Симонов К. В.
к.полит.н., первый проректор по международному сотрудничеству и внешним коммуникациям Финансового
университета
Петросянц Д. В.
к.э.н., доцент, Финансовый университет
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ
СРЕДЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ1
Ключевые слова: предпринимательство, инновационная политика, устойчивое развитие, модернизация, институциональная среда, институты догоняющего развития.
Keywords: entrepreneurship, innovation policy, sustainable development, modernization, institutional environment, catching-up institutions.
Суть проблемы
Начиная с 1991 года в России начали внедряться и функционировать институты капиталистической экономики: формировался фондовый рынок, появлялись новые банки и страховые компании, инвестиционные фонды, негосударственные пенсионные фонды и т.п. Проблема оказалась не в том, чтобы создать эти институты, а правильно заставить их работать и взаимодействовать между собой и другими участниками рынка. Академик А.Г. Аганбегян считает, что главное достижение при выстраивании экономики новой России состоит в том, что «возврата к старому быть не может: у нас есть частное имущество, товары в магазинах, мы можем выезжать за границу......но за эти 25 лет можно
было сделать неизмеримо больше»2. К оценке же произведенных изменений в экономике страны академик А.Г. Аганбегян относится еще более скептически: «... после 1990-х годов у нас закончилось реформирование, и к рынку мы так и не перешли. У нас нет фондов капитала и «длинных» денег, проблемы с рынком рабочей силы, землей, налоговой системой. Россия сегодня - это государственная олигархическая переходная смешанная экономика, где 70% валового продукта производится на базе госсобственности»3.«Исходя из гипотезы, что сложным системам свойственно устойчивое инерционное следование в русле сложившихся десятилетиями трендов, следует учитывать, что сиюминутного эффекта даже от самых выверенных и удачных действий руководства страны, направленных на смену вектора экономического развития, ждать нельзя. Однако необходимо оценить те шаги, которые были предприняты ранее, и их ре-
4 .
зультаты действуют уже в течение определенного времени» . А в дорожные карты развития вносить перманентные корректировки.
В целом ряде статей академика В.М. Полтеровича прослеживается мысль, что только постепенное совершенствование институтов рынка по мере улучшения гражданской культуры и уровня благосостояния возможно в современных условиях для нашей страны. Для стран догоняющего развития, к которым относится и современная Россия, выявлены примерно идентичные цели, а также технологические, институциональные и культурных ограничения. В свою очередь в этих странах формировались институты догоняющего развития, которые «способствовали формированию отношений сотрудничества между властью, бизнесом и обществом. Они смягчали действовавшие ограничения и сами постепенно модифицировались, обеспечивая переход к современным демократиям с эффективной рыночной экономи-кой»5.
На протяжении многих лет профессор М.Г. Завельский изучал и формализовывал в своих трудах институциональные изменения в экономике и процессы, порождающие конфликты и рассинхронизацию взаимоотношений различных субъектов хозяйственной жизни. В частности, он утверждает, что «конфликт побуждает вовлеченных в него людей своевольно изменять соответствующие институты, «притирая» их друг к другу. Такой процесс проходит ряд
1 Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ, проект № 16-02-00093а.
2 Академик Аганбегян назвал главную проблему российской экономики // Сайт портала «Московский комсомолец». -http://www.mk.ru/economics/2017/10/12/akademik-aganbegyan-nazval-glavnuyu-problemu-rossiyskoy-ekonomiki.html
3 Там же.
4 Петросянц Д.В. Системные проблемы построения национальной инновационной системы // Региональные проблемы преобразования экономики. 2010. - № 1. - С. 2.
5 Полтерович В.М. Институты догоняющего развития (к проекту новой модели экономического развития России) // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2016. - № 5. - С. 35.
стадий, пока на каждой из них, словно при мутации гена, не выработается все «топливо». Только тогда институт обретает новое устойчивое качество»1.
Ординарный профессор Высшей школы экономики С.Г. Кордонский считает, что в нашей стране не только не развиваются институты рыночной экономики в привычном их понимании, а вовсе продолжают прослеживаться не всегда институализированные отношения хозяйствующих субъектов между собой и Государством. А бизнес как таковой не существует, развитие получают так называемые «промыслы». «Промысел работает не на деньгах, а на авторитете, репутации - «хороший врач», «хороший столяр» и так далее. Деньги являются производным от статуса, от авторитета. Промысел нельзя продать. Его могут либо отнять, либо закрыть. В промысле нет бухгалтерии, есть учет и контроль, а бухгалтерии как института нет вообще. Мы еще не дошли до стадии рынка, у нас существует совокупность промыслов......банки - это не бизнес, а финансовый промысел. Люди нашли источник финансовых ресурсов, консолидировали их и вкладывают ресурс куда-то, получая взамен авторитет, репутацию. Авторитет привлекает дополнительные финансовые ресурсы»2.
Вот такой неутешительный анализ дают ведущие эксперты и аналитики, политологи, экономисты и социологи проведенным в нашей стране реформам, годам, ушедшим на формирование новых условий хозяйствования, созданию новой институциональной капиталистической среды, в том числе, института предпринимательства. Президент России В.В. Путин резонно поясняет с трибуны Генеральной ассамблеи ООН в 2015 г., что «никто не обязан подстраиваться под одну модель развития, признанную кем-то раз и навсегда единственно правильной»3. При этом, несомненно, следует учитывать и национальные особенности, и сложившуюся специфику развития бизнеса и предпринимательства в России. В Послании Федеральному собранию 2016 года Президент В.В. Путин сетует на то, что давление на бизнес со стороны некоторых представителей правоохранительных органов оказывает не только негативное влияние, но и практически его парализует. «В результате таких действий часто разваливаются и успешные компании, у людей собственность отбирают. Хочу поблагодарить парламентариев за поддержку законопроекта, который значительно усиливает уголовную ответственность правоохранителей за фабрикацию дел, в том числе с целью помешать работе предприни-
- 4
мателей» .
Развитие предпринимательства как комплексный процесс
Предпринимательство - многогранный процесс, связанный не только с экономикой, но и с политикой, психологией, культурой и т.п. Предпринимательство - это превращение инновации в устойчивое предприятие, генерирующее ценности. Предпринимателем является любое лицо, новое или существующее, которое обеспечивает разработку новых продуктов или услуг, использует новые методы производства и поставки продуктов и услуг при меньших затратах. Предприниматель создает новые механизмы управления природой и людьми, тем самым показывая, что новые продукты, процессы или режимы организации могут быть выгодными и эффективными, способствующими росту экономики в целом. Предприниматель берет на себя риск создания устойчивого предприятия, производящего новые продукты, услуги или способы организации, которое может существовать вне зависимости от своего создателя, принося выгоду экономике и обществу.
Ряд исследований был посвящен значению и роли предпринимателя и отношению к институту предпринимательства в обществе. Так в диссертации О.О. Вавилова дается следующее определение: «предприниматель - это, прежде всего, личность, обладающая рядом особых качеств, выделяющих его из социума, принимающая на себя обязательства перед обществом, известные как социальная ответственность бизнеса, получая взамен право распоряжаться определенным набором средств и ресурсов, подчиняя свою инновационную, экономическую, политическую и общественную деятельность цели получения прибыли и удовлетворения общественных потребностей......современное
предпринимательство выступает в качестве нового типа организации и формы групповых социально-экономических отношений для отечественного социума. Поведенческие реакции предпринимателей в существенной мере обусловлены традициями и национальной психологией»5. С.Г. Кордонский считает, что «ярлык «бизнесмен» в нынешние времена присваивается и тем, кто идет на риск, берет кредит, покупает технологию и сырье, выпускает продукцию, продает ее за деньги, и тем, кто так или иначе получает свою долю от распределяемого государством ресурсного «пирога», неважно, в денежной форме или в натуральной для последующей продажи»6.
Предпринимательство - это образ мыслей, рассуждений и действий, который выражается во внедрении инноваций в уже имеющиеся ресурсы, в результате чего создаются новые товары, услуги или способы организации (управления), реализующиеся в условиях нового предприятия и приносящие доход. «Главная особенность - стремление к поиску новых возможностей получения прибыли; проявление инновационной активности, связанной с использовани-
1 Завельский М.Г. Хозяйственное развитие и теневая экономика // Экономическая наука современной России, - М., 2003, -№ 4. - С. 37.
2 Симон Кордонский: «Банки — это не бизнес, а финансовый промысел» // Портал Банкир.Ру. - http://bankir.ru/publikacii/ 20160427/simon-kordonskii-banki-eto-ne-biznes-a-finansovyi-promysel-10007485/
3 В.В. Путин, речь в Генеральной Ассамблее ООН в Нью-Йорке 28.09.2015 г. // Официальный сайт Президента России. -http://www.kremlin.ru/events/president/news/50385
4 Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию 2016 г. // Официальный сайт Президента России. -http://www.kremlin.ru/events/president/news/53379
5 Вавилов О.О. Предприниматель как объект социально-экономического исследования / Автореферат кандидатской диссертации, - М.: МГУ, 2008. - 23 с.
6 Кордонский С.Г. Сословная структура постсоветской России. - https://www.hse.ru/pubs/share/direct/document/82219853
ем имеющихся возможностей с максимальной выгодой»1. Таким образом, чтобы давать оценку институту предпринимательства, постараемся найти наиболее адекватные пути правильно его определить, измерить и оценить. По мнению С.Г. Кордонского, «реальность в России практически не описана. А если она не описана, непонятно, с чем исследователь, приходящий с какими-то своими стандартизированными методиками, имеет дело. Наши поллстеры, социологи, социальные философы и прочие ориентированы на импортные технологии, а социология как таковая сформировалась на финансовой поддержке Фонда Сороса и других западных фондов и посажена на соответствующую понятийную платформу. Исследователи применяют эту понятийную платформу здесь так же, как применяют ее на Западе, где она родилась и долго отрабатывалась. Это, мягко говоря, некорректно»2.
В руках государства сосредоточены финансово-экономические и законодательные инструменты для создания благоприятной предпринимательской среды. При этом мало обновить правовую базу сфере предпринимательства. Необходимо выстроить и обеспечить эффективное правоприменение. А господдержка кредитования малого и среднего предпринимательства натыкается на целый ряд барьеров в отношении с банковским сектором. Даже руководитель ПАО Сбербанк Г. Греф, организации аккредитованной Акционерным обществом «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (Корпорация МСП) в качестве уполномоченного банка для участия в Программе стимулирования кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства относится с серьезным недоверием к представителям малого и среднего предпринимательства. Так, в сентябре 2017 г. Г. Греф заявил, что малый бизнес зачастую становится «фабрикой по отмыванию доходов»3. При этом, раз попав в «черный список» ПАО Сбербанк или иного кредитного учреждения, у предпринимателей отношения с банками могут испортиться надолго. Так как уже за минимальные нарушения условий кредитных договоров установлено автоматическое включение бизнесменов в эти списки. Эта база является общей для всех банков, сейчас создается международный обмен информацией подобного рода. Даже если покинуть Россию, открыть свой бизнес будет проблематично и в других странах, так как эта база данных международная. А благие намерения по увеличению социальных отчислений предпринимателями и новые условия перехода на упрощенную налоговую систему (УСН) привели к уходу с рынка миллиона малых предпринимателей, не выдержавших дополнительного налогового бремени.
В качестве главы Комитета гражданских инициатив А.Л. Кудрин, выступая в апреле 2015 г. на конференции в Высшей школе экономики, заявил, что «бюрократия серьезно давит на бизнес, ограничивает его. Создает сложности то, что мы называем административными барьерами, коррупцией. Тем самым эффективность экономики остается невысокой. В этих условиях предпринимательство как основной мотор российской экономики испытывает большие
сложности......часть общества относится к предпринимателям, «как к кулачеству», и эта идеология «еще немного
стала вырастать»4.
Таким образом, налицо системная проблема по развитию предпринимательства в нашей стране, требующая не только экономических решений, но и политического, ментального, культурного и т.п. осмысления, с существенными особенностями и своеобразием по субъектам Федерации. Ученые Уфимского государственного нефтяного технического университета считают, что в регионах России конкуренция среди бизнес-структур ведется не только за финансовые и экономические ресурсы, но и за административные, так как последние в условиях российской политической действительности при определенных условиях могут обеспечивать более высокие дивиденды. «В таких условиях базовые институты деловой предпринимательской среды, проектируемые на федеральном уровне, при трансляции их в регионы испытывали серьезное давление со стороны большого числа региональных институций (экономический менталитет, деловая культура, национально-культурные ценности, система устойчивых неформальных институтов), воздействие которых приводило к институциональной трансформации, в результате чего вживляемый в деловую практику региона институт начинал видоизменяться, подстраиваясь под ту конфигурацию отношений, которая доминирует в регионе»5.
В январе 2018 года Минэкономразвития РФ принял решение оценить, насколько эффективно регионы информируют предпринимателей о возможностях по развитию бизнеса и доступных мерах государственной поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП). Для этого будет составлен рейтинг субъектов по информационному освещению темы МСП. Кроме того, Минэкономразвития оповестило граждан страны через свою пресс-службу, что активно работает над повышением доступности информации о программах поддержки бизнеса, для чего новости по тематике развития малого и среднего предпринимательства размещаются во всех социальных сетях, и даны адреса в Интернете6. На первый взгляд инициатива позитивная, однако, если принять во внимание институциональный когнитивный диссонанс в отношении чиновников, общества, самих предпринимателей, к сфере предпринимательской деятельности, то инициатива просто бессмысленна, она не найдет рефлексии у целевой аудитории.
1 Петросянц Д.В. Предпринимательский вуз: зарубежный опыт и российская действительность // Региональная экономика: теория и практика. 2013. - № 31. - С. 41-48.
2 Кордонский С.Г. Сама концепция пути ошибочна. https://www.kommersant.ru/doc/3459946
3 Малый бизнес часто становится фабрикой по отмыванию денег, считает Греф. - https://ria.ru/economy/20170907/15019774
14.html
4 Кудрин обвинил власти в популизме и страхе перед реформами. - https://www.rbc.ru/economics/07/04/2015/5523e48b9a 7947f3ec255113
5 Солодилова Н.З. Потенциал развития и факторы ограничения региональной деловой среды / Н.З. Солодилова, Р.И. Маликов, К.Е. Гришин // Экономика региона. 2015. - № 2 (42). - С. 138.
6 Минэкономразвития составит рейтинг регионов по информационному освещению мер поддержки малого и среднего бизнеса. http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depmb/201823011
В табл. 1. нами представлены несколько значимых глобальных проектов исследования предпринимательства. Одним из наиболее влиятельных проектов в мире по исследованию предпринимательства, является «Глобальный мониторинг предпринимательства» (Global Entrepreneurship Monitor, GEM), который связывает предпринимательство с понятием инновационности, способностью создавать новые продукты и технологии. Исходя из этого, рассматривается различное «качество» предпринимательства - в зависимости от новизны предлагаемых продуктов и используемой технологии. Вот лишь некоторые наблюдения самого свежего среза, в котором вскрываются наиболее наболевшие и значимые проблемы развития института предпринимательства в России:
• из года в год эксперты отмечают «непредсказуемость и агрессивность» государственной политики, «постоянно меняющиеся правила игры», «отсутствие реально действующего правового поля и законов», а также «избирательность правоприменения». «Высокий уровень бюрократии» и «клановость» чиновничьего аппарата» также не способствуют улучшению предпринимательского климата в России.
• доступ к финансированию для новых компаний, по мнению экспертов, затруднен из-за «недоступности денег -дорогих кредитов, тотального недоверия банков и других финансовых институтов к бизнесу».
• среди препятствующих развитию предпринимательства факторов эксперты отметили национальные культурные особенности. В обществе витает «настороженное или даже негативное отношение к предпринимательству». Предпочтения молодого поколения в пользу крупного бизнеса или чиновничества эксперты объясняют «стремлением не зарабатывать, как предприниматель, а «получать» как чиновник»1.
Таблица 1
Значимые глобальные проекты исследования предпринимательства в мире
GlobalEntrepreneurship Monitor Глобальный мониторинг предпринимательства OECD / Kauffman Entrepreneurship Indicators Program Индикаторы пред-приним ательства World Bank Global Entrepreneurship Survey Исследование глобального предпринимательства Eurobarometer Entrepreneurship Евробарометр -Предпринимательство
Основные задачи Измерение различий в предпринимательских отношениях, деятельности и стремлениях во всем мире. Раскрытие факторов определения уровней предпринимательства. Определение политики. Последствия. Создание международно-сравнимых статистических баз данных о предпринимательстве и определяющих его факторах для стран ОЭСР. Понимание динамики частных предприятий во всем мире через сбор данных по созданию бизнеса на международном уровне, которые могут быть сравнимы для неоднородных правовых, экономических и политических систем. Измерение предпринимательского мышления людей и изучение мотивации, выбора, опыта и препятствий, связанных с работой на себя. Результаты помогают органам, определяющим политический ^рс ЕС, понять проблемы и разработать необходимые политические и экономические программы.
Источники данных Репрезентативные выборки взрослого населения в возрасте от 18-64 лет для любой экономики; Экспертные опросы, по крайней мере, 36 экспертов в каждой экономике. Зарегистрированные базы данных; внешние источники данных. Зарегистрированная база данных; альтернативные источники, такие как статистические агентства, налоговые и трудовые учреждений, торговые палаты и частные производители. Репрезентативные выборки взрослого населения от 15 лет и старше для каждой экономики (или 500 или 1000 на страну).
Составлено авторами. Источники: Национальный отчет Глобальный мониторинг предпринимательства. - http://gsom.spbu. ru/files/docs/gem_russia_2016-2017.pdf; http://www.kauffman.org; Сайт проекта Евробарометр-Предпринимательство. - https://ec. europa.eu/growth/tools-databases/vto/documents?name_list=All&field_type_tid=8769&field_year_value=All&items_per_page=10&page=1; http://www.worldbank.org/
Предпринимательские вузы
Предпринимательские вузы (университеты) (ПУ) - поставщики технологий, решений, сервисов в инновационную систему страны, активно взаимодействуют с институтами развития, государственными корпорациями и компаниями. В стенах ПУ готовятся кадры, необходимые для инновационного развития экономики и социальной сферы - инженерные, управленческие, предпринимательские. Задача ПУ быть генератором знаний в виде научных исследований и квалифицированных кадров, формировать специфическую среду, где проходят отбор лучшие, наиболее эффективные решения.
В отличие от классических вузов для предпринимательских университетов характерно совмещение преподавательской, научно-исследовательской и предпринимательской деятельностей, от которых возможно получение некоторого дохода, а также наличие объектов инновационной инфраструктуры. «Тем самым университет выстраивает модели подготовки специалистов, которые нацелены, с одной стороны, на подготовку и выпуск поколений инноваторов, а
1 Национальный отчет Глобальный мониторинг предпринимательства. - http://gsom.spbu.ru/files/docs/gem_russia_2016-2017.pdf
с другой - на производство инновационных идей и продуктов для разных отраслей экономики»1. Ключевой характеристикой такого университета является коммерциализация научной деятельности и ее результатов, выраженных в различных инновационных разработках и опытно-конструкторских разработках.
Зададимся вопросом: какие условия предоставляет ПУ студентам и преподавателям для проявления их предпринимательского потенциала (предпринимательская среда)? И как оценить имеющийся задел? Для этого необходимо выявить и измерить:
• наличие преподавателей имеющих собственный опыт в бизнесе, профессиональные компетенции которых, помогли при создании собственного бизнеса. Консалтинговые и диалоговые площадки;
• наличие и уровень развития институтов развития трансферта новых знаний в готовый продукт;
• инновационные образовательные программы и применение передовых образовательных технологий;
• использование научно-лабораторной базы вуза;
• насколько вуз идет в ногу со временем, и если есть отставания от реальных процессов в хозяйстве страны, как их преодолеть?
На тему связи высшего образования и интенсификации предпринимательства в исследуемой региональной системе фиксируется более тысячи публикаций в США и Европе в последние 20-25 лет. Хотя большинство авторов предполагают наличие такой связи, однако убедительных доказательств до сих пор не получено.
Заключение
В резюме настоящему докладу отметим, что институт предпринимательства в современной России находится в стадии становления и развития в соответствии с особенностями психообщественной инфраструктуры современной России и её регионов. В этой связи представим некоторые тезисы, ни в коем случае не стремясь создать исчерпывающую энциклопедию проблем и направлений развития института предпринимательства в России:
• предпринимательство - специфичный институт рыночной экономики, имеющий свои особенности в конкретных институциональных, территориальных, ментальных и иных условиях;
• мнение общества о предпринимателях и бизнесменах в России по- прежнему имеет негативный подтекст, связанный с восприятием их как «барыг», «спекулянтов» и т.п. Такое восприятие инерционно, связанно с целенаправленной пропагандистской политикой, проводимой в СССР в отношении института предпринимательства;
• российское предпринимательство по большей части нельзя охарактеризовать как инновационное ни по новизне предлагаемой продукции, ни по использованию новых и новейших технологий, однако ожидания будущего роста бизнеса у российских предпринимателей значительно выше ожиданий предпринимателей стран Европы. Отчасти это связано с высокой волатильностью рынков в нашей стране. С другой стороны, с наличием свободных ниш в бизнесе (последнее, предмет отдельных дискуссий и обсуждений);
• экономический кризис стал настоящим испытанием для российских предпринимателей. В частности это рост кредитных ставок, девальвация рубля, стремительное падение доходов населения и т.п.;
• основной «удар» по улучшению предпринимательской среды в стране на себя должны взять предпринимательские университеты. Это и пропаганда института предпринимательства, и обучение основам бизнеса, и диалоговая площадка для предпринимателей, ученых, студентов и аспирантов, чиновников, по поводу оптимизации и развития института предпринимательства во всех регионах России. Иначе говоря, современные вузы уже не могут ограничиваться решением традиционной для них задачи обеспечения экономики высококвалифицированными специалистами, они должны активизировать свою деятельность в сфере исследований и разработок, развивать инновационную деятельность, становиться региональными центрами предпринимательской активности.
1 Андрюшкевич О. Опыт формирования предпринимательских университетов в контексте модели «тройной спирали» / О. Андрюшкевич, И.М. Денисова // Федеральное издание «Капитал Страны». 2014. - http://kapital-rus.ru/articles/article/opyt_for mirovaniya_predprinimatelskih_universitetov_v_kontekste_modeli_troj/