Научная статья на тему 'Социально-правовая обусловленность уголовной ответственности за преступления, совершаемые с использованием компьютерных сетей'

Социально-правовая обусловленность уголовной ответственности за преступления, совершаемые с использованием компьютерных сетей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
41
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
уголовное право / компьютерная информация / неправомерный доступ к компьютерной информации / информационно-телекоммуникационные технологии / социально-правовая обусловленность / цифровое пространство / criminal law / computer information / illegal access to computer information / information and telecommunication technologies / social and legal implications / digital space

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Георгий Фаризович Шипулин

В статье рассмотрена социально-правовая обусловленность применения мер уголовной ответственности за совершение преступлений, связанных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. В работе приведена статистика, указывающая на существенный рост числа преступлений, связанных цифровой средой. Произведен анализ нормативной базы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The socio-legal conditioning of criminal responsibility for offences committed through computer networks

The article examines the social and legal conditionality of the application of criminal liability measures for crimes related to the use of information and telecommunication technologies. The paper provides statistics indicating a significant increase in the number of crimes related to the digital environment. An analysis of the regulatory framework is made.

Текст научной работы на тему «Социально-правовая обусловленность уголовной ответственности за преступления, совершаемые с использованием компьютерных сетей»

УДК 343

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-3-151-155 EDN: https://elibrary.ru/tqasmu NIION: 2015-0066-3/23-728 MOSURED: 77/27-011-2023-03-927

Социально-правовая обусловленность уголовной ответственности за преступления, совершаемые с использованием компьютерных сетей

Георгий Фаризович Шипулин

Московский политехнический университет, Москва, Россия, podumai_nad@mail.ru

Аннотация. В статье рассмотрена социально-правовая обусловленность применения мер уголовной ответственности за совершение преступлений, связанных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. В работе приведена статистика, указывающая на существенный рост числа преступлений, связанных цифровой средой. Произведен анализ нормативной базы.

Ключевые слова: уголовное право, компьютерная информация, неправомерный доступ к компьютерной информации, информационно-телекоммуникационные технологии, социально-правовая обусловленность, цифровое пространство

Для цитирования: Шипулин Г. Ф. Социально-правовая обусловленность уголовной ответственности за преступления, совершаемые с использованием компьютерных сетей // Вестник экономической безопасности. 2023. № 3. С. 151-155. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-3-151-155. EDN: TQASMU.

Original article

The socio-legal conditioning of criminal responsibility for offences committed through computer networks

Georgy F. Shipulin

Moscow Polytechnic University, Moscow, Russia, podumai_nad@mail.ru

Abstract. The article examines the social and legal conditionally of the application of criminal liability measures for crimes related to the use of information and telecommunication technologies. The paper provides statistics indicating a significant increase in the number of crimes related to the digital environment. An analysis of the regulatory framework is made.

Keywords: criminal law, computer information, illegal access to computer information, information and telecommunication technologies, social and legal implications, digital space

For citation: Shipulin G. F. The socio-legal conditioning of criminal responsibility for offences committed through computer networks. Bulletin of economic security. 2023;(3):151-5. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-3-151-155. EDN: TQASMU.

Начиная настоящее исследование, следует подчеркнуть, что уровень развития цифровой экономики сегодня коррелирует со степенью внедрения в нее обладающих значительным вычислительным потенциалом цифровых систем и информационных (компьютерных) сетей, обеспечивающих повышение ее качества, а также удобство социальной жизни. Тем не менее современная информационная сфера содержит в себе ряд угроз информационной безопасности общества и государства, чем обусловливается необходимостью одновременного решения взаимосвязанных вопросов в правовом поле, совершенствование законодательства, регламентирующего общественные отношения в информационном пространстве. Следует согласиться с позицией Н. Л. Ор-

© Шипулин Г. Ф., 2023

лова в том, что сфера информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) стала в настоящее время ареной противостояния между ведущими участниками мировой политики [1, с. 156]. Бесспорным представляется то, что данная деятельность осуществляется вопреки интересам российского общества и государства. В этой связи, сегодня представлена выраженная позиция органов государственной власти, состоящая в аккумулировании действующего законодательства в информационной сфере, его планомерном развитии и совершенствовании.

Необходимо указать, что Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. №2 400 была утверждена Стратегия национальной безопасности Российской Федерации [2]. В контексте исследуемой тематики од-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ним из стратегических национальных приоритетов устанавливается информационная безопасность (п. 4 ст. 26). Рассматриваемый нормативный правовой акт закрепляет следующие национальные интересы Российской Федерации в информационной сфере (п. 4 ст. 25): развитие безопасного информационного пространства; защита российского общества от деструктивного информационно-психологического воздействия. Реализация государственной политики в исследуемой сфере направлена на создание условий для эффективного предупреждения, выявления и пресечения преступлений и иных правонарушений, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий (п. 11 ст. 47) (далее по тексту также ИКТ).

Указом Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. № 646 утверждена Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, в соответствии с положениями которой под информационной безопасностью России необходимо понимать состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних информационных угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальная целостность и устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации, оборона и безопасность государства (п. «в» ч. 2) [3].

Указом Президента Российской Федерации от 12 апреля 2021 г. № 213 утверждены Основы государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности, в рамках положений которых перечислены основные виды угроз информационной безопасности:

1) применение ИКТ в различных сферах с целью подрыва суверенитета и территориальной целостности государств;

2) применение ИКТ в террористических (пропаганда терроризма и привлечение новых сторонников) и экстремистских целях, включая вмешательство во внутренние дела суверенных государств;

3) применение ИКТ для кибератак на информационные ресурсы государства, включая критическую информационную инфраструктуру;

4) применение ИКТ для совершения преступлений и различных видов мошенничества;

5) использование отдельными государствами технологического доминирования в глобальном информационном пространстве, включая монополизацию этой сферы и ограничение доступа других стран к передовым ИКТ, усиливая их зависимость и информационное неравенство [4].

Кроме того, в настоящее время приняты иные нормативно правовые акты, в частности, Указ Президента Российской Федерации от 1 мая 2022 г. № 250 «О дополнительных мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации» [5], Указ Президента Российской Федерации от 25 апреля 2022 г. № 232

«О государственной информационной системе в области противодействия коррупции «Посейдон» и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации» [6], Указа Президента Российской Федерации от 30 марта 2022 г. № 166 «О мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» [7], Указ Президента Российской Федерации от 12 апреля 2021 г. № 213 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности» [8] и т. д.

Важно подчеркнуть, что негативным последствием цифровизации в сфере уголовно-правового регулирования является количественный и качественный рост преступности в информационной сфере. Особая опасность преступлений обусловлена проникновением информационных технологий во все сферы общественной жизни. По итогам 2019 г. было зарегистрировано 294 409 преступлений, совершенных с использование информационно-телекоммуникационных технологий, в 2020 г. - 510 396 преступлений, в 2021 г. - 517 722 преступлений, что на 1,4 % больше, чем в 2020 г., а также в 1,8 раза превосходит показатель 2019 г. Количество заявлений о мошенничестве выросло на 5,1 %, превысив 249 тыс. [9; 10; 11; 12]. Причиненный ущерб России противоправными действиями в информационной сфере по итогам 2021 г. оценивается экспертами в 150 млрд руб. [13]. В течение 6 месяцев 2022 г. МВД России зафиксировало 249 тыс. (А1IIII - 271,1 тыс.) преступлений, совершенных с помощью информационно-телекоммуникационных технологий. Несмотря на снижение количества совершенных преступлений, входящих в рассматриваемую группу, на 8,2 %, их количество продолжает оставаться стабильно высоким. Так, в течение последних четырех лет фиксировался активный рост в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года: в январе - июне 2019 г. - на 46,8 % (117,6 тыс.), 2020-го - на 91,7 % (225,5 тыс.), 2021 г. - на 20,3 % (271,1 тыс.) [14]. В выступлении Министра внутренних дел Российской Федерации В. А. Колокольцева в рамках «Правительственного часа» в Государственной Думе Российской Федерации указывалось, что на момент середины октября 2022 г. почти на 20 % увеличился по сравнению с прошлым годом ущерб от 1Т-преступлений [15].

Общественная значимость компьютерных сетей заключается, прежде всего, в том, что они используются для быстрой передачи данных и обмена информацией. В настоящее время компьютерные сети повсеместно используются в различных сферах общественной жизни: науке, медицине, образовании, промышленности, в банковской, военной, экономической и иных сферах, в том числе и для совершения преступлений представляющих повышенную социальную опасность [16, с. 104; 17; 18, с. 211; 19]. Таким образом, компьютерные сети глубоко интегрированы в жизнедеятельность обществ, соответственно под их влиянием трансформируется экономиче-

ские, политические и социальные институты общества, формируются новые механизмы культурного развития человечества в части изобретения и освоения новых технологий. Как верно отмечено В. А. Плешаковым [20, с. 20], началась эпоха киберсоциализации человека - жизнедеятельность личности в киберпространстве («цифровая эпоха»).

Преступления, совершаемые с использованием компьютерных сетей - это любая преступная деятельность, которая осуществляется на компьютерах, в Интернете или с использованием других компьютерных технологий. Принимая более широкое толкование, можно сказать, что преступления, совершаемые с использованием компьютерных сетей, включает в себя любую незаконную деятельность, в которой компьютер или компьютерные сети, или Интернет являются либо инструментом, целью или местом совершения преступления, либо и тем, и другим одновременно и включают в себя все, от несакционированного дистанционного взлома до различных компьютерных атак.

Термин «преступления, совершаемые с использованием компьютерных сетей», также используется для обозначения преступлений, в которых сети используются для осуществления противоправной деятельности. Использование компьютерных сетей в преступных целях вызвать остановку любого участка железной дороги, где бы она ни находилась, ввести в заблуждение пилотов самолетов во время полета, подавая неправильные сигналы, это может привести к тому, что любые конфиденциальные сведения будут переданы третьим лицам, то есть каждая система, которая подключена к компьютерным сетям, может под воздействием злоумышленников рухнуть в течение доли секунды. Преступления, совершаемые с использованием компьютерных сетей, растут в количественном отношении, и существующие способы борьбы являются неэффективными. Это указывает на то, что в настоящее время необходимы дальнейшие превентивные стратегии. Современные компьютерные сети отождествляются с термином «Интернет», которые можно определить как совокупность десятков миллионов компьютеров, которые обеспечивают сеть электронных соединений между собой, подключенных к Интернету. Все ценят использование интернета, но есть и другая сторона медали - преступления, связанные с использованием компьютерных сетей, в том числе и Интернета, являются побочным продуктом постоянно растущего развития в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Злоумышленники осуществляют преступное воздействие как в отношении индивидуальных лиц, так и в отношении наиболее уязвимых организаций, в частности, правительственные и финансовые учреждения. институты, научно-исследовательские и опытно-конструкторские организации и т. д. В этом контексте справедливо отмечается специалистами [21], что информационно-коммуникационные технологии являются основным фактором, определяющим состояние национальной безопасности.

Учитывая вышеизложенное, следует сформулировать вывод о том, что преступления, совершаемые с использованием компьютерных сетей, являются негативным социальным явлением, весьма распространенным в Российской Федерации, в связи с чем представляют повышенную общественную опасность по сравнению с иными преступными посягательствами. Использование компьютерных сетей является источником быстрого обогащения, прежде всего для криминального элемента, которого привлекает анонимность, дистанционность и широкие технические возможности преступного воздействия в части несанкционированного завладения информацией, финансовыми активами, их использование в корыстных целях. Указанные факторы (общественная опасность, распространенность, необходимость регулирования новой группы общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся в цифровом пространстве) и предопределяют социально-правовую обусловленность уголовной ответственности за преступления, совершаемые с использованием компьютерных сетей.

Список источников

1. Прогнозируемые вызовы и угрозы национальной безопасности Российской Федерации и направления их нейтрализации / Под общ. ред. А. С. Коржевского; редкол. : В. В. Толстых, И. А. Копылов. M. : РГГУ, 2021. 604 с.

2. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2021. № 27 (часть II), ст. 5351.

3. Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации : указ Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 года № 646. URL: https://docs.cntd.ru/document/420384668?marker=6 560Ю (дата обращения:17.11.2022).

4. Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности : указ Президента Российской Федерации от 12.04.2021 № 213 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2021. № 16 (Часть I), ст. 2746.

5. О дополнительных мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации» : указ Президента Российской Федерации от 01.05.2022 № 250 // Российская газета. 2022. № 95, 4 мая.

6. О государственной информационной системе в области противодействия коррупции «Посейдон» и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации : указ Президента Российской Федерации от 25.04.2022 № 232 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2022. № 18, ст. 3053.

7. О мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации : указ Президента Российской Федерации от 30.03.2022 № 166 //

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Собрание законодательства Рос.Федерации. 2022. № 14, ст. 2242.

8. Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности : указ Президента Российской Федерации от 12.04.2021 № 213 // Собрание законодательства РФ. 2021. № 16 (Часть I), ст. 2746.

9. Состояние преступности в Российской Федерации за 2019 г. МВД России. URL: https://^^/reports/ item/19412450/ (дата обращения: 16.11.2022).

10. Состояние преступности в Российской Федерации за 2020 г. МВД России. URL: https://^^/reports/ item/22678184/ (дата обращения: 16.11.2022).

11. Состояние преступности в Российской Федерации за 2021 г. МВД России. URL: https://^^/reports/ item/31209853/ (дата обращения: 16.11.2022).

12. Состояние преступности в Российской Федерации за январь-июнь 2022 г. МВД России. URL: https://мвд.рф/reports/item/31209853/ (дата обращения: 16.11.2022).

13. Байрамов, Р. Р. Анализ киберпреступлений и мер по их предупреждению / Р. Р. Байрамов, В. А. Па-сат // Ученые записки Санкт-Петербургского имени

B.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2022. № 1 (81). С. 63-67.

14. Быль и убыль: число преступлений с использованием ИТ упало впервые за 5 лет. rbc.ru. - URL: https://iz.ru/1371417/roza-almakunova/byl-i-ubyl-chislo-prestuplenii-s-ispolzovaniem-it-upalo-vpervye-za-5-let?ysclid=lao57izz1n111862421 (дата обращения: 19.11.2022).

15. ТАСС: в 2022 году сумма ущерба от IT-преступлений в России выросла на 20%. ГА-3ETA.RU. URL: https://www.gazeta.ru/tech/ news/2022/10/19/18831355.shtml (дата обращения: 19.11.2022).

16. Осокин Р. Б., Денисенко М. В. Уголовно-правовая характеристика незаконного распространения порнографических материалов или предметов : науч.-практ. пособие. М. : Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2005. 104 с.

17. Осокин Р. Б. Порнография: опыт легального, доктринального и судебного толкования // Юридическая наука и практика : Вестник Нижегородской академии МВД России. 2014. № 1(25). С. 134-140.

18. Состояние криминогенной обстановки и предупреждение преступлений в Рязанской области : научно-аналитический обзор / Р. Б. Осокин, А. В. Ендольцева, Э. Ю. Бадальянц [и др.]. Рязань : Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В.Я. Кикотя, 2015. 211 с.

19. Осокин Р. Б., Заливина Н. Н. Правовой статус прекурсоров, аналогов и производных наркотических средств и психотропных веществ // Вестник Санкт-Петербургского университета. Право. 2020. Т. 11. № 2.

C. 342-352.

20. Плешаков В. А. Киберсоциализация человека: от Homo Sapiens'a до Homo Cyberus'a : монография. М. : Прометей, 2012. 212 с.

21. Халиуллина Э. Т. Криминогенные факторы компьютерной преступности в России // Вестник Академии Следственного комитета Российской Федерации. 2019. № 4 (22). С. 55-59.

References

1. Cited from: Projected challenges and threats to national security of the Russian Federation and directions of their neutralisation / Ed. by A. S. Korzhevskiy; ed. by V V. Tolstoy, I. A. Kopylov. M. M. : Russian state university of humanities, 2021. 604 p.

2. On the National Security Strategy of the Russian Federation: Presidential Decree from 02.07.2021 № 400 // Collection of Laws of the Russian Federation. 2021. No. 27 (Part II). Art. 5351.

3. On Approval of the Information Security Doctrine of the Russian Federation : Decree of the President of the Russian Federation of December 5, 2016 №. 646. URL: https://docs.cntd.ru/document/420384668?marker=6560I0 (accessed: 17.11.2022).

4. On Approval of the Fundamentals of State Policy of the Russian Federation in the Field of International Information Security : Presidential Decree No. 213 of 12.04.2021 // Collection of Laws of the Russian Federation.

2021. №. 16 (Part I), art. 2746.

5. On additional measures to ensure information security of the Russian Federation : Decree of the President of the Russian Federation of 01.05.2022 № 250 // Rossiyskaya Gazeta. 2022. №. 95, 4 May.

6. On State Information System in the Field of Counteraction to Corruption «Poseidon» and amendments to some acts of the President of the Russian Federation : Decree of the President of the Russian Federation of 25.04.2022 № 232 // Collection of Laws of the Russian Federation.

2022. №. 18, Art. 3053.

7. On measures to ensure technological independence and security of critical information infrastructure of the Russian Federation : Decree of the President of the Russian Federation of 30.03.2022 № 166 // Collection of Laws of the Russian Federation. 2022. №. 14, Art. 2242.

8. On Approval of the Basics of State Policy of the Russian Federation in the Field of International Information Security : Decree of the President of the Russian Federation of 12.04.2021 № 213 // Collection of Laws of the Russian Federation. 2021. №. 16 (Part I), Art. 2746.

9. State of Crime in the Russian Federation for 2019. Ministry of Internal Affairs of Russia. URL: https://mvd.rf/ reports/item/19412450/ (accessed: 16.11.2022).

10. State of Crime in the Russian Federation for 2020. Ministry of Internal Affairs of Russia. URL: https://мвд.рф/ reports/item/22678184/ (accessed: 16.11.2022).

11. State of Crime in the Russian Federation for 2021. Ministry of Internal Affairs of Russia. URL: https://мвд.рф/ reports/item/31209853/ (accessed: 16.11.2022).

12. State of Crime in the Russian Federation for January-June 2022. Ministry of Internal Affairs of Russia. URL.: https://MBg.p$/reports/item/31209853/ (accessed: 16.11.2022).

13. Bairamov R. R. Analysis of cybercrimes and measures to prevent them / R. R. Bairamov, V. A. Pasat // Scientific Notes of Bobkov St. Petersburg branch of the Russian Customs Academy. 2022. № 1 (81). P. 63-67.

14. Genesis and Decline: the Number of Crimes with the Use of IT has Decreased for the First Time in 5 Years. rbc.ru. URL: https://iz.ru/1371417/roza-almakunova/ byl-i-ubyl-chislo-prestuplenii-s-ispolzovaniem-it-upalo-vpervye-za-5-let?ysclid=lao57izz1n111862421 (accessed: 19.11.2022).

15. TASS: in 2022 the amount of damage from IT crimes in Russia increased by 20%. GAZETA.RU. URL: https://www.gazeta.ru/tech/news/2022/10/19/18831355. shtml (accessed: 19.11.2022).

16. Osokin R. B., Denisenko M. B. Osokin R. B., Denisenko M.V Criminal law characteristics of the illegal distribution of pornographic materials or objects: Manual for scientific and practical use. M. : Moscow University of

the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, 2005. 104 p.

17. The authors of the report have not yet been able to find a solution to the problem of pornography, but they have been able to find a solution. 2014. № 1 (25). P. 134-140.

18. State of the criminogenic situation and crime prevention in the Ryazan region : a scientific and analytical review / R. B. Osokin, A. V. Endoltseva, E. Yu. Badalyants [et al]. Ryazan : Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. V.Ya. Kikotya, 2015. 211 p.

19. Osokin R. B., Zalivina N. N. Legal status of precursors, analogues and derivatives of narcotic drugs and psychotropic substances // Bulletin of St. Petersburg University. Law. 2020. T. 11. № 2. P. 342-352.

20. Pleshakov V. A. Cybersocialization of Man: From Homo Sapiens to Homo Cyberus : Monograph. M. : Prometheus, 2012. 212 p.

21. Khaliullina E. T. Criminogenic factors of computer crime in Russia // Bulletin of the Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation. 2019. № 4 (22). P. 55-59.

Информация об авторе

Г. Ф. Шипулин - преподаватель кафедры «Информационная безопасность» факультета информационных технологий Московского политехнического университета.

Information about the author G. F. Shipulin - Lecturer of the Department of Information Security of the Faculty of Information Technology of the Moscow Polytechnic University.

Статья поступила в редакцию 08.06.2023; одобрена после рецензирования 24.08.2023; принята к публикации 12.09.2023.

The article was submitted 08.06.2023; approved after reviewing 24.08.2023; accepted for publication 12.09.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.