Научная статья на тему 'Социально-политическая проблема этноцентризма - этнофобия'

Социально-политическая проблема этноцентризма - этнофобия Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
469
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОЦЕНТРИЗМ / ЭТНОФОБИЯ / ЭТНОС / ETHNOS / ЭТНОКОНФЛИКТ / ЭТНИЧНОСТЬ / ETHNICITY / ETHNO-CENTRISM / ETHNO-PHOBIA / ETHNIC CONFLICT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шебзухова Фатима Айсовна

В данной статье рассматриваются понятия этноцентризма, этноса и этнофобии как социальной проблемы. Выявить роль этноцентризма в формировании этнофобий. Подчеркивается, что этнос есть осознающая себя культурно-языковая общность, а не общность вообще. Анализируются подходы к изучению понятий «этничность» и «этнофобия» в социально-гуманитарных дисциплинах и уточняется его политологическое содержание, определяются факторы, обостряющие проявление этнофобий в современном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social-political problem of ethno-centrism - ethno-phobia

In the article notions of ethno-centrism, ethnos and ethno-phobia are considered as social problem. The author reveals the role of ethno-centrism in shaping ethno-phobia. It Is emphasized that ethnos is realizing itself cultural-language community, rather than community in general. The author analyses approaches to the study of the notion «ethnicity» and « ethno-phobia» in social-humanitarian disciplines and elaborates its political contents, defines factors, intensifying manifestation of ethno-phobia in modern society.

Текст научной работы на тему «Социально-политическая проблема этноцентризма - этнофобия»

Ф.А. Шебзухова доктор философских наук, профессор, почетный работник образования РФ, заведующая кафедрой обществознания и политологии Республиканского института повышения квалификации работников образования при правительстве Карачаево-Черкесской Республики*

Социально-политическая проблема этноцентризма - этнофобия

Политические трансформации, изменение статусов этносов, обострение борьбы за ресурсы, смена идеологических парадигм в условиях полиэтнического общества спровоцировали обострение межэтнических отношений и этнополитические конфликты. Анализируя меняющиеся этнополитические реальности, многие исследователи признают, что на современном этапе развития мира стали преобладать национальные и этнические интересы. Этничность стала весомым фактором современного политического процесса. С переходом на рыночные отношения в России на первое место ставились экономические проблемы, однако они вскоре ушли на второй план, уступив место социальным.

Понятия «этноцентризм» - «мы - группа», «они - группа», используемые в философии, социологии, социальной психологии и этнографии и выражающие склонность человека воспринимать и оценивать различные феномены на основе культурных стереотипов своей этническое группы, ввел в работе «Народные обычаи» У. Самнер в 1906 году. Сознание этнической группы характеризуется в таких терминах, как «сплоченность», «солидарность», «единство». Если касаться отношений между группами «они - группа», то здесь подчеркивается «инаковость», «чужеродность», «враждебность».

Поэтому, этноцентризм - (от этно + центризм) - это склонность человека оценивать все жизненные явления через призму преувеличенного мнения о достоинствах, национальном характере, роли в истории свое этнической группы1; свойство этнического самосознания воспринимать и оценивать все явления окружающего мира сквозь призму традиций и ценностей собственной этнической группы, выступающей в качестве некоего всеобщего эталона2, оказывает

* Шебзухова Фатима Айсовна, е-mail: kafedraistorii09@mail.ru

1 Булыко А.И. Современный словарь иностранных слов // Более 25 тысяч слов и словосочетаний. М.: Мартин, 2004.

2 Козлов В.И. Этническая общность // Советская историческая энциклопедия // Под ред. Е. М. Жукова. М.: Советская энциклопедия. 1973 -1982.

существенное влияние на развитие общественных процессов. В этнологии и культурологии происхождение и функции этноцентризма рассматривают обычно в связи с природой межгрупповых отношений.

Как показывает история человеческих отношений, никто не способен определить тот или иной народ. Самым важным фактором является этническое самосознание, которое определяет суть межэтнических отношений, так как самосознание есть главная движущая сила, приводящая к этноцентризму. В настоящее время этноцентризм является стереотипным предубеждением в отношении внешней этногруппы. Изливая свой гнев на соседние народы, этноцентристы ищут в них виновников в ухудшении положения того или иного этноса, причем современный этноцентризм достигает степени агрессивности, с демонстрацией и применением вооруженной силы в борьбе за свои интересы. Несмотря на то, что социально-экономические условия в современной России меняются, сфера сознания, образ мышления остались прежними.

Роль этноцентризма в природе этнофобий как способа группового восприятия и взаимодействия весьма высока. Освещая проблемы этнофобии, обосновывая причины её возникновения и поиск путей разрешения проблем её преодоления в настоящее время в обществе актуальны, т.к. этнофобии стали характерным явлением не только в России, но и в мире, так как этническая сфера несет в себе большой потенциал для всякого рода разногласий, противоречий и конфликтов. Понятие этнофобии тесно соотносится с исследованиями фобий, установок, конфликтов. Можно выделить ряд исследователей по данной проблематики: З. Фрейд, Р. Лазарус, С. Фолькман, К. Хорни, Э. Эриксон, Л. Фестингер, Ф. Хайдер, С. Московичи и другие.

Если рассматривать причины, которые порождают этнофобии, то следует остановиться на понятии «этнос». Этнос (греч. е^пов - народ) или народ - это группа людей, которые объединены общими признаками: объективными либо субъективными. Различные направления в этнологии (этнографии) включают в эти признаки происхождение, язык, культуру,территорию проживания, самосознание и др. В советской и российской этнографии этнос считается основным

о

типом этнической общности3. В научный оборот понятие «этнос» было введено в 1923 году русским учёным-эмигрантом С. М. Широкогоровым. Между понятиями «этнос» и «нация» часто ставится знак равенства. В литературе, посвященной этому вопросу, обычно уточняли, что нация есть не просто этнос, а высшая его форма, пришедшая на смену народности4.

В ходе этнических процессов этносы были подвержены изменениям как консолидации, ассимиляции, экспансии и т. п. Для своего

3 Бромлей Ю.С. Опыт типологизации этнических общностей // Советская этнография. М.: 1975. № 5.

4 Семенов Ю.И. Народ. Этнос. Нация. Статья 1. Общество, население, этнос // Журнал: Философия и общество // Выпуск №1(69). 2013.

устойчивого существования различный этнос стремится к созданию своего государства. История знает немало примеров того, где разные этносы, несмотря на свою многочисленность, так и не смогли решить задачу социально-территориальной организации. К таким этносам можно отнести этнические группы евреев, арабов, курдов, которые разделены между Ираком, Ираном, Сирией и Турцией. Примеры успешной или неуспешной этнической экспансии - это расширение Российской империи, татаро-монгольское, завоевание Южной и Центральной Америки.

Этнос также может иметь «различную структуру и состоять из: 1) этнического ядра - компактно живущей на определенной территории основной части этноса; 2) этнической периферии - компактных групп представителей данного этноса, так или иначе отделенных от основной его части; 3) этнической диаспоры - отдельных членов этноса, рассеянных по территориям, которые занимают другие этнические общности»5.

Признавая, что этносы имеют разный исторический возраст, следует отметить, что выяснение, какой народ поселился первым на той или иной территории, означает создание предпосылок для этноконфликта. Как справедливо подчеркивается в работе Р.Г. Абдулатипова «Национальная идея и национализм», «нельзя не видеть, что из прошлого извлекается и абсолютизируется негативный опыт, что крайне вредно для национального самосознания любого народа»6.

Изыскания об историческом возрасте этноса могут проводиться в интересах науки во избежание межнациональных трений и конфликтов. Как пишет В.А. Авксентьев, «нужно выяснить, что из истории взаимоотношений между этническими группами является реальной предпосылкой эскалации конфликтной напряженности в современных условиях, а что извлекается из истории этническими антрепренерами. Подобно тому, как в естествознании разложение объекта на составляющие части приведет рано или поздно к тому, что утратятся свойства и признаки самого исследуемого объекта, так в изучении предыстории этнических конфликтов надо найти тот «предел», за которым обращение к историческим сведениям только усложнит понимание современного конфликта, уведет в сторону от анализа его действительных причин. Кстати, именно этот прием часто используют этнические антрепренеры: они извлекают из исторического прошлого достоверные (насколько это вообще можно говорить об историческом знании) факты, но не являющиеся причинами того конфликта (или его фазы), в которой они сами действуют»7.

5 Семенов Ю.И. Народ. Этнос. Нация. Статья 1. Общество, население, этнос // Журнал: Философия и общество // Выпуск №1(69). 2013.

6 Абдулатипов Р.Г. Национальная идея и национализм // Этнополитический вестник. 1995. № 3. 116 с.

7 Конфликты на Северном Кавказе и пути их разрешения / Отв. ред. В.Г. Игнатов. Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС. 2003.

Несколько иное определение понятия «этнос» было дано А.А. Леонтьевым - «ландшафтная человеческая общность на базе родства языка, культуры, обычаев, традиций, поддержания существования, где опорой «этноса» выступает «язык», «традиция», утрата которых означает разложение «этнического»8. Любой этнос имеет право на территорию, где он проживает, независимо от длительности проживания на ней. Следует также учитывать важность современных этнических конфликтов и не пренебрегать историческим аспектом анализа этнической конфликтности. Члены одного этноса могут жить на совершенно разных территориях и принадлежать к разным экономическим общностям, но этнос не может возникнуть без компактного совместного проживания будущих его членов на определенной территории и наличия между ними минимальных, экономических связей.

При рассмотрении вопроса о становлении этноса нужно иметь в виду не абстрактную «общность территории» и «общность экономической жизни», а конкретные геосоциальные организмы с их территорией и экономикой. Движение, изменение, развитие определяется историей обществ, в состав которых входят этносы. Поэтому, этносы есть порождение общества. Однако в определенных условиях они могут получить относительную значительную самостоятельность. Геосоциальный организм и этнос по своему человеческому составу полностью совпадают, но они не являются одним и тем же. Если в одном геосоциальном организме нескольких этносов, то они не являются частями общества, это только деление внутри общества лишь его населения. Этносы (или части этносов) являются лишь группировками населения общества. Поэтому у них не может быть экономических или политических структур, которые имеет только общество, социоисторический организм.

Значительно большую роль играет социально-культурная составляющая психики и поведения людей. Поэтому во многих средствах массовой информации появляются опасные утверждения о происхождении истории разных народов, менталитете, этносе, этничности, граничащих с шовинизмом и стимулирующие проявление разного рода фобий, и в том числе этнофобий. Исходя из традиционного понятия «фобия» - от греч. phobos-страх, боязнь, нетерпимость) - англ. phobia, нем. Phobie: постоянное, преувеличенное и, как правило, алогичное чувство страха, возникающее при некоторых психозах; боязнь, нетерпимость по отношению к чему-либо»9, следует отметить, что этнофобия как социологическая проблема возникла еще в далекие времена. Если говорить, о факторах, способствующих развитию или ослаблению этнофобии, то следует обратиться к классификации типов

о

Цит. по: Рязанцев С.В. Влияние миграции на социально-экономическое развитие Европы: современные тенденции. - Ставрополь. 2001.

Философия наук: словарь основных терминов. М.: Академический Проект. 2004. 320 с.

реакции на иную культуру по А.С. Капто: неприятие иной культуры; защита идеи собственного культурного превосходства; признание возможности существования инокультурных ценностей, норм и форм поведения; принятие существования инокультурных ценностей;

адаптация к новой культуре; интеграция и в родную, и в иную

10

культуры»10.

Капто отмечает, что эти типы реакции не всегда проявляются в «чистом» виде. Из перечисленных признаков первые два характеризуют повышенную степень этнофобии. Для успешного преодоления этнофобий необходимо достичь желаемых четырех типов реакции на иную культуру в виде признания существования инокультурных ценностей, норм и форм поведения; адаптации к новой культуре; интеграции и в родную, и в другую культуры. Иначе этнофобия будет принимать все более угрожающий характер на фоне глобальных мировых процессов. Распространение этнофобий в России стала смена политического курса Российской Федерации, где отсутствовали определенная государственная идеология и общенациональной идеи объединения народов.

Выявление социально-психологических характеристик этнофобии позволит разработать практические методики для управления уровнем этнофобии у индивида. Изучение этнофобии связанно с изучением таких явлений как ксенофобия, национализм, национальная или этническая нетерпимость. Особого внимания заслуживают работы таких исследователей, как И. Борейчук, В. Паниотто, Н. Панина, А. Кельберг, О. Нагорная, Л. Берковиц, О. Верховский, О. Леонтьев, Л. Гудков, Ю. Левада. Феномен этнофобии рассматривают на разных уровнях: 1) на индивидуальном (факторы, которые влияют на формирование и степень проявления этнофобии - индивидуально-психологические особенности субъекта, особенности воспитания и социализации и тому подобное); 2) на групповом (влияние ценностей и норм референтной группы, механизмы группового давления); 3) на уровне общества в целом (идеология, обычаи и традиции, социально-экономические, политические, демографические процессы).

Этнофобия может выполнять следующие функций: она является каналом выхода агрессии, неудовлетворённости существующим положением вещей, выступает в качестве инструмента для мобилизации народа на борьбу с властью, с разными «врагами», отвлекает от нерешаемых социальных проблем (бедность, жилье, образование, медицина, наука и т.п.); помогает процессу отделения и защиты этноса, сохранения своей собственной культуры (консервативная функция); осуществляет контроль и регулирует межэтнические отношения.

Социологи выделяют три уровня проявления этнофобии личностью: ментальный (на уровне сознания), вербальный (в высказываниях) и

10 Капто А.С. Профессиональная этика. М.-Ростов н/Д: Изд-во СКАГС. 2006. 800 с.

поведенческий (конкретные действия). Самым распространенным видом проявления этнофобии является вербальная агрессия. Вербальная агрессия - это форма агрессии в виде причинение психологического вреда с использованием вокальных (крик, изменение тона) и вербальных компонентов речи (инвектива, оскорбления и т. п.). Национально-специфичный характер вербальной агрессии является серьёзным препятствием на пути к её законодательному ограничению. В пределах одной этнографической или социальной (под)группы отношение к одному или другому речевому акту с позиций вежливости или грубости может быть весьма различным.

Некоторые виды вербальной агрессии, оскорбительные высмеивания другой нации, насмешка над инвалидом, издевательства над лицами с физическими или умственными недостатками, неуважительные отзывы о политической, религиозной или гендерной принадлежности и т.п. Вербальная агрессия по своему составу неоднородна. Сюда входят слова нейтральные, эмоционально насыщенные, вульгаризмы, бранные эксплетивы, богохульства и т.п. Все это может использоваться как вербальная агрессия. Важно, что эффект производимый этими словами будет резко различаться: вульгарная брань всего лишь оскорбляет слух воспитанного человека, а оскорбительная кличка по признаку национальности, внешнего вида, физического недостатка и т.п. может привести к серьезному конфликту. Причинение вреда должно быть реальным и заранее известно, как для агрессора, так и его жертвы. Басс различает следующие виды вербальной агрессии11:

• Вербальная - активная - прямая - словесное оскорбление или унижение другого человека

• Вербальная - активная - непрямая - распространение злостной клеветы или сплетен о другом человеке

• Вербальная - пассивная - прямая - отказ говорить с другим человеком, отвечать на его вопросы

• Вербальная - пассивная - непрямая - отказ дать определенные словесные пояснения или объяснения, высказаться в защиту незаслуженно критикуемого человека.

Также особое внимание при рассмотрении этнофобии уделяется понятиям межкультурной адаптации, идентичности толерантности и культурного шока (Дж. Берри, М. Плизент, Г. Тэджфел, К. Оберг, Ю. Мартин, В. Хармз, Т. Накаяма, Д. Мацумото, Н.М. Лебедева, Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко, С.Д. Гуриева, О.С. Михалюк, Л.Г. Почебут, Н.С. Хрусталева и другие). Межкультурная адаптация - это сложный процесс, результатом которой становится человек, достигший соответствия (совместимости) к новой культурной среде, принимающий

11 Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки) // Диагностика эмоционально-нравственного развития. СПб., 2002. 142 с.

его традиции как свои собственные и действующий согласно этим традициям. Процесс межкультурного приспособления тесно связан с межкультурной адаптацией и включает такие составляющие как сохранение положительного эмоционального состояния и психического здоровья, приобретение умений и навыков, необходимых для успешного выполнения повседневных задач. В процессе межкультурного приспособления могут происходить определенные аккультурации изменения на групповом уровне: культурный шок, шок перехода, культурная утомляемость.

Термин «культурный шок» был введен американским антропологом К. Обергом, который исходил из идеи, что он связан с появлением неприятных чувств (потеря друзей и статуса, путаница в ценностных ориентациях, а также личностной идентичности и др.) во время

i О

вхождения в новую культуру12. Симптомами культурного шока выступают: постоянные переживания по качеству еды, питьевой воды, чистоты посуды, общая тревожность, раздражительность, неуверенность в себе, психосоматические расстройства и т. п. От чувства потери контроля над ситуацией, собственной некомпетентности, отверженности, удивления, дискомфорта при осознании различий между культурами, нереализованности ожиданий эти симптомы могут проявляться в приступах гнева, агрессивности и враждебности по отношению к народам той страны в которой живет индивид. Эти проявления негативно влияют на процесс межличностных отношений. Чаще всего культурный шок имеет негативные последствия, но нужно обратить внимание и на позитивную сторону: когда у человека первоначальный дискомфорт ведет к принятию новых ценностей и моделей поведения, оценки проблем и их преодолению, что важно для саморазвития и личностного роста. Поэтому, канадский психолог Дж. Берри предложил использовать понятие «стресс аккультурации» вместо термина «культурный шок», так как слово шок ассоциируется только с

негативным опытом, а в результате межкультурного контакта возможен

i ^

и положительный опыт13. Под аккультурацией понимается «непосредственное взаимодействие групп индивидов, принадлежащих к разным культурам, которое влечет за собой изменения в первоначальных культурных характеристиках одной или обеих групп»14.

К понятию «толерантность» науку и образование толкает глобализация и пересмотр представлений о человеке, обществе и природе, где обнаруживаются условия развития идей плюрализма и возможность объединения людей для разрешения проблем и конфликтов. Aктуальность толерантности обусловлена всем ходом

12

Oberg K. Cultural shock: Adjustment to new cultural environment II Practical Anthropology. № 7. 1960.

13 Berry J.W., Poortinga Y.H., Segall M.H., Dasen P.R. Cross-cultural psychology: Research and applications. // Cambridge etc., «Cambridge University Press», 2002. - 236 p.

14 Redfield R., Linton R., Herskovits M.J. Memorandum for the Study of Acculturation. - New York: American Anthropologist, 1936. Vol. 38. № 1. 180 p.

развития общества. Как только в обществе появились разногласия по религиозным вопросам, и люди поняли, что их образ жизни и культура не единственные в мире, получила свое развитие и толерантность. Своя культура более близка, и сама по себе понятна, а чужая может вызывать страх, непонимание, раздражению по поводу «их нравов, обычаев, привычек, стиля жизни», враждебное отношение относительно представителей других народов. Мощным двигателем глобального процесса стали СМИ, спутниковое телевидение, современные информационные технологии (Интернет, компьютерная связь, мультимедиа и т.п.), которые позволили транснациональным организациям размещать различные составляющие производства в разных странах, сохраняя при этом тесные контакты.

Таким образом, этнофобия растёт, усиливает социальное напряжение, стимулирует рост агрессивности, насилия и преступности. Она рассматривается как субъективное стереотипное предвзятое отношение к представителям определенных рас и этносов. Поэтому в

системе образования нужно больше уделять внимания воспитанию детей и молодежи в духе культурного релятивизма и толерантности, уважения и соблюдения прав представителей всех культур, а средствам массовой информации допускать в эфир передачи, не содержащие дискриминационные сюжеты.

Шебзухова Ф.А. Социально-политическая проблема этноцентризма -этнофобия. В данной статье рассматриваются понятия этноцентризма, этноса и этнофобии как социальной проблемы. Выявить роль этноцентризма в формировании этнофобий. Подчеркивается, что этнос есть осознающая себя культурно-языковая общность, а не общность вообще. Анализируются подходы к изучению понятий «этничность» и «этнофобия» в социально-гуманитарных дисциплинах и уточняется его политологическое содержание, определяются факторы, обостряющие проявление этнофобий в современном обществе.

Ключевые слова: этноцентризм, этнофобия, этнос, этноконфликт, этничность.

Shebzuhova F.A. Social-political problem of ethno-centrism - ethno-phobia. In

the article notions of ethno-centrism, ethnos and ethno-phobia are considered as social problem. The author reveals the role of ethno-centrism in shaping ethno-phobia. It Is emphasized that ethnos is realizing itself cultural-language community, rather than community in general. The author analyses approaches to the study of the notion «ethnicity» and « ethno-phobia» in social-humanitarian disciplines and elaborates its political contents, defines factors, intensifying manifestation of ethno-phobia in modern society.

Key words: ethno-centrism, ethno-phobia, ethnos, ethnic conflict, ethnicity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.