Научная статья на тему 'Социально-политические аспекты иммиграционной политики Японии. Ч. 2'

Социально-политические аспекты иммиграционной политики Японии. Ч. 2 Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
270
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИММИГРАЦИЯ В ЯПОНИЮ / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В ЯПОНИИ / ИММИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ЯПОНИИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Белов Константин Владимирович

В статье рассматриваются три основных вопроса в сфере миграционных процессов в современной Японии: 1. Насколько проводимая властями политика по отношению к проживающим в стране иностранцам и иммигрантам отвечает текущим ожиданиям населения, а также бизнес-кругов? 2. Что можно считать подлинной причиной сложившейся на сегодняшний день ситуации, когда в Японии так и не предпринято системной попытки разрешить проблемы, стоящие перед живущими и работающими в стране иностранцами на протяжении уже десятков лет? 3. Какие именно причины ведут к поддержанию существующего в обществе в целом негативного отношения к проживающим в стране неяпонцам? Несмотря на заявления властей об открытости и интернационализации японского общества, в реальности ситуация отличается от обозначаемой официально в первую очередь по причине неготовности общества к каким бы то ни было переменам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-политические аспекты иммиграционной политики Японии. Ч. 2»

К. В. Белов

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИММИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ЯПОНИИ. Ч. 2

В статье рассматриваются три основных вопроса в сфере миграционных процессов в современной Японии: 1. Насколько проводимая властями политика по отношению к проживающим в стране иностранцам и иммигрантам отвечает текущим ожиданиям населения, а также бизнес-кругов? 2. Что можно считать подлинной причиной сложившейся на сегодняшний день ситуации, когда в Японии так и не предпринято системной попытки разрешить проблемы, стоящие перед живущими и работающими в стране иностранцами на протяжении уже десятков лет? 3. Какие именно причины ведут к поддержанию существующего в обществе в целом негативного отношения к проживающим в стране неяпонцам? Несмотря на заявления властей об открытости и интернационализации японского общества, в реальности ситуация отличается от обозначаемой официально в первую очередь по причине неготовности общества к каким бы то ни было переменам.

Ключевые слова: иммиграция в Японию, права человека в Японии, иммиграционная политика Японии.

Официально японские власти декларируют неизменное следование курсу жесткой политики недопущения в страну нежелательных иммигрантов, нарушение чего, по их мнению, оказало бы негативное влияние на уровень не только социальной, но и политической, и экономической стабильности. В то же время правительство вынуждено привлекать высококвалифицированных рабочих-мигрантов в активно нуждающиеся сектора экономики.

Эта политика может быть сведена к следующим основаниям1:

а) недопущение на территорию страны неквалифицированной рабочей силы;

б) упрощение процесса приема на работу и получения виз для высококвалифицированного иностранного персонала японских компаний;

в) допуск любых иностранцев в страну исключительно на временной основе, безотносительно их профессионального статуса и степени квалификации;

г) создание искусственных препятствий для получения японского гражданства теми иностранцами, кто не относит себя к японской

1 Ранее неоднократно высказывалась идея о том, что основания для текущей политики властей в сфере иммиграции могут быть отслежены на основании трех основных принципов, излишне упрощает реальную ситуацию, в которой подобных факторов гораздо больше.

© К. В. Белов, 2010

нации на всех трех уровнях: лингвистическом, культурном и физическом;

д) нежелание принимать на территории страны беженцев и аналогичных по своему статусу людей, преследуемых иностранными правительствами и режимами2.

Как результат предположения, что власти строго следуют декларируемым ими принципам контроля над притоком иностранцев в страну3, возникает вопрос, почему число находящихся в Японии иностранцев на протяжении последних десятилетий растет год от года? Почему из чуть более 2 млн неграждан, проживавших в Японии в конце 2008 г., более половины относились к числу неквалифицированных рабочих, почти половина которых находилась в стране нелегально?

Названные показатели существуют на фоне проявлений крайней жесткости властей в иммиграционных вопросах. Так, широко известны случаи, когда по крайне незначительным причинам миграционная служба отказывала иностранцам в повторном въезде в страну, хотя ими были соблюдены все визовые формальности, на руках было разрешение на проживание, а эти иностранцы до этого не один год прожили в Японии.

В таблице представлено число иностранцев, остающихся на территории Японии после истечения срока действия их виз. Можно говорить о постепенном снижении их количества, а с 1995 г. общее число нарушителей визового режима сократилось более чем вдвое. Отсюда следует еще один вопрос: можно ли связать данный факт с повышением эффективности проводимой властями Японии политики, нацеленной на более жесткое регулирование международных миграционных процессов? Ответом, дающим общее понимание ситуации в этой сфере, может служить следующее высказывание бывшего премьера-министра Японии Дз. Коидзуми, сделанное им в период пребывания в данной должности: «Если численность иностранных рабочих в стране превысит определенный уровень, это

2 Например, с 1992 до конца 2004 г. Япония предоставила убежище только в 330 таких случаев (Kashiwazaki, Akaha, 2006). Исключение из правила составляют лишь ситуации наподобие случая экс-президента Перу японского происхождения А. Фуджимори, которому убежище было предоставлено в кратчайшие сроки. На наш взгляд, вопрос с предоставлением убежища в Японии иностранцам имеет именно политический характер.

3 Официальная политика правительства Японии в сфере иммиграции более чем строга.

Так, получение рабочей визы (помимо случаев целевого набора) невозможно для лиц, не имеющих высшего образования, в случае заявки на выдачу визы от японских компаний, не имеющих акций в свободном обороте (тем самым автоматически отсекаются мелкие и средние фирмы), в случае непрохождения заявителем установленного возрастного ценза и т. д. 214 ___________________________________________________________________________

необратимо послужит причиной социальных конфликтов. Необходимо принять меры, чтобы таких проблем не возникало, и только после этого допускать в страну иностранных рабочих согласно необходимости» ^аЫ Shimbun, 2005).

Число иностранцев, находящихся в Японии за пределами указанных в их визах сроков, согласно национальности, 1996-2008 гг. (человек)

Националь- 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

Корейцы 51580 52387 52123 62577 60693 56023 55164 49874 46425 43151 40203 36321 31758

Китайцы 39140 38296 37590 34800 32896 30975 27582 29676 33522 32683 31074 27698 25057

Филлипинцы 41997 42547 42608 40420 36379 31666 29649 30100 31428 30619 30777 28491 24741

Тайцы 41280 39513 37046 30065 23503 19500 16925 15693 14334 12787 10352 8460 7314

Тайваньцы 8502 9409 9430 9437 9243 8849 8990 9126 7611 6760 6696 6347 6031

Индонезийцы 3481 3758 4692 4930 4947 5315 6393 6546 7246 7169 6926 6354 5096

Малайцы 11525 10390 10141 9989 9701 9651 10096 9442 8476 7431 6822 6397 4804

Перуанцы 13836 12942 11606 10320 9158 8502 7744 7322 7230 6624 5997 5283 4481

Шриланкийцы 2783 2751 3071 3734 3907 3489 3730 3909 4242 4209 4590 4042 3615

Вьетнамцы 448 231 731 880 1092 1550 2021 2697 3582 3916 4071 3959 3362

Источник: Ministry of Justice of Japan, http://www.moj.go.jp/NYUKAN/nyukan80-3.pdf (дата обращения: 07.11.2009).

Можно сделать вывод о том, что именно ведомая правительством в сфере все более полного и всеобъемлющего регулирования иммиграционных процессов работа повлияла на сложившуюся в последние годы ситуацию снижения численности находящихся в стране по истечении срока действия их виз иностранцев. В то же время многие исследователи отмечают, что снижение данной цифры во многом обусловлено другой причиной, а именно затяжным спадом в японской экономике и, соответственно, падением спроса на дешевую рабочую силу. Начиная с периода «потерянного десятилетия» (1990-е годы), несмотря на серьезные усилия в области антикризисных планов и структурных реформ, которые японское правительство предпринимает с целью переломить сложившийся в экономике негативный тренд, ситуация не меняется к лучшему, а наметившаяся в 2006-2008 гг. слабая положительная динамика была нивелирована последствиями глобального экономического кризиса, породившего еще большую политическую нестабильность в стране, впервые в истории приведшую к власти Демократическую партию Японии (ДПЯ).

Япония по сей день не может выйти из дефляционного спада, курс йены растет, что оказывает дополнительное негативное дав____________________________________________________________ 215

ление на конкурентоспособность японских товаров, зарплаты во всех секторах падают год от года4, а число обанкротившихся компаний все увеличивается. Налоговая нагрузка растет опережающими темпами, что не мешает бюджету Японии оставаться глубоко дефицитным год от года. По этим причинам в сложившихся условиях неопределенности логичным является вывод о том, что в первую очередь именно нестабильность, а не целенаправленная государственная политика повлияла на снижение численности проживающих и работающих в Японии иностранцев, в особенности находящихся на нелегальном положении.

Механизм подобной связи основан на простых законах капиталистической экономики. Поскольку экономика Японии сокращается из года в год, число существующих в стране рабочих мест также снижается вместе с уровнем оплаты труда. Так как данной ситуации подвержены все сектора экономики, то спрос на неквалифицированную рабочую силу, в Японии по большей части представленную иностранцами5, продолжает падать. Японские работодатели выказывают все меньшее желании прибегать к услугам иностранцев, трудящихся на них как абсолютно нелегально, так и полулегально, поскольку в случае обнаружения этого факта им грозит серьезная ответственность. Иммигрантам становится все сложнее сохранять за собой рабочие места, так как все большее число претендентов начинает проявлять желание выполнять те же обязанности за аналогичную плату, снижая потенциальные риски работодателя. Вкупе с падением зарплат в Японии в целом все меньше людей стремятся остаться либо въехать в страну с целью трудоустройства, так как, согласно всем существующим прогнозам, в экономике страны не стоит ожидать перемен к лучшему даже в среднесрочной перспективе.

Некоторые исследователи связывают факт снижения числа незаконно пребывающих на территории Японии иностранцев с выносом производств, основанных на привлечении неквалифицированного труда, за пределы страны. В этом процессе задействовано

4 Общую тенденцию снижения зарплат внутри страны удалось переломить лишь пару лет назад, однако мировой финансовый экономический кризис заставил компании вновь вернуться к опережающим текущую дефляцию темпам снижения оплаты труда своих сотрудников.

5 Примером данному тезису служит известная в стране кинокартина «Кэнтё но хоси» («Звезда префектурного правительства»), снятая в 2006 г. и основывающаяся на одноименном романе, опубликованном в 2005 г. В рамках фильма показывается кухня типичного супермаркета, на которой производятся обеды бенто. При этом состав работников на ней состоит из иностранцев: китайцев, чернокожих, вьентамцев и т. д., и лишь управляющий всем процессом менеджер — японец.

216 _______________________________________________________________________________

большинство стран Азиатского региона (Вьетнам, Китай, Тайвань, Сингапур6 и т. д.), в которых экологические нормы и требования по безопасности на производстве не столь высоки, а заработная плата рабочих заметно ниже, чем в Японии. Однако на сегодняшний день влияние данного фактора практически целиком исчерпано. Процесс этот начался во второй половине 1970-х годов, и большинство производств, вынос которых был возможен, уже находится вне страны. На сегодняшний день речь идет о начале переноса высокотехнологичных производств в другие индустриально развитые страны, что обусловливается возросшим курсом йены и все нарастающей интернационализацией японской экономики.

Все указанное ведет к постепенному сокращению численности работников, занятых в сфере «трех D» — dirty, dangerous, difficult (грязная, опасная, сложная) (Kashiwazaki, Akaha, 2006), традиционно для Японии ассоциируемой с иностранцами, а также к постепенной легализации пребывания последних на территории страны.

Проблема соблюдения прав и свобод проживающих

в Японии иностранцев

При рассмотрении конкретных проблем проживающих в Японии неграждан нужно отметить, что, несмотря на понимание невозможности продолжения сложившейся в сфере обеспечения их прав и свобод ситуации, как общество, так и правительство практически не предпринимают попыток к ее преодолению. В период структурных реформ 1990-х годов сфера миграционного законодательства осталась практически единственной, которую эти преобразования обошли стороной. Однако и в 2000-х годах, на новом витке реформ, начало изменений в этой области так и не началось7.

Для лучшего понимания природы серьезных социальнополитических противоречий, связанных с наличием в стране менее 2% неяпонцев от всего населения, разделим существующие проблемы в этой сфере на два основных сегмента. Первый из них можно охарактеризовать как сектор традиционных для японского общества проблем, существовавших еще в предвоенный период и в

6 Данное явление берет начало в 1970-х годах с Сингапура, так как именно с него началась и распространилась далее практика выноса японскими компаниями производственных мощностей за пределы страны, что позволило им использовать низкооплачиваемый труд иностранных рабочих в «дешевых» странах. В 1990-х годах это привело к результатам, именуемым в японоязычной литературе kudo:ka — опустошение.

7 Изменения в сфере миграционного законодательства обойдены молчанием в призванном подытожить все произошедшие на рубеже тысячелетий структурные реформы сборнике (см.: Реформы современной Японии, 2008).

________________________________________________________________________ 217

целом связанных с присутствием иностранцев на Японских островах. Второй связан с проблемами, возникающими в связи со все более активным выходом Японии на глобальный рынок трудовых ресурсов. Проблемы этого рода появились в стране с началом проведения с середины 1980-х годов политики «открытых дверей», что было обозначено заключенным в 1985 г. в Нью-Йорке «Соглашением Плаза», напрямую касающегося проблемы закрытости японского рынка8.

Самой общей причиной возникновения данных проблем в рамках обоих указанных сегментов являются культурные отличия японцев. Это первое, с чем сталкиваются попадающие в Японию иностранцы, вне зависимости от страны их происхождения и степени осведомленности в данном вопросе. Культурная разница (так называемый «культурный шок») преследует их на протяжении всего периода пребывания в стране вне зависимости от его длительности. «Культурный вопрос» составляет основу проблем, с которыми приходится сталкиваться иностранцам, относящимся к оЬе^п (в японском языке собирательный термин, обозначающий европейцев и американцев). В то же время рассуждения о культурногенетической несовместимости японцев и неяпонцев являются излюбленной темой и призваны объяснить, по мнению рядовых японцев, практически все проблемы, с которыми сталкиваются иностранцы. Влияние культурного фактора переоценивается не только простыми японцами, но и большинством японских авторов. Отчасти причина кроется в том, что отсылка к культурному объяснению (без уделения должного внимания другим причинам) является простейшей формой псевдонаучной аргументации.

В рамках традиций государственного воспитания формированию культурного мировоззрения и осознанию национальной идентичности в Японии всегда уделялось большее внимание, чем в странах Запада. В современной Японии данная традиция проявляется во многом. Так, уже начиная с начальной школы, в японцах воспитывается дух национальной уникальности, исключительности, отличия от других народов. Для мыслящего по-европейски человека не очевидно, как такие внешне и исторически родственные нации, как, например, китайцы, японцы и корейцы, в то же самое время могут отстоять друг от друга столь далеко, что зачастую находят блюда из кухни другой нации, приготовленные с использованием привычных им ингредиентов (отличия заключаются лишь в способе приготовления), практически несъедобными.

8 Подробнее о «Соглашении Плаза» см.: http://en.wikipedia.org/wiki/Plaza_Accord

218 _______________________________________________________________________________

Типична ситуация, когда представители как западных, так и восточных наций, находясь в Японии, испытывают затруднения одинакового характера. Помимо социальных и коммуникативных трудностей представители всех наций испытывают проблемы культурного рода9. Нередко иностранцы, работающие в Японии, вынуждены сохранять молчание на протяжении всего рабочего дня, если они не хотят быть уволенными. Свободно поговорить на любую тему на родном языке им удается лишь после работы. Происходит это потому, что обычные японцы предпочитают не слышать чужую речь. В особенности им неприятна речь людей, общающихся на других восточных языках. Если иностранцы стараются говорить по-японски, но это получается у них плохо, это злит многих японцев даже больше, чем их молчание10. По этой причине таким людям не остается ничего другого, как молчать на протяжении всего рабочего дня, лишь изредка повторяя заученную фразу: «Я не говорю по-японски» (Ien, 2001, с. 32). Число таких людей не столь мало, как полагают большинство японцев, так как в своей повседневной работе и жизни труд иностранцев намеренно скрыт от внимания общества. Но в действительности любой японец окружен иностранцами, молча выполняющими свою работу.

Другим примером культурной несовместимости является невозможность многих иностранцев работать столь же усердно и продолжительно, как это делают японцы. Так, иностранцы, приезжающие в Японию с целью заработать деньги для себя и своих семей, в целом работают не больше, а иногда даже меньше, чем работали бы японцы на тех же самых должностях. Для обозначения подобного трудолюбия японской нации в японском языке существуют специальные термины — karoshi и bosatsu, что означает «смерть от переработки» и «работать до смерти». Вот почему попытки иностранцев работать усерднее создают непреодолимые проблемы, так как то, что иностранцами понимается как переработки, для японцев воспринимается как некая норма (Sugimoto, 1997, p. 94-98).

Хотя с традиционными проблемами культурного характера вынужденно сталкиваются все проживающие в Японии иностранцы, влияние культурной составляющей варьируется от случая к случаю и очень часто оно не имеет решающего значения в сравнении с другими факторами. Именно к числу последних относится следующий слой проблем, которые особо остро ощущают на себе ино-

9 Наилучшим образом подобные проблемы см.: Said, 1974.

10 Многие исследователи связывают это с тем, что японскую культуру, в отличие от других мировых культур, характеризуют как «культура молчания».

___________________________________________________________________ 219

странцы, прибывающие в Японию с целью трудоустройства. Это — социальные проблемы адаптации в обществе. В целом японцы крайне негативно относятся к таким людям, расценивая их как неспособных найти работу на своей родине и по этой причине уехавших оттуда. В их сознании этот факт напрямую увязан с отношением к ним как к людям «второго сорта», в трудное время покинувшим свои страны, не оставшись восстанавливать их, как в послевоенный период поступили японцы. Вот почему происходящие на сегодняшний день споры на эту тему относятся не к тому, имеет ли место в обществе подобное отношение к иностранцам, но, скорее, насколько оно в этой связи сильно (МсМсо!, 2003, р. 45-62).

Японская социальная система крайне иерархизирована, в ней нет места для класса «неприкосаемых», существующих как бы вне ее, но иностранцы как раз и составляют некий слой, существующий как бы внутри, но в то же время вне системы. Но иностранцы воспринимаются японцами по-разному, как бы делятся на некие подклассы, в отношению к каждому из которых формируются различные типы взаимоотношений. Так, термин gaikokujin (иностранец) используется лишь в случае, когда адресатом выступает иностранец с европейской внешностью. По отношению к многочисленным выходцам из восточных стран (что немаловажно в исторической перспективе стран-членов «Великой восточноазиатской сферы взаимного процветания»11), традиционно составляющих в Японии большинство иммигрантов, чаще всего используется термин aziakeigaikokujin, обозначающий «иностранец азиатского происхождения». В ситуации, когда японцам приходится общаться с иностранцами, не выглядящими и не ведущими себя как европейцы, они обращаются к существующей в их сознании иерархической системе, где те поставлены на уровень ниже «подлинных» иностранцев.

Следующий слой проблем существует не просто как некая условность, но как реальное препятствие соблюдению прав и свобод большей части проживающих в стране иностранцев. В самой Японии этот вопрос известен как вопрос «о политических правах иностранцев». С ним чаще всего сталкиваются иностранцы, проживающие в Японии долгие годы, а также рожденные в ней (в особенности это затрагивает всех zainichi).

И все же сегодняшние проблемы в этой сфере являются лишь отголосками того, что в предвоенной Японии расценивалось как нечто нормальное. Так, на Пятой индустриальной выставке в Осаке в

11 Подробнее см.: Encyclopedia Britanica, 2009, http://www.britannica.com/EBchecked/topic/ 243983/Greater-East-Asia-Co-prosperity-Sphere

220 ____________________________________________________________________________

1903 г. представители различных народов, на тот момент проживавших на территории Японской империи, были помещены японцами в клетки и выставлены на публичное обозрение для развлечения публики наряду с дикими животными. Среди них находились жители островов Рюкю, на сегодняшний день территориально являющиеся частью современной Японии (Christy, 1997, p. 141). Конечно, в послевоенный период подобного рода коллизии более не возникали, однако можно говорить о множественных нарушениях других прав и свобод проживающих в стране иностранцев. Проблемы эти многочисленны и широко известны благодаря большому количеству существующих на эту тему исследований, поэтому не будем перечислять их все12. Ограничимся рассмотрением примера, необходимого для понимания всей остроты ситуации, сложившейся в данной сфере. Речь идет о запрете на посещение банных комплексов страны иностранцами. Во многих японских банях, в том числе и сегодня, действует запрет на их посещение неяпонцами, а если иностранцы на территорию бань допускаются, то японские посетители перестают посещать такие заведения13. Газета «Mainichi» цитирует посетителей одной из таких бань, приводя следующие высказывания японских посетителей: «Я не могу больше ходить в баню. Мне кажется, лучше не ходить в ту баню, которую они посещали. Хотя они и говорят, что у них нет (СПИДа), никогда не знаешь, что у них есть на самом деле». Приводимые в газете высказывания других посетителей еще более прямолинейны: «Это все из-за того, что в баню стали ходить негры ... Это просто возмутительно!» (Mainichi shimbun, 1992). Извещающие о запрете посещения иностранцами знаки стали появляться на дверях бань по всей стране. В 2000-х годах подобные запреты распространились и на японские гостиницы традиционного типа «рёкан», некоторые престижные рестораны японской кухни и т. д. Обычно вывески написаны на смеси японского и английского языков: «gai kokujin — no, only japanese». По замыслу их авторов, это должно обозначать — «просим иностранцев не входить».

Интересным представляется рассмотрение указанной ситуации с позиции теории мультикультурализма, получившей признание в рамках современного ускоренно глобализующегося мира. Подробно с ней можно ознакомиться в работе «Cultural Citizenship» (Stevenson, 2003, p. 192). Выделяются следующие принципы муль-

12 В общем приближении проблемы прав и свобод иностранцев в Японии см.: http://en.wikipedia.org/wiki/Ethnic_issues_in_Japan

13 Подробнее см.: Arudou, 2004.

_____________________________________________________________________________ 221

тикультурализма в обществе: а) конфликт не может являться основанием для консолидации общества; б) стоимость информации в обществе должна превышать стоимость труда; в) общество должно быть политически и экономически вовлечено в процессы глобализации; г) вера в прогресс должна доминировать над всеми другими типами вер у большинства из членов общества; д) общество должно придерживаться многоаспектного развития. Данных условий достаточно, чтобы расценить любое отвечающее им общество в качестве мультикультурного, поскольку оно не может быть изолированным и самодостаточным, а потому вынуждено принимать вызовы, бросаемые ему со стороны других обществ и культур.

Парадокс японского общества заключается в том, что, несмотря на очевидное удовлетворение всем вышеперечисленным критериям со стороны японского общества, назвать такое общество муль-тикультурным никак нельзя. Токио, насколько бы крупной агломерацией он ни являлся, сколь много по отношению к остальным частям Японии иностранцев ни проживало бы на его территории, по сей день, несмотря на экономическое с ними равенство и даже превосходство, значительно уступает в межкультурном плане таким городам, как Лондон или Нью-Йорк. Большая часть членов японского общества в вопросе об интернационализации по сей день излишне консервативна, что создает благоприятные условия для сохранения целой серии проблем, рассмотренных нами выше. Таким образом, японское общество остается монолитным, закрытым и не готовым принять в свои ряды тех, кто является «лишним», согласно субъективной точке зрения его членов. По этой причине власти страны вынуждены принимать крайне ограниченные попытки переменить данную ситуацию, хотя все предпосылки для этого налицо.

Политика японского правительства по отношению

к иммигрантам

Официальная политика японских властей в сфере международных миграционных процессов определяется необходимостью осуществления двух противоположных курсов в одно и то же время. Правительство не может не учитывать сохраняющиеся и пока что доминирующие негативные настроения в обществе по отношению как к иммигрантам, так и к постоянно проживающим в стране негражданам. Вместе с этим власти вынуждены стимулировать приток иностранцев на Японские острова, что обусловлено объективными потребностями страны, заключающимися как в самом характере экспортно-ориентированной японской экономики, требующей максимальной конкурентоспособности, так и в социально-исторических изменениях, которым подвергается общество (его старение,

уменьшение внутренних ресурсов рабочей силы, сложность в поддержании уровня жизни граждан и т. д.).

Данная ситуация выливается в противоречивый характер официальной миграционной политики, которую можно охарактеризовать как попытку значительно увеличить число иностранцев в стране только там, где это необходимо, только под контролем властей и только санкционированными способами, при этом без открытия границ. Согласно позиции правительства, лишь такой путь способен уберечь страну от экономических потрясений, а общество — от социального взрыва, который неизбежно последует за резким изменением иммиграционного режима.

Говоря о дальнейшем участии Японии в процессах международной миграции, о вопросах соблюдения прав и свобод иностранцев в стране, трудно определить вектор развития новыми властями страны. Будет ли начата столь ожидаемая всеми сторонами масштабная реформа, без которой ситуация станет неуправляемой по достижении некоей критической точки численности иностранцев уже в скором времени? Подвижки, наметившиеся в общественном сознании иностранцев с 1980-х годов, смена правящей партии в августе 2009 г. дают основания полагать, что уже в скором времени указанный процесс реформирования будет инициирован, а проживающие в стране иностранцы перестанут ощущать себя изгоями в обществе, с которым связали свои жизни.

Отправной точкой, позволяющей понять перспективы государственной политики Японии по отношению к иностранцам, являются наблюдение за текущей ситуацией в этой области, ее анализ и посильное прогнозирование. Широкий спектр существующих проблем в социальной, экономической, политической жизни Японии способствует развитию сценария нарастающей активности и реформ. Однако в конечном итоге неизвестно, какой путь предпочтителен для правящей ДПЯ в действительности. Судя по первым заявлениям представителей партии, ДПЯ осознает всю сложность сложившейся ситуации и намерена противостоять существующим в сфере иммиграционных процессов негативным трендам. В октябре 2009 г. на встрече лидеров стран Большой Восьмерки в Сингапуре премьер-министр Японии и председатель ДПЯ Хатояма Итиро заявил: «Я думаю, что Японии необходимо превратиться в привлекательную для людей страну настолько, чтобы все больше и больше людей, включая туристов, хотели бы посетить Японию, хотели бы жить и работать в Японии... Я не уверен, могу ли я назвать это “иммиграционной политикой”, но важно то, что необходимо создать окруже-

ние, которое было бы дружественным к людям со всего мира настолько, чтобы они по собственному желанию жили в Японии»14.

Увеличение численности иностранных рабочих во всех отраслях экономики, постепенное перемещение работающих в Японии иностранцев из числа занятых в секторе «трех D» в разряд квалифицированных рабочих, ускоряющаяся легализация пребывания иностранцев в стране, наметившаяся их интеграция в общественные структуры — все это делает развитие по названному сценарию не только возможным, но и реалистичным. Таким образом, несмотря на консервативный характер проводимой правительством Японии по отношению к иностранным иммигрантам политики, ограниченность и отсутствие системности осуществляемых в этом секторе реформ, процесс реформирования запущен, базовым подтверждением чему являются изменения во взглядах рядовых японцев на иностранцев в целом и проживающих в Японии иностранцев в частности.

Вполне уместно провести аналогию с ситуацией в России середины XIX в., когда, согласно крылатому выражению, «царское правительство было наибольшим либералом во всей стране», в любом случае более либеральным, чем само общество. Ситуация отношений между государством и обществом Японии в сфере рассматриваемых вопросов похожа. Вот почему к концу 1990-х годов основные вопросы, связанные с ростом численности иностранцев и их пребыванием на Японских островах, окончательно переместились из сферы административно-политического регулирования в сферу социально-экономических отношений.

Лишь общество способно решить, идти ли на дальнейшее увеличение числа иностранцев в стране. Судя по тому уровню поддержки, которая была оказана на выборах в нижнюю палату парламента в 2009 г. ДПЯ, обещавшей проведение реформ во всех сферах (в том числе и в сфере иммиграционного контроля), японцы все больше склоняются к положительному решению данного вопроса. Это дает основания надеяться, что уже в скором времени иностранцы перестанут восприниматься в обществе как чужеродные элементы. Практика показывает, что проживающие в стране иностранцы не перестают думать о возвращении на родину даже по прошествии многих лет, проведенных в Японии, не готовой их принять.

Ситуация, сложившаяся в сфере регулирования международных миграционных процессов в Японии и прав и свобод проживаю-

14 Сведения см.: Hatoyama, www.japantoday.com/category/national/view/hatoyama-says-japan-should-embrace-more-migrtants

224 _________________________________________________________________________

щих в ней иностранцев, практически целиком основывается на традиционно предвзятом отношении большинства японцев, их добровольном нежелании взаимодействовать с неяпонцами в повседневной жизни. Отсюда становится понятно, что правительственный курс на сдерживание иммиграции служит отражением существующих ожиданий общества, социального заказа, посредством демократических механизмов транслируемого наверх и далее облекаемого в форму государственной политики.

Лишь в данных условиях возможны ситуации, подобные запуску муниципальным департаментом полиции г. Кобе в 2004 г. брошюры, в которой напрямую указывалось, что если японцы увидят лиц неяпонской внешности (в особенности азиатов), которые ведут себя странно, либо просто выглядят подозрительно (например, едут на велосипеде, имея при себе большой мешок), о такие случаях следует незамедлительно сообщать полиции, которая предпримет «соответствующие» действия. Происходит это из-за распространенного в обществе предубеждения, что большинство преступлений в стране совершается иностранцами, хотя это не соответствует действительности.

Снижение остроты этих и многих других проблем во взаимоотношениях между японцами и иностранцами поможет осознать всем членам общества, что будущее Японского государства напрямую связано с международной интеграцией, а потому стране придется пройти путь, на который уже вступили остальные развитые страны. До тех пор, пока соответствующие условия не созданы, правительству остается лишь декларировать свою приверженность послаблениям в сфере иммиграционных процессов, откладывая структурные реформы на потом.

Общим выражением предрассудков в японском обществе по отношению к иностранцам является феномен «гайдзина» — распространенного пренебрежительного слова, запрещенного к употреблению в официальной и публичной лексике, коим японцы именуют любых иностранцев15. Очевидно, что на сегодняшнем этапе государственные программы более не являются эффективными способами разрешения существующих противоречий. Лишь изменение позиции общества по указанным вопросам, развеивание ошибочных убеждений и традиционных предвзятостей, масштабное улучшение отношения к иностранцам со стороны всех японцев — совокупность всех этих и многих других действий, вкупе с целенаправленной государственной политикой, способна вывести Японию в вопросе ре-

15 О феномене gaijin подробнее см.: http://www.knowledgerush.com/kr/encyclopedia/Gaijin/

__________________________________________________________________________ 225

гулирования иммиграционных потоков на новый уровень, а также непосредственно улучшить качество жизни проживающих в ней иностранцев.

Литература

1. Реформы современной Японии (1994-2006 гг.) / Под ред. А. И. Сенаторова. М.: Институт Дальнего Востока РАН, 2О08. 339 с.

2. Akaha T., Kashiwazaki C. Japanese Immigration Policy: Responding to Conflicting Pressures. 2006 // http://www.migrationinformation.org/Profiles/display. cfm?ID=487

(07.11.2009).

3. Arudou D. Japanese Only — The Otaru Hot Springs Case and Racial Discrimination in Japan. Tokyo: Akashi Shoten. 2004.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Asahi Shimbun. 28.12.2005.

5. Christy S. A. The Making of Imperial Subjects in Okinawa / Ed. by T. E. Barlow. Formations of Colonial Modernity in East Asia. NC: Duke University Press, 1997.

6. Encyclopedia Britannica. Greater East Asia Co-prosperity Sphere // http://www.britannica.com/EBchecked/topic/243983/Greater-East-Asia-Co-prosperity-Sphere (дата обращения: 07.11.2009).

7. Gaijin / Knowledgerush // http://www.knowledgerush.com/kr/encyclopedia/Gaijin/

(07.11.2009).

8. Hatoyama says Japan should embrace more migrants // Japan today // http://www.japantoday.com/category/national/view/hatoyama-says-japan-should-embrace-more-migrtants (07.11.2009).

9. http://en.wikipedia.org/wiki/Ethnic_issues_in_Japan

10. Ien A. On Not Speaking Chinese: Living Between Asia and the West. London: Routledge, 2001.

11. Japan 2006. An International Comparison. Tokyo: Keizai Koho Center, 2005.

12. Mainichi shimbun. 30.05.1992.

11. McNicol T. Future imperfect / Japan inc. October, 2003.

12. Ministry of Justice of Japan, 2008 Immigration Control // www.moj.go.jp/NYUKAN/

nyukan80-3.pdf (07.11.2009).

13. Said W. E. Orientalism. London: Vintage books, 1974.

14. Stevenson N. Cultural Citizenship. Buckingham: Open University Press, 2003.

15. Sugimoto Y. An Introduction to Japanese Society. Cambridge: Cambridge University Press, 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.