Научная статья на тему 'Социально-педагогическая деятельность в системе дополнительного образования'

Социально-педагогическая деятельность в системе дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3265
316
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SOCIAL AND EDUCATIONAL ACTIVITIES / СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ / SOCIAL EDUCATOR / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ADDITIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горобец Даниил Валентинович, Моцовкина Елена Владимировна

В статье рассматриваются социально-педагогические аспекты деятельности социального педагога в системе дополнительного образования, его цели, принципы, задачи, а также формы и методы работы с детьми и подростками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social and Pedagogical Activities in Additional Education System

The article deals with the social and educational aspects of the social teacher in additional education system, its targets, principles, objectives and methods of work with children and teenagers.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогическая деятельность в системе дополнительного образования»

20/6/2

components of socio-pedagogical support, the corresponding tasks and forms of its implementation.

Key words: socio-pedagogical support, socialization, professional development, disabilities.

ЛИТЕРАТУРА

1. Актуальные проблемы обучения и воспитания людей с особыми потребностями: сб. науч. трудов / под общ. ред. П. Н. Талан-чука, А. Ф. Никулиной. - К.: Ун-т «Украина», 2011. - Вып. 8. - 574 с.

2. Богинская Ю. В. Социально-педагогическая поддержка студентов с ограниченными возможностями в высших учебных заведениях: теория и практика: монография. - Ялта: РИО РВУЗ «КГУ», 2012. - 384 с.

3. Буровая Г. В. Жизненные стратегии студенческой молодежи с функциональными ограничениями здоровья: социологические аспекты: автореф. дис. ... канд. социол. наук. -Харьков, 2010. - 20 с.

4. Рокотянская Л. О. Компоненты социально-педагогического сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в вузе // Проблемы современного педагогического образования: сб. статей. - Ялта: РИО ГПА, 2015. - Вып. 48. -Ч. 1. - С. 241-248.

5. Тюптя Л. Т. Психокоррекционные методы работы с людьми с особыми потребностями / Л. Т. Тюптя, А. В. Тюптя // Актуальные проблемы обучения и воспитания людей с особыми потребностями: тезисы докладов IV международной научно-практической конференции. - К., 2003. - С. 107-109.

Д. В. Горобец, Е. В. Моцовкина

УДК 37.013.42:374

СОЦИАЛЬНО-

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В СИСТЕМЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

С итуация, которая сложилась в социально-политических и социокультурных условиях в Российской Федерации, оказывает большое влияние на систему образование в целом, в том числе и на систему дополнительного и дополнительно-профессионального образования. Тема места и роли дополнительного образования в целостно-педагогическом процессе обучающихся всегда остается открытой для дискуссий.

Политика государства Российской Федерации в области воспитания, обучения детей и молодежи нашла свое отражение в Программе развития воспитания в системе образования Российской Федерации.

Дополнительное образование детей и подростков - составная часть образования и воспитания, сущностное мотивированное коммуникативное образование и воспитание, позволяющее обучающемуся (ребенку) приобрести новую устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно в обществе. Многими исследователями, такими как Г. Д. Сорокоумова, В. А. Горохов, А. Л. Загорский, Л. А. Кохонова, Е. И. Огарева, дополнительное образование детей (подростков) подразумевается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации и внедрение дополнительных образовательных программ [1].

В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» внешкольные учреждения преобразованы в учреждения дополнительного образования, а система вне-

школьного образования преобразована в систему дополнительного образования, дополнительно-профессионального образования.

Научные аспекты дополнительного образования, его сущность, содержание и специфику изучали такие отечественные ученые, как В. В. Абраухова, В. А. Березина, Л. Н. Буй-лова, И. А. Верба, М. Б. Коваль, О. Е. Лебедев, Е. Н. Медынский, Т. И. Сущенко, Л. И. Филатова. Исследователями рассмотрены особенности методической работы в кружке, проблемы их решения.

Система дополнительного образования в образовательном учреждении регулируется рядом нормативных правовых актов: Законом Российской Федерации «Об образовании»; Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей и подростков; Концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы в регионах Российской Федерации; Концепцией модернизации дополнительного образования детей и подростков; Санитарными правилами и нормативами и др.

Сферой дополнительного образования называют деятельность по получению знаний и навыков за пределами обязательного государственного стандарта, которая должна удовлетворять разнообразные интересы ребенка (подростка).

Дополнительное образование детей как педагогическое явление обладает целым рядом качественно новых возможностей, новшеств и нововведений, которых нет (или они слабо выражены) у основного:

- личностная ориентация образования;

- профильность в общеобразовательном учреждении;

- практическая направленность на ребенка (подростка);

- мобильность;

- многофункциональность обучения;

- разноуровневость в обучении и воспитании;

- разнообразие содержания, форм, методов образования как следствие свободы педагога, педагога-психолога, работающего в системе дополнительного образования;

- индивидуализация новых методов и методик образования и воспитания как необходимое условие спроса на дополнительное образование;

- реализация воспитательной функции обучения через активизацию деятельности обучающихся;

- реализация ориентационной функции в содержании учебного материала.

Дополнительное образование детей решает ключевые задачи социального развития регионов Российской Федерации и влияет на новое качество жизни, приобщение юношей и девушек к здоровому образу жизни и к моральным жизненным принципам. А педагог-психолог в дополнительном образовании способствует этому процессу. Работа педагога-психолога в дополнительном образовании содействует полноценному развитию детей так называемой группы риска. Работа педагога-психолога направлена на предупреждение их противоправного поведения. Педагог-психолог в дополнительном образовании курирует процесс дополнительного обучения и воспитания своих обучающихся, осуществляет мотивацию и контроль их явки на занятия по дополнительному образованию. Педагог-психолог содействует организации досуга этих детей (подростков) [5].

Учреждения дополнительного образования отличаются от общеобразовательных учреждений социального воспитания детей и подростков своим своеобразием учебно-воспитательной работы с детьми и подростками. Учреждения имеют общедоступный, массовый, самодеятельный и общественно полезный характер деятельности детей, отличающийся практическими и личностно значимыми для каждого ребенка задачами. В учреждениях дополнительного образования М. Б. Коваль выделяет различные виды такой работы. Например, массовые и групповые виды предметно-практической деятельности, которые способствуют вовлечению детей и подростков в объединение, требуют от обучающегося проявления определенных умений, навыков, добросовестного отношения к делу.

К ним относят комплексные игры, творческие праздники, конкурсы, фестивали, со-

20/6/2

ревнования. Такие формы дают возможность детям (подросткам) испытать свои силы, заслужить одобрение, сравнить свои достижения с достижениями товарищей, добиться лучших результатов. Можно отметить, что такие виды деятельности становятся своеобразной рекламой, привлекающей детей проводить свой досуг во внешкольном учреждении; они также стимулируют подростков к достижению новых результатов и, наконец, становятся тестовым показателем результативности деятельности детей и педагогов дополнительного образования [5].

Социально-педагогическая деятельность -это педагогическая деятельность, направленная на социальную защиту ребенка (подростка) и оказание ему помощи в организации себя, своего досуга, своего психологического и эмоционального, экономического состояния, на установление нормальных (доверительных) отношений в семье, в школе, в обществе; на организацию его обучения и воспитания; реабилитацию и адаптацию [2].

Задача педагога-психолога - создание условий личностно утверждающей ситуации, которая актуализирует потенциал саморазвития личности ребенка (подростка), его адаптацию в социуме. Достоинство ситуации как метода воспитания в том, что ее нельзя создать для некого усредненного ребенка или класса. Личностно утверждающая ситуация для конкретного ребенка или подростка своя. В ситуации можно выделить наиболее скрытую информацию о внутреннем мире ребенка, которую трудно или просто невозможно получить с помощью анкет, интервью, наблюдений, бесед.

Приоритетные направления в деятельности педагога-психолога в системе дополнительного образования:

- свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности, которые ему позволят самореализоваться в социуме;

- ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка, его моральные принципы;

- возможность свободного самоопределения ребенка;

- единство обучения, воспитания, развития;

- практико-деятельностная основа образовательного и воспитательного процесса.

В дополнительном образовании к основным социально-педагогическим задачам относят:

- обеспечение необходимых условий (обучения и воспитания) для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого развития детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет;

- адаптация их к жизни в социуме;

- формирование общей культуры поведения;

- организация досуговой деятельности ребенка (подростка);

- удовлетворение потребности детей в занятиях физической культурой и спортом.

Педагог-психолог, согласно «Закону об образовании Российской Федерации», организует образовательный и воспитательный процесс в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы обучающихся одного возраста, или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения (например, клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры, спортивные секции), а также индивидуально [1].

Личностный подход способен осуществлять лишь тот педагог-психолог, который обладает необходимым набором личностных качеств, таких как эмпатийность, вера в возможности и способности каждого ребенка, открытость, отзывчивость, отношение к ребенку как к уникальной личности. Результаты личностно ориентированного воспитания выражаются в отношении педагога-психолога и обучающихся к общей деятельности, сотрудничеству, друг к другу, в психологическом самочувствии, самооценке, росте личностных достижений каждого ребенка.

Проблема определения нормативных прав деятельности педагога-психолога сопрягается с проблемой определения принадлежности института, чьи интересы защищаются педа-

гогом-психологом. Документация педагога-психолога, система документирования получила название делопроизводства, и включает создание документов, работу с ними, хранение [3].

Социально-педагогические аспекты присутствуют в деятельности любого педагога-психолога в общеобразовательном учреждении дополнительного образования, несмотря на то, что многие из них не имеют в штате педагога-психолога. Несмотря на то, что многие работники этих учреждений не имеют педагогического образования, не понимают и не знают социально-педагогических форм, методов и технологий работы с детьми. И деятельность педагога-психолога лишь косвенно направлена на решение социально-педагогических проблем обучающихся. Развитие творческого потенциала и стремление к формированию познавательного интереса, повышение коммуникативной компетенции и изменение социального статуса ребенка (подростка) в коллективе своих сверстников, формирование у ребенка (подростка) разнообразных умений и навыков и расширение кругозора - все это и многое другое из того, что происходит с обучающимся в системе дополнительного образования, прямо или косвенно способствует его дальнейшей социализации и решению других социально-педагогических проблем, вплоть до коррекции девиант-ного поведения подростков [4].

Достижение достаточных показателей и результатов не только в профессиональной подготовке своих обучающихся, но и в решении социально-педагогических задач, возможно в том случае, если в образовательном учреждении дополнительного образования сформировано учебно-воспитательное пространство для детей и подростков. Именно оно является важным фактором, формирующим позитивную социальную адаптацию у ребенка в детском сообществе, а значит, требует осознанного подхода: научной разработки, поэтапного и последовательного формирования, отслеживания развития, анализа результатов и т. д.

В социально-педагогической деятельности выделяют основные функции, способст-

вующие социализации детей и подростков в системе дополнительного образования: социальную и психологическую.

Социальная функция направлена на удовлетворение:

а) социальной потребности - требований социума, формирующихся на стыке культуры, образования и здоровья населения;

б) родительской потребности спроса -представлений о том, что необходимо или недостает их ребенку: занятости по времени, дополнительной профессиональной подготовки, образования по дополнительным предметам, решения проблем неполной семьи, престижности занятий, адаптации, здоровья;

в) детской потребности познавательного и личностного развития, общения, досугово-го удовлетворения и времяпровождение. Детский спрос динамичен и развивается, поскольку он меняется в ходе развития, взросления ребенка, при формировании жизненного кредо, а также в зависимости от возраста и соответствующего ему типа ведущей деятельности;

г) экономической потребности - возможности стабильного заработка (основного, дополнительного, с неполным рабочим днем и т. д.) для взрослых, и дополнительной профессиональной подготовки для детей и подростков;

д) юридическо-правоохранительной потребности - профилактики девиантного и асоциального, противоправного поведения детей в обществе.

Психологическая функция выполняет следующие задачи:

а) развивающую - создание образовательной среды, обеспечивающей условия для физического и психического развития детей (реализация детских интересов, приобретение умений и навыков. Ребенок, не имея возможности проявить себя в семейной, школьной среде, может проявить себя в дополнительном образовании и самоутверждении и самореализации;

б) компенсаторную - психологическая компенсация неудач в семье, в общеобразовательном учреждении и в личном плане;

20/6/2

в) релаксационную - возможность отдохнуть от жесткой регламентации поведения в семье и в школе;

г) консультационную - для педагогов, родителей и детей [2].

Педагог-психолог в дополнительном образовании помогает детям, их родителям и опекунам в выборе кружковой работы по интересам и секций увлечений. В обязанности педагога-психолога в дополнительном образовании входит и посещение детей и их семей на дому, анализ семейного благополучия и социально-бытовых условий жизни своих воспитанников. Если возникает такая необходимость, то педагог-психолог в дополнительном образовании обращается в органы опеки и социальной защиты своего региона за помощью. В случае необходимости педагог-психолог в дополнительном образовании становится «адвокатом» и наставником своих подопечных и защищает их интересы в различных учреждениях, государственных органах и в различных административных комиссиях.

Таким образом, социально-педагогическая деятельность в общеобразовательном учреждении дополнительного образования детей (подростков) включает учебно-воспитательную деятельность учреждений в целом; решает актуальные проблемы социального воспитания детей и подростков, социальной защиты детства: массовую, культурно-досуговую и рекреативно-оздоровительную работу с детьми и семьей; комплексные программы работы с детьми, требующими особого педагогического внимания (детьми-инвалидами, сиротами, детьми с асоциальным поведением, детьми из неблагополучных семей и пр.); образовательную деятельность в многообразии ее содержания и форм учебных и творческих занятий, если их методическая инструментовка позволяет детям приобретать новый социальный опыт, способствует их профессиональному самоопределению и создает условия для творческого труда и развития физического здоровья.

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются социально-педагогические аспекты деятельности соци-

ального педагога в системе дополнительного образования, его цели, принципы, задачи, а также формы и методы работы с детьми и подростками.

Ключевые слова: социально-педагогическая деятельность, социальный педагог, дополнительное образование.

SUMMARY

The article deals with the social and educational aspects of the social teacher in additional education system, its targets, principles, objectives and methods of work with children and teenagers.

Key words: social and educational activities, social educator, additional education.

ЛИТЕРАТУРА

1. Об образовании в Российской Федерации: закон Рос. Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3: в редакции от 21 июля 2014 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://минобрнауки.рф.

2. Басов Н. Ф. Социальный педагог: Введение в профессию: учеб. пособ. для студ. вузов / Н. Ф. Басов, В. М. Басова, А. Н. Кравченко. - М.: Академия, 2006. - С. 256-259.

3. Дополнительное образование детей: учеб. пособ. для вузов / под ред. О. Е. Лебедева. - М.: Владос, 2006. - 256 с.

4. Евладова Е. Б. Дополнительное образование детей: учеб. пособ. для студ. учреждений средн. проф. образования / Е. Б. Ев-ладова, Л. Г. Логинова, Н. Н. Михайлова. -М., 2003. - 352 с.

5. Коваль М. Б. Педагогика внешкольного учреждения: хрестоматия. - Оренбург, 1993.

6. Козлова Е. В. Педагогические условия социального воспитания школьников во внеучебной деятельности: дисс. ... канд. пед. наук. - Оренбург: ОГПУ, 2000. - 168 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.