Научная статья на тему 'Социально-психологические аспекты внешней привлекательности человека в культурно обусловленном контексте'

Социально-психологические аспекты внешней привлекательности человека в культурно обусловленном контексте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2421
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / МЕНТАЛИТЕТ / ВНЕШНОСТЬ / ОБРАЗ ФИЗИЧЕСКОГО "Я" / ВНЕШНЯЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / CULTURE / MENTALITY / PHYSICAL APPEARANCE / THE IMAGE OF THE PHYSICAL SELF / THE EXTERNAL APPEAL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дементий Л. И., Варлашкина Е. А.

Представлены результаты исследования образа внешней привлекательности, задаваемого особенностями российской культуры и менталитета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-psychological aspects of visual appeal rights in a culturally conditioned context

There is a cultural conditioning image visual appeal rights. One form of existence of culture and expression features of Russian mentality is proverbs and sayings. The article presents the research results of the way visual appeal given by the peculiarities of Russian culture and mentality.

Текст научной работы на тему «Социально-психологические аспекты внешней привлекательности человека в культурно обусловленном контексте»

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Вестн. Ом. ун-та. 2010. № 4. С. 247-254.

УДК 159.9

Л.И. Дементий, Е.А. Варлашкина

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕШНЕЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В КУЛЬТУРНО ОБУСЛОВЛЕННОМ КОНТЕКСТЕ

Представлены результаты исследования образа внешней привлекательности, задаваемого особенностями российской культуры и менталитета.

Ключевые слова: культура, менталитет, внешность, образ физического «Я», внешняя привлекательность.

Внешняя привлекательность человека наравне с его физическим здоровьем на протяжении многих веков высоко ценилась обществом и играла важную роль в жизни людей. В настоящее время одной из актуальных социально-психологических проблем является порой чрезмерное внимание людей к собственной внешности в различных культурах.

Анализируя значение внешности в контексте жизнедеятельности личности, В.А. Лабунская определяет внешность как совокупность устойчивых (индивидно-конституциональные характеристики человека), среднеустойчивых (оформление внешности: прическа, одежда, косметика, украшения) и динамических (экспрессивное, невербальное поведение) параметров самовыражения, организующихся в пространственно-временные структуры и перестраивающихся по ходу развития психофизиологических, психологических, социально-психологических компонентов структуры личности, включенной в определенный социокультурный контекст [1, с. 238].

«Борьба» за внешний облик, за его соответствие определенным социокультурным идеалам определяет образ жизни, ведет к эскалации сравнений, сопоставлений, к расширению либо к сужению круга общения, к различным способам бытия», - отмечает В.А. Лабунская [1, с. 255]. Большинство ученых объясняют данный феномен исключительно особенностями социальной среды современного человека (давление на рынке труда, усложнение социальной коммуникации, влияние моды и СМИ, стремительное развитие индустрии красоты и молодости).

Исследователи разных направлений - философы, культурологи, социологи, психологи (Н. Рамси, Д. Харкорт, В. Суэми, А. Фернхем, У. Эко, И.М. Быховская, Н. Вульф, Г.В. Иваниченко, Т. Чередниченко, М.А. Носоченко и др.) подчеркивают, что внешняя привлекательность человека является неотъемлемым атрибутом культуры любого общества и в то же время обусловлена зависимостью от культурного контекста. В. Суэми, А. Фернхем доказывают влияние внешности на психологическое благополучие личности в большинстве культур, сущест-

© Л.И. Дементий, ЕА. Варлашкина, 2010

вующих на сегодняшний день, а также отмечают, что «стремление к красоте и привлекательности может оказывать глубокое влияние на отдельных людей, политику государства и общество в делом» [2, с. 21].

Кросс-культурные исследования значения внешности в жизни людей позволили выделить две культурно структурированные социальные системы: индивидуалистическую, европейско-американскую («западную») и коллективистскую, восточно-азиатскую («восточную»), обуславливающие особенности отношения человека ко внешности. Для людей индивидуалистических культур свойственна независимость собственного «я», проявляющаяся главным образом в поддержании своей индивидуальности, сохранении четких границ между собственным «я» и другими людьми и незначительном влиянии социального контекста. И наоборот, коллективистским культурам характерно взаимозависимое «я», проявляющееся в размытости границ между собственным «я» и другими людьми и сильной привязанностью к своей социальной группе. Данными различиями социальных систем детерминируется формирование стереотипов внешней привлекательности человека, а также следование им в уходе за внешностью [2].

Особенностью российской культуры является то, что Россия занимает промежуточное положение между «западом» и «востоком». Д.В. Ольшанский отмечает, что «Россия была и продолжает оставаться страной массовой психологии, отличающейся доминированием массовой психологии над развитием индивидуального сознания» [3, с. 113]. Анализируя работы В.О. Ключевского, Д.В. Ольшанский делает вывод о том, что российскому менталитету свойственна удивительная наблюдательность и обращение к многовековым народным традициям, закрепленным в форме литературно-художественного творчества, веками заменяющего научное, психологическое и философское мировоззрение. Современными культурологами подчеркивается особая связь культуры и народной традиции в российском обществе, имеющая высокое значение и ценность в повседневной жизни. Ю.М. Лотман отмечает, что культура всегда подразумевает сохранение предшествующего опыта, он называет ее «негене-

тическои» памятью коллектива, подразумевающей непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и человечества. Ее настоящее всегда существует в отношении к прошлому и к прогнозам на будущее [4].

В российской культуре эстетические ценности внешней привлекательности в неразрывном единстве с внутренним миром человека закреплены в многочисленных народных традициях - преданиях, легендах, былинах, народных песнях и сказках, а также в пословицах и поговорках. Пословицы и поговорки являются одной из самых распространенных форм передачи народных традиций на протяжении многих веков, массовым жанром устного народного творчества, отражают менталитет народа, его мировоззрение и культуру. В.П. Аникин, говоря о пословицах и поговорках, отмечет, что «поэзия и мудрость, искусство емкого слова, способного охватить одновременно и малое и большое, меткость, проницательность жизненных характеристик - все здесь заставляет думать о творческом гении на-рода-языкотворца и мастера-художника» (цит. по [5, с. 6]). В настоящее время народная мудрость содержания пословиц и поговорок не утратила своей актуальности и по-прежнему является образцом, нормой предписания, ценностью и принципом жизни современного российского общества.

Пословица - это краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм [6, с. 568]. По мнению В.П. Жукова, пословицы ценны тем, что суждение в них интересно не столько само по себе, сколько тем, что оно может применяться ко множеству сходных жизненных случаев, ситуаций. Так как за ними стоит авторитет поколений, они не спорят, не доказывают - они просто утверждают или отрицают что-либо в уверенности, что все ими сказанное - твердая истина. Особенностью пословиц является сохранение двух планов - буквального и переносного [5].

Поговорка - краткое устойчивое выражение, преимущественно образное, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания [6, с. 530]. Поговорка в еще большей степени, чем пословица, передает эмоционально-экспе-рессивную оценку разных жизненных яв-

лении, она выражает, прежде всего, чувства говорящего.

Пословицы и поговорки представляют собой явление феноменальное по своей полифункциональности и проявлению в различных сферах жизнедеятельности человека. Они выполняют следующие основные функции:

• познавательная: проявляется в аккумуляции знаний и социального опыта;

• коммуникативная: направлена на

передачу социального опыта новым поколениям;

• воздействующая: посредством частого использования в речи формирует различные социальные стереотипы и установки в обществе;

• регулятивная: предполагает реализацию социальных стереотипов и установок, содержащихся в пословицах и поговорках, через совет, предостережение, поощрение, подбадривание, успокоение, урезонивание;

• воспитательная: направлена на воспроизведение, усвоение и закрепление социального опыта поколений в жизнедеятельности современного человека.

Пословицы и поговорки являются предметом изучения различных гуманитарных наук. Лингвистика изучает происхождение, структурно-граматическое, лексическое, смысловое содержание пословиц и поговорок, а также их различия. Фольклористика производит сбор, систематизацию и структурирование пословиц и поговорок. Литературоведение изучает духовную культуру человека через языковой анализ текста, включающий пословицы и поговорки. Культурология - социально-значимый опыт деятельности людей, передаваемый из поколения в поколение, закрепленный в пословицах и поговорках. Научный интерес психологии к пословицам и поговоркам о внешней привлекательности человека обусловлен в первую очередь тем, что в силу своей полифункциональности и многогранности они неизбежно через свое содержание позволяют устанавливать взаимосвязи с психологическими и социальными явлениями, раскрывающие психологические механизмы чрезмерного внимания к внешности в современном российском обществе.

Таким образом, обозначенными нами выше социально-психологическими при-

чинами, определяющими гиперактивность заботы и ухода за внешностью, а также недостаточностью изучения данной проблемы современной отечественной психологией вызван наш научный интерес к психологическому анализу содержания пословиц и поговорок о внешности. Мы полагаем, что данный вид исследования позволит интегрировать многовековой исторический опыт, народную мудрость применительно к обозначенной проблеме, способствуя выявлению объяснительных психологических механизмов сверхценно-стной роли внешности в современном российском менталитете.

Целью нашего исследования явился психологический анализ содержания пословиц и поговорок о внешней привлекательности человека.

Для достижения цели исследования были определены задачи:

1. Выделение особенностей функций пословиц и поговорок о внешности.

2. Определение наиболее значимых структурных компонентов в образе физического «Я» личности.

3. Изучение удовлетворенности образом физического «Я» в массовом сознании.

4. Определение гендерных особенностей образа физического «Я».

5. Определение особенностей личностной и социальной сфер в образе внешне привлекательного и непривлекательного человека.

6. Выявление функции, выполняемых внешностью в регуляции поведения в обществе.

Исследование проводилось в два этапа: на первом этапе производился контент-анализ литературных источников и сбор пословиц и поговорок, затрагивающих проблему внешней привлекательности человека; на втором этапе исследования проводился контент-анализ содержания пословиц и поговорок, отобранных нами на первом этапе.

Всего нами было проанализировано 242 пословицы и поговорки, отражающие различные аспекты внешней привлекательности человека.

Анализ содержания пословиц и поговорок о внешности человека позволил нам выделить следующие функции, выполняемые ими:

• познавательная: находит свое отражение как в пословицах, так и в поговор-

ках, позволяя получать исторический опыт и знания о роли внешности в различных сферах жизнедеятельности личности:

Коса девичья краса;

Знать по лицу, сколь лет молодцу;

Красная шапка - вор мужик;

С лица воды не пить;

Не всяк умен, кто красно наряжен;

По платью видят, кто таков идет и др.;

• эмоционально-оценочная: проявля-

ется чаще всего в поговорках о внешности при оценке степени внешней привлекательности человека от очень привлекательного:

Кровь с молоком;

Входить в тело;

Чадо небесное - личико прелестное;

Ходит франтом - сапоги с рантом;

И личиком бела, и с очей мила и др.; до непривлекательного, отталкивающего:

Ни кожи, ни рожи;

В гроб краше кладут;

Бледень как смерть;

У него на лице черти горох молотили;

Нос крючком, борода торчком и др.;

• мотивации и регуляции поведения: раскрывается через содержание пословиц о внешности, ориентирует и указывает личности на различные модели социального поведения:

Не гляди на лицо, а гляди на обычай;

Лучше красы ищи достоинства;

По одежке протягивай ножки;

Взор орлиный и взлет соколиный;

Не будь пригож, а будь пригоден и др.;

• регуляции активности в уходе за внешностью:

Красивого лица не купишь;

Без рубля бороды не отрастишь;

Рожей подгулял, зато запонкой взял и др.

• психотерапевтичекая: отражается

чаще всего в содержании пословиц. Психотерапевтическая поддержка адресована, прежде всего, людям, испытывающим субъективную неудовлетворенность своим внешним обликом, позволяя понижать сверхзначимость обладания привлекательной внешностью, указывая на другие не менее важные социально-психологические ресурсы, имеющиеся у личности:

Не пригож лицом, да пригож умом;

Снаружи блестит, а в голове свистит;

Бархатный весь, а жальце есть;

Только сорока перо в перо родится;

Борода, что помело, да ума ни лыка;

И толста, и пестра, а рыло свиное и др.

Содержание пословиц и поговорок раскрывается через взаимосвязь различных структурных компонентов образа физического «Я» (физических и/или оформительских особенностей) с образом психологического «Я» (личностная сфера) и/или образом социального «Я» (социальная сфера). Образ физического «Я» личности раскрывается через описание физических (конституциональные особенности, рост, вес, внимание к отдельным частям тела) и/или оформительских (одежда и оформление внешности) особенностей внешности человека.

Анализируя физические особенности человека в содержании пословиц и поговорок о внешности, мы определили, что центральным структурным компонентом образа физического «Я» является лицо человека (63 % от общего количества пословиц и поговорок, затрагивающих физические особенности внешности):

Лицом красавица, а нравом только черту нравится;

С лица не пряники печатать;

Лицом детина, а разумом скотина;

Личиком белёнок, а умом простенок и др.

Лицо является отражением внутреннего мира личности, позволяя определять социальный статус (девка, баба, красавица, детина, молодец, мужик и др.) и физический возраст человека (Знать по лицу, сколь лет молодцу). А для выражения эмоционального отношения к личности используется слово «рожа», отражающее как положительные, так и отрицательные эмоциональные оценки:

Худая рожа зеркала не любит;

Плоха рожа, да душа гожа;

Для такой-то рожи да одежа из рогожи;

Рожа - хоть репу сей, хоть морковь сажай;

Рожа - клюковка, глаза - луковки и др.

В образе физического «Я» особым структурным компонентом являются глаза, выражающие различные личностные особенности человека - интеллект, поведение, успешность, деловые качества и др.:

Хоть глазами туп, да не глуп;

У кривого один глаз, а видит лучше нас;

Глаза бирюза, а душа - сажа;

Хороша очами, да не хороша речами;

Очи орлиные, а крылья комариные;

Глаза лучистые, да мысли нечистые;

Глаза - зеркало души;

Каковы глаза, такова и природа и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обращает на себя внимание ироничное употребление в пословицах и поговорках слова «нос», используемое в речи исключительно для негативной эмоциональной оценки внешности и личности человека в целом:

Нос курнос, а рыло дудкой;

Этот нос на просторе взрос;

Нос семерым рос, а одному мне достался;

Чем не молодец, когда нос с огурец? и др.

Таким образом, в массовом сознании интегральным компонентом образа физического «Я» является лицо человека, позволяющее судить о степени привлекательности внешности во взаимосвязи с личностными (образ психологического «Я») особенностями и особенностями социальной жизни человека (образ социального «Я»).

В оформлении внешности центральное место отводится одежде:

Голодный поле перейдет, а наг - ни с места;

Лист красит дерево, а одежда человека;

Лихо одеться, да обуться, а за молитвой дело не станет;

Наряди пень в вешний день, и пень будет красавчик и др.

При этом подчеркивается, что быть хорошо одетым и быть внешне привлекательным невозможно без соответствующих высоких материальных затрат и умения одеваться:

Без рубля бороды не отпустишь;

Рожей подгулял, зато запонкой взял и др.

А стремление хорошо одеваться и иметь «достойную» одежду свойственно не только людям с высоким социальным положением и материальным достатком, но также и тем, кто находится на более низком социальном и материальном уровнях:

Носки новые, а пятки голые;

В брюхе солома, а шапка с заломом;

На груди брошки, а в желудке ни крошки;

Дома щи без круп, а в людях - шапка в рубль;

Пуст карман, да синь кафтан;

Гол, да в шляпе, - тот же шляхта;

На брюхе шелк, а в брюхе-то щелк и др.

Мы полагаем, что такое стремление обусловлено прежде всего тем, что одежда в образе «Я» человека выполняет функцию социально-психологического маркера, так как позволяет судить о его социальном и материальном положении:

Тот и умен, кто богато наряжен;

Одет щеголем и ходит гоголем;

По платью видят, кто таков идет;

В рогожу одеться, от людей отречься И др.

А демонстрация «статусности» одежды в соответствии с социально-одобряемыми идеалами в ущерб другим сферам жизнедеятельности человека является подтверждением ориентации «Я «-образа для «другого», выступая инструментом типизации и индивидуализации. Но вместе с тем народный житейский опыт предостерегает людей от поспешных выводов о личности человека, основанных на впечатлении от одежды:

В долгом платье, да в коротком уме;

По одежке встречают, а по уму провожают;

Не делает платье монахом;

Шуба енотова, а душа промотана и др.

Таким образом, одежда, умение одеваться и высокие материальные возможности являются основными ресурсами, позволяющими человеку поддерживать привлекательность образа физического «Я».

Анализируя удовлетворенность образом физического «Я» в массовом сознании, мы полагаем, что большинство людей испытывают неудовлетворенность своей внешностью, так как из 242 пословиц 32 % своим содержанием отражают выявленную нами закономерность:

Только сорока перо в перо родится;

Пуд мыла изведешь, а родинки не сведешь;

Как рожено, так и хожено;

В чем призван, в том и прибывай;

Что природа дала, того и мылом не отмоешь и др.

Чрезмерная значимость обладания привлекательной внешностью компенсируется важностью развития личностной и социальной сфер:

Не пригож лицом, да пригож умом;

Снаружи блестит, а в голове свистит;

Истинной красоте не нужны украшения;

Красота без ума - зеленый горох;

И толста, и пестра, а рыло свиное и др.

Одним из важных психологических механизмов, позволяющим повысить са-мопринятие физического «Я», является мотивация выбора степени активности ухода за внешностью от пассивного до активного поведения (табл. 1).

Таблица 1

Виды активности в уходе за внешностью

Пассивное поведение Активное поведение

Когда рот на боку, массировать маслом бесполезно. Рожей подгулял, зато запонкой взял.

Не взяла лицом, не возьмешь умываньем. Наряди пень в вешний день, и пень будет красавчик.

И самые красивые украшения не изменят некрасивое лицо. Каким тебя видят, таким ты и кажешься, каким ты кажешься, таким тебя и считают.

Не бывать плешивому кудрявым. Модная: три дня сидит голодная.

Плешивый на гребни не разоряется. Без рубля бороды не отпустишь.

Мы полагаем, что как пассивное, так и активное поведение в уходе за внешностью является проявлением субъективной неудовлетворенности образом физического «Я». В случае пассивного ухода за внешностью физическое «Я» характеризуется высоким уровнем самопринятия и обращается внимание на важность и значимость различных личностных и социальных ресурсов (интеллект, деловые ка-

ность), а в случае активного - наоборот, низким самопринятием физического «Я» и пассивностью реализации психологического и социального «Я». Вероятно, неудовлетворенность внешностью неизбежно приводит к дисбалансу личностной сферы, провоцируя психологический дискомфорт и переживания, способствует их переносу в различные сферы жизнедеятельности и в конечном итоге влияет на удовлетворенность жизнью и ощущение счастья. Возможно, удовлетворенность и отношение человека к внешности детерминируется особенностями реализации психологического и социального «Я».

Самооценка и удовлетворенность внешностью, безусловно, определяется гендерными стереотипам внешней привлекательности мужчин и женщин. Неотъемлемыми компонентами образа внешне привлекательной женщины являются: физические особенности - полнота, коса, милое лицо; оформительские особенности -белый цвет лица, румянец на лице, яркая одежда, длинное платье; социально-психологические особенности - умение красиво петь, наличие семьи, трудолюбие. При этом часто указывается на непродолжительность периода внешней привлекательности женщин и его конечность (до замужества), связанный с потерей косы. А также акцентируется внимание на особенность взаимосвязи внешности женщины и интеллекта - чем более внешне привлекательна женщина, тем более она глупа:

Девка красна до замужества;

Коса - девичья краса;

У красной девки уши золотом завешаны;

У бабы волос долог, а ум короток;

Красна баба повоем, а корова удоем И др.

В образе физического «Я» у мужчины неотъемлемыми компонентами при оценке внешне привлекательного мужчины выступают оформительские особенности лица - наличие бороды или усов. В массовом сознании борода у мужчин является отражением маскулинности, высокой личностной и социальной зрелости, и наоборот, наличие усов - признак личностной и социальной незрелости:

Борода выросла, а ума не вынесла;

Борода с ворота, а ума с прикладок нету;

По бороде Авраам, а на деле хам;

Борода - честь, а усы и у кота есть;

Ус молодит, а борода старит и др.

Кроме того, подчеркивается, что у мужчины наибольшей ценностью обладает интеллект (ум) нежели привлекательная внешность. В пословицах и поговорках часто внешняя непривлекательность мужчины подчеркивается отсутствием волос на голове, но при этом обращается внимание на «лысину» как признак высокого интеллекта:

У умного волос сам лезет, а у дурня не вытянешь;

Умная голова волос не держит;

Детинка с лысинкой дела не портит и др.

В интегральной оценке внешности мужчин очень часто используется слово «рожа», предполагающее эмоционально пренебрежительное, ироничное отношение общества к внешне привлекательному облику мужчины, указывающее мужчинам на ценность и значимость других социально-психологических особенностей личности - интеллект, деловые качества, успешность и др.:

Рожей сокол, а умом тетерев;

Рожею хорош, да делами не пригож;

Рожа аргамачья, а ум телячий;

Рожа теркою, нос бороздилом и др.

Таким образом, внешность обладает наибольшей ценностью для женщин исключительно до периода замужества, являясь инструментом успешной реализации социального «Я» (выбор брачного партнера, замужество и создание семьи). Российское общество характеризуется толерантностью, оценивая внешность мужчин. В образе «Я» мужчин наибольшей

ценностью обладают особенности личностной и социальной сфер.

Объем проанализированных нами пословиц и поговорок позволяет нам определить различные аспекты особенностей личностной и социальной сфер, зафиксированных в образе внешне привлекательного и непривлекательного человека: интеллект, внутренний мир человека, личностная и социальная зрелость, удовлетворенность жизнью, социальное и материальное положение, успешность. Результаты анализа представлены в табл. 2.

Таблица 2

Особенности личностной и социальной сфер в образе внешне привлекательного

и непривлекательного человека

Сфера Образ внешне привлекательного человека Образ внешне непривлекательного человека

Личностная Невысокий интеллект: • Рожей - сокол, а умом - тетерев: • Снаружи блестит, а в голове свистит: • Борода, что помело, а ума ни лыка. Высокий интеллект: • Не пригож лицом, да хорош умом: • У мужика кафтан сер, да ум у него не волк съел: • Хоть глаз туп, да не глуп.

Личностная незрелость: • Личиком гладок, а делами гадок: • И с бородой и с усами, а не Сусанин: • Хвалят на девке шёлк, коли в девке толк. Личностная зрелость: • У кривого один глаз, а видит лучше нас: • Детинка с лысинкой дела не портит: • Приметы на свете часть лгут: не всякий плут, кто видом худ.

Бедность внутреннего мира: • Сверху шик, а внутри пшик: • Франт лихой набит трухой: • Снаружи - красота, а внутри - пустота. Богатый внутренний мир: • Одет просто, а на языке вестей со сто: • Доброе сердце лучше хорошего кафтана: • Рожа крива, да душа пряма.

Слабо развиты социально-желательные и необходимые качества личности (умение общаться, приветливость, доброжелательность, деловые качества и др.): • Хороша очами, да нехороша речами: • Очи орлиные, а крылья комариные: • По бороде Авраам, а на деле хам: • Масляна головка - отцу-матери не кормилец. Высоко развиты социально-желательные и необходимые качества личности (умение общаться, приветливость, доброжелательность, деловые качества и др.): • Хоть весь в заплатках, да парень с ухваткой: • Не будь пригож, а будь пригоден: • Хоть денег ни гроша, да походка хороша.

Неудовлетворенность жизнью: • Красивые не всегда счастливые: • Красивый муж - чужой муж: • Жена красавица безочному радость. Удовлетворенность жизнью: • Не родись красивой, а родись счастливой: • Плешивому на роду счастье написано.

Социальная Высокий социальный успех и положение в обществе: • Одет щёголем и ходит гоголем: • Кто гладёнок, тот и миленок: • Широки рукава, видно, что с Трубецкого двора: • Честен перстень на дворянской руке: • Тот и умен, кто богато наряжен. Низкий социальный успех и положение в обществе: • Кто в камке, кто в парче, а мы в холсту -по тому же мосту: • У меня рогожка - та же одежка да куль праздничный: • Наш чин не любит овчин: • Как обута нога, так всем слуга. Без сапог не слуга.

Высокие материальные возможности человека: • Хороший наряд, так и чай варят: • Погодье вольно у кого шуб довольно: • По одёжке протягивай ножки. Невысокие материальные возможности человека: • Худой наряд, так и так сидят: • Красная шапка - вор мужик: • Холодно, на ком платьице одно: а и двое, да худое, все одно.

В обыденном сознании в образе внешне привлекательного человека зафиксирована незрелость личностной сферы человека при высоких уровнях социальной успешности и положении в обществе. И наоборот, внешне непривлекательный человек характеризуется зрелостью личностной сферы и невысоким положением в обществе. Вероятно, что одной из причин неудовлетворенности жизнью у людей, оценивающих себя внешне привлекательными, являются особенности личностной сферы, а у внешне непривлекательных - особенности социальной сферы. Следовательно, можно предположить существование взаимосвязи между повышенным вниманием к внешности и стремлением личности к социальной успешности и психологическому комфорту. Несомненно, это требует эмпирического подтверждения в дальнейших исследованиях данной проблемы.

Изучение содержания пословиц и поговорок дает нам основания полагать, что внешность обладает высокой ценностью как для общества в целом, так и для конкретной личности, поскольку она выступает регулятором поведения в обществе, выполняя следующие основные функции:

• Состояние физического «Я» личности информирует социальное окружение о физическом возрасте человека, о его социальном статусе, о положении в обществе. Поэтому внешность, выполняя информативную функцию, является инструментом самопрезентации, позволяет человеку управлять возрастом, первым впечатлением о человеке, позволяя получать первичную информацию об особенностях личностной и социальной сфер.

• Стремление к идеальному образу физического «Я» в ущерб развитию различным сферам жизнедеятельности можно оценивать как проявление неудовлетворенности и сверхзначимости внешности в жизни человека. Мы полагаем, что неудовлетворенность внешностью определяется особенностями личностной и социальной сфер человека. Очевидно, внешность выполняет функцию гармонизации социального и психологического «Я» личности.

• Повышенное внимание к внешности и желание ее улучшить отражает ее высокую ценность в жизни человека, является инструментом поддержки и типизации, сохраняя «границы» индивидуального «Я» личности.

Таким образом, обобщая полученные результаты, важно еще раз отметить, что: в российском менталитете внешность человека характеризуется высокой значимостью и ценностью; внешность выполняет важную роль в регуляции поведения личности в обществе; неудовлетворенность внешностью свидетельствует о неудовлетворенности в личностной и социальной сфере человека; неудовлетворенность внешностью компенсируется либо особым вниманием и развитием социаль-но-психологичких ресурсов личности, либо чрезмерным стремлением к совершенству образа физического «Я»; внешность обладает наибольшей ценностью у женщин, являясь одним из ресурсов реализации социального «Я».

Подводя итоги, необходимо особо подчеркнуть, что проанализированные в данной статье факты носят аналитический характер и нуждаются в эмпирическом подтверждении и проверке. Для нас является очевидной необходимость дальнейшего изучения взаимосвязи удовлетворенности внешностью с психологическим и социальным «Я» личности; удовлетворенностью в различных сферах жизнедеятельности; психологическим благополучием; стремлением к успешности; особенностями восприятия прошлого, настоящего и будущего своей жизни. Обозначенные направления исследования, сформулированные на основе психологического анализа пословиц и поговорок о внешности человека, определяют пласт предстоящих перспективных исследований по обозначенной проблеме.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Лабунская В. А. Бытие субъекта: самопрезен-тация и отношение к внешнему Я // Субъект, личность и психология человеческого бытия. М., 2005. С. 235-257.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[2] Суэми В., Фернхем А. Психология красоты и привлекательности. СПб. : Питер, 2009. 240 с.

[3] Ольшанский Д. В. Психология масс. СПб. : Питер, 20001. 368 с.

[4] URL: http:/BIBLIOGRAD.RU.

[5] Жуков В. П. Словарь русских пословиц и поговорок. М. : Советская энциклопедия, 1967. 535 с.

[6] Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. М. : АТЕМП, 2004. 944 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.