Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЗАВИСТИ'

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЗАВИСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
108
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАВИСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗАВИСТЬ / ПСИХОЛОГИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Давлетова М.М.

зависть - сложная эмоция, отчасти потому, что она включает в себя не только то, как мы относимся друг к другу, но и нашу собственную глубоко укоренившуюся неуверенность. Зависть представляет собой универсальное социально-психологическое явление, которое присутствует в отношениях между людьми в разных общественно-политических формациях. В статье анализируются социально-психологические факторы формирования профессиональной зависти. Также в данной статье рассматривается профессиональная зависть, которая оборачивается разрушительными психологическими издержками. Данная тема в последние годы вызывает повышенный интерес и приобретает актуальность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЗАВИСТИ»

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЗАВИСТИ Давлетова М.М.

Давлетова Молдир Маратовна - студент, кафедра организационной психологии, факультет психологии, Московский финансово-промышленный университет «Синергия», г. Москва

Аннотация: зависть - сложная эмоция, отчасти потому, что она включает в себя не только то, как мы относимся друг к другу, но и нашу собственную глубоко укоренившуюся неуверенность. Зависть представляет собой универсальное социально-психологическое явление, которое присутствует в отношениях между людьми в разных общественно-политических формациях. В статье анализируются социально-психологические факторы формирования профессиональной зависти. Также в данной статье рассматривается профессиональная зависть, которая оборачивается разрушительными психологическими издержками. Данная тема в последние годы вызывает повышенный интерес и приобретает актуальность. Ключевые слова: зависть, профессиональная зависть, психология, профессиональная деятельность.

В последние годы вырос интерес к изучению зависти на работе. Результаты различных исследований по данной теме показывают растущий интерес исследователей к изучению профессиональной зависти и ее последствий, изучаются новые переменные, чтобы объяснить причины профессиональной зависти.

Зависть - это эмоция, которая возникает, когда человеку не хватает превосходных качеств, достижений или обладания другого человека, и он либо желает этого, либо желает, чтобы у другого этого не было [2, с. 113].

Зависть - это местное явление. Это уродливый аспект зависти: люди особенно завидуют тем, кто им ближе всего: лучшим друзьям, братьям и сестрам, а также коллегам на работе.

Некоторые исследования, однако, показывают, что зависть может быть мотивирующей, если это «доброкачественная» зависть. Хотя здесь речь идет не столько об обиде, сколько о вдохновении, и в большинстве определений зависти обида находится в центре внимания [1, с. 41].

Независимо от экономического климата люди на всех уровнях фирмы подвержены зависти. Однако она усиливается во времена экономического кризиса. По мере роста потерь сотрудники беспокоятся о том, что они находятся в опасности, и начинают обижаться на успешных коллег.

Зависть - это грубая человеческая эмоция, возникающая, когда человек чувствует себя неуверенно или обеспокоен своей важностью или ценностью для других людей. Когда зависть возникает на рабочем месте, это создает напряжение в отношениях и вызывает проблемы. Работники могут встать на сторону одного сотрудника, а не другого, что приводит к сплетням на работе, саботажу и даже издевательствам. Признание того, что вызывает ревность на рабочем месте, является первым шагом к ее устранению [4, с.72].

Предметом зависти может быть талант сотрудника или его умение ладить с начальником. Есть и другие причины.

Хотя продвижение по службе является необходимой частью любой рабочей среды, когда работники чувствуют, что их не заметили при продвижении по службе или что оно было дано кому-то менее квалифицированному, это не только вызывает зависть, но и может сделать рабочее место токсичным.

Еще одной причиной является отсутствие признания. Отсутствие командной работы. А также зависть к высокой зарплате коллег.

Зависть возникает, когда возникает ощущение неравенства или когда люди чувствуют необходимость конкурировать за ресурсы. На индивидуальном уровне исследования показали, что люди с более высокой самооценкой чаще используют зависть в качестве мотивационной силы, но люди с более высоким нейротизмом воспринимают зависть как стресс и будут стремиться облегчить чувство неполноценности, подрывая других людей в организации.

Организационная среда часто неосознанно способствует этим факторам, когда процессы или структуры поощряют неравенство и конкуренцию.

Первый эффект довольно очевиден. Если человек завидует другому человеку, отношения обязательно будут натянутыми или не такими, какими они были когда-то. Если личные отношения напряжены, рабочие отношения также будут напряженными.

Испорченные рабочие отношения подрывают эффективность рабочей группы.

Зависть наносит ущерб отношениям, разрушает команды и подрывает эффективность организации. С завистью трудно справиться, отчасти потому, что трудно признать, что мы питаем такие социально неприемлемые эмоции. Наш дискомфорт заставляет нас скрывать и отрицать свои чувства, и от этого становится только хуже. Подавленная зависть неизбежно всплывает на поверхность, сильнее, чем когда-либо [5, с. 206].

Предметы профессиональной зависти условно делятся на 2 категории:

1. Связанные с процессом, условиями, результатом и оценкой профессиональной деятельности.

2. Не связанные с профессиональной деятельностью, относящиеся к личностным характеристикам и качеству жизни коллег по работе.

Личностные факторы также могут способствовать возникновению зависти. Индивидуальный подход к изучению предполагает, что некоторые более склонны к зависти.

Результаты исследований показывают, что индивидуальные различия (например, нарциссизм, нейротизм), организационные контексты (например, конкуренция, положение) и социальная желательность являются предикторами зависти на рабочем месте.

Они также показывают, что зависть на рабочем месте связана с поведением работников организации, негативным поведением (например, остракизмом, социальным подрывом), негативными эмоциями, восприятием организации (т. е. вовлеченностью, удовлетворением), намерениями сменить работу и моральным отчуждением.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что профессиональная зависть - это естественная эмоция и часть человеческой натуры, но когда она проявляется на рабочем месте, последствия могут быть разрушительными. Наша постоянная связь с социальными сетями (которая в своей основе определяет сравнение) и экономическая неопределенность только повышают распространенность зависти на рабочем месте.

Хотя психологи согласны с тем, что эмоции зависти и ревности различны, они неразрывно связаны с тем, как люди видят, воспринимают и формируют свой опыт на рабочем месте.

Исследования показывают, что когда люди проявляют зависть, они менее охотно делятся информацией и с большей вероятностью занимаются саботажем и социально подрывным поведением. Они часто воздерживаются от помощи другим, менее открыты с командой и отстраняются от своей работы, что приводит к снижению производительности [3, с. 68].

Существуют эффективные способы борьбы с профессиональной завистью:

Для начала необходимо определиться с тем, что именно вызывает зависть. После того, как человек точно сможет определить, что вызывает у него зависть, он сможет начать бороться с этими чувствами. Благодаря этой практике можно также определить области, которые волнуют больше всего.

Необходимо держаться подальше от триггеров. Это избегание не обязательно должно быть постоянным, только до тех пор, пока не произойдет уменьшение зависти.

Также необходимо учиться на собственном опыте, принимать тот факт, что все мы испытываем смешенные чувства по поводу успеха других. А также необходимо быть честным самим с собой. Не лгать себе, не пытаться убедить себя, что нет чувства зависти, когда на самом деле оно есть. Добраться до корня своих чувств - единственный способ преодолеть их.

Необходимо оценить, оправданы ли какие-либо испытываемые негативные чувства. Так как вполне возможно, что то, как себя чувствует человек, испытывающий зависть, вполне оправдано.

Не надо сосредотачиваться на других людях, на своих коллегах, необходимо сосредоточиться на себе, утвердиться в себе.

Положительное подкрепление может во многом способствовать ослаблению интенсивности профессиональной зависти.

Список литературы

1. Бескова Т.В. Представления о зависти в психологических теориях личности // Russian Journal of Education and Psychology, 2018. № 4. С. 56.

2. Горшенина Н.В. Современные психологические концепции исследования зависти // Universum: психология и образование, 2019. № 4. С. 166.

3. Дмитриева Н.В. Психология зависти // Сибирский педагогический журнал, 2020. № 3. С. 175.

4. Микелевич Е.Б. Теоретические и эмпирические аспекты исследования феномена зависти в психологии // Вестник Полесского государственного университета. Серия общественных и гуманитарных наук, 2016. № 9. С. 89.

5. Шамионов Р.М. Зависть в системе социально-экономических установок и активность личности // Теоретическая и экспериментальная психология, 2016. № 8. С. 317.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.