УДК 159.9
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОВМЕСТИМОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ
© 2010 Л.А.Протасова
Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет
Статья поступила в редакцию 18.01.2010
Статья посвящена изложению различных точек зрения ученых на проблему социально-психологической совместимости. Особое внимание уделяется социально-психологической совместимости педагога и студента в условиях вузовской подготовки
Ключевые слова: социально-психологическая совместимость, учебный процесс, качество образования, студент, педагог.
В настоящее время перед высшей школой стоит задача воспитывать человека не только творческого, всесторонне развитого, но и гибко ориентирующегося в постоянно меняющейся действительности, готового взаимодействовать на всех уровнях, осваивать новые области и виды деятельности. В связи с этим особое место занимает проблема изучения психологической совместимости личности в условиях вузовской подготовки.
Перед отечественным образованием поставлены сложные и ответственные задачи по дальнейшему совершенствованию качества учебно-воспитательного процесса. Выполнение этих задач является приоритетным направлением не только для высшей школы, но и для европейского образовательного пространства. Как отмечается в докладе международной комиссии по образованию, представленном для ЮНЕСКО, «Образование: сокрытое сокровище», «образование представляет собой благо коллективного характера...»1. Разрешить эти задачи невозможно без участников образовательного процесса: руководителей, педагогов и студентов, формирующих педагогический процесс и играющих главную роль в его совершенствовании с учетом растущих требований общества. Эффективность работы вуза во многом зависит от интеграции этих усилий. В учебно-воспитательном процессе взаимодействуют педагог и студент, и прочность такого взаимодействия зависит от педагога как «организатора социальной воспитательной среды, регулятора и контролера ее взаимодействия с каждым учеником» (Л.С.Выготский). Одной
0
Протасова Людмила Анатольевна, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры педагогики и психологии. E-mail: [email protected]
1 Давыдов Ю. С. Мир образования - образование в мире
// Научно-метод. журнал. - 2004. - №4 - С.79 - 94.
из составляющих такого взаимодействия является социально-психологическая совместимость.
В последние годы проблема психологической совместимости все чаще привлекает к себе внимание зарубежных и отечественных психологов. В основном их исследования проводятся в семейной и организационной психологии, и посвящены изучению различных аспектов супружеской совместимости и социально-психологической совместимости сотрудников в организации. Что же касается проблемы социально-психологической совместимости в учебном процессе вуза, то она изучена недостаточно. Можно отметить небольшую группу работ, которые, так или иначе, касаются социально-психологической совместимости в образовательном процессе (И.Б.Антонова, А.А.Бодалев, С.В.Кондратьева, Р.Л.Кричевский, А.В.Петровский, М.Г.Рогов, И.А.Раппопорт, Т.С.Токарская, Р.Х.Шакуров, М.Г. Ярошевский и др.) Вместе с тем в психологии выработаны определенные представления об оптимальной социально-психологической совместимости в сфере образования. Так в исследовании М.Г.Рогова и Р.Х.Шакурова под социально-психологической совместимостью понимается «совокупность качеств людей, проявляющаяся в их способности удовлетворить друг друга в процессе совместной деятельности, установить хорошие межличностные отношения, а в конечном счете - сплотиться». Что касается психологических факторов, то, как указывают исследователи, влияние психологических характеристик личностей на их совместимость следует рассматривать в неразрывной связи с особенностями выполняемой деятельности2.
Социально-психологическая совместимость определяется особенностями сочетания у субъек-
2 Шакуров Р.Х., Рогов М.Г., Алишев Б.С. Социально-психологические особенности сплочения коллектива среднего ПТУ. - Казань: 1991.
Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 12, №5, 2010
тов деятельности определенных качеств, значимых для совместной деятельности и общения. В зависимости от содержания этих качеств можно выделить два основных вида совместимости: деловую и нравственно-коммуникативную. Факторами деловой совместимости выступают профессионально-деловые и организаторские качества, а нравственно-коммуникативной - качества, выражающие отношение к другим людям, то есть качества, которые важны для межличностного общения (доброжелательность, внимательность, тактичность, справедливость и др.). Особенно сильное влияние на совместимость оказывают качества, важные для осуществления наиболее сложных функций, общих для данных субъектов. Именно высокая степень общности деятельности делает важными те или иные качества партнера; наличие или отсутствие последних отражается на успешности общего труда, следовательно, на удовлетворении потребностей ее участников3.
Зарубежные и отечественные психологи не дают однозначного толкования термина «Социально-психологическая совместимость» в связи многогранностью его использования. Тем не менее, можно предположить, что различные сочетания ее параметров, степень доминирования каждого из них, характеризуют качественное своеобразие социально-психологической совместимости в зависимости от специфики деятельности и условий протекания взаимодействия. Социально-психологическая совместимость является следствием оптимального сочетания типов поведения людей, а также общности их социальных установок, потребностей и интересов, ценностных ориентаций. Не каждый вид деятельности требует психофизиологической совместимости членов группы. Учет требований психологической совместимости способствует повышению продуктивности и удовлетворенности субъекта в первичных коллективах.
При решении различных задач деятельности люди ведут себя по-разному. Наблюдения показали, что можно выделить четыре следующих типа людей в зависимости от их коммуникативного поведения: 1) люди, стремящиеся к лидерству, которые могут решать задачу, лишь подчиняя себе других членов группы; 2) индивидуалисты, пытающиеся решить задачу в одиночку; 3) приспосабливающиеся к группе, легко подчиняющиеся приказам других ее членов; 4) коллективисты, которые стараются решить задачу совместными усилиями; они не только принима-
3 Шакуров Р.X., Рогов М.Г. Как вам работается? Социально-психологическая совместимость директора училища и его заместителей // Профессионально-техническое образование. - 1980. - № 7. - С. 54 - 55.
ют предложения других членов группы, но и сами выступают с инициативой.
Высокий уровень психологической совместимости является также одним из факторов, оказывающих благоприятное влияние на социально-психологический климат коллектива. Для интегральной характеристики коллектива в последнее время все чаще используется понятие «социально-психологический климат». Понятия «социально-психологический климат», «морально-психологический климат», «психологический климат», «эмоциональный климат», «моральный климат» и т. п. широко используются в научной литературе. В большинстве работ эти понятия употребляются примерно в идентичном смысле, что, однако, не исключает значительной вариативности в конкретных определениях. В последнее время в них акцентируется внимание на связях «климата» с окружающей социально-предметной средой4. Самым общим образом социально-психологический климат коллектива можно охарактеризовать как психологическое состояние, интегрированным образом отражающее особенности его жизнедеятельности. Это состояние включает в себя когнитивный и эмоциональный компоненты, оно также характеризуется различной степенью осознанности.
Как отмечает О.И.Жданов, психологическая совместимость является важным фактором, влияющим на социально-психологический климат. Под психологической совместимостью понимают способность к совместной деятельности, в основе которой лежит оптимальное сочетание в коллективе личностных качеств участников. Психологическая совместимость может быть обусловлена сходством характеристик участников совместной деятельности. Сходство способствует появлению чувства безопасности и уверенности в себе, повышает самооценку. В основе психологической совместимости может лежать и различие характеристик по принципу взаимодополняемости. Условием и результатом совместимости является межличностная симпатия, привязанность участников взаимодействия друг к другу. Вынужденное общение с неприятным субъектом может стать источником отрицательных эмоций.
На степень психологической совместимости влияет то, насколько однородным является состав группы по различным социальным и психологическим параметрам5. Выделяют три уровня совместимости: психофизиологический, психологический и социально-психологический: 1) пси-
4 Ангоров Е.Н. Психология малых групп. - М.: 1998.
5 Жданов О.И. Социально-психологический климат в коллективе. Некоммерческое партнерство Центр дистанционного образования «Элитариум». - СПб.: 2007 // http://www.elitarium.ru (дата обращения 06.06.2009).
хофизиологический уровень совместимости имеет в своей основе оптимальное сочетание свойств темперамента. Этот уровень совместимости приобретает особое значение при организации совместной деятельности; 2) психологический уровень предполагает совместимость характеров, мотивов, типов поведения; 3) социально-психологический уровень совместимости основан на согласованности социальных ролей, социальных установок, ценностных ориентации, интересов. Психологической совместимости способствуют критичность к себе, терпимость и доверие по отношению к партнеру по взаимодействию.
Сработанность - это результат совместимости сотрудников. Она обеспечивает максимально возможную успешность совместной деятельности при минимальных затратах. В данном исследовании социально-психологическую совместимость в вузе мы рассматриваем как сложный, многоуровневый феномен, в котором заложена совокупность эмоциональных, когнитивных и поведенческих переменных, проявление которых опосредовано опытом социального взаимодействия студента с окружающими людьми. Социально-психологическая совместимость в межличностных отношениях педагога и студента выступает условием развивающего взаимодействия, под
которым понимают не простое «содействие развитию другого», а условия для собственного личного развития. Это означает, что посредством социально-психологической совместимости возможно взаимопроникновение мира педагога и студента. Социально-психологическая совместимость ориентирована на создание благоприятных условий для развития личности студента, определяя тем самым перспективу обогащения и использования чувственно-нравственного потенциала личности, поэтому особую значимость приобретает характер общения студента с педагогами, так как педагог вносит в сознание студента моральную норму как императив поведения.
Таким образом, психологическая совместимость в вузе является важным фактором успешного общения субъектов взаимодействия и сотрудничества. Под психологической совместимостью участников образовательного процесса понимают эффект взаимодействия, состоящий в отсутствии психологического напряжения или в том, что оно легко стирается при общении индивидов. Такое сочетание людей, которое позволит осуществить их максимально возможную взаимозаменяемость, их взаимодополняемость, и есть психологическая совместимость.
SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL COMPATIBILITY OF PARTIES TO AN EDUCATIONAL PROCESS
© 2010 L.A.Protasova Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering
The article deals with different scientific approaches toward the problem of social and psychological compatibility. Special attention is paid to social and psychological compatibility between a teacher and a student within the University training process.
Key words: social and psychological compatibility, teaching process, quality of education, student, teacher.
o
Protasova Lyudmila Anatolyevna, Cand. Sc. in Physics and Mathematics, Associate Professor of the Pedagogy and psychology department. Е-mail: glp@sandy. ru