26. Майков В. В. Пневмосинтез: путь к интеграции : метод. руководство / В. В. Майков, А. В. Петрова. - М., 1989.
27. Мэй Р. Искусство психологического консультирования / пер. с англ. Т. К. Кругловой. -М. : Независимая фирма «Класс», 1999.
28. Никитин В. Н. Энциклопедия тела: Психология. Психотерапия. Педагогика. Театр. Танец. Спорт. Менеджмент. - М. : Алетейя, 2000.
29. Перлз Ф. С. Опыты психологии самопознания. - М., 1992.
30. Перлз Ф. С. Практика гештальттерапии. - М. : Институт общегуманитарных исследований, 2001.
31. Райков В. Л. Формирование сновидений естественного сна в гипнозе // Психол. журн. -1984. - Т. 5. - № 6. - С. 69-78.
32. Сборник информационно-методических материалов по организационно-реабилитационной работе с детьми в специализированном уч-
реждении : Ч. 1, 2. - Кострома : Авантитул, 2002.
33. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике / Ред.-сост. В. Ю. Баскаков. - 2-е изд. - М. : Смысл, 1997.
34. Шадриков В. Д. Введение в психологию. Мир внутренней жизни человека. - М. : МОСУ, 2002.
35. Шадриков В.Д. Введение в психологию: эмоции и чувства. - М. : Логос, 2002.
36. Штраус И. Иппотерапия. Нейрофизиологическое лечение с применением верховой езды : пер. с нем. - М. : Московский конноспортивный клуб инвалидов, 2000.
37. Эриксон Э. Детство и общество / пер. с англ. А. А. Алексеева. - СПб. : Летний сад, 2000.
38. Eliade M. Shamanism: Archaic Techniques of Ecstasy. - N.Y. : Pantheon Books, 1964.
39. French T., Fromm E. Dream interpretation: a new approach. - N.Y., 1989.
А. И. Тимонин
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТА
Институт педагогики и психологии создан 1 июня 2001 года на базе факультета педагогики и психологии и социально-педагогического факультета Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова.
Основной целью Института педагогики и психологии является концентрация интеллектуального потенциала ученых и специалистов для развития фундаментальных и прикладных научных исследований, повышения эффективности образовательного процесса по направлениям высшего профессионального образования, подготовка профессионалов по ряду специальностей, включенных во взаимодействие в системе «человек-человек».
Профессионал, в отличие от узкого специалиста, является субъектом профессиональной деятельности, а не просто носителем совокупности знаний и умений. Он владеет профессиональной деятельностью в целом, способен к ее проектированию и развитию в зависимости от конкретной ситуации через осуществление рефлексии собственного опыта. На наш взгляд, профессионал в области образования (учитель, пе-дагог-дефектолог, социальный педагог) призван
оптимизировать социальную жизнь путем трансляции определенной системы знаний и набора ценностных отношений подрастающему поколению. Психолог и специалист по социальной работе являются носителями социальных изменений, управляют индивидуальными и социальными ресурсами в интересах человека, социальной группы и общества. Таким образом, кроме требований к уровню профессиональной подготовленности важнейшим требованием к специалистам, которых готовит ИПП, является принятие системы гуманистических ценностей как регулятора поведения профессионала.
В этом контексте образовательный процесс в ИПП предполагает следующие принципы организации:
- субъектной ориентированности процесса профессиональной подготовки;
- наполнения субкультуры общности профессиональным содержанием;
- коммуникативной доминанты профессиональной подготовки и профессиональной деятельности;
- интеграции совокупного субъекта образования;
© А. И. Тимонин, 2006
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2006
65
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
А. И. Тимонин
- конструктивности, приоритета продуктивной, преобразовательной деятельности;
- открытости для взаимодействия с обществом в целом и с отдельными организациями, учреждениями, объединениями, физическими лицами как его представителями.
Реализация этих целей и принципов осуществляется во взаимодополняющих видах деятельности:
- образовательная деятельность, которая сочетает в себе учебную деятельность и преподавание как основу теоретической и практической подготовки будущего специалиста;
- научно-исследовательская деятельность студентов, аспирантов, преподавателей, направленная на формирование научного стиля общения, межличностных связей в научной сфере и ликвидации разорванности теоретических исследований и практического внедрения результатов;
- социально-педагогическая деятельность в сфере организации досуга и волонтерства, предназначенная для развития личностных творческих потенциалов, активизации способности субъекта к созиданию в различных областях социальной действительности;
- методическая деятельность, предполагающая совершенствование организации всех видов совместной деятельности.
За пятилетний период своего существования и развития Институт педагогики и психологии признан одним из ведущих подразделений университета. Студенты ИПП успешно учатся (каждый пятый по итогам сессии - отличник), являются неоднократными победителями международных и всероссийских олимпиад, призерами различных конкурсов. В ИПП проводятся исследования по тематике пяти научных грантов РГНФ, в которые вовлечены студенты. На базе Института действуют несколько научно-педагогических отрядов, таких как областной лагерь старшеклассников им. А. Н. Лутошкина «Комсорг», областной лагерь старшеклассников «Кентавр», лагерь актива СПО ФДО «Соколенок» и другие. Студенты работают педагогами-организаторами в загородных детских центрах Череповца, Ярославской, Московской областях, в Краснодарском крае и Крыму. Студенты ИПП стали инициаторами проведения в регионе Фестиваля социальных акций.
На основе концепции развития КГУ им. Н. А. Некрасова, анализа опыта деятельности ИПП нами была разработана концепция личностного
развития специалиста профессионала в процессе его обучения в вузе. Данная концепция определяет основную стратегию деятельности ИПП по обеспечению становления специалиста-профессионала в образовательной, научно-исследовательской и социально-педагогической деятельности.
Образовательная деятельность имеет своей целью продвижение студента от объекта обучения к субъекту образования и профессиональной деятельности и становление ИПП интегра-тивным субъектом образования в регионе. Реализация данной цели возможна через:
- повышение качества образования, которое предполагает реализацию разного уровня образовательных программ (дополнительные специальности, специализации, программы переподготовки); повышение мобильности диплома выпускников; внедрение инновационных технологий; организацию и методическое обеспечение самостоятельной работы студентов; методическое обеспечение образовательного процесса (создание учебно-методического центра); включение студентов в научные исследования; усиление профессионального компонента во внеаудиторной деятельности; соединение учебной деятельности с социально-педагогической деятельностью в регионе;
- совместную деятельность с организациями, образовательными и социальными учреждениями по профессиональной подготовке специалистов, которая включает в себя такие компоненты как: заключение договоров с муниципальными образованиями, социальными организациями по подготовке и об индивидуализации подготовки специалистов; практико-ориентирован-ное содержательное наполнение регионального компонента стандарта; привлечение руководителей и специалистов учреждений к реализации образовательных программ в институте; организация совместных научно-исследовательских проектов (создание учебно-научных лабораторий); обобщение опыта деятельности организаций и учреждений; поствузовское сопровождение молодых специалистов (методологические семинары, тренинги, образовательные семинары); создание банка рабочих мест;
- повышение квалификации преподавателей, которое является одним из приоритетных направлений работы. Оно предполагает стажировку преподавателей в различных вузах, как в России, так и за рубежом. Это даст возможность освоения
преподавателями инновационных образовательных технологий, повышения своего профессионального уровня. Главный вопрос, связанный с данным направлением - вопрос финансирования. Видится три основных источника: во-первых, это средства университета; во-вторых, возможно по согласованию с руководителями привлечение средств научных грантов; в-третьих, привлечение внебюджетных средств, средств учреждений (образовательных, социальных и других), с которыми мы имеем договоры о сотрудничестве.
Целью научно-исследовательской деятельности является переход от исследования актуальных проблем к интеграции научных направлений на основе междисциплинарности и внедрению результатов исследований в социально-педагогическую деятельность региона. Реализация данной цели предполагает:
- организацию научных исследований. Это грантовая политика, региональные научные гранты и исследования (организация опытно-экспериментальных площадок на базе учреждений), включение в научные исследования студентов;
- организацию научных направлений: анализ проведенных исследований, выявление междисциплинарных связей, обобщение полученных результатов (создание учебно-научного центра, научных лабораторий, временных научных коллективов), издание коллективных монографий, проведение научных собраний;
- внедрение результатов исследований в практику, которое предполагает организацию Ресурсного центра подготовку методических рекомендаций, технологических модулей, продвижение методической продукции Института педагогики и психологии в регионе.
Социально-педагогическая деятельность Института педагогики и психологии строится на основе продвижения студента от субъекта внеаудиторной деятельности к интегративному субъекту социально-педагогической деятельности в регионе, и предполагает:
- организацию опыта самостоятельной деятельности студентов во внеучебное время. Это возможно через организацию комплексных ключевых дел (фестивали, учебно-методические сборы); организацию студийных объединений студентов (методические объединения, танцевальная студия, вокальная студия, социальное проектное бюро, группа файндрайзинга, школа профессионального вожатого);
- организацию социально-педагогических проектов в регионе: создание и обеспечение деятельности научно-педагогических объединений (авторские лагеря, клубы старшеклассников); организация анимационных групп; проведение социальных акций; реализация социальных проектов в молодежной сфере (проектные семинары с Комитетом по делам молодежи, профессиональные мастерские);
- научно-методическое обеспечение социально-педагогической деятельности, которое состоит в подготовке методических материалов и их издании; создании Информационно-методического центра; проведении образовательных семинаров; создании научно-методического экспертного совета.
Таким образом, оптимизация процесса личностного развития специалиста-профессионала в процессе становления в вузе, по нашему мнению предполагает социально-педагогическое обеспечение. При этом, обеспечение можно рассматривать как управление функционированием и развитием системной совокупности ресурсов, привлекаемых для осуществления данного процесса. Под ресурсом здесь мы понимаем средства, которые могут быть задействованы для достижения цели. Рассмотрение социально-педагогического обеспечения, как специфической управленческой деятельности требует определения ее содержания. В контексте предложенного понимания оно предполагает выявление функционального назначения ресурсов и установление взаимосвязей их функций в определенных организационных формах. Содержание обеспечивающей деятельности предполагает разрешение противоречия между наличием ресурса как такового и актуализацией его потенциальных и реальных возможностей в определенных организационных формах.
Целесообразно выделить группы основных ресурсов, задействованных в процессе личностного развития специалиста-профессионала в процессе становления в вузе: личностные, институциональные, субкультурные и ресурсы среды.
Понимая под личностью, человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности, к личностным ресурсам мы отнесли социальный статус, социальные роли, личностную позицию, жизненный опыт, мотивацион-но-потребностную сферу, индивидуальные свойства и уровень их развития.
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2006
67
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
Л. И. Тимонина
Рассматривая личностные ресурсы студента необходимо выделять:
- наличие знаний и умений, полученных в общеобразовательной школе и других образовательных учреждениях;
- соответствие студента новой социальной роли, социальным ожиданиям;
- мотивы обучения в вузе, сформированность педагогической направленности личности, мотивы на профессиональное развитие, достижение успеха;
- жизненный опыт, наличие до обучения в вузе профессиональных проб;
- наличие сформированной субъектности по отношению к обучению и будущей педагогической деятельности.
К институциональным ресурсам можно отнести особенности и структуру образовательного учреждения, содержание образования, используемые в обучении и воспитании технологи, организацию учебно-воспитательного процесса в нем, особенности управления образовательным учреждением, особенности педагогического коллектива, наличие в нем преподавателей, стремящихся к профессиональному развитию.
Структура образовательного учреждения и организация учебно-воспитательного процесса в нем призвана максимально эффективно реали-зовывать содержание образования и обеспечивать функционирование технологий. Она отражает распределение обязанностей между педагогическими работниками на разных уровнях, определяет место каждого субъекта в системе. В то же время, эта структура, являясь макроформой организации деятельности, оказывает непосредственное влияние на выбор образовательных технологий, регламентирует временные характеристики процесса, влияет на функционирование всех ресурсов социально-педагогического обеспечения.
Особое значение среди институциональных ресурсов является наличие преподавателей, тех людей, в чьи функциональные обязанности входит осуществление образовательного процесса. Педагоги являются частью общей структуры учебно-воспитательного учреждения, но мы выделили их в качестве особого ресурса. Каждый из них обладает собственным личностным и профессиональным потенциалом, имеет определенные смыслы в педагогической деятельности, то есть отличается от других. Однако, их объединяет выполнение общей деятельности,
которая носит коллективный характер, требует согласования в целях, принципах, оценках, отношениях. От функционирования этого ресурса зависит реализация функций содержания и технологий образования, личностных ресурсов воспитанника и их развитие, профессионального развития педагогов.
Социально-педагогическое обеспечение предполагает использование в образовательном процессе не только личностных и институциональных ресурсов, но и ресурсов среды. Мы пришли к пониманию необходимости выделения специфических субкультурных ресурсов общности и ресурсов социальной среды, окружающей образовательное учреждение.
К группе субкультурных ресурсов общности мы отнесли специфический набор ценностных ориентаций, норм поведения, взаимодействия и взаимоотношений ее носителей, а также статусную структуру; набор предпочитаемых источников информации; определенные увлечения, вкусы и способы свободного времяпрепровождения; фольклор, специфические знаки и символы, присущие общности.
Необходимо отметить, что субкультура общности образовательного учреждения, чаще всего, складывается спонтанно и имеет внутри себя множество течений. Особое значение субкультурные ресурсы имеют в студенческой среде. Каждый вуз, каждый факультет имеет неповторимую субкультуру, которая является частью студенческой жизни.
Последнюю группу ресурсов мы условно обозначили как ресурсы социальной среды, отнеся к ним не столько наличие материальных объектов, других образовательных, социальных учреждений, промышленных предприятий, учреждений культуры, общественных организаций и политических движений, административных органов, сколько взаимодействие с ними участников образовательного процесса.
Взаимодействие субъектов образовательного процесса с объектами социальной среды включает организацию, согласование их взаимообусловленных действий, направленных на достижение общих целей, эффективную реализацию специфических воспитательных возможностей каждого. Управление функционированием и развитием этих ресурсов предполагает
- организацию связей, контактов, ведущих к обогащению педагогической деятельности;
Формирование педагогической позиции студента как проблема профессионального образования
- организацию отношений, общения людей разного положения, возраста, опыта, в основе которых - добровольность, общность интересов, равенство, полезность;
- организацию вхождения институциональных структур в окружающий социум и освоения его общими усилиями.
Описание четырех групп ресурсов позволяет представить наше видение социально-педагогического обеспечения профессионального становления студента. Управление данными ресурсами предполагает сбор информации, анализ имеющихся ресурсов, определение ресурсов наиболее соответствующих целям деятельности, их актуализацию и активизацию.
Л. И. Тимонина
ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТА КАК ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В условиях современного общества к учителю предъявляются достаточно высокие требования, связанные, в том числе и с его профессиональной позицией. Особенно остро стоит вопрос о позиции учителя начальных классов, так как происходит переориентация начального образования на реализацию качественно новой личностно-ориентиро-ванной развивающей модели массовой начальной школы, призванной развивать личность школьника, его творческие способности, интерес к учению, формировать желание и умение учиться, сохранять и поддерживать индивидуальность ребенка. Можно говорить о том, что профессиональная позиция, как комплекс представлений учителя о себе как профессионале, его система отношений к себе, к ученикам, к коллегам должна быть личностно-ориентированной. Учитель должен принимать себя, иметь положительную «я-концепцию», осознавать себя как профессионала, осознавать нормы, правила, модели своей деятельности.
Профессиональная позиция складывается в профессиональной деятельности. Но уже на этапе получения профессии, и особенно профессиональной практики, когда происходит процесс самопознания, самопринятия, присвоение норм и выработка определенных поведенческих профессиональных стереотипов закладываются основы профессиональной позиции. Будет ли эта позиция личностно-ориентированной, зависит от множества факторов.
В процессе изучения различных дисциплин, в первую очередь педагогических и психологических студенты приобретают знания о требованиях к личности учителя, его профессиональ-
ной компетентности. Одновременно происходит самопознание, например, в процессе изучения психологии или на психолого-педагогическом практикуме. Вместе с тем происходит соотношение требований с индивидуальными особенностями и способностями. Однако процесс оценивания себя и соотношения с требованиями вызывает у студентов затруднения. Студентам было предложено написать собственный психологический портрет или портрет любого литературного героя. Подавляющее большинство студентов написало портреты литературных персонажей, те же, кто отважился писать о себе, особое внимание уделили не положительным, а отрицательным качествам личности. В некоторых работах были только описания психологических проблем. Иная картина была у студентов заочного отделения. Большая часть работ была личного характера, где студенты в основном положительно оценивают себя. Чувствовалось, что они уверенны в себе, в своих возможностях и способностях, при этом видят проблемы и знают, как с ними справляться. Именно этого не хватает студентам дневного отделения: принятия себя, положительной оценки своих личностных качеств, уверенности в себе. Это сказывается на работе с детьми во время профессиональных практик.
Включаясь в профессиональную деятельность через систему практик, студенты не сразу осознают себя как педагога, как учителя. Например, анализируя работу на первой педагогической практике в загородных детских центрах, многие говорят о том что «у меня все получилось», «я смогла проявить себя» и только потом о результате педагогическом. Руководителям практики необходимо особое внимание уделять
© Л. И. Тимонина, 2006
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2006
69