Научная статья на тему 'Социально-политический аспект религиозности как фактора исправления осужденных'

Социально-политический аспект религиозности как фактора исправления осужденных Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
105
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОР / ВЕРА / ДУХОВНОСТЬ / РЕЛИГИОЗНОСТЬ / ДЕПРИВАЦИОННЫЙ ВАКУУМ / ПОВЕДЕНИЕ / ИСПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Первозванский Валерий Борисович, Силенков Виктор Иванович

В статье анализируется проблема социально-политической стороны религиозности осужденных к лишению свободы; на основе анализа результатов социологического исследования обосновываются положения о значимости религиозности в исправлении осужденных, целесообразности исключения возможных рисков в случае придания данному процессу псевдорелигиозности; выявляется и формулируется закономерность, присущая религиозности как явлению и приобретающей характер тенденции независимо от вида исправительного учреждения и возрастных групп осужденных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-POLITICAL ASPECT OF RELIGIOSITY AS A FACTOR OF CORRECTION

This article analyzes the problem of socio-political side of religiosity sentenced to deprivation of liberty; based on an analysis of results of sociological research on the significance of religiosity provisions are justified to correct convicts feasibility exceptions possible risks if this process is pseudo religiousness; identified and formulated regularity inherent in religiosity as a phenomenon and acquiring nature trend regardless of the type of correctional institution and age groups of convicts.

Текст научной работы на тему «Социально-политический аспект религиозности как фактора исправления осужденных»

Первозванский В. Б., Силенков В. И.

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РЕЛИГИОЗНОСТИ КАК ФАКТОРА ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ

9. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 09.00.11)

9.1. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РЕЛИГИОЗНОСТИ КАК ФАКТОРА ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ

Первозванский Валерий Борисович, канд. юрид. наук, доцент. Должность: ведущий научный сотрудник. Подразделение: НИЦ-1

Место работы: НИИ ФСИН России

pervabor@yandex.ru

Силенков Виктор Иванович, канд. пед. наук, доцент. Должность: старший преподаватель. Подразделение: кафедра организации кадровой и воспитательной работы

Место работы: Санкт-Петербургский ИПКР ФСИН России

silenkov61@gmail.com

Аннотация: в статье анализируется проблема социально-политической стороны религиозности осужденных к лишению свободы; на основе анализа результатов социологического исследования обосновываются положения о значимости религиозности в исправлении осужденных, целесообразности исключения возможных рисков в случае придания данному процессу псевдорелигиозности; выявляется и формулируется закономерность, присущая религиозности как явлению и приобретающей характер тенденции независимо от вида исправительного учреждения и возрастных групп осужденных.

Ключевые слова: фактор, вера, духовность, религиозность, депривационный вакуум, поведение, исправление.

SOCIO-POLITICAL ASPECT OF RELIGIOSITY AS A FACTOR OF CORRECTION

Pervozvansky Valeriy B., PhD in law, Associate Professor. Position: Leading Research Scientist. Department: SRC-1 Place of employment: Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia

pervabor@yandex.ru

Silenkov Victor I., PhD in pedagogics, Associate professor. Position: Senior lecturer. Department: organization of personnel and educational work chair

Place of employment: St. Petersburg Institute of Employees Professional Development of Federal Penitentiary Service of Russia

silenkov61@gmail. com

Abstract: this article analyzes the problem of socio-political side of religiosity sentenced to deprivation of liberty; based on an analysis of results of sociological research on the significance of religiosity provisions are justified to correct convicts feasibility exceptions possible risks if this process is pseudo religiousness; identified and formulated regularity inherent in religiosity as a phenomenon and acquiring nature trend regardless of the type of correctional institution and age groups of convicts.

Keywords: factor, faith, spirituality, religiosity, deprivation vacuum, behavior, fix.

Современный период развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации характеризуется преобразованиями, проводимыми по направлениям, касающимся самых различных сторон ее деятельности. Эти преобразования связаны не только с изменениями общего порядка исполнения уголовных наказаний, принятием международных стандартов обращения с осужденными, использованием зарубежного опыта работы с лицами, отбывающими наказания и др., но и с поиском новых и совершенствованием уже известных средств, форм и методов работы с осужденными. Последнее представляется наиболее актуальным в связи с изменением качественных характеристик лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы.

По данным Федеральной службы исполнения наказаний, численность осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях, по состоянию на 01.01.2018 года составило 495016 человек, что на 4,71% меньше, по

сравнению с аналогичным периодом прошлого года [1, с. 6] и что свидетельствует о «преодолении» в новейшей истории нашего государства планки в полмиллиона осужденных. Однако гуманизация уголовной политики, декриминализация и депенализация многих деяний привели к тому, что в местах лишения свободы стали отбывать наказания лица, в большей своей части совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления, характеризующиеся высокой степенью общественной опасности, имеющие стойкие антиобщественные установки. Очевидно, что криминализация осужденных проявляется не только в низком нравственном и культурном уровне таких лиц, но и прежде всего в их поведении. Анализ состояния дисциплины и дисциплинарной практики за 2017 год показывает, что уровень нарушений установленного порядка отбывания наказания в расчете на 1000 человек вырос на 7,6%. Что же касается такого уровня в учреждениях различных видов, то в лечебных исправительных

учреждениях он возрос на 4,5%, исправительных колониях на 7,7%, а особенно большой скачок наблюдался в тюрьмах - на 33,6% [1, с. 263]. Все это подтверждает необходимость поиска специальных средств, форм, методов, приемов работы, новых их сочетаний и возможных соотношений с целью повышения эффективности процесса исправление личности в условиях изоляции.

Среди основных средств исправления важное место занимает общественное воздействие, реализуемое путем привлечения к работе с осужденными, общественных объединений, в том числе религиозных организаций и объединений, представляющих различные конфессии.

Использование воспитательных возможностей религии в пенитенциарной практике не является чем-то принципиально новым, хотя, как известно, в истории нашей страны и особенно в период богоборчества, наступивший после Октябрьского переворота 1917 года, имел место и значительный перерыв в этой деятельности. В связи с перестроечными процессами, осознанием в обществе и государстве непреходящей ценности для человека заполнения духовного вакуума, конституционный принцип свободы совести и свободы вероисповедания нашел свое закрепление и в Уголовно-исполнительном кодексе РФ (статья 14). С этого момента в уголовно-исполнительной системе начинается по сути новый этап фактического признания повышения вероятности исправления осужденных посредством обращения к религии, примирения их с Богом и другими людьми.

На середину 90-х годов прошлого столетия приходится начало активного сотрудничества учреждений и органов, исполняющих наказания, с религиозными организациями. В это время в обществе усиливается интерес к духовным традициям, происходит возрождение религиозной деятельности на основе гарантированных Конституцией Российской Федерации свобод. Между уголовно-исполнительной системой и религиозными конфессиями заключаются соглашения о сотрудничестве, представители духовенства активно включаются в работу с осужденными, в местах лишения свободы создаются религиозные общины, строятся храмы, мечети, молитвенные комнаты. Постановлением Правительства РФ в субъектах Российской Федерации в территориальных органах уголовно-исполнительной системы вводится должность помощника начальника территориального органа по организации работы с верующими. Многие годы ФСИН России осуществляет активное сотрудничество с основными традиционными для нашей страны религиозными объединениями.

По имеющимся данным, в учреждениях уголовно-исполнительной системы функционируют 598 храмов, в том числе: 529 храмов (церквей) Русской Православной Церкви, 55 исламских мечетей, 9 буддийских дуганов, 3 костела Римско-католической церкви. Действует более 700 молитвенных комнат, в том числе 404 - для представителей Русской Православной Церкви, 207 - для осужденных, исповедующих ислам, 41 - для осужденных, представителей Российского союза евангельских христиан-баптистов, 33 - для последователей веры евангельской, 10 молельных комнат - для осужденных, исповедующих буддизм, 6 - для представителей иудейского вероисповедания и 3 комнаты - для осужденных, представителей Римско-католической церкви. Продолжается строительство еще 17 храмов Русской Православной Церкви, 2 исламских мечетей и одного буддийского дуга-на [2, с.11].

В исправительных учреждениях создано более 950 ре-

лигиозных общин, из них: 635 общин Русской Православной Церкви, насчитывающей более 54 тысяч осужденных; 198 исламских общин, объединяющих около 9 тысяч осужденных-мусульман, 19 буддийских общин, насчитывающих около 912 осужденных, 7 еврейских общин, численностью более 40 человек, 48 общин для представителей Евангельских христиан баптистов, в которых насчитывается более 800 осужденных; 34 общины для представителей Христиан веры евангельской, в которые входят более 768 осужденных, 9 общин осужденных других вероисповеданий. В субъектах Российской Федерации организовано 207 воскресных школ и более 59 библейских и исламских курсов, где проходят религиозное обучение свыше 5,5 тысячи верующих осужденных [2, с. 12]. Интересны также данные о темпах роста числа верующих среди осужденных, которые почти вдвое превышают темпы общей численности осужденных. При этом доля верующих среди заключенных выше доли верующих в целом по России; кроме того, заключенные значительно чаще посещают церковные службы, чем законопослушные граждане [3, с. 27].

Приведенные данные с очевидностью свидетельствуют о существенных изменениях в сознании людей, о позитивных сдвигах и преобразованиях в уголовно-исполнительной системе в целом. Вместе с тем количественный рост религиозных общин, сооружений для отправления религиозных обрядов, как и постоянно увеличивающееся число лиц, отождествляющих себя с той или иной религией, еще не говорит о возросшей религиозности и тем более искренней, подлинной вере осужденных. По-настоящему, глубоко верующие люди вряд ли совершат умышленные деяния, за которые предусмотрена уголовная ответственность, осуждаемые не только законом государства, но и противоречащие декларируемой им верой.

Для выяснения истинного отношения к религии и вере в Бога и их влияния на исправление личности нами проведено пилотажное исследование путем анкетирования подозреваемых и обвиняемых из числа несовершеннолетних, содержащихся в следственном изоляторе, и осужденных, отбывающих наказание в воспитательной колонии. Совокупный объем выборки составил 79 человек и распределился примерно в равном соотношении.

Обработка полученных результатов показала, что число несовершеннолетних, считающих себя верующими, оказалось самым большим в воспитательной колонии -94%. Доли лиц, относящих себя к неверующим и затруднившихся с ответом, разделились в равных соотношениях - 3%. Иная картина среди тех, судьба которых до суда для многих еще не известна. Так, почти на треть меньше (65,5%) по сравнению с теми, кто уже прошел судебную инстанцию и оказался в воспитательной колонии, составило число несовершеннолетних, объявивших себя верующими, содержащихся под стражей в следственном изоляторе в качестве подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления. В категоричной форме отказались признать связь с какой-либо религией из числа оставшихся подследственных всего 7,6% опрошенных, тогда как более, чем каждый четвертый (26,9%) из находящихся в неведении о своей дальнейшей судьбе затруднился с ответом. Обращают на себя внимание несколько иные данные по указанным признакам, полученные в ходе опроса законопослушных ровесников осужденных и подследственных. Социологические исследования московских студентов показывают, что «только» чуть больше половины (56%) опрошенных считают себя

Первозванский В. Б., Силенков В. И.

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РЕЛИГИОЗНОСТИ КАК ФАКТОРА ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ

религиозными людьми, а еще 24% - верят в Бога или какие-либо высшие силы, но не идентифицируют себя с конкретной религией и не соблюдают религиозные обряды [4, с. 211].

Случайны ли приведенные расхождения? Думается, что нет, не случайны, и свидетельствуют они о многом и в первую очередь о наличии тенденции в изменении отношения осужденных к вере, тенденции, которую, с нашей точки зрения, можно экстраполировать как на иные виды исправительных учреждений, так и на различные возрастные группы осужденных. На содержательном уровне эта тенденция проявляется прежде всего в том, что по мере увеличения продолжительности времени пребывания в условиях изоляции пропорционально возрастает и доля лиц, объявляющих себя верующими. Эту весьма характерную тенденцию, на наш взгляд, можно сформулировать как одну из закономерностей пенитенциарной практики, которую следует учитывать в ходе организации воспитательной работы с осужденными, применения иных средств исправления осужденных, поиска новых форм и приемов работы.

Мы исходим из того, что закономерности, в том числе и закономерности воспитания, устанавливают наличие каких-либо связей и зависимостей, имеющих место в жизни, на практике, а также из того, что в научном познании при раскрытии существенных отношений между какими-либо объектами или явлениями материального мира, прежде всего, и следует обращаться к выявлению связей их обусловливающих. В философии выделяют достаточно много связей. Это связи во времени, в пространстве, связи состояний, корреляционные связи, функциональные, системно-структурные, статистические и др. Устойчивость и повторяемость - главные характеристики связей закономерностей, которые проявляются всегда при определенных условиях, при этом не только в коротком, но и длительном периоде времени, приобретая при этом характер тенденций. Устойчивость и повторяемость являются результатом нередко скрытых, находящихся на глубине взаимоотношений и процессов, восходящих к сущности явления.

Исходя из сказанного, сформулируем выявленную закономерность следующим образом: религиозность лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, представляет собой устойчивое и повторяющееся явление, характерное для всех видов исправительных учреждений и свойственное для всех возрастных групп осужденных, по мере увеличения времени пребывания в условиях изоляции проявляющееся в виде тенденции к нарастанию и выступающее в качестве фактора адаптации личности к условиям изоляции.

Итак, перед нами определенная связь, зависимость, а по сути - закономерность, приобретающая в условиях изоляции осужденных от общества характер тенденции. Вместе с тем более детальное изучение религиозности осужденных показывает, что эта зависимость не так уж и глубока по содержанию, поскольку у многих из них понимание веры и Бога отличается от традиционных религиозных верований. Такая религиозность часто поверхностна, весьма далека от традиционных духовных ценностей, несет искаженное представление о Боге, содержит весьма смутное знание и не более глубокое понимание и безоговорочное принятие духовных ценностей и идеалов той конфессии, о принадлежности к которой заявляется. Более того. подобная религиозность нередко настолько далека от истинной религиозности, что, являя собой лишь некое ее подобие, вполне может быть назва-

на псевдорелигиозностью.

Об этом свидетельствуют и результаты нашего исследования, согласно которым принадлежность к вере у значительной части осужденных ассоциируется исключительно с внешними атрибутами и культовыми предметами: крестиками, иконами, молитвенниками, свечами, духовной литературой, молитвами и др., тогда как внутренние каноны веры, личностные сакральные переживания, в том числе и религиозные догматы, выражающие свойственные данной культуре человеческие ценности и религиозно-нравственные идеалы, остаются вне их внимания, понимания, принятия и усвоения. Нередко встречается суррогатное представление о Боге либо сугубо личное понимание веры «у каждого свой Бог» или «каждый верит по-своему».

Заслуживает интереса ранжирование мотивации, во многом объясняющее внутренние механизмы (движения души) обращения несовершеннолетних осужденных к Богу. Практически в подавляющем большинстве ответов апелляция к нему связана с надеждой на его помощь, прежде всего, в местах лишения свободы, затем уже в жизни вообще, после освобождения. На втором месте находятся мотивы сочувствия и сострадания к себе, к собственной персоне, желание получить прощение или снисхождение за содеянное. И только на третьем - необходимость хоть во что-то верить и приобрести душевное равновесие.

Приведенная последовательность распределения мотивов обращения к вере и их содержание показывают, что значительная их часть носит преимущественно потребительский характер. Вера в Бога рассматривается с сугубо утилитарных позиций - какую пользу эта вера может принести? Надо заметить, что для респондентов данной категории - это вполне естественно, поскольку весь опыт жизни несовершеннолетних осужденных и нередко подследственных, предшествующий изоляции в следственном изоляторе и воспитательной колонии носил потребительский характер, основанный на выработанной уже в раннем возрасте привычки исключительно брать от общества, нежели отдавать ему, на привычке безразличия и пренебрежения к проблемам и благополучию других людей.

Говоря о религиозности осужденных, следует различать веру и культурно-национальную самоидентификацию. В сознании большой части осужденных, как и граждан страны в целом, сформировалось весьма устойчивое мнение о том, что религия является основой национального самосознания, носительницей и хранительницей культурно-национальных традиционных ценностей. Отнесение себя к той или иной религиозной конфессии -это попытка национальной самоидентификации, которая может быть достаточно далека от истинных канонов веры.

Таким образом, рост религиозности осужденных не стоит переоценивать. В ее основе могут лежать различные интеллектуально-духовные качества личности, базирующиеся как на реальных духовных традициям общества, так и на суррогатном миропонимании, а нередко на следовании моде и конъюнктуре сегодняшнего дня. Вместе с тем возрастающую религиозность осужденных не следует и игнорировать. Проблема пенитенциарной практики как раз в том и состоит, как, каким образом задействовать пусть даже конъюнктурное или суррогатное понимание веры в деле исправления личности. В нынешней ситуации, пожалуй, одна из главных и весьма сложных задач в том и состоит, чтобы и такое, в общем-

то, искаженное понимание веры, прежде всего, несовершеннолетними осужденными не привело не до конца сформировавшуюся личность к очередному разочарованию и обращению к более радикальным канонам религиозного экстремизма.

Находясь в местах лишения свободы, будучи изолированным от общества, личность испытывает различные виды депривации: эмоциональную, информационную, сенсорную, двигательную, информационную, эмоциональную и др. В таких условиях у осужденных формируется подавленность, ослабляется воля, обостряется чувство одиночества, появляется стремление избавиться от переживаний, волнений, получить сочувствие и поддержку. Заполнить образовавшийся депривационный вакуум, психологически улучшить сложившееся положение личность может различными способами, в том числе посредством обращения к религии.

Обусловленный пенитенциарной изоляцией рост религиозности позволяет конфессиям не только увеличить численность паствы, но и одновременно оказать существенное влияние на ход исправления личности. При этом можно выделить два стратегических направления общественного влияния религии на человека: реабилитационное и воспитательное.

Реабилитационное воздействие больше всего соответствует чаяниям осужденных, их желанию получить сочувствие, сострадание, помощь, поддержку и др. По сути, пастырские беседы, утешение нередко с элементами эмпатии, как раз и реализуют это направление и созвучны настроениям и желаниям самих осужденных.

Намного сложнее дело обстоит с воспитательным направлением. По своему содержанию оно достаточно широко и предполагает, как знакомство и привитие духовных ценностей и норм веры, назидания в необходимости соблюдения социально требуемого поведения, так и возвращения чувства социальной полезности и полноценности личности. Тот факт, что значительная часть осужденных, самоидентифицируя себя с той или иной религией, весьма далека от нее по своим поступкам, не имеет решающего значения для начальных этапов работы с ней. Получив признание в религиозности, важно удержать и побудить личность следовать тем заявлениям, которые она сделала.

Важнейшее, хотя и промежуточное положение между этими двумя стратегическими направлениями в данном случае занимает исповедь, нередко приводящая сначала к раскаянию в совершенном деянии, а потом и к покаянию, не только к юридическому, но и фактическому исправлению личности.

В данном контексте важно учитывать. что в пенитенциарной среде отношение к выполнению слова, данного обещания относится к категории значимых морально-этических ценностей. Данное слово требует безусловного выполнения, поскольку определяет не только внутреннее достоинство человека, но и формирует отношение к нему окружающих, обусловливает статус личности в сообществе осужденных. Объявив о приверженности той или иной религии, человек в условиях изоляции вынужден следовать своим заявлениям.

Положительное влияние религии на исправление личности считается фактом установленным. Научные исследования в этой сфере приводят многочисленные свидетельства позитивных изменений в поведении человека, как в местах лишения свободы, так и в жизни после освобождения. Религиозность осужденных являются фактором, способствующим более успешной

адаптации к условиям исправительного учреждения, уменьшению количества совершаемых правонарушений и нарушений режима. Она способствует повышению собственной самооценки и значимости своей личности для общества [5; 6].

Подводя итог, отметим, что поставленные и тезисно рассмотренные вопросы требуют дальнейшего системного анализа, комплексной разработки форм, методов работы, позволяющие эффективно реализовать религиозность осужденных как весьма значимый и важный фактор их исправления.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 84,3 %.

Список литературы:

1. Основные показатели деятельности уголовно-исполнительной системы январь-декабрь 2017 г. Информационно-аналитический сборник. Тверь: ФКУ НИИИТ ФСИН России, 2017. - 393 с.

2. Антонов И.В. Правовое обеспечение деятельности канонических подразделений Русской Православной Церкви в учреждениях уголовно-исполнительной системы // Взаимодействие Русской Православной Церкви с государственной системой исполнения наказаний: опыт, проблемы, перспективы : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (г. Рязань, 16-17 окт. 2013 г.). - Рязань : Академия ФСИН России, 2014. - 173 с.

3. Сочивко Д.В. Возрастание духовности и религиозности осужденных в процессе отбывания наказания// Уголовно-исполнительное пра-во.1 (23) 2016. С. 26-31.

4. Тихомиров Д.А. Правовая мораль московских студентов: религиозный аспект // Знание. Понимание. Умение. №2, 2017. С. 210-220.

5. Дебольский М.Г. Межгрупповая дифференциация осужденных и ее влияние на оперативную обстановку в ИТУ // Социально-психологические проблемы режима отбывания наказания и исполнения наказания в ИТУ. Рязань, 1986. С. 38-51.

6. Колесникова Н.Е. Сравнительный анализ социально-психологических характеристик верующих и неверующих граждан, отбывающих наказания (на примере христианского вероисповедания) // Уголовное судопроизводство: проблемы теории и практики. № 4. 2017. С.112-115.

РЕЦЕНЗИЯ

Представленная на рецензию статья «К вопросу о религиозности как факторе исправления осужденных» подготовлена по актуальной проблеме, что обусловлено не только необходимостью познания внутренних механизмов положительного влияния религиозных взглядов на сознание и поведение осужденных, но и значительно изменившимися в последние десятилетия отношения церкви и государства, включая места лишения свободы, о чем свидетельствуют официальные статистические данные о характере их сотрудничества на основе соглашений; закреплением в уголовно-исполнительном законодательстве свободы совести и свободы вероисповедания. Авторы предпринимают в целом вполне удавшуюся попытку рассмотрения проблемы религиозности осужденных к лишению свободы с нетрадиционной содержательной стороны; на основе анализа результатов социологического исследования обосновываются положения о значимости религиозности в исправлении осужденных, целесообразности исключения возможных рисков в случае приобретения данным процессом псевдорелигиозности; выявляется и формулируется закономерность, присущая религиозности лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, как явлению, и приобретающая характер тенденции независимо от вида исправительного учреждения и возрастных групп осужденных. На мой взгляд, статью отличает не только нетрадиционность подхода к изложению материала, но и, несомненно, имеющиеся элементы новизны, подкрепленные в сопоставительном плане результатами как собственного пилотажного социологического исследования, так и данными других исследований. Статья написана профессиональным языком, авторы понимают суть описываемого явления и разбираются в проблеме; она строго выстроена в логическом отношении, содержит конкретные обобщения и вывод.

Вывод: статья «Социально-политический аспект религиозности как фактора исправления осужденных», подготовленная ведущим научным сотрудником ФКУ НИИ ФСИН России В.Б. Первозванским и старший преподавателем ФКУ ДПО Санкт-Петербургский ИПКР ФСИН России В.И. Силенковым, отвечает предъявляемым требованиям и может быть рекомендована к опубликованию.

Главный научный сотрудник

ФКУ НИИ ФСИН России,

доктор педагогических наук, доцент

А.В. Вилкова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.