Научная статья на тему 'Социально-педагогический консалтинг как технология актуализации функций семьи'

Социально-педагогический консалтинг как технология актуализации функций семьи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
375
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНСАЛТИНГ / ФУНКЦИИ СЕМЬИ / МОДЕЛИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ КОНСАЛТИНГА / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЬИ / ПОКАЗАТЕЛИ БЛАГОПОЛУЧИЯ СЕМЬИ / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / SOCIALLY-PEDAGOGICAL CONSULTING / FAMILY FUNCTIONS / MODELING AND CONSULTING REALIZATION / SOCIAL PROBLEMS OF A FAMILY / FAMILY WELFARE INDICATORS / SOCIAL WORK

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Арсентьева О. Ю.

В статье рассмотрен социально-педагогический консалтинг как новая технология по оказанию помощи семье и ее членам. Определены общественные функции социального обеспечения при работе с семьей. Представлен опыт моделирования и реализации социально-педагогического консалтинга в условиях крупного регионального центра городе Екатеринбурге.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socially-pedagogical consulting as technology of family functions actualization

The author of the article considers socially-pedagogical consulting as a new technology on rendering assistance to a family and its members. Public functions are defined for social security in work with a family. Experience of modeling and realization of socially-pedagogical consulting in Ekaterinburg regional center facilities is presented below

Текст научной работы на тему «Социально-педагогический консалтинг как технология актуализации функций семьи»

О. Ю. Арсентьева, канд. пед. наук, доцент, заведующая кафедрой менеджмента ИПК, Уральский государственный лесотехнический университет, г. Екатеринбург, Россия, profsalz@mail.ru

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИИ КОНСАЛТИНГ КАК ТЕХНОЛОГИЯ АКТУАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИЙ СЕМЬИ

Семья как транслятор фундаментальных ценностей культуры от поколения к поколению, обладающая мощным потенциалом воздействия на процессы общественного развития, становления гражданских отношений в обществе, является базовым социальным институтом воспитания личности. Современное кризисное ее состояние, между тем, обнаруживает необходимость пересмотра методологических основ теории и технологий работы с семьей в целях актуализации ее потенциала и функционала.

Институт семьи, выполняя функцию детопроизводства, обеспечивает непрерывность существования человечества, воспроизводство живой производительной силы, преемственность поколений. Семья не только дает жизнь новым представителям рода человеческого, но и обеспечивает физическое существование индивидов. Однако преемственность поколений осуществляется не только благодаря физическому, но и духовному воспроизводству. В этом процессе важнейшая роль также принадлежит семье, той социализирующей роли, которую она играет.

В настоящее время активно изменяются виды семейных отношений, система власти и подчинения, функциональная зависимость супругов и положение детей в семье. Важнейшими характеристиками семьи по-прежнему считаются ее функции, структура и динамика.

Под социальными функциями семьи понимаются результаты жизнедеятельности

миллионов семей, имеющие общезначимые последствия и характеризующие роль семьи среди других социальных институтов. Социальные функции семьи отражают комплекс ее взаимодействий с обществом в целом и другими социальными институтами, с одной стороны, и с личностью — с другой. Они делятся на: 1) специфические и 2) неспецифические. Первые вытекают из сущности семьи как социального института, выполнение их присуще только семье. Неспецифические функции — это те, к выполнению которых семья оказалась как бы приспособленной в определенных исторических условиях и которые могут выполняться и выполняются другими социальными институтами1.

Специфические функции семьи — это репродуктивная (рождение детей), экзистенциальная (содержание детей), первичная социализация (воспитание детей). Эти функции остаются за семьей во всех обществах, при всех общественных изменениях. Поскольку общество всегда нуждалось и будет нуждаться в воспроизводстве населения, постольку всегда сохраняется социальная необходимость в семье как такой форме организации рождения и воспитания детей, при которой социальные функции реализуются через личную мотивированность индивидов к семейному образу жизни.

Неспецифические функции семьи — это функции, связанные с накоплением и передачей собственности (экономическая), наследованием социального статуса

В настоящее время активно изменяются виды семейных отношений, система власти и подчинения, функциональная зависимость супругов и положение детей в семье.

(аскриптивная), организацией производства (производственная) и потребления (потребительская), отдыха и досуга (рекреационная), с заботой о здоровье и благополучии членов семьи, с созданием внутрисемейного микроклимата, способствующего снятию стрессов и самосохранению «Я» каждого ее члена (психологическая) и т. д.2

Изменения семьи как социального института прежде всего и ярче всего выражаются именно в изменениях этих функций, в том, как они модифицируются, сужаются или расширяются, реализуются полностью или частично или даже исчезают вовсе, перехватываются другими социальными институтами — экономикой, государством, системой образования и т. п.

Функции семьи связаны с удовлетворением определенных потребностей, поэтому «функций семьи столько, сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет»3. Единой классификации функций семьи до настоящего времени не существует.

Рассматривая сферу жизнедеятельности семьи, В. Б. Голофаст выделяет функции общества по отношению к семье, семьи по отношению к обществу, семьи по отношению к личности и личности по отношению

к семье4.

М. С. Мацковский рассматривает функции семьи как социальные (по отношению к обществу) и индивидуальные (по отношению к личности)5. Традиционно основными функциями считаются: репродуктивная, экономическая, воспитательная, психотерапевтическая, рекреативная (организация досуга и отдыха), коммуникативная, сексуальная.

Репродуктивная функция в общественном плане состоит в воспроизводстве жизни, а в личностном — в удовлетворении потребности в детях. В настоящее время эта функция претерпевает изменения. Если в начале века повсеместно был распространен

многодетный тип семьи, то в настоящее время более половины семей имеют одного ребенка. Появляются семьи сознательно ориентированные на бездетность, большинство семей малодетны, т. е. имеют не более одного - двух детей. Демографы характеризуют сложившуюся ситуацию с воспроизводством населения как кризисную.

Воспитательная функция семьи состоит в формировании социально зрелой личности ребенка, способной адаптироваться в обществе, в создании условий для реализации его внутреннего потенциала. Она предполагает также развитие в семье системы отношений, ориентированных на формирование и сохранение психологического здоровья членов семьи, а также развитие коммуникативных умений.

Существуют многообразные формы проявлений деформаций в воспитании в семье, изучение которых нашло отражение в специальной литературе. Это свидетельствует о том, что воспитательная функция нуждается в коррекции, а родители и дети из семей с неблагоприятным стилем воспитания, вызванным нарушением взаимоотношений детей с родителями, асоциальным типом семьи, отсутствием психологического комфорта, чрезмерным или недостаточным родительским контролем, — в помощи специалистов: психологов, педагогов, социальных работников.

Экономическая функция заключается в зарабатывании семьей материальных средств для нормального жизнеобеспечения ее членов. Основные источники формирования бюджета российской семьи — заработная плата, предпринимательский доход,

С-\

Экономическая нестабильность порождает и ряд других проблем, связанных с внутрисемейными отношениями, — постоянно испытываемые стрессы, навязчивые состояния, страхи, сексуальный дискомфорт.

___

доходы от собственности (рента, процент, арендные платежи, дивиденды), государственные трансферные платежи (пенсии, стипендии, пособия), бесплатные услуги в области образования, здравоохранения, доходы из прочих источников (помощь родственников, выигрыши и т. п.).

Заработная плата является одним из основных видов доходов семьи в России, хотя ее доля в общем объеме доходов постепенно падает. В 2009 г. оплата труда в общей сумме денежных доходов населения составила 42,8 %, социальные трансферты — 13,4 %. В предпринимательских слоях населения доходы от собственности составили 5,1 %, а от предпринимательской деятельности - 38,7 % 6.

Семья чутко реагирует на все изменения социально-экономических условий. Исследователи подчеркивают, что экономическая нестабильность порождает и ряд других проблем, связанных с внутрисемейными отношениями, - постоянно испытываемые стрессы, навязчивые состояния, страхи, сексуальный дискомфорт. В конечном итоге все это приводит к тревожной тенденции нарастания разводов среди разных категорий семей.

Рекреативная функция семьи характеризуется двумя параметрами: количество времени, которое каждый член семьи может посвятить рекреации, и характер использования этого времени.

Исследования показывают, что большинство семей не имеют возможности для совместного отдыха. Главной причиной этого является отсутствие средств. Сопутствующими причинами — несовпадение времени отпусков, отсутствие свободного времени (работа в саду, дополнительная работа и т. п.). Постепенно утрачиваются традиции совместного отдыха супругов, отдыха всей семьей.

В несколько лучшем положении находятся дети. Несмотря на трудности, в стране осуществляется финансовая поддержка летнего отдыха и оздоровления детей, особенно детей из многодетных, малообеспеченных семей, детей-инвалидов, детей-сирот. Но отдых детей становится пассивным. Поскольку ребенок не видит разнообразных позитивных форм проведения досуга, то у

молодых людей отсутствует культура досуга. Следовательно, и данная функция претерпевает изменения далеко не позитивного характера.

Психотерапевтическая функция. Сущность этой функции состоит в том, что в семье человек удовлетворяет потребность в психологической поддержке и защите, в позитивном эмоциональном самочувствии и в восполнении жизненной энергии. Ее реализация во многом определяется характером общения, который утверждается в семье, и невнимание к этому исключает духовное взаимообогащение, защищенность, комфорт, заботливость, влияя в целом на здоровье всех членов семьи. При этом очевидна необходимость содействия семье в создании доверительных отношений как средства профилактики психологических срывов.

Проведенный анализ основных функций семьи показывает, что их выполнение затруднено в современных российских условиях. Она нуждается в помощи.

Аналитический обзор затруднений в реализации функций современной семьи позволяет представить обобщенно духовно-смысловые ориентиры семьи, характеризующие позитивные модели ее функционала. Во-первых, это ценности самосохранения семьи: взаимная любовь, уважение к родителям и семейным традициям, ценности здоровья, здорового образа жизни; во-вторых, это ценности социального поведения и интеграции в обществе: ценности профессионального престижа, ценности межличностного общения, сформировавшиеся в условиях семейного воспитания; в-третьих, ценности самовыражения личности в семье и в окружающей микросоциальной среде.

Наблюдается значимая для благополучной семьи тенденция: ряд традиционных функций семьи — бытовое, социальное и медицинское обслуживание, образование, охрана членов семьи, развитие сферы досуга — частично переданы обществу. В семье же актуализируются функции, составляющие ее социально-педагогический потенци-

ал: обеспечение тесного общения, моральная и эмоциональная поддержка друг друга, создание условий для личностного роста и развития каждого члена семьи, стабилизации взаимодействия со средой.

Снижается значение бытовых отношений: семья теперь скорее не место воспроизводства жизни и бытового потребления, а место, где человек получает психологическую поддержку, чувствует себя социально комфортно.

Такие изменения произошли в исторически краткое время, многие из них еще не компенсированы социальными мерами, не усвоены общественным сознанием.

В качестве действенной социально-педагогической технологии актуализации функций семьи, с учетом постоянно изменяющейся социальной ситуации, отражающей востребованность целевой профилактики и коррекции деструктивных видов семейного воспитания, автор рассматривает консалтинг.

Консалтинг — термин, используемый в современной социальной практике для обозначения деятельности, направленной на выявление и разработку предложений и программ с целью рационализации и оптимизации функционирования предприятия, помощи руководящему составу и управленцам в процессе принятия грамотных решений.

Педагогический консалтинг — не так давно появившийся в социальной педагогике термин, который отражает социально-педагогическое взаимодействие профессионала с семьей и рассматривается исследователями в различных аспектах:

— это услуги, оказываемые независимыми и профессионально подготовленными специалистами (консультантом или их группой) с целью помочь членам семьи (взрослым и детям) в диагностике, анализе и практическом решении семейных проблем;

— это профессиональная помощь со стороны специалистов по проблемам семьи в решении возникающих ситуаций, функционировании семьи в развитии, осуществляемая в форме советов, рекомендаций и

совместно вырабатываемых с клиентом решений;

— это обеспечение семьи специализированным опытом, методологией, техникой поведения, профессиональными навыками или другими ресурсами, помогающими в оптимизации сложившегося в семье финансово-экономического состояния, социально-психологического комфорта в рамках действующей нормативно-законодательной базы и педагогических требований к взаимоотношениям членов семьи7.

В самом широком смысле этого слова консалтинг — это вид интеллектуальной и социоориентированной деятельности, основная задача которой заключается в анализе, обосновании перспектив развития и использования научно-психологических и организационно-педагогических инноваций с учетом специфики данной семейной проблемы и проблем конкретного члена семьи.

Консалтинг используется в педагогической науке и практике как новое направление, позволяющее решить ряд проблем семьи.

Моделирование и реализация социально-педагогического консалтинга были целенаправленно осуществлены в условиях крупного регионального центра — городе Екатеринбурге в рамках реализации проекта «Мир семьи». При этом созданная нами модель реализации отражала теоретико-методологический компонент, определяющий целевые ориентиры, принципы и подходы, на которых базировался социально-педагогический консалтинг; структурно-функциональный, задающий конструкции организационного плана с учетом выявленных потребностей и проблем семьи; программно-методический, отражающий специфичность содержательных и творческих параметров оказания социально-педагогической поддержки семье на основе адресных программ, социальных акций, индивидуальных маршрутов помощи.

Алгоритм моделирования и конечный результат каждого из этапов реализации проекта можно представить следующим образом:

Этап I. Концептуализация и целеполагание, заключающиеся в формулировании общей идеи и разработке ведущей цели создания мо-

С-\

Семья теперь скорее не место воспроизводства жизни и бытового потребления, а место, где человек получает психологическую поддержку, чувствует себя

социально комфортно. V__

С-\

Без опоры на потенциал семьи не могут быть разрешены многие социальные проблемы: воспитание будущего поколения, передача культурного наследия, повышение культуры быта и потребления, борьба с преступностью, психическими болезнями.

дели педагогической системы, организуемых в ее рамках процессов или ситуаций, а также основных путей их реализации. Результат данного этапа представляется в форме концепции — изложения основной точки зрения, ведущего замысла, теоретических исходных принципов создаваемой модели педагогической системы.

Этап II. Программирование, создание собственно проекта, заключающиеся в дальнейшей разработке созданной модели и доведения ее до уровня практического использования. Фактически на этом этапе ведется работа с созданной моделью, она доводится до уровня использования для преобразования педагогической действительности. Результат данного этапа представляется в форме программы деятельности — описания основных направлений реализации замысла, поставленных целей и исходных принципов функционирования системы или педагогического проекта — структурированного, функционально конкретизированного образа будущего объекта.

Этап III. Планирование, заключающееся в определении пошаговой, поэтапной фиксации действий по выполнению проекта. Результат данного этапа представляется в форме плана — перечня дел и мероприятий с указанием порядка и места их проведения.

Этап IV. Конструирование (создание конструкта), характеризующееся в дальнейшей детализации созданного проекта, приближающей его для использования в конкретных условиях реальными участниками (субъектами) системы. Отличительная черта данного этапа — методический характер деятельности проектировщика. Результатом данного этапа являются методические материалы.

При реализации социально-педагогического консалтинга учитывалось, что семье принадлежит значительная роль во многих социальных процессах. Без опоры на потенциал семьи не могут быть разрешены многие социальные проблемы: воспитание будущего поколения, передача культурного наследия, повышение культуры быта и потребления, борьба с преступностью, психическими болезнями. Даже во внешне благополучных семьях современная личность выпадает из структуры человеческих норм и правил,

созданных опытом предшествующих поколений. В семейных структурах затруднено снятие общесоциальной напряженности, не работают механизмы дома как психологического убежища. Если же у семьи нет хорошо отработанных и апробированных временем и поколениями способов выхода из создавшейся ситуации, то ее члены прибегают к агрессии или к пассивным средствам защиты от жизни.

При реализации социально-педагогического консалтинга стало создание по инициативе автора статьи проекта «Мир семьи». Проект органично увязывал цели, задачи, содержание, основные технологии и организационные формы взаимодействия семьи с социумом как звенья социально-педагогической поддержки в решении проблем, связанных, прежде всего, с реализацией семейных функций и соответствующих им семейных ролей.

В основу технологической идеи проекта был положен проблемно-ориентированный подход, заключающийся в том, что поддержка оказывается семье или ее членам, которые по собственной инициативе формулируют конкретный социальный заказ на определенные услуги, имеют определенную мотивацию в овладении знаниями и умениями, что дает возможность самостоятельно разрешать проблемы, возникающие в семье.

В рамках проекта функционировал общественный фонд «Мир семьи», основной целью которого являлось привлечение материальных средств для оказания поддержки программам и проектам, содержащим значимые социальные, культурные, образовательные и другие общественно полезные инициативы, направленные на развитие и укрепление семьи, как социального института, на формирование имиджа социально здоровой семьи и ее статуса, на удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, духовном и нравственном развитии.

Консалтинговый центр «Мир семьи» координировал деятельность ряда объединений, среди которых — Служба семейно-

го консультирования, Агентство семейного сервиса, Родительская школа, Бюро дидактических услуг, Школа развития дошкольников, Информационно-аналитический отдел, Семейный досуговый салон и др.

Основными направлениями социально-педагогического консалтинга выступали следующие:

♦ инициирование, разработка, внедрение и экспертиза проектов и программ, направленных на создание условий для максимального развития семьи, ее самореализации;

♦ организация семейного консультирования, психологического патронажа развития семейных отношений, других форм оказания социально-психологической поддержки укрепления и сохранения семьи;

♦ реализация программ повышения квалификации, профессиональной переподготовки граждан, психолого-педагогического просвещения родителей, супругов;

♦ реализация программы занятий психолого-педагогического, образовательного, развивающего характера детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения;

♦ разработка и внедрение программ, направленных на подготовку талантливой, одаренной молодежи;

♦ создание системы мониторинга жизнедеятельности екатеринбургской семьи. Для осуществления апробации вышеозначенных видов деятельности было организовано сотрудничество научно-исследовательских коллективов, занимающихся проблемами жизнедеятельности современной семьи и привлеченных к сотрудничеству учреждений и организаций, уставная деятельность которых была направлена на оказание социально-правовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, образовательных и других услуг семье. Был сформирован временный творческий коллектив по внедрению концептуальных идей исследования на базе социальных и образовательных учреждений.

Осуществляемая на различных этапах реализации проекта диагностика свидетельствовала, как изменялись при осуществле-

нии консалтинга показатели благополучия семьи. Такие традиционные показатели, как формальная устойчивость брака, экономическое благополучие, выполнение функций рождения детей, бытового обслуживания, уступали место другим показателям развития семьи как социально-психологической общности: отсутствию конфликтности, положительному психологическому климату, удовлетворенности отношениями, сплоченности, развитию личности членов семьи, способности семьи оказывать моральную и психологическую поддержку, характеру общения и т. д. Развивалось умение супругов добиваться высоких показателей семейных отношений как главного фактора устойчивости и благополучия современного брака и осознанного выполнения функций семьи в комплексе, гармонично. Успешно культивировались новые (миротворческие) требования к поведению в семье, обеспечивающие внимание к способностям и личностным чертам всех членов семьи.

Таким образом, социально-педагогический консалтинг — действенная технология работы с семьей, так как она обеспечивает прогнозируемый результат, четкое программирование основных этапов и способов координированного действия организаторов помощи семье, отражает необходимые процедуры и совокупность форм целевой деятельности, способствующих профилактике деструктивности и поддержке успешности реализации функционала семьи. 4

1. Куличенко Р. М. Социальная работа и подготовка социальных работников в современной России. Тамбов : ТГПУ, 2006. С. 327.

2. Крысько В. Г. Социальная психология : словарь-справочник. Минск : Харвест ; М. : АСТ, 2005. С. 283.

3. Курбатов В. И. Социальное проектирование : учебное пособие. Ростов н/Д : Феникс, 2007. С. 47.

4. Организация, управление и администрирование в социальной работе : учеб. пособие / отв. ред. П. В. Плеханова. М. : ИНФРА-М, 2009. С. 128.

5. Основы социальной работы : учебное пособие / под ред. Н. Ф. Басова. М. : Академия, 2007. С. 288.

6. Социальная педагогика: генезис научного исследования понятий, идей, проблематики : монография / под науч. ред. С. В. Сальцевой. Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2010. С. 340.

7. Настольная книга специалиста социальной службы. Киров : КГУ, 2005. С. 43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.