УДК 316.481
https://doi.org/10.54158/27132838_2024_5_5_180 EDN: XSNEWU
Научная статья
М.А. Черномор И
Белгородский государственный национальный исследовательский университет г. Белгород, Россия И [email protected]
Социально-педагогические проблемы жестокого обращения с детьми: факторы
возникновения и предупреждение
Аннотация. Статья рассматривает проблему жестокого обращения с детьми в школе, что является серьезной проблемой, актуальность которой возрастает в современном обществе. Проблема жестокого обращения с детьми имеет социальную обусловленность, которая связана с комплексом факторов, действующих на индивидуальном, семейном и общественном уровнях. В статье освещаются психологические аспекты жестокого обращения учителя с детьми. Отмечается, что жестокое обращение с детьми в школе имеет два распространенные проявления. Во-первых агрессивное поведение (физическое насилие, вербальное насилие, невербальное насилие). Во-вторых - психологическое насилие (игнорирование и изоляция, критика качества работ, негативные комментарии о личных качествах ребенка, непризнание его успехов, контроль и манипуляция, психологическое давление). Выявлена психологическая сущность данного феномена, описаны формы проявления, социально-психологические предпосылки его возникновения у педагогов. Конкретизированы психологические последствия жестокого обращения: травмы, психические расстройства, депрессия, повышенная тревожность, низкая самооценка, фобии, агрессия и деструктивное поведение. Описаны направления работы по профилактике данного деструктивного воздействия в работе учителя с детьми. Уточняется, что жестокое обращение учителя с детьми является недопустимым и должно пресекаться. Образовательные учреждения должны обеспечить безопасную и здоровую среду для детей и обеспечить защиту от неприемлемого поведения со стороны учителей, внедрять профилактические и интервенционные меры на уровне школы.
Ключевые слова: агрессивное поведение, психологическое давление, жестокое обращение, негативные проявления, профилактика, школа
Для цитирования: Черномор М.А. Социально-педагогические проблемы жестокого обращения с детьми: факторы возникновения и предупреждение // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2024. Т. 5. № 5. С. 180-185. https://doi.org/10.54158/27132838_2024_5_5_180 ЕРЫ: XSNEWU
Original article M.A. Chernomor И
Belgorod state national research university Belgorod, Russia
Social and Pedagogical Problems of Child Hbuse: Factors of Occurrence and
Prevention
Abstract. The article deals with the problem of child abuse at school, which is a serious problem, the relevance of which is increasing in modern society. The problem of child abuse is socially conditioned, which is associated with a complex of factors operating at the individual, family and societal levels.
© Черномор М.А., 2024
'S) Check for Updates
I
180
The article highlights the psychological aspects of teacher's ill-treatment of children. It is noted that child abuse at school has two common manifestations. In the first aggressive behavior (physical violence, verbal violence, non-verbal violence). In the second - psychological violence (ignoring and isolation, criticism of the quality of work, negative comments about the child's personal qualities, non-recognition of his successes, control and manipulation, psychological pressure). The psychological essence of this phenomenon is revealed, forms of manifestation, socio-psychological prerequisites of its occurrence in teachers are described. The psychological consequences of abuse are specified: traumas, mental disorders, depression, increased anxiety, low self-esteem, phobias, aggression and destructive behavior. The directions of work on the prevention of this destructive influence in the work of teachers with children are described. It is specified that teacher abuse of children is unacceptable and must be suppressed. Educational institutions should provide a safe and healthy environment for children and provide protection from unacceptable behavior on the part of teachers, implement preventive and intervention measures at the school level.
Keywords: aggressive behavior, psychological pressure, abuse, negative manifestations, prevention, school
For citation: Chernomor MA. Social and Pedagogical Problems of Child Abuse: Factors of Occurrence and Prevention. Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2024;5(5):180-185. (In Russ.). https://doi.org/10.54158/27132838_2024_5_5_180 EDN: XSNEWU
Введение
Жестокое обращение с детьми - это серьезная проблема, затрагивающая все слои общества и имеющая глубокие корни в истории. Отсутствие адекватной реакции на проявления насилия и игнорирование потребностей детей создают долгосрочные последствия для их психического и физического здоровья, а также для развития всего общества в целом. Эта проблема проявляется в различных формах, от физического и сексуального насилия до эмоционального и психологического, а также пренебрежения потребностями ребенка. Статистика показывает, что в мире и в России происходит увеличение числа случаев жестокого обращения с несовершеннолетними. Это угрожает физическому, психологическому и социальному благополучию детей, формируя у них травмы и негативные последствия на всю жизнь. Рассмотрим факторы социальной обусловленности данной проблемы:
1. Факторы индивидуального уровня:
• дети с низкой самооценкой, проблемами с поведением, отклонениями в развитии могут стать жертвами жестокого обращения.
• дети с агрессивным поведением, эмоциональными проблемами, отсутствием эмпатии, потенциально могут стать агрессорами и искать жертву.
2. Факторы семейного уровня:
• насилие в семье: Дети, воспитанные в семьях, где происходит насилие, с большей вероятностью сами будут агрессивными или станут жертвами жестокого обращения в школе.
• неблагоприятные условия жизни: Бедность, отсутствие жилья, отсутствие поддержки со стороны родителей могут вести к агрессии и депрессии у детей, что увеличивает риск жестокого обращения.
3. Факторы общественного уровня:
• социальная неравенство: Социальная неравенство, дискриминация и отсутствие социальной защиты увеличивают риск жестокого обращения с детьми.
• культурные нормы: В некоторых культурах насилие считается приемлемым способом воспитания, что увеличивает вероятность жестокого обращения с детьми в школе.
• медиа-культура: Постоянное насилие в фильмах, играх и новостях может десенсибилизировать детей к жестокости и увеличить риск агрессивного поведения.
• отсутствие профилактических программ, направленных на предотвращение жестокого обращения с детьми в школе, увеличивает вероятность его проявления.
Многие школьные работники не обладают достаточными знаниями о причинах и последствиях жестокого обращения с детьми, а также не имеют четких протоколов действия в случаях его выявлении. Поэтому в настоящее время проблема жестокого обращения с детьми именно в школе является одной из актуальных.
Исследование психологических аспектов жестокого обращения учителя с детьми обусловлено важностью научного анализа данного феномена как вида социально-психологического воздействия, влекущего ряд последствий для психического и физического развития обучающихся. Для формирования оптимальных психолого-педагогических условий развития, обучения и воспитания обучающихся важно понимать психологические факторы школьного насилия, которые касаются личностных и профессиональных качеств педагогов. Поэтому мы считаем важным рассмотреть психологическую сущность феномена жестокого обращения учителя с детьми, выявить виды и
формы психологического воздействия, их предпосылки и последствия, а также меры по предотвращению серьёзных физических и психических нарушений обучающихся.
Материалы и методы
В настоящем исследовании применялся комплекс методов, включающий: теоретические методы: анализ научной литературы, синтез, моделирование. Эмпирические методы: наблюдение, анкетирование.
Результаты исследования и их обсуждение
Отметим, что жестокое обращение с детьми -это одна из форм насилия, так как подразумевает некое «принудительное воздействие на ребёнка с использованием физических и эмоциональных насильственных действий» [1, с. 314]. В исследованиях Е.И. Поповой указывается, что данное воздействие может быть физическим, психическим и социальным [2], при этом его результатом может стать угроза физическому или психическому здоровью личности обучающихся.
В нашем исследовании для определения сути жестокого обращения с детьми мы будем использовать трактовку О.Н. Богомягковой, согласно которой, жестокое обращение - это «умышленное или неосторожное обращение или действия со стороны родителей или других людей (в т.ч. педагогов), которые привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка, либо угрожают правам и благополучию ребенка» [3, с. 31].
Жестокое обращение учителя с детьми имеет ряд последствий, в том числе, «физическую трав-матизацию, психические нарушения, тяжёлые депрессии» [4, с.119]. Психологические последствия жестокого обращения будут зависеть от уровня его проявления. Так, по П.А. Сорокину выделяется три уровня: от минимального до критического [5, с. 4]. При этом, уже на среднем уровне вероятность серьёзных социально-психологических последствий достаточно высока, а на критическом уровне может достичь нарушения психического здоровья ребёнка с угрозой суицида.
Эксперты выделяют такие психологические предпосылки жестокого обращения с детьми у педагога, как личностное своеобразие черт характера и специфику его поведения, обусловленную, в том числе, «профессиональной деформацией, девиацией, деструкциями и жёстко-ролевым поведением» [4, с. 121].
В учебнике А.Э. Симановского указаны типы профессиональной деформации педагога [6]. Охарактеризуем те, которые могут стать причиной деструктивного взаимодействия с обучающимися:
1. Общепедагогические - это деформации, которые обусловлены длительным стажем работы, наличием признаков профессионального выгорания, неудовлетворенностью статусом и т.д. Жестокое обращение с детьми проявляется через
авторитарный стиль, в котором сочетается, «отсутствие гибкости, самоуверенность и догматичность» [6, с. 179].
2. Типологические деформации, которые касаются индивидуальности педагога, наличия в ее структуре определённой акцентуации характера, обуславливающей появление заметных эмоциональных всплесков, несдержанности, предвзятого отношения и т.д. Так, например, при доминировании возбудимого типа акцентуации возможно формирование «социально-отрицательного развития» личности с проявлениями «недостаточной управляемости поведения, неконтролируемых побуждений, импульсивных поступков» [7, с. 604], чрезмерная раздражительность и требовательность педагога стимулирует страхи, тревожность обучающихся. При вспышках аффекта возможны и проявления рукоприкладства педагога.
На рисунке 1 представлена психологическая специфика профессиональных деформаций педагога.
Рис. 1. Психологическая специфика профессиональных деформаций педагога
Анализ ряда научных исследований по изучаемой проблеме позволил нам сформулировать следующие проявления жестокого обращения педагога с детьми в школе, имеющие характер психологического насилия:
• применение угроз, разных форм изоляция обучающихся;
• буллинг, как демонстрацию отрицательного отношения к ученику;
• шантаж и настраивание коллектива против одного ученика, травля и постоянная необоснованная критика;
• унижение ученика, оскорбление его чувств, неуважение к ценностям, уничижительное сравнение, давление и предъявление невыполнимых требований;
• формирование реакции страха перед ошибкой и повышение тревожности от ожидаемых резких, импульсивных реакций педагога.
В настоящее время одной из ярко выраженных форм жестокого обращения является буллинг, который может носить как физический, так и психо-
логический характер. В отношениях педагог-обу-чающийся преобладает эмоциональный буллинг с проявлением «вербальных унижений, непринятия, презрительного отношения» [8, с. 114].
В результате изучения психологических аспек-
тов жестокого обращения педагога с детьми мы смогли определить его основные виды, формы, а также социально-психологические последствия (Таблица 1).
Таблица 1
Виды жестокого обращения и психологические последствия
Виды жестокого обращения Формы насильственных действий Психологические последствия
- оскорбление; - угрозы; - буллинг; - деструктивная критика; - негативная оценка личности; - запугивание; - эксплуатация - подавление инициативы; - использование разных форм наказания; - грубое общение и авторитарность; - использование оскорбительных слов; - насильственные требования - плохая успеваемость; - комплекс эмоциональных деструкций; - депрессии; - суицид; - девиантное поведение; - психосоматика; - нарушение развития идентичности
Подводя итог исследованию, отметим, что в рамках профилактики проявлений жестокого обращения с детьми в школе необходимо работать со следующим спектром психологических проблем:
1. Деятельность по профилактике профессионального выгорания и формированию нервно-психической устойчивости и психологической культуры педагога.
2. Постоянное совершенствование профессиональных качеств, в том числе, психолого-педагогических компетенций учителя: понимание сути психологического возраста обучающихся, работы с кризисными проявлениями, владение конструктивными способами решения конфликтов в образовательной среде и так далее. Педагоги, психологи, административный персонал должны пройти обучение по темам жестокого обращения с детьми, методам его распознавания и предотвращения.
3. Личностный рост педагога, как понимание слабых сторон индивидуальности, совершенствование индивидуального стиля деятельности, коррекция проявлений ригидности, недостаточной саморегуляции, негативных качеств акцентуации характера, становления эмпатии. Особое внимание следует уделить тренингу коммуникативных и социальных навыков, стрессоустойчивости, профилактике тревожности.
Для минимизации проблемы жестокого обращения с детьми в образовательной организации должно быть обеспечено комплексное психолого-педагогическое сопровождение педагогов на разных этапах профессионализации, позволяющее своевременно определить объективные и субъективные причины деструктивных взаимоотношений и принять эффективные меры со стороны руководства.
Также необходимы профилактические и интервенционные меры на уровне школы.
Профилактические:
• Разработка и внедрение программ по предупреждению жестокого обращения, которые должны быть направлены на формирование у детей навыков самозащиты, развития эмоционального интеллекта, предотвращения буллинга, повышения самооценки.
• Создание позитивной и поддерживающей атмосферы в школе.
• Организация школьных мероприятий, направленных на сплочение коллектива, создание условий для безопасного и уютного пребывания детей в школе.
• Создание механизма обратной связи, например создание «Ящик доверия», анонимный звонок на горячую линию, специальные сайт или платформа для сообщений.
• Интервенционные меры:
• В случае выявления фактов жестокого обращения необходимо провести полное и непредвзятое расследование.
• Оказание психологической помощи: жертвам жестокого обращения необходимо оказать психологическую помощь для преодоления травмы и восстановления психологического здоровья.
• Привлечение правоохранительных органов. Заключение
В целом отмечаем, что проблема жестокого обращения с детьми имеет сложную диагностику. А непосредственно жестокое обращение может проявляться в разных формах, от физического насилия до психологического и кибербуллинга. Это делает его трудным для не только для диагностики, но и для предотвращения.
Жестокое обращение с детьми в школе - это многогранная проблема, которая требует комплексного подхода к решению. Необходимо учитывать все факторы, влияющие на ее проявление, и разрабатывать эффективные профилактические и
интервенционные программы, направленные на предотвращение жестокого обращения с детьми и создание безопасной и здоровой школьной среды.
Список литературы
1. Шарапов А.О., Пчелкина Е.П., Шех О.И. Кризисная психология: учебное пособие для вузов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт. 2019. 538 с.
2. Попова Е.И., Пчелинцева И.В. Специфика жестокого обращения с детьми в школьной среде // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2014. № 6. С. 1-7.
3. Богомягкова О.Н. Жестокое обращение с детьми в образовательной и семейной системе // Вестник ПГГПУ. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2016. № 1. С. 27-37. EDN WEZVED
4. Митин Г.В. Школьное насилие: роль учителя // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2016. № 2. С. 119-123. EDN: WILZFX
5. Сорокин П.А. Школьная среда и проблемы насилия над детьми. М.: Астрель, 2016. 198 с.
6. Симановский А.Э. Педагогическая психология: учебное пособие для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт. 2024. 259 с.
7. Гиппенрейтер Ю.Б., Романов В.Я. Психология индивидуальных различий. М.: Изд-во Московского ун-та. 1982. 320 с.
8. Потапова Л.В. Насилие в школе как социальная проблема // Таврический научный обозреватель. 2016. № 6 (11). С. 113-116. EDN: WCKMSF
References
1. Sharapov AO, Pchelkina EP, Shekh OI. Krizisnaia psikhologiia = Crisis psychology. 2th ed. Moscow: lurait Publ.; 2019. 538 p. (In Russ.).
2. Popova El, Pchelintseva IV. Spetsifika zhestokogo obrashcheniia s det'mi v shkol'noi srede = Specifics of child abuse in the school environment. Scientific-Methodological Electronic Journal "Koncept". 2014;(6):1-7. (In Russ.).
3. Bogomyagkova ON. Abuse of children in the educational system and family. Vestnik PGGPU. Seriya № 1. Psixologicheskieipedagogicheskie nauki. 2016;(1):27-37. (In Russ.). EDN WEZVED
4. Mitin GV. School violence: the teacher's role. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya «Filosofiya. Psixologiya. Pedagogika». 2016;(2):119-123. (In Russ.). EDN: WILZFX
5. Sorokin PA. Shkol'naia sreda i problemy nasiliia nad det'mi = School environment and child abuse issues. Moscow: Astrel Publ.; 2016. 198 p. (In Russ.).
6. Simanovskii AE. Pedagogicheskaia psikhologiia = Pedagogical psychology. 3th ed. Moscow: Iurait Publ.; 2024. 259 p. (In Russ.).
7. Gippenreiter IuB, Romanov VIa. Psikhologiia individual'nykh razlichii = Psychology of individual differences. Moscow: Moscow University Publ.; 1982. 320 p. (In Russ.).
8. Potapova LV. Nasilie v shkole kak sotsial'naia problema = School violence as a social problem. Tavricheskii nauchnyi obozrevatel'. 2016;(6):113-116. (In Russ.). EDN: WCKMSF
Статью рекомендовал к публикации научный руководитель
Годовникова Л.В., к псих.н., доцент Белгородский государственный национальный исследовательский университет
г. Белгород, Россия SPIN-код: 8601-3548, AuthorID: 298897
Информация об авторе:
Черномор Мария Алексеевна, студент факультета психологии, Белгородский государственный национальный исследовательский университет (308000, г. Белгород, ул. Победы, д. 85, корп. 10. Россия), етаИ: [email protected]
Конфликт интересов: Автор заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Поступила в редакцию: 22.10.2024 Одобрена после рецензирования: 11.11.2024 Принята к публикации: 27.11.2024
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
The article was recommended for publication by the supervisor Godovnikova L.V., Сand. of Sciences in Pedagogy, Ass. ртf.
Belgorod state national research university
Belgorod, Russia
Information about the author:
Mariia A. Chernomor, student, Belgorod state national research university (10 bld. 85 Pobeda Str., Belgorod 308000, Russia), еmail: [email protected]
Conflict of interests: The author declares no relevant conflict of interests
Received: 22.10.2024
Approved after reviewing: 11.11.2024
Accepted for publication: 27.11.2024
The author has read and approved the final manuscript.
US