Научная статья на тему 'Социально-политическая, научная и культурная среда азербайджано-турецких научно-педагогических отношений'

Социально-политическая, научная и культурная среда азербайджано-турецких научно-педагогических отношений Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
208
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЗЕРБАЙДЖАН / AZERBAIJAN / ТУРЦИЯ / TURKEY / МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ СВЯЗИ / INTERNATIONAL RELATIONS / НАУЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ОБУЧЕНИЕ / TRAINING / RESEARCHERS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Джесим Ксель

В начале XX века, в начале 90-х годов Советский Союз оказал решительную поддержку укреплению научно-культурных связей с народом Турции и ускорению процесса интеграции. Сегодня невозможно воспользоваться этой возможностью без вклада тюркских народов в расширяющийся интеграционный процесс. В расширении этих процессов очень важно установить отношения и в области образования, где национальные и духовные ценности, созданные турецким народом на протяжении тысячелетий, являются фактором прогресса также и для народов региона и всего мира. Установление сотрудничества в области образования стало возможным после соглашений 1991 года, заключенных между Министерством образования Турции и соответствующими учреждениями Азербайджана. Сначала открыли общеобразовательные школы, а затем стали открывать вузы, который стали готовить специалистов с высшим образованием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL-POLITICAL, SCIENTIFIC AND CULTURAL ENVIRONMENT OF AZERBAIJAN-TURKISH SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL RELATIONS

At the beginning of the 20th century, in the early 1990s, the Soviet Union strongly supported the strengthening of the scientific and cultural ties with the Turkey and accelerating the process of integration. Today, it is impossible to imagine this opportunity without the contribution of the Turkic peoples to the expanding integration process. In the expansion of these processes, it is very important to establish relations in the field of education, where the national and spiritual values created by the Turkish people in the course of thousands of years are a factor of progress for the peoples of the region and the world. The establishment of cooperation in the field of education became possible after the agreements concluded in 1991between the Ministry of Education of Turkey and the relevant institutions of Azerbaijan. AT the beginning they opened general schools, and then founded the Caucasus University, which provided higher education for various specialties.

Текст научной работы на тему «Социально-политическая, научная и культурная среда азербайджано-турецких научно-педагогических отношений»

педагогические Джесим Аксель

науки СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ...

УДК 37.014.2

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ, НАУЧНАЯ И КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА АЗЕРБАЙДЖАНО-ТУРЕЦКИХ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

© 2017

Джесим Аксель, докторант кафедры общей педагогики Азербайджанский государственный педагогический университет (AZ 1000, Азербайджан, Баку, Узеира Гаджибейли, 68, e-mail: cesimaksel@gmail.com)

Аннотация. В начале XX века, в начале 90-х годов Советский Союз оказал решительную поддержку укреплению научно-культурных связей с народом Турции и ускорению процесса интеграции. Сегодня невозможно воспользоваться этой возможностью без вклада тюркских народов в расширяющийся интеграционный процесс. В расширении этих процессов очень важно установить отношения и в области образования, где национальные и духовные ценности, созданные турецким народом на протяжении тысячелетий, являются фактором прогресса также и для народов региона и всего мира. Установление сотрудничества в области образования стало возможным после соглашений 1991 года, заключенных между Министерством образования Турции и соответствующими учреждениями Азербайджана. Сначала открыли общеобразовательные школы, а затем стали открывать вузы, который стали готовить специалистов с высшим образованием.

Ключевые слова: Азербайджан, Турция, межнациональные связи, научное сотрудничество, обучение.

SOCIAL-POLITICAL, SCIENTIFIC AND CULTURAL ENVIRONMENT OF AZERBAIJAN-TURKISH

SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL RELATIONS

© 2017

Jassim Axel, Doctoral Student of the Department of General Pedagogics Azerbaijan State Pedagogical University (AZ 1000, Azerbaijan, Baku, Uzeyir Hajibeyli, 68, e-mail: cesimaksel@gmail.com)

Abstract. At the beginning of the 20th century, in the early 1990s, the Soviet Union strongly supported the strengthening of the scientific and cultural ties with the Turkey and accelerating the process of integration. Today, it is impossible to imagine this opportunity without the contribution of the Turkic peoples to the expanding integration process. In the expansion of these processes, it is very important to establish relations in the field of education, where the national and spiritual values created by the Turkish people in the course of thousands of years are a factor of progress for the peoples of the region and the world. The establishment of cooperation in the field of education became possible after the agreements concluded in 1991between the Ministry of Education of Turkey and the relevant institutions of Azerbaijan. AT the beginning they opened general schools, and then founded the Caucasus University, which provided higher education for various specialties.

Keywords: Azerbaijan, Turkey, international relations, researchers, training.

Актуальность проблемы. Становление и развитие азербайджано-турецких научно-педагогических отношений, наряду с историческими и этническими факторами, также были связаны с различными общественно-политическими событиями и научно-культурной средой. В начале ХХ века целая группа видных азербайджанских педагогов (Али бек Гусейнзаде, Ахмед Агаоглу, Мамед Эмин Расулзаде, Мирза Бала Мамедзаде, Ахмед Джафароглу и другие) имели более или менее крепкие связи с Турцией. основывается на более международных принципах с учетом интересов сторон. Сторонники национальной идеологии были представителями азербайджанской культуры, но оказали сильное влияние на общественно-политические и культурные события, и стали пионерами политического движения тюркизма. Хотелось бы отметить тот факт, что установление отношений (научных, культурных, образовательных, военных, экономических, политических и т. д.) во всех государствах осуществляется в соответствии с международными принципами и с учетом интересов сторон.

Налаживание взаимоотношений между двумя странами. В 1918 году, когда Азербайджан провозгласил свою независимость, Турция была первая страна, которая признала Азербайджан. В то время международная ситуация была довольно сложной и запутанной. Азербайджан столкнулся с угрозой не только потери своей независимости, но и своей территории. Россия не хотела примириться с независимостью Азербайджана, угрожая ему. Установление политических отношений Турции с Азербайджаном не позволило армянам и иностранным странам вмешиваться во внутренние дела этой страны. Кавказская исламская армия, отправленная на Кавказ Энвер-пашей, продемонстрировала самоотверженность в предотвращении массового убийства турецко-мусульманского населения на территории Азербайджана, способствовала очистке территории от армянского агрессора [1].

Усилия Турции по сохранению и развитию независимости Азербайджана продолжались после советизации Азербайджана. 26 февраля 1921 года глава турецкой Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 3(20)

делегации в Москве Юсиф Кемаль Бей сказал в своем выступлении на конференции: «Хотя Азербайджан является частью Советской России, турецкое государство по-прежнему обеспокоено судьбой этого государства и его народа» [2, с.19]. Мустафа Кемаль Ататюрк сказал на юбилейном мероприятии, посвященном 10-летию образования Турецкой Республики: «Сегодня Советский Союз - наш друг, сосед и суверен. Нам нужна эта дружба. Но никто не знает, что будет завтра. Как и в Османской империи, как в Австро-Венгрии, страна может быть фрагментирована. Тогда Турция должна знать, что делать. У Азербайджана, братского народа, с нами один язык, одна религия. Мы должны быть готовы пойти с ними. Быть готовым - это не просто означает ждать этот день. Как страны готовятся к этому? Построение духовного моста - главное, язык - это мост ... История - это мост ... мы должны обращаться к корням и сформироваться на основе богатой истории. Мы должны подойти к ним, не дожидаясь их приближения к нам» [3, с.81].

В 50-60-е годы ХХ века, несмотря на то, что были подписаны договоры о культурных отношениях между Турцией и СССР, Азербайджан не участвовал в этом подписании. В этой области в 1970-1980-х годах произошли определенные изменения. Национальным республикам СССР было разрешено устанавливать отношения в определенных областях международных отношений. В середине 80-х годов Азербайджан поддерживал культурные контакты с более чем 120 странами, включая роль Турцию. Общество «Ватан», созданное в Баку в 1988 году, в новом контексте азербайджано-турецких отношений проделало большую работу. Основная цель общества состояла в том, чтобы объединиться вокруг общей идеологии продвижения национальной культуры и моральных ценностей среди проживающих за рубежом азербайджанцев. В то время большинство азербайджанских мигрантов жили в Турции.

После обретения независимости во второй раз Азербайджан стал придавать особое значение контактам в области международных отношений с тюркоязычны-ми государствами, особенно с Турцией. Азербайджан

23

Джесим Аксель pedagogical

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ... sciences

провозгласил свою независимость, сразу установил дипломатические отношения с Турцией и подписал двусторонние соглашения в области науки, культуры и образования.

Позиция Азербайджана и Турции в благоприятном и стратегическом положении повысила интерес к этим странам в мировом сообществе. Турция является развитым европейским государством с демократическими ценностями. Это хороший опыт для развития Азербайджана. Турция также является окном в Европу. культурные, образовательные отношения), но не демократические и национальные факторы, а демократические принципы, вытекающие из международного права.

Отношения между этими государствами (экономические, научные, культурные, образовательные) основаны не на религиозных или национальных факторах, а на демократических принципах, вытекающих из международно-правовых норм.

Вопросы взаимоотношений и сотрудничества в сфере образования и науки. С момента установления азербайджано-турецких отношений встречи на высшем уровне глав тюркских государств с 1992 года сыграли важную роль в развитии взаимовыгодных отношений (в том числе педагогических отношений). Организация ТЮРКСОЙ, основанная на принципах дружбы, братства и сотрудничества, сыграла важную роль в объединении тюркских народов, в том числе Азербайджана и Турции, в установлении здесь научных и культурных связей. Эта организация стремится укрепить духовное единство тюркских народов и создать общую платформу для совместной деятельности.

Время от времени приезжают в Азербайджан более 3 миллионов азербайджанцев, проживающих в Турции и которые считают Турцию своей родиной. Поэтому в Турции существует множество организаций и ассоциаций, представляющих Азербайджан. Фонд дружбы, сотрудничества и солидарности «Турция-Азербайджан», Дом Азербайджана, Ассоциация культуры «Игдыр», Ассоциация «Карс-Ардахан-Игдыр», «Общество дружбы Турция-Азербайджан» и «Культурная ассоциация Измира» способствуют развитию отношений между Азербайджаном и Турцией и играют важную роль в пропаганде и исследовании азербайджанских реалий.

В Турции публикуется ежемесячный журнал «Азербайджан». Турецкие студенты в Турции публикуют журналы «Великое будущее» и «Голос Азербайджана», все они финансируются отдельными ассоциациями.

Научно-педагогические отношения в азербайджано-турецких научных и культурных отношениях имеют большое значение, где важную роль играет сотрудничество в области образования. Важный этап в развитии азербайджано-турецких образовательных и педагогических отношений начался в конце 80-х - начале 1990-х годов ХХ века. В 1989 году между Турцией и СССР было подписано «Соглашение о культурном и научном обмене». В соответствии с условиями этого договора от 10 января 1990 года было подписано «Соглашение о культурно-научном обмене» между Турцией и Азербайджанской ССР. 16-23 мая 1992 года на встрече в Анкаре, на Бишкекской конференции министров образования Турецкой Республики и тюркоязычных стран были обсуждены основные аспекты развития образования.

28 февраля 1992 года между Министерством народного образования Азербайджанской Республики и Министерством образования Турецкой Республики было подписано два соглашения [4, с.63]. В подписанном соглашении отражены все параметры отношений между азербайджанскими и турецкими учебными заведениями. Контракт состоит из 18 наименований. Существует взаимный обмен обучающимися в средней школе, старшеклассниками, студентами университетов, преподавателями и специалистами, организация взаимных олимпиад по физике, математике, химии, биологии, 24

центров по языку и культуре. турецкие дети, дипломаты, учителя, а также дети из азербайджанских семей где он мог читать. В этой школе обучение должно было проводиться на турецком и иммигрантском языках.

В Баку планировалось открыть турецкие школы, где могли учиться дети турецких бизнесменов, дипломатов, учителей, а также дети из азербайджанских семей. В этой школе обучение должно было проводиться на турецком и английском языках. «Большой студенческий проект», разработанный Министерством образования Турецкой Республики, сыграл важную роль в установлении образовательных отношений между Азербайджаном и Турцией. Этот проект охватывал 1991-2010 годы.

Решающее значение имеет создание в 1993 году политико-правовой базы для расширения образовательных связей между Азербайджаном и Турцией. Это, конечно, связано с именем и неустанной деятельностью общенационального лидера азербайджанского народа Гейдара Алиева, который очень уважали и уважают тюркские народы. Азербайджанский народ, которому грозит потерять независимость, во второй раз пригласил Гейдара Алиева к политической власти. Он предотвратил иностранное и внутреннее вмешательство в первый период своей деятельности что предотвратило опасность разрушения Азербайджана. Он придавал особое значение урегулированию политических отношений с соседними странами.

В 1994 году, когда Гейдар Алиев посетил Турцию с официальным визитом, в ходе переговоров он достиг соглашения, состоящего из 29 статей о сотрудничестве в области науки и образования [5]. Этот договор имеет существенное юридическое значение и оказал сильное влияние на расширение образовательных связей между двумя странами. Предполагалось, что он будет меняться каждые пять лет с учетом обновлений утвержденного протокола о взаимном сотрудничестве. Была создана совместная комиссия в области образования для осуществления положений, предусмотренных Протоколом.

Первое заседание Комиссии состоялось в Баку 27-30 ноября 1994 года, второе совещание - с 27 ноября по 1 декабря 1995 года в Анкаре, третье совещание - в Баку 16-19 декабря 1996 года, четвертое совещание - в 1997 году, пятое совещание состоялось в Анкаре 23 февраля 1998 года и в Баку - 30 мая. Принятие соответствующих документов о сотрудничестве в области образования создало новые возможности для развития широкого сотрудничества для обеих сторон. Эти встречи позволили создать в Азербайджане современную систему образования. Гейдар Алиев как-то заявил в одном из своих выступлений: «В Азербайджане есть современная система образования, и теперь мы хотим ее обновить и сделать ее еще более совершенной. В этой связи необходимо изучить, принять и использовать опыт турецкой системы образования» [5].

Следующие документы сотрудничества сыграли важную роль в эффективной организации сотрудничества Азербайджана в сфере науки и образования с Турецкой Республикой:

- Протокол о намерениях между Правительством Азербайджанской Республики и Министерством иностранных дел, Министерством Национального образования и Государства Турецкой Республики. Баку, 29 февраля 1992 года.

- Протокол между Азербайджанской Республикой и Турецкой Республикой о сотрудничестве в научной, технической, социальной, культурной и экономической сферах. Анкара, 9 февраля 1994 г.

- Протокол о намерениях о сотрудничестве в области высшего образования между Министерством образования Азербайджанской Республики и Советом высшего образования Турецкой Республики. Анкара, 30 ноября 1995 года

- Протокол о сотрудничестве в области образования и науки, подписанный между Министерством образо-

Karelian Scientific Journal. 2017. Т. 6. № 3(20)

педагогические науки

Джесим Аксель СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ...

вания Азербайджанской Республики и Министерством национального образования Турецкой Республики. Анкара, 30 мая 1997 года.

- Соглашение между Министерством образования Азербайджанской Республики и Министерством национального образования Турецкой Республики и Высшим советом образования по образованию и науке. Анкара, 4 ноября 1998 года.

- Соглашение о сотрудничестве в области образования и науки, подписанное между Министерством образования Азербайджанской Республики и Министерством национального образования Турецкой Республики. Баку 1 декабря 2000 года.

Развитие отношений между Азербайджаном и Турцией в современный период. Основа отношений между Азербайджаном и Турцией в отдельные времена в разное время создала основу для всестороннего развития этого сотрудничества в последующие годы. Как мы уже отмечали, эти отношения были двусторонними.

С начала 1990-х годов были расширены отношения с зарубежными странами (включая Турцию) в области подготовки кадров в высших учебных заведениях Азербайджана. Некоторые страны, особенно турецкие университеты, заинтересованы в установлении контактов с высшими учебными заведениями в Азербайджане. Основной причиной этого стало существование в Азербайджане сильного научно-педагогического потенциала. Образовательная политика, созданная национальным лидером азербайджанского народа Гейдаром Алиевым, успешно продолжается Президентом Азербайджанской Республики Ильхамом Алиевым; подписаны новые соглашения о сотрудничестве.

По его инициативе азербайджанские студенты, обучающиеся за границей, стали одной из областей, которой государство уделяет особое внимание. В 2005 году Министерство образования Азербайджанской Республики обсудило количество студентов и квалификаций, по которым они будут направлены для обучения в турецкие университеты, а через год были подписаны контракты по урегулированию двусторонних отношений. 19 октября 2006 года Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев 16 апреля 2007 года, подписал распоряжение «О Государственной программе обучения азербайджанской молодежи в зарубежных странах». Была утверждена «Программа образования молодежи Азербайджана за рубежом на 2007-2015 годы».

Конгресс дружбы, братства и сотрудничества тюр-коязычных государств и общин X, состоявшийся в сентябре 2006 года в Анкаре, подтвердил, что президент Ильхам Алиев был лидером в области сотрудничества между тюркскими странами и имел большой успех в этой области [64]. Организация Парламентской Ассамблеи тюркоязычных стран и проведение ее первого саммита в Баку (2009), IX Саммита глав тюркоязыч-ных стран в Нахчыване (2009), создание Генерального секретариата Парламентской ассамблеи в Баку являются ключевыми направлениями стратегии, направленной на расширение отношений между тюркскими государствами и, в конечном счете, на увековечение дружбы меду тюркскими народами.

Выводы. Формирование и развитие азербайджано-турецких научно-педагогических отношений, наряду с историческими и этническими факторами также связано с различными общественно-политическими событиями, развитием науки и культурной среды. Анализ социально-политической, научной и культурной среды, обусловливающей азербайджано-турецкие научно-педагогические отношения показал, что подписаны многочисленные документы о сотрудничестве между обеими странами, определены направления эффективной организации науки и образования. В установлении азербайджано-турецких отношений национальный фактор также обеспечивал развитие межгосударственных отношений по восходящей линии. Этот фактор играл и играет очень

важную роль в налаживании высокого уровня отношений между Азербайджаном и Турцией.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Юджеер Насер. Размещением османской армии в Азербайджане и Дагестане в Первой мировой войне. Анкара: 1996

2. Софиев М.М. Южнокавказские республики в советско-турецких отношениях (1922-1936). Баку: 2000. -351 с.

3. Абдуллаев М. Азербайджанско-турецкие отношения. Баку: Мутарджим, 1998. - 112 с.

4. Договоры, отношения и действия между Турции и тюркскими странами (вторая книга). Анкара: 1993, 436 с.

5. Газета «Азербайджан», 9 ноября 1994 года

Статья поступила в редакцию 05.07.2017.

Статья принята к публикации 22.09.2017.

Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 3(20)

25

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.