Научная статья на тему 'Социально - психологические аспекты использования метафоры в управленческих интеракциях'

Социально - психологические аспекты использования метафоры в управленческих интеракциях Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
187
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТАФОРА / METAPHOR / МЕТАФОРИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / METAPHORICAL MODELING / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ORGANIZATIONAL PSYCHOLOGY / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ORGANIZATIONAL CULTURE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бессонов Иван Владимирович

В статье представлены результаты эмпирического исследования социально психологических аспектов использования метафоры при взаимодействии руководителя и персонала. Проведен теоретический анализ литературы по теме использование метафор в бизнес среде. Проведенное эмпирическое исследование позволило соотнести метафоры используемые руководителем с типом управленческого взаимодействия, что позволяет говорить о том, что метафора как коммуникативное средство воздействия на персонал формирует видение организационной культуры у подчиненных. Одной из важных форм воздействия на коллектив является коммуникация. Правильно подобранные слова играют огромную роль и могут мотивировать сотрудников и привести компанию к успеху. Грамотный подход к управлению показывает как влияет социально-психологические методы на эффективную работу всех подразделений организации. Зная особенности поведения характера каждого сотрудника, можно прогнозировать его поведение в нужном для коллектива направлении, так как в каждой группе коллектива свойствен свой психологический климат. Цель данной статьи заключается в исследовании социально-психологических аспектов метафоры используемой руководителем при взаимодействии с персоналом. Для достижения цели нами были решены следующие задачи: проведение теоретического анализа использования метафор в бизнесе; исследование метафор в управленческом взаимодействии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Бессонов Иван Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO - PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF THE USE OF METAPHORS IN MANAGEMENT INTERACTIONS

The article presents the results of empirical research of socio psychological aspects of the use ofmetaphors in the interaction of the leader and staff. Theoreticalanalysisofthe literature on the use of metaphors in a business environment. Conducted empirical research allowed to relate the metaphors used by the leader type of administrative interaction, which suggests that the metaphor as a communicative means of exposure staff in creating a vision of organizational culture among employees. One of the most important forms of influence on the team is the communication. Words play a huge role and can motivate staff and lead the company to success. A sound approach to management, shows the effect that various social-psychological methods to the efficient work of all departments of the organization. Knowing the behaviors of the character of each employee, we can predict its behavior in the desired direction of the team, since each group of staff inherent in their psychological climate. The purpose of this article is to study the socio-psychological aspects of metaphors used by the leader when interacting with the staff. To achieve the goal, we solved the following tasks: a theoretical analysis of the use of metaphors in business; a study of metaphors in the managerial interaction.

Текст научной работы на тему «Социально - психологические аспекты использования метафоры в управленческих интеракциях»

психологические Бессонов Иван Владимирович

науки СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ...

УДК 159.9.075

СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТАФОРЫ В УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ИНТЕРАКЦИЯХ

© 2016

Бессонов Иван Владимирович, магистр факультета психологии, кафедра «Общей и социальной психологии»

Саратовский государственный университет (410012, Россия, Саратов, ул. Астраханская, 83, e-mail: ione047@gmail.com)

Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования социально - психологических аспектов использования метафоры при взаимодействии руководителя и персонала. Проведен теоретический анализ литературы по теме использование метафор в бизнес среде. Проведенное эмпирическое исследование позволило соотнести метафоры используемые руководителем с типом управленческого взаимодействия, что позволяет говорить о том, что метафора как коммуникативное средство воздействия на персонал формирует видение организационной культуры у подчиненных. Одной из важных форм воздействия на коллектив является коммуникация. Правильно подобранные слова играют огромную роль и могут мотивировать сотрудников и привести компанию к успеху. Грамотный подход к управлению показывает как влияет социально-психологические методы на эффективную работу всех подразделений организации. Зная особенности поведения характера каждого сотрудника, можно прогнозировать его поведение в нужном для коллектива направлении, так как в каждой группе коллектива свойствен свой психологический климат. Цель данной статьи заключается в исследовании социально-психологических аспектов метафоры используемой руководителем при взаимодействии с персоналом. Для достижения цели нами были решены следующие задачи: проведение теоретического анализа использования метафор в бизнесе; исследование метафор в управленческом взаимодействии.

Ключевые слова: метафора, метафорическое моделирование, организационная психология, организационная культура.

SOCIO - PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF THE USE OF METAPHORS IN MANAGEMENT INTERACTIONS

© 2016

Bessonov Ivan Vladimirovich, master of faculty of psychology, Department of «General and social psychology»

Saratov State University (410012, Russia, Saratov, Astrahanskaya st., 83 e-mail: ione047@gmail.com)

Abstract. The article presents the results of empirical research of socio - psychological aspects of the use ofmetaphors in the interaction of the leader and staff. Theoreticalanalysisofthe literature on the use of metaphors in a business environment. Conducted empirical research allowed to relate the metaphors used by the leader type of administrative interaction, which suggests that the metaphor as a communicative means of exposure staff in creating a vision of organizational culture among employees. One of the most important forms of influence on the team is the communication. Words play a huge role and can motivate staff and lead the company to success. A sound approach to management, shows the effect that various social-psychological methods to the efficient work of all departments of the organization. Knowing the behaviors of the character of each employee, we can predict its behavior in the desired direction of the team, since each group of staff inherent in their psychological climate. The purpose of this article is to study the socio-psychological aspects of metaphors used by the leader when interacting with the staff. To achieve the goal, we solved the following tasks: a theoretical analysis of the use of metaphors in business; a study of metaphors in the managerial interaction.

Keywords: Metaphor, metaphorical modeling, organizational psychology, organizational culture.

Метафора является базовым компонентом познания, заложенным в сознании человека. Вместе с тем можно утверждать, что метафора может являться ключом к раскрытию смысла организационной культуры. Безусловно, метафора - это код, причем сложно построенный. Таким образом, предметом полезной дискуссии является не вопрос о том нужно ли использовать метафорические модели или нет, а вопрос о том, насколько четко выполняется дешифровка. В своей работе «MetaphorsWeLiveby» [12] американские ученые Джордж Лакофф и Марк Джонсон выступают основоположниками когнитивного подхода в изучении метафор. Авторы считают, что: «концептуальная система человека определена иструктурирована при помощи метафор», то есть вся понятийная система человека, в рамках которой мы совершаем действия, думаем, является метафоричной по своей природе [9]. Данная теория явилась начальной точкой развития изучения концептуальной и когнитивной метафоры как в зарубежной, так и в отечественной науке (А.Н. Баранов, Ю.Н. Караулов, Е.С. Кубрякова, А.П. Чудинов).

Метафора помогает глубже понять смысл и соответственно добиться от сотрудников полного понимания поставленных задач.[5] Талантливый руководитель должен четко осознавать какую цель он перед собой ставит и выбрать правильную метафору.

Анализ теоретической литературы и современных научных трудов позволяет говорить о том, что метафора рассматривается как прием эмоционального воздействия на индивида или как средство активизации психической деятельности реципиента. Данные свойства феномена вызывают сильный экспрессивный эффект АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4(17)

через переживания возникающие в разуме адресата, так как метафора в отличие от языковых отношений апеллирует к когнитивным сферам индивида, его нормативному настрою. По мнению Л.И. Шарыгиной, системный эффект метафоры заключается во взаимодействии двух компонентов основного и вспомогательного, в чем и отражается ее психологическая особенность: активизация интеллектуальной и эмоциональной сферы. [11]. При этом ученый подчеркивает роль метафоры в контексте структуры творческой деятельности и возможность использования метафоры как инструмента развития творческого мышления воображения индивида. Так же интересно мнение о том, что формирование нового «смыс-лообраза» происходит на основе понимания внутренней взаимосвязи объектов, их сущности, в котором так же участвует воображение индивида. Здесь стоит отметить, что исследователи различают «метафору» и «аналогию», так как последняя является логической операцией и не вызывает образные представления [11]. Следует отметить так же концептуальные метафоры Дж. Лакоффа и М. Джонсона. Если рассматривать данные метафоры через призму когнитивной психологии. то, по мнению авторов, «концептуальные метафоры могут образовывать структуры глобального уровня - когнитивные модели» [12]. Современная психология все больше рассматривает феномен метафоры не просто как стилистический троп, а как ключ к пониманию мыслительных процессов индивида и создания видения мира, так как сам человек создает сходство предметов, в большой степени, чем открывает. Создавая образ и апеллируя к воображению, метафора порождает смысл, воспринимаемый разумом.

297

Бессонов Иван Владимирович I психологические

СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ... науки

Метафора как продукт мышления берет свое начало в ассоциативности, устанавливая связи между сутью предметов на основе сходства, смежности и противоположности. «Благодаря метафоре неизвестное становится известным, а известное - совершенно новым» [3].

Известно так же применение метафоры в управлении организацией и производством. Одной из первых метафор в организации является «команда». «Team» сама по себе - самая первая метафора, потом уже появилось русское слово «команда». В бизнесе стали говорить то об «экипаже», то об опасных «плаваниях» через бушующее море, появилась целая эпопея о «бригаде». Даже народный миф о «крёстном отце» подразумевает клан, «семью», группу, сплотившуюся вокруг авторитетного покровителя. Многие статьи, целые книги написаны в метафорах «командной работы»: «в одной связке, как альпинисты, где каждый уверен в каждом», «не сговариваясь», «чувство локтя», «как в бригаде хирургов». [6]

Л.Н. Аксеновская определяет организационную культуру как сложный социально-психологический порядок организационно-управленческих интеракций, конституируемых и регулируемых системами этических смыслов участников взаимодействия.[1] Регулирующая роль системы этических смыслов связана с характеристикой самой системы. В структуру этических смыслов входит как содержание, так и форма презентации. Среди форм презентации можно выделить метафорическую форму.

В этом смысле метафора способна нести в себе этический смысл более эффективно по сравнению с другими формами [7, 8]. В данной концепции эмпирическим путем были выявлены и метафорически смоделированы три основных типа управленческого взаимодействия («родительская», «командирская», «пастырская»). Модель управленческого взаимодействия моделируется вначале метафорически и уже впоследствии формируются на практике. Метафорой создается узнаваемый образ, тип управленческого взаимодействия, который глубже позволяет понять механизм действия. Каждый из этих типов (моделей управленческого взаимодействия) инициирует развитие соответствующего типа организационной культуры («семьи», «армии», «церкви»). В развитом виде организационная культура как социально-психологический порядок (ордер) содержит в себе все три аспекта — «семейный», «армейский» и «церковный», каждый из которых выполняет свою специфическую функцию и обеспечивает жизнеспособность организационной культуры.

Основная задача управленцев состоит в том, чтобы грамотно донести до своих исполнителей цели и задачи организации. Поскольку большинство руководителей используют метафоры, в проведенном нами опросе, с целью выявления метафор, используемых руководителем при коммуникации с работниками, и как данные метафоры соотносятся с субордерами данной организации. Данный опрос был проведен в организации ООО «Организация Х», выборка составила 40 человек (n=40), среди них руководители бригад - 10 человек, менеджеры отдела маркетинга и сбыта - 15 человек и рабочие - 15 человек. Опрос производился либо сразу после проведения планового совещания, либо после беседы подчиненного с руководителем. После того как метафоры были разбиты по субордерам, нами была проведена ордерная диагностика организационной культуры, чтобы подтвердить результаты исследования.

Результаты опроса показали, что руководитель наиболее часто говорит фразу «вместе мы сила». Здесь, используя метафору «сила», он хочет сплотить коллектив вокруг сильного образа, построить у коллектива чувство, что их команда самая сильная, что они могут преодолеть любые преграды. Если соотнести данную метафору с ордерной концепцией Л.Н. Аксеновской, то метафоры «сила» больше подходит для армейского су-бордердера. Так как именно для этого субордера харак-298

терно состояние борьбы с окружающей действительностью. Руководитель нацеливает коллектив на победу над обстоятельствами, говоря, что они сильные и то, что они смогут преодолеть преграды, возникающие на пути организации. Данную метафору руководитель часто употреблял при поощрении работников.

Следующая наиболее употребляемая метафора, которую использовал руководитель, «маяк, который заражает светом». Эту метафору руководитель использовал при информировании подчиненных. Сам руководитель говорит о том, что он «как маяк должен указывать направление своим подчиненным и заражать и этим светом». Если рассмотреть данную метафору «заражать светом», это как донести идею до подчиненных, сделать так, чтобы они являлись ее частью и считали своей. Данную метафору согласно ордерной концепции можно отнести к субордеру «церковь», так как здесь наиболее четко проявляется идейность организации.

Если руководитель как- то хотел наказать своего подчиненного, сделать выговор, замечание, то, по словам работников, часто употреблял выражение «в семье не без урода». Здесь очевидно, что руководитель видит своих подчиненных как детей, которые не всегда все правильно делают, за что их и приходится ругать. Эта метафора ярко показывает «семейный» субордер в исследуемой организации.

Если упорядочить все метафорические примеры, перечисленные работниками, персоналом и разбить их по субордерам, можно увидеть какой субордер пытается формировать руководитель у своих подчиненных.

Таблица 1 -Соотношение метафорических примеров и субордеров, используемых руководителем

Субордер

.N"2 Семья Ары™ Церковь

1 «В семье не без урода» «Мы - сила» «Заряжать светом»

2 Старшие бр а тья Порядок и дисциплина залогуспеха Направлять и ставить на путь

3 Слушай старших Сражайся или умри

4 Воспитывать надо Взять высоту

5 Боеваязадача

б Paso ить врага

Далее нами была проведена ордерная диагностика организационной культуры. [1] Как мы знаем, развитая организационная культура должна включать в себя 33% каждого субордера. Было диагностирование «желаемое состояние» и состояния «как есть» каждого из трех субордеров. Результаты исследования показали, что СС субордера «семья» - 71, «армия» - 85, «церковь» - 49, в то время как ЖС субордера «семья» - 70, «армия» - 90, «церковь» - 50.

По результатам ордерной диагностики мы видим, что в организации преобладает «армейский» субордер, и руководитель так же хотел бы его развивать. И так как он рассматривает своих подчиненных как детей на втором месте «семейный» субордер. «Церковный» субордер слабо представлен в данной организации.

Эти результаты во многом и обусловливают использование большого количества метафор, которые можно отнести к субордеру «армия», как попытку сформировать у сотрудников армейский субордер.

Метафоры, применяемые руководителем в процессе управленческого взаимодействия с персоналом, имеют большое значение. Руководитель формирует организационную культуру предприятия посредством применения тех или иных метафор. Правильно подобранные метафоры позволяет руководителю лучше доносить специфическую информацию до подчиненных. Результаты исследования показали, что руководитель активно использует метафоры «армейского» субордера в попытке формировать данный субордер у рабочих. Слабое влияние субордер «церковь» определено практически отсутствием метафор, которые можно отнести к этому субордеру. Сам руководитель видит для себя «командирскую» модель управленческого взаимодействия как наиболее удобную. В перспективах развития организационной культуры руководитель так же желает усиление влияния «армейского» субордера.

АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4(17)

психологические науки

Бессонов Иван Владимирович СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ...

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Аксеновская Л. Н. Ордерная модель организационной культуры. М., 2007. 303 с.

2. Алексеев К.И. Метафора как объект исследования в философии и психологии http://www.nauka.ru

3. Баранов А. Н. Караулов Ю. Н. Русская политическая метафора (материалы к словарю) М., 1991.

4. Бородулина Н., Коломейцева Е. Модель метафоры и метафорические модели (на материале русских и французских экономических текстов) // TextProcessinga ndCognitiveTechnologies. Paper Collection. N.10. (Edited by V. Solovyev, V. Polyakov) - Moscow - Warna, MISA, Ucheba, 2004. - С. 5 - 10.

5. Гэрет Морган, Образы организации, Москва 2008. 504 с.

6. Золотовицкий Р. Роль метафоры в «командоо-бразовании» http://www.psychodrama.narod.ru/text/zolot-komand.htm

7. Ивашкина Ю.А. Эмотивный компонент метафоры // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 3 (12). С. 10-13.

8. Анохина С.П. Метафора в немецких текстах экономической тематики // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1 (10). С. 9-11.

9. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. М.: Еди-ториал УРСС, 2004. 256 с.

10. Шрагина, JI. И. Оригинальные ассоциации по сходству / JI. И. Шарагина // Психологический журнал. 2000. - № 4. - С. 73-79.

11. Lakoff G. P. Metaphors We Live By. - University of Chicago Press, 2003. 293p

12. Hofstede G. Cultures and organizations : Software of the mind. Glasgow, 1994. 576 p.

АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4(17)

299

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.