Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА С ПАЦИЕНТОВ'

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА С ПАЦИЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
171
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мировая наука
Ключевые слова
пациент / медицинская этика / медицинский работник / patient / medical ethics / medical worker

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Абдурахмонова Ё., Зокирова З.

Социально-психологические аспекты взаимодействия медицинского работника с пациентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF INTERACTION BETWEEN HEALTH PROFESSIONAL WITH PATIENTS

Social and psychological aspects of interaction of the medical worker with patients.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА С ПАЦИЕНТОВ»

UDK 37.1.61

Абдурахмонова Ё. преподаватель Зокирова З. преподаватель СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА С

ПАЦИЕНТОВ

Аннотация: Социально-психологические аспекты взаимодействия медицинского работника с пациентов.

Ключевые слова: пациент, медицинская этика, медицинский работник.

Zokirova Z. teacher Abduraxmonova Y.

teacher

Ferghana 2-medical college SOCIO-PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF INTERACTION BETWEEN HEALTH PROFESSIONAL WITH PATIENTS

Abstract: Social and psychological aspects of interaction of the medical worker with patients.

Key words: patient, medical ethics, medical worker.

Изменение приоритетов в обществе, социальные и экономические, философские и религиозные подходы, так или иначе, влияют на медицину, подспудно меняя отношение врачей к пациентам, пациентов к врачам и самих врачей друг к другу. Этические принципы для новой медицины хотя и не отменяют полностью, но радикально преобразуют основные положения "Клятвы Гиппократа", которая была эталоном морального сознания на протяжении веков.

На сегодняшний день существует много понятий: медицинская этика, правило общения медицинского работника и пациента, отношения к тяжело больному пациенту медицинского персонала, психология врачевания и многое другое. Как и в обычной жизни, так и лечебной деятельности, существует общие. В обоих случаях оно имеет определенное значение и психологические особенности. В лечебной деятельности различают несколько видов общения между медработником и больным. И только от медработника зависит то, какой вид общения будет у него с пациентом. Но в любом случае врач или медсестра должны соблюдать определённую тактику по отношению к больному и, главное, медработник, как личность, должен обладать определёнными особенностями во всех отношениях, чтобы заслужить доверие пациента к себе. Ведь без доверия невозможны нормальные взаимоотношения между медработником и больным. Т.к. в прямом контакте с больным большее время проводит медсестра, её роль при общении с пациентом приобретает важное значение. Следовательно,

личность медицинской сестры, стиль и методы её работы, умение воздействовать на пациентов и обращаться с ними важный элемент не только лечебного процесса, но и психологического общения медицинского работника и больного.

Общение - многоплановый процесс развития контактов между людьми.

Актуальным вопросом на сегодняшний день является общение медработника и больного. Многим из нас приходилось бывать в больнице, поликлинике или в каком-либо лечебном учреждении, где каждый из нас общался с врачом или медсестрой. Но задумывался ли кто-нибудь, насколько это общение влияет на нас, а точнее на течение нашего заболевания, и каким образом медработник может улучшить наше состояние? Конечно, можно сказать, что всё зависит от лекарств, которые нам назначает врач и выдаёт медсестра, от лечебных процедур также назначаются врачом, но это ещё не всё, что необходимо для полного выздоровления. Самое главное это правильный настрой, который зависит от психического и от эмоционального состояния пациента. На состояние пациента огромное влияние оказывает отношение к нему медработника. И если пациент доволен, например, беседой с врачом, который его внимательно выслушал, в спокойной обстановке и дал ему соответствующие советы, то это уже первый шаг к выздоровлению. При хорошем контакте с врачом пациент скорее выздоравливает, а применяемое лечение имеет хороший эффект, гораздо меньше побочных действий и осложнений.

Одной из основ лечебной деятельности является умение медработника понять больного человека. В процессе лечебной деятельности важную роль играет умение выслушать пациента, что представляется необходимым для формирования контакта между ним и медработником, в частности, врачом. Умение выслушать больного человека не только помогает определить -диагносцировать заболевание, которому он может быть подвержен, но и сам по себе процесс выслушивания оказывает благоприятное взаимодействие на психологический контакт врача и пациента.

Различия же во всех взглядах и точках зрения врача (медсестры) и пациента вполне закономерны и предопределены, в данной ситуации, их различными соцролями. Однако, врачу (медсестре) необходимо следить за тем, чтобы эти различия не перешли в более глубокие противоречия. Поскольку эти противоречия могут поставить под угрозу взаимоотношения медперсонала и больного, и тем самым, затрудняя оказание помощи больному, затрудняя лечебный процесс.

Для преодоления различий во взглядах медработнику необходимо не только выслушивать с большим вниманием пациента, но и постараться как можно лучше его понять. Что происходит в душе, мыслях больного человека? Врач должен откликнуться на рассказ пациента со всеми своими знаниями, разумом во всей полноте своей личности. Реакция медработника должна быть резонансом на услышанное.

Как ни странно, но на сегодня нет этических кодексов педагога-медика и медика-исследователя. Отчасти это объяснимо тем, что только в 1982 году был разработан документ, регламентирующий профессионально -должностные обязанности медицинского персонала.

Очень важными представляются гарантии безопасности человечества, что реализуется созданием морально-этических барьеров, закреплённых правовыми актами. Следует подчеркнуть, что недооценка этики и права может привести к трагическим последствиям и преступлениям против человечества.

Важным достижением в моральном опыте человечества стал "Нюрнбергский кодекс", закрепивший основополагающее требование биоэтики — уважение автономии личности, запрет на любое вмешательство без добровольного согласия испытуемого. Наряду со всем сказанным, следует отметить, что в наше время сохраняется большой разрыв между принципами нравственности и практической медициной.

В связи с этим как в нашей стране, так и во всём мире существует особая потребность в конструктивном диалоге учёных и врачей с философами, богословами, представителями общественности и просто не равнодушными людьми с целью выработки общих подходов к применению этических норм не только в научно-исследовательской и биомедицинской практике, но и во всех сферах человеческого бытия.

От профессионализма врача, его интеллекта, мировоззрения, гражданской позиции зависит успех врачевания. Обычно, когда говорят о врачебной этике, рассматривают следующие вопросы: врач и больной, врач и общество, врачебная тайна, врачебная ошибка, этические проблемы, вызванные к жизни НТР, и др.

Использованные источники:

1. Полянцева О. И. Психология. Серия "Медицина для вас". - Ростов н/Д: "Феникс", 2002

2. Шкуренко Д. А. Общая и медицинская психология: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: "Феникс", 2002

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.