Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ РАЗВИТИЯ ГЛОБАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СЕТИ'

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ РАЗВИТИЯ ГЛОБАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СЕТИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
34
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕНДЕНЦИИ ГЛОБАЛИЗАЦИИ / НОВАЯ СОЦИАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / МОТИВЫ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ СЕТИ / ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ / ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ / ПСИХОЛОГИЯ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Журавлев А.Л., Китова Д.А.

нтернет-технологии, в одном из своих проявлений, становятся источником удовлетворения личностных, групповых и общественных потребностей. Интернет оказывает разнообразное влияние на сознание человека, трансформирует его потребности, что в качестве следствия может привести к массовым социальным изменениям в обществе. Характер этих изменений может быть непредсказуемым, что и должно стать объектом профессионального интереса социальных психологов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PSYCHOLOGICAL DETERMINANTS OF THE DEVELOPMENT OF THE INTERNET

The Internet technologies, in one of its manifestations, becomes a source of satisfaction of personal, socio-psychological and social needs. The Internet has a diverse impact on the human mind, transforms its needs, which can lead to massive social changes. The nature of these changes may be unpredictable. It should become asubject of socio-psychological research.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ РАЗВИТИЯ ГЛОБАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СЕТИ»

Журавлев А.Л., Китова Д.А.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ РАЗВИТИЯ ГЛОБАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СЕТИ

SOCIO-PSYCHOLOGICAL DETERMINANTS OF THE DEVELOPMENT OF THE INTERNET

Журавлев Анатолий Лактионович — академик РАН, профессор, директор ФГБУН Института психологии РАН, e-mail: adm3@psychol.ras.ru Китова Джульетта Альбертовна — ведущий научный сотрудник ИП РАН, доктор психологических наук, профессор, e-mail: j-kitova@yandex.ru Zhuravlev Anatoliy Laktionovich — Moscow, IP RAS, academician of RAS, doctor of psychology, professor, Director the Institute of Psychology of the RAS, e-mail: ipras-contakt@mail.ru

Kitova Djulietta Albertovna — Moscow, IP RAS, doctor of psychology, professor, leading researcher IP RAS, e-mail: j-kitova@yandex.ru

Аннотация. Интернет-технологии, в одном из своих проявлений, становятся источником удовлетворения личностных, групповых и общественных потребностей. Интернет оказывает разнообразное влияние на сознание человека, трансформирует его потребности, что в качестве следствия может привести к массовым социальным изменениям в обществе. Характер этих изменений может быть непредсказуемым, что и должно стать объектом профессионального интереса социальных психологов

Abstract. The Internet technologies, in one of its manifestations, becomes a source of satisfaction of personal, socio-psychological and social needs. The Internet has a diverse impact on the human mind, transforms its needs, which can lead to massive social changes. The nature of these changes may be unpredictable. It should become asubject of socio-psychological research.

Ключевые слова. Тенденции глобализации, новая социальная реальность, мотивы пользователей Сети, трансформация общественных потребностей, теория социальных изменений, психология глобальных процессов

Key words. Tendencies of globalization, a new social reality, motives of the Internet users, the transformation of social needs, the theory of social changes, psychology of global processes.

Современные тенденции мирового развития, связанные с объединением социальных, экономических, политических и культурных сфер жизнедеятельности различных государств, ведут к созданию глобальных социально-экономических пространств самого

разнообразного характера. Исторически, глобализация возникла в процессе интеграции мировой экономики, способствующей все более свободному перемещению товаров, финансов и труда. Зародившись как сугубо экономическое явление, глобализация изначально была свободна от объединения культурных, духовных или мировоззренческих позиций и, по существу, являлась ранее ценностно-нейтральным процессом развития экономического сотрудничества.

На современном этапе развития, в самом общем виде, глобализацию можно определить уже как сложную, диалектически противоречивую трансформацию экономической, политической, социальной и культурной жизни человечества, которая ведет к формированию новых экономических, геополитических и социокультурных пространств [1].

Признаками современных глобальных процессов выступают многочисленные позитивные тенденции: высокая эффективность мирового экономического развития, качественно новые условия доступа к мировым научно-техническим достижениям, оптимизация распределения ресурсов и труда в глобальном масштабе, объединение возможностей государств для решения глобальных проблем, беспрепятственное перемещение финансов и товаров, развитие мировой индустрии отдыха и туризма и т.д.

Глобализация, обеспечивая некоторые положительные тенденции, в то же время, способствует обострению уже существующих противоречий общемирового уровня и возникновению новых проблем. Среди отрицательных тенденций глобализации можно отметить такие, как подрыв суверенитета отдельных государств, ослабление национальных экономик, поляризацию бедных и богатых государств, навязывание единого стандарта потребления и образа жизни, стремление к унификации культур, рост националистических настроений [14].

Ведущее влияние на развитие глобальных процессов оказывают информационно-коммуникационные технологии, характерные для современного этапа развития общества, которые существенно изменяют современный мир и самого человека [15]. В частности, Интернет — это новая сфера социальной реальности, которая аккумулирует и отражает практически все основные общественные процессы и выступает своеобразным «хранилищем» психологических состояний и намерений участников этого информационного взаимодействия.

Значимость происходящих посредством глобальной Сети процессов вынуждает науку обращаться к исследованию новых со-

циально-психологических реальностей, возникающих на основе глобального Сетевого воздействия [13]. Здесь уместно отметить и обратное влияние: человек, изменяющийся под воздействием Сетевого воздействия, транслирует эти изменения не только в повседневную жизнедеятельность (тем самым изменяя пространство вокруг себя), но и обратно в Сеть, тем самым изменяя ее текущее состояние. Масштабы и динамика такого двунаправленного и двуединого процесса актуализирует много вопросов, ведущим из которых выступает следующий: в чем секрет неизменно растущей востребованности глобальной Сети?

Социально-психологические детерминанты развития глобальной Сети

Любой человек функционирует, взаимодействуя не только с природой, но и с другими людьми и социальными системами, которые образуют по отношению к нему социальную среду. Каждый человек, как сказано выше, являясь частью социальной среды, которая детерминирует его состояние и поведение, в свою очередь оказывает на эту среду обратное воздействие. Роль различных факторов в системе социальной детерминации не является одинаковой: если одни детерминанты определяют возникновение, функционирование и развитие социальной среды, то другие незначительно влияют на ее состояние и развитие, определяя лишь специфические черты, неповторимые и своеобразные особенности. В таком ключе, социально-психологические детерминанты развития глобальной информационной Сети можно рассматривать, как некоторые причины или предшествующие условия ее развития. Задача данной статьи -выявить психологическую природу детерминации развития глобальной информационной сети, которая отлична от иных, непсихологических видов детерминаций (экономических, информационных, технологических, экологических и т.д.), но при этом и не претендует на создание упорядоченной и выверенной системы психологических детерминант развития глобальной Сети. Не исключается то, что наше исследование является одним из первых шагов на пути выявления и классификации в будущем разноуровневых социально-психологических детерминант развития глобальной Сети.

Личностные детерминанты развития глобальной Сети

Тезис о том, что человек не делает ничего, кроме как для удовлетворения одной из своих многочисленных потребностей, озвученный еще К. Марксом [11], означает признание потребности в качестве исходного источника активности личности1.

Потребности человека изучаются целым рядом научных отраслей — философией, экономикой, психологией, биологией, социологией. Каждая отрасль знания объясняет потребности человека сообразно своим интересам и принципам. В психологической науке потребности рассматриваются через призму ощущения переживания, которое осознается на уровне реакций мозга и нервной системы, возникая от дисбаланса между желаемыми и ожидаемыми состояниями. При возникновении такого дисбаланса человек стремится к психологическому равновесию и вынужден проявлять активность в поиске факторов стабилизации дискомфортного состояния, что обусловлено биологической природой человека. Потребности, выступая источником личностной активности, обнаруживаются в мотивах, влечениях, желаниях и намерениях человека. В свою очередь, мотивы регулируют поведение человека, определяют его направленность, организованность, активность и устойчивость.

Такой подход к исследованию глобальных процессов переводит внимание психологов на изучение мотивов деятельности пользователей Сети, связанных с удовлетворением потребностей конкретных субъектов.

Обратимся к результатам исследований, в которых рассмотрены основные виды мотивов пользователей Интернет. В частности, О. Арестова с коллегами выделила следующие мотивы [1]:

— деловой мотив — поиск конкретной информации, необходимость контактов и взаимодействия с определенными людьми, консультации и др.;

— познавательный мотив связан с получением новых знаний, это может быть информация, идеи и мнения, визуальные и слуховые образы или новые сервисные возможности для бизнеса;

— коммуникативный мотив (мотив общения) отражает потребность в социальном взаимодействии, которая характеризуется поиском новых знакомств, обретением нового круга друзей и единомышленников;

1 Внутренние психологические механизмы формирования, развития и актуализации потребностей подробно изучались и продолжают исследоваться в рамках многих научных направлений в психологии

— корпоративный мотив (мотив сотрудничества) предполагает профессиональное сотрудничество, обмен результатами деятельности, совместное решение деловых проблем;

— мотив самоутверждения связан с желанием реализовать свои возможности, получить оценку своего творчества со стороны значимых людей или экспертов;

— мотив рекреации (игровой мотив) направлен на восстановление работоспособности после трудового дня, овладение новыми видами деятельности, тренировку способностей и проверку своих возможностей;

— мотив аффилиации проявляется в потребности принадлежать к определенной группе (сообществу), занимать значимое место в ней, разделять ее ценности и следовать им;

— мотив самореализации — осознанное стремление к реализации собственных творческих возможностей (познавательных, коммуникативных, музыкальных и т.д.);

— мотив саморазвития связан с возможностью удовлетворения познавательных способностей, общения с компетентными людьми, создания в Сети новых продуктов (интеллектуальных, музыкальных, художественных и т.п.).

Выделенные виды мотивов репрезентируют основные описанные в психологии виды потребностей личности: познавательные, коммуникативные, продуктивные (деятельностные) и др.

Приведенный выше подход к психологическому анализу потребностей личности позволяет рассматривать Интернет-пространство и информационные продукты как проявления интересов и способностей человека, выступает своеобразным пространством удовлетворения его потребностей. Однако можно ли говорить об Интернете как о пространстве удовлетворения потребностей группы лиц или сообществ?

Возникает также следующий вопрос: что дает (или не дает) работа в Интернете для социального взаимодействия (включая, общение) с другими людьми и какие предполагает дополнительные возможности в реализации профессиональных целей и задач?

Групповые детерминанты развития глобальной Сети

В этой связи обратимся к анализу возможностей глобальной Сети, которые позволяют любым его пользователям:

— создавать сообщества, объединяющие единомышленников по относительно общими (или) частным интересам;

— проводить тематические форумы и телеконференции в онлайн режиме;

— использовать Интернет в целях профессионального взаимодействия с клиентами (например, проводить профессиональные онлайн-консультации) или общения с друзьями и родственниками и др.

Эти факты позволяют говорить о возможностях Интернета для удовлетворения не только индивидуальных потребностей личности, но и о наличии социально-психологического пространства, которое обогащает сферу социального взаимодействия (включая, общение) с другими людьми[9].

Из приведенных выше положений вытекает еще одно психологическое обстоятельство, которое связано с организационно-психологическими возможностями реализации целей и задач человека и (или) группы посредством глобальной информационной Сети.

Организационно-психологические детерминанты развития глобальной Сети

Как уже говорилось, для психологической науки потребность — это состояние индивида, вызываемое испытываемой им нуждой в чем-либо, которое выступает источником его активности и обнаруживает себя в мотивах деятельности. Способом удовлетворения потребностей личности, как известно, выступает целенаправленная деятельность, направленная на достижение конкретной цели, что является источником удовлетворения актуальной потребности. При этом образ предвосхищаемого результата приобретает побудительную силу, лишь связываясь с определенным мотивом или системой мотивов (о чем уже говорилось выше). Но ни мотивация деятельности, ни ее цели не могут быть воплощены в конкретном результате без использования определенных инструментов преобразования ситуации, в которых протекает конкретная деятельность. В частности, А.Н. Леонтьев отмечал данную особенность следующим образом: «Всякая цель, — объективно существует в некоторой предметной ситуации. Конечно, для сознания субъекта цель может выступить абстракцией от ситуации, но его действие не может абстрагироваться от нее. Поэтому помимо своего интенционального аспекта (что должно быть достигнуто) действие имеет и свой операционный аспект (как, каким способом это может быть достигнуто), который определяется не самой по себе целью, а объективно-предметными условиями ее достижения. Ины-

ми словами, осуществляющееся действие отвечает задаче; задача — это и есть цель, данная в определенных условиях» [10, с. 55].

Таким образом, следующий шаг в анализе связан с выделением социальных возможностей Интернета в самых разных сферах жизнедеятельности общества, которые способны оказывать психологическое воздействие на человека. Такой анализ правомерно начать с того, что «... в сети вырастают новые организации торговли, науки, искусства, здравоохранения» [6, с. 445], которые имеют разнообразные преимущества.

В экономической сфере, например, можно говорить о создании Интернет-магазина, который имеет многочисленные преимущества: небольшой стартовый капитал; возможность работать в домашних условиях; экономия на аренде офиса, торговых и складских помещений; самостоятельная организация рабочего графика; комфортные условия труда без дресс-кода; экономия времени на дорогу к офису и обратно; высокая степень автоматизации, позволяющая минимизировать штат сотрудников; возможность работы с любой точки мира, где есть Интернет. Кроме того, многие направления бизнеса в Сети (создание сайтов, дизайнерские услуги, организация научных исследований и т.п.) дают хорошую прибыль после первых же клиентов [4].

В политической сфере преимущества Интернет-технологий не менее очевидны. В их числе находится и возможность выхода на международный политический уровень, «пересекая» государственные границы и минуя правительственные структуры. В частности, всемирное распространение получают современные протестные движения. К примеру, только в один день (16 октября 2011 г.) демонстрации против экономического неравенства прошли в 850 (!) городах Европы, США, Канады, Австралии и Японии. При этом участников вдохновляли разные цели и идеалы. Но общий политический и психологический знаменатель был очевиден: рядовых людей — американцев, греков, арабов, русских и многих других — не устраивал сложившийся порядок вещей, и они требовали изменений[7].

Информационная («цифровая») революция, происходящая в современном мире, существенно расширила границы нашего познания и начинает менять социальный облик человечества. Интернет, через сферы образования и науки, становится едва ли не самым значимым катализатором социальных изменений. Например, крупнейшая в мире поисковая система Google ставит своей целью сделать общедоступным все мировые знания на всех возможных языках мира, любому человеку, в любое время, в любом месте. И

ее успех (поисковая система обрабатывает в среднем 41 млрд. 345 млн. запросов в месяц1), измеряется, по мнению Т. Фридмана, тем, насколько сильно людей притягивает возможность «иметь все знания мира на кончиках пальцев» [16, с. 67].

Информатизация обуславливает коренные изменения в образовательной сфере, которые связаны с предъявлением новых требований к ее содержанию и форме. Так, в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» одной из важнейших задач определено «расширение использования информационных и телекоммуникационных технологий для развития новых форм и методов обучения, в том числе дистанционного образования и медиаобразования, создание системы непрерывной профессиональной подготовки в области информационно-коммуникационных технологий»2. А в социальной практике давно очевидно, что на современном этапе развития информационных технологий любая профессиональная подготовка включает в себя овладение компьютерными технологиями для решения самых разнообразных целей и задач [12].

Более того, по прогнозам некоторых ученых, новое общество потенциально будет функционировать на основе синергетической рациональности, которая заменит принцип свободной конкуренции индустриального общества [18].

Общественно-психологические детерминанты развития глобальной Сети

Обратимся еще к одному постулату функционирования потребностей человека. Известно, что развитие человеческих потребностей происходит: во-первых, через расширение и изменение круга их предметов; во-вторых, социальные потребности человека не являются врожденными, они формируются в процессе становления его личности и освоения им социальной действительности. Таким образом, трансформация общества ведет к изменению потребностей человека, а измененные потребности личности, в свою очередь, выступают источниками трансформации общественного развития. Следовательно, общественное развитие, в одном

1 Google (поисковая система). URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Google (дата обращения 15.08.2017)

2 Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 10.02.2017) О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года").URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/e26832f0246ec65942dfa2b4fbb2d df208194056/ (дата обращения 12.09.2017)

из своих значений, можно рассматривать как отражение многообразных трансформаций социальных потребностей человека.

При таком подходе, современная глобальная Сеть выступает серьезным источником социального развития не только человека или отдельных коллективов, но и становится значимым социальным механизмом воздействия на массовое сознание и поведение больших социальных групп.

Глобально-психологические детерминанты развития глобальной Сети

Эволюционное развитие человека и общества характеризуется исторической корреляцией, которая рассматривает человека и общество как единое целое, в котором все элементы и действия взаимосвязаны. Когда в эволюционном процессе изменяются функции и строение одного элемента, то это неизбежно влечет соответствующие (связанные) изменения и в других элементах и системах.

Если обратиться к современным концепциям развития человека и общества, начали такие исследования разрабатываться в недрах эволюционных теорий, затем усилились научными представлениями о значимости социальных изменений, в свое время они постепенно стали опираться уже на теории революций. Сейчас мы все чаще начинаем говорить о теориях социальных взрывов, а «социальная революция», представляется уже затяжным, в смысле реализации ее последствий, процессом. «На бескрайних информационных просторах Интернет-ресурсов можно найти массу работ, изобилующих терминами «динамика», «сетевая война» «нелинейность», «синергетика», «бифуркация» и «социальный взрыв» [17, с. 413].

Многие из этих терминов заимствованы из точных наук, отмечает Чернявский, — это, прежде всего, физика, химия, математика. Хотя сам термин «социальный взрыв», например, указывает на изменения в социальной среде, тем не менее, речь идет о социальных процессах, которые происходят с очень большой скоростью [17, с.412].

Если продолжить эти традиции и говорить о социальных изменениях, имея ввиду их психологическую этимологию, обращаясь к естественнонаучным терминам, нам представляется наиболее показательным использование понятия сингулярности, которая пока еще не устоялось в научных кругах, поэтому имеет как своих сторонников, так и противников, но уже хорошо известно.

Термин «сингулярность» заимствован у астрофизиков, которые используют его при описании космических черных дыр, а в некоторых теориях начала Вселенной. Этот термин рассматривается как точка с бесконечно большой массой, температурой и нулевым объемом1.

По аналогии в будущей «психологической теории социальных взрывов» («социальные взрывы» могут быть множественными, разнородными, разнонаправленными, с разным масштабом охвата, мощностью, амплитудой и скоростью распространения и др. — это тема для отдельного анализа) было бы целесообразно говорить о психологических точках сингулярности, способных привести к мгновенным и масштабным социальным изменениям. Здесь возникает еще один вопрос: можно ли рассматривать глобальную информационную Сеть как такого рода «психологическую точку сингулярности»? Или как пространство (точку), которое не всегда себя проявляет как источник социальных изменений, но заключает в себе силу, способную привести, при определенных условиях, к достаточно быстрым, в том числе мгновенным, социальным действиям, последствия которых могут быть самыми различными?

Если исходить из позиции, что «история представляет собой арену бесконечной борьбы, в которой непрерывно меняются субъекты действия и доминирования, их цели, союзники и противники (8, с. 169), то происходящие изменения представляются серьезным основанием для новых исследований в области воздействия глобальной Сети на массовое сознание и поведение больших социальных групп. Как уже известно, глобальная информационная Сеть таит в себе, наряду с позитивными возможностями, немало опасностей и угроз, имеет огромный потенциал для организации масштабных социальных действий.

Обобщая приведенный материал можно отметить, что сегодня уже можно говорить о глобализации личностных, групповых и общественных потребностей, которые все теснее привязываются к возможностям глобальной Сети2 и затрагивают самые различные сферы жизнедеятельности. Например, по мнению Х.А. Барлыба-ева, можно выделить следующие сложившиеся направления глобализации: информационная, экономическая, демографическая, политическая, научно-техническая, мировоззренческая, профессиональная, трудовая, социальная, образовательная, культурная, спортивная, туристическая[3].

1 Большой взрыв. Википедия. UR: https://ru.wikipedia.org/wiki/Большой_взрыв (дата обращения 12.03. 2017)

2 Общество сегодня даже всерьез обеспокоенно появлением нового синдрома психической зависимости — информационной (компьютерной) зависимости.

В современном обществе воспроизводится новая логика социальной жизнедеятельности, которая развивается по законам и формам не существовавших ранее моделей общественных отношений, в рамках которых изменяется роль всех ресурсов развития человека, групп, общества, государства и мирового сообщества в целом. Глобальный по существу процесс информатизации саморегулируется и самоорганизуется на всех уровни развития человека и общества (международный, национальный, региональный, муниципальный, локально-личностный) и воздействует практически на все сферы жизнедеятельности государств и обществ.

Все эти феномены позволяют говорить не только о психологических особенностях развития глобальных процессов, но и о неизбежности порождения новой отрасли психологического знания — психологии глобальных процессов.

Заключение

Новая ситуация мирового развития, возникающая на пороге тысячелетий, связана с возникновением и использованием Интернет-технологий. Интернет, в одном из своих проявлений, становится источником удовлетворения личностных, групповых и общественных потребностей человека. С помощью Интернета происходит опосредованное изменение сознания (политического, экономического, правового и др.) населения и трансформация его потребностей. Трансформация потребностей человека и общества, в свою очередь, ведет к глобальным социальным изменениям. Интернет, как проводник, инструмент социальных изменений, приобретает нарастающие возможности влияния на массовое сознание и поведение больших социальных групп во всех регионах мира. Каким будет это влияние не совсем очевидно, поэтому психология пользователей глобальной Сети должна интенсивнее становиться объектом профессионального интереса представителей самых разных социо-гуманитарных наук, в частности, социальных психологов.

Список литературы

1. Арестова О.Н.,Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Мотивация пользователей интернета. URL: http://hr-portal.ru/article/arestova-onbabanin-ln-boyskunskiy-ae-motivaciya-polzovateley-interneta (дата обращения 21.05.2017).

2. Арсентьева И. И. Глобализация и перспективы мирового развития // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. №81. С.7-15.

3. БарлыбаевХ.А. Глобализация: от анализа вширь к исследованию вглубь // Век глобализации. 2016. №1-2 (17-18). С.58-69.

4. Бизнес в Интернете — обзор бизнес-идей, как начать и можно ли без вложений? URL: http://kakzarabativat.rU/biznes-idei/biznes-v-internete/#4. (дата обращения 15.05.2017).

5. Бредникова О., Кайзер М. Транснационализм и транслокальность (комментарии к терминологии) // Миграция и национальное государство. СПб., 2004.

6. Воронцова И. В. Сетевые педагогические сообщества как форма повышения профессиональной компетентности учителя // Молодой ученый. 2015. №18. С. 444-449.

7. Журавлев А.Л., Соснин В.А., Китова Д.А., Нестик Т.А., Юревич А.В. Массовое сознание и поведение: тенденции социально-психологических исследований. М.: Изд-во Институт психологии РАН, 2017.

8. Касюк А. Я., Манохин И. В., Харичкин И. К.. Глобализация и новый мировой порядок // Вестник МГЛУ 2016. Вып. 10 (749). С. 167-181.

9. Купрейченко А.Б., Журавлев А.Л. Психологическое и социально-психологическое пространство личности и группы: понимание, виды и тенденции исследований // Психологический журнал. 2011. Т.32. №4. С. 45-56.

10. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

11. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Москва: Государственное издательство политической литературы, 1955. Т. 12.

12. Некрасов С. И., Макатов З. В. Человек в системе информационного общества как основы глобализирующегося мира // Научные ведомости БелГУ. Серия: Философия. Социология. Право. 2009. №10 (65). С.197-213.

13. Новое в науках о человеке: к 85-летию со дня рождения И.Т. Фролова / Отв. ред. Г.А. Белкина; ред.-состав. М.И. Фролов. М.: ЛЕНАНД, 2015.

14. Россия в глобализирующемся мире: мировоззренческие и социокультурные аспекты / Отв. ред. В.С. Степин. М.: Наука, 2007.

15. Современная социальная реальность России и государственное управление: социальная и социально-политическая ситуация в России в 2012 году. В 2-х т. Т. 1. М.: ИСПИ РАН, 2014.

16. Фридман Т. Плоский мир. Краткая история XXI века. М.: АСТ, 2014.

17. Чернявский А. Д. Информационная модель «Социального взрыва» // СИСП. 2012. №1. С.406-426.

18. Masuda Y The Information Society as Post-Industrial Society. Washington, 1983.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.