Научная статья на тему 'Социально-политическое наследие И. А. Ильина и современность'

Социально-политическое наследие И. А. Ильина и современность Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1321
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Изергина Нина Ивановна

В статье анализируется вклад И. А. Ильина в политическую традицию осмысления понятий «демократия», «политика», «власть», «свобода», «справедливость», «государство», «русская идея», «тоталитаризм» и т.д. Определяются связанные с ними проблемы и моменты их рефлексии: осмысление духовных и социальных основ демократии понимание развития России как процесса возрождения органической национальной традиции и обновления на пути продвижения к более полной свободе принятие как главного в содержании национальной идеи воспитания в народе национального духовного характера и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-политическое наследие И. А. Ильина и современность»

УДК 321.7

Н. И. Изергина

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ И. А. ИЛЬИНА

И СОВРЕМЕННОСТЬ

В статье анализируется вклад И. А. Ильина в политическую традицию осмысления понятий «демократия», «политика», «власть», «свобода», «справедливость», «государство», «русская идея», «тоталитаризм» и т.д. Определяются связанные с ними проблемы и моменты их рефлексии: осмысление духовных и социальных основ демократии; понимание развития России как процесса возрождения органической национальной традиции и обновления на пути продвижения к более полной свободе; принятие как главного в содержании национальной идеи воспитания в народе национального духовного характера и др.

Иван Александрович Ильин (1883-1954) был выдающимся русским мыслителем, ученым и публицистом, оставившим после себя большое идейное наследие - свыше тридцати книг и брошюр и несколько сотен статьей на русском, немецком и других европейских языках. Младший современник прославившихся русских религиозных философов, И. А. Ильин стал участником философского и вместе с тем религиозного возрождения, протекавшего в среде русской интеллигенции периода двух русских революций и эмиграции. Как отмечает Н. П. Полторацкий, Ильин шел своим особым путем, который привел его к позициям, значительно отличавшимся от взглядов большинства русских религиозных философов. По мнению И. А. Ильина, русская религиозная философия должна соответствовать критериям «ясности, честности и жизненности». Прежде всего, ей следует отказаться от подражания иностранным образцам, не подражать и не выдумывать, а, обратившись к глубинам русского национального духовного опыта, стать «убедительным и драгоценным исследованием духа и духовности». Русская религиозная философия должна перестать «праздно умствовать и предаваться соблазнительным конструкциям». Только тогда она сможет «сказать что-нибудь значительное, верное и глубокое» и русскому народу, и человечеству вообще [1, с. 243, 251, 252].

Уже из этих замечаний И. А. Ильина ясны особенности его собственной религиозной философии, лежащей в основе его политических взглядов. И. А. Ильин был государственником и почвенником, которому были чужды анархизм, максимализм, утопизм и беспочвенность или отсутствие цельности и последовательности. Его справедливо причисляют к либеральным консерваторам [1, с. 254]. Консервативная мысль И. А. Ильина, по характеристике Ю. Т. Лисицы, это «правильная, нравственная, красивая, созерцательноясная, сердечная мысль... это качественная мысль» [2]. Ильин был ярким русским патриотом, верным до смерти России, русскому народу и русской культуре. Он любовно обозревал, знал и ценил их прошлое и твердо верил в их светлое будущее: «Мы должны быть уверены, что наше дело есть дело самой России, а дело России - правое; правое же дело всегда найдет защиту у Бога» [3, с. 438].

Дело освобождения и возрождения России, по Ильину, есть общее дело русских людей «всех племен, всех народностей и всех исповеданий» [3, с. 439]. Надеяться при этом следует на Бога, на духовные силы националь-

ной России и на самих себя, верных Богу и родине. Родина для мыслителя -это прежде всего то духовное место, где человек родился духом и откуда он исходит в своем жизненном творчестве. Поэтому Ильин «ненасытно и трепетно» изучал историю русского народа, гордился «созданиями его культуры» (религии, науки, искусства, права, хозяйства), берег его «земное жилище» (территорию, природу, богатства, здания), принимал его армию «сердцем и честью, волею и делом». Мыслитель убежден: родина священна, ею надо жить, за нее стоит бороться и умереть. «И если все народы будут так чувствовать и поступать, то они научатся чтить друг друга, как братья перед лицом Единого Отца» [3, с. 477].

Философ отвергал идею единой политической формы, наиболее целесообразной для всех времен и народов. Считал, что в России все будет зависеть от того, в каких конкретных исторических условиях она окажется после ликвидации коммунистического режима. Он полагал, что никто не в состоянии предвидеть точно, какая именно политическая форма возникнет в России в переходное время - монархия, республика, диктатура или же какая-то иная форма, не известная истории и юриспруденции. Однако, возвращаясь неоднократно к этому вопросу, в «Наших задачах» Ильин приходил к выводу, что после крушения коммунизма вывести страну из неизбежно предстоящего хаоса сможет, скорее всего, только «единая и сильная государственная власть, диктаториальная по объему полномочий и государственно-национально-настроенная по существу» [1, с. 442]. Перспективу развития будущей России философ не связывал ни с тоталитарной диктатурой, ни с формальной демократией. В принципе, наиболее совершенной он считал политическую форму, воспринимающую в себя дух христианства.

Работы Ильина содержат ответы на сложные вопросы, вставшие перед Россией в конце XX - начале XXI в. Между тем его наследие системно пока не изучено, не введено в научный оборот.

Сходство ситуации в политической и экономической сферах в России в начале и в конце прошлого столетия актуализирует обращение к сочинениям Ильина. Общество, меняющее вектор движения, испытывает потребность сверять намечаемые программы поступательного движения с традициями, исторически сложившейся системой ценностей. Это обусловливает востребованность творчества И. А. Ильина, дающего представление о прошлом России, об основах ее государственного устройства, о ее культуре, духовности.

Созвучен современным условиям, но нуждается в новом осмыслении диагноз И. А. Ильина, данный русской власти: она сорвалась на том, что не смогла синтезировать духовные законы свободы и предметности; она захотела стать демократической, но беспредметная и противопредметная свобода стала «свободой разнузданности и безбожия». Актуальным представляется изучение идей философа о государственном строительстве будущей России, духовном возрождении и укреплении российского государства.

Современной России нужна политика, устремленная в будущее. Полвека тому назад Иван Ильин сделал поразительный по точности прогноз о будущем России. Философ четко показал возможные направления развития России: формально-демократическое и органически-демократическое. В своих работах он убедительно доказал преимущество органической демократии, которая отвечает специфике России, сложившейся на протяжении всей ее длительной истории.

Анализ творческого наследия И. А. Ильина через призму его теории органической демократии чрезвычайно важен в условиях трансформационных процессов современной России. Работы этого ученого «во многом объясняют то, что совершается на наших глазах сегодня» (Ю. Т. Лисица). Знание нынешнего состояния общества совершенно необходимо для верного определения стратегии развития. «Мы теперь же должны понимать, что происходит, а для этого нам необходимо разуметь, откуда берется происходящее» [4].

Отправной точкой в творчестве Ильина является тема русской революции, которая, «несомненно, составляет эпоху в мировой истории» [4]. Как готовилась и осуществлялась русская революция? В чем ее причины? Каково политическое наследие революции? В чем сущность особого умонастроения и волевого направления, благоприятствующих революции? Только ли революционеры с их левизной были «симптомами болезни»? Или же симптомом той же болезни были и те правые, которые не умели им (революционерам) ничего противопоставить? Эти вопросы очень важны сегодня в понимании того, кто мы есть, как нам развиваться дальше, каково наше место в мировой истории. От правдивого ответа на эти вопросы во многом зависит не только верная оценка нашего прошлого, но, что сегодня важнее, видение перспективы социально-политических преобразований.

И. А. Ильин убедительно доказывал, что русская революция имеет не русское, а западноевропейское происхождение. В то же время он не снимал вины русского народа за трагедию революции. Эта вина заключалась в утрате русских органических и священных традиций, шаткости нравственного характера, безмерном политическом дерзании и отсутствии творческих идей. В этой связи заслуживает нового осмысления идея Ильина о вступлении после большевиков революции «в фазу новой гибели» при условии «антинациональной и противогосударственной, угодливой по отношению к иностранцам, расчленяющей страну и патриотически безыдейной» государственной власти [5].

Выводы ученого относительно причин и последствий русской революции должны быть глубоко осмыслены и усвоены нами как предостережение от нежелательных социальных потрясений, от смуты в будущем. Они являются актуальными и для настоящего времени, которое часто называют смутным или революционным. Так, В. Б. Пастухов говорит о таком результате «славной революции» 1990-х гг., как восстановление «дикой свободы». Он считает «разумнее попытаться призвать общество к соблюдению законности в ходе его правильного по существу движения в сторону ликвидации послереволюционной «беспредельщины», чем допустить к власти тех, кто хочет канонизировать эту «беспредельщину» в качестве национального типа демократии» [6, с. 163, 164]. А. Бондар и В. Динес отмечают тенденцию к уходу в частную жизнь в современной России; в значительной степени утрату традиций самоорганизации, коллективной самозащиты, солидарного действия; распад общественных связей и на уровне семейно-родственных отношений. «А это в сочетании с «революцией ожиданий», не нашедшей у большинства общества удовлетворения, - пишут они, - порождает социальную фрустрацию и агрессивные настроения с немотивированной жестокостью» [7]. В подобной ситуации актуален вывод И. А. Ильина: успех всех задумываемых и осуществляемых преобразований определяется не бездумным отказом от всего своего прошлого опыта и не механическим копированием чужого, а, на-

против, сохранением органической национальной традиции и чувством реальности и меры в социально-политической деятельности.

В произведениях И. А. Ильина сформулированы и охарактеризованы русские национальные традиции, составляющие фундамент нашего государства, его успешного развития. Знание и сохранение этих священных традиций является для нашей страны залогом сохранения своей национальной культуры, своей индивидуальности в современном глобализирующемся мире с его тенденцией к унификации жизни. В настоящее время практически все исследователи, как отечественные, так и зарубежные, занимающиеся проблемами политической модернизации, демократического транзита, признают необходимость обязательного учета национальной специфики в процессе утверждения демократических ценностей, признаваемых в качестве общечеловеческих ориентиров. В этом смысле творчество И. А. Ильина, в первую очередь «Наши задачи», «можно назвать своеобразной хрестоматией российской жизни». Оно содержит сведения о прошлом России, об основах ее государственного устройства, ее культуре, духовности - обо всем, что способствовало становлению и развитию самобытного российского начала» [8].

В творчестве И. А. Ильина, как и в отечественной научной литературе последних лет, советский социализм концептуализирован как эпоха становления, господства и распада тоталитарной системы. Как справедливо отмечает М. Н. Афанасьев, осмысление постсоветской эволюции российского общества требует уточнения представлений о его тоталитарном состоянии [9]. Тоталитарный период существования «псевдо-России» великий русский философ представил всесторонне. Он дал исчерпывающую сравнительную характеристику правового и тоталитарного государства и на этой основе определил сущность тоталитаризма, состоящую во всеохватывающем объеме управления. Актуальное значение имеет осуществленное И. А. Ильиным исследование нравственно-психологических аспектов тоталитаризма, в рамках которого указываются «больные уклоны и навыки», навязываемые людям тоталитарным строем, побороть которые можно с помощью новой системы национального духовного воспитания. Методологическое значение для современного строительства России имеет вывод философа о том, что без этого духовного обновления всякая попытка ввести в стране последовательный демократический строй будет для нее гибельна.

Размышляя об исторической судьбе России, о страданиях русского народа, ученый не обошел вниманием традиционные русские вопросы: 1. Почему? 2. Кто виноват? 3. За что? 4. Зачем? Подходы И. А. Ильина к указанным вопросам содержат методологическую основу для их разрешения. Философ интерпретирует данные вопросы, соответственно, как национальноисторический (это вопрос о причинах, над которыми надо думать постоянно); обывательско-политический (это вопрос, исходящий из наивного представления о том, что все дело в отдельных людях, в их ошибках и преступлениях); религиозно-философский (это вопрос самый трудный, ибо он посягает на понимание путей Божественного Провидения); практически-волевой (это самый важный и плодотворный в жизненном отношении вопрос).

Отвечая на религиозно-философский вопрос, мыслитель акцентирует внимание на том, что Бог есть Бог искупления, очищения, одухотворения и преображения. И христианину надо думать не только о заслуженной мзде, но прежде всего и больше всего - о совершенствовании через сердечное созер-

цание. Ответ Ильина на самый важный (практически-волевой) вопрос заключается в том, что в страданиях должен окрепнуть «новый русский национальный характер», укорененный во Христе, сердечный и волевой, достойный и прямой, с чувством духовного ранга [10].

В числе причин, обусловливающих современный интерес к творческому наследию И. А. Ильина, следует особо выделить то, что этот мыслитель, быть может, как никто другой сумел «понять, принять и выговорить русскую идею». Его небольшая по объему (всего 9 страниц!) статья под названием «О русской идее» стоит, как нам кажется, многих томов и заслуживает самого вдумчивого прочтения, понимания и принятия на вооружение нынешними поколениями россиян. Сегодня мы не очень успешно пытаемся определить свою национальную идею. Часто стали говорить о конкурентоспособности как о нашей национальной идее. Никто не будет спорить, что это важная цель. Вместе с тем В. Н. Сагатовский совершенно резонно указывает, что стратегическая идея подразумевает необходимость ответа на вопрос, во имя чего надо быть конкурентоспособными. Ибо сильными хотят быть все, но различия между типами обществ и культур заключаются в различии высших смыслов их бытия [11]. И. А. Ильин говорит, что при определении национальной идеи надо не оригинальничать (т. е. стараться ни в чем не подражать и ничему не учиться у других народов), а добиваться Божьей правды, сохраняя свою духовную природу, и творить свою жизнь и культуру по-русски - на основе свободно и предметно (т.е. верно и прекрасно) созерцающей любви. Значит, согласно Ильину, русская идея проста: она утверждает, что главное в жизни есть любовь и воспринята она исторически от христианства.

И далее философ отвечает на вопрос, который и ныне для нас актуален: кто мы есть? «Без любви русский человек есть неудавшееся существо... Ум и воля русского человека приводятся в духовно-творческое движение именно любовью и верою» [12]. Думается, дефицит этих движущих сил русской души и порождает в нашем обществе безразличие, склонность к вседозволенности, пессимизм и неуверенность в завтрашнем дне.

Есть еще одна причина, определяющая обоснованный интерес к произведениям великого русского философа. Дело в том, что особое место в политическом наследии И. А. Ильина занимают проблемы демократии, имеющие для нашего общества жизненно-практическое значение. С помощью работ Ильина мы можем обогатить и укрепить собственное понимание демократии, ее сущности, путей формирования. Идеи и выводы ученого о демократии играют для строительства постсоветской России концептуальную роль. Среди этих идей, например, следующие: демократия является не легко вводимым и легко устраняемым режимом, а, напротив, труднейшим; она, как и всякий политический строй, имеет свои основы в душевном укладе народа, в его правосознании и социальном укладе; отсутствие этих основ ведет к вырождению демократии в охлократию или тиранию; коммунистический тоталитаризм подорвал в России основы народоправства; самое важное для будущей России -возобновление своей хозяйственной и духовной жизни, продолжение своего великого, религиозно-национального дела, своего общечеловеческого культурного служения и только потом, по мере создания необходимых предпосылок, введение демократии; не формальная западная демократия, а органическая позволит России продолжить свое общечеловеческое культурное служение; не всякое отступление от демократии в сторону авторитарного строя

приближает народы к тоталитаризму, но демократический строй не гарантирует того, что народы не придут к тоталитарному режиму.

Немаловажное обстоятельство, предопределяющее актуальность изучения работ философа, заключается в их воспитательно-педагогическом аспекте. Не секрет, что буквально до последнего времени постсоветское развитие было периодом провала в политическом воспитании молодежи, да и всего народа. Об этом свидетельствуют такие явления, как постепенное утверждение в сознании людей морального релятивизма; изгнание из сознания людей представления о духовности, связанной с понятием идеала как стремления к совершенству в личной и общественной жизни. Отсутствие же в сознании человека верного представления об абсолютных ценностях приводит его к утрате полноты, целостности миропонимания и жизни.

Для обновления и возрождения России необходима новая система национального духовного воспитания, главная цель которой - воспитание нового русского человека. Какова эта система? Какой русский человек может стать основой качественного народоправства? Размышления ученого над этими вопросами, несомненно, значимы и актуальны. Критический анализ постсоветского опыта создания демократической формы государства наглядно демонстрирует правильность предостережения философа от увлечения пустой формой, которая может довести до духовной пустоты, «до духовно бессмысленной техники и самодовлеющего спорта, до так называемого «модернизма», в коем зло выдается за главное, а добро презирается как ненужная сентиментальность» [13].

Трансформируя современное российское общество в демократическом направлении, следует отдавать приоритет преображению внутреннего мира человека. Ибо, как писал И. А. Ильин, никакой государственный строй не сообщит человеку ни любви, ни доброты, ни чувства ответственности, ни честности, ни благородства. Если внутри смутно, нечисто, злобно, жадно, скверно, то не поможет никакая внешняя форма, никакой запрет, никакая угроза, никакое избирательное право [13].

Не менее злободневна в творчестве философа и религиозная проблема, вопрос о роли церкви в духовном обновлении постсоветской России. В современных условиях, когда церковь стремится к утверждению христианских ценностей в процессе принятия важнейших общественных решений на национальном и международном уровне, добивается признания легитимности религиозного мировоззрения как основания для общественно значимых деяний, в том числе и государственных, важно заново осмыслить постановку и решение И. А. Ильиным вопроса о возможности и желательности «оцерков-ления» жизни. Особого внимания в этой связи заслуживает предупреждение мыслителя об опасности «церковного тоталитаризма», порождающего «стремление неверующих симулировать веру», что неминуемо ведет к церковному разложению [14].

Насущнейшая задача создания в современной России хозяйственного изобилия при социально справедливом строе также находится в поле зрения мыслителя. Теоретическую и практическую ценность в контексте современной трансформации имеет сформулированное мыслителем новое понимание социальной идеи и собственности, исходящее из древних христианских основ. Руководством по определению верной социальной ориентации экономической трансформации может служить предложенный И. А. Ильиным крите-

рий: общественный строй тем несправедливее, чем больше людей оторваны от собственности и лишены тем самым хозяйственной самостоятельности. Чрезвычайно актуальна для нынешнего этапа трансформации России мысль ученого о необходимости особых мер для борьбы с «противообщественным пользованием собственностью»: эксплуатацией, «потогонным трудом, ростовщичеством». Не менее значима идея Ивана Александровича о духовном обновлении как пути верного разрешения проблемы частной собственности и создания на основе ее цветущего и социального хозяйства [15].

Духовный кризис, постигший Россию в ходе коммунистической революции, еще не изжит. Он еще более усугубился в результате «славной революции» (В. Б. Пастухов) 1990-х гг., отбросившей российское общество, с точки зрения Пастухова, по шкале морального прогресса в эпоху средневековья [6, с. 162]. На этом фоне пророчески звучит мысль И. А. Ильина, согласно которой процесс атеизации, «обезбожения» человеческого бессознательного, ставший одной из мировых причин русской революции, далеко еще не закончен; быть может, он продлится еще век, а может быть, и дольше. Он вызывает к жизни духовное разложение и в первую очередь разложение совести, искусства и правосознания. Он создает больную идеологию и извращенное целеполагание.

Как преодолеть разрушительные последствия всех наших революций? Как избежать очередных заблуждений в ходе современных трансформаций? В чем и где найти истинные критерии происходящего? Из творческого наследия И. А. Ильина ясно: пока главенствующей и абсолютной целью преобразований не станет реальный человек (обычный гражданин, каждый из нас в полноте своей жизни), до тех пор всякая социальная ломка будет наталкиваться на преграды, идти в неверном направлении и в конце концов будет обречена на неудачу.

Главное в возрождении и обновлении России - воспитание нового русского человека с обновленным религиозным, познавательным и хозяйственным укладом [16]. Эта главная задача в деле преобразования России, поставленная ученым, нуждается в современном глубоком осмыслении и конкретном практическом воплощении. В этой связи актуальнейший исследовательский интерес заключается в анализе подходов философа к решению этой главной задачи.

Одним словом, актуальность творческого наследия великого русского философа обусловлена тем, что оно помогает разобраться в непростых обстоятельствах нашей жизни, определить критерии современных трансформаций, осмыслить и осознать собственное место в процессах новой России. Последний момент очень значим в современной ситуации дезорганизации и атомизации российского общества, т.к. позволяет каждому человеку, искренне заинтересованному в успешном демократическом транзите страны, понять, в чем состоит его личный вклад в обновление России.

Перечень идей И. А. Ильина, имеющих злободневное звучание и требующих нового осмысления в контексте современных российских преобразований, можно было бы продолжить, т.к. наследие этого философа поистине огромно. В целом можно заключить, что оно отвечает на основные духовнокультурные, социально-экономические и политические вопросы нашей современности. Нет необходимости разделять все суждения великого философа, чтобы признать их огромную общую ценность. Ильина отличает острота наблюдений, идей и формулировок и глубокая проницательность и дальновидность, проявленные еще на заре революции и большевизма, когда так сильны были политические иллюзии и так захватывающи пропагандистские

мифы. У ученого много заслуг, в частности он раскрыл проблематику, которая может породить рецидив заболевания революцией и большевизмом-коммунизмом. «Ильин принадлежит к категории людей, по-настоящему избранных. У него есть, чему научиться и нынешним поколениям, и будущим. Ибо он был носителем не только верных идей, но и духовного меча и животворящего креста. Именно такие вдохновенные и вдохновляющие - предметно-компетентные и ответственные - учители и нужны в наше смутное и трудное время. И конечно, именно такие нужны и в будущем» [17].

Обращение в современных условиях к идеям И. А. Ильина как к одним из наиболее оригинальных в русской религиозной философии, которая «охватывала не только основные вопросы духовной культуры, но и главные вопросы социально-политической жизни», обоснованы и оправданы [18]. Это обращение подтверждает, что «беспамятство сменяется периодом взросления и вопрос «кто мы, откуда, куда мы идем?», т.е. вопрос, с которого начинается личная и национальная жизнь, становится актуально значимым для большей части новой генерации интеллигентов» [19].

России сейчас важно определить правильное направление дальнейшего движения, а «интеллектуальный потенциал общества в ряде аспектов оказался еще более несостоятельным, чем в прошлом столетии» [20]. Поэтому целесообразно еще раз внимательно переосмыслить прогнозы мыслителя о будущем России в контексте перспектив ее демократизации.

И. А. Ильин внес заметный вклад в политическую традицию осмысления таких понятий, как «демократия», «политика», «власть», «свобода», «равенство», «справедливость», «русская идея», «правосознание», «государство», «русский национальный духовный характер», «тоталитаризм», «революция», и связанных с ними проблем.

Рефлексия данных проблем включает следующие моменты:

- анализ феномена демократии;

- осмысление ее духовных и социальных основ;

- признание бессмысленности демократических трансформаций, не затрагивающих сферу морали, духовной жизни человека;

- принятие как главного в содержании национальной идеи воспитания в русском народе национального духовного характера;

- обоснование сохранения органической национальной традиции и чувства меры в политической деятельности в качестве критерия осуществляемых преобразований;

- нахождение способа выделения к власти лучшего меньшинства как судьбоносной основы будущего российского государства;

- осмысление идеи «всенародно несомого единовластия» как формально-государственного строения власти постсоветской России, при котором дух «самодержавной» (диктаториальной) формы должен осуществить все черты демократии;

- признание необходимости возвращения к строительству культуры христианской, т.к. наиболее совершенна та политическая форма, которая воспринимает в себя дух христианства и пропитывает дух политического единения началами любви, уважения и доверия, началами духовного самоутверждения и героизма;

- пересмотр проблемы взаимоотношения государства и церкви на основе разделения сфер и творческого согласования целей и усилий в строительстве христианской культуры;

- признание важности патриотической политики, которая всегда консервативна и всегда прогрессивна, совмещает органически необходимую родине «правизну» и «левизну»;

- понимание развития России одновременно как процесса возрождения органической национальной традиции, изживания революционно-тоталитарного наследия и процесса обновления на пути общего для всего человечества направления развития - продвижения к более полной свободе всех народов.

Таким образом, социально-политическое наследие И. А. Ильина отличается оригинальностью, глубиной, многогранностью и весьма актуально для современного государственного строительства России, а также для ее будущего.

Список литературы

1. Ильин, И. А. Кто мы? О революции. О религиозном кризисе наших дней : собрание сочинений / И. А. Ильин. - М. : Русская книга, 2001. - С. 243, 251-252.

2. Лисица, Ю. Т. Консервативная мысль Ивана Ильина / Ю. Т. Лисица // Ильин, И. А. О воспитании национальной элиты / И. А. Ильин. - М. : Жизнь и мысль, 2001. -С. 5-8.

3. Ильин, И. А. О воспитании национальной элиты / И. А. Ильин. - М. : Жизнь и мысль, 2001.

4. Ильин, И. А. Мировые причины русской революции // Кто мы? О революции. О религиозном кризисе наших дней : собрание сочинений. - М. : Русская книга, 2001. - С. 176.

5. Ильин, И. А. Необходимо ограничить публичную дееспособность / И. А. Ильин // Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948-1954 годов : в 2 т. - М. : МП «Papor», 1992. - Т. 2. - С. 23.

6. Пастухов, В. Б. Третий срок Путина как альтернатива политическому ханжеству. Реплика политического циника / В. Б. Пастухов // Полис. - 2006. - № 2.

7. Бондар, А. Императив государственности в современной России / А. Бондар,

B. Динес // Власть. - 2006. - № 6. - С. 4.

8. Смирнов, И. Н. И. А. Ильин о духовном обновлении России / И. Н. Смирнов // Ильин, И. А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 19481954 годов : в 2 т. / И. А. Ильин. - М. : МП «Papor», 1992. - Т. 1. - С. 12.

9. Афанасьев, М. Н. Клиентелизм и российская государственность / М. Н. Афанасьев. - М. : Московский общественный научный фонд, 2000. -

C. 28, 29.

10. Ильин, И. А. О страданиях и унижениях русского народа / И. А. Ильин // Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948-1954 годов : в 2 т. - М. : МП «Papor», 1992. - Т. 1. - С. 157-161.

11. Сагатовский, В. Н. Что же такое русская идея? / В. Н. Сагатовский // Социум и власть. - 2006. - № 1. - С. 102.

12. Ильин, И. А. О русской идее / И. А. Ильин // Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948-1954 годов : в 2 т. - М. : МП «Papor», 1992. - Т. 1. - С. 324.

13. Ильин, И. А. Русскому народу необходимо духовное обновление / И. А. Ильин // Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948-1954 годов : в 2 т. - М. : МП «Papor», 1992. - Т. 2.- С. 41.

14. Ильин, И. А. Церковь и жизнь / И. А. Ильин // Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948-1954 годов : в 2 т. - М. : МП «Papor», 1992. - Т. 2. - С. 61, 62.

15. Ильин, И. А. Путь духовного обновления / И. А. Ильин // Собр. сочинений : в 10 т. - М. : Русская книга, 1996. - Т. 1. - С. 38-282.

16. Ильин, И. А. О главном / И. А. Ильин // Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948-1954 годов : в 2 т. - М. : МП «Papor», 1992. - Т. 1. -

С. 133, 134.

17. Полторацкий, Н. П. Иван Александрович Ильин. Жизнь, труды мировоззрение / Н. П. Полторацкий // Ильин, И. А. Кто мы? О революции. О религиозном кризисе наших дней : собрание сочинений / И. А. Ильин. - М. : Русская книга, 2001. - С. 477.

18. Полторацкий, Н. П. Русская религиозная философия / Н. П. Полторацкий // Вопросы философии. - 1992. - № 2. - С. 128.

19. Володин, Э. Интеллигенция и народ / Э. Володин // Общественные науки и современность. - 1991. - № 3. - С. 168.

20. Мартынова, Е. А. Социология «Всех» / Е. А. Мартынова. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2003. - С. 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.