Научная статья на тему 'Социально-педагогические основы мониторинга физического состояния детей 7-11 лет с задержкой психического развития'

Социально-педагогические основы мониторинга физического состояния детей 7-11 лет с задержкой психического развития Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
408
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / МОНИТОРИНГ / ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / ДИАГНОСТИКА / ТЕСТИРОВАНИЕ / CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION / MONITORING / PHYSICAL CONDITION / DIAGNOSTICS / TESTING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Костенко Александр Борисович

В данной статье отражается система физического воспитания младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР). Автор определил мониторинг социально-педагогического характера с учетом уровня физического состояния и указал на основе экспериментального анализа слагаемые предпосылок здорового образа жизни, роль психолого-педагогических, социальных и оздоровительных взаимосвязей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Костенко Александр Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social-pedagogical bases of monitoring of a physical condition of children 7-11 years with mental retardation

The article proposes the system of physical education of junior schoolchildren with mental retardation. The author has defined the monitoring of social-pedagogical character in view of a physical condition level and has specified on the basis of the experimental analysis the preconditions of a healthy lifestyle, and the role of psychological, pedagogical, social and health-improving interrelations

Текст научной работы на тему «Социально-педагогические основы мониторинга физического состояния детей 7-11 лет с задержкой психического развития»

УДК 371.92

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОНИТОРИНГА ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ 7-11 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

© А.Б. Костенко

В данной статье отражается система физического воспитания младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР). Автор определил мониторинг социально-педагогического характера с учетом уровня физического состояния и указал на основе экспериментального анализа слагаемые предпосылок здорового образа жизни, роль психолого-педагогических, социальных и оздоровительных взаимосвязей.

Ключевые слова: дети с задержкой психического развития, мониторинг, физическое состояние, диагностика, тестирование.

Демографическое положении России в настоящее время и перспективы его эволюции относятся к числу первостепенных, ключевых элементов, определяющих долговременное развитие нашей страны. В концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 г. среди приоритетов демографического развития в области укрепления здоровья детей ставится задача совершенствования мероприятий, направленных на создание здорового образа жизни, развития физической культуры, спорта и организации досуга.

Современная стратегия оздоровления нации основана на том, что вместо пассивного принятия проводимых органами здравоохранения мер формируется индивидуальная активность самого населения, направленная на заботу о своем здоровье, физическом совершенствовании, оздоровление среды обитания, всего образа жизни, искоренение вредных и внедрение полезных привычек. Физическая культура, являясь составным элементом культуры личности, мощной предпосылкой здорового образа жизни, значительно влияет не только на повышение физической подготовленности, улучшения здоровья, но и на поведение человека в быту и в процессе учебы.

Уровень физической подготовленности детей 7-11 лет с задержкой психического развития (ЗПР) является отражением эффективности функционирования системы физкультурного образования для данной категории детей (специальные и коррекционные учреждения, классы КРО общеобразовательных школ), результативности действующих программ физического воспитания. Очевидно, что организация регулярного контроля

динамики развития физических качеств младших школьников с ЗПР, оптимизация содержания этой деятельности является важной задачей.

Разработка и применение информационной технологии сбора, хранения и обработки данных позволяет осуществлять мониторинг на популяционном уровне и оперировать комплексом качественных и количественных характеристик физической подготовленности учащихся 7-11 лет с ЗПР. Для осуществления такого мониторинга необходимы: унификация критериев и методик оценки состояния здоровья и условий обучения, проживания младших школьников с ЗПР, объективизация данных регулярных обследований, создание системы коррекционных мероприятий [1-7]. В этом нам помогает использование медико-оздоровительной технологии «Навигатор Здоровья» г. Москва, созданной сотрудниками института медико-биологических проблем совместно с Ассоциацией «Народный СпортПарк» и предназначенной для донозологической оценки и повышения резервов соматического здоровья человека на основе объективного контроля кардио-рес-пираторной, нервно-мышечной, костной и других систем организма. Базовым элементом технологии «Навигатор Здоровья» является программа медико-физиологических измерений и стандартных психофизических тестов для контроля функциональных резервов сердечно-сосудистой, дыхательной,

нервно-мышечной, костной и др. систем организма школьников.

Определение уровня физической подготовленности младших школьников с ЗПР необходимо в целях коррекции их физического и психического развития, проверки эффек-

тивности средств и методов педагогического воздействия, выбора наиболее эффективных средств оздоровления.

Очевидно, следует соблюдать преемственность в диагностике физической подготовленности учащихся младших классов с ЗПР, использовать идентичные тесты для старших дошкольников и школьников младших классов. Диагностика должна включать небольшое количество тестов, простых в использовании, имеющих высокую корреляцию с основными показателями здоровья и комплексно характеризующих развитие ребенка. При подборе тестов, определяющих уровень развития двигательных качеств, предполагается, что упражнение настолько просто в исполнении, что степень овладения ребенком техникой упражнения не влияет на результат. По своему содержанию двигательный тест отвечает поставленным целям и задачам только тогда, когда удовлетворяет следующим основным критериям: надежности, стабильности, эквивалентности, объективности, информативности (валидности), а также дополнительным критериям: нормированию, сопоставимости и экономичности.

В системе коррекционной работы тестирование младших школьников с ЗПР помогает решению ряда сложных педагогических задач, таких, например, как выявление уровней развития физических качеств, оценка уровня владения двигательными навыками, соответствие физического развития ребенка возрастным нормам (по программе «Навигатор» - определение индекса физического развития (ИФР)). На основе результатов тестирования можно пополнить, расширить следующие функции:

- сравнивать физическую подготовленность с нормально развивающимися детьми как отдельно исследуемых, так и целых групп;

- проводить отбор для занятий тем или иным видом физических упражнений;

- осуществлять в значительной степени объективный контроль за процессом и результатами обучения;

- выявлять преимущества и недостатки применяемых средств, методов и форм организации занятий;

- составлять обоснованные планы индивидуальных и групповых коррекционных занятий физическими упражнениями;

- включать в активный двигательный режим учащихся начальной школы с ЗПР.

Проведенный нами анализ систем тестирования по существующим программам, материалам, содержащимся в научно-методической литературе и предлагаемым различными авторами, показал, что самыми популярными моторными тестами могут быть: челночный бег 3^10 м; 6-минутный бег; прыжок в длину с места, вис на согнутых руках (для мальчиков); поднимание туловища из положения лежа на спине (девочки); наклон вперед из положения сидя ноги вместе (мальчики, девочки).

Государственным образовательным стандартом по физической культуре определен средний уровень физической подготовленности учащихся по окончании начальной школы на основе оценки следующих физических способностей: скоростных, координационных, скоростно-силовых, выносливости, ловкости, гибкости.

Современные представления о физической подготовленности, ориентированной на здоровье, связаны с кардиореспираторной выносливостью (способность организма совершать работу заданной интенсивности в течение долгого времени); мышечной выносливостью; мышечной силой; антропометрическими показателями и гибкостью; физическая подготовка, ориентированная на совершенствование, включает в себя мышечную мощность, скорость движений, ловкость, координацию и время реакции.

Обязательным требованием к показателям и тестам должна быть пригодность и возможность их использования на весь период обучения в начальной школе. Недопустимо, когда такое двигательное качество, как быстрота или выносливость, оценивается в первом классе с помощью одного контрольного упражнения, а в четвертом - с помощью другого. Это противоречит основным положениям теории тестов и затрудняет отслеживание динамики роста показателей физической подготовленности на протяжении периода обучения школьника с ЗПР в начальной школе.

В ходе цикла исследований, проведенных нами совместно со специалистами из Ассоциации «Народный СпортПарк» по программе «Навигатор Здоровья», была сформирована компьютерная база данных и разрабо-

тана коррекционная программа, дающая возможность оценить индивидуальные и среднегрупповые (по классам в параллели) показатели уровня развития основных физических качеств младших школьников с ЗПР, изучить их динамику на основе тестирования подготовленности в течение учебного года, формировать индивидуальный профиль физической культуры с подготовкой рекомендаций для учителей, оценить среднестатистические показатели уровня сформирован-ности физических качеств половозрастных групп и проанализировать эффективность действующих школьных программ по физическому воспитанию.

Физическую активность учащихся 1-4 классов с ЗПР мы оценивали в процессе социологического опроса с помощью специально разработанной анкеты, которая включает в себя следующие блоки: ценностные ориентации (мотивы, потребности и интересы); уровень физической активности (учебная, спортивная, игровая, активный досуг); уроки физической культуры (значимость предмета, знания, удовлетворенность уроками); самооценка физического развития (вес, рост, физические данные). Следовательно, вся система физического воспитания школьников 1-4 классов с ЗПР направлена на формирование приоритетов здорового образа жизни, применение на практике современных форм и методов повышения уровня их физической активности, реализацию коррекционных программ развития физической культуры в системе основного и дополнительного образования.

Таким образом, основными задачами могут быть:

1) расширение знаний и регулярный мониторинг здоровья детей и их поведения;

2) взаимосвязь между воздействием школы, семьи и других социальных институтов (медицинских, педагогических, социальных и психологических) и стилем жизни учащихся;

3) содействие развитию социальных и здоровьесберегающих программ («Здоровье», «Формула здоровья», «Здоровый ребенок», «Здоровье детям»);

4) выявление уровня физической активности и физической подготовленности учащихся 1-4 классов с ЗПР;

5) определение социальной и педагогической эффективности инновационной деятельности - предоставляемые услуги, программы, улучшение условий и характера труда, социальное обеспечение, психологический климат и характер взаимоотношений как в школе, так и в сфере трудовой деятельности.

Количественные и качественные характеристики учащихся начальной школы с ЗПР позволяют дать структурно-функциональное основание для коррекции учебно-воспитательного процесса по предмету «Физическая культура» в образовательных учреждениях, дошкольных образовательных коррекционных учреждениях.

Наряду с существующими критериями оценки теоретической и практической подготовленности фактический уровень физической активности может быть положен в основу изучения эффективности базовых и вариативных коррекционно-образовательных программ с помощью комплекса специальных диагностических, аналитических и прогностических методов. Они позволяют изучить динамику изменений комплекса ретроспективных, фактических и перспективных показателей, содержащих информацию о двигательной деятельности, ее регуляции и результатах.

Таким образом, основными результатами использования социально-педагогического

мониторинга физической культуры учащихся 1-4 классов с ЗПР являются:

- оптимизация учебного процесса по физическому воспитанию в общеобразовательной школе;

- совершенствование управления социально-педагогическими условиями, оказывающими влияние на физическую активность и состояние здоровья;

- включение школьника с ЗПР в активный двигательный режим;

- осознание своей роли в системе коррекционного обучения и воспитания;

- подготовка учащихся 1-4 классов к обучению в среднем звене учебного процесса;

- определение наиболее значимых направлений в физическом воспитании.

1. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. М., 1999.

2. Бутко Г.А. Особенности формирования двигательных навыков у дошкольников с задержкой психического развития: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2002.

3. ГодикМ.Л. Спортивная метрология. М., 1988

4. Дмитриев А.А. Коррекция двигательных нарушений у учащихся вспомогательной школы средствами физического воспитания. Красноярск, 1987.

5. Мастюкова Е.М. Диагностика и коррекция аномалий психического развития у детей. М., 1988.

6. Мозговой В.М. Развитие и коррекция двигательных функций учащихся с нарушениями интеллекта в процессе физического воспитания: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2005.

7. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. Н. Новгород, 1994.

Поступила в редакцию 11.01.2009 г.

Kostenko A.B. Social - pedagogical bases of monitoring of a physical condition of children 7-11 years with mental retardation. The article proposes the system of physical education of junior schoolchildren with mental retardation. The author has defined the monitoring of social - pedagogical character in view of a physical condition level and has specified on the basis of the experimental analysis the preconditions of a healthy lifestyle, and the role of psychological, pedagogical, social and health-improving interrelations.

Key words: children with mental retardation, monitoring, physical condition, diagnostics, testing.

УДК 371.92

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА ЗАНЯТИЯХ БАСКЕТБОЛОМ

© В.Б. Болдырева

Представленный в статье материал способствует коррекции двигательной деятельности детей с нарушением интеллекта, занимающихся баскетболом в совершенствовании технико-тактической подготовки и координационных способностей. Определены упражнения и их координационная направленность в различных двигательных режимах: ходьбе, беге, прыжках и работе с мячом.

Ключевые слова: координационные способности, умственная отсталость, координационные упражнения, дополнительные занятия.

В качестве отправной точки при определении понятия «координационные способности» может служить термин «координация» (от лат. coordination - согласование, сочетание, приведение в порядок).

Что же касается самого определения «координация движений», то содержание этого понятия более многообразно, чем буквальный перевод с латинского. В настоящее время существует большое количество определений координации движений. Все они в той или иной степени подчеркивают какие-то отдельные аспекты этого сложного явления (физиологический, биомеханический, нейрофизиологический, кибернетический).

При развитии координационных способностей педагогу приходится решать как общие, так и частные задачи, определение которых осуществляется на основе компонентов, характеризующих качество управления различными видами двигательных действий.

Так, например, общая задача совершенствовать способность к дифференцированию временных параметров движения предполагает решение следующих частных задач: 1) развивать способность к дифференцированию длительности всего движения; 2) развивать способность к дифференцированию длительности отдельных фаз движения;

3) развивать способность к дифференцированию темпа движения.

Для развития координационных способностей применяются упражнения, предъявляющие повышенные требования к согласованию, упорядочиванию движений, организации их в единое целое. Они должны иметь необходимую координационную трудность, сложность для занимающихся; содержать элементы новизны, необычности; отличаться большим многообразием форм выполнения движений, неожиданностью решений двигательных задач; включать задания по регулированию, контролю и самооценке различных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.