Научная статья на тему 'Социально-правовые и культурные регуляторы общественной жизни'

Социально-правовые и культурные регуляторы общественной жизни Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
43
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Cоциально-правовые и культурные регуляторы / общество / личность / государство / свобода / право как регулятивное измерение ценности / способ производства как политическая и духовная жизнь / правовое государство. / Socio-legal and cultural regulators / society / personality / state / freedom / law as a regulative dimension of value / mode of production as political and spiritual life / legal state.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бикметов Евгений Юрьевич, Лукьянов Аркадий Викторович, Марюшко Анна Валерьевна

В статье авторы исследуют социально-правовые и культурные регуляторы общественной жизни. Научная новизна работы заключается в том, что право соотносится с трансцендентальным подходом к познанию общественной жизни, что предполагает относиться к человеку как к самоценной личности. Необходимо исходить из трансцендентального принципа интерперсональности, согласно которому человек есть цель, а не средство для достижения справедливой жизни. Право проявляется через способность людей к творчеству, что связано с нравственным долгом и свободой человека. Другим элементом новизны выступает оценка способа производства, который формирует политическую и духовную жизнь. Правовое государство есть субстанциальная форма духовности, ориентированная на общечеловеческие и нравственные ценности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-LEGAL AND CULTURAL REGULATORS OF SOCIAL LIFE

In the article the authors study socio-legal and cultural regulators of public life. The scientific novelty of the work lies in the fact that law correlates with the transcendental approach to the cognition of social life, which implies treating a person as a self-valuable individual. It is necessary to proceed from the transcendental principle of interpersonality, according to which a person is an end and not a means to achieve a just life. The right is manifested through the ability of people to create, which is connected with moral duty and human freedom. Another element of novelty is the evaluation of the mode of production that shapes political and spiritual life. The rule of law is a substantive form of spirituality, oriented to universal and moral values.

Текст научной работы на тему «Социально-правовые и культурные регуляторы общественной жизни»

Социально- правовые и культурные регуляторы общественной жизни

DOI 10.34823/SGZ.2024.01.52041

Бикметов Евгений Юрьевич,

д.с.н., профессор кафедры цифровых технологий в экономике и управлении, Уфимский университет науки и технологий E-mail: bicprof@mail.ru

Лукьянов Аркадий Викторович,

д.ф.н., профессор кафедры философии и культурологии, Уфимский университет науки и технологий E-mail: ark.lukjanov@yandex.ru

Марюшко Анна Валерьевна,

аспирант кафедры философии, истории и социального инжиниринга, Уфимский государственный нефтяной технический университет E-mail: awm08@list.ru

В статье авторы исследуют социально-правовые и культурные регуляторы общественной жизни. Научная новизна работы заключается в том, что право соотносится с трансцендентальным подходом к познанию общественной жизни, что предполагает относиться к человеку как к самоценной личности. Необходимо исходить из трансцендентального принципа интерперсональ-ности, согласно которому человек есть цель, а не средство для достижения справедливой жизни. Право проявляется через способность людей к творчеству, что связано с нравственным долгом и свободой человека. Другим элементом новизны выступает оценка способа производства, который формирует политическую и духовную жизнь. Правовое государство есть субстанциальная форма духовности, ориентированная на общечеловеческие и нравственные ценности.

Ключевые слова: социально-правовые и культурные регуляторы, общество, личность, государство, свобода, право как регулятивное измерение ценности, способ производства как политическая и духовная жизнь, правовое государство.

Актуальность предпринятого исследования обусловлена возрастанием в современных кризисных условиях роли права как регулятора социальных и культурных отношений, необходимостью осмысления его роли в философском аспекте. Цель настоящего исследования состоит в исследовании социально-правовых и культурных регуляторов общественной жизни. Научная новизна работы заключается в том, что рассмотрение права в рамках трансцендентального подхода к познанию общественной жизни предполагает отношение к людям как самоценным личностям. Право проявляется через способность людей к творчеству, что связано с нравственным долгом и свободой человека. Другим элементом новизны выступает оценка способа производства, который формирует политическую и духовную жизнь. Правовое государство есть субстанциальная форма духовности, ориентированная на общечеловеческие и нравственные ценности.

Аксиологическое измерение правовой культуры, сознания представлено в ряде исследований отечественных авторов [1]. Проводятся исследования соотношения категорий права и нравственности [2]. Исследователи полагают, что если правовые установления отрываются от духовно-нравственного начала общественной жизни, то возникает риск утраты законодательно-нормативными актами функции обеспечения справедливости [3, с. 110].

Право есть то, что погружает человека в глубину опыта, а это вызывает необходимость духовного признания другого человека и в то же время признание «закона» [4, с. 365]. Право, правовое сознание имеет основную ценность, которая проявляется в способности к творчеству. А творчество есть нечто стихийное и целенаправленное регулирование. Но закон есть «святыня» всего мира. Жизнь в праве есть некая «совершенная жизнь» [5, с. 34].

Исследование социально-правовых и культурных регуляторов общественной жизни требует конкретизации содержания права. Право как целенаправленное и стихийное регулирование находится под влиянием морального самосознания. Долг человека - это культурно-нравственный регулятор социальной жизни, поскольку любовь и уважение к людям, в целом, способствуют развитию регулятивного измерения ценности. Право не только социальный и культурный регулятор. Оно выступает и как целенаправленно регулируемое. Право выражается в человеколюбии как главной добродетели, предполагает преодоление человеконенавистничества, смягчает антигуманный дух. Трансцендентальный подход к исследованию регуляторов общественной жизни становится мотивом, который сообразуется с долгом. Право, опираясь на наличные условия, способно стать силой, которая формирует общество [6, с. 169]. В обществе действуют стихийные силы, которые зачастую являются сверхчувственными, нематериальными. Не следует исходить из «умопостигаемого мира», поскольку он связан с «трещиной», которая проходит через бытие. Законы, будучи соотнесенными с непродуктивностью человеческого бытия, обусловлены социально-исторической конкретностью. Поэтому возникает проблема единения силы права, правовой культуры с силой закона.

Современное российское общество нуждается в повышении нравственной и правовой культуры. Нравствен-

ен о

сг

0

1

-1 У

=Е СГ

<п

I_

и

ность составляет предпосылку общественной гармонии. Общество не подчиняется юридическому позитивизму. В массовом сознании доминирует установка, что если «очень хочется, то все возможно» [6, с. 174].

Право есть многоаспектное понятие гуманитарных дисциплин. Обоснование нравственной ценности создает позитивное состояние духа и способствует утверждению правовой жизни, в которой действует принцип: человек ограничивает свою свободу, чтобы дать реализоваться свободе другого «Лица». В истории общества «действуют люди, одаренные сознанием, поступающие обдуманно или под влиянием страсти, стремящиеся к определенным целям. Здесь ничто не делается без сознательного намерения, без желаемой цели» [7, с. 306]. В данном отношении право, как социальный регулятор общественной жизни заключает в себе стихийное и сознательное начало. Право, как целенаправленное регулирование есть гармоническое единство стихийного и целенаправленного регулирования.

Общество фундирует концепции, которые развиваются в русле социального реализма. Акцентируя внимание на истории духа, оно связано с «индивидуальными импульсами совершения человеком того ли иного поступка» [8, с. 709]. Общество - фундаментальная универсалия философии и социологии. Заметим, что философско-социологический анализ права как социального регулятора возможен только на основе исследования его идеальной модели. Но выявление внутренней необходимости социального процесса возможно лишь при условии освобождения управления социальными процессами от конкретно-исторической культурной формы. Заметим, что общество есть целостный организм. Части организма оказывают влияние друг на друга. В то же время они находятся в отношении соподчинения.

Заметим, что в современных условиях наиболее полное обоснование культурных регуляторов общественной жизни возможно в контексте понимания человека, который должен рассматриваться в контексте социального действия, и это действие связано с установлением «смысла», понимания намерений и целей взаимодействия. Люди осознают общие цели и задачи, причем, нравственность, благодаря праву, приподнимается до совершенства. Полагаем, что эволюция общества может быть рассмотрена как мегаэнтропийный процесс, который приводит к повышению уровня социальной организации. Культурные регуляторы жизни связаны с культурными поколениями людей. Постмодернистская философия рассматривает общество как то, что претендует на статус универсального, которое противостоит индивидуальному бытию человека. Но общество существует благодаря культуре. В качестве специфической может выступать маргинальная культура, которая именуется периферийной, пограничной, отличной от «срединной» культуры. Такая культура рождается при отказе людей от традиционной культуры. Сегодня люди не могут развиваться, если отсутствует самосознание. Научная методология познания должна обеспечивать основу целедостижения субъекта управления. При этом органы государственной власти регулируют цели человека, но они не составляют абсолютный авторитет. Культура есть универсалия, которая обращается к чувству эстетического удовольствия. В критике «Практического разума» И. Кант рассматривал волю человека как автономную волю, которая лежит в основе «категорического императива» [9]. Воля человека связана с гуманитарной культурой, формированием личности человека. Но путь к свободе пролегает через красоту человеческих взаимоотношений, через решение духовных задач общества. Не следует сущность идеализма связывать с фи-

лософским образованием. Целостность организма осуществляется через взаимную связь. Человек не приходит к желаемому результату, поскольку выдвигает свой результат, исходя из представления агностических пределов. Метафизика» истории не допускает догматизма. Поэтому из человеческой истории следует исключить поступки свободной воли, ноуменальную реальность. Однако философия истории часто не соответствует действительной сути. История в основном связана с пониманием ее закономерного хода, уходит своими корнями в тот тезис, «чтобы делать все, что угодно» [10, с. 80]. Понятие воли есть «единственное из всех возможных, которое имеет свой источник не в явлении... а исходит изнутри, вытекает из непосредственного сознания каждого, сознания, в котором каждый познает собственную индивидуальность в ее существе.» [11, с. 141]. Нравственная воля может иметь сильную и слабую формы. Но воля есть средство властности. Нравственная воля связана с обществом. Но сильной волей обладают немногие. Власть есть нечто иррациональное, влияющее на достижение целей. Воля влияет на властные отношения. Политическое уничижение связано с падением авторитета политических лидеров. Воля как единство рационального и иррационального начал жизни выступает основанием управленческого творческого потенциала. Но страсть человека должна соотноситься с образованностью человека, его высокой нравственностью. Занятие ключевых позиций во властных структурах связано с амбициями, ярко выраженной потребностью во власти, волей человека, политической групповой поддержкой.

Право, как социальный регулятор общества, связано с поведением человека и его устремлениями. Воля лежит в фундаменте власти, есть определенная потенция, связанная с утверждением независимости. Человек не в состоянии принуждать другого к совершению действия. Но нравственная воля обладает духовным носителем, который развивается свободно и в самом себе. В данном отношении право, как регулятивное измерение ценности, есть единство стихийного и целенаправленного регулирования общественных отношений. Право, как дух закона, есть его некая глубинная сущность. Но право, правовое сознание имеет ту основополагающую ценность, согласно которой человек имеет способность к творчеству. А творчество есть нечто стихийное и одновременно целенаправленное регулирование. Однако закон - это «святыня» всего мира. Поэтому право означает некую совершенную духовность, которая обращает нас к конкретизации права как регулятора жизни.

Право, как рациональное и иррациональное регулирование, находится под определяющим воздействием общества. Способ производства, который находится под непосредственным влиянием научно-технического базиса, определяет политическую и духовную жизнь, формирует интересы человека. Российскому обществу необходимы реформы, которые продвигали бы его в направлении правового государства. Современное общество и государство, пронизывая человека духом гражданственности, наращивают духовный, интеллектуальный и технологический потенциал, который постепенно освобождает человека от смыслового разрыва «между мотивом и действием» [12, с. 171]. Власть, особенно государственная, гармонизирует общие и отдельные интересы. При этом необходимо реализовывать «непосредственное укоренение особенного во всеобщем» [10, с. 330]. Право в этом плане есть источник силы государства.

Право и власть взаимодействуют в диалектическом плане. Нам думается, что право не только нуждается в государстве, но и выходит за границы государственной власти. Право есть некая сущность закона. Еще М. Ве-

бер считал политику как стремление людей и народов к участию во власти чем-то процессуальным, которое направлено на реализацию интересов человека в форме конфликта или консенсуса [13, с. 646]. Право, правовое сознание имеют ту ценность, которая выражает себя в способности к творчеству. Творчество есть единство сознательного и бессознательного. Заметим, что право не может существовать без творческой деятельности людей. Но право все же требует своей реализации. Политика, в отличие от права, не может существовать без политической культуры. Последняя связана с формированием демократического государства. Демократия хотя и является несовершенной, тем не менее, лучше, чем она человечество не придумало.

В современной России рыночная экономика нуждается в системе твердых правил. Человек при этом нуждается в развитом правосознании и нравственности. Но сила государства состоит в обеспечении правопорядка, который основан на гуманном духе как важнейшей ценности. Именно право, на наш взгляд, способно служить основой для справедливой политики. Политическая культура отражает интересы большинства населения. В связи с этим в России политические силы вполне могут проводить общенародную политику, способствуя развитию и совершенствованию механизмов правового государства.

Мудрость есть знание порядка. Ведь порядок - это некий союз людей. Демократия, на наш взгляд, связана с устойчивостью, базирующейся на культурных традициях. Люди должны следовать «золотой середине» в своих поступках. А это и есть добродетель, которая является организационным фактором осуществления порядка. Право как культурный регулятор общественных отношений означает добродетель, устойчивость и упорядоченность.

Социально-правовые и культурные регуляторы общественной жизни формируются в направлении синергетики. Но право приходит в соприкосновение с согласованностью действий, что не противоречит синергетиче-скому восприятию мира [14, с. 20-21].

Общественные системы есть системы самоорганизующиеся. При этом самоорганизация формируется благодаря отклонениям от точки равновесия, от флуктуа-ций. Социальные системы связаны с творческой деятельностью людей. Заметим, что духовная, творческая деятельность подчиняется диалектике стихийного и сознательного. Социальные и культурные регуляторы жизни включают в себя новое, а источником нового является нечто случайное. Игнорирование случайного обедняет общественную жизнь. В настоящее время открытые неравновесные системы отличаются случайными отклонениями. Но эволюционная лестница отличается смертью систем. Смерть ускоряет эволюции. Именно поэтому процессы самоорганизации, протекающие в социальной системе, являются очень сложными [15, с. 229-252].

Когда мы переходим к рассмотрению процесса перехода от хаоса к порядку, то можно заметить, что порядок содержит потенцию самоопределения социальной системы. Открытое общество как духовная система основано на той идее, согласно которой процессы самоограничения самосознания и его самоопределения связаны с тем, что субъекты принимают «личные решения» [16, с. 218]. Но свободный выбор человека сопряжен с законом и правом. Право, как целенаправленное и стихийное регулирование, определяет духовную жизнь общества. Ведь право есть первая стадия духовной жизни, и она необходима для формирования правового государства.

Социально-правовые регуляторы общественной жизни связаны с вопросом о границах исследования реаль-

ности. Но действительность не поддается конструированию, измышлению реальности. Душа человека есть нечто самостоятельное, она выходит за границы эмпирического опыта, есть основа душевной и духовной жизни. Дж. Локк полагал, что ощущения есть источник познания реальности. Д. Юм подвергал сомнению силу возможности познания. Однако познание правовой реальности - это то, что связано с объективным миром. Душевный мир человека все же соотносится с идеальными образами. Но социально-правовые регуляторы опираются на правовую и гуманитарную культуру. Эта культура расширяет границы и возможности познания в осмыслении пределов жизни людей. Культурные регуляторы представляют собой массив правомерного поведения.

В гуманитарном познании «деятельность» играет в методологическом отношении центральную роль. Социально-правовые регуляторы отталкиваются от идеи универсальной характеристики человеческого мира». Универсальный человек, т.е. человек всех своих потенций, есть целенаправленный процесс. В данном отношении правовая деятельность выражается в активном, нравственном отношении субъекта к системному и сложному миру. Опыт взаимосвязи социального субъекта и правовой реальности формирует предпосылки правовых условий существования.

Право выступает важнейшим регулятором социальных и культурных отношений. Свобода как субстанция права имеет антиномичную природу, имеющую не только созидательный, но и разрушительный потенциал, если «она не будет ограничена ценностями высшего порядка» [17, с. 96]. В данном отношении право соотносится с совестью человека. Право как регулятивное измерение ценности есть единство стихийного и целенаправленного регулирования, находится под воздействием общества.

Современному российскому обществу необходимы социально-ориентированные реформы. Выходом из сложно ориентированной ситуации является совершенствование механизмов и институтов правового государства, которое регулирует политическую и духовную жизнь.

Литература

1. Кисенко Н.П. Проблемы формирования правовой культуры в современном социокультурном пространстве // Общество: философия, история, культура. 2023. № 10. С. 194-199.

2. Прончев К.Г. Чичерин и Толстой: два взгляда на соотношение права и нравственности // Социально-гуманитарные знания. 2020. № 3. С. 335-348.

3. Циткилов П.Я. Культурно-религиозные, политические и нравственно-правовые особенности функциональной матрицы евразийско-общерусской цивилизации // Социально-гуманитарные знания. 2023. № 9. С. 106-113.

4. Ильин И.А. О сущности правосознания // Ильин И.А. Собр. соч. в 10 т.: Т. 4. - М.: Русская книга, 1994. - 620 с.

5. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса / Вступ. ст., сост. и коммент. В.В. Сапова. - М.: Республика, 1994. - 367 с.

6. Иконникова Г.И. Философия права / Г.И. Иконникова, В.П. Ляшенко. - М.: Юрайт, 2012. - 364 с.

7. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21. - М.: Государственное издательство политической литературы, 1961. - 745 с.

8. Новейший философский словарь. 3-е изд., ис-правл. - Минск: Книжный Дом, 2003. - 532 с.

сз о

сг ш

0

1

-1 У

"О ш

сг

9. Кант И. Основы метафизики нравственности. Критика практического разума. Метафизика нравов / Вступ. ст. Я.А. Слинина. - СПб.: Наука, 1995. - 528 с.

10. Гегель Г.В.Ф. Философия права. - М.: Мысль, 1990. - 524 с.

11. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление / Пер. с нем. Ю. Айхенвальда; вступит. ст. А. Маркова. -М.: РИПОЛ классик, 2020. - 616 с.

12. Бикметов Е.Ю., Лукьянов А.В., Пушкарева М.А. Интерпретация собственности в социально-политических концепциях И.Г. Фихте и И. Канта // Kant. 2019. № 2 (31). С. 167-171.

13. Вебер М. Избранные произведения / Сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; предисл. П.П. Гай-денко; коммент. А.Ф. Филиппова. - М.: Прогресс, 1990. - 804 с.

14. Хакен Г. Синергетика / Пер. с англ. В.И. Емельянова / Под ред. Ю.Л. Климонтовича, С.М. Осовца. - М.: Мир, 1980. - 404 с.

15. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. - М.: Проект, 2004. - 332 с.

16. Поппер К. Открытое общество и его враги / Пер. с англ., под общ. ред. В.Н. Садовского. В 2 т.: Т. 1. -М.: Культ. инициатива, 1992. - 525 с.

17. Полозова И.В. Свобода как субстанция права // Социально-гуманитарные знания. 2022. № 5. С. 9496.

SOCIO-LEGAL AND CULTURAL REGULATORS OF SOCIAL LIFE

Bikmetov E. Yu., Lukyanov A.V., Maryushko A.V.

Ufa University of Science and Technology, Ufa State Petroleum Technical University

In the article the authors study socio-legal and cultural regulators of public life. The scientific novelty of the work lies in the fact that law correlates with the transcendental approach to the cognition of social life, which implies treating a person as a self-valuable individual. It is necessary to proceed from the transcendental principle of interpersonality, according to which a person is an end and not a means to achieve a just life. The right is manifested through the ability of people to create, which is connected with moral duty and human freedom. Another element of novelty is the evaluation of the mode of production that shapes political and spiritual life. The rule of law is a substantive form of spirituality, oriented to universal and moral values.

Keywords: socio-legal and cultural regulators, society, personality,

state, freedom, law as a regulative dimension of value, mode of production as political and spiritual life, legal state.

References

1. Kisenko N.P. Problems of formation of legal culture in the modern socio-cultural space. Society: philosophy, history, culture, 2023, no. 10, pp. 194-199. (In Rus.).

2. Prontchev K.G. Chicherin and Tolstoy: two views on the relationship between law and morality. Social and humanitarian knowledge, 2020, no. 3, pp. 335-348. (In Rus.).

3. Tsitkilov P. Ya. Cultural-religious, political and moral-legal features of the functional matrix of the Eurasian-Common Russian civilization. Social and humanitarian knowledge, 2023, no. 9, pp. 106-113. (In Rus.).

4. Ilyin I.A. On the essence of legal consciousness // Ilyin I.A. Collected Works in 10 vol. Vol. 4. - Moscow, Russkaya kniga, 1994,- 620 p. (In Rus.).

5. Vysheslavtsev B.P. The Ethics of Transformed Eros / intr. art. V.V. Sapov. - Moscow, Respublika, 1994,- 367 p. (In Rus.).

6. Ikonnikova G.I. Philosophy of law / G.I. Ikonnikova, V.P. Lyas-henko. - Moscow, Yurait, 2012,- 364 p. (In Rus.).

7. Marx K., Engels F. Works. 2nd ed. Vol. 21. - Moscow, Politizdat, 1961,- 745 p. (In Rus.).

8. The Newest Philosophical Dictionary. 3rd ed., corrected. -Minsk: Knizhny Dom, 2003. - 532 p. (In Rus.).

9. Kant I. Foundations of the Metaphysics of Morality. Critique of Practical Reason. Metaphysics of Morals / intro. by Y.A. Slin-in. - St. Petersburg: Nauka, 1995. - 528 p.

10. Hegel G.V.F. Philosophy of Law. - Moscow: Mysl, 1990. - 524 p. (In Rus.).

11. Schopenhauer A. The world as will and representation / Per. from germ. Y. Aikhenwald; intro. by A. Markov. - Moscow: RIP-OL Classics, 2020. - 616 p. (In Rus.).

12. Bikmetov E. Yu., Lukyanov A.V., Pushkareva M.A. Interpretation of property in the socio-political concepts of I.G. Fichte and I. Kant // Kant, 2019, no. 2 (31), pp. 167-171. (In Rus.).

13. Weber M. Selected Works / comp. ed. and afterword. Y.N. Davy-dov; foreword by P.P. Gaidenko; commentary by A.F. Filip-pov. - Moscow: Progress, 1990. - 804 p. (In Rus.).

14. Haken G. Synergetics / transl. from engl. by V.I. Emelyanov; ed. by Y.L. Klimontovich, S.M. Osovets. - Moscow: Mir, 1980. -404 p. (In Rus.).

15. Ruzavin G.I. Concepts of Modern Natural Science. - Moscow: Project, 2004. - 332 p.

16. Popper K. Open Society and its Enemies / transl. from engl., ed. by V.N. Sadovsky. In 2 vol. Vol. 1. - Moscow, Kult. initiative, 1992. - 525 p. (In Rus.).

17. Polozova I.V. Freedom as the Substance of Law. Social and humanitarian knowledge, 2022, no. 5, pp. 94-96. (In Rus.).

<n ■_

u

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.