Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ ТРАНСФОРМАЦИИ СТАТУСА И РОЛИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА (НА ПРИМЕРЕ КАЗАНСКОГО (ПРИВОЛЖСКОГО) ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА)'

СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ ТРАНСФОРМАЦИИ СТАТУСА И РОЛИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА (НА ПРИМЕРЕ КАЗАНСКОГО (ПРИВОЛЖСКОГО) ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
20
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / РОЛЬ И СТАТУС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шамсутдинова Ильсия Ильдусовна

Для выявления основных этапов развития системы высшего образования и, в частности, преподавания, в статье проанализированы основные тенденции нормативно-правового регулирования образовательной деятельности профессорско-преподавательского состава Казанского (Приволжского) федерального университета. По результатам проведенного исследования, автором были выделены новые роли преподавателя вуза в условиях цифровой образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шамсутдинова Ильсия Ильдусовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-LEGAL FOUNDATIONS FOR THE TRANSFORMATION OF THE STATUS AND ROLE OF A UNIVERSITY TEACHER (ON THE EXAMPLE OF KAZAN (VOLGA REGION) FEDERAL UNIVERSITY)

To identify the main stages in the development of the system of higher education and, in particular, teaching, the article analyzes the main trends in the legal regulation of the educational activities of the teaching staff of the Kazan (Volga region) Federal University. Based on the results of the study, the author identified new roles for a university teacher in a digital educational environment.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ ТРАНСФОРМАЦИИ СТАТУСА И РОЛИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА (НА ПРИМЕРЕ КАЗАНСКОГО (ПРИВОЛЖСКОГО) ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА)»

УДК 316.42

Социально-правовые основания трансформации статуса и роли преподавателя вуза (на примере Казанского (Приволжского) федерального университета)

Шамсутдинова И.И.

Старший преподаватель

кафедры общей и этнической социологии

Казанского (Приволжского) федерального университета

Для выявления основных этапов развития системы высшего образования и, в частности, преподавания в статье проанализированы основные тенденции нормативно-правового регулирования образовательной деятельности профессорско-преподавательского состава Казанского (Приволжского) федерального университета. По результатам проведенного исследования автором были выделены новые роли преподавателя вуза в условиях цифровой образовательной среды.

Ключевые слова: преподаватель, образовательная деятельность, нормативно-правовое регулирование, роль и статус

Трансформация роли преподавателя вуза невозможна без изменения нормативно-правового регулирования образовательной деятельности. Высшее образование приобретает новые формы не только на практическом, но и на законодательном уровне.

Автором была проанализирована нормативно-правовая документация: законы, программы, уставы, постановления, положения и другие акты, регулирующие образовательную деятельность профессорско-преподавательского состава Казанского (Приволжского) федерального университета.

С 2014 г. в Татарстане реализуется региональная программа «Развитие образования и науки РТ на 2014-2025 годы» [1]. Изначально данная программа была рассчитана до 2020 г., однако в 2017 г. ее действие было решено продлить. Одним из мероприятий является развитие образовательных технологий непрерывного профессионального образования для всех категорий населения. Планируется поддержка вузов, которые реализуют образовательные программы в дистанционном формате. Однако высшее образования - предмет ведения федерального уровня, который взаимодействует с вузами фактически напрямую.

Одним из основных внутренних документов Казанского (Приволжского) федерального университета (далее - КФУ) является Решение Ученого совета вуза от 11 сентября 2019 г., которое регламентирует

порядок применения дистанционных технологий [2]. Основным инструментом взаимодействия между преподавателями и студентами признана информационно-аналитическая система «Электронный университет». Данная платформа создана университетом для размещения на ней электронных материалов. Концепция развития «Электронного университета» была принята в 2008 г. Именно тогда стала создаваться цифровая среда для студентов и профессорско-преподавательского состава университета. Согласно решению ученого совета, альтернативой традиционному образовательному процессу является дистанционный формат при помощи реализации цифровых образовательных ресурсов и внедрения онлайн-курсов в образовательный процесс. В качестве органа, курирующего внедрение инновационных инструментов, выступает Институт передовых образовательных технологий КФУ. Основная деятельность данного института заключается в консультировании по разработке цифровых образовательных ресурсов (далее - ЦОР), координации по разработке онлайн-курсов, распространению он-лайн-курсов университета на внешние платформы, осуществлении мониторинга работы с ЦОР и организации мероприятий по повышению знаний 1Т.

Основная нагрузка по разработке цифровых образовательных ресурсов и онлайн-курсов ложится на кафедры и непосредственно преподавателей.

В институтах рекомендуется выбор специалиста, ответственного за реализацию ЦОР, который оперативно помогает профессорско-преподавательскому составу работать с платформой.

Ещё одним важным положением указанного Решения Ученого совета КФУ 2019 г. является регламентация видов образовательной деятельности, которые могут быть применены при реализации образовательных программ:

- курсы с веб-поддержкой, при которых лекционные и практические занятия проводятся в аудитории, а самостоятельная работа выполняется в электронной системе;

- смешанный формат, направленный на проведение как традиционных, так и дистанционных пар. В данном случае преподаватель может самостоятельно определить наиболее удобный для него формат освоения студентами дисциплины;

- полностью дистанционный формат, означающий полную замену традиционного формата онлайн-курсами. Возможен вариант освоения внутренних и внешних курсов организации. В частности, преподаватель может вести собственно разработанный онлайн-курс. При таком формате чаще всего преподаватель принимает участие только в итоговой аттестации по предмету.

В университете имеются и другие нормативные акты, регламентирующие электронный процесс обучения. Решением Ученого совета был установлен порядок проведения консультаций между преподавателем и студентом в дистанционном режиме [3]. Данный порядок носит рекомендательный характер, однако он четко фиксирует, что консультации могут проходить в режиме онлайн. Таким образом, если студент не имеет возможности получить учебно-методическую помощь очно, он имеет право попросить преподавателя выйти с ним на связь в онлайн-режиме.

Наиболее значимыми нормативными актами по дистанционному формату оказания образовательных услуг являются два регламента, также принятые Ученым советом КФУ 23 апреля 2020 г. Первый устанавливает правила промежуточной и итоговой аттестации обучающихся [4], второй определяет формат сдачи итогового экзамена либо защиты выпускной квалификационной работы в дистанционном режиме [5].

Исходя из положений решений Ученого совета 2019 г. [6; 7], необходимо отметить, что КФУ поддерживает внедрение цифровых технологий в процесс обучения. Также можно сделать более глобальный вывод о трансформации роли преподавателя в образовательном процессе. Если ранее педагогические сотрудники имели своей главной задачей непосредственное обучение студентов, то на сегодняшний день этого недостаточно. Профессорско-преподавательский состав должен не только разрабатывать учебные программы, но и позиционировать их

в цифровой среде. При полностью дистанционном формате преподаватель и вовсе играет роль посредника между студентами и интернет-средой. Процесс обучения трансформируется в процесс модерации образовательного процесса.

Также очевидно, что цифровизация образовательных программ в КФУ берет свое начало не от пандемии коронавируса. Необходимость создания технологической платформы в университете была подчеркнута впервые еще в 2008 г., а основные положения электронного образования приняты за год до COVID-19. Вместе с этим невозможно отрицать, что практическое внедрение дистанционных технологий началось именно в период пандемии. Основная нормативная база к этому времени уже была подготовлена и началось внедрение электронных платформ для обучения. Кроме электронной информационно-образовательной среды «Электронный университет», преподаватели и студенты начали активно использовать платформу «Microsoft Teams» для проведения лекционных и практических занятий [8].

Нормативное регулирование в Казанском (Приволжском) федеральном университете достаточно подробно описывает формат работы университета в отрасли электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Но внутренние нормы носят преимущественно разъяснительный и рекомендательный характер. Тем не менее вуз обязывает преподавателей реализовывать ЦОР и онлайн-кур-сы, поскольку это влияет на престиж университета и позиционирует его во внешней среде. Показатели цифровизации содержатся в качестве критериев оценивания академических рейтингов. Кроме того, наличие разработанных цифровых образовательных ресурсов необходимы самому преподавателю для повышения собственного KPI. Казанский (Приволжский) университет создал множество стимулов для того, чтобы все сотрудники профессорско-преподавательского состава погрузились в интернет-среду.

Исходя из проведенного исследования законодательства в отрасли высшего образования, можно сделать выводы об изменении роли преподавателя в образовательном процессе в условиях цифровиза-ции. Возникла новая парадигма электронной образовательной среды. Роль преподавателя стала заключаться не только в разработке учебных программ, но и в размещении данных образовательных программ в электронные системы. Такое положение дел коренным образом трансформировало статус преподавателя. Если при традиционном формате образовательная деятельность преподавателя находилась преимущественно на внутривузовском уровне, то в условиях цифровизации образовательная деятельность направлена на позиционирование во внешней среде.

На данном этапе у преподавателя сформировались две новые роли: преподаватель-посредник и

преподаватель-модератор. Роль преподавателя-посредника заключается в том, что процесс обучения происходит на онлайн-платформе, деятельность преподавателя заключается в обозначении студентам вектора работы в электронном формате. Классический пример данной роли, когда преподаватель запускает ЦОР и требует студентов выполнять в нем самостоятельную работу и проходить промежуточный контроль. Роль преподавателя-модератора можно обозначить в узком и широком смысле. В узком смысле роль преподавателя-модератора заключается в использовании онлайн-курса сторонней организации, сам он только принимает экзамен. В данном случае нет образовательной составляющей, преподаватель лишь курирует процесс. В широком смысле преподаватель-модератор занимается «фильтрацией» знаний студентов. Интернет-среда стала базой для самообразования, студенты, так или иначе, берут информацию из цифровой среды. Поэтому зачастую роль преподавателя заключается не в обучении студентов дисциплине с нуля, а в выстраивании правильного вектора для обучения конкретного предмета.

Литература:

1. Постановление КМ РТ от 22.02.2014 г. № 110 «Об утверждении государственной программы «Развитие образования и науки РТ на 20142025 годы». - URL: https://mon.tatarstan.ru/gos_ programmi.htm

2. Порядок от 11.09.2019 г. № 0.1.1.67-08/157/19 «Применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, в том числе при реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, в ФГАОУ ВО «К(П)ФУ». - URL: https:// kpfu.ru/do/normativnoe-obespechenie/polozheniya-i-reglamenty-kfu/obschie-391692.html

3. Порядок от 21.01.2020 г. №0.1.1.67-08/2/20 «Оказания учебно-методической помощи обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемой дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий при реализации образовательных программ в ФГАОУ ВО «К(П)ФУ». - URL: https:// kpfu.ru/do/normativnoe-obespechenie/polozheniya-i-reglamenty-kfu/vysshee-obrazovanie-bakalavriat-specialitet-391601.html

4. Регламент от 23.04.2020 г. № 0.1.1.67-08/39-к/20 «Организации текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий в ФГАОУ ВО «К(П)ФУ». - URL: https:// kpfu.ru/do/normativnoe-obespechenie/polozheniya-i-reglamenty-kfu/vysshee-obrazovanie-bakalavriat-specialitet-391601.html

5. Регламент от 23.04.2020 г. № 0.1.1.67-08/39-а/20 «Проведения государственного экзамена и защиты выпускной квалификационной работы с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в ФГАОУ ВО «К(П)ФУ». - URL: https://kpfu.ru/portal/docs/ F1616614576/23.04.2020_0.1.1.67_08_39_g_20_ Gafurov_I.R._Xalilova_A.N.pdf

6. Порядок от 11.09.2019 г. № 0.1.1.67-08/157/19 «Применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, в том числе при реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, в ФГАОУ ВО «К(П)ФУ». - URL: https:// kpfu.ru/do/normativnoe-obespechenie/polozheniya-i-reglamenty-kfu/obschie-391692.html

7. Положение от 20.09.2019 г. № 0.1.1.67-08/164/19 «Об электронной информационной образовательной среде ФГАОУ ВО «К(П)ФУ». - URL: https://kpfu.ru/portal/docs/F_1450775081/EI0S_ 20.09.2019_0.1.1.67_08_164_19_Gafurov.I.R._ Xalilova.A.N..pdf

8. Официальный сайт КФУ. - URL: https://kpfu.ru/ dis/obuchenie-cherez-microsoft-teams (дата обращения: 20.04.2022).

Socio-legal Foundations for the Transformation of the Status and Role of a University Teacher (on the Example of Kazan (Volga Region) Federal University)

Shamsutdinova I.I.

Kazan (Volga Region) Federal University

To identify the main stages in the development of the system of higher education and, in particular, teaching, the article analyzes the main trends in the legal regulation of the educational activities of the teaching staff of the Kazan (Volga region) Federal University. Based on the results of the study, the author identified new roles for a university teacher in a digital educational environment.

Key words: teacher, educational activity, legal regulation, role and status

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.