Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ПРОФИЛАКТИКИ «ВЫГОРАНИЯ» В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ'

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ПРОФИЛАКТИКИ «ВЫГОРАНИЯ» В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
191
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
выгорание / социально-психологические факторы / педагогические работники. / burnout / socio-psychological factors / teaching staff

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лукьянов В. В.

В статье обсуждается роль и значение различных социальнопсихологических факторов в формировании выгорания у педагогических работников. Исследуются механизмы влияния профессиональных трудностей в генезе выгорания и предлагаются методы его профилактики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PSYCHOLOGICAL FACTORS OF FORMATION AND PREVENTION OF «BURNOUT» IN THE PROFESSIONAL ACTIVITIES OF EMPLOYEES OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

The article discusses the role and significance of various socio-psychological factors in the formation of «burnout» among teachers. Mechanisms of influence of professional difficulties in the Genesis of burnout are investigated and methods of its prevention are proposed.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ПРОФИЛАКТИКИ «ВЫГОРАНИЯ» В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

работе. Вместе с тем, смыслообразующая функция - одна из глубинных характеристик личности, ее трудно изменить за короткий промежуток времени. Поэтому при управлении персоналом столь важно отыскать внутренние мотивы работников, опираясь на их личные интересы и создать тем самым благоприятное психическое состояние субъекта труда.

Список литературы

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. СПб: Питер, 2000.

2. Дикая Л.Г., Щедров В.И. Метод определения индивидуального стиля саморегуляции психического состояния человека // Проблемность профессиональной деятельности: теория и методы психического анализа / М.: Изд-во Института психологии РАН, 1999. С. 106-131.

3. Дружилов С.А., Олещенко А.М. Психические состояния человека в труде: теоретический анализ взаимосвязей в системе «свойства личности - состояния - процессы» // Психологические исследования : электронный научный журнал. 2014. Т. 7, № 34

4. Замфир К. Удовлетворённость трудом. Мнение социолога. М.: Политиздат. 1983. -

143 с.

5. Леонова А.Б., Кузнецова А. С. Структурно-интегративный подход к анализу функциональных состояний: история создания и перспективы развития // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2019, №1

6. Лобанова Т.Н. Трудовые интересы. Психологические аспекты: монография. Москва: Юстиция, 2018.

7. Соломин И.Л. Современные методы психологической экспресс-диагностики и профессионального консультирования, СПб.: Речь, 2006.

8. Meister J. Job hopping is the 'new normal' for Millennials: Three ways to prevent a human resource nightmare //Forbes. 2012.

УДК 159.9

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ПРОФИЛАКТИКИ «ВЫГОРАНИЯ» В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Лукьянов В.В.

ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский

университет», Белгород, Россия E-mail: vvdoc@yandex.ru

Аннотация. В статье обсуждается роль и значение различных социально-психологических факторов в формировании выгорания у педагогических работников. Исследуются механизмы влияния профессиональных трудностей в генезе выгорания и предлагаются методы его профилактики.

Ключевые слова: выгорание, социально-психологические факторы, педагогические работники.

SOCIO-PSYCHOLOGICAL FACTORS OF FORMATION AND PREVENTION OF «BURNOUT» IN THE PROFESSIONAL ACTIVITIES OF EMPLOYEES OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS Lukianov V.V.

Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education «Belgorod National Research University», Belgorod, Russia E-mail: vvdoc@yandex.ru

Abstract. The article discusses the role and significance of various socio-psychological factors in the formation of «burnout» among teachers. Mechanisms of influence of professional difficulties in the Genesis of burnout are investigated and methods of its prevention are proposed.

Keywords: burnout, socio-psychological factors, teaching staff.

Профессиональная деятельность педагогов является одним из наиболее напряженных (в психологическом плане) видов социальной активности и входит в группу профессий с высоким риском формирования синдрома «выгорания». В процессе «выгорания» педагог теряет психическую энергию, у него развивается психосоматическая усталость («изнурение»), эмоциональное истощение («исчерпание ресурсов»), появляется немотивированное беспокойство и психический дискомфорт, усиливаются тревожность, раздражительность, появляются вегетативные расстройства, деформируется личность и искажается самооценка, утрачивается удовлетворённость и смысл профессиональной деятельности, а иногда и собственной (персональной) жизни.

Корни понятия «выгорания» находятся в сфере знаковых социальных, экономических и культурных событий шестидесятых годов ХХ века в США [6]. В начале шестидесятых годов президент Джон Ф. Кеннеди обозначил своё видение общественных услуг, бросив вызов гражданскому обществу: «Итак, мои соотечественники-американцы: не спрашивайте, что ваша страна может сделать для вас, спросите - что вы можете сделать для вашей страны». Впоследствии, президент Линдон Б. Джонсон в своём первом правительственном заявлении в 1964 году объявил начало «безоговорочной войны с бедностью». Его программа «Великое общество» предусматривала проведение ряда серьёзных социальных реформ, целью которых было искоренение бедности и расовой сегрегации, изменения в системах образования и медицинского обслуживания, решение проблем транспорта и другие серьёзные преобразования.

«Война с бедностью» вызвала большой приток идеалистически настроенных молодых людей в профессии сферы услуг. В эпоху яркого развития американской экономики эти люди выбрали карьеру обслуживания, оставляя другие варианты. Однако в процессе борьбы по искоренению нищеты в течение десятилетия эти люди все более и более разочаровывались в результатах. Они узнавали, что существуют системные факторы, приводящие к бедности, которые сводят на нет их усилия по созданию равных возможностей для детей из бедных семей. Разбитый идеализм стал определяющим качеством выгорания, отражая его интенсивность.

Закономерно, что обсуждение феномена выгорания началось именно в границах сферы услуг, потому что в данном случае можно лучше всего озвучить проблемы эмоций, ценностей и отношений с людьми - понятия, которые не были широко признаны в рамках исследований профессиональной действительности.

Выгорание явилось не просто неудобством или профессиональным риском, но предстало в виде разрушительной атаки на профессиональную пригодность специалистов. Это был серьезный импульс для исследования данного феномена: люди, оказывающие услуги, были потрясены своей значительно сниженной способностью к выполнению профессиональных обязанностей и проявлению сострадания к клиентам. При этом истощение само по себе не было настолько важным, а именно нехватка сострадания и снижение эффективности, оказывали намного более разрушительное влияние на их профессиональную пригодность.

Выгорание было преобладающе идентифицировано в пределах сферы услуг: «Выгорание - синдром эмоционального истощения, деперсонализации, уменьшения профессионального достижения, который может возникать среди лиц, работающих в сфере коммуникации» [6]. В данном случае феномен выгорания представляет собой цену, заплаченную работниками помогающих профессий в процессе выполнения функциональных обязанностей. Разочарование, являющееся результатом широко распространенного стандартного столкновения формальных организационных требований с личностными и профессиональными характеристиками работников, способствует развитию этого феномена. Таким образом, перво-

начально выгорание рассматривалось как определенная опасность для наивных, идеалистически настроенных молодых работников сферы услуг, которые стали опустошенными, циничными, безразличными по отношению к клиентам с тяжелыми проблемами в условиях работы в рамках стандартизированных бюрократических правил.

К концу восьмидесятых годов ХХ века исследователи и практики начали признавать, что выгорание происходит и вне сферы услуг, например, среди менеджеров, предпринимателей - «и белых и синих воротничков». Метафора выгорания была расширена от узких границ предъявления интенсивных требований по обслуживанию клиентов к более широким границам понятий творческого потенциала профессиональной деятельности, организационной культуры и взаимоотношений с руководством. В этой более общей форме выгорание было определено как «... состояние истощения, в котором человек циничен по отношению к значимости занятия и сомнителен в способности его выполнить» [6]. Работники, испытывающие выгорание в течение продолжительного времени, теряли способность достигать высоких результатов. В итоге метафора выгорания описывала истощение их способности поддерживать интенсивное участие, которое оказывало выраженное негативное влияние на профессиональную деятельность.

В середине девяностых годов ХХ века выгорание начали истолковывать как эрозию положительного настроения, возникающую в результате негативного воздействия профессиональных обязанностей. С точки зрения общественного мнения выросло несоответствие между усилиями профессионалов и наградами, которые они получают в признание и благодарность, - эта «нехватка взаимности» - как раз и способствует развитию выгорания [5]. В настоящее время выгорание трактуется как эрозия профессиональной деятельности, её отрицательный полюс, а работа в благоприятных условиях составляет положительный полюс.

Наиболее известная трехкомпонентная концепция выгорания была описана Кристиной Маслак и Сьюзан Джексон [6]. Данная модель предполагает, что выгорание состоит из трех взаимосвязанных компонентов: эмоционального истощения, деперсонализации и снижения личностной успешности. Под эмоциональным истощением понимается хроническое состояние физического и эмоционального истощения, которое является результатом чрезмерных профессиональных требований и длительного стресса. В процессе работы у профессионала возникает чувства эмоциональной перенапряженности и истощения. Проявляется одновременно физической усталостью и чувством психологического и эмоционального «опустошения». Деперсонализация, также называемая «дегуманизацией», выражается в бессердечном и равнодушном отношении, проявляемом профессионалом к клиенту. Снижение личностной успешности приводит к негативной самооценке.

Несмотря на длительную историю исследования (более 45 лет) в настоящее время нет единых взглядов, как на определение «синдрома выгорания», так и на вопросы его этиопато-генеза, не установлены единые диагностические критерии.

С точки зрения объединенной группы российских, украинских и белорусских исследователей, «синдром выгорания» представляет собой профессиональный феномен, возникающий вследствие «интоксикации» профессиональной коммуникацией и включающий три основных симптомокомплекса: психоэмоциональное истощение, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений. Выгорание - это «опустошение», «эрозия души» под воздействием факторов профессиональной среды и с учетом личностных особенностей; это самостоятельный феномен, рядоположенный профессиональной деформации личности

[4].

В России наиболее известными тестами для диагностики выгорания, способствующими созданию более объективной «картины» феномена, являются: опросник «Профессиональное выгорание» [2], который позволяет определить структуру персональных характеристик данного феномена, и опросник «Эмоциональное выгорание» [1], который, в свою очередь, более подробно детализирует симптоматику выгорания, рассматривая его в качестве динамической модели стресса в рамках процессуального подхода.

Поиск путей профилактики синдрома «выгорания», нацеленных на сохранение психической устойчивости и здоровья специалистов «помогающих профессий», продление их профессионального долголетия, субъективное благополучие и удовлетворённость жизнью в целом, предполагает детальное исследование факторов, обуславливающих проявления данного синдрома.

Нами было проведено экспериментальное исследование значения социально-психологических факторов в структуре выгорания у 130 педагогических работников общеобразовательных и коррекционных школ.

В рамках исследования осуществлено анонимное анкетирование испытуемых по поводу факторов, имеющих наибольшее значение в негативном влиянии на личность педагога в процессе его профессиональной деятельности [3]. Основным фактором, способствующим развитию «выгорания», является, по мнению педагогов различных образовательных организаций, низкий уровень оплаты труда. Другие профессиональные проблемы у педагогов общеобразовательных школ сконцентрированы на самом педагогическом процессе (низкий престиж профессии, её высокая эмоциональная «насыщенность», трудности профессионального роста», ощущение «бесперспективности» работы), а у их коллег из коррекционной школы они фиксированы, в основном, на социальных факторах - «трудном» контингенте учащихся, ухудшающимся год от года, и собственных проблемах со здоровьем и личной жизнью.

Общий уровень выгорания у педагогов общеобразовательных школ выше, чем у коллег из коррекционных организаций, хотя и не достигает уровня достоверности. Однако, у первой группы педагогов установлено достоверно высокое значение симптома «психосоматических и психовегетативных нарушений» в сравнении с коллегами второй группы. Данный симптом образуется по условно-рефлекторной связи негативного свойства: многое из того, что касается субъектов профессиональной деятельности, провоцирует отклонения в соматических или психических состояниях. Порой даже мысль о таких субъектах или контакт с ними вызывает плохое настроение, дурные ассоциации, бессонницу, чувство страха, неприятные ощущения в области сердца, сосудистые реакции, обострения хронических заболеваний.

Стаж работы достоверно связан с показателем выраженности симптома «переживания психотравмирующих обстоятельств», который проявляется усиливающимся осознанием психотравмирующих факторов профессиональной деятельности, которые трудно или вовсе неустранимы - раздражение ими постепенно растет, накапливается отчаяние и негодование. С возрастом испытуемых положительно коррелирует показатель симптома «тревоги и депрессии»: чувство неудовлетворенности работой и собой порождает мощные энергетические напряжения в форме переживания ситуативной или личностной тревоги, разочарования в себе, в избранной профессии, в конкретной должности или месте работы.

Найдены достоверные корреляционные прямые связи возраста и стажа с показателем симптома «неадекватного избирательного эмоционального реагирования»: профессионал неадекватно «экономит» на эмоциях, ограничивает эмоциональную отдачу за счет выборочного реагирования в ходе рабочих контактов. Действует принцип «хочу или не хочу»: сочту нужным - уделю внимание данному клиенту, будет настроение - откликнусь на его состояния и потребности. Неадекватное ограничение диапазона и интенсивности включения эмоций в профессиональное общение интерпретируется клиентами как неуважение к их личности, т.е. переходит в плоскость нравственных оценок.

Согласно результатам исследования наиболее существенными социально-психологическими факторами, вносящими наибольший «вклад» в развитие выгорания у педагогов, являются: субъективно воспринимаемый низкий уровень оплаты труда, особенности функционирования самой образовательной организации (общеобразовательная или кор-рекционная школа), возраст и стаж профессиональной деятельности.

Следует отметить, для успешной профилактики выгорания совершенно необходимо наличие чётко сформированного представления у специалиста о практической реальности

данного феномена. Если человек, относясь к себе в целом положительно, допускает в сознание представление о своем несовершенстве, о недостатках, проявляющихся в конкретных действиях, то он становится на путь их преодоления. Он может изменить свои поступки, а новые поступки преобразуют его сознание и тем самым всю его последующую жизнь. Если же информация о несоответствии желаемого поведения, поддерживающего самоуважение, и реальных поступков в сознание не допускается, то сигналы конфликта включают механизмы психологической защиты и конфликт не преодолевается, т.е. человек не может встать на путь самосовершенствования.

В качестве одной из наиболее эффективных моделей продуктивной профессиональной супервизии выступает методика балинтовской группы. В рамках классической балинтовской группы педагоги, численностью от 8 до 12 человек, желательно не связанные служебно-иерархическими отношениями, встречаются 1-2 раза в месяц (продолжительность занятий 4-5 часов) на протяжении нескольких лет. Группа может объединять людей с различным стажем работы, но наиболее эффективно участие их при стаже более трех лет. Основным принципом формирования группы является добровольность объединения профессионалов, готовых к пересмотру стереотипов в своей работе и заинтересованных в коллегиальной взаимопомощи.

Основной целью балинтовской группы является расширение сознания участников и стимуляция самопознания, достижение позитивных изменений не только в профессиональной жизни, но и во всех аспектах бытия, что позволяет эффективно противостоять механизмам формирования синдрома выгорания у педагогов.

Список литературы

1. Бойко В.В. Энергия эмоций : монография. 2-е изд., перераб. и доп. СПб. : Питер, 2004.

2. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика : практическое пособие. - 3-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2017.

3. Лукьянов В.В. Структура и взаимосвязи симптомов выгорания у педагогов различных образовательных учреждений : Сборник материалов Всероссийской юбилейной научно-практической конференции «Теоретические и прикладные проблемы медицинской (клинической) психологии (к 85-летию Ю.Ф. Полякова)», 14-15 февраля 2013 г., ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет и ФГБУ «НЦПЗ» РАМН / Под общей ред. Н.В. Зверевой, И.Ф. Рощиной. Москва, 2013. С.47-48.

4. Современные проблемы исследования синдрома выгорания у специалистов коммуникативных профессий : монография / под ред. В.В. Лукьянова, Н.Е. Водопьяновой, В.Е. Орла, С.С. Подсадного, Л.Н. Юрьевой, С.А. Игумнова ; Курск. гос. ун-т. Курск : КГУ, 2008.

5. Schaufeli W.B. The balance of give and take: toward a social exchange model of burnout // The International Review of Social Psychology. 2006. Vol. 19. P.87-131.

6. Shaufeli W.B., Leiter M.P., Maslach C. Burnout: Thirty-five years of research and practice // Career Development International. 2009. № 14. P.204-220.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.