К. В. Белов
СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИММИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ЯПОНИИ. Ч. 1.
В статье рассматриваются проблемы, с которыми сталкиваются проживающие в Японию иностранцы. В первой ее части раскрываются пути притока иностранцев в страну, анализируется правительственная политика в сфере регулирования миграционных процессов, особенно по отношению к рабочим-иммигрантам. Автором настоящей статьи делается попытка ответить на вопрос об истоках негативного отношения к иностранцам, господствующего в современной Японии в сфере государственной политики и в системе социальных отношений.
Ключевые слова: иммиграция в Японию, права человека в Японии, иммиграционная политика Японии.
Еще недавно о Японии было принято говорить лишь как о стране с крайне строгим иммиграционным законодательством, ограничивающим въезд тем, кто хотел бы воспользоваться преимуществами высокого уровня жизни (в особенности по сравнению с другими странами Азиатского и Тихоокеанского регионов, на которые приходится основной поток иммиграции в Японию), но кто не подпадает в категорию тех, чей приезд желателен. Однако начиная со второй половины 1980-х годов целенаправленная политика властей и деятельность бизнес-кругов страны по увеличению притока в страну иностранцев, по своим результатам сравнимая со «вторым открытием» Японии начала периода Мэйдзи, серьезно повлияли на данное положение вещей. Так, лишь за последние 20 лет число проживающих в Японии иностранцев увеличилось более чем вдвое.
Сегодня уже сложно говорить о закрытости японского общества на том основании, что в стране на постоянной основе проживает более 2 млн лиц, не имеющих японского гражданства, а число иностранных туристов, ежегодно посещающих страну, превышает 10 млн человек. Все надписи и указатели в общественных местах больших городов выполнены на двух, а порою, трех и более языках. Более 10% браков в стране заключаются с иностранцами (в Токио — более 20%), Япония активно участвует в процессах мировой глобализации, и этот список легко продолжить.
Но если обратиться к цифрам сухой статистики, именно на ее основании предположение о продолжении периода «закрытости» Японии возможно, так как представители всех присутствующих на
© К. В. Белов, 2010
территории страны национальностей, помимо самих японцев, составляют вместе лишь 1,8% от населения страны.
Однако при условии, что численность потока въезжающих в страну сохранится на уровне последних лет, процентное соотношение состоящих и не состоящих в браке японцев не будет существенно меняться, население продолжит стареть (уже сейчас Япония — самая быстро стареющая страна в мире), а рождаемость останется на крайне низком уровне, можно смело утверждать, что в ближайшем будущем число проживающих в стране неяпонцев продолжит уверенный рост. Так, на сегодняшний день уровень рождаемости в межнациональных браках, заключенных между японцами и японками, с одной стороны, и иностранцами — с другой, равен 2,4, притом что среднее по стране значение находится в пределах 1,3~1,4. Таким образом, дети, рожденные в смешанных браках (в силу социальной инерции все еще называемые в обществе hanbun — «половинка» — наследие прежней эпохи «закрытости»), будут неизбежно способствовать дальнейшей интернационализации (во всех смыслах этого слова) японского общества.
Вместе с тем все сказанное составляет основание для возникновения различного рода проблем, ранее не существовавших, однако в начале нового тысячелетия имеющих все большее влияние на вектор развития японского общества.
Основной сферой локализации данных проблем является вопрос о соблюдении прав и свобод проживающих в Японии иностранцев. Комаи Хироси, один из наиболее известных исследователей роли Японии в международных миграционных процессах, в своей работе (Komai, 2001) указывает на то, что данная проблема должна быть подвергнута тщательнейшему анализу и последующему регулированию со стороны властей как можно скорее. В противном случае это грозит неизбежным коллапсом во всех возможных областях: социальных, экономических и политических отношений. По его мнению, это связано с тем, что существующие в государстве и обществе установки вступили в объективное противоречие с ситуацией, сложившейся в сфере входящих миграционных потоков. И именно этот вопрос должен быть вынесен нами на отдельное рассмотрение.
Из большого числа посвященных его рассмотрению источников выделим экономический отчет ОЭСР, посвященный Японии, в котором обозначена большая часть проблем, с которыми сталкиваются проживающие в стране иностранцы. Собранные воедино, они представлены на беспристрастный суд мирового сообщества (OECD Economic Surveys Japan, 2006). Для современной Японии все также актуальны вопросы: что формирует основания для неизменной на
протяжении сотен лет ситуации, где иностранцы выступают нежеланными гостями на территории страны? является ли государственная политика причиной, либо следствием отношения общества к иностранцам? можно ли изменить сложившуюся ситуацию?
Сложно дать точный ответ сразу на столь широкие вопросы, поэтому ответ на них может быть выведен из понимания того, проводят ли японские власти политику, направленную на снижение социальной напряженности, связанной с ростом числа пребывающих в стране иностранцев, и если проводят, то в каком направлении. Для этого необходимо проанализировать весь спектр существующих в этой сфере проблем: как тех, с которыми сталкиваются впервые попавшие в страну иностранцы, так и тех, с которыми имеют дело иммигранты, на протяжении многих лет живущие и работающие в Японии, а потому ежедневно встречающиеся с обыденной, непарадной стороной жизни в японском обществе. Последним приходится особенно тяжело. Помимо того, что они вынуждены регулярно ощущать на себе всю ту неприязнь, которую японцы обыкновенно испытывают к любым иностранцам, возможности вернуться на родину у них также чаще всего уже нет: ни моральной, ни финансовой. Таким образом, им не остается ничего иного, как, по сути, оставаться людьми без родины. Ко всему прочему многие из них живут в ситуации отсутствия социальных гарантий, прав и свобод, которыми наделены «полноценные» японские граждане с самого рождения.
Способы иммиграции в Японию
Второй по числу проживающих в Японии групп иностранцев (после выходцев из различных азиатских стран) являются этнические японцы (так называемые kikansya - вернувшиеся), возвратившиеся на родину (свою или своих предков) из других стран. Чаще всего это японцы во втором, третьем, но в последнее время также и в четвертом поколении. Эта категория иностранцев не имеет японского гражданства, даже несмотря на то, что многие из них свободно говорят по-японски, этнически также являясь японцами.
Тем не менее проживающие в Японии неграждане в массе своей являются представителями других национальностей. В таблице дан список стран, выходцы из которых представлены в Японии в наибольшем количестве, а также общее число проживающих в стране иностранцев на конец 2008 г. Чтобы понять, каким образом иммигранты влияют на социальное, экономическое и политическое положение Японии, рассмотрим способы их прибытия на Японские острова. На этом основании мы сможем понять природу негативного отношения, испытываемого японцами к проживающим в стране выходцам из других стран.
Таблица. Число иностранцев, постоянно проживающих на территории Японии, согласно гражданству, 1995-2008 гг. (человек)
Год Государство
Китай Северная и Южная Корея Бразилия Филиппины Перу США Другие страны Всего
1995 222991 666376 176440 74297 36269 43198 142800 1362371
1996 234264 657159 201795 84509 37099 44168 156142 1415136
1997 252164 645373 233254 93265 40394 43690 174567 1482707
1998 272230 638828 222217 105308 41317 42774 189442 1512116
1999 294201 636548 224299 115685 42773 42802 199805 1556113
2000 335575 635269 254394 144871 46171 44856 225308 1686444
2001 381225 632405 265962 156667 50052 46244 245907 1778462
2002 424282 625422 268332 169359 51772 47970 264621 1851758
2003 462396 613791 274700 185237 53649 47836 277421 1915030
2004 487570 607419 286557 199394 55750 48844 288213 1973747
2005 519561 598687 302080 187261 57728 49390 296848 2011555
2006 560741 598219 312979 193488 58721 51321 309450 2084919
2007 606889 593489 316967 202592 59696 51851 321489 2152973
2008 655377 589239 312582 210617 59723 52683 337205 2217426
Источник: Ministry of Justice of Japan, http://www.moj.go.jp/PRESS/080601-1.pdf
Итак, одним из основных маршрутов, используемых для привлечения иммигрантов в Японию, является система найма японскими компаниями из-за рубежа иностранных «стажеров», в дальнейшем проходящих корпоративное обучение в Японии. Эта система используется для ввоза сотрудников в основном из Китая, Вьетнама, Индонезии, Таиланда и Филиппин, где граждане КНР составляли 66,8% от всего числа в 2007 г. (Immigration Control, 2008, p. 10-11). По статистике, на сегодняшний день число людей, въезжающих по данному типу виз, превышает 100 тыс. в год, продолжая расти (Ibid., p. 5). Однако, как замечают исследователи этого вопроса, большая часть участников подобных «стажировок» в действительности въезжает в страну с иными целями, по причине чего в дальнейшем на добровольной основе вовлекается в низкооплачиваемую, самую трудную работу, которая только осталась в высокотехнологичной Японии. Ее примером служит работа «стажеров» на рисовых полях, в качестве теневого персонала в индустрии развлечений (в качестве мойщиков, фасовщиков, грузчиков) и т. д., что не требует ни каких-либо специальных знаний, ни владения японским языком. Однако самым распространенным способом занятости «стажеров» является побочная работа в рамках компаний, на которых они должны проходить обучение в качестве низко квалифицированной дешевой рабочей силы.
Тенденция нецелевого въезда в страну участников программ корпоративных стажировок усиливается также по причине того, что
под давлением деловых кругов правительство Японии в последние годы упростило правила пребывания в стране обладателей визы «стажер». Начиная с 2001 г. обладатели виз данной категории имеют право находиться на территории страны непрерывно сроком до полутора лет, а также имеют право на работу в течение всего периода пребывания. Вот почему практически все «стажеры» помимо корпоративных программ обучения добровольно участвуют и в иной трудовой деятельности.
Следующее изменение в миграционном законодательстве, произошедшее в 2005 г., являющееся следствием данного послабления, будучи призванным сбалансировать упростившиеся правила пребывания «стажеров» в Японию, состояло в ужесточении правил отбора заявлений и при вынесении решений о выдаче виз потенциальным участникам подобных стажировок. Смысл этого изменения заключался не столько в сокращении численности иностранцев, пребывающих в страну по этим программам, сколько в усилении контроля за ними и свертывании полулегальной миграции.
Иными совами, можно сказать, что благодаря правительственным усилиям в этой сфере произошла успешная трансформация программ полулегального найма иностранных рабочих крупными корпорациями за рубежом в регулируемый механизм предоставления дешевой рабочей силы тем секторам экономики, которые более всего в ней нуждаются.
Невозможность снижения числа привлекаемых «стажеров» объясняется тем, что крупные японские корпорации, составляющие основу экономики страны, не смогут поддерживать должный уровень конкурентоспособности своих товаров на международном рынке, если число таких мигрантов значимо сократится1. Нельзя забывать о том, что трудовая деятельность таких людей, необходимая экономике не менее труда студентов, является побочной в период их пребывания в Японии, так как основной целью для них все же служат повышение уровня квалификации, получение новых знаний и навыков, точно так же, как приработка студентов не составляет основного содержания их деятельности.
Вот почему в ответ на ужесточение миграционного законодательства компании отвечают поиском все новых прорех в законода-
1 Это относительно недавняя ситуация, так как, даже испытывая недостаток в рабочей силе в течение всего послевоенного периода ускоренного экономического роста, японская экономика не считала нужным ввозить дополнительную рабочую силу (в отличие, например, от Западной Германии), но предпочла добиваться максимально возможной автоматизации производства, требующего все меньших и меньших трудозатрат.
230 _
тельстве с целью поддержания темпов ввоза иностранных рабочих в тех количествах, в которых нуждаются их производства. Так, проведенное в 2005 г. обследование 730 японских компаний, привлекающих на работу обладателей визы «стажер», показало, что более 80% из них нарушало закон «О стандартах работы» (применимый только к иностранцам), а также закон «О минимальном размере заработной платы» (Migration News, 2007).
Следующим по распространенности способом увеличения числа иностранцев в стране является предоставление виз уже упоминаемым выше носителям «японской национальности»2, в большинстве своем перед въездом в страну проживавших в странах Южной Америки. Как официально, так и не официально такие люди носят названия nikkeijin, sankeijin (второе поколение, третье поколение) и т. д., в зависимости от того, какое поколение они представляют по отношению к предкам, покинувшим Японию в свое время.
Согласно статистике, на сегодняшний день в Японии на постоянной основе проживает более 300 тыс. иммигрантов лишь из одной Бразилии. Все они имеют визовый статус специальных поселенцев либо близкий к ним (статус постоянных поселенцев, супругов, родственников и т. д.). При этом большая часть из них является nikkeijin и sankeijin (Tsuda, Cornelius, 2004, p. 442-443).
Японское правительство следует официальной политике ограничения притока неквалифицированной рабочей силы в страну, поэтому в ее рамках принятие данной категории иммигрантов не расценивается как трудовая иммиграция. Вот почему переселенцам всего лишь «позволяется» работать в стране без каких-либо ограничений. Формальное их отсутствие, как и отсутствие ограничений на выдачу и дальнейшее продление виз таким людям, обосновывается тем, что формально в страну они въезжают временно и в первую очередь с целью изучения японского языка и приобщения к культуре предков. Однако этот процесс может растянуться на годы, что требует продления виз, а также выдачи разрешения на работу, что необходимо для поддержания определенного жизненного уровня людей на это время.
В действительности же большинство из приезжающих из-за рубежа наследников японцев, выехавших в свое время из страны, имеют очень смутное представление как о культуре Японии, так и о японском языке. Практика показывает, что, реализуя свое право на въезд в Японию, многие иммигранты из таких стран, как Бразилия,
2 См. визовую классификацию на сайте МИД Японии: Minister of Foreign Affairs, http://www.mofa.go.jp/j_info/visit/visa/04.html
_ 231
Перу, Уругвай, Парагвай (откуда приезжают 90% всех возвращающихся «японцев»), продают перед отъездом недвижимость и все остальное имеющееся в их распоряжении имущество. В таких условиях говорить о возможном их возвращении в страны отбытия, даже в перспективе, становится невозможно, так как им просто некуда возвращаться. Также важно учитывать тот факт, что при переезде в Японию носители такого типа виз покидают свои страны целыми семьями, не оставляя там родственников. В этом свете сама позиция японского правительства, настаивающего на статусе их «временного» пребывания в стране, подвергается постоянной критике как нереалистичная изначально.
В этом ключе еще более формальной предстает вторая по употребимости официальными лицами причина, призванная обосновать широкий размах выдачи виз иностранцам японского происхождения, коей является необходимость «понимания ими собственного культурного наследия». Однако многие исследователи отмечают, что очень сложно представить изучающим культурное наследие Японии, к примеру, перуанского иммигранта, дедушка которого был японцем, переехавшим в Южную Америку в период послевоенной разрухи 60 лет тому назад. При этом такой сегодняшний иммигрант практически не говорит и не читает по-японски и при этом трудится разнорабочим более 10 часов в сутки, постоянно проживая в дешевом общежитии в окружении таких же иммигрантов, как и он сам3. И все же официально таким людям позволяется продлевать свои визы бесконечное число раз именно в целях культурного ознакомления, как то следует из документов, поступающих от заявителей. Вот почему неудивительно, что подавляющая часть возвратившихся на историческую родину этнических японцев-неграждан находит себе неквалифицированную работу4.
На практике такие иммигранты трудятся на заводах крупных японских корпораций, таких как «Тойота», «Ниссан», «Хонда»,
3 Чаще всего иммигранты такого рода проживают в специально построенных для них кампусах, окружающих заводы и фабрики, расположенные на удалении от крупных городов. Примером тому служит большое количество поселений (в которых живут практически исключительно трудовые иммигранты) вокруг заводов корпорации «Тойота», находящихся в префектуре Аичи. В Токио примером подобного компактно проживающего сообщества выходцев с Корейского полуострова является территория вокруг станции Син-Окубо, где даже уличные объявления пишутся на корейском языке.
4 Это происходит из-за того, что в подавляющем числе стран, откуда родом иммигранты, образование носит привилегированный характер и стоит больших денег, которых у большинства возвращающихся на историческую родину японцев просто не было. Чаще всего это и служило причиной их переселения.
232 _
«Митцубиси» и других. Именно благодаря этим людям, в некоторых случаях, составляющих большинство от занятых на производстве сотрудников, японским компаниям удается поддерживать конкурентоспособные цены на свои товары и добиваться стабильного социального положения для других своих сотрудников-граждан Японии. Привлечение иммигрантов позволяет снизить стоимость конечного продукта практически до уровня стоимости аналогов, произведенных в одной из «дешевых» стран Азии, а также поддержать известный во всем мире благодаря основателю корпорации «Сони» Акио Морита лозунг: «Сделано в Японии, сделано японцами».
Другим способом въезда в страну, занимающим третье место по числу прибегающих к нему, является практика выдачи большого числа виз типа «pre-college student» (визы для обучающихся на подготовительных курсах) молодежи родом из небогатых стран и регионов. Впервые введены они были в 1990 г. на основании поправки к «Закону об иммиграционном контроле». Однако уже к 2000 г. ежегодно выдаваемое число виз данной категории достигло 37781 (Tsuda и Cornelius, 2004, p. 442-443). И хотя в 2007 г. их число снизилось до 19160 иммиграция в рамках данной категории визовых условий все еще сохраняет лидирующие позиции в способах рабочей иммиграции страну (Immigration Control, 2008, p. 5).
Последние исследования подтверждают, что за подобным визовым статусом в действительности кроется еще один способ теневой иммиграции. Происходит это потому, что, находясь уже в Японии, обладатели виз типа «pre-college student» практически предоставлены сами себе, из-за чего зачастую их деятельность не соответствует официально заявленной. Официальное же право на работу, которое они имеют, делает еще более предсказуемым результат этой «самостоятельности» иностранной молодежи. Согласно действующему миграционному законодательству, любой заявитель, имеющий определенную сумму денег на счету и способный оплатить стоимость обучения в течение первого семестра «подготовительных курсов» в Японии, имеет право на получение визы данного типа. Для этого необходимо лишь выбрать понравившуюся школу японского языка, число которых по всей Японии составляет более тысячи, и далее подать заявление на визу уже через ее представителей. Других особых условий для въезда в страну не требуется, а школы японского языка, в свою очередь, запрашивающие визы для своих учеников, в большинстве случаев относятся к ним исключительно лояльно, не требуя строгой посещаемости (зачастую не требуя ее вовсе) при условии регулярной оплаты своих услуг. Взамен же они информируют японскую службу миграционного контроля о якобы достигнутых учениками успехов в обучении.
Деньги на оплату «обучения» в таких школах, а значит, продление своего пребывания в Японии их учащиеся чаще всего зарабатывают в уже упоминаемой ранее сфере «трех D» либо же еще более нелегальным путем — будучи заняты в сфере развлечений, нуждающейся в их услугам, так как, несмотря на законодательные запреты, японский рынок рождает спрос в этой сфере, за которым неизбежно следует соответствующее предложение.
Механизм действия в данной ситуации таков. Молодые люди и девушки, готовые ухватиться за любую работу, которую им предоставляет японская экономика, получают визы обучающихся на подготовительных курсах, а по приезде в страну устраиваются на постоянную работу, отсылая оставшимся на родине семьям зачастую, более половины заработка, оставляя себе суммы, достаточные для оплаты «обучения», а также для покупки лишь самого необходимого. Начиняя с 2000 г. японское правительство увеличило с 20 до 28 число часов, которые обладатели таких виз могут работать в неделю (40 часов в неделю в период летних каникул) помимо самого процесса обучения. Однако исследование, проведенное муниципальными властями Токио, показало, что более 65% обладателей виз «pre-college student» работали более 35 часов в неделю уже на момент принятия этой правки, вне зависимости от времени года. По этой причине нередки ситуации, когда учащиеся не появлялись в стенах языковых школах на протяжении недель (Komai, 2001, p. 5558). Все это происходит с молчаливого попустительства языковых школ, по сути, являющихся ширмами для полулегальной иммиграции в страну.
Проблема эта хорошо известна японским властям. Вот почему их пассивность в решении данного вопроса воспринимается в обществе как намеренное нежелание иметь с нею дело. С позиции же японской экономики причины подобной медлительности ясны. Так, любые меры по ужесточению контроля со стороны властей оставят вакантными десятки тысяч рабочих мест, не привлекательных для японцев, которые будет очень сложно заполнить даже в условиях жесткой экономической ситуации в стране.
Следующим по числу прибегающих к нему способом иммиграции в Японию, однако применимым исключительно к сектору развлечений, является предоставление заинтересованным в этом людям особых «артистических» виз («entertainer» visas), обладателями которых в абсолютном большинстве случаев являются молодые девушки, на территории Японии полулегально работающие в так называемых «хостесс-барах» — популярных среди японских бизнесменов досуговых клубах. Однако нередки случаи, когда такие девушки переходят в сферу откровенно подпольного бизнеса, что
грозит им немедленной депортацией. Отчасти поэтому этот сектор иммиграционных процессов является теневым, как никакой другой.
В 2000 г. число проживающих в Японии носителей визы типа «entertainer» составило 53847 без учета тех, кто просрочил свои визы и находился в стране на нелегальном положении (Komai, 2001, p. 58-59). Уже в 2004 г. это число составляло 134 879 человек. Однако благодаря правительственным усилиям к 2007 г. этот показатель удалось снизить до 38 855, т. е. более чем в два раза за три года (Immigration Control, 2008, p. 5). Причину столь серьезного внимания властей к работе иностранцев в сфере развлечений понять несложно. Так, согласно статистике, более 80% въезжающих по «артистической» визе иностранцев в дальнейшем, находясь в Японии, нарушают условия пребывания в стране. Поэтому для миграционных властей очень часто наличие в паспорте визы типа «entertainer», выданной в прошлом, является как бы «черной меткой», негативно влияя на перспективы получения права на последующий въезд в страну.
Несмотря на то, что среди получателей данных виз традиционно доминируют представители восточных национальностей (среди которых доминируют граждане Филиппин и Китая), большое число «артистических виз» выдается молодым девушкам из России и из стран Восточной Европы (особенно Украины, Польши, Чехии). Число таких виз, выданных гражданам США, также велико, однако в этом случае говорить о «теневой» иммиграции не представляется возможным по понятным экономическим причинам. В подтверждение высокого уровня криминализированности, связанного с деятельностью обладателей данных виз, можно упомянуть, что среди них часты случаи, связанные с организованной эксплуатацией женщин на международном уровне. В этой связи наиболее активными защитниками прав женщин являются правозащитные организации, независимо от японского правительства борющиеся с проявлениями преступности в секторе развлечений, однако без его поддержки не способные преодолеть те проблемы, с которыми должны централизованно бороться власти страны. Однако, как и в предыдущем случае, данная проблема обращает на себя недостаточное внимание иммиграционных властей, хотя определенная деятельность в этом направлении ведется. Одним из последних примеров этого является реализация «Плана действий по предотвращению торговли людьми»5 правительства Японии, а также последующее
5 Подробнее см.: Japan's Action Plan of Measures to Combat Trafficking in Persons, http://www.mofa.go.jp/policy/i_crime/people/index_a.html
_ 235
ужесточение рассмотрения визовых заявлений от молодых девушек из вышеназванных стран6. Эти меры призваны уменьшить вероятность выдачи виз тем лицам, нарушение условий пребывания в стране которых в дальнейшем велико. В первую очередь это относится к категории «артистических» виз.
Следующий способ увеличения числа иностранцев в стране замыкает список наиболее распространенных. Речь идет о незаконной иммиграции в страну: либо без виз вовсе, либо на основании поддельных документов. Если контролируемая иммиграция в Японию в основном происходит воздушными путями, то нелегальная — чаще посредством водных маршрутов. И все же, несмотря на то, что береговая линия Японии страны составляет около тридцати тысяч километров, серьезный контроль за ней делает несанкционированное проникновение на Японские острова не такой простой задачей. Для нелегалов ситуация несколько упрощается в связи с наличием у Японии разветвленной сети портов, ограниченной возможностью досматривать все входящие суда, а также тесными связями между портовой администрацией и криминальными кругами. Последнее обусловлено тем, что практически любой нелегальный иммигрант, стремящийся попасть в Японию, должен «закрепить» за собой место либо просто заплатить за необходимые «документы», обеспечивающие ему въезд в страну, что прямо ведет к еще большей криминализации данной сферы миграционных процессов. Большинство нелегальных иммигрантов, пытающихся таким образом попасть в Японию, родом из беднейших стран Азиатского региона, в частности это — Бангладеш, Пакистан, Индия, сельские районы материкового Китая. Удобное географическое положение, а также сложная социально-экономическая ситуация в последнем особо тому способствуют. Отдельное место занимают иммигранты из Северной Кореи, для которых нелегальный способ въезда в Японию, каким бы он ни был, является единственно возможным в связи с отсутствием дипломатических отношений между двумя странами. По этой же причине в 100% случаев ими используется водный маршрут, так как авиасообщения между странами также не существует.
Весьма сложным представляется произвести даже приблизительный подсчет тех, кто выбрал для проникновения в Японию подобный нелегальный «безвизовый» (либо по поддельным документам) путь. По оценкам экспертов, число удачных случаев нелегаль-
6 См.: «Распоряжение об ужесточении рассмотрения визовых заявлений в связи с мерами по предотвращению торговли людьми» МИД Японии (http://www.st-petersburg.nj.emb-japan.go.Jp/info_visa.htm#A1).
236 _
ного въезда в страну не менее чем в десять раз превышает число фиксируемых случаев, и этот разрыв продолжает расти, несмотря на попытки снизить степень коррумпированности в портах и использование все более совершенных способов таможенного досмотра и пограничного контроля. Так, лишь в 1999 г. 9337 иностранцев были остановлены при попытке нелегального въезда. Из них 3056 пытались проникнуть в страну морским путем. А в 2005 г. число незаконных попыток проникновения на территорию Японии достигло 11 586 (Immigration Control, 2008, p. 32).
Можно выделить еще один относительно традиционный для Японии метод, хотя и весьма парадоксальный, заключающийся в увеличении числа иностранцев путем их рождения в стране. Аналогией данного способа среди развитых стран служит ситуация, наблюдаемая в странах Балтии, где распространена практика выдачи паспортов «неграждан»7. Сложность сложившейся ситуации применительно к Японии состоит в том, что люди, рожденные внутри страны и знающие лишь японский язык, — для западного наблюдателя неотличимые от японцев, ни по манере речи, ни по внешнему виду, — не имеют японского гражданства. Зачастую, проживая в Японии всю свою жизнь и ни разу не выезжая за ее пределы, они официально остаются негражданами. Данная проблема не нова. Так, еще в предвоенный период сфера «ограниченных в правах» иностранцев в Японии включала в себя народ Айну8, а также местное население островов Рюкю9. На сегодняшний день оба они практически ассимилированы японским этносом, а постоянно проживающие в Японии такие «иностранцы» состоят в основном из выходцев с Корейского полуострова, Восточного Китая, острова Тайвань (квалифицированные рабочие, обладающие специальными знаниями и навыками)10, принудительно перемещенных в Японию в
7 Это относится к тем, кто постоянно проживает на территории Японии, их детям, а также к тем, кто был рожден на территории страны, но не знает государственного языка страны на «достаточном» уровне, который определяется специально созданной для этой цели комиссией.
8 В Японии относительно мало книг, где научно описывается вытеснение айнского языка японским, ассимиляция культуры айнов японской и т. д., хотя в других странах этот вопрос освещен широко (о таких работах на русском языке см.: Алпатов, 2003, с. 175-182).
9 В соответствии с официальной позицией японских властей народ Айну не признавался в качестве отдельного до 1993 г., а Япония считалась мононациональной страной. Особую роль в этом сыграли знаменитые высказывания националистского характера премьер-министра Я. Накасонэ в 1986 г., когда он откровенно заявил, что «в Японии существует только одна нация — японцы».
10 Говоря о корейских иммигрантах, отметим, что первое насильственное их перемеще-
_ 237
период до 1945 г., а также их потомков. В японском языке они именуются zainichi, во всех статистических справочниках и иной официальной информации они включаются в список проживающих в стране иностранцев.
К концу 1945 г. число таких невольных иммигрантов на Японских островах превышало 2 млн человек, хотя в дальнейшем большая их часть была репатриирована в родные страны. Согласно государственной статистике, из 1,5 млн иностранцев, проживавших в Японии в 2002 г., zainichi составляли лишь 234 тыс. человек.
В рамках японского общества эта проблема остается малоизвестной, поскольку для самих японцев не выглядят чем-то странным и требующим срочной реакции. Основания для такой «толерантности» могут быть найдены в неубывающей вере большинства современных японцев в идеи «уникальности» японской нации, японское превосходство и т. д.11 С этим связаны проблемы, с которыми сталкиваются все пребывающие в стране иностранцы, но особенно остро они стоят перед людьми, живущими в Японии долгое время. В частности, проживающие в Японии на постоянной основе иностранцы обязаны соблюдать различные правила, постулируемые японским законодательством. Особо можно выделить: запрет иностранцев на участие в выборах, обязанность регулярно перерегистрировать свое «удостоверение иностранца» (заменяющее находящимся в Японии более трех месяцев иностранцам паспорт), ограничение на пользование услугами служб занятости, трудности с пенсионным обеспечением, при устройстве детей в школы, вуз и т. д.
Несмотря на то, что чаще всего такие люди проживают в стране с самого своего рождения, имеют статус «постоянных резидентов», а японский в подавляющем числе случаев является для них родным языком, они неизбежно испытывают на себе различные проявления дискриминации со стороны остальных членов общества. Официально zainichi ограничены в правах ровно в той же мере, как и любые другие иностранцы в стране. Это вызывает постоянное непонимание с их стороны, как жить «внутри», а не вне общества, не желающего их принять.
Как было отмечено в работе исследователя этой проблемы КоюЫ ^аЬисЫ (^аЬисЫ, 2000, р. 39), «проживающие в Японии ко-
ние на территорию Японии произошло еще в конце XVI в., в период правления Тоётоми Хидэёси, когда в результате Японо-Корейской войны тысячи квалифицированных корейских рабочих были доставлены на японские острова.
11 Эта тема достаточно хорошо изучена и о ней существует достаточное количество публикаций на различных языках. Основные ее понятия см.: Корнилов, 1985, с. 36-59.
238 _
рейцы в то же самое время находятся как бы вне Японии, а потому к ней не относятся». Политика властей в этом вопросе подтверждает данный тезис. В частности, в начале 2000-х годов правительством поднимался вопрос о существующем запрете на продолжение обучения в университетах для выпускников, не имеющих государственной аккредитации школ. В особенности остро эта проблема стоит для выпускников так называемых корейских школ, где в основном обучаются дети жителей Японии корейской национальности, а преподавание частично ведется на корейском языке. После нескольких лет рассмотрения проблемы единственное решение, которое удалось принять властям, заключалось лишь в том, что отныне частным университетам предоставляется право самим решать, принимать либо нет выпускников школ, не имеющих аккредитации. Государственные университеты по сей день не получили такого права.
Таким образом, корейские школы все также остаются вне образовательной системы страны, а потому не предоставляют своим выпускникам (в большинстве случаев негражданам Японии) возможности продолжить образование и, как результат, занять достойное место в обществе. Исключения сделаны для редких семей, способных оплатить дорогостоящее обучение в частных университетах. Тем самым правительство подтверждает свою приверженность к продолжению проведения политики самоустранения и невмешательства в проблемы «внутренних» иностранцев — zainichi.
На основании рассмотренной нами информации можно сделать вывод о том, что особенностью способов увеличения численности иностранцев в Японии являются постоянно нарастающие (несмотря на нестабильную ситуацию) с середины 1980-х годов входящие потоки трудовой миграции.
Свое место в этих процессах занимают и другие способы сдерживания иммиграции. Но говорить о них в конкретных цифрах весьма сложно, так как официальной статистики, как и приблизительных по ним подсчетов, нет. Одной из таких практик является механизм официального квотирования рабочих мест для иностранцев. Размеры квот определяются государством исходя из обстоятельств в конкретной ситуации, сложившейся в той либо иной отрасли. В частности, многотысячные квоты в сфере медико-социального обслуживания обусловлены острейшим дефицитом рабочей силы в ее рамках.
Рассмотрим импорт иностранной рабочей силы согласно государственному квотированию рабочих мест на ее примере.
На фоне все ускоряющегося старения нации сектор медико-социального обслуживания испытывает катастрофическую нехватку
младшего и среднего медицинского персонала. Заполнение вакантных позиций исключительно за счет внутреннего рынка труда становится невозможным в связи с отсутствием для того ресурсов. Кризисное состояние в отрасли может быть отслежено даже на семантическом уровне. Например, слово gangоshi (медицинский персонал, вне зависимости от гендерной принадлежности) в недавнем прошлом подменило собой традиционно принятое дапдо^ (исключительно «медсестра»), что наиболее ярко отражает социальные подвижки, произошедшие в сфере медико-социального обслуживания, ранее рассматриваемой как исключительно женское занятие, однако в связи с произошедшими изменениями утратившими этот статус. В последние же годы здесь все чаще используется труд иностранных специалистов.
С середины 1990-х годов правительство Японии осуществляет практику регулярной выдачи рабочих виз определенным категориям иностранцев согласно целевым квотам. В частности, государство распределяет въезжающих в Японию по рабочей визе иностранцев, набранных для указанной целевой деятельности, по больницам и домам престарелых по всей стране. Наиболее часто для этого привлекаются медсестры с Филиппин, несколько тысяч которых каждый год въезжают в страну с этими целями. Однако даже путем привлечения иностранной рабочей силы проблему нехватки младшего и среднего медицинского персонала преодолеть не удается. На этом основании можно говорить о том, что на фоне сокращения трудоспособного и роста пожилого населения страны уже в скором времени квоты по привлечению иностранной рабочей силы будут расширены вновь. В перспективе это может привести к возникновению еще одного очага социального беспокойства в обществе, так как, несмотря на свои профессиональные качества, привлекаемые из-за рубежа специалисты не знакомы с культурой и традициями Японии, к тому же из них мало кто говорит по-японски. И это помимо столь очевидных проблем, как нахождение ими в стране дольше положенного срока, работа на нецелевой (не соответствующей условиям пребывания) должности и т. д.
Еще одним способ иммиграции в страну, который очень сложно оценить в численных масштабах, является практика межнациональных браков (в большинстве своем с женщинами-иностранками), организуемых с помощью большого количества специализирующихся на этом агентств, как внутри страны, так и за ее пределами. Однако в большом числе случаев подобные агентства оказывают услуги по организации договорных браков, где оба партнера стремятся каждый к своим выгодам, а организующее их агентство поддерживает в секрете фиктивный характер такого бра-
ка, взамен получая соответствующее вознаграждение, зачастую на регулярной основе.
На этом основании создается полулегальный бизнес по ввозу в страну иностранцев под предлогом заключения брака с гражданами Японии. Законодательство страны тому способствует, не ограничивая иностранных супругов как в выборе работы, так и в ее продолжительности. Вместе с тем иностранные супруги японских граждан ставятся в полную зависимость от своих японских партнеров по браку. По закону, состоящие в браке с японцами иностранцы не имеют тех же гражданских прав, что и граждане Японии, а при первом заявлении японских супругов о формальном расторжении брака (даже до самого этапа официального расторжения) должны быть депортированы как утратившие основания для пребывания на территории страны. Формально осуществляемый властями контроль над тем, живут ли такие межнациональные пары в действительном браке, является условным, так как его невозможно реализовать из-за огромного числа таких браков. В конечном итоге межнациональные браки используются в качестве еще одной из «щелей» в японском законодательстве для импорта неквалифицированной рабочей силы в Японию.
Большинства фиктивных браков рассчитано на участие в них женщин из стран Азии, для которых тяжелейшая низкооплачиваемая работа в Японии (чаще всего на рисовых полях) в любом случае является лучшей альтернативой безработице, которая ожидает их на родине. Это позволяет им поддерживать свои семьи, регулярно высылая им небольшие (по японским меркам) суммы денег, вместе с тем являющиеся целым состоянием в странах и регионах, выходцами из которых они являются. Себе же женщины оставляют суммы денег, достаточные лишь для покрытия стоимости жилья в самой Японии, еды, а также регулярных выплат брачному агентству, скрывающему от властей реальное положение вещей. Такие люди живут под постоянной угрозой депортации, неизбежной при проведении проверки, инициируемой по первому заявлению своих фиктивных супругов, которых зачастую видели лишь единожды.
Все вышесказанное обусловливает двойственный характер сложившейся с существующими в стране иностранцами ситуации: без них экономика Японии не была бы столь конкурентоспособной на международных рынках, и в то же время, общество и власти по возможности стараются абстрагироваться от решения назревших в этой сфере проблем, регулярно перенося их решение. Очевидно, что до тех пор, пока миграционное законодательство Японии будет оставаться одним из наиболее жестких в мире, а число прибывающих в страну иностранцев будет все нарастать, порождаемые этим
фактом противоречия будут неуклонно расти. Статистика свидетельствует (см. таблицу), что с каждым годом в Японии количество иностранцев все растет. На сегодняшний день острой политической проблемой является не ограничение их притока в страну, а поиск способа интеграции иностранцев в японское общество.
Литература
1. Алпатов В. М. Япония: язык и общество. М.: Изд-во «Муравей», 2003. 136 с.
2. Корнилов М. Н. О типологии японской культуры (японская культура в теориях «Нихондзин рон» и «Нихон бунка рон») / Отв. ред. Л. Л. Громковская. Япония: культура и общество в эпоху НТР: Сб. ст. М.: Наука, 1985. С. 36-59.
3. http://www.st-petersburg.ru.emb-japan.go.jp/info_visa.htm#A1
4. Iwabuchi K. Political Correctness, Post-coloniality, and the Self-representation of «Koreanness» in Japan / Koreans in Japan: Critical Voices from the Margin / Ed. by S. Ryang. New York: Routledge, 2000.
5. Japan's Action Plan of Measures to Combat Trafficking in Persons // http://www.mofa.go.jp/policy/i_crime/people/index_a.html
6. Komai H. Foreign migrants in contemporary Japan. Melbourne: Trans Pacific Press, 2001.
7. Migration News. 2007. Vol. 14. N 1. January // http://migration.ucdavis.edu/MN/ more. php?id=3259_0_3_0 (07.11.2009).
8. Minister of Foreign Affairs. Классификация типов японских виз // http://www.mofa.go.jp/j_info/visit/visa/04.html (07.11.2009).
9. Ministry of Justice of Japan // http://www.moj.go.jp/PRESS/090710-1/090710-1.html (07.11.2009).
10. OECD Economic Surveys Japan. 2006. Vol. 1. Issue 13.
11. Tsuda T., Cornelius W. Japan: Government Policy, Immigrant Reality / Ed. by A. Wayne, A. Cornelius, T. Tsuda. Controlling Immigration, a Global Perspective. Oxford; New York: Oxford University Press, 2004.
12. The State of World Population 2006. A Passage to Hope. Women and International Migration. UNFPA, 2006.