Научная статья на тему 'Социально-просветительская деятельность Смоленского научного Общества врачей на примере ликвидации эпидемии холеры в 1892 году'

Социально-просветительская деятельность Смоленского научного Общества врачей на примере ликвидации эпидемии холеры в 1892 году Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
141
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-просветительская деятельность Смоленского научного Общества врачей на примере ликвидации эпидемии холеры в 1892 году»

УДК 61 (09)+614.2

СОЦИАЛЬНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СМОЛЕНСКОГО НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА ВРАЧЕЙ НА ПРИМЕРЕ ЛИКВИДАЦИИ ЭПИДЕМИИ ХОЛЕРЫ В 1892 ГОДУ

Е. Л. Коноплёва, В. М. Остапенко, С. В. Нагорная

Смоленская государственная медицинская академия

Во второй половине XIX - начале XX века Смоленская губерния среди 50 российских губерний по численности населения занимала 36-е место: всего здесь проживали, согласно данным первой всеобщей переписи населения, 1 миллион 525 тысяч 300 человек. Губернский центр представлял собой достаточно крупный чиновничье-ме-щанский город, который населяли 46 тысяч 700 жителей. Однако санитарное состояние города и губернии отличалось крайним неблагополучием. Очисткой города от нечистот занимались частные лица, топившие обозы с бытовым мусором в реке Днепр, из которого многие жители города брали питьевую воду. В черте города вода загрязнялась «...отбросами, состоящими из помоев, экскрементов людей и животных, грязной водой из бань и заводов, а также всеми нечистотами, спускаемыми губернской земской больницей в Ильинский ручей, впадающий в Днепр в пределах города, и, кроме того, отбросами из городских боен» [1; 10]. Городской водопровод был открыт только в 1890 году, но водой из него могли пользоваться всего 96 домов. Санитарный контроль за качеством воды не проводился, так же как не существовало охранных зон источников водоснабжения. Город вплоть до 1933 года был лишён канализации, и нечистоты вывозили из города в простых бочках, сливая в 2-х верстах от городской черты в специально отведённых местах.

В медицинском отчёте Врачебной управы начальнику губернии за 1841 год можно прочитать следующее: «Состояние народного здравия самое благополучное и удовлетворительное, а впрочем, местные и случайные обстоятельства, зависящие от внезапной перемены воздуха, могут привести к лёгким спорадическим болезням» [3; 5]. Однако, несмотря на оптимизм служащих Врачебной управы, данная местность всегда была крайне неблагополучна в эпидемиологическом отношении. Подлинным бедствием являлись сыпной тиф и сифилис, по распространенности которых Смоленщина занимала одно из первых мест в России.

Процветали туберкулёз и чесотка. В отчёте за 1858 год старший врач заведений Приказа общественного призрения доносил: «Общая болезнетворная конституция в пределах губернии частью ревматически-катаральная, частью гастрито-ти-фозная. К болезням означенного свойства принадлежат воспаления разных органов, тиф в разных своих видах, простудные лихорадки, простые и кровавые поносы, грипп, коклюш, корь, скарлатина, оспа. Частой гостьей является холера, и иногда с такими признаками, что прекращает жизнь в течение нескольких часов. Причины, производящие приступ холеры, чрезвычайно многочисленны, но чаще это погрешность в диете, сырые овощи, простуда и угнетающие душевные волнения. Нередко встречается поражение злокачественным прыщом. Простой народ редко прибегает к врачебным пособиям, ограничиваясь преимущественно домашними средствами. При неудаче же часто обращаются к так называемым дедам и бабкам, которые лечат заговорами и вера в коих сильна по настоящее время в простом народе» [3; 5об.].

Несмотря на выраженную потребность в медицинской помощи, здравоохранение Смоленской губернии и губернского города длительное время представляло собой достаточно безрадостную картину и опиралось, главным образом, на услуги частнопрактикующих врачей. Так, во время эпидемии холеры 1853 года генерал-губернатор при обозрении губернии нашёл холерные бараки «неприготовленными, но поставлены только кровати без досок, тюфяков и белья. Видел холерного больного, который томился на полу посреди болезненных испражнений. Больничная прислуга вся разбежалась и не было никого, кто поднял бы его» [2; 40].

В 1892 г. в Смоленске и Смоленской губернии, как и во многих других регионах России, разразилась тяжёлая эпидемия холеры. Из-за вопиющей антисанитарии мест проживания, паники, малочисленности врачей и больниц, отсутствия сани-

тарно-противоэпидемической службы, дефицита дешёвых медикаментов умирали сотни и тысячи жителей страны. Ситуацию усугублял жестокий голод, обусловленный неурожаем 1891-1892 гг. В связи с недовольством массы малообразованных людей «дезинфекционной напастью» возобновились печально известные холерные бунты. В Саратове неуправляемая толпа жгла городские больницы и холерные бараки, громила квартиры полицейских, угрожала расправой врачам. В Хвалынске был буквально растерзан санитарный врач Молчанов, пытавшийся объяснить необходимость обеззараживания воды. Н. С. Лесков писал: «Врачи говорили, что надо убить запятую, а народ думал, что надо убить врачей». Основной причиной холерных бунтов являлось полное непонимание сущности и причин болезни, а также принципов её распространения. Огромное количество суеверий окружало эту болезнь. Население, продолжая потреблять воду из заражённых колодцев, прибегало к молитвам, опахиванию, расправам с колдунами. В Смоленской губернии при конвульсиях давали больному медную монету в руки, обвязывали красным сукном, синею бумагой, но более всего славилось прикладывание тряпки, намазанной лягушачьим семенем. Ещё употребляли следующий способ: живого крота высушивали в горшке в печи, толкли в порошок и давали в пиве при исходе судорожного припадка. Очевидно, все эти средства мало приносили пользы.

Это трагическое время можно считать переломным в деятельности научного Общества смоленских врачей, так как, столкнувшись с серьёзной эпидемией на фоне крайней слабости городского и земского здравоохранения, Общество, существовавшее с 1886 г., впервые проявило себя как общественно-активная организация, способная на социальную инициативу, эффективное взаимодействие с другими властными и общественными структурами.

27 июня 1892 года состоялось первое экстренное заседание Общества, посвящённое обсуждению мер борьбы с холерной эпидемией. Были прочитаны доклады о способах лечения холерных больных, об истории холерных эпидемий в России и Смоленской губернии. Сообщение Д. Н. Жбанкова «Задачи и цели медицинских обществ» стало определяющим для деятельности Общества на долгие годы. Главная ошибка прошлых лет, утверждал видный врач и общественный деятель, «та, что врачи сделали свои заседания специально медицинскими. Настоящая холера показала, какое огромное значение имеет практическая подкладка в деятельности обществ» [6; 232-238]. В плане практической деятельности на первый план

В. И. Яковенко

была выдвинута проблема общего оздоровления города и обеспечения бедного населения медицинской помощью. В санитарном отношении Общество должно было сосредоточить свои усилия на проведении в жизнь требований общественной и частной гигиены. Д. Н. Жбанков доказывал: «Отдельные врачи и врачебные общества преследуют преимущественно лечение, сообразно чему и публика требует только прописывания рецептов. Это ненормально и должно быть изменено в том смысле, чтобы врачи оказывали культурное и воспитательное влияние на своих пациентов, и на все учреждения, так или иначе соприкасающиеся со здоровьем населения. (...) Распространение популярных брошюр и особенно народные чтения, публичные лекции, демонстрации, есть, по моему мнению, единственно верный путь, которым можно заполнить пропасть, отделяющую публику от специалистов. При этом достигается и побочная цель - борьба со всевозможными суевериями, знахарством и шарлатанством; не судебные преследования и наказания могут уничтожить этих врагов знания и человечества, а только один свет, широко разливаемый во все тёмные закоулки. Будь наша публика наперёд подготовлена и обеспечена хорошей врачебной помощью, ведь мы не пережили бы в настоящую холеру печальных историй в Астрахани, Саратове и пр., и несчастному Молчанову и другим товарищам не

пришлось бы платиться за грехи развитого общества перед тёмной массой» [6; 235]. Однако одного просвещения публики недостаточно. Необходимы конкретные шаги: наблюдение за здоровьем различных групп населения, санитарное изучение города, экспертиза всех общественных сооружений, даже организация здоровых общественных игр на открытом воздухе (коньки, кегли, крокет, катание на лодках) - всё перечисленное должно входить в повседневный круг интересов и заботы врачей. Д. Н. Жбанков выступил с инициативой открытия бесплатной амбулатории для населения. Докладчик настаивал на необходимости использовать удобный момент, так как «ввиду приближения такого грозного врага, надо надеяться, что город ассигнует необходимые для этого средства». Однако этого не произошло, и амбулатория, «с бесплатным советом и бесплатной раздачей лекарств», была открыта 29 августа 1892 года на собственные скудные средства смоленских врачей. Несмотря на крайне скромное финансирование, амбулатория за 20 лет своего существования приняла около 300 000 больных. Следует также учитывать, что практически все члены Общества, помимо даровой работы в Лечебнице, бесплатно принимали бедных больных у себя на дому и вели приём в бесплатной Лечебнице Благотворительного Общества.

По инициативе врачей состоялось несколько совместных заседаний Общества, местного врачебного отделения и санитарно-исполнительной комиссии, в ходе которых была выработана чёткая программа действий в ситуации эпидемии. Общество обратилось за содействием также к городской и губернской земской Управам, смоленскому Благотворительному Обществу и Местному Управлению РОКК, провизорам местных аптек. Общими усилиями были проведены в жизнь следующие мероприятия: устройство временной бесплатной амбулатории для приходящих больных (за первый же месяц её посетило более 1000 человек); устройство временных врачебных пунктов на окраинах города со снабжением каждого пункта антихолерной аптечкой; экспертиза всех источников водоснабжения, бань, боен, обжорного ряда и мест свалок нечистот; организация ночных дежурств врачей при аптеках; устройство санитарного надзора на рынках за качеством реализуемой продукции, особенно овощами и фруктами; разделение города на санитарные участки с заведыванием врачами-добровольцами и санитарными попечителями из числа городских обывателей; открытие бесплатных чайных для народа; использование шатров Красного Креста в дополнение к летним баракам губернской больницы для размещения холерных больных; регис-

Д. Н. Жбанков

трация всех случаев заболевания холерой, для чего рассылка врачами специальных бланков-извещений врачебного отделения была объявлена бесплатной; устройство летучих сельских аптечек «для рассылки их в деревни интеллигентным лицам». Отдельной строкой было вынесено решение о необходимости чтения врачами публичных лекций о холере в чайных, на вокзалах и в богадельнях, а также о принятии мер к бесплатному распространению брошюры доктора И. В. Попова о холере и мерах её предупреждения. Подобные популярные беседы уже проводились Обществом, устраивающем народные чтения в Смоленске, однако слово врача, безусловно, являлось более авторитетным для сельской и городской бедноты. Самое активное участие в просвещении населения приняли доктора Жбанков, Вахрамеев, Эн-гельгардт, Почтарёв, Грехов. Лекции доктора В. И. Яковенко посвящались проблеме голода, так как ослабленный голодом человек легче становится жертвой инфекционных заболеваний. В. И. Яковенко говорил о «чувстве симпатии, побуждающем нас жертвовать в пользу голодающих, как это чувство развивается, как оно проявляется в настоящее время у нас и за границей, в какой связи стоит оно с умственным развитием каждого». Лектор в своём выступлении касался вопросов физиологии и патологии голода, его возможных последствий и способов борьбы с ним. Деньги от

издания этой лекции были перечислены в пользу голодающих. Доктор Чернышёв предложил совместно со смоленским кружком любителей музыки организовать вечер, первое отделение которого бы заняло чтение публичной лекции о народной гигиене, а второе носило литературно-музыкальный характер.

Все названные меры позволили локализовать эпидемию и в конечном счёте справиться

с ней. Можно утверждать, что в 1892 году произошло окончательное становление научного Общества врачей как социально востребованной и активной общественной организации, были выработаны основные принципы и определены формы санитарно-профилактической работы, что не могло не привлечь сочувствия органов местного самоуправления и населения к его деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. ГАСО Ф. 65 Оп. 1 Д. 1598 Отношение смоленского городского врача о доставлении сведений о санитарной части

2. ГАСО Ф. 670 Оп. 1 (18563) Д. 17 Журналы заседаний Комитета общественного здравия

3. ГАСО Ф. 754 Оп. 1 (1842) Д. 184 По предложению начальника губернии о доставлении сведений по медицинской части

4. Киреев И. Е. К истории возникновения и деятельности Общества смоленских врачей // Из истории медицины, Т. 6, 1964. - С. 182 - 185

5. Колосов Г. А. Исторический очерк деятельности Общества смоленских врачей за 25 лет (1886-1911), С-Петербург, типография «Яков Трей», Разъезжая, 43, 1911

6. Протоколы заседаний Общества смоленских врачей. 1890-1894 г.г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.