и интерпретации научных данных, эмпирические методы - наблюдение, анкетирование, опрос, беседа, экспертная оценка, тестирование и др. Полученные в ходе исследования данные были обработаны с применением статистических пакетов "EXCEL" и "Statistica 6,0". Необходимо отметить, в процессе анализа результатов исследования составлена индивидуальная программа развития персонала компании и выработаны административно
- психологические рекомендации. Разработанный индивидуальный методологический инструментарий позволил в последствии повысить эффективность деятельности специалистов, трудовых коллективов и в целом туристических компаний.
Литература
1. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. -М.: Юристъ, 1998.
2. Словарь психолога-практика / Сост. С.Ю. Головин. - 2-е изд., перераб. и доп. - Мп.: Харвест, М.: ACT, 2001.
3. Карпов A.B. Психология менеджмента: Учеб. пособие. — М.: Гардарики, 2004.
4. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Советская энциклопедия, 1975.
5. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.
6. Пудич B.C. Введение в спецыальность менеджмент: Учеб. пособие для вузов. -М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
7. Сартан Г.H., Смирнов А. Ю., Гудимов В. В., Подхватилин Н. В., Алешунас М. Р.
Новые технологии управления персоналом. — СПб., Речь, 2003.
УДК 379.8.092
Социально - психологические аспекты адаптации и интериоризации личности и
группы. Л.П. Шиповская, профессор РГУТиС, Москва
Социализация включает ряд фаз. Выделяют две основные фазы — социальную адаптацию и интериоризацию. В ходе социальной адаптации человек приспосабливается к новым (изменившимся) социальным условиям. В результате
интериоризации происходит усвоение и принятие индивидом выработанных обществом, группой норм, ценностей, представлений, стереотипов.
Ключевые слова: адаптации и интериоризация, группа, личность.
Вопросы, которые неизбежно встают перед каждым молодым человеком, вступающим в самостоятельную жизнь, представляются особенно сложными, когда речь идет о людях с ограничениями жизнедеятельности. Как наиболее полно реализовать себя? Куда пойти учиться или работать? Какую профессию выбрать? Как устроить свою личную жизнь? Какими будут эти ответы и решения, станет известно лет через 20, когда сегодняшние дети станут взрослыми. Останутся ли эти люди неприспособленными к жизни, полностью зависимыми от других и, в первую очередь, от государства, которое уже сегодня не в состоянии позаботиться обо всех нуждающихся. Станет ли для них реабилитация тем мостом, по которому они пройдут, несмотря на то, что природа так обделила и обидела их, и не формально, а реально станут полноценными и полноправными гражданами, покажет время. Однако сегодня за всем этим стоят две принципиально противоположные позиции. Первая выражена в весьма распространенном тезисе: «Одному от природы дано все, другому - ничего. И каждый должен знать свое место в этом мире». Те, кто придерживается такого мнения, (а среди них есть и родители, и врачи, и педагоги, и политики) считают, что пытаться принять всех, кому «от природы не дано», - пустая трата времени и средств. Они не видят проблемы в том, что кто-то из детей не готовится по-настоящему к нормальной жизни. С такими детьми они или не занимаются вовсе, либо имитируют эти занятия, например, когда обстоятельства вынуждают помещать их в закрытые специальные заведения или вспомогательные школы и детские сады, т. к. все беды и проблемы ребенка эти люди видят в нем самом, в его неспособности и неполноценности. Другая позиция исходит из представления о беспредельности потенциала любого человека, и больного ребенка в том числе, независимо от его особенностей и диагноза. Проблема сторонников этих взглядов в том, чтобы именно помочь такому ребенку раскрывать свой потенциал и как это сделать. Такие люди видят проблему, хотят ее решать и верят, что это возможно. Их попытки иногда приводят к поразительным результатам, а скептики в этом случае говорят: «наверное, была ошибка в диагнозе».[1] Любое обучение должно учитывать стадию развития ребенка и поощрять деятельность, которая является естественной именно для этой стадии. Действия различного характера, такие как игры, музыка, движение и т. д. являются не менее важными, чем навыки самостоятельной жизни или же чтение и письмо. Однако учитель также должен принимать участие в подготовке ребенка к взрослой жизни. В целом инвалидам труднее приспособиться к жизни в обществе, чем лицам, не
страдающим умственными или физическими недостатками. Инвалидность может повлечь за собой трудности в обретении навыков, необходимых для ведения осмысленной жизни взрослого, включая практические, экономические и социальные проблемы. Это объясняется многими причинами, однако эти проблемы зачастую осложняются чрезмерной защитой ребенка и образованием, плохо отвечающим его потребностям. Некоторым инвалидам могут помочь мероприятия по подготовке к повседневной жизни. Такая подготовка ориентирована на определенные области, которые не охвачены
обычным образованием.
Цель образования и подготовки к повседневной жизни всегда заключается в том, чтобы наиболее оптимальным образом подготовить учащегося к интеграции в свою среду или же среду, в которой ему предстоит жить в качестве взрослого. Для адаптации и освоения базовых навыков инвалидом зачастую требуется гораздо больше времени, чем другим, что является следствием, либо их физических недостатков, либо недостатков умственного характера. Какие навыки у них следует развивать, на каком уровне развития должна основываться подготовка - все это определяется уровнем функционирования и интересами ребенка и целями этой подготовки. Во всем мире сейчас исповедуется идея социальной интеграции, равных прав и возможностей людей с инвалидностью. К сожалению, в нашей стране инвалиды - дискриминируемая и сегрегированная группа. Около 20% людей с инвалидностью, желающих работать, не могут найти работу. Заметны отличия между людьми с инвалидностью и здоровыми в такой важной сфере, как семейная, - среди инвалидов женатых и замужних значительно меньше. Кроме того, инвалидность приводит к трудностям сохранения семьи. Общественная активность людей с инвалидностью в целом не высока, они меньше интересуются общественными проблемами — и это естественно, поскольку они оторваны от жизни общества. Одна из главных причин такого положения - отсутствие гармоничных отношений между инвалидами и обществом. Отношение здоровых к инвалидам - один из важнейших социально-психологических факторов их интеграции в обществе. Ведь даже имея профессию, имея желание и потенциальные возможности участвовать в жизни общества, инвалид не всегда может реализовать их потому, что здоровые не хотят вступить с ним в контакт, администрация предприятия опасается, принять его на работу. В сущности, какие бы хорошие и правильные законы ни принимались в отношении инвалидов, они не будут выполняться, если общество не готово к этому психологически. За рубежом этой проблеме уделяется пристальное внимание. Уже более 40 лет изучаются особенности взаимоотношений инвалидов и здоровых. Эти исследования показали, что в целом взаимоотношения характеризуются напряженностью и амбивалентностью, отношение
здоровых нередко определяется как неблагоприятное, даже враждебное. Инвалидам приписываются такие черты, как завистливость, недоверие к здоровым, недостаток инициативы, повышенное чувство жалости к самому себе. Реакции здоровых разнообразны - сострадание, любопытство, вежливое нерасположение и даже чувство отвращения. Здоровые стремятся быстрее прекратить общение, недостаточно искренни в контактах в инвалидами. Предприниматели предлагают им работу более низкой квалификации, многие вообще избегают принимать их на работу, готовы платить большие штрафы, но не выполнять установленную квоту приема на работу. Даже специалисты в области социальной реабилитации часто оказываются не на высоте, воспринимают инвалида как пассивный объект их воздействия, сами решают, какими путями вести реабилитацию, что человеку нужно, а что нет. Люди с инвалидностью и здоровые плохо знают друг друга. Причины такого положения различны. Во-первых, до недавнего времени большинство людей вообще не знали о существовании этой группы, как инвалиды, их проблемы замалчивались. Во-вторых, наше законодательство в отношении инвалидов, строящееся не на идее интеграции и реабилитации, а на системе различных льгот, материальных выплат и привилегий, во многом способствует противопоставлению здоровых и людей с инвалидностью, нередко порождает зависть, недоверие. В-третъих, поскольку проблема взаимоотношений не осознана почти ничего и не делается для того, чтобы сблизить инвалидов и здоровых. В последнее время появились телепередачи, посвященные инвалидам, которые действительно помогают понять их как личность, понять их проблемы. Но все же планомерной работы пока не хватает. Что же делать, чтобы здоровые и инвалиды не были отчуждены друг от друга, чтобы понимали и ценили друг друга, чтобы идея равных прав и возможностей стала не пустым звуком, чтобы инвалид, придя в общество здоровых, мог быть уверен, что его будут оценивать по его личным, деловым качествам, а не предубежденно? Очень важно преодолеть негативные или просто неадекватные стереотипы в отношении инвалидов, как на уровне массового сознания, так и на микроуровнях - в органах социальной защиты и здравоохранения, рабочем или учебном коллективе инвалида, его семьи. Как это сделать? Средства массовой информации с участием психологов, социологов, педагогов могут развернуть просветительскую работу. В микроколлективах эту работу могут взять на себя психологи, социальные работники, подготовка которых началась, и хотелось бы, чтобы в программах обучения должное внимание было уделено социально-психологическим аспектам. Нужно использовать и зарубежный опыт, где есть очень интересные программы - например, кукольный театр, в ходе представлений которого здоровые дети учатся узнавать проблемы инвалидов и понимать их как личность.[2]
Важно и детей с инвалидностью с раннего возраста учить искусству общения, воспитывать в них творческую активность, не давать развиться чувству малоценности, ненужности. Много наработок есть и у нас в стране. Но энтузиасты, работающие в области социальной реабилитации, разрозненны, не знают, как работают их коллега. Пора объединить усилия, создавать банк данных о центрах социальной реабилитации и подобных структурах. Следует создавать группы социально-психологического тренинга, психокоррекционные группы, группы личностного роста.
Социализация - это процесс становления человека как личности, процесс формирования социальных качеств. Значение социализации трудно переоценить. А
вот соотношение социализации и адаптации их - связь, границы, трактуются по-разному. Не вдаваясь в сущность теоретических споров, подчеркнем наиболее распространенный взгляд на эту проблему. Социализация включает ряд фаз. Выделяют две основные фазы — социальную адаптацию и интериоризацию. В ходе социальной адаптации человек: приспосабливается к новым (изменившимся) социальным условиям. В результате интериоризации происходит усвоение и принятие индивидом выработанных обществом, группой норм, ценностей, представлений; стереотипов [3] пт. п. В научной литературе сложились разные точки зрения на сущность и содержание социальной адаптации, тем не менее - всю совокупность этих точек зрения можно свести к двум подходам: широкому, более обобщенному и узкому, специфическому, пониманию сущности социальной адаптации. В основе первого подхода лежит понимание детерминированности адаптации человека (биологического,
психологического и особенно социального) с общественной средой. В таком контексте адаптация рассматривается как специфический вид взаимодействия субъекта с социальной средой, которое включает в себя все остальные уровни взаимодействия. Социальной адаптации принадлежит первостепенная роль, так, как она позволяет интегрироваться человеку в группу, коллектив, является необходимым условием и средством оптимизации взаимодействия человека и социальной среды, стабилизации социального положения системы «личность - среда»; способствует развитию человека и окружающей среды, является способом передачи и сохранения социального опыта. Социальная адаптация при этом выступает как особый вид социального поведения. Социальная адаптация носит многофункциональный характер:
— необходимым условием и, одновременно средством оптимизации взаимодействия человека с природой и социальной средой.
— адаптация способствует развитию человека и совершенствованию окружающей среды.
— посредством адаптации - реализуется социальная сущность человека.
— адаптация является необходимой при овладении человеком любым из существующих видов деятельности.
Вышеизложенное, позволяет дать определение: социальная адаптация - это
постоянно возобновляемый процесс, включающий в себя сопоставление индивидом своей жизненной ситуации с, безусловно, усвоенным социальным опытом окружающих, и последующим воспроизводством адекватной модели поведения в социальной среде.
Рассматривая процесс социальной адаптации необходимо выделить два основных подхода к этой проблеме.
Социализационный подход. Особенностью данного подхода является расширенное толкование адаптации, идентифицируя с понятием «социализация» т.е. понимают социальную адаптацию как процесс освоения и усвоения индивидом общественных ценностей, которые воздействуют на сознание человека через материальные и духовные компоненты среды.[4]
Поведенческий подход - сводят адаптацию к актам приспособительных механизмов, рассматривают адаптацию как «привыкание», «эмоциональный покой» при вхождении в социально-предметную среду. Исследователи, использующие данный подход видят в социальной адаптации практическую деятельность, основное содержание которой составляет приспособление личности к изменяющимся условиям, формам и способам общественной жизни и преобразование конкретной социальной среды и самих себя в соответствии с личными и общественными потребностями.[5]
Таким образом, различные определения адаптации, как и ее, качественно своеобразные содержательные компоненты, можно разместить между полюсами наиболее общего (взаимодействие индивида со средой) и, напротив, конкретного, охватывающего специфичное в этом взаимодействии, связанное с конкретными характеристиками
окружающей его социальной среды усвоение норм и ценностей новой для индивида группы, формирование его отношения [6] к ним, освоение системы деятельности и межличностных отношений, степень его включенности в деятельность и отношения, проблемы реализации личностного потенциала.
Литература
1. О. В. Узун «О социальной адаптации выпускников школ-интернатов для детей с ДЦП» Печ. по изд.: Дефектология. 1993, № 4. с. 33-36.
2. Г. Г. Корнелиуссен, М. Лунд, Э. Нильсен «Подготовка к взрослой жизни». Печ. по изд.: Дети с острым церебральным параличом. Руководство по образованию. / Под ред. X. Рай и М. Д. Скьюртел, ЮНЕСКО, 1989, с. 121-123.
3. Социология. - М.: Наука, 1991. - Т.З. - С.8.
4. Ядов В.А. Сб.: Социальная идентификация личности. - М.: ИСРАН, 1993. -С.9.
5. Селье Г. Стресс без дистресса. - Рига: Виеда, 1992. С. 109.
6. Шпак Л Л. Социокультурная адаптация: сущность, направления, механизм реализации: Автореф. дис.докт. социол. наук.- М. 1992.-С. 12.
УДК 379.8.092
Социальные проблемы профилактики употребления наркотических средств.
Э.И. Волченков, доцент кафедры
психологии РГУТиС, Москва
В статье рассматривается проблема пропаганды здорового образа жизни, исключающего приобщение к употреблению наркотических веществ. В молодежной среде просто необходима серьезная профилактическая работа, направленная на формирование основ здорового образа жизни, в интересах обеспечения и сохранения социального здоровья нации.
Ключевые слова: наркомания, психоактивные вещества (ПАВ), профилактика, здоровый образ жизни.
Последствия асоциального образа жизни людей исторически известны во всех странах мира, - негативное отношение к обществу и другим людям, пренебрежительное отношение к созидательной деятельности нищенское побирательство проституция, сексуальные извращения, воровство, грабежи, убийства, обусловленные применением и злоупотреблением психоактивных и токсических веществ. Применение этих психотропных средств связано с осознанием необходимости удовлетворения личностью своих интимных потребностей.
Распространено деление психотропных средств на психолептики - вещества, подавляющие и успокаивающие воздействующие на центральную нервную систему негативные объективные и субъективные факторы условий жизнедеятельности (аминазин, галопиридол, седуксен, и др.); психоаналептики - стимуляторы активности, настроения и работоспособности (фенамин, кофеин, синдокарб и др.); психодизлептики - вещества, дезорганизующие деятельность мышления и сознания, особенностей протекания эмоциональных и двигательно-волевых процессов (диэтиламид лизергиновой кислоты, бенактизин и др.).