Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНКЛЮЗИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВА'

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНКЛЮЗИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
390
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЮДИ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ / ИНКЛЮЗИЯ / ЭТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ИНКЛЮЗИВНАЯ КУЛЬТУРА / ИНКЛЮЗИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ростомашвили Ия Евгеньевна

В настоящей статье анализируется путь становления общества на позицию цивилизованного государства относительно своих граждан, имеющих инвалидность. Указывается, какие именно специалисты, из какой профессиональной сферы в большей мере повлияли на развитие инклюзивной культуры общества. Обращается внимание на социальный статус людей с инвалидностью в настоящее время. Показываются основные тенденции в изменении сознания общества к проблеме инклюзии. Приводятся термины и понятия, отражающие этичностьили некорректность по отношению к людям с инвалидностью. Обозначаются факторы, препятствующие развитию инклюзивной культуры общества. Подчеркивается значимость явления инклюзивной культуры для современного общества. Рассматриваются составляющие инклюзивной культуры общества. Анализируются основы этики взаимодействия общества с людьми с инвалидностью. Обозначаются барьеры, препятствующие грамотному взаимодействию общества и людей с инвалидностью. Иллюстрируются основополагающие принципы, необходимые для выстраивания грамотного взаимодействия с людьми с инвалидностью. Обозначается этикоориентированный подход в процессе инклюзивного взаимодействия. Отражается особая роль социальных стереотипов в процессе формирования инклюзивной культуры общества. Обращается внимание на двусторонний процесс при формировании инклюзивной культуры общества. Подчеркивается наличие возможностей и мобильности при ограничениях в состоянии здоровья у людей с инвалидностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF INCLUSIVE CULTURE OF SOCIETY

This article analyzes the way of formation of society to the position of a civilized state with respect to its citizens with disabilities. It is indicated which specialists, from which professional sphere, have had a greater impact on the development of an inclusive culture of society. Attention is drawn to the social status of people with disabilities at the present time. The main trends in changing the consciousness of society to the problem of inclusion are shown. The terms and concepts reflecting ethics or incorrectness in relation to people with disabilities are given. The factors hindering the development of an inclusive culture of society are identified. The importance of the phenomenon of inclusive culture for modern society is emphasized. The components of the inclusive culture of society are considered. The fundamentals of the ethics of society's interaction with people with disabilities are analyzed. The barriersthatpreventthecompetentinteractionofsocietyandpeople with disabilities are identified. The fundamental principles necessary for building competent interaction with people with disabilities are illustrated. An ethically oriented approach in the process of inclusive interaction is indicated. The special role of social stereotypes in the process of forming an inclusive culture of society is reflected. Attention is drawn to the two-way process in the formation of an inclusive culture of society. It emphasizes the availability of opportunities and mobility with disabilities in people with disabilities.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНКЛЮЗИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВА»

развитие эмоционального интеллекта у детей с расстройствами аутистического спектра может проводиться в условиях индивидуальных, а так же групповых занятий. Начинать формирование эмоционального интеллекта данной категории детей рекомендуется с индивидуальной работы, адаптируя, таким образом, ребенка к средствам и формам работы, подготавливая его к закреплению полученных знаний в группе сверстников.

Групповые занятия, организуемые в рамках коррекционно-развивающей работы, так же являются обязательными. Они построены на основе предметно-практической деятельности детей, реализуются через систему специальных упражнений, включают большое количество практических, игровых упражнений, а также образовательные ситуации. К эффективным методам развития эмоционального интеллекта у младших школьников с расстройствами аутистического спектра относятся: игротерапия, арт-терапия и сказкотерапия.

Выводы. Таким образом, младшие школьники с расстройствами аутистического спектра лучше справляются с определением базовых примитивных эмоций, таких как радость и грусть. Недостаточность эмоционального интеллекта у данной категории детей проявляется при опознании более сложных эмоциональных состояний, таких как гнев, отвращение, стыд. Существует зависимость между нарушенным эмоциональным развитием и своевременной коррекционной помощью, отсутствие которой приводит к вторичным нарушениям эмоциональной сферы. Эти нарушения могут быть связаны с низкой самооценкой, потерей веры в свои силы, с неблагоприятным социальным статусом среди сверстников, поэтому коррекционная работа по развитию эмоционального интеллекта должна носить системный характер, иметь комплексный подход и реализовываться на всех уровнях образовательного процесса.

Литература:

1. Баенская, Е.Р. Психологическая помощь при ранних нарушениях эмоционального развития: Методическое пособие / Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. - М.: Полиграф сервис, 2001. - 156 с.

2. Изотова, Е.И. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова. - М.: Изд. центр «Академия», 2004. - 288 с.

3. Карпушкина, Н.В. К проблеме эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра в исследованиях специальной психологии / Н.В. Карпушкина, О.А. Рожнова, Э.Л. Шустова // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 69-3. - С. 269-272

4. Климась, Д.Г. Развитие регуляции эмоций у детей 6-10 лет с расстройствами аутистического спектра / Д.Г. Климась, М.К. Бардышевская // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. - 2007. - № 2. - С. 47-58

5. Конева, И.А. Родительская позиция в семьях, воспитывающих дошкольников с расстройствами аутистического спектра / И.А. Конева, В.В. Кисова // Аутизм и нарушения развития. - 2022. - Том 20, № 1. - С. 12-19

6. Маллер, А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии / А.Р. Маллер. - М.: Аркти, 2005. - 176 с.

7. Нгуен, М.А. Психологические предпосылки возникновения эмоционального интеллекта в старшем дошкольном возрасте / М.А. Нгуен // Культурно-историческая психология. - 2007. - № 3. - С. 46-51

8. Никольская, О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. - М.: Центр традиционного и современного образования «Теревинф», 1997. - 341 с.

Психология

УДК159.9

кандидат психологических наук, доцент Ростомашвили Ия Евгеньевна

Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы (г. Санкт-Петербург), Автономная некоммерческая организация «Санкт-Петербургский Центр социокультурных практик «Большие возможности»» (г. Санкт-Петербург)

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНКЛЮЗИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВА

Аннотация. В настоящей статье анализируется путь становления общества на позицию цивилизованного государства относительно своих граждан, имеющих инвалидность. Указывается, какие именно специалисты, из какой профессиональной сферы в большей мере повлияли на развитие инклюзивной культуры общества. Обращается внимание на социальный статус людей с инвалидностью в настоящее время. Показываются основные тенденции в изменении сознания общества к проблеме инклюзии. Приводятся термины и понятия, отражающие этичностьили некорректность по отношению к людям с инвалидностью. Обозначаются факторы, препятствующие развитию инклюзивной культуры общества. Подчеркивается значимость явления инклюзивной культуры для современного общества. Рассматриваются составляющие инклюзивной культуры общества. Анализируются основы этики взаимодействия общества с людьми с инвалидностью. Обозначаются барьеры, препятствующие грамотному взаимодействию общества и людей с инвалидностью. Иллюстрируются основополагающие принципы, необходимые для выстраивания грамотного взаимодействия с людьми с инвалидностью. Обозначается этикоориентированный подход в процессе инклюзивного взаимодействия. Отражается особая роль социальных стереотипов в процессе формирования инклюзивной культуры общества. Обращается внимание на двусторонний процесс при формировании инклюзивной культуры общества. Подчеркивается наличие возможностей и мобильности при ограничениях в состоянии здоровья у людей с инвалидностью.

Ключевые слова: люди с инвалидностью; инклюзия; этика взаимодействия; Инклюзивная культура; Инклюзивное взаимодействие.

Annotation. This article analyzes the way of formation of society to the position of a civilized state with respect to its citizens with disabilities. It is indicated which specialists, from which professional sphere, have had a greater impact on the development of an inclusive culture of society. Attention is drawn to the social status of people with disabilities at the present time. The main trends in changing the consciousness of society to the problem of inclusion are shown. The terms and concepts reflecting ethics or incorrectness in relation to people with disabilities are given. The factors hindering the development of an inclusive culture of society are identified. The importance of the phenomenon of inclusive culture for modern society is emphasized. The components of the inclusive culture of society are considered. The fundamentals of the ethics of society's interaction with people with disabilities are analyzed. The barriersthatpreventthecompetentinteractionofsocietyandpeople with disabilities are identified. The fundamental principles necessary for building competent interaction with people with disabilities are illustrated. An ethically oriented approach in the process of inclusive interaction is indicated. The special role of social stereotypes in the process of forming an inclusive culture of society is reflected. Attention is drawn to the two-way process in the formation of an inclusive culture of society. It emphasizes the availability of opportunities and mobility with disabilities in people with disabilities.

Key words: people with disabilities; inclusion; ethics of interaction; Inclusive culture; Inclusive interaction.

Введение. Медленно, но верно, проблема инклюзии все больше пронизывает разные сферы жизнедеятельности современного Российского общества. Инклюзия - это один из тех феноменов современного сознания, по отношению к которому достаточно долго и очень региднотрансформируется позиция представителей макросоциума.Основой инклюзии является готовность общества и государства пересмотреть отношение к людям с инвалидностью, где главной целью является реализация их прав на предоставление равных с другими людьми возможностей в разных областях жизнедеятельности.

Во второй половине ХХ в. в нашей стране дефектологи активно изучали психическое развитие и психофизиологические особенности разных групп детей с отклонениями в развитии. Были сделаны серьёзные достижения в области дефектологии: разработаны психолого-педагогические классификации внутри каждой категории детей с нарушенным развитием, обозначены формы дизонтогенеза, определены причины возникновения тех или иных нарушений и др. [5, С. 51; 6, С. 19].

Шли годы и постепенно на первый план вырисовывался этический аспект в процессе выстраивания взаимодействия с детьми и людьми с инвалидностью, а также в процессе обсуждения проблем, связанных с инклюзией. Многие понятия были признаны неэтичными, например, «Аномальная личность, дефективные дети, глухонемой ребёнок и пр.». Центральным понятием становится не дефект, (физический или психический), а человек, его носитель, оказавшийся не по своей воле в неблагоприятных условиях и развития и жизнепроживания [4, С. 46; 5, С. 91].

И сами дефектологи стали видеть больше возможностей в развитии и в социализации того или иного ребёнка, и родители, его воспитывающие.

Большое значение придавалось вопросам социализации лиц с теми или иными нарушениями развития. В свое время Л.С. Выготский призывал пересмотреть отношение к людям с теми или иными нарушениями, в частности, утверждая: «задача не столько воспитания слепых, сколько перевоспитаниязрячих. Зрячим необходимо переменить отношение к слепоте и к слепым» [1, С. 73].

Стали подниматься на более высоком государственном уровне вопросы и о трудоустройстве, и о высшем образовании, и о реконструкции качества жизни людей с инвалидностью, а также о повышении уровня доступности тех или иных социальных объектов, в которых они нуждаются. Активизировались вопросы доступности и транспортных услуг, доступности социокультурных,медицинских и туристических услуг. Постепенно происходит консолидация специалистов из разных сфер и областей как науки, так и профессиональных направленностей по вопросам привлечения людей с инвалидностью в качестве человеческого капитала на современном рынке труда. Произошла трансформация и с термином «Инвалид», обозначающий в переводе с французского, английского беспомощный, немогущий, неполноценный и т.д. Обращает на себя внимание инициация в сторону слова человек, а инвалидность как особенность этого человека. Сегодня на научных мероприятиях, при общественных обсуждениях стали чаще использовать словосочетание «Человек с инвалидностью», хотя в законе о соцзащите по-прежнему фигурирует все тот же термин «Инвалид», что в какой-то степени изолирует такого человека от социального сообщества. (Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 N 181-ФЗ с изменениями от 11 июня 2021 года).

Развитие инклюзивной культуры общества всячески способствует и повышению социального статуса человека с инвалидностью. «В социально-психологическом плане важнейшими качествами являются способность устанавливать социальные контакты, адекватно воспринимать и понимать партнёров по общению» [3, С. 20]. Наличие в обществе понимания природы и возможностей при ограничениях в состоянии здоровья выступает основополагающим условием социальной значимости людей с инвалидностью, их самореализации, самовыражению и самосовершенствованию. Сегодня, когда работодатель, пересмотрев свои взгляды, освободившись от навязчивых стереотипов, что сделать очень не просто, решается объявить вакансию, на которую может в том числе на равных претендоватьи человек с инвалидностью, это безусловно свидетельствует о трансформации довольно устойчивых и регидных позиций в отношении граждан, имеющих ограничения в состоянии здоровья. Быть нужным обществу, быть принятым, иметь уважение среди сверстников - это экзестенциальные потребности любого человека, независимо от наличия или отсутствия у него каких-либо ограничений по здоровью.

Изложение основного материала статьи. Развитие гражданского общества привело к проявлению пристального внимания к понятию «инклюзивная культура», которое трактуется как безопасное, терпимое сообщество людей, стимулирующее развитие всех участников сообщества, в котором принимаются ценности каждого. Это возможно только при определенном, достаточно высокомуровне развития общества.У современного человека культура поведения доминируется его внутренними морально-нравственными нормами.

В процессе непрерывного совершенствования общества «инклюзивная культура» также развивается, включает в себя все больше знаний об инклюзии, о роли каждого участника сообщества при взаимодействии; создание доверительных взаимоотношений, способствующих повышению эффективности сотрудничества в различных областях социальной и трудовой деятельности. Все это способствует повышению уровня общей культуры общества и развитию процесса инклюзии.

Вопросы формирования инклюзивной культуры связаны, прежде всего, с понятием «субъект инклюзии» и отношением общества к нему. Инклюзия предусматривает для человека с инвалидностью неограниченное участие во всех социальных процессах, на всех ступенях образования, в процессе досуга, на работе, в реализации различных социальных ролей и функций.

Инклюзивная культура общества как феномен включает в себя следующие содержательные аспекты (разделы): этические основы взаимодействия с людьми с инвалидностью; технологиикоммуникации с разными категориями людей с инвалидностью (а именно:сурдоперевод, жестовая речь, тифло-сурдоперевод,тифлокомментирование, и др.); восприятие партнера по общению, имеющего инвалидность.

Социальные стереотипы, во власти которых часто находится общественное сознание, препятствуют адекватному восприятию людей, имеющих какие-либо нарушения. Информация о такой категории людей часто оказывается искаженной, предвзятой, неправдоподобной.

Наряду с имеющимися социальными стереотипами также встречается безразличие, отсутствие интереса к человеку с инвалидностью и нежелание понять этих людей. Искаженное представление общества о человеке с инвалидностью провоцирует непонимание, избегание взаимодействия с ним.

Вместе с тем, при вступлении в контакт с человеком, имеющим те или иные нарушения здоровья, люди на практике убеждаются в том, что этот человек с инвалидностью вполне может оказаться интересным собеседником.

Необходимо формировать инклюзивную культуру, в рамках которой будет развиваться система отношений, в которой человек с инвалидностью будет восприниматься как равноправный член общества. Это процесс, безусловно, двусторонний. Как само общество должно идти навстречу человеку, имеющему особенности здоровья, так и сам человек с инвалидностью должен преодолевать барьеры восприятия и максимально использовать все свои ресурсы.

Особое значение приобретают вопросы взаимодействияс людьми с инвалидностью. При этом, необходимо рассматривать две стороны этого процесса: включение человека с инвалидностью в социум и готовность социума к принятию такого человека. Сущность инклюзии заключаетсяв постулировании равных возможностей для всех людей независимо от их социального статуса, возраста, уровня образования, наличия определенных ограничений по здоровью и т.п. Обеспечение равных прав и возможностей для лиц с инвалидностью закреплено законом (Государственная дума РФратифицировала 25.04.2012 г. конвенцию о правах инвалидов, подписанную в сентябре 2008 г. в Нью-Йорке министром иностранных дел). Соответственно, возникает необходимость обеспечить полноценное и активное участие каждого члена общества во всех социальных сферах.

Готовность членов общества к взаимодействию в условиях инклюзии предусматривает, прежде всего, принятие человека с инвалидностью как полноценного члена общества, изменение отношения в обществе к этим людям.

Понятие инклюзии включает в себя такие положения, как:

- ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

- каждый человек способен чувствовать и думать;

- каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

- все люди нуждаются друг в друге;

- разнообразие усиливает все стороны жизни.

Большое внимание уделяется проблеме формирования инклюзивной культуры образования, которое исходит из того, что каждый обучающийся - неповторим и уникален, учитываются все задатки и способности человека. «Происходит и изменение отношения к Другим/нетипичным: люди признают их права на уникальность и уважение» [2, С. 9; 2, С. 140].

Одной из важных составляющих инклюзивной культуры являются вопросы этики - соблюдение норм и правил поведения человека в условиях совместного пребывания, в том числе при взаимодействии с людьми, имеющими те или иные ограничения по здоровью.

Этика инклюзивного взаимодействия - это соблюдение представителями социума в процессе общения с людьми с инвалидностью совокупности морально-этических и нравственных норм и правил поведения (этикоориентированная модель поведения), повышающих качество жизни данной категории граждан.

На основе этики (свода моральных правил и норм поведения) строится взаимодействие людей в той или иной сфере общения.

Залогом успешности и комфортности выстраивания взаимодействия с людьми с разными формами инвалидности выступают этические аспекты, уважительное отношение к ним, признание каждого из них равным партнером в процессе общения, такого человека надо принимать таким, какой он есть.

Процесс взаимодействия с людьми с инвалидностью всегда будет комфортным и конструктивным, если соблюдать этические основы общения с ними и учитывать психофизиологические особенности восприятия окружающей действительности каждой категорией данной группы людей. Каждому человеку с инвалидностью важно почувствовать себя принятым, востребованным обществом и интересным собеседником для окружающих. Инклюзивное взаимодействие выступает неким диалогом между людьми, где решаются и обсуждаются актуальные проблемы и вопросы, где содержание процесса общения не зависит от наличия у кого-то из партнеров ограничений по состоянию здоровья. Такой процесс должен быть обоюдным и полезным для всех его участников.

Рассматривая в целом этические основы инклюзивного взаимодействия с посетителями с инвалидностью, следует выделить общие подходы к взаимодействию с этой категорией людей:

• Желательно получить предварительные знания об психофизиологических особенностях восприятия окружающей действительности человеком с инвалидностью, чтобы понимать, с каким человеком Вы будете взаимодействовать. Это поможет избежать грубых шибок при общении с ним.

• Неэтично проявлять открыто чувство сострадания или жалости к человеку с инвалидностью, или же неприязнь.

• Вступая в контакт с человеком с инвалидностью, прежде всего, позвольте ему самому определять, какая помощь ему нужна. Не нужно проявлять излишней заботы и опеки, следует уважительно относиться к человеку и оказать именно ту помощь, в которой он нуждается.

• Если Вы обнаружите, что человек с инвалидностью не ориентируется в окружающей обстановке или неправильно понял поступившую информацию, следует осведомиться у него, необходима ли помощь, не навязывая своих советов и инструкций.

• В ситуации, когда у человека с инвалидностью есть сопровождающий, этично обращаться непосредственно к этому человеку, а не к его сопровождающему.

• При желании установить тактильный контакт с человеком с инвалидностью, уместно в корректной форме проинформировать его об этом намерении и получить разрешение (например, пожать руку, взять под руку и т.п.

• Общаясь с человеком с инвалидностью, важно понимать причины особенностей его речи (если они есть) и учитывать это при общении. В случаях невнятного произношения им слов или затрудненного восприятия речи окружающих, необходимо терпеливо пробовать иные способы донесения информации: упрощать фразы, излагать свои мысли внятно, доступным языком, использовать эмоции, выразительные жесты, избегать многословия и употребления слов-паразитов и т.п.

• Общаясь с человеком с инвалидностью, следует располагаться так, чтобы ему было удобно воспринимать речь собеседника.

• При взаимодействии с человеком с инвалидностью полезно заранее озвучивать свои намерения, чтобы подготовить собеседника к тем или иным действиям.

• При ознакомлении с различными документами человека с инвалидностью следует прочесть ему документ (по его просьбе, разумеется), не искажая текста и не комментируя его, если при этом не было предварительной договоренности. Предварительно желательно выяснить, в какой форме му удобно ознакомиться с документом.

Выводы. Обобщая вышеизложенное, необходимо отметить, что люди с инвалидностью в большей степени готовы к общению с окружающими, чем те с ними. Поэтому следует формировать в современном обществе инклюзивную культуру с учетом этики взаимодействия. Именно такой подход способствует преодолению границ, разрушению стереотипов, раскрытию больших возможностей с обеих сторон, повышению уровня понимания друг друга, выстраиванию диалогических отношений, наличию паритетности и желания включаться в процесс общения и взаимно обогащаться этим, получая самые положительные впечатления.

Литература:

1. Выготский, Л.С. Собрание сочинений в шести томах: Том 5. Основы дефектологии / Л.С. Выготский. - М.: Книга по требованию, 2012. - 368 с.

2. Педагогика и психология инклюзивного образования: учебное пособие / Д.З. Ахметова, З.Г. Нигматов, Т.А. Челнокова, Г.В. Юсупова и др.; под ред. Д.З. Ахметовой. - Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2013. - 204 с.

3. Ростомашвили, И.Е. Школа театрального тифлокомментатора: методическое пособие / И.Е.Ростомашвили. -Санкт-Петербург: КАРО, 2022. - 44 с.

4. Сорокин, В.М. Теоретические основы психологии дизонтогенеза / В.М. Сорокин. - СПб., 2005. - 157 с.

5. Специальная психология: учебник для академического бакалавриата / под ред. Л.М. Шипицыной. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 287 с.

6. Шаповал, И.А. Специальная психология. Учебное пособие / И.А. Шаповал. - М.: ТЦ Сфера. 2005. - 244 с.

Психология

УДК 159.9.07

кандидат педагогических наук, доцент Сильченкова Светлана Владимировна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования

«Смоленский государственный университет» (г. Смоленск);

доктор медицинских наук, профессор Царёва Валентина Михайловна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Смоленский государственный медицинский университет» (г. Смоленск)

СРАВНЕНИЕ УРОВНЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИСТОЩЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ ГОРОДА

СМОЛЕНСКА

Аннотация. Исследован уровень одной из шкал профессионального эмоционального выгорания педагогов высшей школы - эмоционального истощения. Использовалась методика К. Маслач и С. Джексона, а также интегральный показатель - системный индекс синдрома перегорания. Выборка составила 60 человек. Время проведения исследования - апрель-июль 2022 года. В результате исследования установлено, что в целом уровень профессионального выгорания преподавателей города средний. Уровень эмоционального истощения педагогов также средний. Это означает невысокую угнетенность, средний уровень утомления и эмоциональной опустошенности. Однако по данной шкале имеются некоторые отличия между вузами. Среди преподавателей СмолГУ по сравнению с коллегами СГМУ чаще встречается высокий уровень эмоционального истощения и деперсонализации, а также низкий уровень редукции личностных достижений. Даны некоторые рекомендации по снижению эмоционального истощения.

Ключевые слова: профессиональное выгорание, эмоциональное выгорание, преподаватели высшей школы, эмоциональное истощение, профилактика.

Annоtation. The level of one of the scales of professional emotional burnout of teachers of higher education - emotional exhaustion has been studied. The technique of K. Maslach and S. Jackson was used, as well as an integral indicator - the systemic index of the burnout syndrome. The sample consisted of 60 people. The study period is April-July 2022. As a result of the study, it was found that, in general, the level of professional burnout of city teachers is average. The level of emotional exhaustion of teachers is also average. This means low depression, average level of fatigue and emotional emptiness. However, there are some differences between universities on this scale. Among the teachers of Smolensk State University, in comparison with colleagues from SSMU, a high level of emotional exhaustion and depersonalization is more common, as well as a low level of reduction in personal achievements. Some recommendations are given to reduce emotional exhaustion.

Key words: professional burnout, emotional burnout, higher school teachers, emotional exhaustion, prevention.

Введение. Проблема синдрома профессионального выгорания была и остается актуальной во многих странах. Профессиональная деятельность педагогов подвержена проявлению деформаций, осложненных многими негативными факторами. Одним из частных негативных проявлений педагогов является феномен «эмоционального выгорания» или, по другой формулировке, синдром «профессионального (эмоционального) выгорания». В работе под синдромом профессионального выгорания понимается эмоциональное выгорание представителей определенной профессии, в данном случае - преподавателей высшей школы. Одним из компонентов эмоционального выгорания согласно методике Маслач является эмоциональное истощение [10]. Эмоциональное истощение негативно проявляется на личности самого педагога и его многочисленного окружения, как дома, так и в профессии. Оно мешает плодотворно трудится, взаимодействовать со студентами и коллегами.

Синдром эмоционального (профессионального) выгорания свойственен специалистам всех сфер деятельности. В наибольшей степени данному синдрому подвержены люди типа профессий «человек-человек». Это вызвано тем, что общение с другим человеком обязательно включает его обратное воздействие на собеседника [1]. Постоянно в своей профессиональной деятельности взаимодействуют с людьми представители педагогической профессии.

В научной литературе довольно широко исследуется синдром профессионального выгорания педагогов. Представлены данные по шкалам профессионального выгорания, рассмотрены причины, симптомы и меры профилактики профессионального выгорания педагогов. Так исследователи из Вологды И.В. Фокина и М.О. Цатурян выделяют среди причин профессионального выгорания педагогов необходимость постоянного интенсивного общения с социумом; усиленный самоконтроль; постоянная напряженность окружающей среды [8, С. 6]. Рассматриваются также неудовлетворительные условия работы и индивидуальные особенности личности педагогов. Ученые Н.Е. Водопьянова и Е.С. Старченкова отмечают, что синдром профессионального выгорания напрямую связан со стрессами межличностной коммуникации [2; 3, С. 30].

Причинами высоких показателей профессионального выгорания, по мнению А.Д. Гольменко, являются: длительный период не работы по специальности, который приводит к нарушению психологического компонента (саморегуляция, психологические защиты, коммуникативные качества и т.д.) и профессионального (значительное снижение показателей общетеоретических и практических знаний). Кроме того, выраженность профессионального выгорания зависит от профессиональной пригодности и несоответствия оптимальным характеристикам профессионально значимых личностных качеств [4, С. 109].

Проблему и важность компонента эмоционального истощения в своей работе показывает А.Д. Михайловский. Он рассматривает, какие факторы влияют на эмоционального истощения студентов, и выделяет личностный, ролевой, операционный факторы [7, С. 51].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.