13. Копытова Е.Д. Благотворительная деятельность бизнеса: от истоков к современности // Социальное пространство. 2018. № 2 (14). DOI: 10.15838/sa.2018.2.14.6.
Манаенкова Юлия Николаевна, проректор, manaenkova@soctechrk. ru, Россия, Тула, АНО ДПО «Высшая техническая школа»
POLITICAL DETERMINANTS OF PHILANTHROPY Yu.N. Manaenkova
Approaches to charitable activities in Russia and abroad are considered in the context of the definitions of "philanthropy", "charity" and "philanthropy» as well as their role in socio-political processes and the formation of regional cultural policy. The motivating component of philanthropic practices is considered in terms of the impact on their popularity. It is proposed to update the model for promoting philanthropic and philanthropic activities when included in the regional agenda. Keywords: philanthropy, patronage, cultural policy, charity.
Manaenkova Yulia Nikolaevna, vice-rector, [email protected], Russia, Tula, ANO DPO "Higher Technical School"
УДК 323 001: 10.24412/2071-6141-2023-2-65-75
СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОЛОДЕЖНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЛИДЕРОВ
В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
А.Х. Томаев
Представлены результаты исследования формирования и развития молодежных политических лидеров в современной России. Рассмотрены внешние и внутренние социально-политические факторы, влияющие на процесс формирования молодежных политических лидеров, и социально-политические условия, в которых происходит профессиональное встраивание молодежных лидеров в политическую сферу. Эмпирическую основу исследования составляют материалы экспертных интервью.
Ключевые слова: молодежные политические лидеры, молодежная политика, факторы формирования, условия формирования.
Молодежное политическое лидерство в современной России является социально-политическим феноменом, находящимся в процессе формирования и институционализации. Об этом свидетельствует появление целой плеяды политических лидеров из среды молодежных организаций
(например, депутаты Государственной Думы ФС РФ А.П. Метелев, О.А. Занко, Ю.В. Оглоблина и др. являются руководителями волонтерских и иных молодежных организаций), развитие молодежной политики как институционального пространства становления и развития молодежных лидеров [1], возникновение лидерских конкурсов как новых каналов рекрутирования молодежи в политику [2].
В процессе институционализации молодежного политического лидерства, как и в любом другом процессе, есть «катализаторы» и «ингибиторы». Одни свойства политической системы и социально-экономического порядка могут оказывать благотворное влияние на формирование и карьерное развитие в политической сфере молодежных лидеров, другие - оказываться сдерживающим фактором в этом процессе. Российские ученые уделяют внимание этому вопросу, но сосредотачивают свое внимание на отдельных регионах РФ [3, 4, 5]. В связи с этим представляется необходимым рассмотреть те социально-политические условия, в которых происходит формирование молодежных политических лидеров, и факторы, которые воздействуют на их формирование и развитие на уровне страны в целом.
Концептуальная рамка и характеристика исследования
Молодежное политическое лидерство рассматривается в рамках политико-психологического подхода, который позволяет изучать не только внутреннюю сущность явления в его многообразии и целостности, но и учитывать внешний контекст его формирования и развития [6]. При определении молодежных политических лидеров в рамках выбранного подхода ключевыми критериями являются «происхождение («выходцы» из сферы молодежной политики), восприятие (отношение молодежи к ним как к своим представителям) и продвижение (построение политической карьеры в сфере публичной политики или системе государственного управления)» [7].
Данное исследование сфокусировано на изучении социально-политических условий и факторов формирования в современной России молодежных политических лидеров. При этом, фактором является «что-то, что активно способствует достижению результата» [8], выступает движущей силой какого-либо процесса или явления. Факторы определяют условия [9] - обстановку, обстоятельства в которых «осуществляется, происходит что-нибудь» [10]. Соответственно, условия являются более широким понятием по сравнению с факторами: из ряда факторов, способствующих или препятствующих чему-либо, складываются условия.
Для обозначения совокупности социально-политических условий применимо понятие «социально-политический климат», исходя из определения понятия «климат» как такового, т.е. набора усредненных атмосферных условий за многолетний период, выступающих характеристикой местности. Так, последовательное изучение факторов и условий позволит
сделать выводы о социально-политическом климате, в котором формируются молодежные политические лидеры.
Эмпирическую основу исследования составили материалы 20 экспертных интервью, проведенных в 2021 году с учеными-исследователями (историками, политологами, социологами, психологами), занимающимися изучением вопросов лидерства и молодежной политики, а также специалистами-практиками, работающими с российской молодежью.
Результаты исследования
Обобщая результаты исследования, видится оправданным сначала рассматривать социально-политические факторы формирования молодежных политических лидеров в современной России, затем - социально-политические условия, к образованию которых приводят эти факторы.
Социально-политические факторы формирования молодежных
политических лидеров
Социально-политические факторы могут быть внешними (экзогенными) и внутренними (эндогенными), тогда как под социально-политическими условиями в данном случае понимается только внешняя «оболочка» процесса формирования молодежных политических лидеров. Экзогенные факторы, как правило, не зависят от самих молодежных политических лидеров, хотя они могут через свою деятельность косвенным образом на эти факторы влиять. Эндогенные факторы исходят от самого молодежного политического лидера и зачастую, но не всегда, находятся в зоне его влияния.
В результате анализа экспертных интервью были выделены следующие социально-политические факторы: (1) выражаемый федеральными и региональными политическими элитами запрос на появление молодежных политических лидеров, которые могли бы направлять активность молодежи в необходимое элитам русло; (2) объективная потребность лиц, принимающих решения, политических элит и государственных институтов в молодежных политических лидерах; (3) развитость инфраструктуры молодежной политики и наличие лидерских проектов в регионах; (4) уровень социально-экономического развития региона; (5) образование, получаемое молодежными политическими лидерами.
Первые четыре фактора относятся только к группе внешних факторов, а образование может быть рассмотрено как внутренний фактор, когда речь идёт о его уровне и профиле, как внешний - когда внимание акцентируется на отношении современного общества к образованию. Помимо этого, можно выделить обособленную группу внутренних факторов, существование которых не ведет к появлению каких-либо условий, но оказывает ощутимое воздействие на выстраивание молодежными политическими
лидерами своих карьер. Это субъективные факторы, обладающие психологическим происхождением.
Результаты экспертного опроса подтверждают тезис, что у российских федеральных и региональных элит существует запрос на то, чтобы молодежные политические лидеры «возглавили» российскую молодежь, т.е. приобрели в ее глазах авторитет и были способны направить ее активность в нужное русло. Как подчеркивает исследователи, в последние годы политические элиты начали осознавать недостаточность своих ресурсов и власти для того, чтобы молодежь воспринимала их в качестве лидеров, для убеждения молодежи в «демократизме и совершенстве установленных <...> политических порядков» [11]. Некоторые эксперты называют это не запросом, а необходимостью, продиктованной тем, что влияние «взрослых» политиков в молодежной среде ограничено, а через молодежных политических лидеров возможно проще артикулировать общественные настроения. Другая часть экспертов делает акцент на неустойчивости данного запроса - его активизации накануне очередных выборов, наличии колебаний, обусловленных страхом элит и отдельных лиц, принимающих решения, потерять контроль над ситуацией, наличием риска развития событий, при котором активность молодежи будет направлена в не вполне нужное русло. Следовательно, запрос на формирование молодежных политических лидеров, способных «возглавить» молодежь, формулируется в дискурсе, но к интенсификации практических действий в этом направлении элиты пока не готовы, так как находятся в процессе «принятия» данной необходимости.
Еще один дискуссионный вопрос заключается в том, выражается ли в этой артикулируемой необходимости объективная потребность политических элит и государственных институтов в формировании молодежных политических лидеров. Часть экспертов утверждает, что пока эта потребность носит только формальный и дискурсивный характер, не существует в реальности из-за упомянутого выше страха потери контроля. Другие эксперты, напротив, полагают, что именно потребностью не потерять власть, влияние, контроль, обусловлены регулирование молодежной активности и поддержка молодежного политического лидерства. Для этого к молодежным политическим лидерам предъявляются такие требования, как способность к политической мобилизации молодежи в конвенциональном политическом пространстве, наличие позитивного имиджа и, возможно, выполнение «роли инноватора, который не революцию будет делать внутри системы, а привнесет в нее постепенно те изменения, которые соответствуют требованиям времени и запросам молодежи, следующего поколения участников политики» (51 год, жен., доктор наук). Как указывалось ранее, запрос элит на формирование молодежных политических лидеров и объективная потребность в этом являются внешними факторами, но сами молодые люди могут на эти факторы косвенно воздействовать. Например,
«в те периоды, когда молодежь начинает заявлять о себе, особенно, скажем так, неконвенционально, интерес и готовность ее поддерживать резко возрастает и, соответственно, у нее появляются дополнительные преференции» (41 год, муж., доктор наук).
Результаты актуальных исследований совпадают с экспертной оценкой данных политических факторов формирования молодежных политических лидеров. Е.Л. Омельченко и И.В. Лисовская отмечают, что в тексте закона «О молодежной политике в Российской Федерации» наблюдается акцентирование молодежной политики «на работе с ресурсными группами - молодыми лидерами» [12]. Это свидетельствует о том, что федеральные и региональные элиты все-таки начинают делегировать лидерам молодежной среды право и обязанность регулировать потоки молодежной активности, поскольку понимают ограниченность своего влияния на молодежь.
Что касается инфраструктуры молодежной политики и наличия лидерских проектов в регионах, где начинают свое становление молодежные политические лидеры, эксперты утверждают, что «сегодня возможностей как никогда больше» (44 года, жен., специалист-практик). При оценке сопоставимости шансов стать молодежными политическими лидерами у людей из крупных регионов, городов, в первую очередь Москвы и Санкт-Петербурга, эксперты отмечают, что проводить различия не имеет смысла. Очевидно, что если речь идет о региональном уровне молодежного политического лидерства, то возможностей у молодых людей, проживающих в данных регионах, достаточно. Более того, за счет активного развития инфраструктуры молодежной политики и каналов рекрутирования в регионах шансов успешного выстраивания карьерной траектории там часто может быть больше, чем в Москве и Санкт-Петербурге. Если у региональных молодежных политических лидеров есть желание и стремление перейти на федеральный уровень, с этим, по мнению экспертов, они могут справиться благодаря своим личностным и профессиональным качествам.
Кроме того, лидеру необходимы поддерживающие его сторонники, имеющие мотивацию для какой-либо активности. Примечательно и дискуссионно экспертное мнение о том, что возникновению такой мотивации у молодых людей способствует их неудовлетворенность существующими социальными, экономическими и другими условиями. Экзогенный фактор социально-экономического развития регионов сопряжен с интересным фактором эндогенного типа, который способен привести в движение потенциальную активность молодых людей, неудовлетворенных уровнем регионального развития. Данный эндогенный фактор эксперты формулируют таким образом: молодежь является перманентной частью любого общества, и в любом обществе в любые времена «активность молодежи зиждилась только на одном факторе - обостренном чувстве социальной справедливости» (45 лет, жен., кандидат наук).
По поводу влияния образования на профессиональное развитие молодежных политических лидеров мнения экспертов разделились. С одной стороны, они считают, что «к сожалению, сейчас высшее образование перестало быть весомой точкой отбора для лидеров, для элит» (63 года, муж., доктор наук), с другой - образование определяет «вектор тех проектов, которыми будет заниматься молодежный политический лидер» (35 лет, муж., доктор наук). Большая часть экспертов акцентирует внимание на важности наличия не специфического управленческого образования, а какого-либо профильного образования - социогуманитарного или иного: «Я не считаю, что их надо обучать на отдельных образовательных программах. По одной простой причине: такой человек оказывается специалистом ни в чем» (46 лет, жен., кандидат наук).
Многие авторы затрагивают вопрос о влиянии образования на политическую карьеру. А.П. Лиферов подчеркивает, что «уровень формальной образованности политической, административной и бизнес-элиты -несомненно, важный, но, как свидетельствует история, не всегда определяющий фактор ее последующей результативной деятельности» [13]. Как указывают исследователи, неравномерность развития молодежной политики в различных субъектах федерации становится ее «характерной чертой» [14], что создает неравенство стартовых возможностей потенциальных молодежных политических лидеров. В исследованиях также подтверждается тезис о влиянии социально-экономического развития конкретного региона на формирование там молодежных политических лидеров. Влияние выражается, например, в том, что в экономически развитых регионах успешные молодые люди часто предпочитают строить карьеру в бизнесе, а не в политической сфере, куда могут пойти уже после, состоявшись в бизнесе и обеспечив себе экономическую защищенность [15].
Большинство экспертов отмечает также значение субъективных факторов в процессе построения карьеры молодежными политическими лидерами: «... человеку для того, чтобы случиться как молодежному политическому лидеру, нужно регулярно преодолевать собственную ситуацию комфорта и стабильности» (35 лет, муж.). В качестве ключевых субъективных факторов называются лень и эгоцентризм. Данные факторы не ведут к образованию конкретных условий формирования молодежных политических лидеров, но упомянуть их представляется необходимым, поскольку их влияние на формирование и профессиональное развитие молодежных политических лидеров достаточно велико.
Социально-политические условия формирования молодежных политических лидеров
Рассмотренные социально-политические факторы формирования молодежных политических лидеров приводят к возникновению или политических и институциональных барьеров для становления «выходцев» из
сферы молодежной политики, или политически и институционально безбарьерного пространства для формирования молодежных политических лидеров и выстраивания ими своей карьеры. Наличие барьеров или безбарьерное пространство выступают социально-политическими условиями, обстановкой, в которой происходит формирование молодежных политических лидеров.
Наличие неопределенности со стороны политической элиты относительно необходимости развития молодежного политического лидерства создает барьеры для построения карьеры молодежных политических лидеров. Ключевым политическим барьером некоторые эксперты называют ограниченность ресурсов и преимущество в борьбе за эти ресурсы «немолодежных» лидеров. При этом рядом экспертов высказывается мнение, что для молодежных политических лидеров, если они действительно являются лидерами, не должно быть политических барьеров. Соответственно, факторы, сдерживающие формирование молодежных политических лидеров, не должны приводить к образованию непреодолимых барьеров. Молодежные политические лидеры формируются и развиваются в условиях ограниченности властных ресурсов, но это не имеет решающего значения для их карьеры, поскольку они изначально имеют представление о свойствах той сферы, которую выбирают для профессиональной самореализации. Российские молодежные лидеры вырастают в этом социально-политическом климате, он им знаком, они понимают и чувствуют его особенности.
Исследователи фокусируют внимание на свойственной элитам «монополизации власти», которая «является следствием не столько привычки монопольно управлять, сколько необходимостью институционализации элиты» [16]. В рамках данного процесса элита «должна монопольно структурировать социальное и политическое пространство» в свою пользу. Это соотносится с позицией об ограниченности ресурсов, высказанной экспертами в ходе опроса. Борьба за ограниченные властные ресурсы является естественным для политической сферы процессом, и потенциальные молодежные политические лидеры должны это осознавать и быть к этому готовы.
Развитость институционального ландшафта региональной молодежной политики, на первый взгляд, создает для потенциальных молодежных политических лидеров институционально безбарьерное пространство, однако разнообразие инфраструктуры молодежной политики региона может в некоторых случаях и препятствовать построению политической карьеры. В качестве основного институционального барьера экспертами рассматривается неоптимальный выбор канала рекрутирования: «...молодежь выбирает чаще всего, чтобы начать свою политическую карьеру, НКО, волонтерские движения, патриотические движения. Горлышко узкое, и наверх проходят единицы» (58 лет, жен., доктор наук). Сопряженный с этим барьер - низкая осведомленность молодых людей о существующих
возможностях. Молодежные политические лидеры могут формироваться в регионе, где создан и реально функционирует целый ряд институтов молодежной политики, однако они могут не знать обо всем спектре возможных каналов рекрутирования и стремиться использовать только их ограниченный набор, что усиливает конкуренцию в процессе выстраивания политической карьеры. В этих условиях принципиально важным становится попадание «в ту песочницу, где тебя захотят продвигать» (46 лет, жен., кандидат наук).
Говоря обобщенно о социально-политическом климате, т.е. совокупности условий, эксперты отмечают важность того, «как социум относится к молодежи, осознает ли ее значимость и перспективы» (41 год, муж., доктор наук). По мнению экспертов, наблюдается тенденция несерьезного отношения к молодым как к «невесомым политическим субъектам» (49 лет, жен., доктор наук), т.е. российский «менталитет не способствует продвижению молодых» (49 лет, жен., доктор наук). При этом отмечается наличие изменений в этом отношении, а также противоположной тенденции: «Он молодой, он еще неравнодушный, ну пусть что-то делает, пусть будет» (49 лет, жен., доктор наук).
В условиях несерьезного отношения к молодежи процесс развития молодежных организаций и, соответственно, профессионального развития в их рамках молодежных лидеров, т.е. руководителей и активистов этих организаций, может протекать медленнее. Как указывает Е.В. Сайганова, «главной проблемой функционирования современных молодежных организаций является отсутствие финансирования их деятельности, несерьезное отношение к ним общественных и государственных структур» [17].
Опрошенные эксперты утверждают, что в современных условиях потенциальным молодежным политическим лидерам предоставляется целый спектр возможностей для развития именно на этапе их становления в сфере молодежной политики, но на этапе встраивания «выходцев» из сферы молодежной политики на профессиональной основе в государственное управление или публичную политику появляется ряд препятствий. В существующих исследованиях молодежного политического лидерства подчеркивается, что экспертные оценки условий формирования и развития молодежных политических лидеров заметно различаются. Экспертные опросы показывают разночтения в оценках условий для реализации потенциала политического лидерства молодежи - и как недостаточных, и как постепенно складывающихся или достаточных [18]. Кроме того, некоторые эксперты в рамках исследования «Молодежное политическое лидерство в российских регионах» отмечают, что условия для успешного формирования и развития МПЛ созданы лишь в отдельных регионах, в частности, в Москве и Санкт-Петербурге, что контрастирует с результатами нашего исследования, касающимися развитости институционального ландшафта молодежной в регионах, широких возможностей для выстраи-
вания карьеры в политической сфере, которыми обладают региональные молодежные лидеры.
Заключение
В заключение перечислим ряд ключевых социально-политических факторов формирования МПЛ, выявленных по результатам экспертных интервью: 1) существующий в политическом дискурсе запрос элит на становление молодежных политических лидеров, способных регулировать потоки активности молодежи; 2) объективная потребность правящих элит в появлении таких лидеров; 3) степень развитости инфраструктуры молодежной политики и наличие лидерских проектов в регионах; 4) уровень социально-экономического развития регионов; 5) наличие у МПЛ какого-либо профильного, при этом не управленческого или не только управленческого, образования.
Набор основных условий, в которых формируются молодежные политические лидеры в современной России: 1) ограниченность властных ресурсов и преимущество в борьбе за них «немолодежных» лидеров; 2) осведомленность МПЛ о тех условиях, в которых им предстоит выстраивать политическую карьеру; 3) обширность возможностей, влекущая за собой трудности оптимального выбора; 4) свойственное социуму несерьезное отношение к молодежи, ее потенциалу и инициативам.
Таким образом, формирование молодежных политических лидеров в современной России происходит под влиянием разнообразных факторов, которые создают зачастую противоречивые условия для развития их политических карьер. Наличие широкого спектра возможностей, который организационно оформлен в стране на текущий момент, создает противовес институциональным и политическим барьерам, с которыми сталкиваются молодежные политические лидеры, т.е. внешняя среда в целом не является препятствием для профессиональной самореализации молодежных политических лидеров. Тем не менее не вполне корректный выбор канала рекрутирования может трансформировать исходно благоприятные условия в барьер для выстраивания политической карьеры. Все это свидетельствует о необходимости выстраивания системной работы с обладающей лидерским потенциалом молодежью для ее развития и профессионального становления в политической сфере. Одним из действенных инструментов такой работы может быть наставничество как комплексное сопровождение молодых лидеров на их карьерном пути.
Список литературы
1. Соколов А.В. Молодежные общественные организации в политическом пространстве современной России: стратегии государственной и гражданской молодежной политики: дис. ... канд. полит. наук. Ростов-на-Дону, 2011. 175 с.
2.Матюсова А.И. Особенности личностей губернаторов-старожилов» в контексте специфики функционирования института губернаторства // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2021. № 61. С. 238-253.
3. Асеев С.Ю., Шашкова Я.Ю. Инновационный и лидерский потенциал в структуре политических установок молодежи (на примере Алтайского края и Новосибирской области) // Полис. Политические исследования. 2021. № 2. С. 113-124.
4. Самаркина И.В. Институты, технологии и проблемы внедрения инноваций в региональной системе управления (на примере реализации регионального конкурса управленцев) // Россия: тенденции и перспективы развития. 2019. № 14-2. С. 569-572.
5. Попова О.В. Политический потенциал молодежного лидерства в российских условиях: результаты межрегионального исследования // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2018. Т. 14. № 4. С. 52-71.
6. Селезнева А.В. Российская молодежь: политико-психологический потрет на фоне эпохи. М.: Аквилон, 2022. 288 с.
7. Селезнева А.В., Божедомова А.Л., Луканина Е.В. Образы молодежных политических лидеров в сознании российской молодежи // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2022. № 67. С. 190-201.
8. Factor // An American Dictionary of the English Language [Электронный ресурс]. URL: https: //www. merriam-webster. com/dictionary/factor (accessed: 20.02.2023).
9. Сироткина Н.В., Гончаров А.Ю., Воронцова И.Н. Факторы и условия обеспечения сбалансированного развития региона // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2014. № 4. С. 93-100.
10. Условие // Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]. URL: https://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=33352 (дата обращения: 20.02.2023).
11. Камалова М.И., Соловьев А.И. Государственная молодежная политика: проблемы и траектории развития в современной России // Государственное управление. Электронный вестник. 2020. № 83. С. 62-83.
12. Омельченко Е.Л., Лисовская И.В. Молодежь как барометр будущего? Молодежная повестка в современной России сквозь мнения экспертов по молодежной политике // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2022. № 2(168). С. 66-92.
13. Лиферов А.П. Образование и путь в элиту // Психолого-педагогический поиск. 2015. № 3(35) С. 9-40.
14. Николаева А.А., Бокова А.С. Приоритетные направления молодежной политики в учреждениях профессионального образования в субъектах РФ // Вестник университета. 2017. № 3. С. 227-231.
15. Асеев С.Ю., Шашкова Я.Ю. Роль институциональной среды в построении политических карьер молодых политических лидеров в регионах Юго-Западной Сибири // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2021. Т. 23. № 1. С. 186-198.
16. Гаман-Голутвина О.В. Российские элиты в зеркале политической науки // PRO NUNC. Современные политические процессы. 2008. №1(8). С. 10-37.
17. Сайганова Е.В. Актуальные проблемы молодого поколения как фактор развития молодежной политики на федеральном и региональном уровне // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2020. № S2. С. 90-91.
18. Молодежное политическое лидерство в российских регионах: монография / под ред. О.В. Поповой, Я.Ю. Шашковой. СПб: Скифияпринт, 2020. 216 с.
Томаев Азамат Хамзатович, аспирант, tomaev. msu@,gmail. com, Россия, Москва, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Научный руководитель: Селезнева Антонина Владимировна, д-р. полит. наук, доц., ntonina@,mail.ru, Россия, Москва, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
SOCIAL AND POLITICAL CONDITIONS AND FACTORS FOR SHAPING YOUTH POLITICAL LEADERS IN MODERN RUSSIA
A.Kh. Tomaev
The article presents the results of the study of youth political leaders' shaping and development in modern Russia. The paper considers external and internal social and political factors which influence the process of shaping youth political leaders and conditions in which in which youth leaders are professionally integrated into the political sphere. The empirical basis of the study is the materials of expert interviews.
Keywords: youth political leaders, youth policy, factors for shaping, conditions for
shaping.
Tomaev Azamat Khamzatovich, postgraduate, [email protected], Russia, Moscow, Lomonosov Moscow State University
Scientific supervisor: Selezneva Antonina Vladimirovna, doctor of political sciences, docent, ntonina@,mailru, Russia, Moscow, Lomonosov Moscow State University