социальная психология
social psychology
© ф
И) Check for updates
Оригинальное эмпирическое исследование
УДК 159.9
https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-4-21-28
Социально-психологические аспекты
адаптации иностранных студентов в условиях образовательной миграции
Александра Ю. Светоносова , Ирина В. Абакумова
EDN: CKCJDL
Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация
Аннотация
Введение. В современном обществе вопросы социальной адаптации студентов в вузах становятся все более актуальными и значимыми. Вхождение в среду высшего учебного заведения представляет собой сложный и многогранный процесс, требующий от студентов адаптации к новым условиям. Именно поэтому изучение социально-психологических аспектов адаптации иностранных студентов в российских вузах является важным направлением для научного поля. В рамках нашего исследования были рассмотрены теоретические аспекты социальной адаптации иностранных студентов, проблемы, с которыми им приходится сталкиваться, а также отношение студентов к учебе и выбранной специальности.
Цель. Проанализировать социально-психологические аспекты адаптации иностранных студентов в условиях образовательной миграции.
Материалы и методы. В данном исследовании был применен опросный метод: анкетирование и интервью. В ходе применения заявленных методов можно выявить личностные особенности образовательных мигрантов, ознакомиться со спецификой восприятия сложных жизненных ситуаций молодыми людьми, склонными к переживанию, и получить сведения об общей удовлетворенности и неудовлетворенности образовательных мигрантов учебной деятельностью и самооценок ее результативности в ходе социальной адаптации.
Результаты исследования. В исследовании приняли участие 136 иностранных студентов в возрасте 18-25 лет. В ходе исследования путем опросного метода были получены данные о распространенности различных барьеров в процессе адаптации. Они показывают, что наибольшую значимость и сложность для иностранных студентов составили в первую очередь проблемы, связанные с языковой коммуникацией - незнанием русского языка. Соответственно, это повлекло за собой образование проблем с учебой и переживания, связанные с реализованностью и благополучием. Недостаточная подготовка студентов к новым условиям учебного процесса может привести к стрессу, дезориентации и низкой мотивации.
Обсуждение результатов. В результате проведенного исследования можно сделать вывод о том, что социально-психологические аспекты играют важную роль в адаптации образовательных мигрантов к новым условиям и культуре, что требует специального внимания и поддержки со стороны образовательных и социальных институтов.
Ключевые слова: образовательная миграция, жизненные ситуации, социальная адаптация, социально-психологические аспекты, иностранные студенты
Для цитирования. Светоносова, А. Ю., и Абакумова, И. В. (2024). Социально-психологические аспекты адаптации иностранных студентов в условиях образовательной миграции. Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология, 7(4), 21-28. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-4-21-28
© Светоносова А.Ю., Абакумова И.В., 2024
Original Empirical Research
Sociopsychological Aspects of Adaptation of Foreign Students in the conditions of Educational Migration
Alexandra Y. Svetonosova ED, Irina V. Abakumova Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russian Federation ' svetonosova [email protected]
Abstract
Introduction. In modern society, the issues of social adaptation of students in higher education institutions are becoming more and more relevant and significant. Entering the environment of a higher education institution is a complex and multifaceted process that requires students to adapt to new conditions. That is why the study of socio-psychological aspects of adaptation of foreign students in Russian universities is an important direction for the scientific field. In the framework of our study we considered theoretical aspects of social adaptation of international students, the problems they have to face, as well as students' attitudes towards their studies and chosen specialty.
Objective. Analyze the sociopsychological aspects of adaptation of foreign students in the conditions of educational migration. Materials and Methods. In this study, a survey method was applied: questionnaires and interviews. During the application of the stated methods, it is possible to identify the personal characteristics of educational migrants, to familiarize with the specifics of perception of difficult life situations by young people prone to experience, and to obtain information about the general satisfaction and dissatisfaction of educational migrants with educational activities and self-assessments of their performance in the course of social adaptation.
Results. The study involved 136 international students aged 18-25 years. During the course of the study, data on the prevalence of various barriers in the adaptation process were obtained by the survey method. They show that the greatest significance and difficulty for foreign students were first of all the problems related to language communication, the lack of knowledge of the Russian language. Accordingly, it involved the formation of problems with studies and worries related to the realization and well-being. Insufficient preparation of students for new conditions of the educational process can lead to stress, disorientation, and low motivation.
Discussion. As a result of the study, it can be concluded that sociopsychological aspects play an important role in the adaptation of educational migrants to new conditions and culture, which requires special attention and support from educational and social institutions.
Keywords: educational migration, life situations, social adaptation, socio-psychological aspects, foreign students
For Citation. Svetonosova, A. Y., & Abakumova, I. V. (2024). Sociopsychological aspects of adaptation of foreign students in the conditions of educational migration. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology, 7(4), 21-28. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-4-21-28
Введение
Актуальность исследования образовательной миграции в наши дни резко возросла, поскольку люди, стремящиеся к получению профессии, все чаще выбирают переезд в другие страны для получения качественного образования (Klimenko, Grishina, Pronenko, 2023). Этот процесс оказывает значительное влияние на социальные, экономические, политические и культурные аспекты жизни общества. Ключевыми элементами современной социально-экономической реальности являются процессы, связанные с передвижением людей в обществе. В некоторой степени это может относиться к таким формам мобильности, как миграция. «Миграция населения - это общественный феномен, существующий на всем протяжении развития человеческого общества и социальных институтов» (Голубкина, 2018, с. 2023). Особое внимание факторам миграции уделял американский демограф Эверетт Ли, разработавший теорию «притяжения-выталкивания» (Lee, 1966). Его работа дала толчок разработке моделей миграции, которые в дальнейшем получили название «модели факторов миграции», которые также называют «расширенными гравитационными моделями». Суть теории Э. Ли заключается в том, что «человек во время жизни делает осознанный выбор, причем для каждого человека разные факторы могут иметь разное значение в принятии решения» (Самофалова, 2019, с. 79).
Первое научное определение миграции мы находим в работах английского ученого Е. Равенштейна, который достаточно просто подошел к определению миграции, рассматривая ее как «постоянное или временное изменение места жительства», как «непрерывный процесс» (Лисицын, 2022, с. 16). По мнению Равенштейна «миграция означает жизнь и прогресс» (Ravenstein, 1876, p. 174). Под образовательной миграцией принято понимать «перемещение людей с целью получения образования» (Замотин, 2016, с. 77). Динамика развития этого феномена в мировом масштабе настолько важна и очевидна, что в международной практике уже достаточно давно миграции студентов и стажеров стали выделять в отдельную категорию, наделяя ее особым значением, ценностью и особой социальной ролью - обеспечением интернационализации образования и развития специалистов высоких квали-
фикаций мирового уровня. Исследование особенностей образовательной миграции в работах отечественных и зарубежных авторов представляет особую важность, поскольку позволяет понять механизмы и тенденции этого явления в различных контекстах. Анализ социально-экономических процессов, связанных с образовательной миграцией, помогает выявить причины и последствия данного явления, а также определить его место в современном мире.
В России образовательная миграция также активно развивается не только в количественном, но и в качественном плане. В последние годы наблюдается стремительный рост количества образовательных мигрантов, обладающих целью получения высшего образования. Она носит добровольный и осознанный характер, ограничена периодом получения образования, и, зачастую, характерна для определенной возрастной группы. При поступлении в высшее учебное заведение каждый студент проходит этап адаптации: решаются задачи приспособления к новым формам уже студенческой жизни - переход от «вчерашнего школьника» к условиям жизни в университете. Несомненно, адаптация иностранных студентов имеет свои особенности. Ведь приезжающие на учебу в Россию иностранные студенты вынуждены адаптироваться не только к процессу обучения, но и к жизни и культуре другой страны. И от того, как пройдет адаптация, будет зависеть и эффективность обучения в вузе.
К вопросам изучения адаптации обращались многие отечественные и зарубежные философы, педагоги и психологи. В зависимости от уровня взаимодействия человека со средой выделятся следующие типы адаптации: биологическая, физиологическая, психологическая, социальная, социально-психологическая, социально-педагогическая, профессиональная. Термин «адаптация» впервые был введен в 1865 г. немецким физиологом Г. Аубертом и трактовался как «изменение чувствительности зрительных анализаторов к воздействию внешних раздражителей». Далее термин получил широкое распространение, став междисциплинарным понятием. Анализ научных исследований позволяет утверждать, что адаптация - это приспособление индивида к условиям новой среды; соотношение человека и среды, понимаемой как «совокупность внешних объективных условий, факторов, различных форм взаимодействия человека с миром» (Дикая, 2007, с. 353). По мнению М. Р. Битяновой, «адаптация - это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию» (Битянова, 1997, с. 44). Дж. У Берри определил адаптацию как «изменения, происходящие с индивидом или группами в ответ на требования от окружающей среды» (Berry, 1992, p. 79). Он также отмечает, что адаптацию можно понимать как «продолжение психологических результатов аккультурации» (Berry, 1992, p. 79).
Адаптация индивида к среде специфицируется как «профессиональная адаптация», которая понимается как процесс приспособления, приобщения человека к новым для него изменяющимся характеристикам профессиональной среды. Опираясь на мнение В. П. Каширина и В. А. Сластенина, профессиональная адаптация - это процесс вхождения человека в профессию и гармонизация взаимодействия его с профессиональной средой. К процессам психологической адаптации принято относить включенность личности в системы социальных, социально-психологических и профессионально-деятельностных связей и отношений, в исполнение соответствующих ролевых функций. Это процесс гармонизации внутренних и внешних условий жизнедеятельности личности и среды (Гордашников, 2009). Социальная адаптация - это процесс активного приспособления к изменившейся среде: принятие норм и правил новой социальной среды (группы, коллектива, организации), в которую приходит индивид, а также форм предметной деятельности. Социальная адаптация представляет собой «элемент деятельности, функцией которого является освоение условий среды, решение повторяющихся, типичных проблем путем использования принятых способов социального поведения, действия» (Гвишиани, 1988, с. 6). Адаптация педагогическая (социально-педагогическая) - это явление, которое характеризует наибольшую приспособленность индивида к обучению и воспитанию, а именно условия, в которых находится индивид, для него оптимальны с позиции научения и воспитания (Мардахаев, 2014).
Социальная адаптация студентов в высших учебных заведениях является сложным и многогранным процессом, требующим внимания со стороны как образовательных учреждений, так и самих студентов. Важно понимать, что успешная адаптация не только способствует комфортному пребыванию в университете, но и оказывает прямое влияние на учебные показатели, общее благополучие и самоощущение студентов. Одним из важных аспектов социальной адаптации студентов является формирование у них положительного отношения к учебе и выбранной специальности. Как показывает практика, студенты, которые чувствуют уверенность в правильности выбора области обучения, проявляют больший интерес к учебному процессу и более успешно интегрируются в университетскую среду. Поэтому важно проводить работу по профориентации и показывать студентам перспективы, связанные с выбранными ими областями знаний. Главным средством адаптации, по мнению Л. И. Рюмшиной, «выступают формально организованные мероприятия на факультетах во время предвузовской подготовки и в процессе обучения иностранных студентов» (Ryumshina, 2023, p. 116). Не менее важными факторами успешной адаптации являются языковая коммуникация и учебные навыки, которые студенты приобретают в процессе обучения. Умение эффективно организовывать свое время, работать в группе, анализировать информацию и принимать обоснованные решения играет значительную роль в процессе обучения и дальнейшей карьере студента.
Подготовка и реализация новых программ и проектов по развитию международной академической мобильности высшими учебными заведениями набирает обороты. Это право дает возможность студентам временно учить- 23
ся как в российских, так и в зарубежных вузах, получая новые знания и колоссальный опыт. Психологическая поддержка является важным аспектом и играет ключевую роль в успешной адаптации иностранных студентов, помогая им не только определить свои профессиональные цели, но и преодолеть возможные трудности и проблемы, с которыми они могут столкнуться на пути к своей карьере. Самоидентификация, уверенность в себе и принятие окружающей среды - основные компоненты, которые необходимо учитывать при помощи иностранных студентов в выборе профессионального пути. Модель взаимодействия всех заинтересованных подразделений университета, а также участников процесса, заинтересованных в успешной адаптации иностранных студентов представлена на рисунке 1. Стоит заметить, что каждый из участников выполняет свою определенную функцию в данной модели. На протяжении всего периода обучения иностранные студенты взаимодействуют с каждым участником данной модели, начиная от первой ступени - абитуриента, и заканчивая получением диплома и присвоением квалификации. Студенческие и профсоюзные организации, волонтерские движения всегда готовы оказать помощь студенту-иностранцу.
Рисунок 1
Модель взаимодействия с иностранными студентами
Преподаватели
Данная модель отображает политику Донского государственного технического университета, который активно развивает академическую мобильность, организуя процесс отбора студентов, аспирантов для участия в международных программах; взаимодействует с выезжающими на обучение и стажировку за рубеж студентами, аспирантами, а также принимающими университетами. целью данного исследования является анализ особенностей социальной адаптации иностранных студентов в условиях образовательной миграции на примере студентов Донского государственного технического университета.
Материалы и методы
Для достижения поставленной цели и проверки гипотез были использованы следующие методы: теоретический анализ трудов педагогов и психологов, наблюдение, анкетирование и интервью. Анкетирование проводилось с применением авторского опросника, направленного на изучение барьеров адаптации студентов в условиях образовательной миграции и удовлетворенность условиями, созданными для них в вузе.
Результаты исследования
В ходе исследования было опрошено 136 респондентов в возрасте 18-25 лет. Гендерное распределение было следующим: девушки - 50 %, юноши - 50 %. Распределение по специализации: студенты-техники - 35 %, студенты-гуманитарии - 65 %.
При разработке авторской анкеты были определены критерии социальной адаптации иностранных студентов и выявлены наиболее распространенные проблемы, указывающие на определенные трудности в ходе адаптации (рисунок 2).
Как мы уже отметили, адаптация иностранных студентов имеет ряд особенностей и значительно отличается от адаптации российских студентов. Выявленные нами в ходе диагностики иностранных студентов трудности зависят от многих факторов, таких, как национальные, религиозные, личностные.
Кураторы
Рисунок 2
Результаты анкетирования (в %)
Языковая коммуникация
Правила внутреннего распорядка и обучения в университете
Взаимоотношения в группе
Усвоение учебного материала
Бытовые проблемы
Юноши
73 %
61 %
69 %
83 %
13 %
Девушки
62 %
45 %
56 %
72 %
16 %
Проанализировав полученные результаты в ходе анкетировании и интервью, согласно распределению респондентов по специальности, можно сделать вывод, что наиболее трудным и для студентов-техников, и для студентов-гуманитариев является языковая коммуникация. Больше половины опрошенных, как среди девушек, так и среди юношей, указали языковую коммуникацию как главный фактор сложной адаптации. Языковой барьер и коммуникативные сбои оказывают влияние на академическую успеваемость иностранных студентов и на успешность межличностного взаимодействия как с педагогами, так и с одногруппниками. Это объясняется тем, что иностранные студенты испытывают трудности в общении с одногруппниками на русском языке, они не демонстрируют стремления к изучению языка, очень редко отвечают на занятиях, испытывая постоянный дискомфорт и напряжение.
Сложности с вузовской системой и распорядком испытывает каждый из опрошенных, причем юноши с большим непониманием относятся к «новым» условиям обучения. Бытовые проблемы незначительны, но имеются, такие как: неудовлетворенность общежитием, соседом по комнате, организация питания в университете, оказание медицинской помощи, нерациональное использование личного времени, материальные трудности. Все эти проблемы имеют примерно одинаковое соотношение среди юношей и девушек.
Далее респонденты были поделены на несколько подгрупп для очного знакомства и группового интервью с целью выявления удовлетворенности созданных в университете условий для улучшения социальной адаптации иностранных граждан на основании полученных данных о проблемах и трудностях в ходе анкетирования. В рамках данного исследования юношам и девушкам предложено оценить по 5 - бальной шкале, где 5 баллов - максимально высокий балл оценивания удовлетворенности созданными условиями в вузе; 1 балл - низкий уровень удовлетворенности; 0 баллов - затрудняюсь ответить.
Полученные результаты удовлетворенности студентов-иностранцев отображены на рисунке 3. В ходе опроса (интервью) и анкетирования были определены критерии, которые наибольшим образом влияют на успешность адаптации в вузе. Опираясь на ответы юношей и девушек, можно сделать вывод, что в университете создана благоприятная психологическая среда, в том числе с оказанием психологической помощи соответствующими службами университета при необходимости. Данный фактор оценивается как отличный в равном количестве среди обоих полов. Студенты не испытывают недостатка в помощи как со стороны одногруппников, так и со стороны педагогов, обеспечены необходимой методической и учебной литературой. Лишь несколько респондентов среди юношей и девушек испытывают проблемы с поиском литературы в научно-технической библиотеке. Однако особые проблемы среди респондентов вызывает цифровая среда университета. Часть опрошенных, в основном девушки, высказались, что испытывают проблемы с личным кабинетом, электронной зачетной книгой.
Рисунок 3
Результаты исследования (в баллах)
Благоприятная психологическая обстановка
Оказание помощи со стороны педагогов и кураторов
Обеспечение учебной и методической литературой
Ориентированность в цифровой среде
Юноши ■ Девушки
6
5
5
1
0
обсуждение результатов
Социальная адаптация в условиях образовательной миграции в современном обществе становится важной темой исследования как со стороны демографов, так и со стороны психологов и педагогов. Большинство российских университетов выстраивают взаимодействия с другими странами, налаживая партнерские отношения. Политика Донского государственного технического университета нацелена на партнерские отношения и развитие сотрудничества с Китаем, Казахстаном, Таджикистаном, Узбекистаном, Эквадором и многими другими, формируя благоприятные условия для социальной адаптации иностранных студентов и успешного освоения ими программ высшего образования. Используются различные методы и техники, адаптированные к потребностям иностранных студентам и их особенностям: индивидуальное консультирование, организация групповых занятий по профориентации, проведение культурно-образовательных мероприятий, тематические встречи.
В данном исследовании были проанализированы теории и подходы педагогов и психологов в вопросах социальной адаптации иностранных студентов. Сравнивая полученные нами результаты со сходными по теме исследованиями, отметим, что иностранные студенты в процессе адаптации испытывают ряд трудностей, в том числе и психологических. Так, М. Н. Вишневская рассматривала особенности иностранных студентов к процессу обучения в российском вузе, акцентируя внимание на тревожность, вызванную в ходе адаптации студентов (Вишневская, 2020). Ван Юаньян в своей работе, посвященной исследованию взаимосвязи социально-психологической адаптации и эмоционального интеллекта у иностранных студентов пришла к выводу, что «эмоциональный интеллект является глубинным ресурсом социально-психологической адаптации иностранных студентов в иноязычной среде» (Ван, 2020, с. 5).
В ходе исследования проблемы социальной адаптации студентов в Донском государственном техническом университете выявлен ряд важных аспектов, которые необходимо учитывать для создания оптимальных условий успешной адаптации иностранных граждан к учебной среде. Это позволит лучше понять мотивы и динамику образовательной миграции, а также выявить основные тенденции и вызовы, с которыми сталкиваются мигранты. Установлено, что показатели социальной адаптации зависят от гендерных различий: трудности со знанием русского языка менее возникают у лиц женского пола, нежели у мужского. Согласно результатам опроса, именно девушки отмечали, что не испытывают серьезных проблем при изучении языка и общении на нем. Юношам же напротив, изучение русского языка дается сложнее, они чаще обращаются к переводчику, в отличие от девушек. Большая часть респондентов максимально высоко оценивает созданную в университете благоприятную обстановку в отношении получения профессиональных навыков обучения иностранными студентами. Однако, существует и ряд проблем как учебного характера - правила обучения и внутреннего распорядка в университете, неумение ориентироваться в цифровой среде, так и бытовых, которые требуют пристального внимания со стороны кураторов и педагогов, деканатов. Использование заявленных методик исследования позволяет получить глубокое понимание личного опыта и мотивации мигрантов, что дает возможность более точно оценить их потреб-
ности и перспективы, а также разработать рекомендации для более успешной адаптации иностранных студентов и оптимизации образовательного процесса.
Список литературы
Битянова, М. Р. (1997). Адаптация ребенка к школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. Образовательный центр «Педагогический поиск».
Ван, Ю. (2020). Взаимосвязь социально-психологической адаптации и эмоционального интеллекта у иностранных студентов. Журнал Мир науки: педагогика и психология, 1.
Вишневская, М. Н. (2020). Особенности адаптации иностранных студентов к процессу обучения в российском вузе. Журнал Мир науки: педагогика и психология, 2.
Гвишиани, Д. М., и Лапина, Н. И. (1988). Краткий словарь по социологии. Политиздат.
Голубкина, Т. М., и Ефимова, С. А. (2018). Российский вуз глазами иностранных студентов. Запад - Восток, 11, 223-239.
Гордашников, В. А., и Осин, А. Я. (2009). Образование и здоровье студентов медицинского колледжа. Академия Естествознания.
Дикая, Л. Г. и Журавлев, А. Л. (2007). Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы. Институт психологии РАН.
Замотин, М. П. (2016). Образовательная миграция в миграционных исследованиях российских авторов. Дискурс, 5, 77-79. https://doi.org/10.32603/2412-8562-2016-0-5-77-86
Клименко В. А., Гришина А. В., Проненко Е. А. (2023). Роль психологических ресурсов в преодолении сложных жизненных ситуаций у образовательных мигрантов. Российский психологический журнал, 20(4), 6-25. https://doi.Org/10.21702/rpj.2023.4.1
Лисицын, П. П., и Степанов, А. М. (2022). Новые законы миграции Э. Равенштайна. Социологические исследования, 8, 15-26. https://doi.org/10.31857/S013216250020187-8
Мардахаев, Л. В. (2014). Социальная педагогика: краткий словарь понятий и терминов. Издательство Российского социального университета.
Рюмшина, Л. И. (2023). Социокультурная адаптация студентов к образованию за рубежом: подход российских и зарубежных психологов. Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования, 12(8А), 111-118. https://doi.org/10.34670/AR.2023.17.26.012
Самофалова, Е. И. (2019). Методология анализа образовательной миграции в социальной философии в отечественной мысли. Журнал Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология, 50, 75-87.
Berry, J. W. (1992). Acculturation and Adaptation in a New Society. Journal International Migration, 30, 69-85. http://dx.doi.org/10.1111/j.1468-2435.1992.tb00776.x
Lee, E. S. (1966). Theory of Migration. Journal Demography, 3(1), 47-57.
Ravenstein, E. G. (1876). The Birthplace of the People and the Laws of Migration. The Geographical Magazine, 3, 173-177. References
Bityanova, M. R. (1997). Adaptation of the child to school: diagnosis, correction, pedagogical support. Educational Center "Pedagogical Search". (In Russ.)
Berry, J. W. (1992). Acculturation and Adaptation in a New Society. Journal International Migration, 30, 69-85. http://dx.doi.org/10.1111/j.1468-2435.1992.tb00776.x
Dikaya, L. G. & Zhuravlev, A. L. (2007). Psychology of adaptation and social environment: modern approaches, problems, and perspectives. Institute of Psychology, Russian Academy of Sciences. (In Russ.) Guishiani, D. M., & Lapina, N. I. (1988). A brief dictionary of sociology. Politizdat. (In Russ.) Golubkina, T. M., & Efimova, S. A. (2018). Russian higher education institutions through the eyes of foreign students. West - East, 11, 223-239. (In Russ.)
Gordashnikov, V. A., & Osin, A. Y. (2009). Education and health of medical college students. Academy of Natural Science. (In Russ.)
Klimenko V. A., Grishina A. V., Pronenko E. A. (2023). The role of psychological resources in overcoming difficult life situations among educational migrants. Russian Psychological Journal, 20(4),6-25. https://doi.org/10.21702/rpj.2023.4.1 Lisitsyn, P. P., & Stepanov, A. M. (2022). E. Ravenstein's new laws of migration. Sociological Research, 8, 15-26. (In Russ.) https://doi.org/10.31857/S013216250020187-8
Lee, E. S. (1966). Theory of Migration. Journal Demography, 3(1), 47-57.
Mardakhaev, L. V. (2014). Social pedagogy: a brief dictionary of concepts and terms. Publishing house of the Russian Social University. (In Russ.)
Ravenstein, E. G. (1876). The Birthplace of the People and the Laws of Migration. The Geographical Magazine, 3, 173-177.
Ryumshina, L. I. (2023). Sociocultural adaptation of students to education abroad: the approach of Russian and foreign psychologists. Psychology. Historical and Critical Reviews and Contemporary Research, 12(8A), 111-118. (In Russ.) https://doi.org/10.34670/AR.2023.17.26.012
Samofalova, E. I. (2019). Methodology of analyzing educational migration in social philosophy in Russian thought. Tomsk State University Journal of Philosophy, Sociology and Political, 50, 75-87. (In Russ.)
Vishnevskaya, M. N. (2020). Features of adaptation of foreign students to the learning process in Russian higher education institution. World of Science: Pedagogy and Psychology, 2. (In Russ.)
Wang, Y. (2020). The relationship between social-psychological adjustment and emotional intelligence in international students. Journal of the World of Science: Pedagogy and Psychology, 1. (In Russ.)
Zamotin, M. P. (2016). Educational migration in migration studies of Russian authors. Discourse, 5, 77-79. (In Russ.) https://doi.org/10.32603/2412-8562-2016-0-5-77-86
Об авторах:
Александра Юрьевна Светоносова, ассистент кафедры образования и педагогических наук, Донской государственный технический университет (Российская Федерация, 344003, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1), ORCID, [email protected]
Ирина Владимировна Абакумова, доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии образования, декан факультета психологии, педагогики и дефектологии, Донской государственный технический университет (Российская Федерация, 344003, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1), ORCID, [email protected]
Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Conflict of interest: the authors do not have any conflict of interest.
About the Âuthors:
Alexandra Yuryevna Svetonosova, Assistant of the Department of Education and Pedagogical Sciences, Don State Technical University (1, Gagarin Sq., Rostov-on-Don, 344003, Russian Federation), ORCID, [email protected]
Irina Vladimirovna Abakumova, Dr. Sci. (Psychology), Professor, Academician of the Russian Academy of Education, Dean of the Faculty of Psychology, Pedagogy and Defectology, Don State Technical University (1, Gagarin Sq., Rostov-on-Don, 344003, Russian Federation), ORCID, [email protected]
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
The authors have read and approved the final manuscript.
Поступила в редакцию / Received 28.04.2024
Поступила после рецензирования / Revised 28.07.2024
Принята к публикации / Accepted 17.07.2024