Научная статья на тему 'Социально-психологические аспекты неформального сектора экономики Российской Федерации'

Социально-психологические аспекты неформального сектора экономики Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
183
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / COMPETITION / СТРАТЕГИИ КОНКУРЕНЦИИ / COMPETITIVE STRATEGY / КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА / COMPETITIVE ENVIRONMENT / ТРОЯНСКОЕ ОБУЧЕНИЕ / TROJAN TRAINING / НЕНАБЛЮДАЕМАЯ ЭКОНОМИКА / NON-OBSERVED ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жемерикина Юлия Игоревна, Жемерикин Олег Игоревич

В данной статье представлена основная характеристика термина конкуренция. Описаны основные виды конкуренции, встречающиеся в современном обществе. Описана психологическая структура конкуренции. В статье представлено понятие неформальная экономика, описаны ее структура и факторы развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social and psychological aspects of the informal sector of the russian economy

This article presents the main characteristics of the term “competition”. The basic types of competition occurring in modern society are described. The psychological structure of the competition is also given. The article presents the concept of informal economy, and describes its structure and factors of development.

Текст научной работы на тему «Социально-психологические аспекты неформального сектора экономики Российской Федерации»

ИССЛЕДОВАНИЕ

Жемерикина Ю.И. , Жемерикин О.И.

1 Московский государственный технический университет радиотехники, электроники и автоматики

Социально-психологические аспекты неформального сектора экономики Российской Федерации

АННОТАЦИЯ:

В данной статье представлена основная характеристика термина конкуренция. Описаны основные виды конкуренции, встречающиеся в современном обществе. Описана психологическая структура конкуренции. В статье представлено понятие неформальная экономика, описаны ее структура и факторы развития.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: конкуренция, стратегии конкуренции, конкурентная среда, троянское обучение, ненаблюдаемая экономика

JEL: Е20, Е26, 017

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Жемерикина Ю.И., Жемерикин О.И. Социально-психологические аспекты неформального сектора экономики Российской Федерации // Российское предпринимательство. — 2015. — Т. 16. — № 8. — с. 1211-1218. —

http://journals.creativeconomy.ru/index.php/rp/article/view/193/

Жемерикина Юлия Игоревна, канд. психол. наук, доцент кафедры педагогики и психологии Московского государственного технического университета радиотехники, электроники и автоматики ([email protected])

Жемерикин Олег Игоревич, аспирант Академии социального управления, г. Железнодорожный

ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 16.02.2015 / ОПУБЛИКОВАНО: 30.04.2015 ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП:

http://journals.creativeconomy.ru/index.php/rp/article/view/193/ (с) Жемерикина Ю.И., Жемерикин О.И. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика"

Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND (http://creativec0mm0ns.0rg/licenses/by-nc-nd/3.0/) ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский

http://iournals.creativeconomv.ru/index.php/rp/article/view/195/

Введение

Политические и социально-экономические перемены в нашей стране привели к изменению в сознании людей привычной системы норм и ценностей. В результате этих перемен в обществе начали все ярче проявляться различные способы достижения поставленных целей и задач. Все эти перемены способствовали увеличению внимания к ряду проблем, связанных с конкуренцией: мотивации достижений, власти, личностных детерминант конкуренции, в развитии тактик и стратегий конкуренции для достижения целей и т.п.

Термин «ненаблюдаемая экономика» появился сравнительно недавно, но на текущий момент встречается у всех мировых исследователей экономики. Данный термин пришел на смену таким понятиям, как теневая экономика, неформальная экономика, незаконная экономика, невидимая, тайная, скрытая экономика и т.д.

Ненаблюдаемая экономика — это сектор экономики в государстве, который не учитывается официальной статистикой и не контролируется государством. Тем самым статистические органы не имеет возможности учесть деструктивные виды экономической деятельности или упущенную выгоду экономики в связи с недобросовестной конкуренцией, монополизацией рынка и т.д. В то же время отсутствует количественная и качественная оценка ущерба, возникающая из-за информационной ассиметрии.

Несмотря на большое количество определений понятия ненаблюдаемой экономической деятельности, многие ученые сходятся во мнении, что ненаблюдаемая экономика включает следующие элементы: нелегальная экономическая, теневая и неформальная экономические виды деятельности.

На сегодняшний день российская государственная статистика включает ряд элементов в понятие ненаблюдаемая экономика: скрытая экономическая деятельность и нелегальная экономическая деятельность [5].

Таким образом, размеры ненаблюдаемого сектора народного хозяйства являются заниженными, так как остается неучтенной неформальная экономическая деятельность.

Сегодня, к сожалению, в современной России существует и часто процветает криминализация государственных структур, которая порождает написание и следования определенным правилам

http://iournals.creativeconomv.ru/index.php/rp/article/view/195/

взаимодействия официальной политикой государства и теневым сектором экономики. Поэтому особенно сейчас является актуальным высказывания перуанского ученого Эрнандо де Сото, так как теневая деятельность России и стран Латинской Америки во многом схожи [2].

Идея их заключается в следующем:

1. Граждане сами создают нелегальный рынок труда, который является лакмусовой бумагой на экономическую и правовую ситуацию в стране. «Там, где нет работы, они изобретают работу, обучаясь делам, о которых большинство до той поры не имело и понятия» [2].

2. Граждане, которые вовлеченные в теневую деятельность, живут благополучнее, чем те, кто уважает закон.

3. В большинстве случаев не вся деятельность людей бывает теневой, а лишь отдельные ее действия.

4. Переходят в теневой сектор чаще всего те люди, у которых получается больше денежных средств, чем при законной экономической деятельности [3]

В современной науке учеными исследователями установлено, что развитию неформальной экономики в РФ способствуют следующие факторы, мы их условно разобьем на три группы:

а) Экономические (высокие налоги, распад СССР, кризисы финансовой системы);

б) Правовые (несовершенство законодательства, несовершенства налоговой системы и правоохранительных органов);

в) социальные (высокий уровень безработицы, инфляция, низкий уровень жизни населения).

Но не все так просто с ненаблюдаемой экономикой. Для современной экономики данный феномен имеет как положительное, так и отрицательное воздействие. Положительная сторона заключается в том, что ненаблюдаемый сектор экономики помогает многим гражданам повысить свой доход без крупных социальных и политических потрясений в стране, так же позволяет выявить недоработки в законодательной деятельности государства. Отрицательная сторона заключается в том, что государство недополучает доходов, начинает процветать коррупция и т.д.

Однако с психологической точки зрения, ненаблюдаемая экономика вынуждает граждан для обеспечения своего материального благополучия прибегать к недобросовестной конкуренции.

В нашей статье мы хотели бы рассмотреть влияние социально-

http://journals.creativeconomy.ru/index.php/rp/article/view/195/

психологический аспект ненаблюдаемого сектора экономики. Данный феномен связан с экономической ситуацией в стране, а также с воспитанием и психологическими особенностями гражданина. Не секрет человек всегда стремиться получить лучшее благо. Изначально в правовом плане люди в государстве находятся в равных условиях, но экономическими благами владеют по-разному.

Ж.-Ж. Руссо в своем труде «О причинах неравенства» пишет, что человеку все дано от природы для счастья. Создав цивилизацию, человек вовлек себя в противоестественные условия с «искусственными» чувствами. Таким образом, в обществе возникают униженные, оскорбленные, бедные и богатые, то есть общество само порождает конкуренцию.

В науке понятие «конкуренция» носит междисциплинарный характер и изучается экономикой, социологией, психологией, педагогикой, политологией и др. Каждая наука, изучающая конкуренцию, дает ей свое определение.

Конкуренция определяется в науке как ситуация за использование какого-либо блага, в котором заинтересовано некоторое количество людей.

Современные исследователи отмечают, что в обществе существует конкуренция двух видов, которые носят названия продуктивная и разрушительная. Продуктивная конкуренция определяется гуманностью, позитивностью, созидательностью. Разрушительная - приступами агрессии, неблагоприятной атмосферой в обществе.

Таким образом, учеными установлено существование на сегодняшний день двух видов конкуренции в социуме, которые еще носят названия: добросовестная (соревновательная, честное ведение борьбы) и недобросовестная (хищническая, ведение борьбы нечестными способами).

Недобросовестная конкуренция является малоизученным феноменом. Основными методами данной конкуренции А.Н. Поддьяков выделяет противодействие обучению и троянское обучение. Противодействие характеризуется помехами в процессе обучения, а троянское обучение характеризуется скрытым обучением для обучаемого, но выгодным для обучающего.

На основе теоретико-методологического анализа научной литературы по проблеме исследования существует в психологии труда

http://iournals.creativeconomv.ru/index.php/rp/article/view/195/

схема психологических условий развития конкуренции (рис.) [4].

Конкуренция

Положительная Отрица тельная

Соревнование, олимпиада, помощь в получении профессиональных знаний Искажение фактов, ложная информация

Рисунок. Психологическая структура конкуренции

В схеме под зарождением конкурентной среды понимается начало любой конкуренции.

Как и конкуренции, конкурентная среда делится на несколько видов: конструктивная и деструктивная. Конструктивный тип конкурентной среды - возможность для реализации со своего потенциала и реализация продуктивных изменений в себе. Деструктивная конкурентная среда - это среда, вызывающая отрицательное отношение к конкуренции, развитие и поощрение «нечестных способов ведения борьбы».

Далее по схеме следует критерий «приз», который может быть материальным (ресурсы, деньги), духовным (нормы, правила), социальным (власть, должность, положение в группе и т.д.) и психическим (одобрение обществом, самореализация).

ВПД - внутренний план будущих действий. В данный план входит анализ собственных ресурсов, оценка ресурсов и возможностей соперника, риски, выбор тактики и стратегии.

Далее протекает сама конкуренция, на которую влияют внутренние факторы (воспитание, личное восприятие конкурентной среды, психические особенности личности). Под внешними факторами понимается конкурентная среда, конфликтность, напряженность в коллективе. В зависимости от того, какие факторы влияют на конкуренцию, сама конкуренция может перетекать из одной формы в другую. Начаться конкуренция может с положительных способов ведения борьбы, а закончиться отрицательными, и наоборот [4].

И уже после протекания всей конкуренции личность получает приз (выигрыш) либо проигрыш. И после критерия «приз\проигрыш» формулируется общественное мнение в определенной группе и личное

http://journals.creativeconomy.ru/index.php/rp/article/view/195/

восприятие человеком конкурентной среды.

Далее по схеме следует общественное мнение и личное восприятие на выигрыш и проигрыш. В психологии эти мнения носят название постэффекты конкуренции. Именно в результате постэффектов у личности образуются новообразования, которые возникли в результате конкуренции. К. Маркс высказывал, что обстоятельства в такой же мере творят людей, в которой люди творят обстоятельства.

Далее по нашей схеме следует общественное мнение и личное восприятие на выигрыш и проигрыш. В психологии эти мнения носят название постэффекты конкуренции. Именно в результате постэффектов у личности образуются новообразования, которые возникли в результате конкуренции. Как видно из схемы, человек закрепляет в культуре своей личности в будущем прибегать либо к положительным способам конкуренции, либо к отрицательным.

Заключение

Если человек очень часто использует методы недобросовестной конкуренции, то это наносит вред не только окружающим людям, но и государству. Чтобы приобрести личную выгоду, люди часто используют недобросовестные методы ведения борьбы, которые ведут их в ненаблюдаемую (теневую) сферу экономики [1].

Таким образом, недобросовестная конкуренция влияет на личностные качества каждого человека, а следствие данного влияния ведет людей в сектор ненаблюдаемой (теневой) экономики. Изучать социально-психологий аспект ненаблюдаемого сектора народного хозяйства необходимо уже сейчас. Так как управление и понимание структуры его развития позволит внести различные изменения в законотворчестве, что будет способствовать укреплению экономики, повышению уровня жизни людей.

ИСТОЧНИКИ:

1. Гайдамашко И.В. Положительные и отрицательные аспекты конкуренции в условиях

современной экономики / И.В. Гайдамашко, Ю.И. Жемерикина, О.И. Жемерикин //

Человеческий капитал. — 2014. — № 12 (72). — С. 93-96.

2. Горкина Л.А. Факторы, обусловливающие развитие теневой экономики // Налоги

(газета). — 2009. — № 3. — С. 8.

3. Де Сото Э. Иной путь. Невидимая революция в третьем мире / Пер. с англ. Б. Пинскер.

— М. : Catallaxy, 1995. — 320 с.

http://journals.creativeconomy.ru/index.php/rp/article/view/195/

4. Жемерикина Ю.И. Влияние конкурентной среды на процесс допрофессионального

развития будущих специалистов: Автореферат дис. ... кандидата психологических наук: 19.00.03. — Москва, 2014. — 27 с.

5. МорозовД.В. Актуальность проблемы формирования унифицированного

методического подхода в определении экономической оценки ущерба, наносимого национальной экономике "теневыми" субъектами предпринимательства // Вестник Югорского государственного университета. — 2008. — №1 (8). — С.82-86.

6. Шмелев А.Г. Продуктивная конкуренция. Опыт конструирования объединительной

концепции. — М.: Изд-во Магистр, 1997. — 56 с.

http://iournals.creativeconomv.ru/index.php/rp/article/view/195/

Julia I. Zhemerekina, Candidate of science, Psycology, Associate professor at the Chair of Psycology and Pedagogy at the Moscow State Technical University of Radio Engineering, Electronics and Automation

Oleg I. Zhemerekin, Postgraduate of the Academy of Public Administration, Zheleoznodorozhny

Social and psychological aspects of the informal sector of the

russian economy

ABSTRACT:

This article presents the main characteristics of the term "competition". The basic types of competition occurring in modern society are described. The psychological structure of the competition is also given. The article presents the concept of informal economy, and describes its structure and factors of development.

KEYWORDS: competition, competitive strategy, competitive environment, Trojan training, non-observed economy

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.