Научная статья на тему 'Социально-педагогические факторы отклоняющихся от норм поведения и развития'

Социально-педагогические факторы отклоняющихся от норм поведения и развития Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
512
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТКЛОНЕНИЕ ОТ НОРМЫ / НЕНОРМАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ / БИОЛОГИЧЕСКИЙ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ / СОЦИАЛЬНЫЙ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКТОРЫ / DEVIATION FROM THE NORM / ABNORMAL BEHAVIOUR AND DEVELOPMENT / BIOLOGICAL / PSYCHOLOGICAL / SOCIAL / PEDAGOGICAL FACTORS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Федорова Наталья Владимировна, Боревич Галина Владимировна

В статье акцент сделан на выявлении факторов ненормального развития и поведения. В большей степени исследовалось поведенческое отклонение от нормы детей и подростков. Анализируются внешние (социальные и педагогические) и внутренние (биологические и психологические) факторы ненормального. В статье уточняется понимание понятия «фактор», который согласно точке зрения И.С.Морозовой в зависимости от аспекта рассмотрения может выступать и как движущая сила, и как причина, и как условие возникновения того или иного феномена. В контексте данного исследования под фактором понимаются причины, порождающие ненормальное поведение или развитие. Не смотря на то, что в каждом конкретном случае имеет место уникальное сочетание факторов, тем не менее, можно определить некоторые общие тенденции в формировании ненормального поведения и развития. В одних теориях сконцентрировано внимание, в основном, на роли воспитания в возникновении и развитии ненормальных форм поведения, в то время как в других на индивидуальных особенностях человека. Анализируя этот вопрос, следует отметить, что эта закономерность прослеживается как в зарубежных, так и в отечественных исследованиях. В ходе анализа психолого-педагогической литературы было установлено, что ненормальное развитие и поведение имеет многофакторную обусловленность, в которой социальный, педагогический, биологический и психологический факторы представлены в едином неразрывном комплексе на протяжении всего периода формирования противоречащего общепринятым нормам. Так, биологический фактор действует на уровне психобиологических предпосылок, которые затрудняют адаптацию человека. Психологический фактор проявляется в избирательном отношении индивида к нормам, ценностям, формам активности, что теснейшим образом связано с особенностями саморегуляции. Важно, в каких социальных, политических и экономических условиях живет человек (социальный фактор) и кто и как его воспитывает (педагогический фактор). Эти факторы в своем тесном переплетении взаимообусловливают или дополняют формирование ненормальной личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-EDUCATIONAL FACTORS OF DEVIANT BEHAVIOR AND DEVELOPMENT

The article focuses on identifying factors of abnormal development and behaviour. To the greater extent, the behavioural deviation of children and adolescents is investigated. The external (social and pedagogical) and the internal (biological and psychological) factors of the abnormal are analyzed. The article clarifies the understanding of the concept of "factor". According to I. S. Morozova's point of view it can act as a motive power, as a reason and as a condition for a phenomenon origin. In the context of this study, a factor is taken by the causes of abnormal behaviour or development. Despite the fact that in each case there is a unique combination of factors, one can nevertheless determine some general trends in the formation of abnormal behaviour and development. In some theories, the focus is mainly concentrated on the role of education in the emergence and development of abnormal forms of behaviour, while in the others it is concentrated on the individual characteristics of a person. Analyzing this issue, it should be noted that this pattern can be seen both in foreign and domestic studies. The analysis of psychological and pedagogical literature showed that abnormal development and behaviour has a multi-factor conditionality, where social, pedagogical, biological and psychological factors are presented in one inseparable complex of formation period contrary to the generally accepted norms. Thus, the biological factor works at the level of psychobiological prerequisites that impede human adaptation. The psychological factor is manifested in the selective attitude of the individual to the norms, values, forms of activity, closely related to the peculiarities of self-regulation. It is important in what social, political and economic conditions a person lives (a social factor) and who and how educates him (a pedagogical factor). These factors in their close interaction interrelate or elaborate the formation of an abnormal personality.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогические факторы отклоняющихся от норм поведения и развития»

УДК 378, ББК 88.4 © Н.В.Федорова, Г.В. Боревич

Н.В. Федорова, Г.В. Боревич СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ОТКЛОНЯЮЩИХСЯ ОТ НОРМ ПОВЕДЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

В статье акцент сделан на выявлении факторов ненормального развития и поведения. В большей степени исследовалось поведенческое отклонение от нормы детей и подростков. Анализируются внешние (социальные и педагогические) и внутренние (биологические и психологические) факторы ненормального. В статье уточняется понимание понятия «фактор», который согласно точке зрения И.С.Морозовой в зависимости от аспекта рассмотрения может выступать и как движущая сила, и как причина, и как условие возникновения того или иного феномена. В контексте данного исследования под фактором понимаются причины, порождающие ненормальное поведение или развитие. Не смотря на то, что в каждом конкретном случае имеет место уникальное сочетание факторов, тем не менее, можно определить некоторые общие тенденции в формировании ненормального поведения и развития. В одних теориях сконцентрировано внимание, в основном, на роли воспитания в возникновении и развитии ненормальных форм поведения, в то время как в других - на индивидуальных особенностях человека. Анализируя этот вопрос, следует отметить, что эта закономерность прослеживается как в зарубежных, так и в отечественных исследованиях.

В ходе анализа психолого-педагогической литературы было установлено, что ненормальное развитие и поведение имеет многофакторную обусловленность, в которой социальный, педагогический, биологический и психологический факторы представлены в едином неразрывном комплексе на протяжении всего периода формирования противоречащего общепринятым нормам.

Так, биологический фактор действует на уровне психобиологических предпосылок, которые затрудняют адаптацию человека. Психологический фактор проявляется в избирательном отношении индивида к нормам, ценностям, формам активности, что теснейшим образом связано с особенностями саморегуляции. Важно, в каких социальных, политических и экономических условиях живет человек (социальный фактор) и кто и как его воспитывает (педагогический фактор). Эти факторы в своем тесном переплетении взаимообусловливают или дополняют формирование ненормальной личности.

Ключевые слова: отклонение от нормы, ненормальное поведение и развитие, биологический, психологический, социальный, педагогический факторы.

Как показал анализ психолого-педагогической литературы, ненормальное рассматривается с позиции психологии и педагогики как ненормальное поведение и как ненормальное развитие, таким образом, расширяя сферу ненормального заданную в социологии. Особо следует отметить изученность достаточно большого числа факторов влияющих на появление ненормального. При этом само понятие «фактор» неоднозначно. В словаре иностранных слов фактор рассматривается, исходя из этимологии этого слова (factor - лат. делающий, производящий), как движущая сила, причина какого-либо процесса, явления [12]. Практически идентичное определение зафиксировано в психологическом словаре-справочнике, где фактор трактуется как движущая сила, причина, существенное обстоятельство, влияющее на то или иное явление [2].

Нам импонирует точка зрения И.С. Морозовой, которая пишет, что в зависимости от аспекта рассмотрения фактор может выступать и как движущая сила, и как причина, и как условие. Так, если процесс рассматривается как функционирование личности, то фактор в этом случае выступает в виде условия протекания этого процесса. Если нас интересуют какие-то изменения в процессе, то фактор понимается как причина этих изменений. Если же рассматривать процесс как развитие, то под фактором следует понимать его движущие силы [9].

В контексте данных рассуждений, применительно к теме нашего исследования под фактором мы понимаем причины, порождающие ненормальные действия, ненормальное поведение или развитие.

Безусловно, в каждом конкретном случае имеет место уникальное сочетание факторов, тем не менее, можно определить некоторые общие тенденции в формировании ненормального поведения и развития. В одних теориях сконцентрировано внимание, в основном, на роли воспитания в возникновении и развитии ненормальных форм поведения, в то время как в других - на индивидуальных особенностях человека. Анализируя этот вопрос, следует отметить, что эта закономерность прослеживается как в зарубежных, так и в отечественных исследованиях. Так, в некоторых западных теориях подчеркивается ведущая роль индивидуальных особенностей человека. Сторонники этих теорий исходят из того, что есть люди, более чем другие, предрасположенные к ненормальному поведению, поскольку у них существуют физиологические факторы, которые могут служить причиной проявления такого поведения. Это так называемые «биологические» теории К. Андессона, Д. Квэя, С. Магнюссона, Ф. Статтина, С. Грофа, Ч. Ломброзо, З. Фрейда и др.

Так, итальянский психиатр и криминалист Ч. Ломброзо считал, что люди предрасположены

к определенным типам поведения по своему биологическому складу и что «ненормальный тип» есть результат деградации на более ранних стадиях эволюции. Согласно Ч. Ломброзо, «врожденного» ненормального можно определить по ряду анатомо-антропологических признаков, таких, например, как массивная, выдвинутая вперед челюсть, сплющенный нос, редкая борода, низкий лоб, приросшие мочки уха и др. Отсюда, система мер предупреждения ненормальности, согласно Ч. Ломброзо, должна включать в себя лечение, полную изоляцию и прямое физическое уничтожение ненормальных.

Близка по своей сути к вышеназванной теория Дж. Коулмена, который считает, что у каждого человека есть биологически обусловленные периоды («пики»), способствующие возникновению ненормального в поведении и развитии. Он выделяет пик полового созревания, пик установления взаимоотношений со взрослыми и сверстниками и т.п. [5]. Трудно не согласиться с Дж. Коулменом, хотя бы в отношении того, что, например, подростковый возраст, характеризующийся ускоренным и неравномерным развитием, отягощает физическое и психическое состояние ребенка. Как следствие - повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, неадекватные эмоциональные реакции, непредсказуемость поведения и частая смена настроения, что может стать факторами ненормального поведения.

Таким образом, различные патологии, отклонения в развитии организма и психики, имеющие как наследственный или врожденный характер, так и возникающие под влиянием неблагоприятных условий жизни составляют психобиологические предпосылки, как

ненормального поведения, так и ненормального развития. Они способны затруднять социальную адаптацию индивида, не являясь при этом предопределяющей причиной ненормального поведения.

В советский период психологи и педагоги не имели возможности объективно и системно изучать природу ненормального, поэтому выделяя его факторы, исследователи делали акцент на личностных качествах человека. Этот акцент сохраняется и сегодня. Так, в качестве факторов ненормальности отечественные психологи и педагоги выделяют установки (К.Е. Игошев), направленность личности (А.Г. Ковалев, Г.М. Миньковский, Г.М. Потанин, А.М. Яковлев), ценностно-нормативную систему личности (Ю.А. Васильева,

A.И. Долгова, А.С. Шаров), систему потребностей (Д.И. Фельдштейн), акцентуации характера (В.В. Ковалев, В.Г. Козюля, А.Е. Личко, А.А. Реан,

B.В. Юстицкис), особенности самосознания (А.Ю. Кржечковский, В.С. Чудновский, дефектность психической саморегуляции (М.И. Еникеев, О.Л. Кочетков, Е.И. Манапова) и др.

В качестве наиболее распространенного мнения следует назвать то, что склонность к ненормальности связана как со степенью аномалии

характера (психопатии, акцентуации), так и с ее типом. Как правило, дисгармоничность характера является фактором риска ненормального поведения. Наиболее подвержен ненормальности, как утверждают исследователи, неустойчивый, гипертимный и эпилептоидный (возбудимый) типы акцентуации характера. Особенно необходимо подчеркнуть криминогенность возбудимого типа, который отличается повышенной агрессивностью, импульсивностью и низкой лабильностью [11, 139-143].

Многие авторы склонны в качестве фактора ненормальности выделять антисоциальную направленность. При этом используются разные термины: «антиобщественная ориентация личности», «криминогенная деформация личности»,

«антисоциальная направленность», «противоправная мотивация», «антиобщественная установка». Во всех случаях речь идет о специфической мотивации, выступающей непосредственной причиной поведения противоречащего правовым нормам. Данные термины обозначают систему наиболее устойчивых и доминирующих мотивов личности - внутренних побуждений, потребностей, установок, ценностей, интересов и убеждений.

По мнению Д.И. Фельдштейна, в качестве основного фактора нарушения норм следует рассматривать степень деформации потребности личности, так как характер деформаций мотивационно-потребностной сферы неопровержимо свидетельствует о нарушении процесса взаимодействия личности и общества [13]. Например, у подростков, есть несколько актуальных потребностей: физиологическая потребность (неудовлетворенная физическая и сексуальная активность), потребность в безопасности, в независимости и привязанности, в успехе, самореализации и развитии собственного Я. Поведенческие проблемы подросткового возраста могут быть связаны и с поиском путей удовлетворения основных потребностей. Так, американский психолог Г. Кэплан после ряда произведенных им исследований сделал вывод, что пониженное самоуважение личности статистически связано со всеми видами поведения противоречащего нормам. Следовательно, не только деформация в системе потребностей, но и неудовлетворенные потребности могут выступать фактором ненормального поведения [6].

К факторам ненормального поведения следует отнести также различные неблагоприятные индивидуально-психологические особенности

развития эмоционально-волевой, мотивационной и когнитивной сфер личности, включая такие дефекты, как снижение эмпатийности, индифферентность интересов, низкая познавательная активность, безволие, податливость чужому влиянию, импульсивность, взрывчатость, расторможенность, неоправданное упрямство, злобность,

раздражительность, приводящие к нарушению социальной регуляции.

Так, по мнению М.И. Еникеева, при низких регулятивных возможностях индивида социальные и антисоциальные установки и привычки не только не контролируются, но и сами становятся целеобразующими механизмами поведения [4].

Такие индивидуальные особенности, как пол и возраст также могут выступать факторами ненормального поведения. Например, известно, что нарушающее нормы поведение более характерно для мужского пола. Кроме того, существуют типично мужские (изнасилования) и типично женские (проституция) преступления как варианты ненормального поведения криминального характера.

Возрастной фактор определяет своеобразие поведения на разных этапах онтогенеза. О ненормальном поведении принято говорить лишь по достижении определенного возраста (не ранее 6-8 лет). До этого ребенок не может достаточно осознавать свое поведение и контролировать его в соответствии с социальными нормами. Количество преступлений, как правило, возрастает в подростковом возрасте. По результатам большинства статистических данных, отмечается омоложение преступности. А.С. Белкин раскрывает взаимосвязь педагогической запущенности как стойкого, отчетливо выраженного искажения нравственных представлений, невоспитанности чувств и навыков общественного поведения с соответствующими возрастными особенностями и доминирующими факторами нравственного развития ребенка [1].

При этом ненормальные действия подростков являются достаточно осознанными и произвольными. Большая часть проявлений ненормального поведения в виде преступлений, совершенных подростками, -групповые. В группе, как известно, снижается страх наказания, резко усиливаются агрессия и жестокость, снижается критичность к происходящему и себе.

На протяжении ряда лет просматривается тенденция повышения ненормальной активности младших подростков. Количество подростков, состоящих на учете в милиции за совершение общественно опасных деяний до достижения возраста наступления уголовной ответственности, составляет на сегодняшний день 26% от общего числа подучетных, то есть каждый четвертый младший подросток совершает ненормальные действия в виде преступления [3, 244245].

В отдельных случаях, как отмечают некоторые исследователи, в роли психобиологических предпосылок противоправного поведения могут выступать различные физические отклонения от нормы, которые способны негативно проявляться через систему межличностных отношений.

К факторам, способствующим возникновению ненормального поведения, как варианта отклоняющегося от правовых норм, часто относят психопатологию (психопатии, неврозы, умственную отсталость, акцентуации характера, раздвоение личности, деперсонализацию, депрессию). Другими словами, по мнению многих ученых, (Л.А. Ермолина,

И.С. Кон, А.В. Лебедев, М.С. Логинова,

В.В. Чубаровский и др.), делинквентному поведению, как более серьезной, в сравнении с девиантным категорией ненормального, присуще наличие явной или скрытой психопатологии. Исследования показывают, что, действительно, многие виды психических заболеваний проявляются в школьном возрасте именно в различных формах делинквентного поведения. Существует представление о том, что любые формы отклоняющегося от нормы поведения -это переходные, неразвернутые варианты поведенческой психической патологии

(преморбидные состояния). По мнению В.Д. Менделевича, существует отклоняющееся поведение без признаков психопатологии и на базе психопатологии. Одно от другого отличается не причинами, а тем, что патологические отклонения требуют психофармакологического лечения, а непатологические - психологической коррекцией [8].

Мы считаем, что в данном случае смешаны причины и следствия. Наличие у человека невроза, например, необязательно должно привести его к ненормальному поведению. Но, если это заболевание приводит к нарушению установленных норм и правил поведения, то мы имеем дело с нарушением норм из-за болезни, то есть невроз в данном случае есть причина, а не следствие.

Проведенный анализ психолого-

педагогической литературы показал, что в качестве фактора отклоняющегося от нормы поведения в подростковом возрасте может выступать принадлежность его к референтной группе (Э. Агетон, Ю.М. Антонян, С.А. Беличева, А.С. Белкин,

В.Ф. Кондратишко, Р. Мертон, Х. Тремблей, М. Эллиот и др.).

В исследованиях вышеперечисленных авторов отмечается, что ценностные расхождения подростка с миром взрослых делают наиболее значимой связь с ровесниками. У подростков наблюдается обостренная потребность в дружбе, которая часто носит исповедальный характер. Друзья делятся друг с другом интимными переживаниями, сомнениями, радостями и неудачами, от друга ждут не только поддержки, совета, но и оценки своих поступков, качеств, черт характера, возможности как бы видеть себя глазами непредвзятого человека, составить более объективное представление о себе.

Таким образом, наличие целого ряда общих интересов приводит к тому, что подростки, в большинстве своем, группируются в неформальные объединения (не всегда социально одобряемые), играющие роль референтных групп.

Референтные группы являются

специфическими системами отсчета, с помощью которых подросток сравнивает свой статус и взгляды со статусом и взглядами других людей. В этом проявляются две функции референтных групп:

а) функция сравнения, заключающаяся в том, что группа нужна индивиду в качестве эталона, с которым он сравнивает свое поведение;

б) нормативная функция: с помощью эталонной

группы ее члены подвергают нормативной оценке свое поведение. Личность сознательно начинает считать себя членом данной группы и стремится осуществить в своем поведении ее ценности [10].

Исследования влияния референтных групп показали, что молодые люди обычно окружены друзьями, имеющими такое же, как и у них самих, ненормальное поведение. Молодежь влияет друг на друга. Чем больше времени молодые люди проводят в ненормальном окружении, тем труднее им вернуться к нормальной жизни. Эти подростки ведут антиобщественный образ жизни, возможно, потому, что их идентичность может быть подтверждена именно в антисоциальной среде. Возможно, также им присуща парциальная блокада социального интеллекта, следствием которой являются негативные поведенческие установки.

Фактором, влияющим на формирование ненормальности, является и семья (Д.Г. Джонсон, Ь. НегеИег). Как показывают данные многих психологических и педагогических исследований, отрицательные семейные условия являются одним из важнейших факторов формирования личности с ненормальными стереотипами поведения. Скандалы родителей, физические наказания, естественно, приводят к воспитанию вспыльчивости, повышенной возбудимости, несдержанности у детей. Тепличные условия, отстранение детей от любой активной деятельности приводят к их инфантильности и неспособности преодолевать жизненные трудности

[14].

Еще одним значимым педагогическим фактором, влияющим на поведение детей, как отмечает ряд исследователей (Ш. Глюк, Д. Долмен и А. Линдстром, Н. Олофссон, Г. Рилей, Г. Сарнекки, К. Шоу и др.) является не только воспитание, но и образование. Например, Ш. Глюк считает ненормальное поведение врожденным и вполне естественным, а вот нормативное поведение, по его мнению, должно усваиваться в процессе обучения и воспитания ребенка. Неофрейдисты высказывают мнение о том, что нарушающее социальные нормы поведение ребенка бессознательно культивируется родителями, которые таким образом удовлетворяют свои побуждения, противоречащие нормам поведения

[7].

Любой из этих вариантов можно рассматривать как семейный симптом, поскольку все проявления связаны с нарушением социального взаимодействия, основы которого закладываются в раннем детстве в условиях семейного воспитания.

Выделенные факторы позволяют организовать в рамках педагогического процесса полноценную коррекционную работу с детьми и подростками. В рамках концепции коррекционно-развивающего образования и воспитания детей и подростков коррекционная деятельность занимает центральное положение в едином педагогическом процессе. Коррекция как самостоятельная единица педагогического процесса должна иметь самостоятельный выход, взаимодействовать

с социальной средой, поскольку для коррекционно-педагогического процесса она является не компонентным элементом, а окружающей сферой, той самой границей поля взаимодействия и взаимовлияния компонентов единого педагогического процесса.

Социальная среда оказывает влияние на всех этапах коррекционного процесса, она определяет социальные цели общего образования; становление и разностороннее развитие личности учащегося; его социализацию и компенсацию недостатков в общем развитии; усвоение социального опыта человечества в доступной форме. Одним словом, система коррекционно-педагогической работы направлена на то, чтобы реабилитировать и социально адаптировать школьника с отклонениями в развитии и поведении к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным членом общества.

Основные направления коррекционной работы могут быть обозначены как стратегические: терапия средой - корректирующее воздействие на ребенка средовыми факторами (природными, социальными); специфическая организация учебного процесса (его коррекционная направленность); целенаправленный подбор культурно-массовых и оздоровительных мероприятий; психогигиена общения и семейного воспитания.

Содержательно, коррекционно-педагогическая деятельность, по нашему мнению должна быть направлена не только на решение проблем в познавательной деятельности. Ее направленность представляется гораздо шире: на формирование мировоззрения и социально значимых знаний, умений и навыков. Вся коррекционно-педагогическая деятельность должна быть ориентирована и нацелена на высокий результат. Она должна быть пронизана идеей сотрудничества и взаимодействия между субъектами коррекционно-педагогического процесса, между ученическим и педагогическим коллективом. Коррекционно-педагогическая деятельность должна опираться на прочную базу координации усилий не только школы, но и семьи, и социума в решении задач предупреждения, преодоления недостатков в развитии и поведении детей и подростков, в формировании у них социально значимых качеств личности.

Итак, развитие ненормального имеет многофакторную обусловленность, в которой социальный, педагогический, биологический и психологический факторы представлены в едином неразрывном комплексе на протяжении всего формирования поведения противоречащего общепринятым нормам.

Биологический действует на уровне психобиологических предпосылок, которые затрудняют адаптацию человека. Психологический фактор проявляется в избирательном отношении индивида к нормам, ценностям, формам активности, что теснейшим образом связано с особенностями саморегуляции. Важно, в каких социальных, политических и экономических условиях живет

человек (социальный фактор) и кто и как его воспитывает (педагогический фактор). Эти факторы в своем тесном переплетении взаимообусловливают или дополняют формирование ненормальной

личности. Коррекционная работа должна занимать центральное положение в едином педагогическом процессе, а основные ее направления могут быть обозначены как стратегические.

Библиографический список

1. Гилинский, Я.И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений» [Текст] / Я.И. Гилинский. - СПб.: Юрид. центр «Пресс», 2004. - 332 с.

2. Дьяченко М.И. Психологический словарь-справочник [Текст] / М.И. Дьяченко, А.А. Кандыбович. -Минск: Харвест, 2001. - 576 с.

3. Егоров, А.Ю. Расстройства поведения у подростков: клинико-психологические аспекты [Текст] / А.Ю. Егоров, С.А.Игумнов. - СПб.: Речь, 2005. - С. 244-245.

4. Еникеев, М.И. Общая, социальная и юридическая психология. Краткий энциклопедический словарь [Текст] / М.И. Еникеев, О.Л. Кочетков. - М.: Юрид. лит., 1997. - 448 с.

5. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов [Текст] / Ю.А. Клейберг. - М.: ТЦ «Сфера», 2003 - 160 с.

6. Кон, И.С. Психология ранней юности [Текст] / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1989. - 255 с.

7. Королев, В.В. Психические отклонения у подростков-правонарушителей [Текст] / В.В. Королев. - М.: Медицина,1992. - 206 с.

8. Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения [Текст] / В.Д.Менделевич. - М.: «МЕДпресс», 2001. - 432 с.

9. Морозова И.С. Психологические факторы и механизмы интенсификации познавательной деятельности личности: автореф. дисс. ... д-ра. психол. наук: 19.00.01 [Текст] / И.С. Морозова. - Новосибирск, 2006. - 40 с.

10. Налчаджян, А.А. Социально - психологическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии) [Текст] / А.А. Налчаджян. - Ереван: Изд-во АН.Арм. ССР, 1988. - 263 с.

11. Реан, А.А. Характерологические особенности подростков-делинквентов [Текст] / А.А. Реан // Вопросы психологии. - 1991. - № 4. - С. 139-143.

12. Словарь иностранных слов. - М.: Рус. яз., 1998. - 608 с.

13. Фельдштейн, Д.И. Трудный подросток [Текст] / Д.И. Фельдштейн. - Душанбе: «Ирфон», 1972. -

184 с.

14. Шнейдер, Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков [Текст] / Л.Б.Шнейдер. - М.: Акад. проект, 2005. - 336 с.

References

1. Gilinskiy, Ya. I. Deviantologiya: sociologiya prestupnosti, narkotizma, prostitucii, samoubijstv i drugih «otklonenij» [Deviantology: sociology of crime, narcotism, prostitution, suicide and other "deviations"] [Text] / Y. I. Gilinsky. - SPb.: The faculty of law. «Press», 2004. - 332 p.

2. D'yachenko M. I. Psihologicheskij slovar'-spravochnik [Psychological dictionary] [Text] /M. I. Dyachenko, A. A., Kandybovich. - Minsk: Harvest, 2001. - 576 p.

3. Egorov, A. Y. Rasstrojstva povedeniya u podrostkov: kliniko-psihologicheskie aspekty [Disorders of behavior in adolescents: clinical and psychological aspects] [Text] / A. Y. Egorov, S. A. Igumnov. - SPb.: Speech, 2005. -P. 244-245.

4. Enikeev, M. I. Obshchaya, social'naya i yuridicheskaya psihologiya. Kratkij ehnciklopedicheskij slovar' [General, social and legal psychology. Brief encyclopedic dictionary] [Text] / M. I. Enikeev, A. L. Kochetkov. -M.: Yurid. lit., 1997. - 448 p.

5. Kleiberg, J. A. Psihologiya deviantnogo povedeniya: uchebnoe posobie dlya vuzov [the Psychology of deviant behavior: textbook for universities] [Text] / J. A. Kleiberg. - Moscow: shopping center "Sphere", 2003 - 160 p.

6. Kon, I. S. Psihologiya rannej yunosti [Psychology of early adolescence] [Text] / I. S. Kon. - M.: Education, 1989. - 255 p.

7. Korolev, V. V. Psihicheskie otkloneniya u podrostkov-pravonarushitelej [Mental disorders in juvenile offenders] [Text] / V. V. Korolev. - M.: Medicine, 1992. - 206 p.

8. Mendelevich V. D. Psihologiya deviantnogo povedeniya [Psychology of deviant behaviour] [Text] / V. D. Mendelevich. - M: «Medpress», 2001. - 432 p.

9. Morozova I. S. Psihologicheskie faktory i mekhanizmy intensifikacii poznavatel'noj deyatel'nosti lichnosti: avtoref. diss. ... d-ra. psihol. nauk: 19.00.01 [Psychological factors and mechanisms of intensification of cognitive activity of the individual: author. Diss. ... d-RA. the course of studies. Sciences: 19.00.01] [Text] / I. S. Morozov. -Novosibirsk, 2006. - 40 p.

10. Nalchadzhyan A. A. Social'no - psihologicheskaya adaptaciya lichnosti (formy, mekhanizmy i strategii) [Social - psychological adaptation of personality (forms, mechanisms and strategies)] [Text] / A. A. nalchadzhyan. -Yerevan: publishing house of the Academy of Sciences of Armenian SSR, 1988. - 263 p.

11. Rean, A. A. Harakterologicheskie osobennosti podrostkov-delinkventov [Character traits of delinquent teenagers] [Text] / A. A. Rean // Questions of psychology. - 1991. - No. 4. - P. 139-143.

12. Slovar' inostrannyh slov. [Dictionary of foreign words.] - M.: Russian language., 1998. - 608 c.

13. Feldstein, D. I., Trudnyj podrostok [a troubled teenager] [Text] / D. I. Feldstein. - Dushanbe: «Irfon», 1972. - 184 c.

14. Schneider, L. B. Deviantnoe povedenie detej i podrostkov [Deviant behavior of children and adolescents] [Text] / L. B. Schneider. - Moscow: Akad. project, 2005. - 336 p.

SOCIO-EDUCATIONAL FACTORS OF DEVIANT BEHAVIOR AND DEVELOPMENT

Natalia V. Fedorova,

Associate Professor, Omsk State Pedagogical University Galina V. Borevich, Lecturer, Department of Foreign Languages Omsk State Pedagogical University

Abstract. The article focuses on identifying factors of abnormal development and behaviour. To the greater extent, the behavioural deviation of children and adolescents is investigated. The external (social and pedagogical) and the internal (biological and psychological) factors of the abnormal are analyzed. The article clarifies the understanding of the concept of "factor". According to I. S. Morozova's point of view it can act as a motive power, as a reason and as a condition for a phenomenon origin. In the context of this study, a factor is taken by the causes of abnormal behaviour or development. Despite the fact that in each case there is a unique combination of factors, one can nevertheless determine some general trends in the formation of abnormal behaviour and development. In some theories, the focus is mainly concentrated on the role of education in the emergence and development of abnormal forms of behaviour, while in the others it is concentrated on the individual characteristics of a person. Analyzing this issue, it should be noted that this pattern can be seen both in foreign and domestic studies.

The analysis of psychological and pedagogical literature showed that abnormal development and behaviour has a multi-factor conditionality, where social, pedagogical, biological and psychological factors are presented in one inseparable complex of formation period contrary to the generally accepted norms.

Thus, the biological factor works at the level of psychobiological prerequisites that impede human adaptation. The psychological factor is manifested in the selective attitude of the individual to the norms, values, forms of activity, closely related to the peculiarities of self-regulation. It is important in what social, political and economic conditions a person lives (a social factor) and who and how educates him (a pedagogical factor). These factors in their close interaction interrelate or elaborate the formation of an abnormal personality.

Keywords: deviation from the norm, abnormal behaviour and development, biological, psychological, social, pedagogical factors.

Сведения об авторах:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Федорова Наталья Владимировна - кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и педагогической психологии ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет» (644099, Российская Федерация, г. Омск, Набережная им. Тухаческого,14) e-mail: tashafed@mail.ru.

Боревич Галина Владимировна - старший преподаватель кафедры иностранных языков ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет» (644099, Российская Федерация, г. Омск, Набережная им.Тухаческого,14) e-mail: galinaborevich@mail.ru.

Статья поступила в редакцию 21.03.2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.