально принятым собеседниками на выгодных самим осужденным условиях (осуществляя контроль общения]. Прослеживается некая «однобокая» схема общения: «Вы меня принимайте таким, какой я есть, на тех условиях, что я хочу, и меняться ради этого принятия я вряд ли буду». Однако понимание этой схемы общения дает нам и понимание ресурсов и способов ее коррекции.

Для осужденных - участников ОПГ общение и собеседники являются, скорее всего, средством достижения подконтрольным неких инструментальных целей, например удовлетворения материальных дефицитов.

Сфера психологических защит испытуемых показывает, что доминирующими защитами, выраженными в обеих группах, являются проекция, рационализация и отрицание (рис. 3].

Значимые различия (р<0,01) защитной сферы в обследованных выборках отмечены по 4 шкалам. У осужденных за ДТП значимо выше показатель защиты по типу отрицания. А у осужденных -членов ОПГ значимо выше регрессия, замещение и компенсация.

Характеристика профилей психологических защит испытуемых по методике LSI позволяет отметить, что ведущей психологической защитой осужденных за ДТП выступает отрицание. Отрицание в комплексе с проекцией и рационализацией создают для испытуемых устойчивую защитную модель, в которой у неосторожного поведения нет опасных последствий, оно социально приемлемо

внутренняя конфликтность) (рис. 4). Что можно интерпретировать как доминантность завышенной самоуверенности, преувеличения собственных сил при отсутствии внутренних оснований и ресурсов для самоконтроля.

У осужденных - участников ОПГ, напротив, присутствие внутренней конфликтности при низком отраженном самоотношении (которое показывает низкий уровень ожидания позитивных оценок себя со стороны других людей)

и даже необходимо (надо быстро доехать до места), а в случающихся эксцессах виноваты другие люди (другие участники дорожного движения), причем невыраженность таких шкал, как регрессия, замещение, компенсация, показывает нам, что подобная схема защиты является, скорее, следствием взрослого цинизма, чем детского бунтарства, как у осужденных - участников ОПГ.

Особенности самоотношения испытуемых осужденных за ДТП показывают их завышенную самоуверенность, самоценность при низком внутреннем конфликте, несогласии с собой, протекающих на общем эмоциональном фоне позитивного отношения к себе (низкая

вполне объясняет их внутрипсихоло-гические противоречия при манипуля-тивном «объектном» подходе к другим людям. Что отражается в особенностях совершаемых ими преступлений.

При рассмотрении матрицы интеркорреляций дефицитов, испытываемых в детстве осужденными, совершившими ДТП (табл. 4), мы видим, что такой пункт нашей анкеты, как «Дефицит общения с близкими», имеет большее количество связей со шкалами других

Неосторожные - преступники (ст. 264 УК РФ)

Участники организованных преступных групп (ст. 209, 210 УК РФ)

Шкалы методики МИС

Рис. 4. Различия особенностей самоотношения испытуемых.

использованных нами опросников. Таким образом, можно предположить, что именно потребность в принятии близкими и является центральной неудовлетворенной потребностью, которая связана с изменением самоотношения, общения и защитной сферы личности испытуемых.

Так человек, испытывающий неудовлетворенную потребность в значимом общении с близкими, ищет других людей для того, чтобы чувствовать себя комфортно (1е). Желает установить близкие эмоциональные отношения с другими, однако ожидает, что он не способен вызвать у других уважение (отраженное самоотношение -0.54) и компенсирует это за счет высокой самоуверенности.

А самоуверенность неосторожный водитель подкрепляет за счет расширения (снижения дефицита) личного пространства (садясь в автомобиль) и получая острые ощущения от езды. Получая острые ощущения от езды, водитель также ослабляет ощущение контроля со стороны других людей над собой (Cw -0,50) и повышает самопринятие (-0,39).

Выводы:

1.Проведенное нами исследование позволяет утверждать, что многие причины неосторожных преступлений, связанных с нарушением водителями правил дорожного движения, лежат в области подсознательного регулирования их поведения, направленного на реализацию потребностей в самопринятии, самоуважении, через эмоционально значимое общение с другими людьми. Неосторожное поведение таких водителей на дороге есть способ замещения данных неудовлетворенных потребностей.

2. В сфере межличностного общения для неосторожных водителей характерны ожидание от других людей желания устанавливать с ними близкие эмоциональные отношения, желание контролировать других людей в общении и не допускать контроля над собой, а так же высокая потребность включаться в общение.

3. Защитная сфера характеризуется наличием устойчивой защитной модели -отрицание в комплексе с проекцией и рационализацией при не выраженности таких шкал как регрессия, замещение,

Таблица 4. Корреляционная матрица дефицитов, испытываемых

в детстве обследованными осужденными за неосторожные преступления*

Correlations (неосторожные преступления) Marked correlations are significant atp<,01000 N=57 (Casewise deletion of missing data)

Шкалы методики ОМО Шкалы методики LSI

Ie Cw Ae A отрицание F замещение

Дефицит пространства -0,35 -0,16 -0,17 -0,53 0,47

Дефицит острых ощущений -0,17 -0,50 -0,29 -0,46 0,03

Дефицит новых впечатлений -0,21 -0,34 0,01 -0,51 0,03

Дефицит общения с близкими 0,38 0,25 0,68 -0,38 0,36

Шкалы методики исследования самоотношения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Самоуверенность Отраженное самоотношение Самоценность Самопринятие Самопривязанность Самообвинение

Дефицит личного пространства -0,47 -0,04 0,07 -0,10 -0,03 0,12

Дефицит острых ощущений -0,56 -0,04 0,20 -0,39 -0,03 0,06

Дефицит новых впечатлений -0,02 -0,39 -0,37 -0,20 -0,62 0,68

Дефицит общения с близкими 0,42 -0,54 -0,12 -0,04 -0,30 0,35

компенсация, что показывает нам, что подобная схема защиты является следствием взрослого цинизма.

4. Самоотношение нарушителей ПДД характеризуется высокой самоуверенностью и самоценностью на фоне общего негативного эмоционального фона отношения к себе.

Представленная в статье информация о выявленных личностных особенностях осужденных за нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, не является исчерпывающей, а выступает, ско-

рее, прологом комплексного социально-психологического изучения и профилактики неосторожной преступности и, в частности, неосторожного управления транспортными средствами. Однако данные специфические особенности личности указанных испытуемых вполне могут использоваться специалистами-психологами при построении исправительных программ их психологической коррекции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.