Научная статья на тему 'Социально-психологические механизмы и условия формирования фундаменталистской ментальности'

Социально-психологические механизмы и условия формирования фундаменталистской ментальности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
217
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНДАМЕНТАЛИЗМ / ФУНДАМЕНТАЛИСТСКАЯ МЕНТАЛЬНОСТЬ / МЫШЛЕНИЕ / ИНТЕЛЛЕКТ / ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ОБРАЗ ЖИЗНИ / ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПСИХИКА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мамытов Токон Болотбекович

Понятие фундаментализм означает приверженность к определенным принципам, идеям и ценностям, которые рассматриваются как основополагающие, т.е. фундаментальные и принимаются за абсолютную истину, независимо от их содержания, претворяют их во все сферы социального бытия, и, прежде всего, в политику. В статье рассматриваются понятия фундаментализма и фундаменталистской ментальности, ее типы, мировоззренческие особенности, а также ее социально-психологические механизмы и условия формирования, которые в современном обществе являются масштабными политическими явлениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-психологические механизмы и условия формирования фундаменталистской ментальности»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_

УДК: 159.0.018/323.32.001

Мамытов Токон Болотбекович

Канд. полит. наук, профессор, КРСУ, г.Бишкек, Кыргызская Республика

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ И УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНДАМЕНТАЛИСТСКОЙ МЕНТАЛЬНОСТИ

Аннотация

Понятие фундаментализм означает приверженность к определенным принципам, идеям и ценностям, которые рассматриваются как основополагающие, т.е. фундаментальные и принимаются за абсолютную истину, независимо от их содержания, претворяют их во все сферы социального бытия, и, прежде всего, в политику.

В статье рассматриваются понятия фундаментализма и фундаменталистской ментальности, ее типы, мировоззренческие особенности, а также ее социально-психологические механизмы и условия формирования, которые в современном обществе являются масштабными политическими явлениями.

Ключевые слова:

фундаментализм, фундаменталистская ментальность, мышление, интеллект, политическое пространство,

образ жизни, человеческая психика.

Среди ученых довольно широко распространено мнение о том, что «падение режимов жесткой власти, процесс утраты традиционных авторитетов и преобладание либеральных взглядов на принципы построения социальной жизни приводят к тому, что многие люди ощущают утрату чувства безопасности. Это продуцирует своеобразную реакцию в виде возрождения фундаментализма» [1, с. 20].

В конце прошлого столетия глобализация социального и политического пространства, интенсификация образа жизни людей, направленное воздействие СМИ на массовое сознание предопределили культурный переворот, приведший к очередному ренессансу фундаментализма. Сегодня значителен и неуправляем поток самых разнообразных сведений, обрушивающийся на людей. Увеличивающийся поток информации и новые формы ее подачи позволяют ей как бы беспрепятственно пересекать пространство и время.

В таких ситуациях фундаментализм выступает в качестве защитной реакции человеческой психики. Фундаменталистская ментальность как совокупность интеллектуальных и психических установок, определяющих поведение социальной и этнической группы, а также индивида, ориентирует на поиск зоны безопасности в период стремительных культурных изменений.

Как позитивное, фундаментализм олицетворяет желание сохранить традиционные ценности, выступает в защиту устоявшихся и проверенных временем систем убеждений в период, когда новые системы представлений способны «сокрушить и переделать все вокруг».

Фундаменталистская ментальность создает общую для членов какой-либо группы социально-психологическую основу, позволяющую единообразно воспринимать и оценивать окружающую реальность, понимать друг друга и действовать в соответствии с определенными установленными нормами и традициями.

Рассмотрим выводы объясняющие приверженность к фундаменталистскому стилю мышления врожденными психическими качествами личности.

По мнению психологов к фундаментализму обычно тяготеет тип личности, который в своей психике совмещает шизоидную и навязчивую структуры.

Шизофреники не доверяют миру, они сконцентрированы на себе и автономны, чужды самоанализу и самокритике, но жаждут уверенности и безопасности, склонны к созданию «козлов отпущения». Навязчивый тип личности, напротив, боится самостоятельности, стремится освободиться от своих желаний и потребностей, пытается полностью приспособиться и встроиться в систему внешних ценностей,

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_

установлений и авторитетов. В обоих случаях происходит раскол целостной структуры личности, которая предполагает баланс «я» и «другой», безопасности и автономии [2, с. 84-85].

Фундаменталистов часто объединяют такие особенности, как консерватизм и примитивные стереотипы мышления. К фундаментализму склонны те люди, которые испытывают фрустрацию, беспокойство, разочарование от обременительной свободы и чувство одиночества; их же отличает антиинтеллектуальное плебейство и догматизм [3, с. 93].

Человеческому мышлению присущ самообман. Обычно человек видит то, что желает видеть. На самом деле он вполне способен понять противоречия между идеалами, утверждаемыми какой-либо идеологической доктриной, и реалиями ее функционирования в обществе.

Такое легковерие исследователи связывают с неудовлетворенностью человека самим собой, его желанием «бежать от самого себя» [4, с. 79]. Это желание равносильно желанию избежать рационального и явного. Ученый отмечает, что «отказ принимать самих себя такими, какими мы есть на деле, развивает в нас отвращение к фактам и к холодной логике. Для неудовлетворенных нет надежды в существующем и возможном. Спасение может прийти только от чудесного, которое просачивается через трещины в железной стене неумолимой действительности. Он хочет быть обманутым. Кто легко обманывает самого себя, легко поддается обману и со стороны. Таких легче убедить и увлечь.

Объяснения склонности психики человека к фундаменталистскому мышлению отмечает российский ученый В.И. Красиков [5, с. 16-17], что в структуре человеческого сознания генетически закреплен ряд паттернов то есть коллективных представлений, стереотипов, которые могут быть активизированы в соответствующих условиях.

Первый паттерн - дуалистическая категоризация значений мира. Для людей, склонных к фундаментализму, радикально разделены такие понятия, как «добро - зло», «истина - ложь», «порядок -хаос», «красота - безобразие», «любовь - ненависть». При этом их сознание убеждено, что конфликт и борьба - это естественное неотъемлемое состояние мироздания. Это «люди с большим грузом ненависти и страха».

Второй паттерн - очень завышенная самооценка. Люди, в сознании которых закреплен этот паттерн, гордятся своими воображаемыми совершенствами, представляя себя лучшими среди людей. Из этого часто следует их убежденность в том, что они могут совершенствовать других людей и даже использовать их в своих нуждах.

Третий паттерн - приписывание собственных ошибок постоянной враждебности своего социального окружения. Такое сознание дегуманизирует других людей, потому что в качестве «настоящих», заслуживающих уважение и даже любовь, оно идентифицирует лишь представителей своей группы.

Для религиозных фундаменталистов прежде всего важна любовь Бога. И если действовать в соответствии с предписаниями Бога или лиц, им «уполномоченных», то можно заслужить любовь Бога. Лидеры фундаменталистской группы являются авторитетами, действующими от имени Бога, поэтому только они наделены властью четко устанавливать принципы поведения «избранных». Только те, кто следует всем этим принципам, достойны любви. Любовь к Богу часто выражается посредством осуждения «падших», «грешников» и даже всего окружающего мира. Для фундаменталистов этот мир олицетворяет зло. Для них только Царствие Божие является добрым, и те, кто любит Бога, должны ненавидеть этот существующий мир.

Четвертый паттерн - конфронтации, разрушения и «преодоления» - объединяет представления о том, какими путями можно реализовать свои идеалы.

Все паттерны, по мнению В.И. Красикова, воспроизводятся при наличии у человека некоторых психических характеристик и в определенных социальных обстоятельствах.

Если говорить о психических характеристиках, то это, к примеру, эгоцентризм, эгоизм, черствость, грубость и, как следствие, неспособность понимать других людей. К социальным обстоятельствам относятся этнические конфликты, гендерная и возрастная дискриминация, статусное неравенство и общая несправедливость. «Люди, в сознании которых закреплены обозначенные паттерны, спонтанно тянутся

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_

друг к другу и объединяются в группы, в которых они любят «своих» и ненавидят «чужих». Именно в них они находят смысл жизни, поскольку не в состоянии сформулировать его самостоятельно» [6, с. 21].

Факторы, способствующие регенерации фундаментализма, активизации деятельности различных фундаменталистских движений, проявляются в условиях системного кризиса общества. Общий рост недовольства населения падением жизненного уровня, ощущение им потери перспективы или уверенности в завтрашнем дне создают предпосылки для усиления социальной напряженности, а осознание различий в материальном благосостоянии отдельных групп общества, возбуждает вполне понятные чувства зависти, возмущения и враждебности.

В данном контексте мобилизация слабых, бедных и угнетенных на защиту каких-либо привлекательных для них идей или принципов, становятся все более легким делом.

Таким образом, социальную базу для приверженцев фундаменталистских доктрин, членства в фундаменталистских организациях составляют, прежде всего, низшие слои общества. Среди них есть и просто неудачники, не нашедшие себе места в жизни, и уголовники, и все, кто утратил положение в обществе или никогда его не имел.

Низшие элементы народа могут оказывать заметное влияние на ход событий потому, что они абсолютно не ценят настоящего. Свои собственные жизни и все, что их окружает, они считают непоправимо испорченными, а потому и то, и другое готовы разбазарить и разрушить до основания. «Они еще страстно стремятся растворить свое исковерканное и бессмысленное собственное «Я» в каком-то душеспасительном общественном спектакле - отсюда их склонность к объединенным действиям. Именно поэтому они оказываются среди первых призывников революции, массовых переселений, религиозных, расовых или шовинистических движений: они накладывают свою печать на эти движения, которые творят историю...» [7, с. 38].

Какие конкретно социальные группы являются потенциальными членами фундаменталистских организаций [8, с. 44].

Во-первых, это так называемые «новые бедняки», т.е. те люди, чья бедность относительно недавняя. Память о лучших временах не дает им покоя. Лишенные собственности и состояния люди откликаются на любые массовые движения. Вместе с тем, неудовлетворенность людей сильнее тогда, когда «они многое имеют, и хотят иметь еще больше, чем когда не имеют ничего, и хотят иметь немногое».

Во-вторых, это люди с низким уровнем интеллекта. Факты свидетельствуют о том, что в сектантских общинах фундаменталистского характера чаще всего встречаются лица, связанные с малоквалифицированным трудом или имеющие невысокий общеобразовательный уровень. С точки же зрения идеологов любого религиозного течения, это не нужно. «Свободное время верующие должны посвящать молитвам, чтению «священных» книг, практически замыкаясь в сфере сугубо религиозных вопросов».

В-третьих, это неудачники и лица, не нашедшие своего места в жизни. По мере угасания творческих сил у личности наблюдается резко выраженная склонность присоединять себя к массовому движению. Взаимосвязь между бегством от своего собственного бесплодного «Я» и повышенной чувствительностью к массовым движениям совершенно ясна. Писатель, художник или ученый с наступлением творческого упадка, когда иссякает источник творческих сил, рано или поздно попадает в ряды страстных патриотов, расистов, поборников какого-нибудь «священного дела».

В-четвертых, нередко фундаменталистские движения находят сочувствие и поддержку не только среди лиц, эксплуатируемых и угнетенных, но и у скучающих.

Независимый человек свободен от скуки только в том случае, если он занят творческой работой, каким-нибудь поглощающим его делом или же целиком озабочен борьбой за существование.

В-пятых, в фундаменталистские организации людей приводит переживаемое ими одиночество, потребность в общении. Это те, у кого нарушены социальные связи. Так, среди верующих в общинах неработающих 69%.

Массовое движение, исповедующее «истинную» веру, если оно хочет привлечь к себе достаточное число приверженцев, должно разрушить все существующие групповые связи. «Идеальный кандидат

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_

приверженца - это одинокий человек без своего коллектива, с которым бы он слился, в котором растворился и тем самым замаскировал мелочность, убожество и ничтожность собственного существования: там, где массовое движение находит семейные, племенные и тому подобные устои в состоянии упадка и разложения, там оно собирает богатый урожай».

В-шестых, наиболее убедительными поборниками самоотверженности, которая отличает любую фундаменталистскую организацию, являются ярко выраженные эгоисты с характерным чувством неудовлетворенности. При этом самыми страстными фанатиками часто бывают те эгоисты, которые потеряли веру в себя из-за врожденных недостатков или вследствие внешних обстоятельств. Их эгоизм сам по себе - прекрасный инструмент: они перестают им пользоваться для своего неудачного «Я» и отдаются служению какому- нибудь «священному делу».

В-седьмых, к фундаменталистским движениям всегда охотно примыкают так называемые «кающиеся» и «грешники». Деятельность лидеров массового фундаменталистского движения направлена на то, чтобы вызвать у своих приверженцев ощущение собственной греховности и даже состояние кающегося преступника.

Главная забота фундаменталистского движения - требование от личности единства и самопожертвования, отказа от собственной воли, от своего мнения, собственных интересов: «быть одной ниткой в общественной рубахе и не отличаться от других ниток» [9, с. 46-47].

Часто фундаменталистские организации манипулируют приемами для того, чтобы, контролируя поведение, мысли и эмоции своих членов, всецело эксплуатировать их. С этой целью они используют самые разные методы для превращения вновь завербованного человека в лояльное, послушное, рабское и подобострастное существо.

Методы по регулированию поведения [10, с. 46] могут быть чрезвычайно эффективными и приводить к состоянию глубинной зависимости. Эти методы базируются на двух основных принципах:

• если человека можно заставить вести себя так, как хочет кто- либо другой, то его можно заставить и поверить в то, чего этот другой хочет;

• внезапные, резкие перемены способны сделать человека особенно подверженным влиянию извне и привести к неожиданным и глубоким переменам его мироощущения, системы ценностей и веры.

Фундаменталистская организация использует целый арсенал средств для направленного воздействия на своих членов:

• изоляцию от общества и привычного окружения, что приводит к утрате адекватного восприятия действительности;

• специальное групповое давление, когда утрачиваются все сомнения относительно идей группы или сопротивление им;

• намеренное преувеличение «грехов прошлой жизни»;

• запугивание угрозой серьезных духовных и физических последствий, вытекающих из различных нарушений.

Сомнении и недовольство искореняются или даже наказываются. Для подавления вопросов относительно деятельности группы и ее лидера используются отупляющие разум приемы - произнесение мантр, бесконечные разговоры, коллективное обличение отдельных «виновных» и др.

По существу, фундаменталистская организация стремится к оккупации духовного пространства человека.

К сожалению, когда люди попадают в фундаменталистскую организацию, они не знают, чем она является на самом деле. Им никто не сообщает о ее истинной природе, о тех экономических и политических целях, которые обычно преследует ее руководство.

Это срыв злости на ком-то ином посредством проецирования полученных из информационной системы агрессивных установок.

Удобным инструментом внедрения подобных фундаменталистских агрессивных установок в сознание являются психологические принципы манипулирования: последовательность, взаимный обмен, социальное доказательство, авторитет, благорасположение и дефицит, позволяющие на практике

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2016 ISSN 2410-700Х_

реализовать «узаконивание» агрессии и «заражение» ими сознания. Деликатность и сложность процесса психологического манипулирования сознанием посредством этих принципов выражается в его латентной способности вынуждать человека совершать любые поступки и в возможности быть использованным в качестве объекта влияния.

Таким образом, приверженцев различных типов фундаментализма объединяют мировоззренческие особенности, стиль мышления, психологические и поведенческие характеристики, а также принадлежность к какой-либо социальной группе. Вместе фундаменталистские организации создают так называемый «фундаменталистский мир», в котором не допускаются какие-либо разногласия и расхождения во взглядах. Практически все они пытаются претворить выдвигаемый ими набор истин в политику, стремятся к власти и пользуются догматизированными тезисами для ее завоевания или сохранения.

Фундаменталисты любят порядок, подчинение и отсутствие оппозиции. И они всегда выражают готовность бороться для того, чтобы достичь желаемого для них результата - создания такого общества, где за ними оставалась бы ведущая роль. Наглядным примером тому служит религиозный фундаментализм, который переживает очередное возрождение. Список использованной литературы:

1. Сим С. Мировой фундаментализм. Темная догма. - К., 2005. - С. 20.

2. Функе Д. Двоение личности. Психические аспекты фундаменталистов. - Ф., 1991. - С. 84-85.

3. Функе Д. Двоение личности. Психические аспекты фундаменталистов. - Ф., 1991. - С. 93.

4. Хоффер Э. Истинно верующий: Личность, власть и массовые общественные движения. - Бизнес Бук, 2004. - С.79.

5. Красиков В.И. Экстрим: Междисциплинарное философское исследование причин, форм и патеров экстремистского сознания. - М., 2006. - С. 16-17.

6. Красиков В.И. Экстрим: Междисциплинарное философское исследование причин, форм и патеров экстремистского сознания. - М., 2006. - С. 21.

7. Хоффер Э. Истинно верующий: Личность, власть и массовые общественные движения. - Бизнес Бук, 2004. - С. 38.

8. Хоффер Э. Истинно верующий: Личность, власть и массовые общественные движения. - Бизнес Бук, 2004.- С. 44.

9. Хоффер Э. Истинно верующий: Личность, власть и массовые общественные движения. - Бизнес Бук, 2004.- С. 46-47.

10.Шапарь В.Б. Секты - угроза национальной безопасности России. - Ростов на Дону, 2007. - С. 46.

© Мамытов Т.Б., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.