Научная статья на тему 'Социально-педагогические условия формирования адаптационной готовности к рынку труда будущих специалистов по социальной работе: практико-ориентированный аспект'

Социально-педагогические условия формирования адаптационной готовности к рынку труда будущих специалистов по социальной работе: практико-ориентированный аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
160
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и культура
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / АДАПТАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ / СПЕЦИАЛИСТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ / ВУЗ / РЫНОК ТРУДА / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / SOCIAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS / ADAPTIVE READINESS / WOULD-BE SOCIAL WORKERS / INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION / LABOUR MARKET / PROCESS OF EDUCATION AND TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахмедова Сания Хайрутдиновна

В работе представлен практико-ориентированный аспект обоснования социально-педагогических условий формирования адаптационной готовности к рынку труда будущих специалистов по социальной работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахмедова Сания Хайрутдиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR FORMING ADAPTIVE READINESS TO THE LABOUR MARKET REQUIREMENTS IN WOULDBE SOCIAL WORKERS: PRACTICE-ORIENTED ASPECT

The work presents a practice-oriented aspect of the argumentation for social and pedagogical conditions for the formation of adaptive readiness to the labour market requirements in would-be social workers.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогические условия формирования адаптационной готовности к рынку труда будущих специалистов по социальной работе: практико-ориентированный аспект»

ВЕСТНИК ТГГПУ. 2011. №4(26)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ПЕДАГОГИКА

УДК 37.01

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ АДАПТАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К РЫНКУ ТРУДА БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ: ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ АСПЕКТ

© С.Х.Ахмедова

В работе представлен практико-ориентированный аспект обоснования социально-педагогических условий формирования адаптационной готовности к рынку труда будущих специалистов по социальной работе.

Ключевые слова: социально-педагогические условия, адаптационная готовность, специалист по социальной работе, вуз, рынок труда, учебно-воспитательный процесс.

Образовательная среда вуза как самоорганизующаяся, способная к рефлексии, количественному и качественному обогащению система служит не только для передачи специальных знаний, но и является важнейшим объективным фактором адаптации, создающим благоприятные условия для формирования адаптационной готовности к рынку труда будущих специалистов по социальной работе. В то же время результаты многих проведенных исследований по данной проблеме подтверждают необходимость создания социально-педагогических условий, обеспечивающих эффективность данного процесса.

В педагогической науке к условиям относят сознательно сконструированные педагогические ситуации, которые существенным образом влияют на протекание процесса развития личности [1: 122].

В научной литературе под условиями успешной адаптации личности во внешней среде понимаются объективные и субъективные факторы (В.Т.Ащепков, С.А.Дружилов, О.И.Зотова,

И.К.Кряжева, А.В.Мудрик и др.).

А.В.Мудрик считает, что факторами, обеспечивающими эффективность процесса подготовки социальных работников к рынку труда, являются: социально-экономическая ситуация, демографические процессы, реклама, молодежная политика, развитие социальной инфраструктуры, правовые, организационные, материальные и духовные условия для развития личности, в том числе и педагогически управляемые условия [2: 37-41].

Анализ научных источников позволил сделать вывод, что социально-педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса

адаптации студентов к рынку труда, создаются при взаимодействии личности с внешней средой, прежде всего, в образовательной среде вуза, в которой формируются "пространственно-предметные условия, межличностные взаимоотношения между субъектами учебно-воспитательного процесса и пространство разнообразных видов деятельности, необходимых для социализации личности" [3: 97].

Важно замечание Н.В.Бордовской и А.А.Реа-на, которые утверждают, что в условиях радикального изменения идеологических воззрений, социальных представлений, идеалов и бытия людей в целом именно образование выполняет стабилизирующую функцию и способствует адаптации человека к новым жизненным условиям [4: 64].

Следовательно, формирование процесса адаптации будущих социальных работников к рынку труда обуславливает необходимость пси-холого-педагогического сопровождения профессионального становления будущего социального работника в процессе обучения в вузе (В .П.Бондарев, М.А.Валеева и др.).

М.А.Валеева пишет, что психолого-педагоги-ческое сопровождение обеспечивает "создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора" [5: 589-593], в том числе и в профессиональном плане.

Особую значимость имеет теория Э.Ф.Зеера о "сопровождении профессионального становления профессионала" как процесса изучения, формирования, развития и коррекции профессионального становления личности [6: 11].

Исходя из этого, основными социальнопедагогическими условиями, обеспечивающими

эффективность процесса формирования адаптационной готовности к рынку труда будущих специалистов по социальной работе в процессе обучения в вузе, мы определяем:

- адаптирующую образовательную среду, способствующую проектированию индивидуальной профессионально-образовательной траектории студента, направленной на мотивацию к освоению будущей профессии как средству самовыражения личности;

- включенность студента в учебную и ква-зипрофессиональную деятельность на основе активных методов обучения и личностнодеятельностных образовательных технологий, максимально приближенных к условиям рынка труда социальной сферы;

- коммуникативное пространство для формирования субъектной позиции студента в самоактуализации формирования адаптационных способностей;

- партнерские отношения между вузом и работодателями по выработке и реализации общих подходов в решении вопросов трудоустройства выпускников.

Полученные теоретические выводы были обоснованы в ходе эксперимента, проведенного с 2009 по 2011 гг. на факультете педагогики и социальной работы Астраханского государственного университета.

Для обоснования первого условия о том, что образовательная среда, являясь адаптивной средой, способствует проектированию индивидуальной профессионально-образовательной траектории студента, направленной на мотивацию к освоению будущей профессии как средству самовыражения личности, мы изучили процесс формирования мотивационной сферы личности будущего специалиста по социальной работе в процессе обучения в вузе.

Т.А.Ромм утверждает, что именно мотивы будущего специалиста по социальной работе в профессии социального работника определяют его потребность быть специалистом в социально-помогающей деятельности, которая обусловлена особым состоянием объекта этой деятельности -человека, попавшего в сложную жизненную ситуацию и нуждающегося в помощи [7: 278-279]. Для этого необходимы особые личностные и профессиональные качества. Следовательно, сформированность представлений будущего специалиста по социальной работе об условиях жизни и деятельности при осуществлении профессиональной деятельности является важным условием адаптированности на рынке труда.

В.А.Сластенин и В.П.Каширин утверждают, что адекватное восприятие студентом образа буду-

щей профессии способствует успешной его адаптации к трудовой деятельности, и наоборот, ее несоответствие делает его психологически неподготовленным к ней [8: 432-433].

Процесс формирования адекватного восприятия будущей профессии будущим специалистом по социальной работе актуализируется в учебной деятельности при изучении дисциплин профессионального цикла. Координируемая и направляемая педагогами учебная и познавательная деятельность студентов способствует формированию таких необходимых в социальной работе качеств, как эмпатия, доброжелательность, открытость, наблюдательность, толерантность, творческая и интеллектуальная активность. В ходе лекционных занятий, дискуссий, психологических тренингов, встреч с руководителями организаций и учреждений социальной защиты населения в процессе практики формируется понимание студентом важности самооценки, своих возможностей, качеств и роли как профессионала.

Конкурс студенческих работ на тему: "Как я представляю свою будущую профессию" показал, что будущие специалисты по социальной работе хорошо представляют свою будущую профессиональную деятельность, адекватно оценивают свою социальную роль как специалиста, аргументируют востребованность социальной работы в обществе и тенденции повышения ее значимости в рыночных условиях. Студенты высказывали собственную точку зрения о роли профессии социального работника и своей роли как специалиста в будущем. Ниже приводятся фрагменты сочинений студентов.

Фрагмент сочинения студентки IV курса Эльвиры: "Проучившись 4 года в вузе, я поняла, что не ошиблась в выборе своей будущей профессии. Профессия специалиста по социальной работе особенно востребована, потому что в условиях рыночной экономики идет расслоение общества на богатых и бедных, растет число социально незащищенных людей. Многие люди нуждаются в психологической, моральной, физической помощи. На мой взгляд, не каждый может выбрать такую профессию, потому что для этого надо иметь не только определенные знания и навыки, но и особые личные качества: милосердие, сострадание, совестливость, ответственность, сдержанность, чувство гражданской и социальной справедливости".

Наталья, студентка V курса, пишет: "Когда у меня спрашивают о моей специальности, то я говорю так: я будущий специалист по социальной работе. Я буду помогать людям, которые нуждаются, быть может, именно в моей помощи, в моем совете. Для этой профессии необходимо

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕНАУКИ: ПЕДАГОГИКА

обладать отзывчивостью, уметь сочувствовать, поскольку одинокие, пожилые и больные люди не бывают счастливыми и часто испытывают физические страдания".

Для повышения уровня развитости профессиональной грамотности в учебно-воспитательном процессе делается акцент на включенность студента в учебную и квазипрофессиональную деятельность на основе применения активных методов обучения и личностно-деятельностных образовательных технологий, максимально приближенных к условиям рынка труда социальной сферы. Для этого применяются различные педагогические средства: кейс-метод (case study), метод анализа конкретных ситуаций, ролевые игры, тренинги. У будущих специалистов по социальной работе в ходе практических занятий, экскурсий в городской центр занятости населения, бесед с участием работодателей формируются знания о региональном рынке труда социальной работы. На основе полученных представлений студенты продумывают личные планы построения профессиональной карьеры, актуализируется необходимость формирования адаптационной готовности к рынку труда в процессе обучения в вузе.

Социальный работник, решая на практике проблемы людей, попавших в сложные ситуации, должен быть постоянно готовым к поиску новых решений, к постановке новых задач, он должен принимать нестандартные решения в нестандартных жизненных ситуациях. Поэтому применение кейс-метода и метода анализа конкретной ситуации на семинарских занятиях по дисциплинам профессионального цикла позволяет формировать умения решать профессиональные задачи.

Примеры задач для студентов 4-5 курсов:

• Вы знаете, что предполагается аттестация социальных работников. Вам поручено составить методическое письмо по проведению такой аттестации. Какие вопросы Вы бы хотели выяснить для того, чтобы приступить к подготовке такого письма?

• Как Вы представляете действие работников социальной службы в ситуации, например, стихийного бедствия?

• Представьте, что Вы назначены руководителем группы по проверке деятельности отдела социальной помощи населению. Как бы Вы подготовили такую проверку?

Социальный работник выступает в роли посредника, адвоката, учителя, консультанта, выполняет ряд других функций, требующих особой подготовленности и мастерства. Поэтому главной целью проведения ролевой игры мы определяем отработку умений студентов представлять

себя в различных ролях, в том числе и в роли клиента, озабоченного конкретными проблемами. Задача ролевой игры - обучить студента предупреждать и преодолевать последствия ролевых конфликтов, уметь располагать к себе клиента.

Пример ролевой игры (по А.К.Быкову) [9: 129].

Ролевая игра "Намек". Участники группы разбиваются на пары. Инструкция: Выберите себе в напарники того, кого меньше всего знаете, и сядьте радом с ним. Попробуйте за 5 минут узнать как можно больше о родственниках и друзьях партнера. Начните разговор издалека, например, о погоде, здоровье, об отдыхе, хобби вашего собеседника. Итак, пожалуйста, ведите светский разговор вроде как ни о чем, но с косвенной целью узнать как можно больше об окружении вашего собеседника и его отношении к каждой персоне. В заключение посчитайте, со сколькими личностями вы познакомились во время беседы с партнером, сколько качеств каждой личности вы можете назвать.

Созданию коммуникативного пространства для формирования субъектной позиции студента в самоактуализации формирования адаптационных способностей содействует проектная деятельность студентов, предполагающая изучение основ бизнес-планирования, разработку личной стратегии построения профессиональной карьеры. В ходе выполнения студентами проблемных заданий в формате коллективных проектов по заданиям работодателей (в студенческих командах, отрядах вожатых, волонтеров) создаются условия для обучения будущих специалистов по социальной работе способам самоорганизации, для развития навыков общения, взаимодействия, эффективной коммуникации. Данная задача в учебной и внеучебной деятельности решается следующими методами: логические приемы поиска альтернативных решений проблем ("картографирование мыслей", "дерево актуальности", "причинно-следственная диаграмма"), творческие приемы поиска решений ("мозговой штурм", "принцип переформулирования проблемы", "фантастическое путешествие", "мыслительные шляпы"), методы принятия проектных решений ("метод Дельфи", "SWOT-анализ", "дерево решений", "портфолио-анализ") [10: 306-326].

Установлению партнерских отношений между вузом и работодателями по выработке и реализации общих подходов в решении вопросов трудоустройства выпускников способствует сотрудничество вуза и работодателей: организация и проведение ярмарок вакансий, презентаций компаний, экскурсий, конференций, практик и стажировок студентов.

Таким образом, социально-педагогическими условиями, обеспечивающими результативность формирования адаптационной готовности к рынку труда будущих специалистов по социальной работе в процессе обучения в вузе, являются специально структурированные, максимально ориентированные на рынок труда и личность самого студента социально-педагогические ситуации в процессе обучения в вузе.

1. Ащепков В.Т. Педагогика высшей школы: адаптационный подход: научно-метод. пособие - Армавир: Редакционно-издательский центр АГПУ,

2008. - 104 с.

2. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. вузов / под ред. В.А.Сластенина. - М.:

Издательский центр "Академия", 2000. - 200 с.

3. Панов В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. - СПб.: Питер, 2007. -352 с.

SOCIAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR FORMING ADAPTIVE READINESS TO THE LABOUR MARKET REQUIREMENTS IN WOULD-BE SOCIAL WORKERS: PRACTICE-ORIENTED ASPECT

S.Kh.Akhmedova

The work presents a practice-oriented aspect of the argumentation for social and pedagogical conditions for the formation of adaptive readiness to the labour market requirements in would-be social workers.

Key words: social and pedagogical conditions, adaptive readiness, would-be social workers, institution of higher education, labour market, process of education and training.

Ахмедова Сания Хайрутдиновна - руководитель Центра планирования карьеры Астраханского государственного университета.

E-mail: sanya-ahmedowa@yandex.ru

Поступила в редакцию 15.08.2011

4. Бордовская Н.В. Педагогика: учеб. для вузов / Н.В.Бордовская, А.А.Реан. - СПб.: Питер, 2000. -304 с.

5. Валеева М.А. Педагогическое сопровождение профессионального становления студента вуза // Изв. Самар. научного центра Российской академии наук. - 2009. - №3(5). - Т.11, 4(3). - С.589-593.

6. Зеер Э.Ф. Основы профориентологии: учеб. по-соб. для вузов / Э.Ф.Зеер, А.М.Павлова, Н.О.Са-довникова. - М.: Высш. шк., 2005. - 159 с.

7. Ромм Т.А. Социальное воспитание: эволюция теоретических образов. - Новосибирск: Наука;

НГТУ, 2007. - 380 с.

8. Сластенин В.А. Психология и педагогика: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, В.П.Каширин. - М.: Издател. центр "Академия", 2008. - 480 с.

9. Быков А.К. Методы активного социально-психологического обучения: учеб. пособ. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 160 с.

10. Дульзон А.А. Управление проектами: учеб. пос. -Томск: ТПУ, 2006. - 330 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.