Научная статья на тему 'Социально правовые детерминанты процесса криминализации молодежной среды в транзитивном обществе'

Социально правовые детерминанты процесса криминализации молодежной среды в транзитивном обществе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
233
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВИАНТНОСТЬ / ДЕЛИНКВЕНТНОСТЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ТРАНЗИЦИЯ / ПРАВОНАРУШАЕМОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пшидаток Руслан Мухтарович

Статья посвящена проблемам осмысления социально правовых детерминантов развития криминальных практик в условиях транзитивного состояния общества. Автор исследует специфику воспроизводства процессов криминализации молодежной среды под влиянием трансформирующих факторов российского общества переходного периода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально правовые детерминанты процесса криминализации молодежной среды в транзитивном обществе»

УДК 316.614 (470) - 053.6 ББК 60.542.15 (2Рос) - 425 П 93

Р.М. Пшидаток,

Социально - правовые детерминанты процесса криминализации молодежной среды в транзитивном обществе

Аннотация. Статья посвящена проблемам осмысления социально - правовых детерминантов развития криминальных практик в условиях транзитивного состояния общества. Автор исследует специфику воспроизводства процессов криминализации молодежной среды под влиянием трансформирующих факторов российского общества переходного периода.

Ключевые слова: девиантность, делинквентность, социализация, социальная транзиция, правонарушаемость.

R.M. Pshidatok,

Social - legal determinants of criminalization of the youth in a transitive society

Abstract. The paper addresses a comprehension of socially - legal determinants of development of criminality in the conditions of a transitive state of a society. The author investigates specificity of reproduction of processes of criminalization of the youth under the influence of transforming factors of the Russian society of a transition period.

Keywords: deviation, delinquentness, socialization, social transition, legal violation.

Криминологический анализ процессов воспроизводства криминальных практик в молодежной среде в период переходного (транзитивного) состояния социума позволяет утверждать, что данному состоянию общества присущи свои индивидуальные признаки, обуславливающие делинквентные проявления молодежи.

Следует отметить, что в конце 80-х начало 90-х годов прошлого века в обществе проходили длительные дискуссии о нравственных основах идеологии советской системы и особенно той ее составляющей, которая функционировала в целях качественного воспитания подрастающего поколения. Подвергались критике, а затем и были полностью упразднены, например, военно-спортивные игры, «заидеологизированная» военно-патриотическая работа, многие культурно- массовые мероприятия и т.д., а также трансформированы параметры социализации в целом, которые жестко и однозначно детерминировались социалистической идеологией и культурой, носившими целостный всеобъемлющий характер.

Однако сегодня можно категорично утверждать, что трансформирование действовавших институтов культурно-правовой социализации катастрофически повлияло на уровень правосознания и правомерность поведения в молодежной среде в начале в СССР, а после его распада в Российской Федерации. Таким образом, рассматривая идеологическую доктрину как объект интегрированного взаимодействия правовых, культурных, и нравственных стереотипов советской эпохи, вполне оправданно будет назвать данное явление социально- правовым кризисом, то есть результатом крушения единой системы социализации, в том числе правопослушного мировоззрения подрастающего поколения.

Известный российский юрист М.П. Чубинский еще в начале 20-го века в этой связи отмечал, что в переломные моменты правовой уклад дает трещины и разрушается, авторитет права падает, и мы видим перед собой более или менее длительное «великое ослушание» [1].

Современные исследователи - криминологи, социологи, педагоги, характеризуя состояние правовой культуры в среде молодежи в обществе переходного периода, отмечают значительное усиление влияния факторов социального риска, определяющих интенсивность процессов криминализации подрастающего поколения. В особо значимую группу они выделяют:

- социально-экономические: низкий материальный уровень жизни семьи, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия; парадоксом времени является то, что и сверхвысокие доходы «новых русских» также являются фактором риска в воспитании детей;

- медико-социальные: экологически неблагоприятные условия» инвалидность,

хронические заболевания родителей, других членов семьи, вредные условия работы родителей, и особенно матери, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами;

- социально-демографические: неполная или многодетная семья, семьи с

несовершеннолетними либо престарелыми родителями, семьи с повторным браком и сводными детьми;

- социально-психологические и психолого-педагогические: семьи с деструктивными

эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, педагогической несостоятельностью родителей и их низким общеобразовательным уровнем, деформированными ценностными ориентациями;

- криминальные: алкоголизм, наркомания, аморальный и паразитический образ жизни, проявление жестокости и садизма, наличие судимых членов семьи, разделяющих нормы и традиции преступной субкультуры [2].

Анализируя спектр делинквентных проявлений молодежи как в исторической ретроспективе, так и через призму официальных статистических показателей, можно констатировать, что, например, уровень преступности несовершеннолетних в СССР начал неуклонно возрастать в середине 80-х годов 20 века, то есть в тот период, когда начинает трансформироваться существовавшая ранее система всеохватывающего культурно-воспитательного воздействия, насыщенная конкретным идеологическим содержанием.

Так, с 1980 до 1990 года (за 10 лет) количество преступлений, совершенных молодыми людьми в возрасте от 14 до 18 лет, возросло с 135074 до 223908 фактов. Однако после распада Советского Союза за 4 года этого же уровня достигает подростковая преступность в отдельно взятой Российской Федерации, лишь на 257 фактов отстающая от количества зарегистрированных преступлений во всех 15 республиках Советского Союза [3], (в РСФСР в 1989 году проживало лишь 46,5% молодых людей в возрасте до 18 лет от всего количества проживавших в СССР [4].

Количество несовершеннолетних, доставленных в органы внутренних дел только в РФ по различным причинам возросло с 585752 в 1990 году до 656303 в 1993 году. За употребление спиртного и появление в общественных местах в нетрезвом состоянии в Российской Федерации составило в 1989 году - 49517 лиц, в 1990 году - 122630, а в 1993 году уже 162174, т.е. показатель увеличился почти в три раза.

За другие административные нарушения было задержано 245342 - в 1990 году, 320906 - в 1993 году. Для сравнения в СССР в 1989 году этот показатель был 67565. Число несовершеннолетних, состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних министерства внутренних дел Российской Федерации, с 1989 по 1993 годы увеличилось с 347830 до 375886.

Одним из примеров трансформирования формирующей системы можно назвать резкое уменьшение детских оздоровительных лагерей и лагерей труда и отдыха, то есть того элемента воспитательной системы, который обеспечивал значительный охват подростков в летнее время, предупреждая, таким образом, их беспризорность. Так, если в 1988 году их было 46,6 тыс. в РФ, то в 1993 году их стало 39.3 тыс. (См. таб. 1).

Таблица 1

Число летних оздоровительных лагерей в Российской Федерации (тысяч)*

Годы

1988 1989 1990 1991 1992 1993

Всего 46,6 47,1 46,1 41,1 33,5 39,3

в том числе: загородные лагеря 5,8 5,7 5,3 4,8 3,8 3,6

лагеря санаторного типа 0,4 0,4 0,5 0,4 0,3 0,3

лагеря для школьников с дневным пребыванием 21,1 22,4 23,1 21,8 19,4 25,0

оздоровительные для учащихся 10-11 классов, оборонно-спортивные лагеря 2,5 2,6 2,5 2,1 1,6 1,9

лагеря труда и отдыха 16,8 16,0 14,7 12,0 8,4 8,5

* данные Госкомстата Российской Федерации

Также соответственно снизилось и количество детей, привлеченных в них к отдыху с 7858,9 в 1989 году до 4961,8 в 1993 году.( См. таб. 2)

Таблица 2

Число детей отдохнувших в оздоровительных лагерях

(за лето соответствующего года, тыс. человек)*_____________

Годы

1988 1989 1990 1991 1992 1993

Всего 8442,5 7858,9 7239,3 5792,1 4357,0 4961,8

в том числе в лагерях: загородные санаторного типа 3962,8 156,4 3755,0 164,3 3405,1 205,6 2685,0 157,8 1903,3 101,2 1922,7 107,9

для школьников с дневным пребыванием 2075,7 1982,1 1878,8 1578,6 1374,9 1864,5

оздоровительных для учащихся 10-11 классов, оборонно-

спортивные оздоровительные лагеря, 393,5 406,6 392,5 281,1 207,2 278,3

лагеря труда и отдыха 1854,4 1550,9 1357,3 1089,6 770,4 788,4

* данные Госкомстата Российской Федерации

За 5 лет почти на 3 миллиона уменьшилось количество подростков, подпадавших в летний период под мероприятия социально-педагогического контроля, и имеющиеся психолого-поведенческие особенности не были отрегулированы определенной нормой - как стандартным деиндивидуализированным образом поведения, главным культурным инструментом.

Анализ приведенных выше цифровых данных предоставляет возможность предположить, что данное явление не следует рассматривать в качестве роста правонарушаемости как такового. Рассматривая настоящую социальную ситуацию, следует, к примеру, согласиться с мнением Артюхова А.В., который в своей работе « Криминальные практики России сквозь призму культуры» справедливо определяет настоящее явление как социальную реальность, понимаемую как сплетение мотивов, устремлений, общепризнанных норм, регулирующих поведение [5].

В этом контексте рост количества правонарушений следует рассматривать как социальный процесс, который имеет определение «криминализация общества».

Современные исследователи социально - правовой проблематики транзитивного общества справедливо отмечают, что наиболее рискогенной категорией в данный период является молодежь. Так, Стурова М.П. отмечает: «Политический, экономический, духовнонравственный и другие кризисы в России, которые сопровождаются ростом безработицы, алкоголизма, наркомании, распадом семейных отношений, утратой позитивных институтов социального воспитания, в первую очередь отражаются на подростковом (12-15 лет) и юношеском (16-17 лет) возрасте в силу особенностей их биологического, психологического и педагогического развития. Для несовершеннолетних являются характерными такие преступления, как кражи, грабежи, разбои, изнасилования, убийства, телесные повреждения, вымогательства, угоны автотранспорта, употребление наркотиков. Число

несовершеннолетних, которые до совершения преступлений учились в школе и в других учебных заведениях, из года в год имеет тенденцию к снижению.

Следует констатировать, что и в постреформенной России наблюдается постоянный рост числа несовершеннолетних, которые до осуждения нигде не учились и не работали.

Таблица 3

Изменение количества несовершеннолетних, которые до осуждения нигде не _____________________учились и не работали [6]__________________________

Год Количество (в %)

1987 13,4

1990 22,3

1993 50,1

1998 56,8

2000 71,5

В то же время, данные статистики, характеризующие состояние преступности сегодня, свидетельствуют, что принципиальных качественных сдвигов в деятельности по противодействию криминализации сознания подрастающего поколения не наблюдается. По-прежнему, в государстве отсутствует действенная система правовой пропаганды, единой методики формирования правокультурных стереотипов поведения. Это, бесспорно, провоцирует рост молодежной преступности и маргинальных проявлений в ее среде.

На основании вышеизложенного, считаем возможным предложить следующий вывод: динамичность развития процесса криминализации молодежной среды предполагает возможность рассмотрения данного социального явления как определенного конгломерата социально - правовых проблем, основными из которых можно обозначить, во-первых, социокультурный кризис процессов социализации, обусловленный транзитивным состоянием общества и присущими ему социальными процессами, а во-вторых, дезорганизацией общественных связей и механизмов воспроизводства социальных отношений, в том числе и правокультурных.

Примечания:

1. Чубинский М.П. Кризис права и морали и пути возрождения России. Ростов н/Д, 1919. С. 5, 12.

2. Юридическая педагогика / под. ред. В.Я. Кикотя, А.М. Столяренко. М.: ЮНИТИ -ДАНА: Закон и право, 2004. С. 603.

3. Положение детей в СССР. 1990. М.: Дом, 1990.

4. Михайлов А.П. Ювенальная делинквентность в условиях социальной транзиции России: социокультурный анализ. Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 2006. С. 143.

5. Артюхов А.В. Криминальные практики России сквозь призму культуры. Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2004. С. 250.

6. Юридическая педагогика... С. 603.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.