УДК 316.64
Мусатова Сима Андреевна
ФГБОУ ВПО «Г осударственный университет управления»
Россия, Москва1 Аспирантка E-Mail: [email protected]
Социально-психологические аспекты имиджа современного полицейского в России
Аннотация: Данная статья посвящена важным социально-психологическим аспектам имиджа современного полицейского в Российской Федерации. В статье последовательно представлены результаты и выводы по итогам проведения трехэтапного исследования. На первом этапе исследования, описанного в данной работе, был осуществлен ассоциативный эксперимент. Ассоциативный эксперимент был нацелен на изучение корреляции индивидуального и социального значения исследуемого имиджа полицейского. На следующем этапе было проведено исследование, которое методически было основано на использовании 16-факторного опросника Д. Кеттелла. Заключительный этап исследования содержал психосемантический анализ категориальной структуры имиджа полицейского в России. Таким образом, автором была выявлена следующая социально-психологическая закономерность: непосредственное социальное восприятие гражданами России полицейского приводит к изменению социальных представлений о данной социальной группе на когнитивном уровне, а именно когнитивному усложнению категориальной структуры имиджа полицейского. Это, однако, не в состоянии изменить эмоционально негативную окраску имиджа полицейского, даже в случае позитивной оценки гражданами непосредственного опыта взаимодействия. Из этого следует завершающий текст данной статьи вывод о высокой степени устойчивости социальных представлений российских граждан о полицейском.
Ключевые слова: Имидж; полицейский; социальный; социальная психология; коммуникация; ассоциативный эксперимент; опросник Кеттелла.
Идентификационный номер статьи в журнале 69РУЫ214
109542, Москва, Рязанский проспект, 99.
Социальные представления субъекта детерминируют его картину мира. Согласно С. Московичи [6], социальное представление включает набор понятий, которые формируются в обыденной жизни субъектов в процессе межличностной коммуникации.
К основным функциям, которые выполняет социальное представление, относятся следующие [1]: познание социального мира; опосредование поведения; адаптация
совершающихся событий к уже сложившейся картине мира. Реализуя данные функции, социальные представления способствуют протеканию процесса социализации субъектов.
Социализация - это «непрерывный процесс коммуникации, в ходе которого новичок избирательно вводит в свою систему поведения те шаблоны, которые санкционированы группой» [10, с. 417]. Отбор этих «шаблонов» происходит в процессе приобретаемого субъектом жизненного опыта.
Исследование имиджа на сегодняшний день представляются особенно актуальным; существует ряд исследований, посвященных социальным, экономическим и психологическим аспектам имиджа [2; 3; 4; 5; 7; 8; 9], однако до сих пор отсутствуют комплексные исследования имиджа современного российского полицейского.
Нами была выдвинута следующая гипотеза: ассоциации, возникающие у респондентов по отношению к образу полицейского, обусловлены их опытом взаимодействия с правоохранительными структурами и связаны с социально-психологическими характеристиками воспринимающего субъекта.
Данное исследование включало следующие этапы:
• ассоциативный эксперимент;
• исследование по методике 16-факторного опросника Кеттелла;
• психосемантический анализ категориальной структуры имиджа полицейского в
России.
В исследовании приняло участие 126 человек: мужчины и женщины в возрасте 18-30 лет, большинство из которых имеют высшее образование и работают.
В результате ассоциативного эксперимента мы условно разделили респондентов на три группы: нейтральную, отрицательную и положительную в соответствии с оценкой опыта взаимодействия.
По результатам анализа материалов исследования была установлено следующее: положительно опыт взаимодействия с полицейскими оценили 20% респондентов; отрицательно - 17%; нейтрально - 63% от общего числа респондентов. Ранжирование ассоциаций осуществлялось на основании семантического анализа высказанных респондентами слов и словосочетаний.
Исследуя социально-психологические особенности респондентов, обратимся в первую очередь к интерпретации набора факторов, характеризующих следующие социальнопсихологические характеристики:
1. Экстраверсия — Интроверсия
Экстраверсию — интроверсию интерпретируем следующим набором факторов:
А (А+ - общительность/ А- - замкнутость),
F (Т+ - безрассудство, F - - рассудительность),
Н (Н+ - смелость/ Н- - робость).
У группы респондентов с отрицательным отношением к полицейским мы можем отметить склонность к экстраверсии, в то время как у группы респондентов с нейтральным и положительным отношением мы наблюдаем склонность к интроверсии.
Коммуникативные свойства отражают следующие факторы:
Е (Е+ - доминантность/ Е- - покорность)
Q2 ^2 + - нонконформизм/ Q2- - конформизм)
G ^ + - высокая норма/ G - -низкая норма)
N (№+ - дипломатичность/ N - прямолинейность)
L (Ь+ - подозрительность/ L- - доверчивость)
Анализируя результаты исследования, мы выявили зависимость социальнопсихологического восприятия полицейским гражданами, разделив участников исследования на три группы «отрицательную», «нейтральную» и «положительную» по оценке взаимодействия с полицейскими, мы интерпретировали полученные факторы.
1. Люди, оценившие опыт взаимодействия с полицейским негативно, отличаются активностью в установлении социальных контактов, что свидетельствует об отсутствии барьеров во взаимодействии с любыми социальными объектами, в данном случае мы подразумеваем представителей правоохранительных органов. Также здесь мы можем говорить о «легкости» таких взаимодействий. Эта группа имеет склонность к лидерству, что может быть основанием для возможности утверждать, что эти респонденты могут отстаивать свои права и позицию в общении с полицейским, также мы можем предположить, что эта группа людей может проявлять инициативность в общении и конфронтации. Эта группа имеет склонность к экстраверсии. Это означает, что поведение представителей этой группы направлено во вне. Для экстравертов характерно активное общение с людьми, участие в публичных выступлениях. Также мы можем предположить, что как раз представители этой группы, имея активную социальную позицию транслируют свое мнение в обществе, побуждая других людей принять их точку зрения.
Анализируя коммуникативные свойства негативной группы, мы можем отметить следующее: независимость характера, прямолинейность, дипломатичность - эти
характеристики свидетельствуют о высоких коммуникативных навыках со всеми членами общества, способность отстаивания своих взглядов. В экстремальных ситуациях представители этой группы могут проявлять доминантность.
Интерпретация результатов указывает на наличие конформных реакций в социальной сфере, но фактор E, характеризующий полюса конформность - доминантность у представителей негативной группы, имеет наибольшее значение, стремящееся к полюсу доминантности.
Анализируя отдельные шкалы, отметим следующее: у отрицательной группы высокий показатель фактора Q4 «Расслабленность - Напряженность», он приближен к полюсу напряженность, что свидетельствует о напряжении во взаимодействии, которое как следствие может вызывать негативное отношение к сотрудникам полиции. Фактор L«доверчивость-подозрительность» имеет средний показатель 7,23, что говорит нам о высокой степени подозрительности, которая тоже может являться причиной негативного отношения к полицейским. Значение фактор ^робость-смелость» у группы с отрицательным отношением
2. Коммуникативные свойства
приближен к полюсу смелость, что еще раз нам подтверждает, что эта группа людей может позволить себе критические суждения и может идти на конфронтацию с представителями правопорядка.
2. Люди, оценившие опыт взаимодействия с полицейским нейтрально, характеризуются сдержанностью как в установлении межличностных, так и в установлении социальных контактов, что может свидетельствовать о социальной пассивности, выборочности в установлении социальных контактов и избегании нежелательного взаимодействия. В поведении этих людей мы отмечаем экспрессивность и импульсивность, что может свидетельствовать о впечатлительности во взаимодействии с другими людьми, , подверженность переживаниям, страху. Характер представителей этих групп мы интерпретируем как застенчивый, эти люди склонны к индивидуальной деятельности. Отметим также склонность к интроверсии. Эти люди предпочитают наблюдать за процессом6 нежели чем участвовать в нем - то есть сохранять нейтралитет. Мы можем предположить, что группа с нейтральным отношением ограничивает себя от нежелательных контактов, в том числе и с представителями правоохранительных органов, скупы в своих высказываниях, возможно воздерживаются от каких-то критичных высказываний. В коммуникативном плане эта группа мягкая и уступчивая, доверчивая к людям. Отметим у этой группы наличие степени конформности, фактор Е, характеризующий фактор «конформность- доминантность» у этой группы больше всего стремится к полюсу конформность, чем у других групп.
Анализируя отдельные факторы, можем отметить высокий показатель фактора О «спокойствие-тревожность» 7,49, что свидетельствовать о том, что повышенная тревожность заставляет их давать нейтральную оценку взаимодействию с полицейским. Эта группа отличается высоким уровнем самоконтроля фактор Q3 и эмоциональной стабильности фактор С.
3. Люди, оценившие опыт взаимодействия с полицейским положительно, так же как и люди с нейтральной оценкой, характеризуются сдержанностью в установлении межличностных связей и социальных контактов. Можно отметить импульсивность и экспрессивность в поведении. Также как и нейтральная группа, положительная склонна к интроверсии.
При этом они насторожены в отношениях с людьми и проницательны. Мы можем предположить, что при взаимодействии с полицейскими у положительной группы активизируются перцептивные механизмы идентификации или эмпатии, мы предполагаем, что эта группа пытается понять действия сотрудника, отождествляет себя с ним, встает на его место, находя оправдание тем или иным поступкам, принимает во внимание тяжелые условия работы полицейских и т.д.
Анализируя отдельные факторы, заметим, что у положительной группы самые высокие показатели значения фактора М «практичность-мечтательность», что свидетельствует о практичном подходе положительной группы к взаимодействию с полицейскими, они более удовлетворены чем те, кто ждет от взаимодействия с сотрудниками полиции соответствия своим ожиданиям. Фактор Q3 имеет самый высокий показатель среди трех групп, он свидетельствует о высоком самоконтроле, мы можем предположить, что эта группа может более трезво оценивать ситуацию, своим поведением способствуют упрощению взаимодействия с полицейским и избеганию- конфликтов. Также фактор Q4 «расслабленность
- напряженность» ближе к значению расслабленность, что также может иметь влияние на восприятие ситуации взаимодействия с сотрудниками.
Таким образом нами были выявлены три социально-психологических типа личности граждан, характеризующиеся оценкой социального восприятия полицейского положительной,
нейтральной или негативной. Пассивный интроверт (интровертность, высокий уровень эмпатии, социальная пассивность), тревожный интроверт (интровертность, тревожность, комфорность), подозрительный экстраверт (экстравертность, подозрительность, активность).
В результате обработки массива данных третьего этапа исследования было получено 4 ортогональных, преимущественно денотативных факторов с различным вкладом в общую дисперсию, определяющим их значимость. Каждый фактор представляет собой пучок высококоррелирующих шкал и отражает один из психологически значимых элементов образа полицейского для исследуемых респондентов. Выявленные факторные структуры являются призмой, через которую происходит восприятие полицейского гражданами.
Обработав массив полученных данных, мы пришли к следующим выводам.
В общем представлении респондентов полицейский - это человек славянской внешности, средних лет, вероятно, имеющий семью, со средним уровнем заработной платы, в меру разговорчивый и сосредоточенный, обладающий чувством юмора, но при этом раздражительный, медлительный, трусливый, хитрый, мягко характерный, действующий по предписанной инструкции, безразличный к патриотическим ценностям и склонен к неадекватным действиям.
Соответственно группа с негативным отношением к полицейским оценивала шкалы-характеристики ниже, чем группа с положительным отношением. Но тенденция представлений имеет одинаковую направленность.
Обработка данных методами многомерной статистики позволяет реконструировать систему категорий сознания респондентов, сквозь которую проходит восприятие образа полицейского.
При помощи метода главных компонент и Varimax - вращения нами было получено 4 значимых фактора, объясняющих 56,81% общей дисперсии.
Первый фактор 22,88 % дисперсии был интерпретирован нами как
«Профессионализм», второй фактор 20,33 % дисперсии - как «Морально-нравственный облик», третий фактор 8,2% дисперсии - как «Коммуникабельность», четвертый фактор 5,4% дисперсии был интерпретирован нами как «Социальное положение».
Согласно результатам Т-Стьюдента, между группами положительно и отрицательно относящихся к полиции респондентов не обнаружено различий (либо обнаружены лишь на уровне стат-тенденции) по следующим шкалам:
Наибольшее расхождение в представлениях у респондентов возникло именно в сфере рассмотрения аспекта правосознания в профессиональной сфере сотрудников полиции, оценка которого является наиболее значимой при процессе социального восприятия, так как такой процесс обусловлен статусно - ролевым аспектом. На первый план при восприятии представителя «другой» группы личностные и социальные характеристики уходят на второй план.
Образ реального сотрудника полиции в представлениях граждан имеет когнитивно простую структуру, он детерминируется четырьмя факторами, которые нам удалось выявить в процессе обработки результатов.
Доминирующие факторы детерминации образа реального полицейского имеют негативный полюс, то есть в сознании граждан полицейский - это не достаточно профессиональный, аморальный, в меру коммуникабельный мужчина средних лет, славянской внешности, скорее семейный.
Различий в представлениях об идеальном полицейском у трех групп респондентов не выявлено.
Единственный случай, где значение отличается хотя бы на уровне статтенденции -шкала 48 «Перенимает зарубежный опыт - руководствуется своими знаниями». Группа с отрицательным отношением считает, что идеальный полицейский в большей мере должен перенимать зарубежный опыт. Мы можем предположить, что эта группа в своем видении идеального образа полицейского руководствуется западными эталонами.
Идеальный полицейский - это профессионал высокого уровня, обладающий высокими морально-нравственными качествами, высокими навыками коммуникации, славянской внешности, достаточно молодой и семейный человек.
Анализ категориальной структуры образа полицейского в России в зависимости от непосредственного позитивно, нейтрально или негативно окрашенного опыта взаимодействия граждан, позволил нам выявить особо значимый факт отсутствия трансформации негативной эмоциональной окрашенности образа полицейского, детерминированного стереотипным социальным представлением.
Таким образом, автором была выявлена социально-психологическую закономерность: непосредственное социальное восприятие гражданами России представителя большой социальной аут группы - сотрудника правоохранительных органов, приводит к изменению социальных представлений о данной социальной группе на когнитивном уровне, а именно когнитивному усложнению категориальной структуры образа полицейского, однако, не изменяет его эмоционально негативную окраску, даже в случае позитивной оценки гражданами непосредственного опыта взаимодействия. Из этого следует вывод о высокой степени устойчивости и ригидность социальных представлений граждан о полиции.
Гипотеза была подтверждена.
Результаты данного исследования могут быть использованы, в частности, в деятельности социальных педагогов и психологов, работающих в правоохранительных структурах, при разработке имиджевых и PR-текстов, направленных на формирование позитивного образа полицейского в общественном сознании, а также при чтении спецкурсов по социальной психологии и социологии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреева Г.М. Психология социального познания. - М.: Аспект Пресс, 2005. -303 с.
2. Васильев Г.А. Управление сервисными продуктами в маркетинге услуг: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 080111 "Маркетинг", 080301 "Коммерция (торговое дело)" / Г. А. Васильев, Е. М. Деева.
- М.: ЮНИТИ, 2009. - 192 с. : ил., табл.; 21 см. ISBN 978-5-238-01578-1.
3. Горбунов, Н.П. Искусство создания имиджа [Текст] / Горбунов Н. П. - М: Лаборатория Книги, 2010. - 87 с.
4. Горчакова, В.Г. Имидж. Искусство и реальность [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В. Г. Горчакова. - М.: ЮНИТИ, 2012. -279 с. : ил., портр. ISBN 978-5-238-01930-7
5. Матвеев, К.С. Речевой имидж как средство создания благоприятного образа политика [Текст] / Матвеев К. С. - Москва: Лаборатория Книги, 2010. - 96 с.
6. Московичи С. Социальная психология. - СПб.: Питер, 2007. - 592 с.
7. Политическая имиджелогия : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности "Психология" / под ред. А. А. Деркача [и др.].
- М: Аспект Пресс, 2006. - 398, [1] с: ил; 22 см. ISBN 5-7567-0416-7
8. Тихонов, И.П. Имидж руководителя: методы формирования [Текст] / Тихонов И. П. - Москва: Лаборатория Книги, 2010. - 127 с.
9. Хмельницкая, ОА. Секретарь - лицо компании: имидж секретаря, деловой
этикет, протокол / О. Е. Хмельницкая. - Новосибирск: Сибирское унив. изд-во,
2009. - 125, [1] с. : ил., табл.; 21 см. - (Школа секретарей). ISBN 978-5-379-
00929-8
10. Шибутани Т. Социальная психология. - Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1998. -544 с.
Рецензент: Филиппов Альберт Владимирович, д.пс.н., профессор, заведующий кафедрой психологии в Государственной Университете Управления.
Sima Musatova
State University of Managemement Russia, Moscow E-Mail: [email protected]
Social and Psychologic Aspects of Image the Modern Policeman in Russia
Abstract: The article is devoted to the important social and economic aspects of image the modern policeman in Russian Federation. The results and conclusions of the 3-level research are given here. The associative experiment was on the first level. The associative experiment is aimed to study the correlation of individual and social meaning of the image in one. The next was Cattell’s 16 factors test. The last was the psychosemantic analysis of categorical structure of image the modern policeman in Russia. Thus, social and psychological regularity was revealed: the direct social perception by the citizens of Russia of the policeman leads to change of social ideas of this social group at the cognitive level, i.e. to cognitive complication of categorial structure of an image of the policeman. It, however, doesn't change the emotionally negative perception, even in case of a positive assessment of the citizens of a first-hand experience of interaction. The conclusion is about high degree of stability of social representations of russian citizens about policeman.
Keywords: Image; policeman; social; social psychology; communication; associative experiment; Cattell’s test.
Identification number of article 69PVN214
REFERENCES
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Andreeva G.M. Psihologija social'nogo poznanija. - M.: Aspekt Press, 2005. - 303 s.
Vasil'ev G.A. Upravlenie servisnymi produktami v marketinge uslug: uchebnoe posobie dlja studentov vuzov, obuchajushhihsja po special'nostjam 080111 "Marketing", 080301 "Kommercija (torgovoe delo)" / G. A. Vasil'ev, E. M. Deeva. -M.: JuNITI, 2009. - 192 s. : il., tabl.; 21 sm. ISBN 978-5-238-01578-1.
Gorbunov, N.P. Iskusstvo sozdanija imidzha [Tekst] / Gorbunov N. P. - M: Laboratorija Knigi, 2010. - 87 s.
Gorchakova, V.G. Imidzh. Iskusstvo i real'nost' [Tekst]: uchebnoe posobie dlja studentov vysshih uchebnyh zavedenij / V. G. Gorchakova. - M.: JuNITI, 2012. - 279 s. : il., portr. ISBN 978-5-238-01930-7
Matveev, K.S. Rechevoj imidzh kak sredstvo sozdanija blagoprijatnogo obraza politika [Tekst] / Matveev K. S. - Moskva: Laboratorija Knigi, 2010. - 96 s.
Moskovichi S. Social'naja psihologija. - SPb.: Piter, 2007. - 592 s.
Politicheskaja imidzhelogija : ucheb. posobie dlja studentov vuzov, obuchajushhihsja po napravleniju i special'nosti "Psihologija" / pod red. A. A. Derkacha [i dr.]. - M: Aspekt Press, 2006. - 398, [1] s: il; 22 sm. ISBN 5-7567-0416-7
Tihonov, I.P. Imidzh rukovoditelja: metody formirovanija [Tekst] / Tihonov I. P. -Moskva: Laboratorija Knigi, 2010. - 127 s.
Hmel'nickaja, OA. Sekretar' - lico kompanii: imidzh sekretarja, delovoj jetiket, protokol / O. E. Hmel'nickaja. - Novosibirsk: Sibirskoe univ. izd-vo, 2009. - 125, [1] s. : il., tabl.; 21 sm. - (Shkola sekretarej). ISBN 978-5-379-00929-8
Shibutani T. Social'naja psihologija. - Rostov n/D: Izd-vo «Feniks», 1998. - 544 s.