Научная статья на тему 'Социально-политические особенности развития психообщественной инфраструктуры регионов РФ в кризисных условиях'

Социально-политические особенности развития психообщественной инфраструктуры регионов РФ в кризисных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
40
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
региональная политика / социальная напряженность / медиаактивность / социальный капитал / институциональная среда. / regional policy / social tension / media activity / social capital / institutional environment
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-политические особенности развития психообщественной инфраструктуры регионов РФ в кризисных условиях»

Петросянц Д.В.

к.э.н., Финансовый университет

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПСИХООБЩЕСТВЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНОВ РФ В КРИЗИСНЫХ УСЛОВИЯХ1

Ключевые слова: региональная политика, социальная напряженность, медиаактивность, социальный капитал, институциональная среда.

Keywords: regional policy, social tension, media activity, social capital, institutional environment.

Современная Россия начинает свое летоисчисление в 90-е годы XX века и сразу попадает в сложнейшие социально-экономические условия, связанные с переходом к новой системе взаимодействия власти, общества, институтов -переходом от действующих неизменно на протяжении семи десятков лет патерналистских подходов в выстраивании социальной политики к некой, совсем на тот момент не сформировавшейся парадигме абстрактного и манящего новыми возможностями капитализма, имеющей в своей основе рыночные принципы и механизмы распределения. Была выдвинута идея перехода на рельсы либерализма в кратчайшие сроки, а отработанных лекал и опыта перехода к новой системе не существовало, и не могло существовать, в силу уникальности ситуации2. По мнению Р. Макинтайра, «многие страны пытались ввести системы по моделям Западной Европы и Северной Америки. Но обычно нет ни административного аппарата, ни опыта, чтобы эти системы функционировали эффективно и справедливо. Более того, эти системы испытывают давление из-за возрастающей гибкости рынка труда и социально-экономической фрагментации, которая ее сопровождает. Комплексные системы социальной защиты, основанные на моделях Бисмарка и Бевериджа, которые появились в Западной Европе и Северной Америке в середине ХХ столетия, плохо приспособлены к гибкому, неформальному рынку труда, который сейчас возникает»3.

В переходный период 90-х годов преобладали рыночные теории, принижающие вмешательство государства в происходящие социально-экономические процессы. Кроме того, реформы носили спонтанный характер, не выполнялась последовательность, в результате чего не происходило подготовки к очередным реформаторским начинаниям. Достаточно сложной задачей для Правительства является выработка пошаговых преобразований и реформирования различных звеньев социальной системы, разбалансированное развитие которых способно вызывать процессы стагнации, отторжения неудачно внедренных в ткань живого организма психообщественной инфраструктуры социально-экономических имплантов.

Проблемы рынка труда являются смежными для многих составных элементов социального блока. К ним можно отнести несоответствие спроса и предложения на рынке труда, а значит, и вопросы обратной связи в системе «работодатель-образование», разросшийся серый рынок труда, приводящий к недобору доходной части бюджета, что в свою очередь серьезно бьет по возможностям государства защитить социально слабые слои населения. Формирование рынка квалифицированного и интеллектуального труда - одно из обязательных условий развития современной экономики, ее инновационного пути развития. По-прежнему подпитка рабочей силой идет из стран бывшего СССР, что, по крайней мере, «закрывает» вопросы, связанные с низкоквалифицированными работниками, но не решает проблемы воссоздания и умножения человеческого потенциала в регионах РФ4.

Как заявляет заместитель Председателя Правительства РФ О.Голодец, серый рынок труда в РФ к 2013 году достиг отметки примерно в 15-20 млн. человек. При этом, общее количество людей, находящихся в трудоспособном возрасте, составляет 86 млн. Однако из них только 48 млн. платят налоги и отчисляют взносы во внебюджетные фонды. «Здесь есть категория населения, которая не работает по понятным причинам: женщины, ухаживающие за детьми, военнослужащие, которые проходят срочную службу. Но есть целая категория людей, которые сегодня не платят налоги, и встает законный вопрос: кто содержит этих людей?»5. В результате происходит недофинансирование пенсионеров. Проблема будет решаться мерами финансово-экономического характера. В частности, Минфин РФ уже разработал меры, которые существенно ограничивают хождение наличности в обращении.

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ, проект № 16-02-00093а.

2 Сидорина Т.Ю. Социальная политика в обществе вертикального контракта // Мир России: Социология, этнология. - М., 2007. - Т. 16, № 2.

3 Макинтайр Р. Социальная политика в странах с переходной экономикой в аспекте развития человеческих ресурсов // Проблемы прогнозирования. - М., 2002. - № 2. - С. 142-150.

4 Петросянц Д.В. Демографические аспекты региональной социальной политики // Региональные проблемы преобразования экономики. 2015. - № 5 (55). - С. 75.

5 Агентство Росбалт. - http://www.rosbalt.ru/business/2013/04/03/1113230.html

Становление рыночных отношений в сфере занятости - это прежде всего создание институтов, обеспечивающих ее функционирование. Переходная экономика отличается от рыночной экономики тем, что в ней отсутствуют (или только начинают формироваться) институты, обеспечивающие функционирование рынка. Институциональная структура важна, поскольку рынок требует большого объема информации для своего функционирования, и центральная роль институтов состоит в том, чтобы совершенствовать поток информации. Институциональное развитие необходимо также по двум другим причинам: Россия не имеет ни традиций предпринимательства, ни опыта децентрализованного принятия решений. В силу этого важнейшее место в трансформации отношений занятости, как и всех других экономических отношений, занимают системно-институциональные преобразования. Их главная цель - формирование рыночного поведения в сфере занятости. Тем самым институциональной основой рынка труда является становление новых экономических институтов - экономико-правовых форм собственности, их спецификации; поиска контрагента, контроля за соблюдением контрактов, новое трудовое законодательство; традиции рыночного поведения и рыночной инфраструктуры.

Институт частной собственности является экономической основой функционирования рыночных отношений во всех сферах. Рынок труда в большей степени, чем другие рынки испытывает влияние институциональных факторов, так как труд является специфическим товаром, реализующим не только экономические, но и социальные функции. Поэтому институциональная среда рынка труда обеспечивает не только спецификацию прав собственности и определение условий трансакций, как на других рынках, но и сама по себе является специфическим механизмом функционирования рынка труда. В результате столь высокой значимости институциональных основ рынок труда достигает равновесия не только через традиционный механизм количественной и ценовой гибкости, но и через институциональный механизм.

Рынок труда находится под сильным воздействием формирующихся специфических институтов - профсоюзного движения, коллективных договоров по заработной плате, законодательства об индексации фиксированных доходов, методов и степени участия правительства в регулировании трудовых отношений, а также исторически сложившихся традиций в стране, ее политической эволюции и других внеэкономических факторов1.

Важно также учитывать уровень и структуру трудовой мотивации свойственной населению региона, квалификационные особенности, привычки к дисциплине, добропорядочность и ответственность, инициативность и творческий потенциал, уникальные национальные и конфессиональные привычки. Иначе ни один механизм предложенный реформаторами не заработает должным образом. Известно немало примеров неудачной имплантации вполне успешных бизнес-практик на почву регионов, где вышеперечисленные условия не позволяли полностью использовать потенциал разработанных клише.

Еще один аспект, на котором нужно заострить внимание, это информационный фон, создаваемый в отношении региона в медийном пространстве. На рис. 1-3 представлена агрегированная тематика медиа-публикаций в трех Северо-Кавказских субъектах Федерации: Республике Дагестан (РД), Республике Северная Осетия (Алания) (РСО(А)) и Республике Кабардино-Балкария (КБР). Обращает на себя внимание, что на инвестиционный климат и благоприятный имиджевый и брендовый потенциал региона негативно влияет информационно-негативный поток, генерируемый российскими федеральными (центральными) СМИ. Основными темами публикаций в исследуемых республиках стали преступления и криминал, чрезвычайные происшествия, суды, конфликты и расследования и т.п. И только в РСО (А) на первом месте по частотности медиа сообщений находятся вопросы политики и государства. Социальные вопросы оказались даже менее значимыми в медиапотоке 2015 года, чем спорт, искусство и культура.

Ряд1; езвычайные происшествия, ^¿резвъ^айные с\гу а ци и\12,2

Ряд1; Политика государство;

Источник: БСЛК-Интерфакс.

Рисунок 1.

Тематика медиа-публикаций по Республике Дагестан за 2015 г., % от суммарной медиа-активности

1 Сакс Д., Ларрен Ф. Макроэкономика. Глобальный подход. - М., 1996. - С. 521.

960

Источник: БСЛК-Интерфакс.

Рисунок 2.

Тематика медиа-публикаций по Республике КБР за 2015 г., % от суммарной медиа-активности

Ряд1Д1олшш и ряд1;

государствами резвычайные

расследования; 10,^881952 ¿Искусство "и культура; 9,599219015

Источник: БСЛК-Интерфакс.

Рисунок 3.

Тематика медиа-публикаций по РСО(А) за 2015 г., % от суммарной медиа-активности

Оценить и отнести субъект федерации к регионам того или иного типа по ряду критериев довольно просто. Применяются различные варианты рейтингования на основе статистических показателей социально-экономического развития, на базе экспертных и выборочных опросов населения, по динамике изменения тех или иных показателей, по умозрительным оценкам теневого сектора, секторов личного хозяйства граждан и т.п. Дать системную объективную оценку со всех ракурсов, с позиции экономиста, социолога, политолога, эколога и т.п., не упустив важнейшие детали, нелегко. По мнению исследователей во главе с Дж. Стиглицем из так называемой «комиссии Саркози», «теории, которые мы создаем, гипотезы, которые проверяем, и убеждения, которые имеем, - все формируется нашими системами измерения. Ученые, занимающиеся социальными науками, часто слишком легкомысленно пользовались легко доступными цифрами, такими как ВВП, как основой для своих эмпирических моделей, не задавая себе лишних вопросов об ограничениях и предвзятости таких систем»1.

1 Стиглиц Д., Сен А., Фитусси Ж.-П. Неверно оценивая нашу жизнь: Почему ВВП не имеет смысла? Доклад Комиссии по измерению эффективности экономики и социального прогресса / Пер. с англ. И. Кушнаревой; науч. ред. перевода Т. Дробышев-ская. — М.: Изд-во Института Гайдара, 2015. - С. 24.

Есть ли у Северо-Кавказских регионов общие черты, и черты отличные от других регионов РФ? Одним из факторов, усложняющих познание и понимание идентификационного пространства рассматриваемого региона, является сложившийся стереотип - негативное отношение к этническому/кавказскому фактору1 По мнению О. Русиновой из пятигорского филиала Северо-Кавказского федерального университета, причина отсталости СКФО кроется в сельскохозяйственном крене экономики региона. «Продукция пятого технологического уклада представлена лишь в трех регионах СКФО: Республике Дагестан - 7,8%, Кабардино-Балкарской Республике - 11,1, Ставропольском крае - 4,6%2. А.Ш. Ахмедуев из Института социально-экономических исследований Дагестанского НЦ РАН указывает на опасность в социальном плане все более остро проявляющей себя проблемы увеличения числа так называемого прекариа-та (англ. precarious) - нового социального класса, положение которого на рынке труда и в социальной структуре общества характеризуется как ненадежное, рискованное, опасное3. «Прекариат - это социально-экономическая группа (в некоторых странах она составляет четверть взрослого населения), характеризующаяся тремя особенностями: ее представители заранее не обеспечены рабочими местами; помимо непосредственной оплаты труда, они не получают дополнительных социальных гарантий в виде пенсий и пособий по безработице; люди, принадлежащие к этому классу, часто лишены определенных гражданских прав, которые есть у других членов общества. Прекариат растет за счет мигрантов, женщин, учащихся»4. Северо-Кавказский прекариат - это отдельная и уникально специфичная страта современной сложной и противоречивой социальной структуры региона.

Но не только это. Есть еще и эксплуатация статуса «неспокойного региона» с целью извлечения дополнительной ренты из федерального бюджета в пользу дополнительных трансфертов на «обеспечение и стабилизацию социальной напряженности», что на поверку, в ряде случаев, банально оказывается доходом местных элитных кланов. Что можно противопоставить подобной практике? Налаживание открытого и эффективного бизнеса зачастую не складывается в связи с инвестиционными рисками предпринимателей. Принудительное привлечение капитала олигархов, выходцев из этих республик, является ограниченным и точечным. Возможно, поможет включение эффективных механизмов государственно-частного партнерства? Но разрекламированный в последние годы механизм также пока дает осечку.

Объединение регионального сообщества под общие концептуальные задачи в рамках федеративного государства - нетривиальная задача для современной России. Возросшего влияния сецессионистских настроений в различных странах мира, в том числе и в Европе, не могут избежать и регионы нашей страны. И это не только традиционно приводимые в качестве примера республики Северного Кавказа. Есть подобные настроения практически во всех приграничных регионах, которые напрямую пытаются наладить коммерческие отношения с соседями, есть и сырьевые регионы, стремящиеся получать ренту только в свою казну, и не «кормить» федеральный центр. Конфессиональные различия также становятся причинами, не дающими обществу сплотиться вокруг хозяйственных и производственных проблем, атомизируя общество.

Таким образом, есть насущная необходимость консолидировать социальный капитал. При измерении социального капитала могут использоваться качественные и количественные показатели, характеризующие такие компоненты социального капитала, как группа и сеть, доверие, участие в коллективных действиях, социальная включенность, информация и коммуникации5. По словам Т. Гужавиной из Института социально-экономического развития территорий РАН, «несмотря на всю сложность категории социального капитала, в научной среде накапливается опыт измерения данного феномена»6.

В заголовке настоящей статьи использовалось понятие, введенное профессором М.Г. Завельским, «психообщественная инфраструктура»7 региона (территории), которому он дал следующее определение: «накладываясь на генофонд, действующие нормы поведения в сочетании с природной средой хозяйства формируют его психообщественную инфраструктуру - закрепленные в традициях населения страны такие нравственные устои и деловые навыки, такое понимание им реальности, которые, вместе взятые, проявляются в характерных для большинства обитателей данной территории хозяйственных склонностях, предприимчивости, качестве, дисциплине и интенсивности труда, умении порождать, воспринимать, осваивать новинки и приспосабливаться к ним». В этом же направлении продвигаются эксперты Тюменского государственного университета В. Давыденко и Г. Ромашкина, которые считают, что «теоретическая проблема исследования и изучения экономических механизмов формирования и воспроизводства социальной структуры региона и их оснований состоит в концептуализации категории социального воспроизводства региона с учетом пространственного и других значимых факторов, сущностно раскрывающих жизнедеятельность населения региона, и показывающих, как происходит сохранение, восстановление, обновление и создание условий его сущест-

1 Хунагов Р.Д. Инновационное управление регионом в контексте укрепления российской идентичности / Р.Д. Хунагов, А.Ю. Шадже, Е.С. Куква // Социологические исследования. - М., 2015. - № 3 (371). - С. 77-78.

2 Русинова О.С. Специфика воспроизводственного развития проблемных регионов Северо-Кавказского Федерального округа // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2015. - № 4. - С. 136.

3 Ахмедуев А.Ш. Глобализация и прекаризация населения планеты: опасные вызовы и тренды нового миропорядка // Апробация. 2016. - №3 (42). - С. 111.

4 Стэндинг Г. Прекариат - новый опасный класс. - М., 2014. - С. 130.

5 Penning J. M. Human capital, social capital and firm dissolution / J.M. Penning, K. Lee, A. van Witteloostuijn // Academy of Management Journal. 1998. - Vol. 41. - P. 425-440.

6 Гужавина Т. А. Социальный капитал региона как фактор модернизации // Проблемы развития территории. 2016. - № 1 (81). -С. 130-144.

7 Завельский М.Г. Закономерности хозяйства. // Экономическая политика и фондовый рынок: модели и методы системного анализа. Труды ИСА РАН. - М., 2009. - Т. 47. - С. 8.

вования и развития»1. Таким образом, многие исследователи признают необходимость создания в обществе критической массы заинтересованных в поступательном инновационном развитии людей, при определенных условиях способных дать толчок к системному развитию социума, что позволит структурно менять экономику, а также консолидироваться вокруг стратегических проектов развития. Иначе говоря, не мобилизационный сценарий, спускаемый сверху, предопределит развитие хозяйства, а согласование интересов общества и элит в реализации целевой функции построения современного инновационного общества. Что соответственно подводит нас к очевидной необходимости инфраструктурного обновления связей между институтами образования, науки и высокотехнологичного производства2. От того, удастся ли создать эти механизмы, будет зависеть устойчивость взаимодействия элит и всего общества, а в итоге, возможность достичь структурных экономических сдвигов.

Проблемы функционирования и развития научно-образовательного комплекса в регионах становятся на современном этапе развития, без преувеличения, ключевыми. Но именно этот бюджетный сектор претерпевает в последние десятилетия перманентное реформирование и тотальную нехватку ресурсов на развитие. Здесь формируется человеческий капитал региона, специалисты необходимые для развития современного производства, науки, медицины, культуры и т.п. На высших учебных заведениях, помимо основной нагрузки, обучить ремеслу, лежит еще одна серьезная ответственность, а именно, формирование патриотических и всесторонне развитых личностей. Собственно, одна из функций современного вуза - это создание центров социализации молодежи, способных консолидировать ее, и подготовить к вхождению в новую страту общества, во взрослую жизнь. Без тщательной работы над качеством человеческого капитала не удастся реализовывать масштабные проекты по переориентации хозяйства на инновационные рельсы развития. В то же время, не получив рефлексии от всего общества, не «достучавшись» до всех социальных страт существующих в конкретном регионе здесь и сейчас, не найдя точки согласования их интересов, на прогресс и успешное развитие регионов рассчитывать не придется.

1 Давыденко В.А. Экономические механизмы формирования и воспроизводства социальной структуры региона / В.А. Давы-денко, Г.Ф. Ромашкина // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2013. - № 8. - С. 95-104.

2 Симонов К.В. Социально-политические проблемы общественного согласия при формировании регионального инновационного кластера / К.В. Симонов, Д.В. Петросянц // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. - М., 2015. - № 4. -С. 7-9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.