УДК 614.253.5-082
М.Б. Митупов, Л.Н. Беляева
профессиональное общение медицинских работников среднего звена
Республиканский базовый медицинский колледж им. Э.Р. Раднаева (Улан-Удэ)
В статье рассмотрены основные понятия профессионального общения медицинских работников среднего звена с пациентами, клиник, больниц. Освещаются, психологические аспекты, процессов, состояний, личности и поведения человека в условиях болезни. Предполагаются, пути формирования гармоничной личности современного медицинского работника и. усвоение навыков межличностных отношений, психологически, грамотной работы, с больными, направленной на повышение качества жизни пациентов.
Статья, предназначена для. слушателей, циклов повышения квалификации медицинских работников среднего звена, фельдшеров, акушерок, лаборантов, медицинских сестер, старших, главных медицинских сестер.
Ключевые слова: межличностные отношения, медицинские работники среднего звена
pRoFEssioNAL coMMuNicATioN of MEDicAL TEcHNiciANs
M.B. Mitupov, L.N. Beliayeva
Republican Base Medical College named after E.R. Radnayev, Ulan-Ude
The article describes the main notions of professional communication of medical technicians with the patients of clinics and hospitals. It highlights psychological aspects of processes, states, personality and behavior of a person in the conditions of a disease. The authors presume the ways of formation of harmonious personality of present-day medical worker and. mastering the skills of interpersonal relations, psychologically competent work with patients, aimed, at improving the quality of their lives.
The article is meant for students of professional educational courses for medical technicians, medical attendants, obstetricians, laboratory workers, nurses, senior and. chief nurses.
Key words: interpersonal relations, medical technicians
Поддержание здоровья человека, профилактика заболеваний и облегчение страданий больных являются основными задачами медицины. Современная медицина ориентируется на лечение, прежде всего, пациента, а не болезни. Умения, навыки и практический опыт медика, в том числе фельдшера, акушерки и медицинской сестры, в большинстве случаев позволяют ему успешно справляться со своими профессиональными обязанностями. Однако работа с больным заключается не только в лечении физических недугов, но и в умении разобраться в психологии пациента. Особое значение для медицинских работников имеет изучение психологических закономерностей, позволяющих правильно и оптимально строить взаимоотношения с больными.
Любая работа с людьми неразрывно связана с процессом общения. Общение пронизывает всю профессиональную деятельность медицинских работников среднего звена на любом уровне. Индивидуальные особенности психики пациента в условиях лечебных взаимоотношений и взаимодействий приходят в соприкосновение с психологическими свойствами медицинского работника. Целью такого контакта является помощь, оказываемая пациенту. Не следует думать, что в таком взаимодействии заинтересован лишь пациент. Медицинский работник в не меньшей степени стремится оказать помощь больному, ведь эта деятельность является его профессией, а значит,
у него есть собственные мотивы и интересы для взаимодействия с пациентом. Кроме того, медперсоналу принадлежит важная регулирующая роль в обеспечении бесконфликтного взаимодействия между пациентами.
Медицинский персонал среднего звена на протяжении длительного времени находится в непосредственном контакте с пациентами, поэтому медицинская сестра может оказывать на больного и положительное, и отрицательное влияние. Разумеется, задача медперсонала — максимально избегать ненужных негативных психологических воздействий на больных и всемерно способствовать созданию психологического климата, благоприятно влияющего на процесс выздоровления.
Предпосылки взаимодействия медицинского персонала и больного формируются в зависимости от ряда факторов, обусловливающих ожидания больного. Это и предварительная информация о медработнике (мнение, сформированное под влиянием сведений, полученных от других больных или медработников), и репутация медицинского учреждения (его престижность), и степень «доступности», например предварительная запись, длительность ожидания приема: чем труднее попасть, тем больше удовлетворение от достигнутого.
Для эффективного и бесконфликтного взаимодействия с пациентами необходимо наличие такого психологического параметра, как коммуникативная компетентность — способности устанавливать
и поддерживать необходимые контакты с людьми, которая подразумевает достижение взаимопонимания между партнерами по общению, осознание ситуации и предмета общения. Коммуникативная компетентность рассматривается также как система внутренних ресурсов, направленных на построение эффективной коммуникации в ситуации межличностного взаимодействия. Некомпетентность в общении способна нарушить диагностический и лечебный процесс.
Выделяют следующие характеристики медработника, предрасполагающие к успешному общению с больным: эмпатия; акцептация (безусловное принятие больного); аутентичность (естественность поведения, согласованность чувств и их выражения, искренность).
Процесс общения с больным начинается с выбора определенной дистанции взаимодействия, которая должна быть такова, чтобы пациент мог чувствовать себя комфортно и безопасно. На этот выбор оказывают влияние такие факторы, как: принадлежность к определенной культуре; социальный статус; психологические установки; возраст участников общения; наличие или отсутствие психического напряжения.
При изменении дистанции, особенно при сближении, желательно объяснить свои действия, чтобы избежать нарастания психического напряжения и возникновения агрессии. Анализ дистанцирования пациента может служить диагностическим критерием, так как аффективная патология или другие психические расстройства резко меняют поведение больного, в том числе в отношении психологически комфортной дистанции. Когда человек находится в ситуации стресса, обусловленного болезнью, то наличие территории, принадлежащей только ему, становится позитивным фактором. В связи с этим в психологии больничной среды необходимо учитывать потребность пациента в фиксированной территории и возможность развития психогенных реакций в результате хронического психического напряжения из-за того, что границы его личной зоны постоянно нарушаются. Позитивное межличностное взаимодействие зависит не только от наличия фиксированной территории, но и от социального статуса пациентов, их возрастной однородности.
В процессе взаимодействия медработника с больным формируется и модель их общения. Какова она будет, во многом зависит от медицинского работника. Ниже приведены некоторые из моделей.
Руководство. Авторитарная модель, характеризующаяся пассивной ролью больного в лечебном процессе, неравной позицией по отношению к пациенту, когда медицинский работник исходит исключительно из своих профессиональных знаний, представлений о необходимых лечебных мероприятиях.
Партнерство. Сотрудничество в вопросах лечения, сопровождающееся разделением ответственности за результаты обследования и лечения между медперсоналом и больным.
Контрактная. Сотрудничество на основе взаимных обязательств, обозначенных задач, ожидаемых результатов. Применяется в условиях платной медицины, когда объем обследования и лечения определяется запросами пациента.
При общении медицинской сестры с пациентами в процессе установления с ними определенных отношений можно выделить три этапа, характерных для условий стационарного лечения:
1) Ориентация — это первый, начальный этап, когда происходит знакомство больного и медицинской сестры друг с другом. И хотя больной погружен в свои проблемы, но в интересах приспособления к новой ситуации он вынужден вступать в контакт с окружающими его лицами, принимать во внимание специфику больничной обстановки, считаться с принятыми правилами. В свою очередь сестра и врач получают представление о поведении пациента, особенностях его характера, переживаниях, целях, что очень важно для дальнейшей работы. Больного в этот период могут одолевать воспоминания о предыдущем пребывании в больнице, предубеждения, которые он иногда проецирует на лечащий персонал.
2) Развернутый этап — второй, когда пациент и медицинский персонал уже знакомы друг с другом, и дальнейшее развитие их отношений зависит от сложившегося уровня взаимодействия. Состояние больного в период госпитализации во многом зависит и от перемен, которые происходят с ним вследствие болезни (появления страха, неуверенности, болезненных фантазий, придирчивости). Поддержка пациента, положительные перемены в состоянии здоровья, доверительные отношения с медицинским персоналом, конструктивный климат в отделении являются теми факторами, которые привносят в сознание больного чувство оптимизма, надежду на благоприятный исход, выздоровление. В условиях доверия формируется сотрудничество больного и медицинского персонала, направленное на достижение благоприятного результата лечебных мероприятий выписка, связанная с чувством утраты защищенности у больного.
3) На завершающем этапе (при выписке больного) возникают трудности. Пациенту приходится покидать место, где он защищен от опасности, и это вызывает у него беспокойство. Состояние неуверенности усугубляют опасения, сможет ли он полноценно включиться в обыденную жизнь, работу, вернуться в семью. Важно заранее подготовить больного к выписке, помочь ему осмыслить варианты последующих действий. Задачи врача и медицинской сестры заключаются также в психологической подготовке родственников и близких больного к тому, как поддержать выписываемого и что делать в той или иной ситуации дома.
Для достижения этих целей необходимо придерживаться рекомендуемых методов разговора медицинской сестры с больным:
• повторить последнее высказывание больного в виде вопроса;
• задать вопрос, обобщающий все сказанное больным: «Если я не ошибаюсь, Вы хотите ...»;
• медицинская сестра не должна высказываться по поводу невыясненных проблем больного, не посоветовавшись с врачом;
• задать отвлеченный вопрос, произнести незаконченную фразу: «А если Вы сейчас вернетесь домой, то...»;
• высказаться непосредственно по актуальной для пациента проблеме;
• завести разговор о том, что является самым важным для больного: детях, семье, работе, привычках.
Важным моментом в общении с пациентом является его информирование. Среда лечебного учреждения может выступать для пациента как лечебный, так и как патогенный психотравмирующий, ятрогенный, т.е. вызывающий психические расстройства, фактор. Например, важным аспектом адаптации больного к лечению является его информированность о своем заболевании, его прогнозе и предстоящей терапии. Форма и объем информирования пациента должны быть максимально индивидуализированы и оптимизированы. Информирование о болезни имеет два аспекта: медицинский и социальный. Основная задача информирования о болезни и методах лечения с медицинской точки зрения — добиться продуктивного сотрудничества с пациентом или его родственниками. Социальный аспект предполагает право пациента на знание о своей болезни и методах ее лечения, поэтому, информируя человека о его болезни, приходится решать сложную задачу — сохранение максимально возможного уровня психической адаптации пациента. В целом медицинские задачи информирования можно представить следующим образом: уменьшение уровня аффективных расстройств, связанных с болезнью (тревоги, страха, чувства неуверенности, неопределенности); обеспечение по возможности адекватного отношения к болезни; достижение терапевтического альянса — подчиняе-мости больного требованиям лечебного режима
При осуществлении информирования необходимо строго соблюдать некоторые основные принципы:
■ Подробность и полнота информации как о позитивных сторонах болезни и лечения, так и о возможных негативных последствиях.
■ Разделение ответственности за эффективность лечения с больным.
■ Обеспечение конфиденциальности информации.
Осуществить процесс информирования помогают следующие механизмы:
• работа в рамках «адаптационных образов» пациента на основе понимания его личностнопсихологических особенностей;
• тщательная психологическая подготовка к встрече, ее продумывание и прогнозирование;
• использование при информировании психотерапевтических технологий (позитивный смысл, метафоры);
• избегание заведомо нереалистических обещаний;
• постоянная обратная связь во время информирования.
При этом не следует информировать в спешке, «на ходу», или при посторонних; грубо или резко прерывать эмоциональные реакции пациента; давать объяснения, заведомо непонятные для больного и «путать» его; давать обещания, которые невозможно сдержать; скрывать информацию с целью «обнадежить» (ложь во спасение); иронизировать по поводу болезни; негативно интерпретировать действия медперсонала (других медсестер, врачей); обвинять кого-либо в причинах возникновения болезни.
Немаловажное место в профессиональной жизни среднего медицинского персонала занимает взаимодействие с родственниками больных. Болезнь и лечение — это проблема не только самого больного, но и его близких, поскольку она затрагивает все стороны жизни: ведет к изменению материального благосостояния, ограничению физических, в том числе нередко сексуальных возможностей, личностной трансформации больных. На ранних этапах болезни, как правило, проявляется повышенная забота родственников о больном, которая в дальнейшем может смениться сомнениями в целесообразности «жизни взаймы», критикой усилий медперсонала, «психологической усталостью» от болезни близкого человека. Поведение родственников тяжело хронически больных обычно характеризуется повышенной требовательностью к медперсоналу, конфликтностью, что требует понимания причин такого поведения и корректности со стороны медицинских работников.
Психологический климат в семье существенно сказывается на психической адаптации больных. Известно, что адекватное реагирование родных и близких способствует успешной психической адаптации пациента к заболеванию, в том числе четкому соблюдению лечебного режима. Наличие тревожного супруга индуцирует развитие тревоги у больного, а конфликтность отношений в семье обусловливает агрессивность больных. Это нужно учитывать при общении с родственниками больных.
К сожалению, при общении не возможно полностью исключить и возникновение сложных (конфликтных) ситуаций. Негативные эмоциональные переживания, связанные с болезнью, неизбежно оказывают влияние на общение среднего медицинского персонала и больного. Большую роль в процессе взаимодействия с пациентом играют восприятие и понимание участниками коммуникации друг друга, их психологическая установка, которая определяется рядом эффектов. Вот некоторые из них.
Эффект «ореола». Характеризуется формированием мнения о частных свойствах и качествах человека на основах общих впечатлений о нем, вследствие чего квалифицированность медработника может восприниматься пациентом
в зависимости от его «солидности», использования им в речи научных терминов, которые сами по себе не могут являться признаками его профессиональных умений.
Эффект «последовательности», или «авансирования». Приводит к тому, что суждения о человеке зависят от сведений, полученных о нем в первую очередь, и определяют отношение к нему в дальнейшем. Так, восприятие медсестры нередко строится на основании тех сведений, которые были получены пациентом, к примеру, от соседей по палате, других сестер, из разговоров врачей. Любое действие или высказывание сотрудника отделения будет оцениваться недавно поступившим пациентом сквозь призму представленных сведений.
Эффект «проецирования на других людей собственных свойств». Позитивная установка на восприятие медицинской сестры может быть обусловлена ее размеренной манерой говорить, неторопливо проводить осмотр или манипуляции, а негативная — чересчур шумной манерой поведения.
Считается, что сложные межличностные ситуации, в том числе и возникающие между медицинским работником и пациентом, в первую очередь определяются затруднениями в общении. Если затруднение несет в себе интенсивный заряд отрицательных эмоций для одного или всех у частников, задействованных в ситуации, то его можно назвать конфликтом. Конфликты являются неотъемлемой частью межчеловеческого общения. В определенном смысле их можно расценивать как нормальное явление нашей жизни. Конфликтными считаются такие отношения между двумя взаимозависимыми людьми, при которых один из них или оба чувствуют гнев в отношении другого и считают, что другой виноват в этом.
Для медицинских работников будет полезно знать некоторые проявления конфликтов:
Стычки. Под стычками подразумеваются незначительные конфликты, которые разрешаются или исчезают сами по себе и не влияют на способность отношений удовлетворять потребности участников. Примером может служить ситуация, когда пациент, несмотря на сделанное замечание, вновь опоздал на процедуру. Это вызывает у медработника раздражение, однако если напоминание сказанного ранее приводит все в соответствующий порядок, то конфликтная ситуация разрешается.
Столкновения. Столкновение, если им пренебрегать, снижает способность отношений удовлетворять потребности участников. К признакам конфликта этого уровня можно отнести: продолжительное повторение одних и тех же аргументов по одному и тому же поводу; расширение круга причин, вызывающих ссоры; уменьшение желания сотрудничества; уменьшение веры в доброе отношение другого; раздражение по поводу чего-либо в течение нескольких часов или дней; появление сомнений в правильности своего представления об этих отношениях. Как столкновение можно расценить ситуацию, в которой медсестре приходится
неоднократно исправлять ошибки напарницы по смене, при том, что последняя не изменяет своего поведения в ответ на все замечания, а воспринимает их как результат придирчивости, проявления недоброжелательности.
Кризис — это такой уровень конфликта, который угрожает дальнейшему продолжению отношений. К критериям кризиса относятся: решение окончательно прервать взаимодействие; опасение, что другой разорвет отношения в одностороннем порядке.
Реалистические (предметные) конфликты. Они вызываются неудовлетворением требований и ожиданий участников, а также несправедливым, по их мнению, распределением каких-либо обязанностей, преимуществ и направлены на достижение конкретных целей. Часто обусловлены несовпадением ожиданий пациентов с реальностью. Поводом для конфронтации может служить поведение медицинского персонала (грубость, неучтивость), характер проведения процедур (нерегулярность, непунктуальность, халатность), санитарно-гигиенические условия медицинского учреждения (грязь, шум, запах), неправильная диагностика или ошибочно назначенная терапия.
Беспредметные (нереалистические) конфликты. Они имеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, когда острое конфликтное взаимодействие становится не средством достижения конкретного результата, а самоцелью.
Этот тип конфликта нередко обусловлен предвзятым отношением пациента к медицинской службе в целом и конкретному медику в частности.
Если обращение пациента к врачу диктуется потребностью в помощи, то заинтересованность медика в больном объясняется соображениями профессионального роста и материального подкрепления. Любой медицинский работник мотивирован на встречу с потенциальным пациентом, поскольку от этого зависит его профессиональная карьера и положение в обществе.
Цель обследования и ожидание определенных его результатов оказывают влияние на характер контакта медперсонала и пациента. В первом случае несовпадение реальности и ожиданий при обнаружении заболевания способно вызвать отрицательную аффективную реакцию со стороны больного. Когда расхождение диагноза и реальности не будет существенным, пациент не воспримет обнаружение симптомов, как неожиданность и его эмоциональные реакции не будут носить негативного характера.
Рекомендации по профилактике конфликтов:
■ Нужно отказаться от упреков и язвительной критики как неуместных, бесполезных и опасных аргументов.
■ Каждый человек нуждается в искренней, от души, похвале, поэтому легче побудить его к какому-то действию, если он чувствует уважение, искренний интерес к своей личности.
■ Важным качеством является умение выслушать другого человека, дать ему поговорить о себе; рассказав о своих проблемах, человек порой сам начинает осознавать их по-новому.
■ Любое общение украшает улыбка, она создает атмосферу сотрудничества.
■ Облегчает контакты знание имени человека, к которому мы обращаемся, собственное имя всегда самое приятное для него слово. Нередко напряжение между медицинской сестрой, санитаром или другим медицинским работником и больным возникает из-за обезличивания человека, обратившегося за помощью. Ему приписывается имя «больной». В отделениях, поликлиниках мы слышим: «Больной, идите к врачу», «Больной, не вставайте с постели», «Больной, где ваши анализы?» и т.д. Обращение к пациенту по имени или по имени и отчеству укрепляет его чувство самоуважения, подчеркивает ваше уважительное к нему отношение, является одним из важнейших моментов в профилактике отрицательных реакций. В то же время оно не должно носить оттенка фамильярности.
Создание климата взаимного доверия, проявление открытости и стремление обеих сторон к сотрудничеству не только способствуют отысканию путей разрешения конфликта, но и обеспечивают новые перспективы общения, сближают партнеров.
Определение существа конфликта заключается в умении выделить основную причину, породившую напряжение, и разобраться, как оба участника спора ее понимают.
Важным в профилактике конфликтов является умение помочь другому человеку, т.е. делать для человека то, в чем он действительно нуждается.
Можно выделить два основных представления о помощи. На обыденном уровне бытует мнение, что помощь — это предоставление другому человеку чего-то, в чем он нуждается, и тогда, когда он это заслужил. Чаще это касается материальной помощи, готовых советов по преодолению ситуации.
Вторая модель оказания помощи основана на идее, что помогающий должен максимально активизировать внутренние ресурсы того, кто к нему обратился, чтобы тот сам справился со своими проблемами. Такие ресурсы могут быть заложены в не реализованных ранее увлечениях, во внимании со стороны близких людей, в формировании новых жизненных целей, во всестороннем осознании реального положения вещей. В большинстве случаев человек должен сам «пережить» то, что составляет для него проблему, а наша готовность выслушать его, просто быть рядом порой гораздо более значима, чем такие советы, как «не переживай», «успокойся», «не бери в голову».
Выполнение следующих условий облегчит оказание психологической помощи:
• искреннее и правдивое поведение по отношению к другим;
• способность испытывать теплые чувства к человеку, которому оказываешь помощь;
• способность чувствовать себя независимым от того, кому помогаешь;
• умение абсолютно не претендовать на свободу и независимость того, кому помогаешь;
• способность принимать другого человека таким, какой он есть;
Человек обретает психическую стойкость тогда, когда осознает причину своих переживаний и начинает понимать, что способен вынести еще более тяжелые и сильные потрясения, если такие случатся, и найти пути их устранения.
В лечебном учреждении как отрицательную, так и положительную роль могут играть организация работы каждого подразделения; питание и досуг больных; принципы комплектации палат; интерьер отделения; связь с внешним миром; выполнение назначений; психологический климат. Тем не менее, больной человек, как правило, ищет поддержки, защиты, сопереживания. Он может быть слишком чувствителен, раним, раздражителен. В определенной степени происходит возврат к ранним, детским, формам реагирования, включаются механизмы регрессии, что должно учитываться в выборе стиля общения с ним. От медицинской сестры, фельдшера, врача зависит, найдет ли человек, обратившийся к ним, психологическую поддержку.
Как профилактику конфликтов можно рассматривать следующие моменты в общении среднего медицинского персонала и пациентов.
В условиях общения с больными и их родственниками медицинский работник в первую очередь обязан думать об интересах своих пациентов, стремиться понять и по возможности помочь реализовать их цели, потребности, принять их представления, создать для них возможность придерживаться необходимого для лечения стереотипа поведения. Безусловно, это должно происходить в рамках общепринятых социальных норм, установленных обществом для системы медицинского обслуживания. Если интересы больного выходят за пределы этих норм (требование особых благ, особого отношения, полного подчинения его капризам, грубость), то медицинскому персоналу необходимо пытаться находить корректные, адекватные, тактичные способы пресечения такого поведения или объяснения пациенту неправильности его поступков. Грубые выяснения отношений, обвинение больных в своих профессиональных трудностях, игнорирование их желаний и точки зрения неприемлемы для медицинского работника.
Важным условием профилактики конфликтов является отказ от ложных рефлексов и иллюзий.
К рефлексам, которые не приносят положительного конечного результата в межличностном общении, относят «бегство» (от решения проблемы) и «нападение» (попытка уничтожить соперника). Иллюзии, затрудняющие решение споров.
Отказавшись от ложных рефлексов и иллюзий, можно делать следующий шаг к разрешению конфликта. Для этого необходимо выбрать время для беседы; подготовить условия и место (не должно быть внешних помех и спешки); обсудить проблему, придерживаясь доброжелательности
и правила «мы против проблемы», а не «я против тебя»; найти взаимоприемлемое решение (заключить договор).
В каждом медицинском коллективе складываются свои межличностные отношения, типичные только для него. В основе психологического настроя коллектива важную роль играют формальные и неформальные отношения. При построении хороших взаимоотношений в медицинских коллективах необходимо учитывать психологическую совместимость их сотрудников, под которой понимается наиболее благоприятное сочетание психических свойств членов группы, обеспечивающее успех в выполнении поставленных задач, и чувство удовлетворения от совместной работы. Психологическую совместимость обеспечивают взаимная симпатия, общность взглядов, убеждений, интересов, а также отсутствие эгоистических устремлений членов коллектива. Несовместимость возникает тогда, когда в группе есть назойливые, замкнутые, неуживчивые люди. От взаимоотношений сотрудников зависят их настроение и психологический климат в коллективе.
Сплоченность и взаимопомощь необходимы в каждом коллективе (производственном, педагогическом), но особенно важны в медицинском. Авторитетом у больных пользуются те медицинские работники, у которых профессиональная подготовка сочетается с развитым чувством долга, моральными и человеческими качествами. Не каждый больной понимает целесообразность тех или иных лечебных процедур, однако любой их них испытывает потребность в дружеском сочувствии, теплых словах, поддержке. Поэтому некоторых опытных, но недостаточно контактных и тактичных медиков пациенты оценивают низко. Стиль поведения медицинской сестры, включающий живое участие в судьбе пациента, повышает ее авторитет,
Не пользуются уважением больных те медики, которые постоянно конфликтуют с коллегами по работе. Возникновение напряженности в медицинском коллективе ведет к проявлению беспокойства больных и ухудшению их состояния. Поэтому сотрудники медицинского учреждения должны поддерживать товарищеские взаимоотношения и единый стиль работы. Если же возникают какие-то противоречивые мнения по лечебным вопросам или деловые споры, то их необходимо разрешать лишь в отсутствие больных.
Таким образом, от сложившихся взаимоотношений между сотрудниками медицинских учреждений зависит не только эмоциональный настрой и подход к работе, но и здоровье больных.
литература
1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного че-ловекознания / Б.Г. Ананьев. — М., 1977. — 380 с.
2. Бодалев А.А. Личность и общение / А.А. Бодалев. — М., 1983. — 272 с.
3. Бройтигам В. Психосоматическая медицина / В. Бройтигам, П. Кристиан, М. Рад. — М., 1999. — 376 с.
4. Брунер Дж. Психология познания / Дж. Брунер. - М., 1977. - 413 с.
5. Вассерман Л.И. О системном подходе в оценке психологической адаптации / Л.И. Вассерман. — Л., 1994. — С. 16 — 25.
6. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию / Ю.Б. Гиппенрейтер. — М., 1996. — 352 с.
7. Грановская Р.М. Элементы практической психологии / Р.М. Грановская. — Л., 1988. — 560 с.
8. Гройсман А.Л. Медицинская психология: Лекции для врачей / А.Л. Гройсман. — М., 1998. — 360 с.
9. Карвасарский Б.Д. Медицинская психология / Д.Б. Карвасарский. — Л., 1982. — 960 с.
10. Квасенко А.В. Психология больного / А.В. Квасенко, Ю.Г. Зубарев. — Л., 1980. — 184 с.
11. Конечный Р. Психология в медицине / Р. Конечный, М. Боухал. — Прага, 1983. — 405 с.
12. Леонгард К. Акцентуированные личности / К. Леонгард. — Киев, 1981. — 390 с.
13. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. — М., 1982. — 352 с.
14. Любан-Плоцца Б. Психосоматический больной на приеме у врача / Б. Любан-Плоцца, И. Пельдингер, Ф. Крегер. — СПб., 1994. — 256 с.
15. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология: практическое руководство / В.Д. Менделевич. — М., 1998. — 592 с.
16. Мэй Р. Искусство психологического консультирования / Р. Мэй. — М., 1994. — 224 с.
17. Небылицин В.Д. Т емперамент. Психология индивидуальных различий / В.Д. Небылицин. — М., 1982. — 237 с.
18. Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику / В.В. Николаева. — М., 1987. — 168 с.
19. Психотерапия: учебник / под ред. Б.Д. Кар-васарского. — СПб., 2000. — 544 с.
20. Роджерс К.С. Клиентоцентрированная терапия / К.С. Роджерс. — М., 1997. — 320 с.
21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. / С.Л. Рубинштейн — М., 1989. — 712 с.
22. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности / Л.Н. Собчик. — М., 1999. — 480 с.
сведения об авторах
Митупов Михаил Батомункуевич - заместитель директора Республиканского базового медицинского колледжа им.
Э.Р Раднаева, к.м.н., доцент, заслуженный врач Республики Бурятия (670000, г Улан-Удэ, ул. Модогоева, 1; тел. 8 (3012) 21-19-44)
Беляева Лариса Николаевна - психолог, преподаватель высшей категории