УДК 378
Алешина С.А.
Оренбургский государственный педагогический университет E-mail: [email protected]
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ДОМИНАНТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматриваются проблемы совершенствования высшего образования как компонента стратегической государственной политики центрированной на повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Выделены факторы образовательной политики педагогического университета. Обоснована важность создания инструментария государственного регулирования профессиональной подготовки педагога.
Ключевые слова: образовательная политика, социально-ориентирован-ная образовательная стратегия, факторы образовательной политики университета, педагогическое образование, профессиональная подготовка, образовательные услуги.
Исследование последствий научного прогресса, определяющего социально-экономическое развитие современного общества, выявляет как позитивные тенденции, так и реальности, содержащие социальные вызовы и угрозы. Обозначился разрыв между экономическим и социальным прогрессом, не удовлетворяющим потребности развития и социализации личности в интересах, как общества, так и самого человека, его интеллектуального, культурного, духовно-нравственного развития. Действенным средством решения означенных задач является высшее образование как компонент государственной политики и принципиально значимый феномен общественной жизни. Особое внимание необходимо уделить педагогическому образованию, как социокультурному феномену, претерпевающему значительные затруднения в развитии и модернизации на современном этапе.
В меняющемся мире, где политические границы, рыночная экономика и способы коммуникации меняются беспрецедентно быстро, именно университеты ведут пересмотр тех знаний и навыков, которые требуются от сегодняшних и потребуются от завтрашних выпускников. Прежде всего, им предстоит ответить на требования общества, переживающего период глобализации, соответствующими учебными планами и соответствующей образовательной политикой.
Современный университет в системе высшего образования решает самые разнообразные задачи: профессиональная подготовка граждан для активной производственной и социальной деятельности, передача знаний последующим поколениям, обеспечение интеллектуального, морального, духовного, экономического развития общества и личности. Анализ сложившейся
практики деятельности университета как специального института социальной сферы общества позволяет выделить следующие аспекты: § современный университет представляет собой значимую социальную, государственную и личностную ценность;
§ результат его деятельности - подготовленный специалист высшей квалификации - является качественной характеристикой и учебного заведения, и его образовательного процесса;
§ образовательный процесс и научная деятельность, реализуемые в конкретных формах, требуют всех видов обеспечения;
§ современный университет является целостным единством, он связан конкретными отношениями с потребителями образовательных услуг: обществом, государственными структурами, предприятиями, отдельными гражданами и, вместе с тем, является сложным по структуре, целям и решаемым задачам социальным институтом с разнообразными внутренними отношениями и связями [5].
Проблема государственной образовательной политики является традиционным объектом внимания со стороны зарубежных и отечественных авторов, рассматривавших различные ее аспекты. Концептуальное обоснование роли и места образования в современном общественном развитии разрабатывали A.A. Андреев, Е.П. Белозерцев, Е.В. Бондаревская, Б.С. Гер-шунский, В.И. Жуков, B.C. Лазарев, В.А. Садовничий, О.В. Смолин и другие. Конкретизированы основные направления разработки проблемы: взаимосвязь общества и образования, политики и образования, управление современным образованием, актуальные проблемы российской образовательной политики, зарубеж-
ный и отечественный опыт в образовательной сфере и др. [2, 3, 6, 11].
Необходимо в свете выше обозначенного создание новой, социально-ориентированной образовательной стратегии педагогического образования, не порывающей с достижениями предшествующих поколений и нацеленной на улучшение жизни последующих поколений. Стратегические направления модернизации отечественного педагогического образования в содержательной и организационно- правовой сферах. Учеными доказано, что ее результатом должна оказаться перестройка всей системы формирования педагогических кадров, главной задачей которой станет переход от подготовки «педагогов индустриальной эпохи» к подготовке «педагогов информационного общества». Обращено внимание на то, что новый облик педагогической профессии поможет поднять жизненно необходимые для нее престиж и ценность в современном российском обществе.
Достижение новационных ориентиров совершенствования педагогического образования при этом возможно на основе решения ряда задач, среди которых следующие:
§ обеспечение реальной доступности населения к возможностям получения нового качественного образования;
§ увеличение инвестиций в человеческие ресурсы;
§ развитие новых форм получения образования, в особенности в сфере профессионального образования;
§ формирование общекультурного диапазона знания и обеспечение его преемственности с новым научным знанием;
§ развитие позитивной образовательной мотивации студенчества [7].
Актуальность введения социальных императивов и приоритетов современной образовательной политики в жизнедеятельность Оренбургского государственного педагогического университета обусловлена следующими основными социальными и педагогическими факторами.
Во-первых, социальными последствиями постиндустриальной эпохи, научно-технической революции, которые подчинили культурное развитие человека и человечества прагматическим потребностям экономики. Образование постепенно перестало быть социальным, стало технократическим, отражая не столько потребности личности, сколько потребности и приоритеты материально-технического компо-
нента. Требуется приведение в соответствие целей образования и его социальных потребностей. Потеряв ценностно-культурные функции, образование постепенно перестало быть способом и механизмом социализации личности, средством наращивания и прироста интеллектуального опыта, передачи социального опыта человечества из поколения в поколение, а не обслуживанием только текущих потребностей прибыльного индустриального развития.
Во-вторых, в условиях традиционно сложившихся международной и национальных систем образования актуальной задачей является реформирование и совершенствование этих систем на основе тех приоритетов и принципов, которые адекватно соответствуют изменившимся реальностям общественного развития. И если человечество считает, что без информатизации и компьютеризации ему в настоящее время не обойтись, то эту современную тенденцию и реальность необходимо сделать таким содержанием образования, которое отвечает и потребностям самой личности. К сожалению, педагогическая практика свидетельствует о том, что этот процесс осуществляется спонтанно, неконцептуально, неуправляемо и необеспеченно. Ссылки на неблагоприятный характер экономической конъюнктуры не могут считаться убедительными, поскольку образование - дело государственное, требующее всемерной поддержки.
В-третьих, качественным изменением концептуальной и практической парадигмы образовательной деятельности и образовательной практики, обусловленным потребностями социального прогресса. В настоящее время вполне определенно обозначился переход от парадигмы поддерживающего образования к парадигме инновационного образования [5]. Постиндустриальное общество - это общество не наращивания добывающих отраслей промышленности, а эпоха наращивания человеческого капитала, что означает превращение образования в наиболее приоритетную производительную отрасль.
В современном мире произошло осознание того, что цивилизационные успехи государства определяются не столько состоянием и развитием материально-технической основы общественной жизни, сколько их системами образования, степенью образованности граждан, высокопрофессиональной и подготовленной на всех уровнях рабочей силой, что высвечивает новую историческую миссию образования во всем мировом сообществе. Человеческий капитал превращается
в основную силу и самый эффективный фактор производственной жизни, заменив традиционные ресурсы производства - землю, сырье, финансово-промышленный капитал на знания, умения, изобретательность, культуру, «объем человеческой мысли», творческие способности человека. В частности, если такие реальности постиндустриализма, как информатизация и компьютеризация не внедрить в систему образования, то ее развитие на традиционной основе будет неизбежно порождать социальные пороки - безработицу, социальную нестабильность, люмпенизацию, криминализацию. В свою очередь инновационное образование предполагает переход к образовательным услугам опережающего характера, которые наиболее полно соответствуют формированию личности и прогрессу самого общества [9].
В-четвертых, потребностями разрешения извечного противоречия между тенденцией унификации различных образовательных стратегий на основе требований цивилизованности и общечеловечности и развития специфики и национального своеобразия образовательных систем отдельных государств. И первая, и вторая тенденции являются, в известной степени, ограничителями в развитии образовательных систем и проведении образовательной политики государства. Образовательная практика современных государств, свидетельствует о неприемлемости прямого заимствования достижений иных образовательных систем без учета специфики национальных социокультурных оснований [10]. Методологически постулат о соединении тенденции унификации и национальной почвенности может звучать следующим образом - сохранение многообразия в единстве и достижение единства в многообразии.
В-пятых, своеобразием и особенностями современного этапа в развитии системы образования Российской Федерации, необходимостью реформирования этой системы и преодоления уже возникших перекосов и трудностей в процессе первоначальных преобразований. Многие организационные элементы существовавшей в прошлом системы образования не только выдержали проверку опытом, но и стали предметом внимания и заимствования зарубежными учеными и практиками в области образования. В данном случае органичное соединение процессов модернизации и традиционной организации становится неотъемлемой частью российской государственной образовательной политики [8].
При этом необходим поиск пути постепенного и государственно-обеспеченного наращивания образовательного потенциала общества в совокупности с использованием возможностей негосударственного способа развития образовательных услуг.
Длительность экстенсивного развития российской экономики в прошлом и ее продолжающееся кризисное состояние в настоящем убедительно свидетельствуют о том, что наука и образование в современной России не являются средством интеллектуализации производства и экономики. Необходима приоритетность образовательной сферы, способной к саморазвитию и противодействию привнесенным негативным явлениям, что делает образование важнейшим средством обеспечения национальной безопасности, выживаемости страны в условиях конкурентного сосуществования с другими государствами [4].
В-шестых, современным состоянием развития самой системы образования, образовательных технологий и образовательных услуг, для которых стали характерны: возрастание роли информационных компонентов образования, ставка на совершенствование опережающего образования, возросшая роль дистанционного образования на основе развития информационных и телекоммуникационных технологий [1].
Нелишне с точки зрения актуальности проблемы напомнить и о том, что образование и образованность являются непременным атрибутом и параметром практической пользы и эффективности современной политики и экономики. Наука поставляет политической практике многовариантный выбор политических решений. Сам же выбор конкретного варианта социально-политических преобразований и его практическая реализация всецело зависят от позиции, степени интеллектуальности и образованности политической элиты, особенно в переходно-кризисных обстоятельствах.
Государство не располагает достаточными ресурсами для того, чтобы система образования России быстро и качественно обновилась. С другой стороны, то, что делалось и делается в целях реформирования самой системы образования, к сожалению, не стало предметом социального согласия в обществе и находится в состоянии дискуссий со стороны видных ученых, педагогов и политиков.
Так, система образования, для которой педагогический университет готовит специалистов,
за последние годы серьезно изменилась. Она стала вариативной, учителя работают по различным программам, включая авторские; вводятся интегрированные, новые для школы курсы; действуют вариативные учебники; идет активная дискуссия о профильном обучении. От учителя требуются научно-исследовательские навыки, умение проектировать современный образовательный процесс. Кроме того, предстоит отработать стыковку разных уровней и ступеней непрерывного образования. Кто может обеспечить необходимое для работы в новых условиях качество подготовки педагогов? Исследование показывает, что специалиста (учителя и магистра) для всех ступеней школы, включая профильную, могут готовить только те вузы, которые реализуют принципы фундаментального образования, имеют сильные научные школы, аспирантуру и докторантуру, опыт подготовки специалистов для системы образования и активно ведут инновационную деятельность. Нельзя согласиться с попытками принизить роль фундаментальной научной составляющей педагогического образования школы XXI в. Только на уровне научно обоснованной политики в сфере образования и при активном участии ученых можно преодолеть сегодняшние недостатки образовательной стратегии. При этом важно всемерно укреплять и усиливать систему педагогического образования. Особое место в системе занимают педагогические университеты, образовательная стратегия которых призвана быть предельно социоориен-тированной в современной ситуации, требующей гармонизации в согласовании интересов личности и общества.
Назовем лишь некоторые взаимосвязанные проблемы, с которыми сталкивалась и продолжает сталкиваться система педагогического образования:
§ несоответствие современного педагогического образования социальным преобразованиям в стране;
§ отсутствие государственного прогноза на подготовку кадров (имеющийся прогноз носит усредненный характер и не отражает демографические тенденции в регионах);
§ ограниченное использование информационных технологий обучения; ограниченная территориальная и социальная доступность педагогического образования;
§ отсутствие службы отбора абитуриентов в педагогические учебные заведения, слабая профессиональная мотивация абитуриентов;
§ исключение муниципалитетов из процесса взаимодействия с учреждениями педагогического образования;
§ слабость научной разработки проблем организации управления и подготовки педагогических кадров;
§ недостаточное финансирование педагогической подсистемы, низкое материальное положение ее ключевых субъектов.
Немаловажным является факт, активно обсуждаемый в обществе и изученный социологами относительно предстоящих перемен в системе педагогического образования. Социологические исследования автора, проведенные среди учителей и касающиеся оценок перспектив модернизации педагогического образования, показывают: 52% респондентов считают большинство педагогических вузов вполне способными выполнять требования общества к «новому учителю», 30% полагают, что далеко не все вузы готовы к реализации такого социального заказа, 5% настроенных отрицательно учителей отмечают, что на это способны лишь отдельные вузы страны, 13% учителей затруднились выразить свое мнение по поводу перспектив модернизации педагогического образования [7].
Интересна позиция действующих учителей в отношении привлечения в сферу образования непедагогических работников. 75% респондентов считают такое нововведение способствующим модернизации. 43% ответивших думают, что приток таких специалистов в сферу образования положительным образом повлияет на перемены в этой сфере. 57% поддержавших идею, тем не менее, уверены, что таких желающих будет немного. 25% респондентов не поддерживают эту идею. Причем больше половины из них (60%) считают, что ничего с приходом таких людей в систему образования не изменится, 40% отрицательно ответивших (или около 11% от всех опрошенных) полагают, что это только ухудшит ситуацию в образовании.
Обобщая степень разработанности проблемы в современной отечественной и зарубежной литературе, можно сделать следующие выводы: § в отечественной педагогической науке начинается осознание мирового опыта образовательной практики, который приобретен в последние десятилетия;
§ современная российская практика деятельности университетов, реформирования их образовательной политики испытывает острую потребность в концептуальном социально-педаго-
гическом обеспечении по многим направлениям ее преобразования и совершенствования;
§ в работах, освещающих современные образовательные проблемы, отсутствует достаточное научное понимание соотношения между общим, профессиональным и педагогическим высшим образованием, педагогической, социально-педагогической и образовательной практикой деятельности университета;
§ во взглядах на состояние и характер современной системы образования в России, на пути ее качественного совершенствования и развития нет единого понимания того, что должно стать содержанием императивов и приоритетов отечественной образовательной политики, а что составляет социальные риски, которые следует предотвратить.
Таким образом, в целях совершенствования образовательной политики в педагогическом
университете необходимо создание условий для обеспечения качественного осуществления образовательного процесса, отвечающего требованиям развития науки и образования, а также современного рынка труда. Повышение эффективности реализации образовательной политики в системе высшего педагогического образования возможно путем расширения сети информирования вузовского сообщества, распространения методик и конкретных вузовских практик, совершенствования программ мониторинговых исследований и формирования основ диагностической системы, без которых эффективная модернизация вузов невозможна. Требуется также дальнейший углубленный научный анализ и объяснение несоответствия между актуальностью проблемы исследования и ее отражением в социально-педагогической практике деятельности педагогического университета.
23.06.2011
Список литературы:
1. Балыхин, Г.А. Проблемы устойчивого развития российской системы образования / Г.А. Балыхин, А.П. Бердашкевич,
A.В. Калинин. - М.: Издание Гос. думы, 2010. - 192 с.
2. Белозерцев, Е.П. Педагогика профессионального образования: учеб. пособие / Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г. Пашков. - М.: Академия, 2008. - 368 с.
3. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е.В. Бондаревская. - Ростов н/Д.: РГПУ, 2000. - 352 с.
4. Горюнова, Л.В. Основные направления подготовки мобильных специалистов педагогического профиля в условиях глобализации [Электронный ресурс]: режим доступа: http://ideashistory.org.ru/a28.html.
5. Гринь, А.М. Управление ресурсным обеспечением современного университета в условиях организационных изменений. Автореф. дис... д.э.н. / А.М. Гринь. - Новосибирск, 2008. - 42 с.
6. Жуков, В.И. Высшая школа России: исторические и современные сюжеты / В.И. Жуков. - М.: МГСУ: Союз, 2000. - 625 с.
7. Засыпкин, В. П. Модернизация педагогического образования: социологический анализ. Автореф. дис. д. социол. н. /
B.П Засыпкин. - Екатеринбург, 2010. - 44 с.
8. Каковкина, Н.В. Современные проблемы государственной образовательной политики в Российской Федерации на примере вузов г. Москвы. Автореф. дис. к. полит. н. / Н.В. Каковкина. - М., 2010. - 24 с.
9. Панарин, В.И. Образовательная политика как социально-философская проблема. Автореф. дис. д. филос. н. / В.И. Панарин. - Новосибирск, 2005. - 44 с.
10. Салми, Д. Российские вузы в конкуренции университетов мирового класса / Д. Салми, И. Фрумин. - М.: Информационное общество, 2007. - 49 с.
11. Смолин, О.Н. Политика в области образования и образовательная политика / О.Н. Смолин // Народное образование. -2003. - №5. - С. 25 - 29.
Сведения об авторе: Алешина Светлана Александровна, ректор Оренбургского государственного педагогического университета, канд. пед. наук, доцент 460844, г.Оренбург, ул. Советская, д. 19, (3532) 772452, е-mail: [email protected]
UDC 378 Ateshina S.A.
Orenburg state pedagogical university, е-mail: [email protected] SOCIAL-PEDAGOGICAL IMPROVEMENT DOMINANT IN UNIVERSITY EDUCATION
The article considers the improvement of university education as a strategic component of the state policy, aimed at the available qualitative education conforming to the demands of innovative economy and modern public and individual needs. The author points out the factors of educational policy of a pedagogical university. The article states the necessity of providing means for the state control of teacher's vocational training.
Key words: educational policy, socially targeted educational strategy, university educational policy factors, pedagogical education, vocational training, educational services.