Научная статья на тему 'Социально-психологическая адаптация студентов гоу СПО «Каменск-Уральский политехнический колледж»'

Социально-психологическая адаптация студентов гоу СПО «Каменск-Уральский политехнический колледж» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
554
375
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тетерин Е. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-психологическая адаптация студентов гоу СПО «Каменск-Уральский политехнический колледж»»

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ ГОУ СПО «КАМЕНСК-УРАЛЬСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

ТЕТЕРИН Е.Б.

В открытом мире человеческая индивидуальность выступает в качестве основы общественных связей людей. Сложность и многообразие задач, возникающих перед обществом, требуют индивидуальной инициативы и, следовательно, индивидуального разнообразия. Данное положение для системы образования выступает основополагающим фактором. Становление, развитие, саморазвитие, а значит, образование человека невозможно без личностного переживания, осознания образа мира.

В современных условиях студент - не только объект, но и субъект социализации, усваивающий социальные и культурные ценности в единстве с реализацией своей активности, саморазвитием и самореализацией в социуме. Эффективно функционирующее воспитательное пространство макросреды влияет на возможности студента для проявления себя, своего самопознания, самоопределения и самоутверждения, способствует становлению его личности и позитивной социализации. В настоящее время все более осознается значение проблемы социализации личности студента как интеграции с обществом в процессе совместной деятельности педагогов и студентов. Гуманистическая педагогика определяет роль студента в обучении как субъекта, то есть активного, ответственного соучастника образовательного процесса.

Работа колледжа в условиях экономических преобразований ориентирована на потребителя, своего клиента. Мы уже давно отказались от стереотипа «нам должны», что является непременным условием выживания и жизнеспособности образовательного учреждения, вопросы решаются с позиции: «чем наше учебное заведение может быть привлекательно, интересно абитуриенту и социальному партнеру.

В связи с этой целью в колледже востребовано проведение педагогического мониторинга жизнедеятельности учебного заведения как открытой системы. Одним из элементов мониторинга является организация психо-лого-педагогического сопровождение студентов.

Психолого-педагогическое сопровождение студентов является важной составляющей образовательной системы колледжа. В его рамках реализуется личностно ориентированный подход к каждому из них, осуществляются психодиагностическая, психокоррекционная, психопрофилактическая и консультативная поддержка.

Современные требования к образованию включают в себя не только формирование компетенции будущих специалистов, но и гармоничное развитие личности студента с учетом его индивидуальных особенностей. Такая работа включает в себя и развитие адаптационных возможностей личности.

С какими трудностями сталкивается большинство студентов первокурсников? Трудности можно объединить в несколько групп в зависимости от причин, их порождающих. Прежде всего, это трудности, связанные с тем, что учебный процесс в колледже значительно отличается от школьного процесса.

В средней школе учебный процесс построен так, что он все время побуждает ученика к занятиям, заставляет его работать регулярно, иначе быстро появится масса двоек. В колледже совсем иная обстановка: лекции, лекции, лекции... Кроме лекций появляются новые формы обучения: семинары, практические занятия, разнообразные виды самостоятельных работ, зачеты, экзамены.

Резко усложняется содержание и увеличивается объем учебного материала. Например, одна лекция может содержать информацию в объеме 5-10 обычных школьных уроков.

У многих первокурсников отсутствует умение работать с информацией, отсутствуют навыки рационального умственного труда, что приводит к информационным перегрузкам.

В колледже другие взаимоотношения между преподавателями и студентами, чем в школе. Многие студенты-первокурсники, приученные в школе к каждодневному контролю, привыкшие к постоянной опеке со стороны учителей, в условиях колледжа на первых порах чувствуют себя дискомфортно. У некоторых первокурсников, которые ждут такого же отношения к себе со стороны наших педагогов, даже появляется чувство, что до них никому нет дела, студенты начинают привлекать внимание всеми возможными способами.

У нас другая система взаимоотношений, где на первый план выступает необходимость самостоятельно регулировать свое поведение, появляется свобода в организации своих занятий и быта, которые еще недавно были недоступны школьникам.

В школе учебный процесс организован так, что необходимо ежедневно готовить уроки, так как каждый день могут спросить, здесь преобладает текущий контроль. У нас же преобладает периодический и итоговый контроль. И на первых порах кажется, что времени очень много и все можно успеть, до семинарского или практического занятия остается неделя, до контрольной - месяц, до экзамена - четыре месяца. А в остальное время сам себе хозяин. Появляется ощущение, что нет никакой необходимости каждый день что-то учить, решать, запоминать.

Многие студенты не умеют слушать, конспектировать лекции, работать с литературой, планировать свою учебную деятельность. Они не могут дисциплинированно высидеть пару, заниматься одним и тем же предметом в течение двух часов для многих затруднительно. Именно слабое владение навыками самостоятельной работы является одной из главных причин, затрудняющих адаптацию к обучению в колледже.

Обучение в колледже в значительной степени рассчитано на высокий уровень сознательности и самостоятельности студентов, построено на интересе к учебе и стремлении стать квалифицированным специалистом. Но современные условия диктуют нам другие требования. Борьба за контингент студентов приве-

ла к тому, что нам приходиться работать со студентами, которые находятся здесь под давлением родителей, не имеют мотивации к профессии, пришли сюда за компанию со сверстниками, в силу обстоятельств. Многие трудности связаны с неподготовленностью ряда студентов по базовым учебным дисциплинам или недостатками воспитания в семье и школе.

Другая группа трудностей связана с социально-психологическими причинами. Разрушаются старые привычные связи со сверстниками, а новые еще не окрепли. Не для всех этот процесс происходит безболезненно, иногда появляются тревожные переживания, связанные с уходом вчерашних учеников из школьного коллектива с его взаимопомощью и моральной поддержкой. Многие студенты начинают сомневаться в своих способностях, появляется неуверенность в собственных силах, страх перед экзаменами и опасение быть отчисленными.

Третья группа трудностей связана со слабой мотивацией выбора профессии._У многих студентов появляются сомнения в правильности выбора учебного заведения и специальности, недостаточная психологическая подготовка к профессии. Многие не понимают, что процесс подготовки к выбранной специальности начинается с самого первого дня обучения, и при этом все учебные дисциплины, в том числе и общеобразовательные, играют свою роль.

Все эти трудности различны по своему происхождению. Одни из них объективно неизбежны (нормы и требования), другие носят субъективный характер и связаны со слабой подготовкой в семье и школе. Такие трудности обычно относят к процессу адаптации (привыканию) студента-первокурсника к новой для него системе обучения.

Под адаптационной способностью понимается способность человека приспосабливаться к различным требованиям окружающей среды без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликтов. Адаптация студентов к учебному процессу заканчивается в конце 2-го - начале 3-го учебного семестра.

Резкая ломка многолетнего привычного рабочего поведения иногда приводит к нервным срывам и стрессовым реакциям. Поэтому на первых порах у студентов снижается успеваемость и возникают трудности в общении. У одних студентов выработка нового стереотипа поведения происходит трудно, сложно, скачкообразно, у других - достаточно ровно. Знание своих индивидуальных способностей помогает включиться студенту включиться в новые виды деятельности, наладить свой круг общения, дает возможность сделать процесс адаптации ровными психологически более комфортным. Такую информацию дает первичная диагностика. Если классный руководитель знает индивидуальные особенности своих студентов, то он поможет им включиться в новые виды деятельности, находить свой круг общения.

Адаптация является важным условием активной и эффективной учебной деятельности. Можно выделить три формы адаптации студентов-первокурсников:

1) формальная адаптация, касающаяся приспособления студентов к нормам, требованиям, структуре учебного заведения и содержанию обучения (происходит в течение первого года обучения);

2) общественная адаптация, т.е. процесс внутреннего объединения групп первокурсников и объединение этих групп со студенческим окружением в целом (происходит в течение первого года обучения);

3) дидактическая адаптация, касающаяся подготовки студентов к новым формам и методам учебной работы (происходит на протяжении всех лет обучения, так как меняются формы, типы уроков и методы контроля).

Для сохранения психологического здоровья и успешной адаптации студентов проводится диагностическая и индивидуальная коррекционная работа со студентами первокурсниками. Диагностика проводится в начале первого и в начале второго семестра. Проводятся индивидуальные беседы по результатам диагностик со студентами, с родителями и классными руководителями. Результаты диагностик сравниваются.

Портрет человека, адаптировавшегося к обстановке, психологически благополучного, включает в себя следующие качества: принятие себя и окружающих; наличие высокой активности; подвижность и восприимчивость к внешним условиям; умение правильно реагировать в конфликтных ситуациях.

Всего было продиагностировано 13 групп студентов 1 курса - это 381 человек. Результаты представлены в сравнении.

Сложные взаимоотношения с родителями:

Было (начало I семестра) - 29%

Стало (начало II семестра) - 30%

Причины следующие: завышенные требования и необоснованные ограничения; напряженная ситуация в семье; страх перед родителями; не понимание.

В период адаптации студенты ждут от родителей помощи и поддержки, а сталкиваются иногда с непониманием и жесткими требованиями. Это приводит к тому, что студент начинает бороться своими методами: кто-то начинает сбегать из дома, ничего не делать или конфликтовать с преподавателями. Все это отражается на учебной деятельности. Необходима работа с родителями не только классных руководителей, но и преподавателей предметников.

Совместная работа позволит определить точное направление деятельности со студентом (помощь студенту по восполнению пробелов в знаниях, усиление мотивации к профессии и др.).

Высокий уровень конфликтности, агрессивности:

Было (I семестр) - 33%; Стало (II семестр) - 41%

Это выражается в задиристости, озлобленности, в повышенной склонности к риску. Эти студенты могут провоцировать конфликт и часто решают вопросы со сверстниками с применением физической силы. В

некоторых коммерческих группах количество конфликтных ребят достигает 50%. Сюда же можно отнести ребят, которые не могут включиться в учебные дела, а занимаются тем, что интересно и не требует особых усилий. Эти ребята конфликтуют и с родителями, и со сверстниками и с преподавателями. Конфликт с родителями здесь играет решающую роль. Как мы видим, количество конфликтных ребят ко 2-му семестру увеличивается.

Сложности во взаимоотношениях с однокурсниками: Было (I семестр) - 40%; Стало (II семестр) - 42%

Эти подростки не умеют налаживать контакты с другими людям. Такие подростки часто бывают пассивными, застенчивыми, они боятся быть отвергнутыми. Они с недоверием настороженно относятся к окружающим людям и часто зависят от эмоциональной обстановки вокруг. Эти подростки сложно строят взаимоотношения со сверстниками, считая, что окружающие должны проявлять активность, а к преподавателям они просто боятся подходить. Эти студенты требуют особого внимания и включения в групповую деятельность.

Заниженная самооценка:Было (I семестр) - 29%; Стало (II семестр) - 33%

Эти студенты не уверены в себе, имеют высокий уровень тревожности, а иногда и комплекс неполноценности. Эти качества личности являются благодатной почвой для различных расстройств в поведении. Эти ребята входят в категорию «группа риска», свою самооценку они поднимают по-разному. Одни проявляют свои способности, становятся очень активными, стараются участвовать во всех мероприятиях - это положительный вариант; другой вариант, когда студенты начинают поднимать самооценку за счет принижения другого и нарушения дисциплины. Еще одна особенность: в группах, где идет тенденция к понижению самооценки, а это, как правило, коммерческие группы, повышается конфликтность и агрессивность. Существует взаимосвязь между самооценкой и агрессивностью, чем ниже самооценка, тем выше конфликтность.

Проявление высокого уровня активности:

Было (I семестр) - 60%; Стало (II семестр) - 51%

Эти студенты активны, энергичны, не любят однообразия и монотонной работы, неустойчивы в интересах, часто переоценивают свои возможности, бурно реагируют на события, проявляют раздражительность. Такими приходят больше половины студентов, но ко второму семестру они учатся регулировать свое поведение, контролировать свои поступки, стараются работать над собой.

Успешность самовыражения проявляют:

Было (I семестр) - 39%; Стало (II семестр) - 45%

Эти студенты стараются сделать все, чтобы их заметили и оценили. Проявляют свои способности, как в учебной деятельности, так и в спорте, смотрах художественной самодеятельности. Количество таких ребят увеличивается, значит, в колледже есть условия для развития и самореализации.

Проявление самостоятельности:

Было (I семестр) - 33%; Стало (II семестр) - 49%

Большая часть наших студентов не самостоятельны. Они не умеют конспектировать лекции, работать с учебной литературой, анализировать информацию большого объема, четко и ясно излагать свои мысли. Еще в школе у части учеников формируется «психология тройки». Этот настрой переходит и в колледж. Они уверены в том, что учеба на «тройки» не помешает стать настоящим специалистом.

Одной из главных причин, затрудняющих адаптацию к условиям обучения в колледже, 50% опрошенных студентов назвали недостаток времени для самостоятельной работы и большие перегрузки при подготовке домашнего задания. В связи с этим почти 25% студентов приходят на занятия неподготовленными. Естественно, что хроническое отставание и недоучивание в течение семестра превращает экзаменационную сессию для этих студентов в сильнейший стресс, а экзамен превращается в пытку, как для экзаменатора, так и для экзаменуемого. Поэтому для быстрейшей адаптации первокурсникам необходимо овладевать методами и приемами рационализации самостоятельной работы.

Самостоятельная, стихийная рационализация умственного труда многим первокурсникам обходится слишком дорого (пробелы в знаниях, неудовлетворительные оценки на экзаменах, перегрузки). Потому что поиск элементарных приемов и правил ведется в слепую и может отнимать месяцы и годы. Спросите у старшекурсника, как следует быстро и эффективно проработать учебный материал, сделать конспект книги и вы вряд ли получите удовлетворительный ответ, так как самостоятельно найденные правила и приемы не были до конца осмыслены. Поэтому их так трудно объяснить и сформулировать, и не получается передать свой опыт другому.

Студентам первокурсникам необходима помощь и понимание со стороны преподавателей и классных руководителей в этот сложный адаптационный период.

Каждый предмет имеет свои особенности, и только преподаватель знает, как лучше организовать самостоятельную работу по своему предмету. Обучение может быть направлено на следующие моменты: обучение самостоятельной работе с книгой, журналом (студенты читают мало литературы); обучение конспектированию (в соответствии с особенностями предмета); обучение приемам запоминания; как подготовить сообщение, доклад, реферат и др.

В связи с этим можно выделить условия, объяснение которых обеспечивает успешное выполнение самостоятельной работы: мотивированность задания (для чего, чему способствует); четкая постановка задач; метод выполнения работы, знание студентом способов ее выполнения; четкое определение преподавателем форм отчетности, объем работы, срока; определение видов помощи; критерии оценки; виды и формы контроля.

В Каменск-Уральском политехническом колледже коллектив преподавателей и сотрудников для сокращения периода адаптации создает условия для того, чтобы студент как субъект социализации, осуществлял

знакомство с учебным заведением, общежитием, библиотекой и другими подразделениями воспитательного пространства микросоциума. Знакомиться с правилами проживания в общежитии, расписанием занятий в колледже, Уставом колледжа и т.д.

Формируют навыки самостоятельности в решении различных вопросов учебной деятельности, организации быта в общежитии, уверенности в себе, развивает навыки общения, коммуникативных качеств, определяет четкую гражданскую позицию.

Только заинтересованность, доброжелательность, понимание и терпение педагогов могут помочь вчерашнему школьнику сделать процесс учебы более эффективным, быстрее адаптироваться к новым условиям студенческой жизни, в которой каждый день дорог и важен, поскольку может повлиять на будущую профессиональную деятельность.

Сокращение периода адаптации и повышение комфортности в колледже способствует:

1. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс колледжа на основе следующих мероприятий: родительские собрания; совместные творческие дела; выпуск «Пресс-центра»; семейная гостиная; «День открытых дверей»; встреча с выпускниками; совместные научно-практические конференции; помощь в укреплении материально-технической базы; социологические опросы; совместные конкурсы, творческие выставки родителей, студентов, педагогов; «круглые столы» по проблемам воспитания, здорового образа жизни, творческим интересам.

2. Участие родителей в управлении колледжем: совет колледжа; совет общежития; групповые родительские комитеты.

Дополнительно к этому коллектив преподавателей и сотрудников нашего колледжа ориентирован на создание условий успешной адаптации и саморазвития личности студентов. Наиболее эффективными формами работы со студентами, педагогами и родителями, на наш взгляд, являются: индивидуальное и групповое психологическое консультирование; организация работы курсов выравнивания по общеобразовательным дисциплинам (математика, физика, химия); семинары для начинающих классных руководителей и «Школа молодого преподавателя»; педсоветы и Советы по профилактике правонарушений; Смотр художественной самодеятельности; Посвящение в первокурсники; система классных часов; групповые тренинги; родительские собрания; введение в учебные предметы отдельных тем и разделов по психологии:

В колледже разработана и реализуется Целевая программа «Социально-психологическое сопровождение студентов КУПК» на 2006-2009 годы.

Обучение в колледже является первым этапом адаптации в будущей профессии и студенты, приобретая навыки творческой активности, самостоятельности и умения решать профессиональные задачи в нестандартных ситуациях, условиях риска, обладая креативным потенциалом сумеют сократить сложный период становления выпускников на предприятиях города и области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.