Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФЕНОМЕНА ДАРЕНИЯ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ'

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФЕНОМЕНА ДАРЕНИЯ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
184
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАР / ПОДАРОК / ПРОЦЕСС ДАРЕНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ТРАДИЦИИ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Передерий Вероника Анатольевна, Волошина Ольга Александровна

Невербальный символический язык коммуникации отчетливо прослеживается в процессе обмена подарками. В контексте межличностных коммуникаций это не просто предмет, а символ, вплетенный в конфигурацию социальных отношений. С точки зрения социологии акт дарения выступает одним из древнейших способов межличностного общения индивидов, но одновременно с этим одним из малоизученных. В связи с этим значительный интерес для научного сообщества представляют множественные смыслы подарков в малых социальных группах, являющихся носителями скрытой символики этикетных отношений, значительно формализующих акт дарения. Статья посвящена изучению социальных и психологических особенностей процесса обмена подарками в студенческой среде. Рассмотрены современные тенденции ритуала дарения, оценены значимость процесса вручения и получения подарков, реакции в процессе обмена подарками с точки зрения студенческой молодежи. Авторы отмечают многоуровневый характер феномена дарения. С одной стороны, подарки отражают формальные и неформальные коммуникации, выступая способом налаживания и поддержания социальных отношений, призывая к миру и взаимопониманию среди молодежи. С другой стороны, скрытый негативный символический смысл подарка может оказывать противоположное влияние на исход отношений, что подчеркивает неоднозначную интерпретацию процесса дарения как социального феномена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PSYCHOLOGICAL FEATURES OF THE GIFT-GIVING PHENOMENON IN THE STUDENT ENVIRONMENT

The non-verbal symbolic language of communication is apparent in the process of exchanging gifts. In the context of interpersonal communications, this is not just an object, but a symbol woven into the configuration of social relations. From the point of view of sociology, the act of giving is one of the oldest, but at the same time one of the least studied modes of interpersonal communication between individuals. In this regard, the multiple meanings of gifts in small social groups that are carriers of the hidden symbolism of etiquette relations, which significantly formalize the act of giving, are of considerable interest to the scientific community. This article is devoted to the study of the social and psychological characteristics of the gift exchange process among students. Modern trends in the ritual of gift-giving are considered, the significance of giving and receiving gifts, as well as reactions in the process of exchanging gifts from the point of view of student youth are assessed. The authors note the multilevel nature of the gift-giving phenomenon. On the one hand, gifts reflect formal and informal communications, acting as a way of establishing and maintaining social relations, calling for peace and mutual understanding among young people. On the other hand, the hidden negative symbolic meaning of a gift can have quite the opposite effect on the outcome of relationships, which underlines the ambiguous interpretation of the gift-giving process as a social phenomenon.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФЕНОМЕНА ДАРЕНИЯ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ»

Теория и практика общественного развития. 2022. № 12. С. 77-81. Theory and Practice of Social Development. 2022. No. 12. P. 77-81.

Научная статья

УДК 316.61-057.875

https://doi.org/10.24158/tipor.2022.12.11

Социально-психологические особенности феномена дарения в студенческой среде

Вероника Анатольевна Передерий1, Ольга Александровна Волошина2

12Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, Краснодар, Россия

1veronika1971@inbox.ru, https://orcid.org/0000-0002-5875-1822

2mamontovao35@gmail.com

Аннотация. Невербальный символический язык коммуникации отчетливо прослеживается в процессе обмена подарками. В контексте межличностных коммуникаций это не просто предмет, а символ, вплетенный в конфигурацию социальных отношений. С точки зрения социологии акт дарения выступает одним из древнейших способов межличностного общения индивидов, но одновременно с этим одним из малоизученных. В связи с этим значительный интерес для научного сообщества представляют множественные смыслы подарков в малых социальных группах, являющихся носителями скрытой символики этикетных отношений, значительно формализующих акт дарения. Статья посвящена изучению социальных и психологических особенностей процесса обмена подарками в студенческой среде. Рассмотрены современные тенденции ритуала дарения, оценены значимость процесса вручения и получения подарков, реакции в процессе обмена подарками с точки зрения студенческой молодежи. Авторы отмечают многоуровневый характер феномена дарения. С одной стороны, подарки отражают формальные и неформальные коммуникации, выступая способом налаживания и поддержания социальных отношений, призывая к миру и взаимопониманию среди молодежи. С другой стороны, скрытый негативный символический смысл подарка может оказывать противоположное влияние на исход отношений, что подчеркивает неоднозначную интерпретацию процесса дарения как социального феномена.

Ключевые слова: дар, подарок, процесс дарения, социальные отношения, традиции, студенческая молодежь

Для цитирования: Передерий В.А., Волошина О.А. Социально-психологические особенности феномена дарения в студенческой среде // Теория и практика общественного развития. 2022. № 12. С. 77-81. https://doi.org/10.24158/tipor.2022.12.11.

Original article

Socio-Psychological Features of the Gift-Giving Phenomenon in the Student Environment Veronika A. Perederiy1, Olga A. Voloshina2

12Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilina, Krasnodar, Russia 1veronika1971@inbox.ru, https://orcid.org/0000-0002-5875-1822 2mamontovao35@gmail.com

Abstract. The non-verbal symbolic language of communication is apparent in the process of exchanging gifts. In the context of interpersonal communications, this is not just an object, but a symbol woven into the configuration of social relations. From the point of view of sociology, the act of giving is one of the oldest, but at the same time one of the least studied modes of interpersonal communication between individuals. In this regard, the multiple meanings of gifts in small social groups that are carriers of the hidden symbolism of etiquette relations, which significantly formalize the act of giving, are of considerable interest to the scientific community. This article is devoted to the study of the social and psychological characteristics of the gift exchange process among students. Modern trends in the ritual of gift-giving are considered, the significance of giving and receiving gifts, as well as reactions in the process of exchanging gifts from the point of view of student youth are assessed. The authors note the multilevel nature of the gift-giving phenomenon. On the one hand, gifts reflect formal and informal communications, acting as a way of establishing and maintaining social relations, calling for peace and mutual understanding among young people. On the other hand, the hidden negative symbolic meaning of a gift can have quite the opposite effect on the outcome of relationships, which underlines the ambiguous interpretation of the gift-giving process as a social phenomenon.

Keywords: gift, gift-giving process, social relations, traditions, student youth

For citation: Perederiy, V.A. & Voloshina, O.A. (2022) Socio-Psychological Features of the Gift-Giving Phenomenon in the Student Environment. Theory and Practice of Social Development. (12), 77-81. Available from: doi: 10.24158/tipor.2022.12.11 (In Russian).

© Передерий В.А., Волошина О.А., 2022

На современном этапе развития общественных отношений материальные ресурсы приобретают значение средства, ценность которого выражается в социально значимом результате для социальных субъектов (Яковлева, 2022: 110). Формальное и неформальное взаимодействие индивидов сопряжено вербальными и невербальными средствами общения, осуществляется опосредованно или при личном контакте, устно или письменно. Ученые отмечают, что подарок приобретает символическое значение при наличии в нем смысла и соблюдения принятых в соответствующей культуре норм социального взаимодействия для дарителя и получателя (Ашмаров, 2019). Особенностью изучения процессов дарения с точки зрения социологии является значимая роль подарка в различных аспектах жизнедеятельности индивидов малых социальных групп (Щербакова, 2006).

Социальная жизнь студенческой группы представляет собой сложную систему формальных и неформальных межличностных взаимодействий. С одной стороны, неформальная структура взаимоотношений в малых группах может оказывать существенное влияние на формальные отношения между обучающимися. С другой стороны, неформальная структура напрямую зависит от формальной структуры малой группы в той степени, в которой ее члены подчиняют свое поведение целям и задачам совместной деятельности, правилам ролевого взаимодействия.

Зарубежные (П. Бурдье, Ж. Бодрийяр, М. Мосс, Р. Барт, Б. Малиновский, М. Энафф) и отечественные (В.В. Радаев, Е.А. Долгушева, В.И. Ильин, А.Б. Фенько, Ю.А. Цимерман) исследователи в области социально-гуманитарного знания изучали обмен подарками в различных ситуациях взаимодействия индивидов. Подарок как информационно-символический феномен рассматривает оренбургский автор У.И. Грызова, отмечая ориентацию на устойчивость и доброжелательность межличностных отношений (2012). Важность символического содержания подарка подчеркивает Е.О. Цыплакова, изучающая феномен дарения в контексте престижного потребления между членами социальной группы (2015). Дар, выполняющий коммуникативную функцию, становится объектом оценки Н.А. Фатеевой. Социолог из Санкт-Петербурга наделяет феномен дарения посреднической ролью, способностью регуляции взаимоотношений индивидов в социокультурном пространстве (Фатеева, 2018). Основываясь на результатах исследований последних лет, можно заключить следующее: процесс дарения базируется на принципе взаимности и трактуется учеными (социологами, культурологами и антропологами) как средство коммуникации между людьми в социальных группах (Чикер, 2021). В системе социально-гуманитарного знания имеется опыт в изучении обмена подарками в системе семейно-родственных отношений (Попова, 2011: 59). Считаем, что в отечественной практике недостаточно рассмотрен процесс дарения между субъектами молодежных групп, а потому целью настоящего исследования выступает изучение ключевых факторов обмена подарками между студентами, участниками социальной сети.

В качестве теоретической основы достижения поставленной цели был выбран феноменологический подход, базирующийся на основных положениях социально-психологической теории В.И. Ильина. Ведущая идея данного подхода состоит в том, что ситуация дарения рассматривается в следующих аспектах: во-первых, она служит разрывом повседневности, являясь частью ритуализированного необычного потребления; во-вторых, ее содержанием выступает инвестиция в установление или поддержание социальной сети - канала, связывающего индивидуальные позиции внутри одного или нескольких социокультурных полей; в-третьих, немаловажную роль играет результат дарения, под которым нужно понимать эмоциональное состояние, возникшее после получения подарка (Ильин, 2001). Одним из главных достоинств феноменологического подхода является идея социального конструирования ритуалов дарения в пределах различных социальных сетей, где распределены роли дарителя, получателя подарка и свидетелей дарения (Звонова, Ровкина, 2021: 93).

В качестве эмпирической базы исследования были использованы результаты опроса студентов (п = 240) двух государственных университетов Краснодарского региона: Кубанского государственного университета (факультеты ФИСМО и ФУП) и Кубанского государственного аграрного университета им. И.Т. Трубилина (экономический факультет и факультет ветеринарной медицины). Респондентами выступили студенты 1-2-х курсов бакалавриата и магистратуры очной формы обучения. Опросник состоял из вопросов закрытого и открытого типов. С помощью анонимного анкетирования определены ключевые характеристики феномена дарения, так как обучающиеся свободно отвечали на вопросы основного блока анкеты, позволяющие выявить психологические, эмоционально-волевые и социальные факторы процесса обмена подарками. Одна из научных гипотез исследования состояла в том, что в условиях дистанционного взаимодействия студенческая молодежь предпочитает обмен электронными, виртуальными подарками, которые принято обсуждать заранее во избежание неловких ситуаций. Однако результаты показали, что ожидаемая корреляция между цифровизацией и отказом от традиционного обмена подарками отсутствует. Современные студенты ассоциируют подарок с главным атрибутом праздника или важного события, подчеркивая значимость реакции одариваемого и выбора правильной упаковки.

Согласно данным исследования, студенты в равной степени предпочитают, как дарить подарки (65,5 %), так и получать их (61,3 %). Как видим, количество обучающихся, кому нравится процесс вручения подарков, лишь на 4,2 % превышает число тех, кто любит их получать. Если учесть гендерный аспект среди любителей дарить и получать подарки, то существенной разницы здесь не выявлено. В обеих группах (дарителей и получателей) отмечена равная доля юношей (51 и 49 %) и девушек (52 и 48 %).

Ситуацию обмена подарками опрошенные отождествляют не с данью традициям, а с ментальным процессом, построенным на основе взаимности. Для респондентов подарок служит скорее началом или поводом для взаимодействия, чем элементом признания со стороны дарителя. Полученные данные свидетельствуют о преобладании эмоционального компонента в процессе обмена подарками. Примечательно, что большинство молодых людей (73,8 %) согласны с тем, что заблаговременное обсуждение подарков значительно упрощает и облегчает процесс дарения. Однако более половины опрошенных предпочитают получить подарок-сюрприз (65,8 %) заранее оговоренному предмету (34,2 %). По мнению студентов, предварительная договоренность в отношении подарков ведет к потере «атмосферности и праздничности события», превращая подарок в обычный атрибут повседневности. Небольшая доля участников исследования (13,4 %) поддерживают практику составления списка желаний с элементом неожиданности (кто из близких выберет тот или иной вариант презента - остается загадкой). При этом респонденты отмечают, что в случае составления списка в первую очередь учитываются финансовые возможности дарителей.

Отдельный ряд вопросов анкеты был посвящен реакциям на получение подарка. Так, респондентам было предложено указать, с какой частотой им приходится изображать ложную реакцию во время получения нежеланного или неудовлетворительного подарка. Половина респондентов (51,3 %) признались, что всегда искренне радуются любому подарку, поскольку главное в данном процессе - проявление внимания и заботы. Немного меньше (39,2 %) доля студентов, которым время от времени приходится демонстрировать ложную радость (около двух из пяти подарков, полученных за последнее время, на самом деле не приносили удовольствия получателям). Небольшая доля опрошенных принимают подарки с неискренней улыбкой или вовсе не считают необходимым проявлять эмоции в случае получения (6,3 и 2,1 % для каждой категории соответственно). Для половины респондентов (56,3 %) не затруднительно определение того, понравился ли подарок получателю, а 23,3 % указывают, что безошибочно распознают эмоции одариваемого.

В процессе исследования удалось выделить значимость упаковки подарка как одного из важных факторов процесса дарения. Так, более половины студентов (64,6 %) отмечают, что упаковка в первую очередь подчеркивает внимание дарителя и производит положительный эффект при получении подарка. В студенческой группе как в социальной сети желание произвести впечатление при помощи красивой подачи может быть интерпретировано в качестве особого вклада в поддержании данной сети, членства в ней. Здесь находит подтверждение теория В.И. Ильина: время, потраченное на размышления, выбор подарка и способ его вручения, обычно воспринимается как важный вклад в социальную сеть. Некоторая часть опрошенных (24,6 %) связывают необычную подачу подарка с ожиданием приятного сюрприза, между тем 10,8 % обучающихся не видят смысла в подобной процедуре, объясняя это возможным разочарованием для получателя.

Согласно последним исследованиям отечественных ученых, с начала движения России к рыночной системе частный интерес начал продвигать конструирование ритуала дарения как элемента традиционных и новых праздников. Отчетливо прослеживается мощное влияние западной культуры на социальный ритуал дарения в рамках формальных и неформальных социальных групп. Интересной в этом отношении представляется традиция анонимного дарения подарков под названием «Тайный Санта» («Тайный Дед Мороз»), которая уже несколько лет активно поддерживается студентами большинства вузов страны, в том числе в Кубанском госуниверситете. Как выяснилось, 48,8 % опрошенных обучающихся КубГУ принимают активное участие в поддержании данного ритуала, 34,2 % - слышали об этой традиции, 17,1 % не сталкивались с подобным мероприятием и не знают особенностей его проведения, что указывает на относительную новизну «Тайного Санты» в рамках традиционного обмена подарками в России.

Таким образом, изучая представления студенческой молодежи о дарении, нам удалось обнаружить преобладание эмоционального и коммуникативного факторов в процессе обмена подарками в студенческой среде. Как отмечают опрошенные, результат дарения связан с позитивным настроем, высоким уровнем положительного эмоционального состояния души всех субъектов, участвующих в процессе дарообмена (дарителя, получателя подарка и свидетелей дарения). Психологическую реакцию при дарообмене в равной степени демонстрируют как юноши, так и девушки. Поиск, выбор и вручение подарка-сюрприза оценивается молодыми людьми выше получения и принятия оговоренного заранее подарка. Как выяснилось, реакция на подарок не зависит от его качества и является искренне положительной. Подарок интерпретируется как знак внимания и способ поддержания коммуникации в социальной сети (Демидова, 2020).

Студенческая молодежь, участвующая в социологическом исследовании, указывает на значимую роль личного (очного) взаимодействия при осуществлении процесса дарения в социальных (образовательных) группах, минимизируя роль дистанционного (заочного) вручения и получения подарков. Среди социально-психологических мотивов респондентами выделены следующие: показ благожелательного отношения (31 %), выражение симпатии (28 %), подтверждение дружеских взаимоотношений (22), доставление радости, обеспечение хорошего настроения у одногруппников (19 %). Благодаря исследованию удалось определить высокую значимость упаковки подарка, основная функция которой заключается в создании эффекта приятной внезапности и неожиданности.

Как мы утверждали ранее, молодежь является одним из основных коммуникаторов социальной сети, активным субъектом социальных взаимоотношений в обществе, мгновенно реагируя на изменения, происходящие в нем (Передерий, 2018: 41). Полученные данные подтвердили влияние западной культуры на ритуал дарообмена в российских вузах благодаря активной поддержке студентами традиции анонимного обмена подарками «Тайный Санта», где фактор анонимности способствует поддержанию целостности группы ввиду обмена неожиданными сюрпризами (без ассоциирования подарка с конкретным человеком). Исследуемые практики дарения подтверждают процесс развития символических представлений в молодежной среде, отражающих духовный (этический, эстетический и нравственный) потенциал современного российского общества в условиях рыночной экономики.

Следует отметить, что процесс дарения все еще остается слабоизученным с точки зрения социально-гуманитарного знания, и указать на необходимость дальнейшего изучения культуры социального феномена. Так как подарок является спутником различных аспектов жизнедеятельности молодых людей, его роль в ситуациях взаимодействия существенна и нуждается в более детальном анализе социальных, экономических, аксиологических и юридических компонентов феномена дарения.

Список источников:

Ашмаров И.А. К вопросу о роли дарения в жизни современного общества // Проблемы социальных и гуманитарных наук. 2019. № 1 (18). С. 140-144.

Грызова У.И. Подарок как информационно-символический феномен // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Сер.: Философия. Социология. Право. 2012. № 2 (121). С. 246-253.

Демидова А.Т. Подарок как социальный феномен // Исследователь года 2020 : сб. ст. IV Междунар. науч.-исслед. конкурса / под ред. А.Б. Черемисина. Петрозаводск, 2020. С. 398-403.

Звонова Е.В., Ровкина Н.Ю. Подарок как элемент социальных ритуалов // Социосфера. 2021. № 3. С. 91-94.

Ильин В.И. Подарок как социальный феномен // Рубеж: альманах социальных исследований / гл. ред. В.И. Ильин. № 16/17. Сыктывкар, 2001.

Передерий В.А. Идентичность и ценностные ориентации молодежи // Актуальные проблемы современного социокультурного пространства : материалы междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. А.И. Трублин. Краснодар, 2018. С. 40-42.

Попова Л.В. Социально-психологические факторы процесса дарения в российской культуре // Северо-Кавказский психологический вестник. 2011. Т. 9, № 2. С. 59-62.

Фатеева Н.А. Дар как социокультурный и экономический феномен // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации : сб. ст. XIV Междунар. науч.-практ. конф. В 2 ч. / отв. ред. Г.Ю. Гуляев. Пенза, 2018. Ч. 1. С. 243-246.

Цыплакова Е.О. Престижное потребление в контексте практик дарения в студенческой среде // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2015. № 5 (129). С. 92-104. https://doi.org/10.14515/monitoring.2015.5.07.

Чикер В.А. Социально-психологические функции и типы подарка в деловой и межличностной коммуникации: личностные, половые и возрастные различия // Петербургский психологический журнал. 2021. № 34. С. 1-24.

Щербакова Л.В. Социально-психологические характеристики подарка в системе отношений человека // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2006. № S17. С. 40-41.

Яковлева Е.В. Культурные акценты экономики в контексте современности // Epomen. Global. 2022. № 28. С. 103-113.

References:

Ashmarov, I.A. (2019) To the Question about the Role of Giving in the Life of Modern Society. Problems of Social and Humanitarian Sciences. (1), 140-144. (In Russian)

Chiker, V.A. (2021) Socio-Psychological Functions and Types of Gifts in Business and Interpersonal Communication: Personal, Gender and Age Differences. Peterburgskij Psihologiceskij Zurnal. (34), 1-24. (In Russian)

Demidova, A.T. (2020) Gift as a Social Phenomenon. In: Cheremisin, A.B. (ed.) Issledovatel' goda 2020: sb. st. IV Mezhdu-nar. nauch.-issled. konkursa [Researcher of the Year 2020: Proceedings of the IV International Research Competition]. Petrozavodsk, Novaya Nauka, 398-403. (In Russian)

Fateeva, N.A. (2018) Dar as a Cultural and Economic Phenomenon. In: Gulyaev, G.Yu. (ed.) Fundamental'nye i prikladnye nauchnye issledovaniya: aktual'nye voprosy, dostizheniya i innovacii : sb. st. XIV Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [Fundamental and Applied Scientific Research: Topical Issues, Achievements and Innovations: Proceedings of the XIV International Scientific and Practical Conference. Vol. 1.] Penza, Nauka i Prosveshchenie, 243-246. (In Russian)

Gryzova, U.I. (2012) A Gift as an Information-Symbolic Phenomenon. Belgorod State University Scientific Bulletin. Philosophy. Sociology. Law. (2), 246-253. (In Russian)

Ilyin, V.I. (2001) Podarok kak social'nyj fenomen [The Gift as a Social Phenomenon]. In: Ilyin, V.I. (ed.) Frontier: Almanac of social research. Vol. 16/17. Syktyvkar, SykTGU. (In Russian)

Perederiy, V.A. (2018) Identity and Value Orientations of Youth. In: Trublin, A.I. (ed.) Actual Problems of the Modern Soci-ocultural Space: Materials of the International Scientific and Practical Conference. Krasnodar, Armavirskii Gosudarstvennyi Ped-agogicheskii Universitet, 40-42. (In Russian)

Popova, L.V. (2011) Socio-Psychological Factors of Gift Giving in Russian Culture. North-Caucasian Psychological Bulletin. 9 (2), 59-62. (In Russian)

Shcherbakova, L.V. (2006) Social'no-psihologicheskie harakteristiki podarka v sisteme otnoshenij cheloveka [Socio-Psycho-logical Characteristics of a Gift in the System of Human Relations]. Bulletin of Higher Education Institutes. Northern-Caucasus Region. Social Sciences. (S17), 40-41. (In Russian)

Tcyplakova, E.O. (2015) Analysis of Prestigious Behavior and Gift Exchange among Students. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. (5), 92-104. Available from: doi:10.14515/monitoring.2015.5.07. (In Russian)

Yakovleva, Ye.V. (2022) Cultural Accents of the Economy in the Context of Modernity. Epomen. Scientific Journal. (28), 103-113. (In Russian)

Zvonova, E.V. & Rovkina, N.Yu. (2021) Gift as an Element of Social Rituals. Sociosphere. (3), 91-94. (In Russian)

Информация об авторах В.А. Передерий - кандидат социологических наук, доцент, профессор кафедры социологии и культурологии, Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, Краснодар, Россия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=803803

О.А. Волошина - аспирантка кафедры социологии и культурологии, Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, Краснодар, Россия.

Information about the authors V.A. Perederiy - PhD in Sociological Sciences, Associate Professor, Professor, Department of Sociology and Cultural Studies, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin, Krasnodar, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=803803

O.A. Voloshina - PhD student, Department of Sociology and Cultural Studies, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin, Krasnodar, Russia.

Статья поступила в редакцию / The article was subm itted 12.10.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 02.11.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 06.12.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.