Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ШКОЛЬНОГО БУЛЛИНГА'

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ШКОЛЬНОГО БУЛЛИНГА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
148
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНЫЙ БУЛЛИНГ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ / СЕМЬЯ / ШКОЛА / НАСИЛИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Данилова М.А., Ковальчук А.С.

В статье рассматривается актуальная социально-психологическая проблема - школьный буллинг. Дан краткий анализ дефиниции «буллинг», основных теорий изучения буллинга. Представлена характеристика социально-психологических аспектов школьного буллинга, определена роль индивидуально-психологических особенностей личности, роль семьи и образовательного учреждения в возникновении буллинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Данилова М.А., Ковальчук А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF SCHOOL BULLYING

The article discusses the socio-psychological problem of school bullying. A brief analysis of the concept of "bullying", the main theories of the study of bullying. Brief characteristics of socio-psychological aspects of school bullying, defined the role of individual psychological characteristics of personality, role, family and educational institutions in the occurrence of bullying.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ШКОЛЬНОГО БУЛЛИНГА»

практика современной науки. - 2016. - № 11 (17).

2. Тусаева А. Р. Анализ развития предпринимательства в регионах Центрального федерального округа РФ // Молодой ученый. - 2016. - №4. - С. 510-513.

3. Материалы Портала поддержки малого и среднего предпринимательства Курской области [Электронный ресурс]. - URL: http://ppmp.rkursk.ru/reestrpp/.

4. Баженов Б.С., Баженов Ю.А. Малое предпринимательство: практическое руководство по организации и ведению предпринимательства - М: ИВЦ «Маркетинг», 2015.- 104 с.

5. Невская М. А. Малое предпринимательство: взаимоотношения с финансовыми и налоговыми органами [Текст]: практ. пособие / М. А. Невская, К. В. Сибикеев. - М.: Дашков и К, 2013. - 232 с. - Библиогр.: с. 219227.

6. Емельянова О.В. Условия развития инновационной деятельности в регионе//Институты и механизмы инновационного развития: мировой опыт и российская практика сборник научных статей 5- й Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Горохов А.А, 2015. -С.180-184

УДК 740.159.9.159.99

Данилова М. А., к.психол.н. старший преподаватель кафедра психологии Danilova M. A. Ковальчук А.С. Kovalchuk A. S. студент 4 курса кафедра психологии

ГБОУВОРК «Крымский инженерно-педагогический университет» Российская Федерация, Республика Крым, г. Симферополь СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ШКОЛЬНОГО БУЛЛИНГА SOCIO-PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF SCHOOL BULLYING Аннотация. В статье рассматривается актуальная социально-психологическая проблема - школьный буллинг. Дан краткий анализ дефиниции «буллинг», основных теорий изучения буллинга. Представлена характеристика социально-психологических аспектов школьного буллинга, определена роль индивидуально-психологических особенностей личности, роль семьи и образовательного учреждения в возникновении буллинга.

Annotation. The article discusses the socio-psychological problem of school bullying. A brief analysis of the concept of "bullying", the main theories of the study of bullying. Brief characteristics of socio-psychological aspects of school bullying, defined the role of individual psychological characteristics of

personality, role, family and educational institutions in the occurrence of bullying.

Ключевые слова. Школьный буллинг, социально-психологический, аспект, семья, школа, насилие.

Keywords. School bullying, socio-psychological, aspects, family, school, violence.

Постановка проблемы. В 21 веке проблема насилия в образовательном пространстве России представляется как одна из наиболее массовых и актуальных. Несмотря на предпринимаемые в этом направлении социологами, психологами и педагогами просветительские, профилактические и психокоррекционные меры, уровень насилия неуклонно растет: Россия находится в десятке среди развитых стран по распространенности в образовательной среде такого социально-психологического феномена как буллинг [10].

«Буллинг» (с англ. bullying, от анг. bully — хулиган, драчун, грубиян) нами понимается как физический или психологический террор, притеснение, травля, вербальная и физическая агрессия, проявляемые по отношению к ребенку со стороны конкретной группы одноклассников. Школьный буллинг представляет собой довольно сложное явление, не имеющее единой дефиниции, однозначного объяснения, универсальных способов преодоления или предотвращения.

В настоящее время в российском образовании имеет место тенденция к чрезмерной индивидуализации жизнедеятельности подростков и усилением роли социума в их жизни и развитии, что обуславливает появление трудностей и деструктивных вариантов взаимодействия в подростковой среде. Ввиду широкого распространения школьного буллинга возникает необходимость научного осмысления данного феномена, его социально-психологических аспектов.

Цель статьи - проанализировать социально-психологические аспекты школьного буллинга.

Основное изложение материала. Одними из первых исследователей, обозначивших феномен буллинга (школьной травли), были такие зарубежные ученые, как Д. Ольвеус (Olweus), П. Пейтон (Peyton), К. Ригби (Rigby), Р. Сли (Slee) и мн. др. Проблеме буллинга в образовательной среде посвятили работы такие отечественные исследователи, как С. Бурова, В.И. Вишневская, А.К. Осницкий, Сафронова М.В., A.A. Стрельбицкая, Д.Н. Соловьев, С.Ю. Тарасова и др.

В современном понимании сущности буллинга выделяется ряд научных парадигм, в контексте которых наибольшее распространение получило понимание буллинга в качестве или типа поведения (наряду с агрессией, насилием): К. Бергер, А.К. Осницкий, Д. Таттум С.Ю. Тарасова, или формы взаимодействия - А.Я. Анцупова, М. Дойч, В.Р. Петросянц и пр.

К характерным особенностям буллинга, отличающим его от случайных проявлений агрессии (драк, ссор), относятся: его периодичность,

повторяемость; проявление в форме агрессивного поведения, включающего антисоциальные действия. А также тот факт, что участники буллинга являются представителями одной и той же социальной группы [3].

Проявления буллинга могут быть физическими (причинение физического ущерба, в форме побоев, толчков, порчи имущества), вербальными (насмешки, сплетни) или социальными (игнорирование) [5].

Проанализировав множество теорий, мы пришли к заключению о существовании двух основных факторов, детерминирующих появление буллинга в школьной среде - это индивидуально-психологический (личностные характеристики конкретного индивида, затрудняющие налаживание с ним конструктивного диалога, его деструктивное поведение) и социально-психологический (негативные эмоциональные отношения, наличие агрессивного неформального лидера в группе школьников, низкий уровень развития группы как коллектива, искажение информации, разбалансированное ролевое поведение, отсутствие желания понять иную точку зрения и пр.).

Первопричинами буллинга, по мнению многих исследователей, являются индивидуальные особенности жертвы, такие как физические недостатки, особенности внешности, несамостоятельность, низкий статус в группе, неспособность себя защитить в силу физической или психологической подготовки, отсутствие навыков социальной адаптации, а также стремление к власти и самоутверждению агрессоров (буллей) [6;10;12]. Агрессоры уверены, что агрессия - норма поведения, так как «выживает сильнейший» [1].

По данным исследования А.К. Осницкого и С.Ю. Тарасовой, буллинг является одним из видов агрессии, результатом взаимовлияния индивидуальных, социокультурных и экономических условий. Ими описана корреляция между враждебностью и проявлением подростковых страхов, тревожностью: враждебность оказалась взаимосвязана с школьной, межличностной, самооценочной и магической тревожностью подростков [12, с.104].

Таким образом, буллинг скрывает симптомокомплекс проблем, связанных с такого рода асоциальным поведением, которое проявляется в форме перманентных попыток подростка доказать самому себе и социуму собственную успешность, добиться признания, похвалы референтной группы даже ценой нервно-психического истощения или насилия [4].

К ведущим социально-психологическим аспектам буллинга относятся особенности взаимодействия внутри таких влиятельных институтов социализации, как школа и семья. Школа является образовательной организацией, призванной обеспечивать безопасность образовательного пространства, а также условия для гармоничного развития личности каждого обучающегося (И.А. Баева) [2].

Интерес исследователя должен концентрироваться, по нашему мнению, на том, что в одних образовательных учреждениях периодически

возникают и повторяются случаи буллинга, а в других - таковые минимизированы или отсутствуют. Следовательно, независимо от индивидуально-психологических особенностей участников буллинга (зрителей, жертв и преследователей), существуют конкретные школы и ученические коллективы, где чаще, чем в других, имеет место насилие. Педагог или сотрудник школы может принять участие в буллинге или непреднамеренно спровоцировать его развитие [1;5]. Как правило, триггером буллинга в данном случае служит равнодушное и безучастное отношение взрослых, педагогов к проблемам в школьном коллективе.

Одним из разрушительных факторов в формировании личности ребенка является семейное насилие: физическое, психологическое или сексуальное. Последствия для детей, которые воспитываются в таких семьях, крайне разрушительны. Нарушения, возникающие в результате семейного насилия, затрагивают все уровни функционирования организма, провоцируя соматические заболевания, личностные, эмоциональные, социальные и психические нарушения.

А. Гуггенбюль и А.П. Назаретян выявили и описали факт «рождения» буллера, в основе которого - концепции, касающиеся развития деструктивных личностных тенденций [9]. Авторы относят агрессивность и тревожность к антропологическим константам буллинга, описывая некие взаимосвязи между пережитым негативным жизненным сценарием во взаимодействии с родителями и перенесения этого сценария на окружающих [7]. Ситуация отсутствия понимания и эмоционального принятия в детско-родительских отношениях провоцирует формирование неких аномальных способов взаимодействия во всех сферах жизни. У ребенка появляется, своего рода месть за все пережитые обиды, которую он старается выместить на других детях.

Таким образом, отсутствие нормального взаимодействия, появление деструктивных межличностных отношений в среде школьников (буллеров) детерминировано недостатком взаимопонимания в диаде «ребенок -родитель» и родительской любви. Однако семья зачастую не обладает необходимым психолого-педагогическим ресурсом, относительно преодоления буллинга, даже при условии ее благополучия. Оказываясь бессильна перед проблемой, семья сама остро нуждается в помощи, поэтому в первую очередь психологи, социальные работники и педагоги общеобразовательного учреждения поставлены перед задачей борьбы и профилактики школьного буллинга.

Выводы:

1. К социально-психологическим аспектам появления буллинга в школьной среде относятся сложная социальная ситуация развития ребенка, взаимосвязь его индивидуально-психологических особенностей с деструктивными процессами, происходящими в семейной и образовательной среде.

2. Диктуемые современным обществом, потребительские,

гедонистские ориентации на престиж, материальные ценности, статус и обладание определенными благами, взаимен духовно-нравственным ценностям, наряду с отсутствием понимания возрастных особенностей подростка, поддержки и должного внимания к проблемам коллектива школьников со стороны родителей, педагогов и администрации школы, выступают как ведущие социально-психологические факторы, детерминирующие возникновение школьного буллинга.

3. Школьный буллинг являет собой социальный, многогранный и малоизученный феномен современности, требующий дальнейшего осмысления и создания психолого-педагогической системы профилактики.

Использованные источники:

1. Аверьянов А.И. Буллинг как вызов современной школе/ А.И. Аверьянов // Сборник научных трудов Sworld. - 2013. - Т. 18. - № 1. - С. 45—50.

2. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: Монография./И.А. Баева. - СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2002. -271 с

3. Бочавер А.А., Хломов К.Д. Буллинг как объект исследований и культурный феномен/ А.А. Бочавер, К.Д. Хломов // Психология. Журнал высшей школы экономики. - 2013. - Т. 10. - № 3.

4. Глазман О. Психологические особенности участников буллинга / О. Глазман // Известия РГПУ им. А. Герцена. - 2009. - № 105. - С. 159-165. -[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskieosobennosti-uchastnikov-bullinga

5. Гречкина А.А. Психолого-педагогическая характеристика буллинга в общеобразовательной школе /А.А. Гречкина // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(25). - [Электронный ресурс] -Режим доступа: http: //sibac.info/archive/guman/11(26)

6. Гуггенбюль А. Зловещее очарование насилия. Профилактика детской агрессивности и жестокости/ А. Гуггенбюль. - М.: Когито-Центр, 2006. - 176 с.

7. Ольвеус Д. Буллинг в школе: что мы знаем и что мы можем сделать? / Д. Ольвеус. - М., 1993 - 135 с.

8. Петросянц В.Р. Проблема буллинга в современной образовательной среде / В. Р. Петросянц // Вестник ТГПУ. - 2011. -Вып. 6 (108). - С. 151-154. -[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/problema-bullinga-vsovremennoy-obrazovatelnoy-srede.

9. Сафронова М.В. Буллинг в образовательной среде — мифы и реальность / М.В. Сафронова// Мир науки, культуры, образования. - 2014. - №3 (46). - С. 182-185.

10. Соловьев Д.Н. Обзор зарубежных программ профилактики и преодоления буллинга в школе / Д.Н. Соловьев // I Международная научно-практическая конференция «Психолого-педагогические проблемы личности и социального взаимодействия». - Таганрог, ООО «Научно-образовательное

учреждение «Вектор науки», 2014. - С. 91-96.

11. Степанова А.М. Психологические особенности участников буллинга / А.М. Степанова // IV Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум», 2012. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.rae.ru/forum2012/236/552

12. Тарасова С.Ю., Осницкий А.К., Ениколопов С.Н. Социально-психологические аспекты буллинга: взаимосвязь агрессивности и школьной тревожности [Электронный ресурс]/ С.Ю. Тарасова, А.К. Осницкий, С.Н. Ениколопов // Психологическая наука и образование psyedu.ru. - 2016. Том 8. - № 4. - С. 102-11.

УДК 339.543

Доброрезова Ю.В. студент 2 курса магистратуры направление «Экономика» научный руководитель: Соловьев В.В., к. э.н.

старший преподаватель кафедра экономической теории и международных экономических отношений

Ростовский филиал Российская таможенная академия Россия, г. Ростов-на-Дону ФОРМИРОВАНИЕ ТАМОЖЕННОЙ КУЛЬТУРЫ В РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация: В статье анализируется процесс формирования таможенной культуры, исследуется ее структура, дается определение, рассматривается деятельность государства в области формирования таможенной культуры, правовые аспекты культуры таможенного дел, задачи по совершенствованию таможенной культуры.

Ключевые слова: таможенное дело, таможенная культура, таможенная этика, таможенный сервис.

Dobrorezova J.V.

The student of the 2nd Course a Economics Magistracy

Supervisor: Soloviev V. V.

The candidate of Economic Sciences, Senior Lecturer Department of Economic Theory and International Economic Relations

Rostov Branch of the Russian Customs Academy

Russia, Rostov-on-Don FORMATION OF CUSTOMS CULTURE IN THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract: The article analyzes the process of formation of customs culture, examines its structure, provides a definition, examines the state's activities in the field of the formation of customs culture, legal aspects of the culture of customs

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.