Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ АВРЕЛИЯ АВГУСТИНА'

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ АВРЕЛИЯ АВГУСТИНА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
952
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / ПОЛИТИКА / ХРИСТИАНСКОЕ ВЕРОУЧЕНИЕ / ДУХОВНАЯ ОБЩНОСТЬ / БОЖЕСТВЕННОЕ БЫТИЕ / ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО / ПОЗИТИВНОЕ ПРАВО / АРИСТОКРАТИЯ / СПРАВЕДЛИВОСТЬ / ЦЕРКОВЬ / БОЖЕСТВЕННЫЙ ЗАКОН / ЗАКОН ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ / ЗАКОН ЕСТЕСТВЕННЫЙ / ВЕЧНЫЙ ЗАКОН МИРОЗДАНИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Рузиев Х.Д., Каримова А.И.

В данной статье рассматриваются социально-политические воззрения христианского богослова, философа и политика Аврелия Августина. В философской системе Августина политико-правовая доктрина не занимает центральное место, но его формулировке принадлежат основные принципы философии права. Одно из важнейших сочинений является «О Граде Божьем», которое раскрывает проблемы периодизации исторического процесса в духе христианского вероучения. Именно данное вероучение, оказывает огромное влияние не только на духовную жизнь общества, но также повлияло на политическую деятельность государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-POLITICAL VIEWS OУF AURELIUS AUGUSTINE

This article discusses the socio-political views of the Christian theologian, philosopher and politician Aurelius Augustine. In the philosophical system of Augustine, the political and legal doctrine does not occupy a central place, but the basic principles of the philosophy of law belong to his formulation. One of the most important works is "On the City of God", which reveals the problems of periodization of the historical process in the spirit of Christian doctrine. It is this creed that has a huge impact not only on the spiritual life of society, but also influenced the political activity of the state.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ АВРЕЛИЯ АВГУСТИНА»

Рузиев Х.Д. старший преподаватель кафедра «Основы духовности и правовое воспитание»

ТГПУ Каримова А.И. студент 3 курса исторический факультет

ТГПУ

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ АВРЕЛИЯ

АВГУСТИНА

Аннотация: в данной статье рассматриваются социально -политические воззрения христианского богослова, философа и политика Аврелия Августина. В философской системе Августина политико-правовая доктрина не занимает центральное место, но его формулировке принадлежат основные принципы философии права. Одно из важнейших сочинений является «О Граде Божьем», которое раскрывает проблемы периодизации исторического процесса в духе христианского вероучения. Именно данное вероучение, оказывает огромное влияние не только на духовную жизнь общества, но также повлияло на политическую деятельность государства.

Ключевые слова: философия, политика, христианское вероучение, духовная общность, божественное бытие, естественное право, позитивное право, аристократия, справедливость, церковь, божественный закон, закон человеческий, закон естественный, вечный закон мироздания.

Ruziev Kh.J. senior lecturer

Department "Fundamentals of Spirituality and Legal Education "

TSPU Karimova A.I. 3rd year student Faculty of History TSPU

SOCIO-POLITICAL VIEWS ОуР AURELIUS AUGUSTINE

Abstract. This article discusses the socio-political views of the Christian theologian, philosopher and politician Aurelius Augustine. In the philosophical system of Augustine, the political and legal doctrine does not occupy a central place, but the basic principles of the philosophy of law belong to his formulation. One of the most important works is "On the City of God", which reveals the

problems of periodization of the historical process in the spirit of Christian doctrine. It is this creed that has a huge impact not only on the spiritual life of society, but also influenced the political activity of the state.

Keywords: philosophy, politics, Christian doctrine, spiritual community, divine being, natural law, positive law, aristocracy, justice, church, divine law, human law, natural law, eternal law of the universe.

Аврелий Августин (354-403) - христианский богослов, философ и политик, который относится к числу отцов католической церкви, и почитают как святого. На сегодня сохранилось более 100 сочинений, философские трактаты «Против академиков», «О порядке», «Монологи», «Апология гонений», «Письмо к Донату», автобиографическая книга «Исповеди» («Confessiones») и самый известный теологический, философский труд «О граде Божием».

Основная мысль философа заключается в том, что существует два типа людей - нечестивцев и праведников. Одни живут в вере в Бога, образуя совместно «Град Божий» или «Град Небесный», других же называл "Град Земной". «Град Земной» - это люди, ведут борьбу за приобретение материальных благ, в приоритете лежат корыстные интересы. Категория таких людей отличается тем, что проявление любви происходит только к себе, а это в свою очередь приводит «до презрения к богу». Что касается, «Град Божий» - это духовная общность «божьих избранников», праведников, которые живут среди не праведников. Благодаря церкви, члены «Града Божьего», объединяются не физически, а морально. В отличие от первой категории людей, их жизнь основана на «любви к богу, доведенная до презрения к себе». Так в своем сочинении, Аврелий Августин пишет: "Два града — нечестивцев и праведников — существуют от начала человеческого рода и пребудут до конца века. Теперь граждане обоих живут вместе, но желают разного, в день же Суда поставлены будут розно... Две разновидности любви порождают два града: земной град создан любовью к самим себе, доведенной до презрения к Богу, небесный - любовью к Богу, доведенной до полного самозабвения. Первая возносит самое себя, вторая -Бога. Первая ищет людскую славу, вторая устремлена к высшей славе Бога».

Достойное познание, по мнению богослова, является объекты как душа и Бог, ведь именно божественное бытие может вывезти человека из самопознания, путем умопостижения. Аврелий Августин пришел к выводу об идеи Бога в соотношении с человеком, а человека в отношении к Богу. Проанализировав данную мысль, он разработал философскую антропологию, связанную с жизненным путем человека.

Рассуждения философа раскрывают происхождение человеческих душ, о том, что душа бессмертна и является нематериальной субстанцией, отличающейся от тела. Его учения о происхождении души, долгое время колебались между двумя идеями. Первая заключалась в передачи души

новорожденному от родителей, а вторая идея о творении души Богом. Августин считал, что существует взаимосвязь между разумом и душой. В своем сочинении, он пишет, что разум это и есть взор души, которым она может созерцать истинное, без посредства тела. Здесь, богослов утверждает об истине души, о ее бессмертности и человек не имеет право забывать о внеземной цели своей жизни. В течении жизни разум человека помогает развить духовные качества, быть мудрым в решении проблем, совершать благородные поступки и бороться с негативными мыслями, которые разрушают его духовный мир. То есть, разум выполняет важные функции души, об этом он пишет: «Все, что мы созерцаем, мы схватываем мыслью или чувством и разумением. Душа угаснуть не может, если не будет отделена от разума. Отделиться же она никак не может».

Аврелий Августин рассматривает Бога как внематериальный Абсолют, сверхприроден и как личность, сотворившую все сущее. Мир, природа и человек являются результатом творения Бога. Его утверждения, заключаются в принципе бестелесности Бога, из этого он приходит к выводу о существовании принципа бесконечности божественного начала. Если Бог, пишет Августин «отнимет от вещей свою, так сказать, производящую силу, то их так же не будет, как не было прежде, чем они были созданы».181 Богослов также пишет, «Не мать моя, не кормилицы мои питали меня сосцами своими, но Ты через них подавал мне, младенцу, пищу детскую, по закону природы. Тобою ей предначертанному, и по богатству щедрот Твоих, которыми Ты облагодетельствовал все твари по мере их потребностей».182

История всего человечества, по мнению Аврелия Августина, заключается в противостоянии земного и небесного, а государства дьявольского и Божьего. Философ рассуждает о происхождении государства путем естественного права. При этом данные процессы происходят божественной воли. В одних случаях бог прямо назначает правителя, в других его воля проявляется через естественный ход событий, через действие норм позитивного права. В его рассуждениях, можно сделать вывод, что зарождение государства связано с объединением людей в семьи, с целью обеспечения внутреннего мира и внешней безопасности. Как и люди, философ делит государство на два вида. Первый вид государства, представляет, как организацию, связанную с насилием по отношению к человеку. Второй вид - это христианское государство, которое реализует свою власть через служение церкви, поддержания социального порядка и забота о подданных.

Что касается формы правления, то Аврелий Августин дал следующие понятия, несправедливая аристократия - это клика, несправедливый правитель - это тиран. Таким формам правления, он не давал предпочтения,

181 А.Г.Спиркин. «Философия в 2 ч. Часть 1 3-е изд., пер. и доп. Учебник для вузов». 2020. - С.56.

182 А.Г.Спиркин. «Философия в 2 ч. Часть 1 3-е изд., пер. и доп. Учебник для вузов». 2020. - С.56.

но считал, что любая форма правления может быть терпимой, если в государстве будут царить уважение к Богу, к человеку и соблюдение справедливости. Власть представляет собой отношения между церквей и государством. Убеждения Августина заключались о разделении двух властей - духовная и светская. Между двумя властями должна существовать связь: светская власть обязана защищать духовную от врагов и

недоброжелателей, а духовная власть обязана воспитать паству в духе

1

лояльности, гражданственности.183

Аврелий Августин также разделил законы по степени:

1. вечный закон мироздания;

2. божественный закон;

3. закон естественный, или закон природы (физический и пр.);

4. закон человеческий.184

Вечный закон мироздания является нормативным выражением всеобщего порядка. Сам Августин определяет его как тот, «в соответствии с которым справедливо, чтобы все вещи находились в наиболее совершенном порядке».

Божественный закон являются разумные и справедливые распоряжения Бога. Писаные божественные законы содержатся в «священных канонических книгах»: Ветхом и Новом заветах. Данный закон определяет отношения человека с богом и человека с человеком.

Закон естественный - это закон природы. Естество, физика, природа - разные названия одного и того же. Августин распределил законы следующим образом, о физическом (закон тяжести), биологическом (закон продолжения жизни, деторождения, различные физиологические законы). Сюда же он относит закон общения и сохранения мира между людьми.

Закон человеческий. Данный закон называется гражданским законом. Философ пишет о необходимости этого закона, для обеспечения земного порядка в обществе.185

Исходя из этого, по мнению Аврелия Августина права и законы, должны быть, основаны на справедливости, которые вытекают из вечного закона мироздания, благодаря этому в государстве будут существовать уважение к правовым, моральным и религиозным нормам.

Использованные источники:

1. Мартышина О.В. История политических и правовых учений. 3-е издание. Учебник. Издательство «Проспект», 2019. С.48.

2. А.Г.Спиркин. «Философия в 2 ч. Часть 1 3-е изд., пер. и доп. Учебник для вузов». 2020. - С.56.

183 Мартышина О.В. История политических и правовых учений. 3-е издание. Учебник. Издательство «Проспект», 2019. С.48.

184 А.В.Зиновьев. Известия высших учебных заведений: Правоведение, выпуски 1-3.. — Изд-во Ленинградского университета, 2008. С.168.

185 А.В.Зиновьев. Известия высших учебных заведений: Правоведение, выпуски 1-3.. — Изд-во Ленинградского университета, 2008. С. 169.

3. В. В. Соколов. Антология мировой философии: в 4т.-М.,1969.-Ч.2.-С.594.

4. А.А.Грицанов «История философии: Энциклопедия». — Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2002.С.731.

5. А.В.Зиновьев. Известия высших учебных заведений: Правоведение, выпуски 1-3.. — Изд-во Ленинградского университета, 2008. С.168-169.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.