Берг Людмила Николаевна
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории государства и права Уральского государственного юридического университета
(e-mail: mila-berg@mail.ru)
Социально-психологическая система
правового воздействия: общетеоретический анализ
В статье анализируются элементы системы правового воздействия в рамках психологического подхода. Рассмотренные элементы представляют в совокупности социально-психологическую систему правового воздействия, которая оказывает влияние на волевое поведение людей, формирование и развитие мотивов поведения.
Ключевые слова: социально-психологическая система правового воздействия, правовое убеждение, правовое принуждение, правовая идеология, правовая психология, результат социально-психологического правового воздействия.
L.N. Berg, Master of Law, Assistant Professor, Assistant Professor of the Chair of Theory of State and Law of the Ural State Law University; e-mail: mila-berg@mail.ru
The social and psychological system of the legal influence: theoretical analysis
The article analyzes the elements of the system of legal influence within the psychological concept. These elements are in the set of social and psychological impact of the legal system, which has an effect on volitional behavior, the formation and development of behavior motives.
Key words: social and psychological system of the legal influence, legal conviction, legal coercion, legal ideology, legal psychology, result of the social and psychological legal influence.
Вопрос о системном воздействии права в рамках психологического подхода является достаточно сложным в силу его недостаточной проработанности в юридической науке. Исходя из контекста рассматриваемого вопроса, в качестве методологической основы используем коммуникативную теорию права [1, с. 41]. Поскольку правовая коммуникация органично включена в правовое общение и обмен юридической информацией между субъектами права, прямую и обратную связь между ними отражает коммуникативный (информативный) блок общения [2, с. 11-12].
Исходя из данного тезиса правовое воздействие в рамках психологического подхода будет включать следующие элементы:
1. Субъект правового воздействия.
2. Объект правового воздействия.
3. Содержание правового воздействия.
4. Методы правового воздействия.
5. Результат правового воздействия [3, с. 125].
Проанализируем отдельные элементы обозначенной системы. Во-первых, отметим, что субъект правового воздействия в данном подходе - это прежде всего субъект права, кото-
рый организует и реализует систему действий, направленных на изменение системы правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок и чувств, в которых выражается отношение к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права.
Рассматривая объект, можно указать на то, что это прежде всего разные социальные группы вплоть до социума в целом, которые являются носителями группового и общественного правосознания, на которые направлено социально-психологическое воздействие. В то же время некоторые авторы к объектам относят экономику, культуру в целом с характерными макропоказателями развития, отрасли экономики (промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт), институты экономики (имущество, финансы, труд, производство и т.п.), федеральные государственные унитарные предприятия и муниципальные унитарные предприятия, акционерные общества, госкорпорации, публичные органы [4, с. 5-16].
Рассуждая об объекте правового воздействия в рамках психологического подхода, исследователи не всегда учитывают специфику
25
этих отношений. Нужно учитывать, что духовная сфера как объект правового воздействия принципиально отличается, скажем, от экономической. Отличие в том, что здесь совершенно иной уровень свободы. Внутренний мир человека намного меньше может и должен подвергаться контролю, чем его внешнее поведение. Поэтому даже самые благие намерения государства заставить людей думать и чувствовать определенным образом представляются неуместными.
Особенность духовной сферы общества еще и в том, что социально-психологическое правовое воздействие на нее не всегда дает тот отклик, на который рассчитывает государство. Официальный запрет тех или иных идей способен вызвать прямо противоположный эффект - спровоцировать еще больший интерес к ним. Суровое наказание за выражение определенных идей создает для наказанных лиц образ мучеников, оппозиционеров, «борцов с режимом», придает им еще большую известность [5, с. 59-63].
Под содержанием правового воздействия понимается соответствующим образом выстроенное правовое сообщение, призванное к заданным изменениям объекта правового воздействия. Квалифицированное правовое сообщение предполагает тщательный отбор и структурирование правовой информации, определенную последовательность ее предъявления. Значение содержания правового воздействия стало особенно тщательно прорабатываться в последние годы, о чем свидетельствует привлечение специалистов из разных областей знания в качестве экспертов.
Хотелось бы отметить, что знание социально-психологических закономерностей правового воздействия - важнейшее условие эффективного законотворчества. Утверждение высокого социального статуса нормативного правового акта возможно только через создание социально-психологических условий правового воздействия для реального верховенства права и закона как регулятора социальной жизни и через превращение права и закона в реальную коллективную и индивидуальную ценность, в реальное ориентированное поведение для всех. Это, в свою очередь, предполагает в профессиональной законотворческой деятельности наличие определенной этапности. Модель законотворчества с учетом социально-психологических особенностей правового воздействия, по мнению специалистов-психологов, занима-
ющихся данной проблематикой, должна включать в себя шесть взаимосвязанных этапов подготовки, обсуждения, рассмотрения, принятия и обнародования законопроекта:
1) предзаконотворчество (этап формирования в обществе законотворческих решений);
2) этап подготовки проекта закона;
3) этап обсуждения проекта закона с заинтересованными органами, организациями, общественностью, депутатскими группами, избирателями и т.п.; например, на этапе предварительного обсуждения (общественные и парламентские слушания, расширенное обсуждение на заседаниях постоянных комиссий, конференции, семинары, круглые столы, встречи с избирателями и т.п.) проекта закона необходимо выяснить следующее:
степень активности граждан, госструктур, общественных организаций, политических партий и др. в обсуждении законопроекта (низкая, средняя, высокая);
наличие замечаний и предложений по проекту закона от представителей слоев общества (интеллигенции; рабочих; студентов, учащихся; коммерсантов (бизнесменов); пенсионеров; и др.);
меру учтенности замечаний и предложений субъектами права (депутатами) в ходе разработки и обсуждения проекта закона (максимальный учет предложений, высказанных в ходе обсуждения; в полном объеме; частично; не учитываются; как исключение);
степень отражения объективной (реальной) действительности в созданных правовых нормах (полностью отражают; не полностью; частично; не отражают);
способ обсуждения проекта закона (на местах с привлечением целого ряда учреждений, общественных организаций; парламентские чтения; обсуждение на совещаниях непосредственно при правотворческом органе с участием научной общественности и заинтересованных министерств, ведомств и иных организаций; обсуждение в печати, Интернете и на телевидении;рецензирование законопроекта научно-исследовательскими и психологическими учреждениями; отзывы, экспертизы и заключения на законопроект со стороны министерств, ведомств и иных учреждений и организаций, не участвующих в его разработке, и т.п.);
содержание и соответствие полученных замечаний и предложений (общее количество) по законопроекту (существенные; несуществен-
26
ные; носят концептуальный характер; несоответствие действующему законодательству; несоответствие международным договорам; несоответствие требованиям нормотворческой техники и др.);
насколько отлажен механизм учета и анализа предложений и замечаний на этапе предварительного обсуждения (в полном объеме; частично; не отлажен);
4) этап внесения законопроекта на рассмотрение (обсуждение) и его официального принятия;
5) этап официального одобрения;
5) этап вступления закона в силу;
6) этап действия закона.
Каждый этап занимает определенное место, нарушение последовательности, системности и недостаточный учет социально-психологических факторов правового воздействия существенным образом влияют на качество, эффективность и своевременность принятия законопроекта [6, с. 18-23].
Под методами социально-психологического воздействия понимается совокупность психологических приемов осуществления воздействия на сознание объекта. Выделяют такие методы психологического воздействия, как убеждение, принуждение [7, с. 19].
В последние годы при исследовании данного вопроса делается акцент на комплексном анализе, включающем экономический анализ права, политические теории права, социологию права, философию права, психологию права. Это связано с развивающимися процессами дифференциации и интеграции научного знания в юриспруденции.
Выбор соответствующего метода зависит от особенностей психологии объекта воздействия и состояния его правовой психологии. Соответственно, для разных категорий населения дозируется правовая информация, определяются ее содержание, ведущий метод воздействия, последовательность применения существующих методов [8, с. 11-17].
Правовое убеждение - это информация, опосредованная правом и выраженная в форме открытого воздействия на сознание объекта, в результате которого в правосознании происходит формирование воли к совершению деяния. Данный метод считается основным открытым методом как в межличностном взаимодействии, так и в процессах взаимодействия личности и общества, личности и государства, государства и общественных организаций и т.д.
Безусловно, метод характерен для демократических правовых систем и позволяет получить устойчивый позитивный результат. Убеждение, опосредованное правом, не ограничивается информацией и разъяснением, требует доказательства их правильности, логического обоснования. С учетом этого должны быть выстроены нормы права. При этом право должно быть объективным, понятным и открытым [9, с. 1170-1174]. Этот метод направлен, прежде всего, на формирование у лица позитивных представлений об обществе, коррекцию негативных социальных ориентаций путем использования психологических приемов воздействия. Метод убеждения является основным методом добровольного и добросовестного исполнения гражданами своих обязанностей, без каких-либо угрожающих санкций за невыполнение норм.
Правовое убеждение призвано оказать первоочередное влияние на волю и сознание субъектов правоотношений. Если рассматривать практический аспект, то на примере отрасли таможенного права можно установить, что метод убеждения в области таможенного права есть совокупность приемов, способов и средств, формирующих сознание и волю участников внешнеэкономических отношений. Средства убеждения, применяемые таможенными органами, состоят из комплекса мер, выключающих разъяснения, внушения, обмен опытом, формирование интереса, напоминания (об уплате платежей, об исполнении обязанностей участников внешнеэкономических отношений) и др. В экономической деятельности таможенных органов могут использоваться такие средства, как пропаганда, критика, обучение, разъяснение, консультирование и др. [10, с. 1114-1121].
Соответственно, правовое принуждение -это информация, опосредованная правом с целью принятия объектом воздействия набора определенных идей и правоотношений, а также конкретного правового поведения. Важно обратить внимание, что в случае правового принуждения речь идет о принуждении, которое исходит от органов государственной власти. Принуждение осуществляется с помощью разных методов и инструментов, которые также включают в себя все виды средств массовой информации и коммуникации.
Последний элемент - это социально-психологический результат правового воздействия. Результат - это последствия каких либо дей-
27
ствий или событий, которые могут быть выражены качественно или количественно. Очевидно, что при рассмотрении данного критерия необходимо учитывать телеологическую установку, поскольку понятие «цель» используется в следующих значениях: во-первых, как осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека (социальной группы, общества); во-вторых, как предвосхищение в сознании человека средств, использование которых приведет к достижению желаемого результата [11, с. 388]. Например, В.А. Щегорцов результатом называет правосознание, под которым понимается не просто совокупность элементов (идей, взглядов, представлений, чувств), а их взаимное расположение при условии, что один из элементов занимает доминирующую позицию. Правосознание, понимаемое как состояние, отличают эмоциональная окрашенность, интенсивность и продолжительность социально-психологического правового воздействия на поведение его носителей [12, с. 18].
Г.Г. Курагин считает, что правосознание является только результатом юридического воздействия [13, с. 18]. Безусловно, правосознание участников правового общения обусловлено их информированностью, образованностью, интеллектуальным и духовно-нравственным развитием. Данную позицию автор исследования разделяет, в то же время, анализируя данные факторы, можно констатировать, что при исследовании правосознания существует разрыв между его теоретическим анализом и эмпирическим исследованием. На сегодняшний день правосознание вызывает интерес у психологов, социологов и юристов. Представители каждой специальности обладают собственным взглядом на то, с каких позиций и с помощью каких методов должен изучаться этот феномен.
Уточним, что правосознание представляет собой социально-психологический, индивидуально-психологический образ правовой действительности, который в результате правового отражения формируется у субъектов права, сначала непосредственно отражая реальную социальную действительность, а потом уже, будучи отрефлексированным непосредственно в дефинициях права. Нередко на первом этапе (т.е. социально-психологического, индивидуально-психологического отражения) и заканчивается формирование правосознания субъектов права, т.е. «работает» такой элемент правосознания, как правовая психология.
Таким образом, важнейшую роль в поведении субъекта права играют непосредственное правовое отражение конкретной среды и социальные нормы, которые группа, социум предъявляет ей, а не идеологические установки, которыми руководствуется законодатель.
В связи с этими тезисами продолжаем фиксировать, что правовая идеология как некая совокупность представлений необходима для объединений субъектов права в те или иные социальные структуры. Иными словами, правовая идеология - это соединительная субстанция социальных структур, внешне объективированная в правовой политике государства. Таким образом, идеология государства представляет собой феномен социально-политический по своей природе (основаниям и происхождению) и наряду с этим, в сущности, становится правовой, т.к. не просто обосновывает политическое единство, но и имеет своим предметом порядок -право властвования, распределение статусов, структуру общества и т.д.
Рассмотренные элементы представляют в совокупности социально-психологическую систему правового воздействия, которая оказывает влияние на волевое поведение людей, формирование и развитие мотивов поведения.
1. Поляков А.В. Коммуникативная концепция права (проблемы генезиса и теоретико-правового обоснования): дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 2002.
2. Мамут Л. С. Правовое общение: очерк теории. М., 2011.
3. Берг Л. Н. Информационно-психологический аспект правового воздействия в сфере
1. Polyakov A.V. Communicative concept of the law (problem of genesis and theoretical-legal justification): diss.... Dr of Law. St. Petersburg, 2002.
2. Mamut L.S. Legal communication: theory sketch. Moscow, 2011.
3. Berg L.N. Information and psychological aspect of legal influence in the sphere of sci-
28
научной деятельности // Рос. юрид. журнал.
2013. № 4.
4. Тихомиров Ю.А. Прогнозы и риски в правовой сфере //Журнал рос. права. 2014. № 3.
5. Сигарев А.В. Наказание за отрицание: к вопросу о юридической ответственности за искажение исторических фактов // История государства и права. 2014. № 1.
6. Кибак И.А. Инновационная психотехнологическая модель законотворчества // Общество и право. 2011. № 5.
7. Степанова А. Т. Основы права. М., 2000.
8. Мельников В.Ю. Правосознание и правовое воспитание личности в демократическом, правовом государстве // Культура: управление, экономика, право. 2012. № 3.
9. Калинина Л.Е. Убеждение как метод государственного управления экономикой // Административное и муниципальное право.
2014. № 11.
10. Кобзарь-Фролова М.Н. Административно-правовое регулирование экономической деятельности таможенных органов // Административное и муниципальное право. 2013. № 12.
11. Краткий психологический словарь. М., 1985.
12. Щегорцов В.А. Социология правосознания. М., 1981.
13. Курагин Г.Г. Механизм ведомственного правового регулирования деятельности органов внутренних дел. М., 1976.
entific activity // Russian juridical journal. 2013. № 4.
4. Tihomirov Yu.A. Forecasts and risks in the legal sphere // Journal of Russian law. 2014. № 3.
5. Sigarev A. V. Punishment for denial: to a question of legal responsibility for distortion of historic facts // History of state and law. 2014. № 1.
6. Kibak I.A. Innovative psychotechnological model of lawmaking // Society and law. 2011. № 5.
7. Stepanova A.T. Law bases. Moscow, 2000.
8. Melnikov V. Yu. Law understanding and legal education of the personality in the democratic, constitutional state // Culture: management, economy, law. 2012. № 3.
9. Kalinina L.E. Conviction as method of public administration of economy // Administrative and municipal law. 2014. № 11.
10. Kobzar-Frolova M.N. Administrative and legal regulation of economic activity of customs authorities // Administrative and municipal law. 2013. № 12.
11. Short psychological dictionary. Moscow, 1985.
12. Shchegortsov V.A. Sociology of sense of justice. Moscow, 1981.
13. Kuragin G.G. Mechanism of departmental legal regulation of activity of law-enforcement bodies. Moscow, 1976.
29