Научная статья на тему 'ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В ХРИСТИАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ АВГУСТИНА БЛАЖЕННОГО И НИКОЛАЯ БЕРДЯЕВА'

ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В ХРИСТИАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ АВГУСТИНА БЛАЖЕННОГО И НИКОЛАЯ БЕРДЯЕВА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
242
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ / ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ / «ДВА ГРАДА» / ЭСХАТОЛОГИЯ / ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Цао Цзяци

Философия истории Августина, возникшая после крушения античного мира и падения Римской империи, описывает всемирную историю с точки зрения христианской морали как противопоставление «града Божьего» и «града Земного». В свою очередь философия истории Николая Бердяева является следствием оценки катастрофических исторических событий конца XIX - начала XX веков и посвящена поискам смысла истории, тому, как она началась и чем закончится, включая свободу и историю, время и историю, позитивные эсхатологические идеи и т.д. При этом несмотря на то, что религиозные теории, изложенные в трудах обоих философов, были описаны в рамках абсолютно разных этапов развития человеческой цивилизации, они, тем не менее обнаруживают достаточно много точек соприкосновения. В то же время можно утверждать, что появление названных христианских теорий привело к диаметрально противоположным результатам. Если концепция «двух градов» Августина способствовала укреплению и развитию христианства в мире, то новаторская философия истории Бердяева подорвала устои традиционной западной христианской мысли, предложив нам совершенно иной уникальный взгляд на религию и ее роль в историческом процессе. В настоящей статье предполагается провести сравнительный анализ ключевых положений христианской философии Августина Блаженного и Николая Бердяева применительно к историческому процессу, установить и описать черты сходства и различия обеих теорий и доказать, что несмотря на отдаленность по времени и разный социально-политический контекст оба философа придерживались во многом схожих позиций в вопросах веры и ее влияния на трансформацию мироустройства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL PROCESS IN THE CHRISTIAN PHILOSOPHY OF AUGUSTINE OF HIPPO AND NIKOLAY BERDYAEV

Augustine’s philosophy of history, which arose after the collapse of the ancient world and the fall of the Roman Empire, describes world history from the point of view of Christian morality as a contrast between the «City of God» and the «Earthly City». In turn, Nikolai Berdyaev’s philosophy of history is a consequence of the assessment of the catastrophic historical events occurred in the late XIX - early XX centuries and is dedicated to the search for the meaning of history, how it began and how it will end, including freedom and history, time and history, positive eschatological ideas, etc. At the same time, even though the religious theories set forth in the works of both philosophers were described within the framework of completely different stages in the development of human civilization, they nonetheless reveal quite a lot of points of contact. At the same time, it can be argued that the appearance of these Christian theories led to diametrically opposite results. If the concept of «Two Cities» of Augustine contributed to the strengthening and development of Christianity in the world, then Berdyaev’s innovative philosophy of history undermined the foundations of traditional Western Christian thought, offering us a completely different and unique view of religion and its role in the historical process. This article intends to conduct a comparative analysis of the key provisions of St. Augustine and Nikolai Berdyaev Christian philosophy in relation to the historical process, establish and describe the similarities and differences between both theories and prove that, despite the remoteness in time and different sociopolitical context, both philosophers adhered to similar positions in matters of faith and its influence on the world order transformation.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В ХРИСТИАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ АВГУСТИНА БЛАЖЕННОГО И НИКОЛАЯ БЕРДЯЕВА»

Исторический процесс в христианской философии Августина Блаженного и Николая Бердяева

Цао Цзяци,

аспирант, кафедра христианства и принципов религиоведения, Пекинский университет E-mail: 844027301@qq.com

Философия истории Августина, возникшая после крушения античного мира и падения Римской империи, описывает всемирную историю с точки зрения христианской морали как противопоставление «града Божьего» и «града Земного». В свою очередь философия истории Николая Бердяева является следствием оценки катастрофических исторических событий конца XIX - начала XX веков и посвящена поискам смысла истории, тому, как она началась и чем закончится, включая свободу и историю, время и историю, позитивные эсхатологические идеи и т.д. При этом несмотря на то, что религиозные теории, изложенные в трудах обоих философов, были описаны в рамках абсолютно разных этапов развития человеческой цивилизации, они, тем не менее обнаруживают достаточно много точек соприкосновения. В то же время можно утверждать, что появление названных христианских теорий привело к диаметрально противоположным результатам. Если концепция «двух градов» Августина способствовала укреплению и развитию христианства в мире, то новаторская философия истории Бердяева подорвала устои традиционной западной христианской мысли, предложив нам совершенно иной уникальный взгляд на религию и ее роль в историческом процессе. В настоящей статье предполагается провести сравнительный анализ ключевых положений христианской философии Августина Блаженного и Николая Бердяева применительно к историческому процессу, установить и описать черты сходства и различия обеих теорий и доказать, что несмотря на отдаленность по времени и разный социально-политический контекст оба философа придерживались во многом схожих позиций в вопросах веры и ее влияния на трансформацию мироустройства.

Ключевые слова: религиозная философия, философия истории, «два града», эсхатология, исторический процесс.

24 августа 410 года нашей эры готские племена под предводительством короля Алариха вторглись в Рим, три дня разграбляли его, а затем подожгли. Этот инцидент поднял волну негодования по всей империи. Приверженцы политеизма посчитали эти события следствием предательства римлян по отношению к древним богам и их обращения в христианство и обвинили принявших крещение в произошедшей трагедии. Вследствие этого по ранее укреплявшемуся на территории империи христианству был нанесен серьезный удар, а число язычников, напротив, заметно возросло. Именно на этом историческом фоне Августин написал свой главный трактат, получивший название «О граде Божьем». Важно, что в нем философ стремился не столько развеять сомнения язычников, сколько найти возможность оправдать христианство и доказать, что вера в единого бога является истинной.

Как один из самых известных богословов в истории западного христианства, Августин (354-430) занимает важное место в христианской философии. Он описывает историю мира как извечное противостояние «двух градов» -«града Божьего» и «града Земного», рассматривает происхождение, развитие и конец обоих градов, историю человечества в изложении христианства и греко-римской истории, отмечает основные вехи исторического процесса от сотворения мира до признания Бога человечеством, опирающегося на веру и меняющегося из-за совершаемого людьми предательства и искупления.

Философия истории Бердяева, со своей стороны, является продуктом кризиса эпохальности. Она возникла в результате изучения катастрофических событий конца XIX - начала XX века (Первая мировая война, большевистская революция), выпавших на долю русского народа. Согласно Бердяеву, философия истории, собственно, и возникает

169

в моменты катастроф и коренных перемен в истории, поскольку именно они стимулируют размышления об историческом процессе [1]. Иными словами, исследователи обращаются к философии истории, когда хотят понять смысл социально-политических процессов и событий, происходящих на определенном этапе развития человечества.

Эта мысль подтверждает важность философии истории Августина не только для Средних веков, но и для будущих поколений. С точки зрения Бердяева это объясняется тем, что теория Августина возникла в результате одного из самых глобальных изменений в истории - падения Рима, ставшего символом крушения античного мира как такового [2].

Николай Бердяев (6 марта 187423 марта 1948) был одним из самых значительных русских мыслителей первой половины XX века, признававшихся современниками «русским Гегелем XX века» и «одним из величайших философов и пророков своего времени». Он утверждал, что кризис эпохальности проистекает из объективации, а корень объективации - зло. Сам он полагал, что он живет в такое время, когда была достигнута предельная концентрация зла, когда страдали невинные, а виновные господствовали. Противостоять злу истории и оправдать бессилие Бога перед лицом зла, указать на происхождение зла, на причину и миссию сотворения мира, на замысел и устройство Бога относительно мира, то есть смысл истории - вот задача философии истории Бердяева.

Как представители христианских теософов Востока и Запада, Августин и Бердяев сформулировали свои взгляды на историю и исторический процесс в период резких перемен с опорой на религиозные ценности. В результате, изложенные в их трудах идеи имеют как черты сходства, так и различия, не выходящие, однако, за рамки христианской догматики.

Августин считал, что, хотя на земле живет большое количество различных этнических групп, с различными ритуалами и обычаями, а также множе-

ством языков и непохожим друг на друга устройством быта, абсолютно все человеческие существа могут быть разделены на две обширные группы. В соответствии с Библией их можно назвать «двумя градами». Первый из них - это град людей, которые живут по плоти (по человеку). Второй - град людей, которые живут по духовности (по Богу). Жителям одного из них предназначено вечно царствовать с Богом, а другого -подвергнуться вечному наказанию дьяволом [3].

Оба града отличаются по своему составу. Согласно Августину, их происхождение проистекает из разделения ангелов на добрых и злых. Добрые ангелы являются основоположниками «Града Божьего». В то же время «два града» на протяжении веков населяются не только добрыми и злыми ангелами, но и всем людским родом. Таким образом в каждом граде сосуществуют ангелы и люди с той лишь разницей, что в одном ангелы и люди добры и богобоязненны, а в другом злы и богохульны [4].

Часть «Града Божьего», состоящая из людей, является гостем на земле, в то время как другая часть, состоящая из ангелов, останется в вечности, так как бессмертна на небесах. Люди, населяющие оба града «создаются» по-разному. Жители «земного града» через рождение, а жители «града Божьего» - через возрождение. Это значит, что жители «земного града» рождаются с греховной природой. Жители же «града Божьего» рождены по благодати, свободны от греха и обращены к природе.

Природа двух градов по Августину также различается. Два града созданы двумя родами любви: земной - любовью к себе, дошедшею до презрения к Богу; небесный - любовью к Богу, дошедшей до презрения к себе [5]. «Град Земной» принадлежит тем, кто живет по человеческим стандартам, служит ложной божественности, презирает истинную божественность, следует за руководством людей или демонов, чрезвычайно надменен и надувается от неуважения, увеличиваясь в гротескное высокомерие. «Град Божий» принадлежит

170

тем духовным жителям, которые живут по Божьим стандартам, жителям благочестивым и смиренным, которые любят своих ближних, как Бога, как они любят самих себя.

«Град Земной» прославляет себя, а град Божий прославляет Господа. Первый стремится к славе среди людей, а величайшая слава «града Божьего» -это Бог. В граде Земном монархи стремятся править всеми народами, а в граде Божьем люди любят друг друга. В граде Земном граждане управляли собой с высокомерием и превозносили себя своей мудростью. В граде Божьем нет мудрости без благочестия. Люди верно служат Богу благочестием, надеясь быть со святыми и даже ангелами.

Согласно Бердяеву, земная история человека проистекает из свободы зла, отдаляющим его от Бога. Он утверждает, что небесная история - это глубокая внутренняя духовная жизнь человека, раскрывающаяся через его судьбу. Судьба и история человека на земле заранее выбраны и установлены в царстве Небесном. Следовательно, небесная история - это «истинная метафизическая основа истории» [6]. В ней содержится не только источник истории, но и конечное возвращение к ней.

Бердяев утверждает, что проведение четкой границы между небесной и земной историей, между историей и метафизикой несовместимо с «реальной жизнью». В этом смысле Бердяев соглашается с утверждением Шеллинга о том, что самая ранняя история человечества содержится в библейской мифологии, поскольку в ту давнюю эпоху не существовало четкой границы между небесной и земной историей, и поэтому библейские мифы говорили не только о судьбе небесной, но и о судьбе земной истории человечества. То есть небесная и земная судьба человека, согласно Бердяеву, имеет внутреннее тождество [7].

Помимо этого, Бердяев утверждает, что Христос, Богочеловек, строит мост, по которому Бог общается с людским миром. Иисус Христос, как совершенный человек и совершенный Бог, как совершенное единство, доносит откро-

вения Божьи человеку и откровения человека Богу. Он является средоточием рождения Бога в человеке и человека в Боге, и поэтому, как Сын Божий и Сын Человеческий, стоит в центре и небесной, и земной истории, выступая связующим звеном этих двух судеб. Вне Его непостижима связь между миром и Богом, непостижим и источник истории, драматической, трагической судьбы ее. Через Христа метафизическое и историческое перестают быть разделенными, становятся соединенными и отождествленными. Само метафизическое делается историческим и само историческое делается метафизическим; небесная история делается земной историей, земная история постигается, как момент небесной истории [8].

Очевидно, что в представлении Августина в земном мире «два града» смешаны. Следовательно, только на Страшном суде можно будет определить, к какому граду принадлежал человек. Это значит, что для Августина разделение двух градов и их противостояние сохраняется на всех этапах исторического процесса, вне зависимости от его пространственно-временных характеристик. Взгляд Бердяева на дуализм земного и небесного при этом совершенно иной. Он не видит четкой границы между небесной и земной историей. Для него они едины благодаря Христу, находящемуся в центре вселенских событий, связывающему судьбы Бога и человека подобно духовному мосту.

Рассмотрев особенности теорий Августина и Бердяева, касающиеся основных характеристик дихотомии земного и небесного в историческом процессе, следует обратиться к тому, что оба философа подразумевают под термином «происхождение истории». Как отмечалось ранее, Августин считал, что два града возникли в результате разделения ангелов на добрых и злых. Все, что создал Бог, было хорошим по своей природе, но Бог дал разумным существам способность свободно выбирать [9]. Когда Бог создал ангелов, он сделал их светлыми, и хотя все они обладают доброй природой, они делают разный выбор: до-

171

брые ангелы полагаются на Бога и остаются с тем добром, которое является общим для всего сущего (то есть с самим Богом), держась за вечность, истину и любовь Бога; в то время как злые ангелы, чья воля отошла от доброго света, превозносят собственные магические силы и считают себя источником собственного добра, отделяют себя от Бога, падают в себя и отворачиваются от Бога. Добрые ангелы полны святой любви к Богу, злые же высокомерны настолько, что любят только свои собственные тщеславные имена. Обе группы ангелов пребывают в постоянном противостоянии друг с другом: первые по природе добры и правы в своих волях, вторые, напротив, порочны в своих волях, хотя и добры по природе.

Среди людей, созданных Богом в первую очередь, были спрятаны семена двух групп и двух градов всего человеческого рода. После рождения человечества некоторые его представители были наказаны вместе со злыми ангелами, другие же были вознаграждены вместе с ангелами добрыми.

Оба града в человечестве произошли от прародителя людского рода Адама, и оба были отражены в нем. Прародитель Адам, который первоначально жил в Эдемском саду, первое время придерживался божьего пути. В Эдемском саду его тело и дух жили в согласии с Богом. Однако в духовном раю первому человеку не хватало света Божьей мудрости, поэтому он поддался искушению злого ангела. В материальном раю злой ангел выбрал змею в качестве своего языка и коварно привлек Адама на сторону порока [10].

Несмотря на то, что послушание Божьим заповедям является путем к духовной жизни, первый человек, действуя по своей собственной свободной воле, вопреки воле Бога обращается к разврату, отворачивается от Бога, совершает первородный грех и, как следствие, начинает земную жизнь. В зависимости от того, верит ли индивид в Бога или нет, существует различие между жизнью в соответствии с самими людьми и жизнью в соответствии с Богом среди

людей. Люди, которые живут согласно Богу, призваны Божьей благодатью искупить свои грехи и стать праведными. они благочестиво верят в Бога и присоединяются к святым ангелам посредством Святого Духа. Обреченные мертвецы и бессмертные ангелы объединяются, чтобы вместе образовать град Божий, одни из которых все еще находятся под земной опекой, а другие уже покинули ее после смерти, оказавшись в тайном месте обретения души.

Широко известно, что в основании исторической метафизики Бердяева лежит понятие свободы. Философ полагает, что предпосылки исторической метафизики состоят в том, что человек есть народ Божий, которому уготована трагическая судьба. Процесс развития и развращения воплощен во всех человеческих существах. Причина этому кроется в том, что когда-то он наслаждался изначальной неограниченной свободой, которая и составляет основу и источник человеческой судьбы. По мнению Бердяева, причина всего этого заключается в том, что сама по себе свобода способна различить добро и зло. История мира не может начаться со свободы добра. Именно из-за свободы зла, которая отделена от источника Божьей жизни, формируются основания исторического процесса, а сам продолжает существовать.

В соответствии с философией Бердяева начало истории и происхождение зла синхронизированы. Для него весь мир и исторический процесс произошли от свободы зла, выступающей еще одной предпосылкой исторической метафизики. В дополнение к этому свобода зла, лежащая в основе исторического развития, иррациональна. Зло приходит из небытия. Свобода - это ключ к пониманию зла. Она делает возможными и добро, и зло. Иррациональная, темная свобода для Бердяева - это отправная точка в объяснении начала и развития истории [11].

Непосредственный процесс творения объясняется Бердяевым следующим образом: Бог желает преодолеть возможность зла в свободе небытия и жаждет, чтобы его свет озарил тьму свободы не-

172

бытия, чтобы она перестала быть в хаосе, а обрела смысл и истину. Свобода небытия отвечает на это стремление Бога формально и принимает идею Бога лишь напоказ. Формальный союз Бога и свободы небытия создает исходное состояние человеческого мира, то есть человеческий мир является совместным продуктом Бога и свободы [12]. Первоначальная судьба человека связана со свободой. Человек изначально обладает свободой, и это приводит к его падению.

В исторической реальности современного мира судьба человека опускается и деградирует в сторону внутренней природы. Результатом этого опускания и деградации является то, что человек отделяется от божественного происхождения жизни и свободы, и таким образом свобода становится чем-то внутренне необходимым и частичным. Судьба человека - это судьба человека, погрязшего в стихийно-природное, судьба детей мира, а не народа Божьего. В соответствии с этим человек живет не только в мире божественной свободы, но и в стихийно-природном мире, в котором он предается и разделяет свою судьбу. В этом мире он связан по рукам и ногам и под воздействием различных факторов становится узколобым, забыв о своем высшем происхождении и участии в высшей духовной жизни [13].

Подводя итог изучению отношения Августина и Бердяева к происхождению истории, заметим, что в целом их взгляды по этому вопросу совпадают. Они оба считают, что начало истории связано со свободой добра и зла. Тем не менее, Августин считает, что история начинается с разделения ангелов на добрых и злых, в то время как, согласно Бердяеву, история возникает из свободы зла. Так или иначе оба философа сходятся во мнении, что, именно зло привело человечество к тому, что оно стало действовать по собственной направленной к злым поступкам воле, отдалению от Бога и, в результате, к падению.

Так как в предыдущих абзацах было достаточно подробно рассмотрено начало истории и исторического процесса, следует пояснить и то, каким образом

Августином и Бердяевым трактуется их конец. Итак, в соответствии с учением средневекового богослова, град Божий и град дьявольский (земной) достигнут своего конца во время суда, который будет вершить над живыми и мертвыми Христос, Сын Божий. Более того, Августин приводит совершенно конкретную последовательность событий, которые произойдут на Страшном суде: приход Илии Тишбита, обращение евреев к вере, гонения антихриста, суд Христа, воскресение мертвых, отделение добрых людей от злых, мировой пожар и появление нового неба и земли.

Согласно Августину, существует две смерти, первая из которых - смерть души и тела, поскольку человек наказан Богом за грехи первого человека. Вторая - это смерть злой души на Страшном суде. Следовательно, добрые люди не переживают вторую смерть после первой [14]. Поскольку Августин утверждает, что душа может умереть дважды, соответственно, существует и два воскресения. Первое из них - воскресение души, воскресение веры, завершаемое крещением, в котором верующие в Бога выходят из своего безбожия, оправдываются и воскресают от смерти, чтобы им не пришлось идти во вторую смерть. Второе воскресение - это воскресение плоти, где злые тоже воскреснут и, пройдя через Страшный суд, будут либо обречены на вторую смерть, либо обретут вечную жизнь.

В конце времен Христос придет с небес, чтобы судить живых и мертвых, и тогда два града будут разделены, так же, как и населяющие их добрые и злые люди. После Страшного суда добро и зло окончательно размежуются благодаря тому, что будут обнажены их различия. В результате злые отправятся нести вечное наказание, а праведные -вести вечную жизнь.

Жители Земного града будут сожжены вечным огнем, в наказание душа и будут тело отделены от Бога, а плоть больше не сможет разлагаться. Тело будет испытывать боль, происходящую от мучений души. При этом, хотя она и будет невыносимой, однако, убить че-

173

ловека эта боль не сможет. Таким образом человек станет вечно страдать от огня и не воскреснет впоследствии. Цель Бога при наказании людей состоит в том, чтобы заставить их почувствовать боль и в муках раскаяться в своих грехах. В свою очередь, дьявол, поскольку он решил пасть еще в момент создания, не нуждается в том, чтобы его судили так же, как святых ангелов. Дьявол обречен на вечное наказание.

В отличие от града земного град Божий будет наполнен вечным счастьем и вечным поклонением. Ангелы не умирают и не воскресают, так как Бог наделил их бессмертной духовностью, когда сотворил их. Бог освободит жителей Града Божьего от власти тьмы, они смогут перейти в Царство Христа и присоединятся к ангелам, обладая той же духовностью и разделяя их святость в Граде Божьем. Тела людей станут бессмертными. Бог превратит людей в богов, потому что они не отворачивались от Бога, а присутствовали в нем. Люди же станут служить Богу с еще большим благоговением и верой. Воскресение, таким образом, будет не только физическим, но и духовным. Ведь Бог сделал душу и тело более совершенными и приблизил человека к Себе. В этот момент свободная воля больше не подвержена злу, она свободна от ограничений греха, так как в Граде Божьем грех перестанет существовать. Бог - это высшее благо, однако, только жители Града Божьего могут им наслаждаться.

Перефразируя вышесказанное можно утверждать, что отношение Августина к концу истории отражает постулаты традиционного христианства, в котором праведники попадают на небеса и получают вечную жизнь, а неправедные попадают в ад и подвергаются вечному наказанию. Очевидно, что такого рода эсхатология утверждает, что Бог - хозяин, а человек - раб. Конец истории полностью зависит от Божьего суда над миром и человеком, а люди могут лишь пассивно ждать, терпя унижения и повинуясь нынешнему миру.

Бердяев, как представитель православной мысли, не разделял эту пози-

цию. Он не просто преобразовал западноевропейскую христианскую эсхатологию, но и создал совершенно новый вид эсхатологии, основанной на православной религиозной традиции.

Русский философ отрицает доктрину исторического прогресса. Для Бердяева история вообще не прогрессирует. В объективированном времени, в разделенном времени не может быть идеального будущего. Нет никаких оснований утверждать, что будущее должно быть лучше прошлого или настоящего. Это значит, что философия истории может быть только эсхатологической, а история имеет смысл лишь тогда, когда она должна закончиться.

Бердяев утверждает, что нынешний мир - это мир падший. Человек должен приложить все усилия, чтобы положить ему конец и приветствовать духовное царство в активном созидании этого мира. Путь к духовному царству - это путь к концу истории, путь надежды на Бога и на другую сторону, процесс непрерывного трансцендирования. Тем не менее Бердяев отвергает негативное понимание эсхатологии, присущее библейской традиции. Он настаивает на позитивной эсхатологии, утверждая, что миссия эсхатологии состоит в том, чтобы изменить мир. Согласно Бердяеву, конец истории - это наступление духовного царства и уход от объективированного мира, требующие от человека неимоверных усилий.

В традиционном христианском сознании ад и рай - это разные судьбы, которые ожидают злых и добрых людей на Страшном суде. Злые попадают в ад и страдают, а добрые попадают на небеса и получают Божью благосклонность. Ад и рай,о которых говорил Бердяев, полностью отличаются от традиционных концепций. По мнению Бердяева, никакого ада не существует. Причем как с точки зрения духовной жизни человека, так и с точки зрения Бога. Ад у Бердяева не является наказанием для злых, как и рай не является наградой для добрых. Ни то, ни другое не является объективным бытием вне нас. Они лишь указывают на состояние духовной

174

жизни человека. Поэтому создание небесной красоты и обретение небесного опыта требуется не в далеком будущем, а в реальности нашей жизнедеятельности. Все перечисленное требует от человека активной деятельности, направленной на то, чтобы творчески реализоваться [15].

Адаптация Бердяевым традиционного христианского взгляда на конец истории является важной составляющей нового христианского сознания. Главное отличие установленного им нового взгляда на конец истории от традиционного состоит в том, что он констатирует субъективность человека, связывает конец истории с сущностной силой индивида и утверждает, что конец истории не является результатом пассивного ожидания, а зависит от творческой активности каждого человека.

Немаловажное значение для Бердяева имеет и вопрос о времени. Он считает, что конец истории подразумевает полную победу экзистенциального времени над историческим. Хотя взгляды Бердяева на конец истории полны дискурсивного мистицизма, многие его идеи весьма интересны и полемичны как для философов, так и для богословов.

Подытоживая, отметим, что христианское видение истории сходится к центральному факту: приходу Христа. Время перед пришествием Мессии предусматривает приготовление и ожидание. У Августина христиане видят в истории воспитание человека Богом, но также и трагедию ограничения человеком спасительной воли Высшего Существа.

Между тем, в ожидании Страшного Суда у людей есть смысл и цель в жизни: установление Царства Божия. Принцип духовной свободы, неизвестный античному миру, отчасти объясняет исключительную историчность и динамизм христианского учения. В то время как греки утверждали необходимость добра, христиане видели в свободе цель и торжество высшего божественного разума. Николай Бердяев рассматривает историю как результат историко-божественного акта драмы отчуждения от божества, драмы первородного гре-

ха, которая также является драмой свободы.

Христианство невозможно понять без истории, в то же время история в каком-то смысле непонятна без христианства. Ничто из происходящего не является случайностью. Люди и народы в равной степени являются инструментами, которые Бог использует для осуществления своих провиденциальных планов. Вся человеческая деятельность включена в тот непрерывный процесс, который принято называть историей. Ни эволюция, ни прогресс, ни повторение не могут сами по себе объяснить ход истории. Свободная человеческая деятельность есть двигатель истории. Человеческую деятельность можно проследить в ее процессе. Именно в этом и заключается миссия истории. В этом процессе обнаруживается незримое присутствие Бога.

Истинная история, следовательно, неотделима от истории христианства. Изменения, исторические колебания представляют собой альтернативы принятия и отторжения божественного, которое нисходит к нам и внедряется в нас. История - это поиск следов Бога.

Августин излагает всю историю мира в виде рассказа о «двух градах», повествуя о происхождении, развитии и конце обоих из них. Однако представления Августина о рае и аде, так же, как и его мысли относительно хода исторического процесса и эсхатологии представляют собой ортодоксальное богословие, характерное для западного христианства, в котором история - это предопределенный линейный процесс [1б]. Ведь в тот момент, когда Бог создал первых людей и их мир, им было суждено прийти к концу. При таком взгляде на историю град Божий и град Земной противопоставляются и разделяются после Страшного суда, что является ортодоксальным, негативным взглядом на конец истории [17].

Русские богословы, представленные Бердяевым, придерживались противоположного мнения, отвергая абсолютное противопоставление неба и земли и считая, что небесная и земная история смешаны. Этот вид позитивной эсхато-

175

логии в основном выражается в победе над смертью, избавлении от страданий ада и др. Такого рода эсхатологическая духовная структура находила отражение не только в трудах русских богословов и философов, но и в произведениях русских писателей, таких как Гоголь, Достоевский и Толстой [18].

Более того, идея предопределения также отражена в представлении Августина о двух градах, где Бог предопределяет, что одни люди получат спасение и вечную жизнь, а другие - вечное наказание. Бог - хозяин, а человек -раб. Конец истории полностью зависит от Божьего суда над миром и человеком, а человек является пассивным и неспособным выйти из-под контроля дьявола или Бога. Единственное, что он может сделать, это ждать окончательного суда Бога над ним.

В активной эсхатологии Бердяева содержится гуманистический взгляд на Бога, отвергающий представление о нем как о могущественном, всесильном и властном праотце. Бердяев подчеркивает активную роль человека в процессе осуществления «конца». Приближение конца - это не только функция Бога, но и творческий акт человека. Таким образом, позитивная эсхатология Бердяева указывает на важную роль человеческой инициативы и творчества в процессе реализации «эсхатона», который на самом деле является предельной реализацией человеческой свободы и индивидуальности [19].

Примечательно, что Бердяев тяготел не только к активной эсхатологии, но и к активному существованию, предполагавшему свободу и творчество под эгидой этой эсхатологии, а также анализ смысла человеческой духовности и существования в контексте русской национальной психики в целом.

Завершая разговор об особенностях восприятия исторического процесса в философии Августина и Бердяева, вновь отметим, что оба подхода стали следствием серьезных исторических перемен и даже катастрофических событий. В первом случае речь шла о падении Римской империи, во втором

о внутренних и внешних противоречиях, разрывавших российское государство на рубеже XIX-XX веков. Таким образом оба философских подхода сложились в моменты кризиса и соответствовали социально-политическим реалиям своего времени. По этим причинам идеи Августина и Бердяева, не утратившие актуальности и в настоящем, оказались весьма востребованы современниками, поскольку не только разрешали духовные дилеммы людей соответствующей эпохи, но и обеспечивали им необходимую духовную поддержку, становясь своеобразным нравственным ориентиром.

Литература

1. Лян Цю. Исследование мысли Бердяева о философии истории. Магистерская диссертация. Хэйлунцзянский университет. - 2008. С. 20.

2. Бердяев Н.А. Смысл истории. 1969. Париж. - Copyright YMCA-PRESS. С. 7.

3. Блаженный Аврелий Августин. О граде Божьем. Книга пятнадцатая. Глава I. https://azbyka.ru/otechnik/Avre-lij_Avgustin/o-grade-bozhem/15_1

4. Блаженный Аврелий Августин. О граде Божьем. Книга двенадцатая. Глава I. https://azbyka.ru/otechnik/Avre-lij_Avgustin/o-grade-bozhem/15_1

5. Блаженный Аврелий Августин. О граде Божьем. Книга четырнадцатая. Глава XXVII. https://azbyka.ru/otechnik/ Avrelij_Avgustin/o-grade-bozhem/15_1

6. Бердяев Н.А. Смысл истории. 1969. Париж. - Copyright YMCA-PRESS. С. 55.

7. Бердяев Н.А. Смысл истории. 1969. Париж. - Copyright YMCA-PRESS. С. 54.

8. Бердяев Н.А. Смысл истории. 1969. Париж. - Copyright YMCA-PRESS. С. 73.

9. Ся Дунци. Град Божий и град Земной: дихотомия в мысли Августина // Современная философия. 2005. C. 3.

10. Чжу Цзяньхун. Два града Августина - фокусируясь на граде Божьем. 2016 // Теоретика. № 512. С. 52.

176

11. Бердяев Н.А. Смысл истории. 1969. Париж. - Copyright YMCA-PRESS. С. 39-40, 48.

12. Чжан Гуйна. Свобода, Бог-Человек, История - предварительное исследование метафизики истории Бердяева // Русские исследования. № 5. 2008. С. 91.

13. Бердяев Н.А. Смысл истории. 1969. Париж. - Copyright YMCA-PRESS. С. 133-140.

14. Ван Хэ. Исследование мысли Августина о двух градах, 2016, С. 33.

15. Чэнь Хун. Эсхатологические взгляды Бердяева и его гуманистическое богословие // Русские исследования. № 2. 2006. С. 90-95.

16. Аткинс Э. М. и Додаро Р. Дж. (2001). Введение в философию Августина // Политические сочинения. - Изд-во Кембриджского университета, xi-xxvii.

17. Фицджеральд А. Д. (1999). Августин сквозь века: энциклопедия. Гранд-Рапидс: Эрдманс.

18. Безлепкин Н.И. От историософии к философии истории: эволюция взглядов на историю в отечественной философской мысли // Управленческое консультирование. 2017. No 8. С. 119-132.

19. Хамидулин А.М. Философия истории Н.А. Бердяева: Экзистенциальный конец истории, или апокалипсис ин-териоризированный // Logos et Рraxis. 2020. Vol. 19. No. 1/35, C. 35-42.

HISTORICAL PROCESS IN THE CHRISTIAN PHILOSOPHY OF AUGUSTINE OF HIPPO AND NIKOLAY BERDYAEV

Cao Jiaqi

Peking university

Augustine's philosophy of history, which arose after the collapse of the ancient world and the fall of the Roman Empire, describes world history from the point of view of Christian morality as a contrast between the «City of God» and the «Earthly City». In turn, Nikolai Berdyaev's philosophy of history is a consequence of the assessment of the catastrophic historical events occurred in the late XIX - early XX centuries and is dedicated to the search for the meaning of history, how it began and how it will end, includ-

ing freedom and history, time and history, positive eschatological ideas, etc. At the same time, even though the religious theories set forth in the works of both philosophers were described within the framework of completely different stages in the development of human civilization, they nonetheless reveal quite a lot of points of contact. At the same time, it can be argued that the appearance of these Christian theories led to diametrically opposite results. If the concept of «Two Cities» of Augustine contributed to the strengthening and development of Christianity in the world, then Berdyaev's innovative philosophy of history undermined the foundations of traditional Western Christian thought, offering us a completely different and unique view of religion and its role in the historical process. This article intends to conduct a comparative analysis of the key provisions of St. Augustine and Nikolai Berdyaev Christian philosophy in relation to the historical process, establish and describe the similarities and differences between both theories and prove that, despite the remoteness in time and different sociopolitical context, both philosophers adhered to similar positions in matters of faith and its influence on the world order transformation.

Keywords: religious philosophy, philosophy of history, "two cities", eschatology, historical pro-

References

1. Liang Qiu. A study of Berdyaev's thought on the philosophy of history. Master's dissertation. Heilongjiang University. - 2008. P. 20.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Berdyaev N.A. The meaning of history. 1969. Paris. - Copyright YMCA-PRESS. P. 7.

3. Blessed Aurelius Augustine. About the city of God. Book fifteen. Chapter I. https://az-byka.ru/otechnik/Avrelij_Avgustin/o-grade-bozhem/15_1

4. Blessed Aurelius Augustine. About the city of God. Book twelve. Chapter I. https://az-byka.ru/otechnik/Avrelij_Avgustin/o-grade-bozhem/15_1

5. Blessed Aurelius Augustine. About the city of God. Book fourteen. Chapter XXVII. https://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgustin/ o-grade-bozhem/15_1

6. Berdyaev N.A. The meaning of history. 1969. Paris. - Copyright YMCA-PRESS. P. 55.

7. Berdyaev N.A. The meaning of history. 1969. Paris. - Copyright YMCA-PRESS. P. 54.

177

cess.

8. Berdyaev N.A. The meaning of history. 1969. Paris. - Copyright YMCA-PRESS. P. 73.

9. Xia Dongqi. The city of God and the city of the Earth: a dichotomy in the thought of Augustine // Modern Philosophy. 2005. P. 3.

10. Zhu Jianhong. Two cities of Augustine - focusing on the city of God. 2016 // Theory. No. 512. P. 52.

11. Berdyaev N.A. The meaning of history. 1969. Paris. - Copyright YMCA-PRESS. pp. 39-40, 48.

12. Zhang Guina. Freedom, God-Man, History -a preliminary study of the metaphysics of Berdyaev's history // Russian Studies. No. 5. 2008. P. 91.

13. Berdyaev N.A. The meaning of history. 1969. Paris. - Copyright YMCA-PRESS. pp. 133-140.

14. Wang He. Study of Augustine's Thought on the Two Cities, 2016, P. 33.

15. Chen Hong. Eschatological views of Berdyaev and his humanistic theology // Russian Studies. No. 2. 2006. pp. 90-95.

16. Atkins E. M. & Dodaro R.J. (2001). Introduction en Augustine // Political Writings, Cambridge University Press, xi-xxvii.

17. Fitzgerald A.D. (1999). Augustine Through the Ages: An Encyclopedia. Grand Rapids: Eerdmans.

18. Bezlepkin N.I. From historiosophy to the philosophy of history: the evolution of views on history in domestic philosophical thought // Management Consulting. 2017. No 8. P. 119-132.

19. Khamidulin A.M. Philosophy of history N.A. Berdyaev: Existential end of history, or interiorized apocalypse // Logos et Praxis. 2020 Vol. 19. No. 1/35, pp. 35-42.

178

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.