Научная статья на тему 'Социально-педагогические проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи в контексте взаимодействия школы и православной церкви'

Социально-педагогические проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи в контексте взаимодействия школы и православной церкви Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
221
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пашков Сергей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогические проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи в контексте взаимодействия школы и православной церкви»

методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М. : Изд-во Владос - Пресс, 2004. -384 с.

6. Теория и практика воспитательных систем. В 2х кн. Кн. 2. / отв. ред. Л.И. Новикова. - М. : Изд-во ИТПиМИО РАО, 1993 -110 с.

7. Харланова Е.М. Развитие социальной активности студентов педвуза в деятельности студенческого педагогического отряда. - Челябинск, 2002,-191 с.

8. Харланова Е.М. Развитие социальной активности студентов педвуза в студенческом педагогическом отряде: методические рекомендации.

- Челябинск: РГППИ, 2002. - 68 с.

9. Харланова Е.М. Студенческий педагогический отряд «ЛУЧ». 1971 - 2001. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2001. - 73 с.

С.В. Пашков

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ В КОНТЕКСТЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И

ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Развитие отечественного образования в последние два десятилетия уже невозможно представить без тесного взаимодействия школы и церкви, без их совместных усилий по духовному оздоровлению общества, без их напряженной совместной работы по укреплению нравственности вступающего в жизнь поколения молодежи. Такое взаимодействие появилось не сразу, не вдруг, - оно стало результатом долгих и болезненных поисков линий сотрудничества, согласия, компромиссов в борьбе за главную общую цель - духовное возрождение Человека, избавление его от опасных социальных пороков, порожденных временем безверия, безнравственности, духовного опустошения и оскудения. Существующий разрыв между глобальными и специфически национальными интересами, между невиданным развитием знаний и возможностями их усвоения, между духовными и материальными компонентами жизни привел систему образования к необходимости создания новой стратегии, не порывающей с достижениями предшествующих поколений и нацеленной на духовное обогащение последующих поколений. Сегодня уже невозможно представить любую российскую школу, лицей или гимназию, колледж или университет без приобщения юношества к духовным истокам своей национальной культуры, без постижения важнейших нравственных императивов, норм, ценностей, укорененных в православной вере. Действительно, уже невозможно размышлять о

русской культуре, традициях и обычаях русского этноса, не увязывая их генезис с историей русской православной церкви. Да и сама русская национальная история едва ли может быть объективно изложена без религиозного контекста, без опоры на духовную составляющую русского менталитета, русского национального самосознания, и русского мира как особой уникальной социокультурной среды, задающей истинно коллективистский -

сотруженический, сострадательный,

сопереживающий характер бытия русского человека.

В рамках возобновившегося в последние годы диалога с православной церковью современные исследователи не только доказывают жизненную необходимость рассмотрения всех проблем образования и воспитания в контексте отечественной культуры, но и подчеркивают непреходящее значение и особую актуальность задачи раскрытия педагогического потенциала православия (Е.П. Белозерцев, В.А. Беляева, Л.П. Гладких,

A.А. Корзинкин (о. Зиновий), С.А. Ефименкова, Е.И. Исаев, В.И. Косик, М.Н. Костикова, Н.В. Маслов,

B.М. Меньшиков, Н.Д. Никандров, А.Г. Пашков, Т.И. Петракова, В.И. Слободчиков, О.Н. Чебанов, игумен Г. Шестун и др.). Следует признать, что выработка современной концепции этнокультурного, православного образования молодежи, создание и апробация программы такой работы, поиск и отработка эффективных технологий ее реализации происходят в напряженной и острой борьбе мнений.

С С.В. Пашков, 2007

123

взглядов, различных точек зрения, в продолжительных дискуссиях о том, какими путями должно развиваться образование, какие идеи и смыслы нуждаются в первостепенной реализации, какова должна быть логика такой работы, как строить подготовку к ведению этой работы педагогов-практиков.

Историко-культурная укорененность

православного воспитания обнаруживается на аксиологическом уровне организации жизни и поэтому проблему усвоения и сохранения традиции следует решать через усвоение и сохранение образа жизни, который формируется, реализуется и корректируется в культурно-образовательной среде во взаимодействии трех ее составляющих - семьи, церкви и школы. В рамках такого диалога углубление интереса к духовнонравственным аспектам воспитания и образования, к духовности раскрывает православное воспитание как духовную традицию отечественной педагогики, усвоение и сохранение которой реализуется через усвоение и сохранение образа жизни в культурнообразовательной среде (семья, церковь, школа). Опыт педагогов практикующих в этой области, представляет интерес и для многих регионов, активно берущих на вооружение программу «Основы православной культуры» и реализующих ее в учреждениях общего, дополнительного и профессионального образования. Православная педагогика исходит из того, что воспитательная практика учебно-воспитательных учреждений, независимо от их типа, строится на единой системе православного воспитания, возникновение и развитие которой определяется культурными и общественно-историческими предпосылками, а также предпочтениями самих педагогов. Православное воспитание является одной из разновидностей этнокультурных педагогических систем и обладает рядом общих с ними признаков. В качестве цели, объекта, субъекта своей деятельности она рассматривает развивающуюся личность, в качестве способа функционирования -педагогическую деятельность. Структура системы этнокультурного православного воспитания может быть представлена традиционными компонентами педагогической системы: цель и задачи воспитания, принципы, функции, содержание, формы, методы, средства, где цель воспитания является системообразующим фактором. Православное воспитание молодежи ориентировано на то, чтобы прививаемые детям нравственные ценности и определенный тип нравственного поведения

сознательно и свободно реализовывались ими впоследствии во всех сферах жизни - в семье, в обществе, государстве.

Стержнем содержания православного воспитания служат знания о душе, духовности, духовном мире, духовной и душевной жизни, о нравственности в высоком смысле понимания красоты, нормах взаимоотношений с другими людьми, природой, самим собой, православное учение о свободе выбора ценностных ориентиров и свободе следования им, о свободе совести и необходимости постоянного

самосовершенствования и саморазвития своего духовного мира. Структурными составляющими при этом являются ценностные ориентиры духовности и нравственности: наличие высокого духовного идеала; стремление отстаивать свой духовный идеал и следовать ему; ориентация на безусловную ценность человеческой личности, жизненная установка на служение общим целям русского народа, России, ближним; следование принципам добра и гуманизма в отношении с другими людьми; стремление к самосовершенствованию и саморазвитию; чувство долга и следование ему; самостоятельность в выборе собственной позиции, поступка; ответственность за принятое решение и действие; требовательность к себе. Духовно-нравственное воспитание формирует ядро личности, а потому благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром, на этическое и эстетическое развитие, формирование мировоззрения, гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние, общее физическое и психическое развитие.

Стремясь выявить духовные ценности, духовный потенциал современного юношества, мы провели опрос старшеклассников Курской области, в котором приняли участие 1748 человек в возрасте 14-17 лет, представлявших в равной пропорции все районы Курской области. В выборочной совокупности были адекватно представлены половозрастной, социальный состав старших школьников, их наиболее типичные группы. Каковы же итоги этого опроса?

Как показали полученные результаты, основное занятие ребят — учеба, их отношение к ней во многом может определить их будущее. 86% из числа опрошенных ответили, что учатся «с неохотой, преодолевая себя». После окончания школы продолжить своё образование собираются лишь 45%.

Из числа юношей 13% после окончания школы планируют пойти служить в армию. Учеба в школе не представляет для большинства респондентов никакого интереса, ибо знания, которые они получают, являются «оторванными от реальной жизни», а сама система передачи знаний вселяет в их душу «скуку и желание побыстрее пройти этот этап». Почти все старшеклассники - 93% опрошенных - утверждают: сегодня социально успешен «не тот, кто добросовестно учился», а тот, «кому повезло», «у кого есть деньги», «у кого есть связи», «кому помогли родители или родственники». Не все школьники намерены продолжить свое образование, получить профессию, жить и работать в своей стране. Об этом свидетельствуют сочинения ребят, в которых часто встречаются проявления социальной апатии, нигилизма, собственной социальной бесперспективности.

Национальный состав старшеклассников представлен преимущественно русскими, хотя миграционные процессы в последнее десятилетие существенно изменили национальный состав населения Центральной России: согласно

статистическим данным в Курской области доля русских заметно сокращается... Понятно, что все традиционные черты русского менталитета, все его типичные характеристики старшеклассники видят, понимают, принимают. По их мнению, сострадание, сопереживание, соучастие, взаимопомощь, милосердие, добротворчество, дружественность, уважение к предкам, дружелюбие — типичные отличительные черты русского этноса, однако, ребята комментируют их весьма своеобразно.

Ценностная сфера сознания старшеклассников формируется сегодня преимущественно вне школы, и главную роль в этом играют СМИ. 100% детей провочит досуг с семьёй у телевизора, хотя общение происходит и при выполнении хозяйственных обязанностей, в работе по дому, в уходе за животными. Именно активные формы проведения досуга способствуют формированию личности целенаправленной и активной и, конечно же, огромную роль в этом играет труд. Наши наблюдения и анализ эмпирических материалов показывают стремительное сокращение объема и содержания трудовой деятельности в общем бюджете времени сельских старшеклассников, - простые формы крестьянского труда «уходят» из жизни сельского мира, не только традиционный сельскохозяйственный

труд, но и труд домашний, связанный с распределением трудовых обязанностей между членами семьи, все менее становится трудом кооперированным, ориентирующим на включение старшеклассника в сопричастное, совместное выполнение трудовых операций и функций, в которых юношество обретает реальную социальную ответственность, ощущение собственной социальной полезности, нужности, востребованности. Но только через кооперацию, через взаимодействие с другими людьми труд получает не только социальное значение, выражает меру совместно достигаемого общего блага, общей ценности, но проявляет личностный смысл (значение для меня), эмоциональную окраску, без которых не может быть заинтересованного отношения личности к самому процессу труда, его содержанию, характеру и результатам. Таким образом, социальное отчуждение,

индивидуализация человеческого бытия (О.В. Долженко, В.А. Разумный, В.М. Розин, Ж.Т. Тощенко, Э. Тоффлер) становятся устойчивыми чертами жизни русского (крестьянского!) мира, - эти явления никогда не были свойственны русскому (общинному!) миру, они противоречат самому характеру русского человека, его миропониманию, мироотношению.

Эти тенденции проявляются во многих сферах жизнедеятельности современных старшеклассников,

- не только в сфере труда, но не в меньшей степени -в сфере досуга, творчества, свободного общения. Сами школьники откровенно заявляют, что вполне обходятся без интенсивных контактов с друзьями, соглашаются с утверждением «Не имей сто друзей, а имей сто рублей» (46%), солидарны с утверждением «Друзья - не главное в жизни, главное - деньги» (73%). Любопытно, что досуг сельских старшеклассников заполнен видами деятельности, которые мало отличаются от досуга городских школьников. Действительно, при всей известной разнице в культурном потенциале города и села, при значительном отличии в возможностях города в удовлетворении культурных запросов молодежи от возможностей села, старшеклассники проводят свое свободное время преимущественно в близких по содержанию и формам организации видах деятельности, в которых присутствуют (а то и доминируют) телевизор, видео, музыка, свободное общение, алкоголь, сигареты, секс. Из числа опрошенных старшеклассников посещают спортивные секции лишь 17% ребят, но своим ув-

лечением спорт считают 36% старшеклассников; музыку своим хобби назвали 29% опрошенных, причём предпочтение отдаётся поп-музыке, року и шансону, хотя не забыта и книга - 5% ребят читают книги «для души», вне школьной программы. Ценную информацию ребята получают преимущественно из телепередач. Предпочтение отдается развлекательным программам, телешоу, музыкальным передачам. Незначительную часть респондентов интересуют социально-политические события, происходящие в жизни страны, проблемы войны, экологии, культурные события - не остаются незамеченным, формируют сознание ребят (2%). Эти события во многом формируют представления о современном обществе как обществе кризисном, в котором «От трудов праведных не нажить палат каменных» (93%). «Многие люди говорят о нашей стране плохо, о том, что в России процветает коррупция, обман, присвоение народных богатств, обогащение за счет других горстки богачей»... - Через призму своих ощущений старшеклассники видят своё собственное будущее в основном в мрачных тонах, общее ощущение неопределенности и зыбкости линии судьбы создает в сочинениях ребят минорное и пессимистичное звучание. Доминирует чувство обреченности и неопределенности: «Одна надежда -на родителей. Если они помогут, значит, я смогу добиться чего-нибудь в жизни, если нет, тогда окажусь «на дне» нашего общества. У меня и моего поколения нет будущего». И таких прогнозов очень много...

Полученные эмпирические материалы показывают, что значительная часть опрошенных старшеклассников - это «потерянные» люди, у которых нет чёткой ориентированности в социокультурном и экономическом пространстве российского общества. Внешне, кажется, все благополучно — есть интерес к жизни, понимание необходимости саморазвития, постижения чего-то нового, сострадание к попавшему в беду человеку, преимущества совместного проведения досуга с друзьями, помощь в работе, но между строк очень тревожно и пронзительно звучит общая неудовлетворенность жизнью, ее бессмысленность. Мы спрашивали старшеклассников об их отношении к случаям суицида среди сверстников. Оказалось, что старшеклассники в абсолютном большинстве не осуждают этих поступков, вот наиболее типичный ответ: «А что еще делать человеку, если для него нет смысла дальше жить, - мучиться самому и мучить

других?». Проблемы суицидального поведения оказываются предметом для дискуссий в свободном общении: более 67% старшеклассников обсуждает эту тему в личных беседах. Итоги исследования дают возможность определить часть старшеклассников как людей, стремящихся повысить свой духовный потенциал и не деградировать на фоне всеобщей серости. По нашим данным, таких ребят среди обследованных старшеклассников набирается примерно 5-7%. Нельзя сказать, что это таланты или гении — это юноши, отличающиеся любознательностью, пытающиеся наполнить свою будничную жизнь реальным смыслом. Они ещё не попали в полной мере под «каток всеобщей массовой культуры». Есть у них свой взгляд на мир и на жизнь, но есть и некоторая инертность, которая связана с тем, что современное село очень быстро становится беднее, духовно опустошается, деградирует, социально и экономически расслаивается, теряет прежние механизмы традиционной социокультурной интеграции, объединения людей в целостный и единый этнический мир.

Пессимистичные результаты были получены нами и в ответах старшеклассников на вопрос «Считаете ли Вы себя патриотами Родины?» - 26% старшеклассников откровенно ответили: «нет». Многие старшеклассники в беседах поясняют свою позицию: современной России не нужен патриотизм,

- «в нашей стране все рассуждения о патриотизме -это всего лишь красивые слова, которые часто используются только в предвыборных кампаниях»... «Наше государство использует людей, требуя от них невозможного, а использовав, забрав силы и здоровье, выбрасывает на помойку, в нищету». - Таких мнений очень много, они свидетельствуют об утрате юношеством не только социального оптимизма, уверенности в своем будущем, но и почти полном отсутствии подлинного патриотизма, любви к своей Родине. Россия быстро превращается в общество «лишних» людей, «потерянных» людей, общество, в котором талант и потенциал человека остается невостребованным, нереализованным, ненужным. Понятно, что для большинства размышлявших над этим вопросом старшеклассников остались вне поля зрения «любовь к отеческим гробам», «любовь к родному пепелищу» - тем важным духовным святыням, нравственным ценностям, которые определяют отношение человека к Родине, делают это отношение эмоционально окрашенным, наполняют

его личностным смыслом. Правда, есть и другие откровения: «Мне здесь всё дорого. Я люблю свою деревню, свой край. Пусть «новые русские» уезжают за границу, а нам и здесь хорошо». Но таких взглядов не много - они скорее «исключение из правила» -это мнение не большинства, а единиц.

Большинство ребят настроены демократически, живут ожиданием значительных перемен в экономике страны, особенно в аграрном секторе, много спорят о судьбе «национальных проектов». Тем не менее, достаточно заметная часть старшеклассников придерживается традиционных социальнополитических ориентаций, связанных с коллективным ведением хозяйства, общественной собственностью на землю...

По мнению 53% старшеклассников, они не нужны своей Родине, поэтому многие из них готовы покинуть страну при первой возможности. Девятиклассник Александр К. пишет: «Родина для меня - это место, где мне хорошо. Мне все равно, где я буду жить, главное - чтобы была хорошая работа, приличная зарплата, и я не думал, как прокормить семью. Я хочу, чтобы мои дети чувствовали себя счастливыми и никогда не завидовали другим». Это мнение достаточно типично для ребят. Юношеский нигилизм, отчетливо проявляющийся в 14-16 лет, подкрепляется «идеологическим вакуумом», который сложился в обществе на рубеже двух столетий. «Деидеологизация» воспитания превратилась в социальную апатию, перешла в социальный нигилизм, социальную пассивность, инертность, которая пробудила индивидуализм, социальное отчуждение, доминирование личного над общественным, социальный эгоизм. Такое проявление социальной активности юношества идет вразрез со сложившимися общественными представлениями о традициях русского крестьянства, об образе жизни русского человека.

Каждая историческая эпоха устанавливает свои ценности, и это в первую очередь связано с уровнем развития общества, состоянием его духовной культуры в целом. Анализируя нынешнее российское общество, можно утверждать, что крушение ценностной основы личности приводит к разрушению целого государства. Падение нравственных ориентиров, идеологический нигилизм старшего поколения ведет к искажению истинных человеческих ценностей в сознании юношей и девушек. Для современных старшеклассников коллективные

интересы довольно часто не представляют никакого значения. На первое место выходят личные интересы. Анализируя ответы старшеклассников на анкетный опрос (использовалась методика М. Рокича), нами была выявлена иерархия терминальных и инструментальных ценностей. Располагая ценности в порядке значимости для себя, на первое место старшеклассники поставили «Семью», далее следуют «Карьера», «Здоровье», «Достаток», «Любовь». Последние позиции по шкале ценностей заняли «Коллектив», «Гуманизм», «Интересы других людей», «Мнение окружающих». Заметим, большинство старшеклассников считают, что для создания крепкой семьи необходим материальный достаток, стремление всех членов семьи к финансовой стабильности и независимости. Чаще всего в ответах старшеклассников преобладает прагматическое отношение к жизни.

Для большинства старшеклассников собственное мнение является определяющим в решении ряда жизненно важных вопросов. В последние годы наблюдается рост эгоистических тенденций в сознании и поведении юношей и девушек. Основными девизами в жизни сегодняшних старшеклассников являются утверждения «Все средства хороши», «Прежде всего - ты, а потом уже

- все остальные», «Живи одним днем и только», «Мне хорошо — и это главное!», «Никогда и ни о чем не жалей», «У каждого - своя мораль», «Сколько людей

- столько и принципов», «Каждый - сам за себя»...

Конечно, полученные эмпирические материалы слишком «малы» для масштабов целой страны, целого этноса; конечно, в обществе достаточно здоровых и нравственно устойчивых молодых людей. Однако изменения «в малом» не происходят «сами по себе», - они результат глобальных изменений человеческого сознания, изменений в национальной культуре. Именно этими изменениями и обусловлены значительные изменения в содержании воспитания юношества, в его результатах. Коренные изменения в культуре и образовании страны начинаются с отдельного учебного заведения, педагогического коллектива. Если педагогический коллектив школы стремится к личностному развитию каждого школьника, создает условия для развития его интересов и наклонностей, то можно смело прогнозировать существенные положительные изменения и в ученической среде в целом. Изменение отношения к своей Родине сначала небольшой группы

ребят порождает «цепную реакцию», следствием которой оказывается изменение отношения многих.

Понятно, что многое в этом деле зависит от родителей, социального окружения, классных руководителей, но особенно велика здесь роль классного коллектива. Степень самостоятельности, проявления активного интереса старшеклассников к истории страны, коллективная оценка и самооценка поступков и дел способны пробудить в ребятах стремление к саморазвитию, самовоспитанию, а от этого зависит уже гражданская позиция каждого юноши и девушки, их отношение к жизни, к своей Родине, своему народу. Эта деятельность неизбежно приведет к росту гражданственности, патриотизма, обогащению общекультурного и исторического кругозора ребят, расширению и углублению их духовных интересов.

Внутренние и внешние по отношению к школьной воспитательной системе условия этнокультурного развития могут вызывать синдром этнической, или этнокультурной маргинальное™ (А.Б. Мулдашева, А.В. Сухарев). Этническая маргинальность - это наличие в психике человека разнородных элементов, отношений, характерных для различных, зачастую весьма далеких друг от друга этносов. Упомянутые выше исследователи считают, что последствиями запущенной этнокультурной маргинальное™ в период интенсивного социального и личностного развития подростка могут выступать депрессивные расстройства, невротические реакции, нравственная незрелость, асоциальность и девиантность [Сухарев А.В. Некоторые аспекты этнофункционального подхода к проблеме образования в России // Психологический журнал. -2005. - Т. 26. - № 2. - С. 91-101]. В свою очередь, эти состояния нередко доминируют в качестве предпосылок сниженной обучаемости школьников, их наркотизации и делинквентного поведения. В современных условиях этнокультурной мозаичности среды воспитания для обеспечения оптимального социально-личностного развития школьников, особенно на младшей ступени образования, необходимо снижение степени этнофункциональной неоднородности информационных, психологопедагогических воздействий, в т.ч. в содержании учебно-воспитательного процесса.

С позиций этнопедагогического подхода воспитание — это деятельность по передаче и освоению ценностей, духовно-нравственных

ориентиров, исторических традиций конкретной, в данном случае - русской культуры, а не абстрактного «культурно-исторического опыта», как об этом до сих пор пишут в учебниках по педагогике. Единство, относительная однородность культурного поля, в котором осуществляется воспитание, особенно важны на начальных возрастных этапах этого процесса. Это требование отражает очевидную истину: любой живой организм требует относительно однородной, щадящей среды именно на ранних стадиях развития. Поэтому доктрина «мультикультурного образования», имплицитно присутствующая в ряду основных направлений беспощадного реформирования отечественного образования - ни что иное, как прямая угроза информационной безопасности и национальнокультурной идентификации подрастающего поколения.

Итак, очевидная истина состоит в том, что не следует преждевременно знакомить детей с инокультурными ценностями и стереотипами поведения, т.к. для еще незрелой личности переизбыток экзотических этнокультурных элементов информационно перегружает и обессиливает (астенизирует) психику ребенка, вызывает социальную инфантильность и нарушения в развитии. Взвешенное ограничение потребления детьми до 1012 лет разнородной этнокультурной информации имеет защитное и адаптационное значение, т.к. именно в этот период формируется адаптационный потенциал личности и ее иммунитет по отношению к чужеродным информационно-культурным

воздействиям. Эти новообразования крайне необходимы для последующей переработки все нарастающих потоков этнокультурной информации в современном обществе, для безвредного приобщения воспитанников русской школы к «мировой культуре», к ценностям, относящимся даже к весьма экзотическим мировоззрениям и стереотипам поведения. Речь не идет о воспитании как погружении исключительно в монокультурную среду - вещь невозможная в условиях усиления процессов глобализации. Но ограничение этнокультурной разнородности информационнообразовательных и воспитательных сред представляется совершенно необходимым. Для этого, прежде всего, требуется беспристрастный анализ образовательных программ и планов, в том числе программ воспитания, школьных мероприятий,

досуговых и семейных дел с точки зрения этнокультурного, духовно-нравственного

содержания, которым они наполнены. Дальнейшая работа должна предусматривать существенное уменьшение количества этнокультурных рассогласований. В этом отношении показателен опыт школ Израиля, Вальдорфских школ, где содержание учебно-воспитательного процесса в максимальной степени этнокультурно согласовано с традиционной культурой региона рождения и проживания детей.

В более благополучные для бытия русской культуры времена (в середине 60-х гг. XIX века) К.Д.

Ушинский написал полемически острую статью «О необходимости сделать русские школы русскими», в которых желал «занять вместо всех прочих одну черту из западного образования - черту уважения к своему Отечеству; а мы ее-то, именно ее, единственно годную для заимствования во всей полноте, и пропустили. Не мешало бы нам занять ее не за тем, чтоб быть иностранцами, а лишь за тем, чтоб не быть ими посреди своей родины» [Ушинский К.Д. педагогические сочинения: В 6 тт. - Т.2. - М., 1988. -

С. 360].

Е.И. Тихомирова, Д.С. Тихомирова

СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ФАКТОР ПРОДУКТИВНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Социальное воспитание объективно призвано предоставлять человеку возможность продуктивной самореализации. Самореализация рассматривается нами как цель, средство, условие и результат наращивания личностного потенциала. Мы выделяем несколько направлений продуктивной самореализации личности в процессе социального воспитания: стратегическое, определяющее установку участников процесса социального воспитания на самореализацию; технологическое, раскрывающее технологию процесса самореализации; субъектноличностное, обеспечивающее приобретение опыта самореализации в процессе социального воспитания личности [1].

В связи с модернизацией Российского образования, в целом, особое место в социальном воспитании, в частности, отводится технологиям продуктивной самореализации личности. Такие технологии целесообразно интенсивно разрабатывать, внедрять и исследовать. В лаборатории субъектной самореализации Самарского государственного педагогического университета, разработаны и широко внедряются в деятельность образовательных учреждений разнообразные технологии субъектной самореализации. Среди них выделим: технологии организации деятельностного, информационного, коммуникативного пространства; технологии продуктивной субъектной самореализации; технологии продуктивного взаимодействия;

технологии личностной успешности; технологии развития положительных эмоций; технологии креативного разнообразия (см. подробнее 2).

Современные тенденции социального

воспитания можно охарактеризовать следующим образом: технологичность, индивидуализация, инновационность. Социальное воспитание

продуктивно развивается в образовательных учреждениях. Миссия образовательного учреждения определяется его названием «образовательное». Следовательно, она заключается в том, чтобы дать образование как интегрированный образ мира, развивая социальные, профессиональные и личностные компетенции. Основная миссия учреждений образования реализуется в социальных ожиданиях обучающихся и в уровне профессиональной компетентности преподавателей. Технологии продуктивной самореализации личности обеспечивают эффективные результаты учебновоспитательного процесса в образовательном учреждении. В частности, воспитание как организованный процесс субъектной

самореализации, в образовательной среде учреждения становится наиболее эффективным при условии: технологической разработанности процесса самореализации; освоении современных

продуктивных технологий субъект субъектного взаимодействия. Прогнозируемым результатом такого процесса является воспитанность как форма

©Е.И. Тихомирова. Д.С. Тихомирова, 2007

12*>

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.