Научная статья на тему 'Символический дарообмен в советской культурной дипломатии периода холодной войны (на материале зарубежного туризма)'

Символический дарообмен в советской культурной дипломатии периода холодной войны (на материале зарубежного туризма) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
425
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНАЯ ДИПЛОМАТИЯ / ПУБЛИЧНАЯ ДИПЛОМАТИЯ / ЗАРУБЕЖНЫЙ ТУРИЗМ / ПОДАРОК / СУВЕНИР / РИТУАЛ / ХОЛОДНАЯ ВОЙНА / СССР / CULTURAL DIPLOMACY / PUBLIC DIPLOMACY / FOREIGN TOURISM / GIFT / SOUVENIR / RITUAL / COLD WAR / USSR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Попов А. Д.

В статье охарактеризованы практики дарения и дарообмена, происходившие во время путешествий советских туристов за границу во второй половине 1950-х 1980-е гг. Автор приходит к выводу, что при организации зарубежного (выездного) туризма в СССР вопросы подбора, вручения и приема подарков были регламентированы таким образом, что использовать их в интересах советской культурной дипломатии. Активная деятельность по вручению/обмену сувениров-подарков советскими туристами за рубежом (особенно в капиталистических и развивающихся странах), должна была способствовать реализации стратегии «культурного наступления» СССР, а также укреплению символического единства стран «социалистического содружества». Однако в реальности такие сценарии далеко не всегда были эффективны с идеологической точки зрения. Во многих случаях на первый план выступало утилитарное значение подарка или его использование в качестве безденежного эквивалента «чаевых».I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the author characterized practices of donation and gift exchanges, taking place during the traveling of the Soviet tourists abroad in the second half of the 1950th the 1980th. The author comes to the conclusion that at the organization of foreign (exit) tourism in the USSR questions of selection, delivery and reception of gifts have been regulated in such a way that to use them for the benefit of the Soviet cultural diplomacy. Active work of delivery/exchange of souvenir gifts of the Soviet tourists abroad (especially in capitalist and developing countries), had to promote strategy realization of "cultural approach" of the USSR and also strengthening of symbolical unity of the countries of "the socialist commonwealth". However in reality such scenarios weren't always effective from the ideological point of view. In many cases into the forefront the utilitarian value of a gift or its use as an impecunious equivalent of "tips" acted.

Текст научной работы на тему «Символический дарообмен в советской культурной дипломатии периода холодной войны (на материале зарубежного туризма)»

УДК 94(47).084: 338.481

СИМВОЛИЧЕСКИЙ ДАРООБМЕН В СОВЕТСКОЙ КУЛЬТУРНОЙ ДИПЛОМАТИИ

ПЕРИОДА ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ (НА МАТЕРИАЛЕ ЗАРУБЕЖНОГО ТУРИЗМА)*

А.Д. Попов, к.и.н., научный сотрудник ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)» рора1ех [email protected]. ги

Аннотация

В статье охарактеризованы практики дарения и дарообмена, происходившие во время путешествий советских туристов за границу во второй половине 1950-х - 1980-е гг. Автор приходит к выводу, что при организации зарубежного (выездного) туризма в СССР вопросы подбора, вручения и приема подарков были регламентированы таким образом, что использовать их в интересах советской культурной дипломатии. Активная деятельность по вручению/обмену сувениров-подарков советскими туристами за рубежом (особенно в капиталистических и развивающихся странах), должна была способствовать реализации стратегии «культурного наступления» СССР, а также укреплению символического единства стран «социалистического содружества». Однако в реальности такие сценарии далеко не всегда были эффективны с идеологической точки зрения. Во многих случаях на первый план выступало утилитарное значение подарка или его использование в качестве безденежного эквивалента «чаевых».

Ключевые слова: культурная дипломатия, публичная дипломатия, зарубежный туризм, подарок, сувенир, ритуал, холодная война, СССР

В основе многих широко распространенных практик периода модерности лежат обычаи и ритуалы, уходящие своими корнями в глубокое прошлое. Одним из ярких примеров этого являются традиции вручения подарков (одаривание) и взаимного обмена ими (дарообмен). Их возникновение и развитие имело широкий социокультурный, экономический, политический, социально-психологический контекст. Дары (подарки) всегда означали большее, чем кажется на первый взгляд, поскольку символизировали желание и готовность дарителя вступить в определенные отношения с одариваемым (одариваемыми) или же продлить ранее установленные отношения1. Один из наиболее известных исследователей данного социального феномена Марсель Мосс утверждал, что обмен дарами накладывает на участников этого процесса три взаимосвязанные между собой обязанности - давать, брать и возмещать. Уклонение хотя бы от одной из этих обязанностей может повлечь за собой серьезные последствия для субъектов обмена, вплоть до объявления войны. Также М. Мосс отмечал, что в архаических обществах субъектами дарообмена выступают главным образом не индивиды, а группы, либо такие индивиды, которые олицетворяют всю группу и выступают от её имени (например, племенные вожди)2.

С появлением цивилизации и государств дарообмен начинает осуществляться не только на индивидуальном, семейном или родоплеменном уровне, но и становится важной частью межгосударственных отношений, одним из обязательных элементов традиционной дипломатии. В частности, преподнесение даров стало ритуально-символическим действием, совершаемым в процессе установления мира и заключения союза3. Эти архаические традиции продолжали быть актуальными и в ХХ веке. Например, все лидеры советского государства от В.И. Ленина до М.С. Горбачева постоянно получали различные подарки,

* Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект №16-18-10213).

имевшие не столько утилитарный или экономический, сколько символический подтекст. Причем дарителями выступали как советские люди, так и представители зарубежных стран -от глав государств до трудовых коллективов и отдельных граждан4. Символические акты одаривания и дарообмена оказались чрезвычайно востребованными и в контексте развития советской культурной (публичной, общественной) дипломатии, являвшейся альтернативной формой решения внешнеполитических задач и оказания влияния на зарубежную аудиторию. Так, чтобы снизить уровень антисоветских настроений после венгерских событий 1956 г. руководство СССР решило безвозмездно передать этой стране ряд исторических ценностей: архивные документы и реликвии венгерской революции 1848 г., а также уникальные произведения искусства (например, живописные полотна венгерского художника Михая Зичи из фондов Эрмитажа и Третьяковской галереи)5.

Характерным примером, наглядно иллюстрирующим использование дарения и дарообмена как одного из инструментов культурной дипломатии, является случай советского зарубежного (выездного) туризма. Поездки советских туристов за рубеж стали активно осуществляться с середины 1950-х гг., на фоне десталинизации и расширения международных контактов СССР, став одним из важных каналов советского «культурного наступления». Ко второй половине 1980-х гг. количество граждан СССР, совершающих заграничные турпоездки, достигло 2 миллионов в год6. Причем уже с первых лет институционального оформления зарубежного туризма в СССР особое внимание со стороны советских государственно-партийных структур и аффилированных с ними общественных организаций вызывал вопрос подбора, вручения и получения подарков гражданами СССР во время посещения ими других стран. Так, в инструктивном письме Центрального совета по туризму и экскурсиям ВЦСПС относительно организации поездок советских туристов за границу от 28 октября 1958 г. особо подчеркивалось, что они должны брать с собой «в достаточном количестве как индивидуальные, так и групповые сувениры», а также отмечалось, что «подарки, преподносимые нашим туристским группам за границей, должны сдаваться старостой в сов[ет] проф[союзов] для выставок; если же группа состояла из туристов одного предприятия или организации - подарок передавать местной профорганизации»7.

В дальнейшем внимание к этому вопросу не только не ослабло, но даже усилилось. Различные нормы его регламентации присутствовали практически в каждом официальном документе, связанном с развитием зарубежного туризма в СССР. Прежде всего, это касалось процедуры обеспечения вояжеров соответствующими сувенирами в процессе подготовки к поездке. По сложившейся практике, в сформированных группах для выезда за рубеж на общественных началах выделялась т.н. «сувенирная группа», обычно состоящая из 3-4 человек. В обязанности её членов входил сбор фиксированной суммы (обычно от 2 до 5 руб.) с каждого из будущих туристов и закупка на собранные средства сувениров для преподнесения иностранцам во время поездки8. Причем такая практика сохранялась вплоть до конца 1980-х гг.9 Для обозначения формирующегося вскладчину общего набора подарков-сувениров мог использоваться термин «фонд дружбы», «сувенирный фонд»10. В отдельных случаях снабжение выезжающих за рубеж советских граждан сувенирами осуществлялось централизовано. Так было, например, со специализированными туристскими группами Всесоюзного общества «Знание» в 1967 г. Все они следовали за рубеж через Москву, где получали определенный набор заранее подготовленной сувенирной продукции от представителей Правления Общества11.

Ассортимент вывозимых сувениров-подарков также был предметом пристального внимания со стороны руководящих органов. В «Памятке для ответственных руководителей групп советских туристов» (1981) подчеркивалось, что «Сувениры, приобретаемые для вручения в стране пребывания, должны быть недорогими, отражающими достижения советского народа в труде, науке, культуре... Не следует вручать дорогостоящие сувениры, а также спиртные напитки»12. В инструктивном письме Всесоюзного акционерного общества по иностранному туризму в СССР «Интурист» «Относительно организации советских

туристов в Болгарию» (1970) содержалась рекомендация отправляющимся в эту страну брать с собой альбомы, книги о жизни и деятельности В.И. Ленина, а также сувениры, связанные со 100-летием со дня рождения Ленина и 25-летием победы над фашизмом. Здесь же говорилось о необходимости запретить советским туристам вывозить за границу водку и

13

другие спиртные напитки13.

Судя по сохранившимся документам и воспоминаниям тех, кто совершал путешествия в советский период, наиболее распространенными сувенирами-подарками для иностранцев при поездке за рубеж являлись: полиграфическая продукция (книги и альбомы историко-революционной, военно-патриотической, краеведческой, искусствоведческой тематики, буклеты, наборы открыток), небольшие бюсты и барельефы с изображением советских вождей, писателей, космонавтов, кустарные изделия в традиционном народном стиле (матрешки, шкатулки, подносы), иногда - грампластинки с записями известных советских исполнителей и репродукции картин русских и советских живописцев. Помимо этого всегда имелся большой запас недорогих и поэтому являвшихся наиболее «ходовыми» сувениров -советских значков, брелоков, карманных календарей, почтовых марок, которые зачастую вручались даже случайным знакомым. Такой ассортимент подарков в целом был характерен не только для туризма, но и для других типов поездок, связанных с культурной дипломатией. Например, в 1980 г. ЦК КПСС постановил выделить Советскому комитету ветеранов войны 14 тыс. руб. из средств Советского фонда мира на покупку памятных подарков и сувениров для вручения во время различных мероприятий, проходящих на территории Франции и ряда других стран Западной Европы. К документу прилагался перечень предметов, которые планировалось приобрести на эти средства. Он включал в себя миниатюрные копии памятников «Родина-мать» и «Воин-освободитель», иллюстрированные издания (альбомы, книги, буклеты, брошюры) на французском языке по истории Великой Отечественной войны, мемуары советских полководцев, пластинки с песнями военных лет и 1000 шт.

14

значков14.

Канадская исследовательница Энн Горсач характеризует вручение советскими туристами этих специфических «даров» иностранцам в рамках выполнения ими двойной миссии - презентации успехов советского проекта вообще и демонстрации лучших личностных качеств «нового советского человека». Естественно, это было лишь частью широкого комплекса действий, направленных на продвижение социалистических идей в мировом масштабе. Как пишет Э. Горсач, «Международный туризм15 [в СССР], который впервые стал возможен только в 1955 г., стал средством продвижения нового, постсталинского, советского я (self). Туристы пели "советские" песни в поездах и автобусах, раздавали тысячи сувенирных значков, палехских шкатулок, открыток, встречались с высокопоставленными лицами и журналистами, отвечали на вопросы и читали лекции. Подобно экспонатам в советском павильоне на брюссельской Всемирной ярмарке в 1959 г., советские туристы, отправлявшиеся в капиталистические страны, представали перед любопытными зрителям.. ,»16.

В действительности категории адресатов крупных подарков-сувениров, которые иногда даже называли «целевыми», был достаточно четко определен. Прежде всего, они преподносились представителям принимающей стороны во время посещения предприятий, вечеров дружбы, а также во время официальных приемов в честь советских туристов. Такие приемы, особенно на первом этапе развития зарубежного туризма в СССР, нередко устраивались по инициативе муниципальных властей, просоветских политических партий и общественных организаций, частных лиц. Если подбор, транспортировка и хранение общего подарочного фонда входил в обязанности сувенирной группы, то решающее слово в их распределении имел руководитель группы. В отчете о поездке группы советских туристов в Китай в мае-июне 1956 г. сообщалось, что ее руководитель не только проводил собрания группы, вел «большую разъяснительную работу среди туристов», ежедневно назначал дежурных, но и лично «отбирал сувениры для вручения»17.

Только наименее ценная, «ходовая» сувенирная продукция, вроде значков, могла быть презентована случайным знакомым из числа иностранцев, причем даже такие микропрактики обычно попадали в поле зрения других членов группы. Из отчета о поездке группы советских туристов в Албанию осенью 1956 г. становится известно, что молодая туристка П. в одном из городов пребывания «познакомилась с молодым албанцем, подарила ему комсомольский значок и пригласила на танцы». Однако бдительные представители идеологического актива группы вскоре выяснили, что этот молодой человек недавно вышел из тюрьмы, исключен из молодежной организации и «занимается бродяжничеством», что стало поводом для коллективного осуждения действий советской девушки18. Случались и другие сбои в процедуре дарения. В 1964 г. находящиеся в Польше представители одной из групп советских туристов пытались подарить встреченным ими в музее польским школьникам советские значки, но те отказались их принять. Это вызвало колоссальное недоумение у представителей СССР, которые объяснили для себя этот неприятный инцидент негативным влиянием на польских школьников католического духовенства (ксендзов)19.

Кроме того, по завершению обслуживания подарки-сувениры вручались закрепленным за группой иностранным гидам-переводчикам, водителям экскурсионных автобусов, иногда - представителям администрации гостиницы, где останавливались советские туристы20. В таких случаях вручение подарков символически воспринималось как дар-благодарность за хорошее обслуживание и не требовало ответной реакции, кроме устной благодарности. Когда во время посещения Великобритании английский гид начал в ответ дарить женщинам из советской группы платки, губную помаду, пудреницы и журналы мод, то этот поступок

был оценен руководителем группы как негативный, хотя никто не нашел в себе силы

21

отказаться от таких презентов21.

Как справедливо отмечал М. Мосс, наиболее существенной обязанностью получателя подарка является его возмещение равноценным даром. Отсутствие возмещения в той или иной форме или неполное возмещение ставят получившего дар в зависимое положение по отношению к подарившему22. Во время поездок советских туристов в социалистические страны взаимность дарения воспринималась как вполне естественное и ожидаемое поведение. Вот, например, типичный эпизод из отчета руководителя группы советских туристов, посетивших ГДР в 1969 г.: «7 октября в здании Потсдамского дворца. в честь 20-летия ГДР был организован небольшой банкет, где каждому члену группы был вручен памятный значок "20-летие ГДР" и цветы. Со своей стороны группа вручила памятные подарки устроителям банкета»23. Обмен подарками и цветами, наряду с вечерами дружбы, торжественными встречами и проводами туристских групп рассматривались как свидетельство «братского» характера отношений между социалистическими странами.

В то же время, в «Основных правилах поведения советских граждан, выезжающих в капиталистические и развивающиеся страны» подчеркивалось, что находящимся в этих странах гражданам СССР «необходимо уклоняться от принятия подарков, под каким бы предлогом они ни преподносились»24. В ироничной песне Владимира Высоцкого «Инструкция перед поездкой за рубеж, или Полчаса в месткоме» эта установка была изложена следующим образом: «От подарков их сурово отвернись / Мол, у самих добра такого - завались»25. Однако знакомство с сохранившимися документами, прежде всего с отчетами руководителей туристских групп, показывает, что табуировалось прежде всего негласное получение личных подарков, тогда как публичный обмен подарками обычно признавался вполне допустимым. Например, в отчете о посещении ФРГ специализированной туристской группой Советского общества дружбы и культурных связей с зарубежными странами (ССОД) в 1975 г. сообщалось: «по дороге в Саарбрюкен посетили пивоваренный завод. Принял нас помощник хозяина завода. Мы обменялись приветственными речами и вручили небольшие памятные сувениры. Хозяева завода, впервые встретившись с советской делегацией, были приятно удивлены и в ответ подарили каждому члену группы по две небольших кружки для пива»26. Как видно из этого примера, менеджеры западногерманского пивоваренного предприятия, следуя нормам этикета, ответили на подарки советских

туристов встречными подарками, имеющимися под рукой и уместными в такой ситуации -изготовленными в рекламных целях «фирменными» пивными кружками. Интересно, что руководитель советской туристской (хотя и специализированной) группы, представители которой путешествовали за счет собственных средств, называет ее «делегацией» и объясняет немецкий подарок не банальной вежливостью, а признанием иностранцами положительных качеств и исключительности представителей СССР. Даже во время посещения пивоварни туристы должны были ощущать себя «полпредами» Советского Союза, в определенной степени воспроизводя традиционный дипломатический ритуал - произнося церемониальные приветственные речи и вручая привезенные дары.

Иногда дарение являлось перформативным ритуалом, рассчитанным не столько на расширение идеологического влияния за рубежом, сколько на достижение символического единства внутри самой советской группы. Руководитель туристской группы из СССР, посетившей Францию в феврале 1975 г., с явным удовлетворением зафиксировал в отчете, что группа «посетила во Франции места, дорогие для каждого советского человека. В Париже члены группы посетили музей-квартиру В.И. Ленина. Покидая музей-квартиру, в книге посетителей музея группа оставила запись, в подарок музею была преподнесена подборка новых советских изданий о Ленине»27. Едва ли в этом случае ожидалось получение ответного дара или осуществлялось целенаправленное пропагандистское воздействие на зарубежную аудиторию. Скорее всего, смыслом этого акта являлась интеграция и мобилизация самих туристов, рискующих потерять свою идеологическую убежденность, попав под обаяние французских прелестей и соблазнов.

Показательно, что специфические практики одаривания, характерные для поездок советских граждан за рубеж, во многом воспроизводились и во время посещения иностранными туристами Советского Союза. Так, гид-переводчик «Интуриста» К., в 19701980-е гг. работавшая с вояжерами из обеих частей разделенной Германии, вспоминает: «Да, сувениры привозили. Группы ГДР дарили что-нибудь этакое - типа тяжеленной книги Bildband о Берлине, Лейпциге или наоборот, манифест компартии в миниатюре. Иногда дарили красивых кукол или Щелкунчиков, берлинский мишка (плюшевый) тоже был популярен, как и незабвенная Берлинская телебашня. То есть ничего полезного в быту. А туристы из ФРГ? Чаще всего колготки. Иногда дарили какие-то бутылки с импортным алкоголем. Но обычно собирали деньги (брать их было нельзя) и в последний момент покупали на эти деньги от группы какую-нибудь мелочь в "Березке"28. Из таких подарков запомнился чайный сервиз, чемодан на колесиках, янтарные бусы»29. При этом информант подчеркивала, что в данном случае речь идет о тех подарках, которые вручались от имени всей группы, как заменитель «чаевых» за хорошее качество ее работы в целом, а не о личных презентах отдельных интуристов за выполнение конкретных просьб или помощь в решении различных вопросов.

Описанные выше практики и регламентировавшие их документы позволяют утверждать, что вручение сувениров-подарков должно было стать одним из элементов реализации советской культурной дипломатии. В случае с капиталистическими и развивающимися странами культурно-дипломатическая функция одаривания выражалась в передаче материальных носителей советской идеологической символики в условно враждебную или нейтральную среду (эффект «троянского коня»), а в случае со странами народной демократии взаимный обмен подарками символизировал единство «социалистического содружества», «братский» характер отношений с гражданами этих государств. При этом главным требованием к подбору подарков-сувениров для вручения иностранцам было отсутствие или минимизация возможности их утилитарного использования, в то время как первостепенное внимание уделялось их способности к визуальной (барельеф, статуэтка, открытка, значок) и вербальной (книга, грампластинка) передаче идейно-политической информации. Однако помимо культурно-дипломатической функции наличие у советских туристов группового подарочного фонда имело также упредительную (защитную) функцию, позволяя всегда ответить на возможный дар

принимающей стороны, а также компенсаторную (благодарственную) функцию, позволяя в условиях дефицита иностранной валюты и неприятия официальной советской моралью практики «чаевых» выразить благодарность иностранным работникам сферы услуг за обслуживание. Наконец, совместное дарение выполняло интегративную функцию, внутри самой группы советских туристов.

Впрочем, одаривая иностранцев барельефами, альбомами и значками с изображением профиля Ленина, советские люди зачастую испытывали огромное желание стать обладателями несоветских артефактов, являвшихся для них воплощением потребительского изобилия, красоты, удобства и престижа - «фирменной» одежды и обуви, бытовой техники, парфюмерии, жевательной резинки. Ради импортных вещей, среди которых была и продукция социалистических стран (восточногерманские сервизы, чешский хрусталь, югославская обувь) они готовы были терпеть физический дискомфорт, унижение, нарушать не только моральные нормы, но также законодательство СССР и стран пребывания30. Все это говорит о том, что процесс транснационального символического обмена с помощью материальных артефактов в период «холодной войны» имел два встречных направления и не сводился только лишь к советскому официальному сценарию.

Примечания

1 Альтхоф Г., Штольберг-Рилинген Б. Язык даров. Логика и семантика обмена дарами в Европе до начала Нового времени // На языке даров: правила символической коммуникации в Европе. 1000-1700 гг. / Отв. ред. Г. Альтхоф, М. А. Бойцов. - М., 2016. - С. 8.

2 Мосс М. Общество. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии / Сост., пер. с франц., предисловие, вступит. статья, комментарии А. Б. Гофмана. - М., 2011. - С. 35-36.

3 Альтхоф Г., Штольберг-Рилинген Б. Указ. соч. - С. 16.

4 Подробнее см.: Дары вождям. Каталог выставки / Сост. Н. В. Ссорин-Чайков, О. А. Соснина. - М., 2006. - 328 с.; Деннингхауз В., Савин А. Подарки и отдарки Леонида Ильича: личность генсека в свете подношений // Родина. - 2012. - № 7. - С. 139-145; № 8. - С. 110-115.

5 Нагорная О. «Нужно передать в дар ряд картин...»: повороты советской культурной дипломатии в периоды кризисов социалистического лагеря 1950-1960-х гг. // Ab Imperio. - 2017. - № 2. - С. 136-137.

6 Подробнее о различных аспектах советского выездного туризма см.: Орлов И. Б., Попов А. Д. Сквозь «железный занавес». Руссо туристо: советский выездной туризм, 1955-1991. - М., 2016. - 351 с.

7 Государственный архив Республики Крым (ГАРК). - Ф. Р-3776. - Оп. 1. - Д. 249. - Л. 88.

8 См., например: Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). - Ф. Р-9520. - Оп. 1. - Д. 729. - Л. 28. В данном документе, относящемся к 1964 г., сообщается, что участниками туристской группы из Горьковской области перед поездкой в Италию было собрано 100 руб. (по 4 руб. с человека), которые были истрачены на приобретение «коллективных сувениров», а также отмечалось, что в ходе поездки «все сувениры [были] розданы». О том, что подобная практика получила институциональное оформление см., например: Памятка для ответственных руководителей групп советских туристов, выезжающих в капиталистические и развивающиеся страны, круизы по линии «Интуриста». - М., 1981. - С. 12-13.

9 Анкета с воспоминаниями туристки, совершившей путешествие в ГДР в 1988 г. Личный архив автора.

10 Анкета с воспоминаниями туристки, совершившей путешествие в ГДР в 1978 г. Личный архив автора.

11 ГАРФ. - Ф. Р-9547. - Оп. 1. - Д. 1719. - Л. 6.

12 Памятка для ответственных руководителей групп советских туристов. - С. 13.

13 ГАРК. Ф. Р-3776. - Оп. 1. - Д. 1417. - Л. 28-29. Интересно, что эта рекомендация противоречила официально действовавшим на тот момент в СССР таможенным правилам, которые разрешали вывоз за границу спиртных напитков в количестве не более 1 литра ликероводочной продукции или 2 литров вина на 1 чел. (см.: ГАРК. -Ф. Р-3776. - Оп. 1. - Д. 1419. - Л. 13-13об.).

14 Вопрос советского комитета ветеранов войны и Советского фонда мира. Постановление ЦК КПСС от 26.11.1980 г. - URL: http://www.bukovsky-archives.net/pdfs/peace/ct239-80.pdf (дата обращения: 14.10.2017).

15 В данном случае Э. Горсач имеет в виду только зарубежный (выездной) туризм, который формирует международный туризм вместе с иностранным (въездным) туризмом, институционально оформленным в СССР ещё в 1920-е гг.

16 Горсач Э. Выступление на международной сцене: советские туристы хрущевской эпохи на капиталистическом Западе // Антропологический форум. - 2010. - № 13. - С. 360.

17 Цит. по: Орлов И. Б., Попов А.Д. Сквозь «железный занавес». Руссо туристо: советский выездной туризм. -С. 140.

18 ГАРФ. - Ф. Р-9612. - Оп. 1. - Д. 372. - Л. 10.

19 Центральный государственный архив высших органов власти и управления Украины. - Ф. 2605. - Оп. 8. - Д. 4372. - Л. 118.

20 Вопрос об отношении к «чаевым» в советской потребительской культуре и особенностях советского сервиса, безусловно, заслуживает отдельного изучения и напрямую не связан с проблематикой культурной дипломатии.

21 ГАРФ. - Ф. Р-9612. - Оп. 1. - Д. 373. - Л. 5.

22 Мосс М. Указ. соч. - С. 37.

23 ГАРФ. - Ф. Р-9576. - Оп. 4. - Д. 343. - Л. 33.

24 Основные правила поведения советских граждан, выезжающих в капиталистические и развивающиеся страны (1979) // Старая площадь: Секретные документы ЦК КПСС и КГБ о репрессиях 1937-1990 гг. в СССР: сб. док. / под ред. В.Н. Бредихина. М., 2005. - URL: http://www.sps.ru/?id=213821 (дата обращения 30.09.2017).

25 Высоцкий В. Инструкция перед поездкой за рубеж, или Полчаса в месткоме (1974). - URL: http://vysotskiy.lit-info.ru/vysotskiy/stihi/589.htm (дата обращения: 12.10.2017).

26 ГАРФ. - Ф. Р-9576. - Оп. 23. - Д. 238. - Л. 4.

27 Там же. - Д. 240. - Л. 3.

28 «Березка» - имеется в виду существовавшая в 1960-1980-е гг. в СССР сеть специализированных магазинов улучшенного ассортимента товаров, торговавших за иностранную валюту с зарубежными гражданами или за заменители валюты (чеки, сертификаты) - с советскими гражданами. Подробнее см.: Иванова А. Магазины «Березка»: парадоксы потребления в позднем СССР. - М., 2017. - 304 с.

29 Интервью с гидом-переводчиком К. Личный архив автора статьи.

30 Подробнее см.: Орлов И., Попов А. Импортная вещь и дух консюмеризма: потребительские аспекты выездного туризма в СССР // Soviet and Post-Soviet Review. - 2016. - Vol. 43, № 2. - Р. 182-218.

SYMBOLICAL GIFT EXCHANGE IN THE SOVIET CULTURAL DIPLOMACY OF THE COLD WAR PERIOD (ON MATERIALS OF FOREIGN TOURISM)

A.D. Popov, Ph.D., researcher South Ural State University (National Research University) popalex [email protected]

Abstract

In the article the author characterized practices of donation and gift exchanges, taking place during the traveling of the Soviet tourists abroad in the second half of the 1950th - the 1980th. The author comes to the conclusion that at the organization of foreign (exit) tourism in the USSR questions of selection, delivery and reception of gifts have been regulated in such a way that to use them for the benefit of the Soviet cultural diplomacy. Active work of delivery/exchange of souvenir gifts of the Soviet tourists abroad (especially in capitalist and developing countries), had to promote strategy realization of "cultural approach" of the USSR and also strengthening of symbolical unity of the countries of "the socialist commonwealth". However in reality such scenarios weren't always effective from the ideological point of view. In many cases into the forefront the utilitarian value of a gift or its use as an impecunious equivalent of "tips" acted.

Keywords: cultural diplomacy, public diplomacy, foreign tourism, gift, souvenir, ritual, Cold War, USSR

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.